Цифровизация ритейла как фактор достижения технологического лидерства в сфере торговли
Веремеенко О.С.1
, Яброва О.А.1, Филиппова В.С.1![]()
1 Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 11 (Ноябрь 2025)
Аннотация:
В статье авторами систематизирован материал об основных трендах цифровизации российского ритейла с достигнутыми результатами и перспективами развития. Определены приоритетные направления инвестиций в цифровые технологии в розничной торговле в России, такие как: оптимизация бизнес-процессов, внедрение искусственного интеллекта для персонализации предложений, омниканальные модели, роботизация и автоматизация, кибербезопасность, обработка и хранение данных. Выделены крупнейшие ИТ-поставщики цифровых решений, формирующие предложение на исследуемом рынке, лидером среди которых является компания Softline. Структурированы данные о наиболее востребованных ИТ-решениях на рынке ритейла (AI (искусственный разум), омниканальные платформы, технологии дополненной (AR) и виртуальной (VR) реальности, чат-боты и голосовые помощники, предиктивная аналитика, компьютерное зрение, автоматизированные системы управления запасами), позволяющих оптимизировать деятельность торговых предприятий. Также рассмотрены цифровые решения в логистике для торговой деятельности.
Ключевые слова: ритейл, цифровые технологии, цифровизация, розничная торговля
JEL-классификация: L80, L86, L89, L81
Введение
Актуальность. На протяжении нескольких лет в экономике России взят курс на цифровое развитие всех отраслей, не исключением является сфера торговли, показывающая значительные темпы внедрения цифровых технологий. Так в настоящее время российский рынок розничной торговли является лидером по автоматизации и оцифрованности бизнес-процессов среди отраслей экономики.
Исследования в области внедрения цифровых технологий в деятельность предприятий становятся достаточно востребованными среди ученых, оценивающих процесс цифровизации. Особенности развития ритейла в условиях цифровой экономики рассмотрено в работах ряда ученых, таких как Добродомовой Т.Н., Савенковой И.В., Коваленко С.Н., Васильева С.В. [6], Женженбир В.Н., Сурай Н.М., Скрынченко Б.Л. [7], Наговициной Л.П., Шнорр Ж.П. [11], Пасюк М.К. [13], Семеновой А.А. [15], Черновой О.А. [21] и др.
Цифровая трансформация ритейла в различных аспектах технологического лидерства рассмотрена в работах Алябьевой М.В. [1], Антинескул Е.А. [3], Данилочкиной Н.Г., Семеновой А.С., Погребняк Е.В. [4], Денисовой Н.И., Штезель А.Ю., Деркач А.А. [5], Иваненко А.Р., Калабиной Е.Г. [9], Лола И.С., Бакеева М.Б. [10], Погодиной Е.А. [14] и др.
В рассмотренных работах не только определяется динамика развития ритейла в современных условиях, но и результат влияния цифровых технологий на розничную торговлю.
Целью данного исследования является расширение теоретических и практических представлений о цифровой трансформации ритейла, а также определение приоритетных направлений развития данной сферы с акцентом на технологическое лидерство.
В ходе исследования, была выдвинута и подтверждена гипотеза о том, что цифровизация одной сферы деятельности приводит к цифровой трансформации другой сферы деятельности, так, например, внедрение цифровых технологий в розничную торговлю приводит к изменению предложения ИТ-поставщиков и новым цифровым решениям в логистике.
Методологической основой исследования явились научные труды ученых в области цифровой экономики, розничной торговли, логистики. В статье использовались общенаучные методы, метод сравнения, аналитический метод, метод изучения информационных материалов, структурный метод, а при обобщении и обработке информации использовались системный и графический подходы.
Научная новизна исследования заключается в систематизации авторами современных направлений цифровизации ритейла с определением цифровых решений, формирующих технологическое лидерство в торговле.
