Особенности практической реализации QFD-методологии при разработке продовольственных продуктов

Динер Ю.А.1, Юрк Н.А.1
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 11 (Ноябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В условиях жесткой конкуренции на внешних и внутренних рынках, модернизации, цифровизации и повышения технологичности производственных процессов, перерабатывающая промышленность находится в постоянном поиске решений и средств, позволяющих не только понять, но и предугадать потенциальные потребительские запросы. Первостепенная роль голоса потребителя продукции, как базового фактора получения желаемых результатов, отражена в международных стандартах управления качеством и лежит в основе применения ряда инструментов, в первую очередь, развертывания функции качества. Этот инструмент базируется на архитектуре исследования мнений целевой аудитории, анализе ее требований и ожиданий с последующей трансформацией в конкретные технологические решения. Комплексный подход и многоэтапность реализации методологии структурирования качества требует от производителя четкого понимания того, что успешная реализация каждого последующего этапа будет эффективна только после тщательной работы и глубокого анализа полученных результатов на предыдущем. При проведении исследований авторами была применена методология структурирования функции качества при планировании к производству нового вида макаронных изделий с учетом специфики предприятия и конкретизированных пожеланий потребителя. На основании выполненной работы зафиксированы критерии, отражающие запросы целевой группы, с последующим их ранжированием и трансформацией в конкретные требования к продукции с максимизированной потребительской ценностью, что легло в основу разработки номенклатуры в виде систематизированного перечня свойств, необходимого для формирования образа будущего продукта. Полученные результаты могут быть использованы подразделениями системы менеджмента для повышения эффективности деятельности.

Ключевые слова: развертывание функции качества, потребитель, номенклатура свойств продукции

JEL-классификация: D18, L15, L60, L66



Введение

Современные реалии успешного функционирования субъектов хозяйствования предполагают разработку и внедрение эффективных адаптивных механизмов, сочетающих научные и практические достижения в области управления качеством вырабатываемой продукции (оказании услуг) [8, 9, 18].

Переход к новому технологическому укладу российских предприятий, в том числе, ориентирован на трансформацию традиционных методов планирования в более гибкие, с присущей им постановкой долгосрочных целей и высокой степени клиентоориентированности [5, 6, 17].

Методологией, базирующейся на первостепенной важности «голоса потребителя» в рамках системы управления, является развертывание /структурирование функции качества (Quality Function Deployment, далее –QFD) [4, 16].

В многочисленных научных работах Юрия Павловича Адлера, основоположника использования QFD-методологии в условиях отечественной перерабатывающей промышленности, отражена поэтапная технология реализация развертывание функции качества путем формирования матричной таблицы - «домов качества», каждому их которых должно быть уделено пристальное внимание [1-3, 13].

Построение каждого из четырех «домов качества» предполагает реализацию специфичной работы и привлечение к ее выполнению специалистов определенных профилей [10]. Структурирование первых двух домов сопряжено с усилиями по формированию типичного профиля потенциального потребителя планируемой к производству продукции и переводу его требований и пожеланий («голоса») в реальные технические характеристики [11, 14].

Фаза построения второго «дома качества» предполагает процедуру систематизации (ранжирования) требований целевого потребителя, зафиксированных на первом этапе. Ранжирование, систематизация и упорядочение требований по степени важности позволяют производителю сформировать образ будущего востребованного продукта и достичь компромиссного решения, между потребительским откликом, технологическими возможностями и действующей нормативной базой, устанавливающей требования к качеству [3, 10, 15].

Установлено, что повышению эффективности принятия управленческих решений в рамках QFD-методологии способствует применение статистических методов управления качеством, объединяющих традиционные и новые инструменты контроля [11, 19, 20]. Причем функционал последних максимально удовлетворяет поиску оптимальных вариантов устранения проблем, возникающих на этапе проектирования продукции [12, 15].

Ключевой целью настоящей работы стало формирование образа будущего продукта с присущими ему свойствами и характеристиками, полностью отражающих ожидание потенциальных потребителей.

Достижение цели было сопряжено с решением таких задач, как: проведения маркетинговых исследований для установления приоритетности потребительских запросов; установление степени значимости предпочтений целевой группы в отношении показателей проектируемой продукции с соответствующими характеристиками; разработка номенклатуры потребительских требований с учетом пожеланий опрашиваемых респондентов в процессе развертывания функции качества в условиях реального производства.

