Концепция управления качеством образования и возможности ее реализации в системе подготовки инженерных кадров высшей квалификации
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3 (51), Март 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
С 1992 по 2003 гг. в Российской Федерации был принят целый ряд правительственных документов, которые способны определить будущее развитие сферы образования на достаточно длительную перспективу. Среди них следует выделить федеральные законы «Об образовании» (с дополнениями и изменениями), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». При этом вопрос о том, какова будет эта перспектива, остается в настоящее время открытым, поскольку подавляющая часть этих документов посвящена фактически лишь модернизации системы финансирования образовательных учреждений и их систем.
Ключевые слова: Россия, качество образовательных услуг, сфера образования, инженерно-техническое образование
С 1992 по 2003 гг. в Российской Федерации был принят целый ряд правительственных документов, которые способны определить будущее развитие сферы образования на достаточно длительную перспективу. Среди них следует выделить федеральные законы «Об образовании» (с дополнениями и изменениями), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». При этом вопрос о том, какова будет эта перспектива, остается в настоящее время открытым, поскольку подавляющая часть этих документов посвящена фактически лишь модернизации системы финансирования образовательных учреждений и их систем.
Основное направление модернизации системы финансирования образовательных учреждений и их систем – это рационализация расходов федерального, региональных и местных бюджетов путем введения нормативных принципов их перераспределения и обеспечения прозрачности процессов распределения и использования. Важным моментом намеченных механизмов является фактическое включение внебюджетных средств, получаемых учебными заведениями от коммерческой деятельности, в единый процесс бюджетирования. С экономической точки зрения эта инновация не может не вызвать серьезных сомнений, поскольку жесткая регламентация использования заработанных средств в состоянии подорвать стимулы на уровне учебного заведения как к максимизации внебюджетной составляющей, так и к рациональному использованию всей совокупности располагаемых ими финансовых средств.
Указанная интенсивная проработка вопросов финансирования образования всегда сочеталась с существенно меньшим вниманием, уделявшимся органами управления совершенствованию содержания образовательного процесса и качества образования. Фактически значимые документы этой области затрагивали лишь два момента: усиление стандартизующего начала в системе высшего образования и организационных вопросов перехода учащихся от одной ступени образования к другой.
В то же время следует признать, что одной из самых актуальных проблем, стоящих перед руководителями и преподавателями российских вузов, является проблема формирования системы надежного управления качеством образования.
Под качеством, согласно ИСО 8402, нами понимается совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Опыт работы в системе высшей школы, обобщение ряда исследований отечественных и зарубежных ученых и практиков высшей школы, в том числе стран, где автору приходилось непосредственно знакомиться с организацией высшего образования (Германия, Франция), позволяет сформулировать ряд положений, характеризующих ее состояние:
‑ разработка программы реформирования сферы образования в отрыве от социально-экономических, демографических и политических тенденций, не связанная с общим направлением реформ в социальной сфере, не достигает своих целей;
‑ отсутствие адекватной институциональной среды, задающей рамки трансформации системы управления образованием и ее организационно-экономического механизма, не только сдерживает, но и препятствует развитию содержания образования, повышению его качества;
‑ недостаточный учет фактора регионализации систем образования, стремление к единообразию, не учитывающему существенную региональную дифференциацию страны, также выступает серьезной причиной низкой эффективности проводимой федеральной образовательной политики;
‑ отсутствие последовательно реализуемой и доходчиво объясненной населению программы реформ не дает возможности опираться на поддержку большинства образовательного сообщества, активнее подключать к ее осуществлению общественно-государственные организации.
Особенностью образования является более сложная, чем для продуктов, структура потребления. В качестве потребителей результатов образовательного процесса выступают как сами студенты, так и их семьи, предприятия, на которых они будут работать, и, наконец, общество и государство в целом, которые будут эффективно (или неэффективно) использовать их потенциал. В связи с этим качество образования можно определить как совокупность свойств и характеристик образовательного процесса, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности в знаниях и навыках отдельных граждан, предприятий и организаций, общества и государства.