Основная часть
Цифровизация торговли повышает эффективность деятельности и снижает расходы по текущим бизнес-процессам: складирование, закупка, логистика, например, у крупных торговых сетей данный показатель в среднем снижается на 6% [20]. Цифровые решения формируют технологическое лидерство в торговле, по оценкам экспертов, большая часть бизнес-процессов в сфере розничной торговли цифровизированы, это позволяет оперативно решать актуальные задачи, формировать уникальные конкурентные преимущества, развивать бизнес. Цифровизация ритейла основывается на комплексным подходе, реализуя потребности рынка и бизнеса. Цифровые системы автоматизируют и оптимизируют стандартные процессы, улучшают качество клиентского опыта, проводят комплексную аналитику внутренних данных и экосистемность в плане интеграции собственного набора цифровых решений [21].
Многие эксперты рассматривают 2024 год - годом ускоренной цифровизации в российском ритейле, что обусловило существенный рост оборотов, который в среднем составил 22,5% [20] в год по сравнению с предыдущим периодом, из них оборот розничной торговли в среднем увеличился на 7% [20]. Достаточно высокие показатели отмечаются в онлайн-продажах, так рост в данном сегменте составил порядка 61% [20] по сравнению с прошлым периодом, при этом прирост продаж на маркетплейсах в среднем составляет 65% [20], данный вид торговли усиливает свои позиции. Объем рынка онлайн-продаж в ближайшее время составит около 11 трлн. руб. [2], при этом средний прирост достигнет 13% [2], это значимые инвестиции во внедрение информационных технологий, формирующие технологическое лидерство.
В работе Смбатян К.Т. [16] определены приоритетные направления цифровой трансформации в российских компаниях по мнению респондентов. В первую очередь, большая часть опрошенных отмечают такое направление как цифровизация бизнес-процессов (61%), далее выделены - управление на основе данных (51%) и управление клиентским опытом (50%), на основе чего строятся программы лояльности. 42% и 47% соответственно выделили цифровую инфраструктуру и управление ценностью продуктов и услуг. Разработка инноваций, цифровая культура и компетенции, цифровое партнерство является приоритетными для 21-25% респондентов. Данные направления формируют актуальные предложения цифровых решений на рынке информационных технологий [16].
Женжебир В.Н., Сурай Н.М., Скрынченко Б.Л. в своей работе «Современные тенденции развития цифровых технологий в ритейле» отмечают, наиболее применяемые цифровые технологии в ритейле [7], так наиболее приоритетными являются технологии e-commerce (21%), беспроводные и мобильные технологии (16%), на модернизацию сетевой инфраструктуры приходится 13%, также выделены технологии смарт-контрактов, роботизация склада, технологии омникальности, технологии искусственного интеллекта, технологии персонального помощника покупателя, технологии больших данных, технологии виртуальной и дополненной реальности имеют наименьшее значение, всего 2% [7].
Стоит отметить, что на российском рынке инвестиции в цифровизацию ритейла растут, в 2024 году они составили в среднем 2,3 млрд. долл. [20], при этом по оценкам экспертов к 2027 году они составят в среднем 3,25 млрд. долл. [14]. Прогнозируется, что наибольшая доля инвестиций будет приходится на технологии искусственного интеллекта (около 40%), инвестиции в такие направления как роботизация и автоматизация должны составить порядка 30%, в обработку и хранение данных - 20%, кибербезопасность - около 10% [19].
Значительно увеличился объем рынка цифровой трансформации в целом, при этом основными драйверами роста стали развитие электронной коммерции, облачных сервисов. Причем необходимо отметить, что значительно увеличился спрос на отечественные технологии при развития импортозамещения в данной сфере. Российские технологии полноценно не заменяют аналогов западных систем и комплектующих, данные ниши остаются еще незаполненными, структура рынка меняется качественно, формируя новые требования [11].
Авторы выделяют следующие направления инвестиций в цифровые технологии в российском ритейле (рисунок 1).
[Составлено авторами]
Рисунок 1. Направления инвестиций в цифровые технологии в розничной торговле в России
В настоящее время в ритейле во многих бизнес-процессах искусственный интеллект занимает ключевое место. Он нашел свое применение: в системе работы с потребителями для персонализации предложений; в системе самообслуживания, например, где появились умные весы, определяющие разновидность товара; в системе автоматизации и роботизации складского учета; в реализации логистических решений; появились системы, позволяющие работать с ассортиментом и формировать ценовую политику, но при этом его использование имеет точечное применение [3, 15]. По прогнозам аналитиков, активное применение искусственного интеллекта можно ожидать через 2 года [22].