Научная новизна работы отражена в выявлении и структурировании требований целевых потребителей к конкретной продукции, с использованием одного из новых инструментов контроля качества, что легло в основу формирования номенклатуры в виде систематизированного перечня свойств.

В качестве методов, лежащих в основе выполнения исследований, использованы: маркетинговый анализ, анкетирование респондентов, методы сравнения и общения полученных результатов, построение диаграммы сродства.

Практическая ценность представленной работы заключается в оптимизации стратегии проектирования нового вида продукции.

Использование результатов на практике благоприятно отразиться на формировании имиджа предприятия с высокой степенью клиентоориентированности. Значимость подобных действий для производителя заключается в трансформации традиционной политики планирования и обеспечение целевой аудитории востребованным конкурентоспособным продуктом.

Результаты исследования

Ранжирование потребительских предпочтений к проектируемой продукции, выявленных в ходе проведения первого анкетирования, послужило основанием для реализации следующего этапа применяемой методики QFD.

При осуществлении маркетингового исследования с привлечением 95 опрашиваемым необходимо было изучить приоритетность потребительских запросов с использованием предложенной респондентам 10-бальной шкалы. Наиболее значимые предпочтения приравнивались к 10 баллам, наименее значимые имели значение – 1 балл. На рисунке 1 представлена разработанная авторами форма анкеты, для установления значимости приоритетности потребительских предпочтений при проектировании нового вида макаронных изделий.

Рисунок 1. Форма анкеты для установления значимости приоритетных потребительских предпочтений

Источник: составлено авторами

Результаты, полученные в ходе второго этапа анкетирования и их последующая обработка, представлены в таблице 1 на рисунке 2.

Таблица 1

Фрагмент матрицы обработки результатов оспроса для установления значимости приоритетных потребительских предпочтений

Номер анкеты
Вкус
Запах
Цвет
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
свойственный макаронным изделиям
выраженный, зависящий от вида используемого сырья
отсутствие горечи
отсутствие кисловатости
нейтральный
приятный
свойственный макаронным изделиям
выраженный, зависящий от вида используемого сырья
отсутствие посторонних запахов
насыщенный
нейтральный
соответствующий сорту муки
соответствующий используемого наполнителя
равномерный
однотонный
1
10
5
7
8
4
5
8
6
10
6
3
10
8
7
4
2
8
7
10
6
4
10
7
3
7
8
8
5
10
2
1
3
8
7
10
8
9
7
10
5
9
3
9
7
10
6
10
4
10
8
7
8
10
8
9
6
9
6
7
10
5
8
8
5
10
10
10
4
10
9
2
4
10
9
8
7
9
9
6
6
10
1
8
1
1
1
10
1
1
9
9
10
10
10
1
7
10
7
8
4
2
8
7
5
9
8
9
2
9
9
10
8
10
9
9
8
6
4
8
10
10
5
10
8
7
7
10
9
8
10
1
8
10
10
6
7
8
10
8
6
10
8
7
10
10
8
6
8
7
10
8
6
3
9
9
3
10
9
8
11
10
5
7
6
8
7
10
6
7
8
8
7
8
7
4
12
9
10
10
2
6
9
1
10
10
1
10
1
9
1
10
13
9
8
7
9
10
3
8
7
9
7
8
6
8
7
7
14
8
9
10
8
10
7
10
7
8
9
8
5
10
7
8
15
10
6
4
8
7
8
10
6
2
10
8
6
9
9
5
16
7
5
10
6
7
3
10
10
10
4
5
7
6
10
1
17
10
6
7
10
6
10
10
6
7
10
6
5
10
8
5
18
10
6
6
10
6
10
10
10
5
10
10
8
10
7
5
19
10
3
2
10
4
10
2
3
8
8
8
5
10
10
2
20
10
10
10
6
10
5
10
10
10
10
10
10
10
10
10
21
9
8
10
10
7
7
10
6
10
9
9
9
7
10
8
22
8
5
3
7
10
2
10
4
10
9
8
5
10
2
10
23
10
4
6
10
1
8
10
1
7
7
9
9
8
10
10
24
10
2
7
2
2
7
5
10
10
2
10
6
9
9
5
25
10
8
5
10
8
10
10
8
10
10
8
8
5
10
10
26
10
10
6
10
10
7
9
7
8
8
7
8
5
8
10

Источник: составлено авторами

Рисунок 2. Средние оценки и уровень популярности значимости изучаемых свойств

Источник: составлено авторами

Анализируя полученные и обработанные экспериментальные данные, можно установить, что для современного потребителя главными свойствами разрабатываемого продукта является его полезность для организма, которая выражается за счет наличия в нем витаминов, макро- и микронутриентов и т.п., а также вкус, свойственным макаронным изделиям, отсутствие в составе изделий синтетических пищевых добавок. В тоже время продукт должен иметь умеренную стоимость. Наименьшую оценку получили такие свойства нейтральный запах, высокая калорийность изделий и др.