Основные свойства и характеристики образовательного процесса, которые определяют его качество, можно представить в виде диаграммы, приведенной на рис. 1. Такой вид диаграмм качества предложен одним из ведущих в мире специалистов в области качества К. Ишикавой (K. Ishikawa) и в настоящее время является общеупотребительным.
Рис. 1. Свойства образовательного процесса, определяющие его качество
Таким образом, концептуально качество образования включает в себя:
‑ качество человека;
‑ качество содержания учебного материала;
‑ качество образовательных технологий.
Качество высшего образования имеет определяющее значение для успешного развития практически любой страны, в особенности России, в XXI веке. Революционное изменение технологий на рубеже веков, опирающихся на высочайший уровень интеллектуальных ресурсов, и связанная с этим геополитическая конкуренция ведущих стран мира за обладание данными ресурсами, становятся важнейшими условиями, определяющими не только экономику, но и политику нового века. Например, дефицит специалистов в области информационных технологий в экономике США в настоящее время составляет более миллиона человек и, по прогнозам, будет возрастать, а ликвидировать его за счет внутренних ресурсов, по мнению американских аналитиков, не удастся.
В связи с этим уровень интеллектуального потенциала страны, непосредственно определяемый качеством высшего образования, становится важнейшим фактором не только экономического и социального развития, но и условием ее экономической и политической самостоятельности, основой ее выживания.
В последнее десятилетие тысячи организаций во всём мире внедряют философию Всеобщего управления качеством (Total Quality Management - TQM), которая может и должна быть положена в основу всех процессов деятельности организации. Философия TQM непосредственно связана и базируется на нормах обеспечения качества, заложенных в серии международных стандартов ISO 9000, разработанных Международной организацией стандартов (International Standards Organization - ISO).
Первоначально использование методов управления качеством наибольшее распространение получило в промышленности, однако, в настоящее время философия управления качеством и нормы его обеспечения находят применение в сфере предоставления услуг: в здравоохранении, в сервисе, не исключение и сфера образования.
До середины 1995 года только четыре образовательных учреждения за рубежом были сертифицированы в соответствии с требованиями норм международных стандартов серии ISO 9000. В настоящее время работы по внедрению элементов системы качества и созданию руководства по качеству для образовательных учреждений ведутся практически во всех странах Европы и США.
В чём же привлекательность этого подхода и необходимость проведения этих работ в настоящее время не только за рубежом, но и в нашей стране?
Согласно ISO 8402, TQM – это подход к руководству организацией, нацеленной на качество, который основан на участии всех ее членов и направлен на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества. Как видно из определения, подход к управлению с позиций TQM в образовательной организации позволяет решить следующие актуальные задачи:
- удовлетворение потребностей современного общества в высококвалифицированных специалистах;
- решение экономических проблем в образовании;
- создание команды единомышленников, способных эффективно решать поставленные задачи в интересах всего коллектива.
Таким образом, необходимость внедрения TQM связана с главной задачей образования на современном этапе – совершенствованием образовательных программ и улучшением качества предоставления образовательных услуг в целях удовлетворения потребностей общества и подготовки специалистов, отвечающих требованиям современного этапа развития экономики российского государства.
Все это потребовало анализа всех аспектов качества образования, изучения перспектив внедрения в сферу образования принципов и идей TQM – Всеобщего управления качеством, а также обобщения первых практических шагов по внедрению стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 г. в систему управления качеством образования в ряде вузов России и Татарстана.
Результатом наших исследований в данной сфере стал совместный труд коллектива Казанского государственного технического университета им. А.Н.Туполева (КАИ) «Управление качеством в системе образования», вышедший в издательстве «Стандарты и качество» в 2003 году. Помимо сугубо теоретических вопросов (качество как область познания, эволюция взглядов на проблему оценки качества образования, система критериев качества образования и др.) в ней рассматриваются вопросы, имеющие ярко выраженный прикладной характер. К ним относятся: государственные стандарты и проблема повышения качества образования, проектирование систем управления качеством, оценка соответствия системы управления качеством вуза требованиям стандарта серии ISO 9000 и др.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:50:43