При этом стоит отметить, что с высокой ключевой ставкой Центрального банка со второй половины 2024 года наблюдается тенденция у большинства ритейлеров к снижению инвестиций в ИТ-проекты, особенно это касается проектов с отложенным экономическим эффектом.
Не смотря на значительные изменения в модели поведения потребителей, экономические и политические условия (санкционная политика) на рынке, российский ритейл продолжает активно внедрять цифровые решения. Значительно увеличился сегмент электронной коммерции, наблюдается прирост доли цифровых каналов продаж, в том числе за счет традиционных офлайн-ритейлеров, развиваются собственные онлайн-платформы, активизируется сотрудничество с крупными маркетплейсами [17]. Стоит отметить, что в настоящее время сохраняется тренд на поглощение крупными игроками более мелких, например, для большей представленности в регионах крупные торговые сети выкупают мелкие региональные торговые сети.
Рынок цифровых решений для ритейла значительно увеличивается, в первую очередь это связано с внедрением системы «Честный знак» и необходимостью розничной торговли интегрироваться с данной системой, чтобы соблюдать обязательные требования законодательства к маркировке товара, что определяет использование данных систем обязательным. Развитие данного сегмента также стимулирует применение технологий искусственного интеллекта в торгово-технологических процессах.
Опережающие темпы внедрения цифровых технологий не возможны без развития компаний ИТ-поставщиков, при этом рассматриваются разработчики программ, системные интеграторы [17]. По итогам 2024 года определен рейтинг крупнейших ИТ-поставщиков в ритейле (рисунок 2) [5, 20].
Рисунок 2. Рейтинг крупнейших ИТ-поставщиков в российском ритейле [Составлено по: 20]
Лидером по данному направлению стала компания Softline [20], причем прирост ее выручки по сравнению с предшествующим периодом составил 24% и достиг значения в 33,618 млрд руб. [20]. Наибольший прирост выручки в 253,4% наблюдается у компании ИКС [20], которая занимает четвертое место в рейтинге. Общая выручка всех участников рейтинга превысила 130 млрд руб. [20].
К наиболее востребованным ИТ-решениям на рынке ритейла можно отнести AI (искусственный разум) и предиктивную аналитику для точной сегментации аудитории и прогнозирования спроса, автоматизированные системы управления запасами (применяются в 67% крупных торговых сетей [18]), компьютерное зрение для организации работы касс самообслуживания и мониторинга кассовых операций, а также интеграция онлайн и офлайн-каналов продаж и таргетированная реклама на основе Bigdata (рисунок 3).
[Составлено авторами]
Рисунок 3. Наиболее востребованные ИТ-решения в ритейле
Ключевым трендом в развитии ритейла является создание экосистем за счет интеграции онлайн и оффлайн-торговли. В основе реализации данного направления лежит омниканальный подход по средствам платформенных решений, это позволяет «бесшовно» соединять работу физического и интернет-магазина. Также формируется новая модель коммуникации с потребителями за счет технологий голосовых помощников и чат-ботов. Достаточно распространенными стали технологии дополненной (AR) и виртуальной (VR) реальности, применяемые в сфере непосредственного контакта покупателя с товаром, направленные на улучшение клиентского опыта [13, 23]. В 2025 году увеличился спрос со стороны ритейла на проектные решения по созданию сложных цифровых сервисов на основе привлечения внешних специалистов.
Ещё одним важным направлением цифровизации торговой деятельности является логистика, для которой разработаны специализированные цифровые решения, позволяющие оптимизировать бизнес-процессы в данном направлении, минимизирующие человеческий фактор (рисунок 4) [12].
[Составлено авторами]
Рисунок 4. Цифровизация логистики для торговой деятельности
В настоящее время, для эффективности деятельности розничной торговой сети, рассмотренные на рисунке 4, цифровые решения, считаются обязательными.
Также хотелось бы отметить, что в связи с дефицитом персонала, рынок систем автоматизции и роботизации растёт быстрыми темпами, где выделяют успешные нововведения, которые в настоящее время достаточно дорогие, при этом данные технологии станут более доступными и получат массовое распространение ближайшие 5 лет по оценкам экспертов [8].
В настоящее время можно выделить устойчивый тренд на внедрение 1С ERP в качестве основной альтернативы западным ERP-системам, что обусловлено зрелостью платформы и ее адаптивностью к требованиям российского ритейла.
Для оптимизации логистики и работы с товарными запасами перспективным направлением в ближайшее время станет развитие цифровых двойников, внедрение для складов и магазинов роботизированных решений [20].
Стремительное внедрение цифровых технологий в деятельность предприятий розничной торговли приводит к уязвимости систем ее безопасности, что требует дополнительных усилий в решении вопросов интеграции специализированного программного обеспечения для защиты от кибератак. Под угрозой не только сайты и мобильные приложения ритейлеров, но и направления онлайн-взаимодействия с внешними субъектами: контрагентами, финансовыми организациями (через платежные системы) и др.
Заключение
В рамках проведенного исследования были определены основные направления цифровизации российского ритейла в достижении технологического лидерства в сфере торговли. На основе проделанной работы можно сделать ряд выводов:
1. Темпы внедрения цифровых технологий в российский ритейл показывают существенный рост, высокие показатели отмечаются в онлайн-продажах.
2. Приоритетным направления цифровой трансформации в российских компаниях в первую очередь является цифровизация бизнес-процессов. Инвестиции в цифровизацию ритейла растут, наибольшая доля которых в будущем будет приходится на технологии искусственного интеллекта.
3. Опережающие темпы внедрения цифровых технологий не возможны без развития компаний ИТ-поставщиков, которые показывают значительные темпы роста.
4. Ключевым трендом в развитии ритейла является создание экосистем за счет интеграции онлайн и оффлайн-торговли на основе платформенных решений.
5. Одним из важных направлений цифровизации торговой деятельности является логистика, для которой также разработаны специализированные цифровые решения, позволяющие оптимизировать бизнес-процессы во всей цепочки поставки товара.
6. Остается открытым вопрос безопасности цифровых систем с участившимися сбоями в результате кибератак. Данное направление является актуальным и может быть рассмотрено в рамках дополнительного исследования.
Источники:
2. Аналитический доклад «Индекс готовности приоритетных отраслей экономики к внедрению искусственного интеллекта-2023». Нцрии. [Электронный ресурс]. URL: https://ai.gov.ru/en/knowledgebase/vnedrenieii/2023_analiticheskiy_doklad_indeks_gotovnosti_prioritetnyh_otrasley_ekonomiki_k_vnedreniyu_iskusstvennogo_intellekta_-_2023_ncrii/ (дата обращения: 09.10.2025).
3. Антинескул Е.А. Теоретические основы цифровой трансформации продовольственного ритейла // Мир экономики и управления. – 2022. – № 3. – c. 103-127. – doi: 10.25205/2542-0429-2022-22-3-103-127.
4. Данилочкина Н.Г., Семенова А.С., Погребняк Е.В. Цифровая трансформация и цифровая платформа ритейла // Экономика и предпринимательство. – 2024. – № 12(173). – c. 766-770. – doi: 10.34925/EIP.2024.173.12.136.
5. Денисова Н.И., Штезель А.Ю., Деркач А.А. Новые технологии, определяющие цифровую трансформацию в ритейле // Сфера услуг: инновации и качество. – 2023. – № 64. – c. 56-65.
6. Добродомова Т.Н., Савенкова И.В., Коваленко С.Н., Васильев С.В. Основные направления и оценка развития цифровизации в ритейле // Финансовый бизнес. – 2023. – № 5(239). – c. 33-38.
7. Женжебир В.Н., Сурай Н.М., Скрынченко Б.Л. Современные тенденции развития цифровых технологий в ритейле // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 2. – c. 637-648. – doi: 10.18334/epp.12.2.114170.
8. Зенкина И.В. Развитие электронной коммерции как бизнес-тренд и драйвер e-commerce-аналитики // Экономический анализ: теория и практика. – 2025. – № 5. – c. 4-22. – doi: 10.24891/ea.24.5.4.
9. Иваненко А.Р., Калабина Е.Г. Трансформация бизнес-моделей ритейла в условиях цифровизации экономики // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 12(161). – c. 792-797. – doi: 10.34925/EIP.2023.161.12.152.
10. Лола И.С., Бакеев М.Б. Эффекты влияния экономико-технологического развития ИТ-сегмента на цифровую трансформацию розничной торговли // Вопросы статистики. – 2019. – № 11. – c. 18-35. – doi: 10.34023/2313-6383-2019-26-11-18-35.
11. Наговицина Л.П., Шнорр Ж.П. Развитие цифровых технологий в современном ритейле // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2018. – № 5(72). – c. 9-25.
12. Нечушкина Е.А. Цифровые технологии в логистике ритейла // Управленческий учет. – 2022. – № 10-1. – c. 117-121. – doi: 10.25806/uu10-12022117-121.
13. Пасюк М.К. Ключевые факторы успеха торговых сетей с помощью цифровых технологий // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 4–2(62). – c. 184-186. – doi: 10.24411/2411-0450-2020-10323.
14. Погодина Е.А. Цифровая трансформация российского ритейла: вызовы и перспективы 2025-2027 // Самоуправление. – 2024. – № 2(141). – c. 96-99.
15. Семёнова А.А. Будущее цифрового ритейла: тренды для инноваций // Петербургский экономический журнал. – 2020. – № 1. – c. 64-69. – doi: 10.25631/PEJ.2020.1.64.69.
16. Смбатян К.Т. Использование цифровых технологий в ритейле // Дельта науки. – 2023. – № 1. – c. 42-45.
17. Смирнов К.И. Цифровая трансформация российского ритейла // Актуальные проблемы и перспективы развития сферы услуг: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Орёл, 2025. – c. 249-255.
18. Тимаев Р.И., Абаев А.Л. Основные принципы формирования современного «цифрового ритейла» // Экономические науки. – 2025. – № 242. – c. 597-602. – doi: 10.14451/1.242.597.
19. Абдрахманова Г.И., Васильковский С.А., Вишневский К.О., Гохберг Л.М., Демидкина О.В., Демьянова А.В., Зорина О.А., Ковалева Г.Г. и др. Цифровая экономика – 2023. / Краткий статистический сборник. - Москва: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2023. – 120 c.
20. Цифровизация ритейла. Российский рынок цифровизации ритейла. TAdviser. [Электронный ресурс]. URL: https://retail.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения: 05.10.2025).
21. Чернова О.А. Цифровые экосистемы ритейла: возможности и проблемы развития // Естественно-гуманитарные исследования. – 2024. – № 3. – c. 375-380.
22. Шнорр Ж.П. Технологии искусственного интеллекта как доминанта цифровизации экономики розничной торговли // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2023. – № 6(103). – c. 47-62. – doi: 10.21295/2223-5639-2023-6-47-62.
23. Har L.L., Rashid U.K., Chuan L.T., Xia L.Y., Sen S.C. Revolution of Retail Industry: From Perspective of Retail 1.0 to 4.0 // 3rd international conference on industry 4.0 and smart manufacturing, ism 2021: Procedia Computer Science. 3. Сер. "3rd International Conference on Industry 4.0 and Smart Manufacturing, ISM 2021" Том 200. Linz, 2022. – p. 1615-1625.
Страница обновлена: 07.11.2025 в 11:35:57
Retail digitalization as a technological leadership factor in trade
Veremeenko O.S., Yabrova O.A., Filippova V.S.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 15, Number 11 (November 2025)
Abstract:
The article systematizes the material on the main trends of Russian retail digitalization with the achieved results and development prospects. Priority areas of investment in digital technologies in retail in Russia have been identified.
They are: business process optimization, the introduction of artificial intelligence to personalize offers, omnichannel models, robotics and automation, cybersecurity, data processing and storage.
The largest IT providers of digital solutions that form the offer in the market under study have been identified, the leader among which is Softline.
The data on the most demanded IT solutions in the retail market (artificial intelligence, omnichannel platforms, augmented and virtual ( reality technologies, chatbots and voice assistants, predictive analytics, computer vision, automated inventory management systems) are structured to optimize the activities of retail companies. Digital logistics solutions for trading activities are considered.
Keywords: retail, digital technology, digitalization, retail trade
JEL-classification: L80, L86, L89, L81
References:
Abdrakhmanova G.I., Vasilkovskiy S.A., Vishnevskiy K.O., Gokhberg L.M., Demidkina O.V., Demyanova A.V., Zorina O.A., Kovaleva G.G. i dr. (2023). Digital Economy 2023 Moscow: Izdatelskiy dom NIU VShE.
Alyabeva M.V. (2023). Digital transformation of retail in the information society and methodological aspects of its assessment. Aktualnye problemy ekonomiki i menedzhmenta. (3(39)). 24-33.
Antineskul E.A. (2022). Theoretical foundations of the digital transformation of food retail. World of economics and management. 22 (3). 103-127. doi: 10.25205/2542-0429-2022-22-3-103-127.
Chernova O.A. (2024). Digital retail ecosystems: opportunities and challenges of development. Natural-humanitarian research. (3). 375-380.
Danilochkina N.G., Semenova A.S., Pogrebnyak E.V. (2024). Digital transformation and digital platform of retail industry. Journal of Economy and Entrepreneurship. (12(173)). 766-770. doi: 10.34925/EIP.2024.173.12.136.
Denisova N.I., Shtezel A.Yu., Derkach A.A. (2023). New technologies defining digital transformation in retail. Services: innovation and quality. (64). 56-65.
Dobrodomova T.N., Savenkova I.V., Kovalenko S.N., Vasilev S.V. (2023). Main digitalization development and assessment in retail. Financial business. (5(239)). 33-38.
Har L.L., Rashid U.K., Chuan L.T., Xia L.Y., Sen S.C. (2022). Revolution of Retail Industry: From Perspective of Retail 1.0 to 4.0 3rd international conference on industry 4.0 and smart manufacturing, ism 2021. 1615-1625.
Ivanenko A.R., Kalabina E.G. (2023). Transformation of retail business models in a digitized economy. Journal of Economy and Entrepreneurship. (12(161)). 792-797. doi: 10.34925/EIP.2023.161.12.152.
Lola I.S., Bakeev M.B. (2019). Effects of influence of economic and technological development of it segment on digital transformation of retail trade. “Bulletin of Statistics" ("Voprosy statistiki"). 26 (11). 18-35. doi: 10.34023/2313-6383-2019-26-11-18-35.
Nagovitsina L.P., Shnorr Zh.P. (2018). The development of digital technologies in modern retail. Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. (5(72)). 9-25.
Nechushkina E.A. (2022). Digital technologies in retail logistics. Management accounting. (10-1). 117-121. doi: 10.25806/uu10-12022117-121.
Pasyuk M.K. (2020). Key factors for the success of retail chains using digital technologies. Economics and business: theory and practice. (4–2(62)). 184-186. doi: 10.24411/2411-0450-2020-10323.
Pogodina E.A. (2024). Digital transformation of Russian retail: challenges and prospects 2025-2027. Samoupravlenie. (2(141)). 96-99.
Semyonova A.A. (2020). The future of digital retail: trends for innovation. Saint-Petersburg Economic Journal. (1). 64-69. doi: 10.25631/PEJ.2020.1.64.69.
Shnorr Zh.P. (2023). Artificial intelligence technology as a dominant in the retail trade economy digitalization. Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. (6(103)). 47-62. doi: 10.21295/2223-5639-2023-6-47-62.
Smbatyan K.T. (2023). The use of digital technologies in retail. Delta nauki. (1). 42-45.
Smirnov K.I. (2025). Digital transformation of Russian retail Current problems and prospects for the development of the service sector. 249-255.
Timaev R.I., Abaev A.L. (2025). Basic principles of formation of modern «digital retail». Economic sciences. (242). 597-602. doi: 10.14451/1.242.597.
Zenkina I.V. (2025). E-commerce development as a business trend and driver of e-commerce analytics. Economic analysis: theory and practice. 24 (5). 4-22. doi: 10.24891/ea.24.5.4.
Zhenzhebir V.N., Suray N.M., Skrynchenko B.L. (2022). Current trends of the digital technologies development in retail. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (2). 637-648. doi: 10.18334/epp.12.2.114170.