На следующем этапе исследований была сформирована диаграмма сродства рассматриваемых свойств. Диаграмма сродства (рисунок 3), являющаяся широко известным статистическим методом управления качеством при классификации и организации большого количества данных по различным категориям, представляет собой различные группировки рассматриваемых свойств объединенных между собой по схожим признакам.

Рисунок 3. Фрагмент диаграммы сродства изучаемых свойств

Источник: составлено авторами

В виду того, что некоторые свойства обладают взаимоисключающим принципом, исключены такие требования опрашиваемых респондентов, какими можно пренебречь, а именно: присутствие в составе изделий синтетических пищевых добавок (красителей, усилителей вкуса и запаха); низкая стоимость изделий; высокая калорийность и срок годности 12 месяцев. Это послужило основой для разработки номенклатуры потребительских требований к макаронным изделиям (рис. 4).

Рисунок 4. Номенклатура потребительских требований

Источник: составлено авторами

Разработанная номенклатура потребительских требований, представленная на рисунке 4, является итоговым результатом данного этапа, а именно формирования образа будущего продукта с присущими ему свойствами. Номенклатура представляет собой систематизированный перечень показателей макаронных изделий с соответствующими им потребительскими характеристиками, полностью отражающими ожидания опрашиваемых респондентов относительно планируемого качества, назначения изделий, функциональной и технической эффективности, состава, надежности и другие. Использование в практической деятельности данной номенклатуры способствует достижению следующих преимуществ, изображенных на рисунке 5.

Рисунок 5. Преимущества использования номенклатуры потребительских требований

Источник: составлено авторами

Таким образом, разработанная номенклатура потребительских требований представляет собой мощный ресурс повышения потребительских свойств и показателей проектируемых изделий, укрепление образа бренда, модернизации имиджа и постоянного увеличения объема реализации, при этом обеспечивая сохранность, как качества, так и стоимости изделий.

Выводы

Выполненные исследования в полной мере отвечают требованиям реализации второй фазы комплексной работы по структурированию функции качества в условиях промышленного производства продукции.

Практическая реализация QFD-методологии при производстве продовольственных продуктов имеет свою специфику, подразумевающую:

- ориентацию на потребителя (при создании нового вида продукта важно учитывать предпочтения целевых групп покупателей, которые впоследствии используются для формирования требований при проектировании);

- структурированный подход к проектированию, подразумевающий использование специальных матриц и таблиц, помогающих визуализировать взаимосвязь потребительских предпочтений и технических характеристик продукта;

- комплексный характер работ, осуществляемый за счет привлечения представителей разных подразделений предприятия;

- гибкость методов оценки качества, позволяющая вносить оперативные изменения в технологический процесс;

- контроль издержек, направленный на возможность заранее оценить экономические последствия принятых технологических решений.

Решение поставленных задач позволило разработать номенклатуру свойств, имеющую ряд преимуществ, по сравнению с традиционной, что полностью соответствует заданному уровню прогнозируемых потребительских требований.

Предложенные мероприятия позволят оптимизировать процессы жизненного цикла продукции, не только на этапе производства, но и на этапе ее проектирования, а также реализации.

Выводы, представленные в работе, не противоречат авторским исследованиям в области эффективного планирования производственных процессов на основе развертывания функции качества, что позитивно отражается в целом на экономическом благополучии и безопасности предприятий (организаций) [4, 7, 12, 15, 16].

Результаты исследований являются завершающим этапом формирования образа будущего продукта с учетом основного принципа QFD-методологии – «ориентация на потребителя».


Источники:

1. Адлер Ю.П. Качество и рынок. Часть 1. Как услышать голос потребителя? // Методы менеджмента качества. – 2021. – № 2. – c. 54-58.
2. Адлер Ю.П. Качество и рынок. Часть 2. Как перевести голос потребителя на язык инженеров? // Методы менеджмента качества. – 2021. – № 3. – c. 56-60.
3. Адлер Ю.П. Методы Тагути: Технология качества. Часть 3. Структурирование функций качества // Методы менеджмента качества. – 2020. – № 12. – c. 38-43.
4. Аль Огили С.М.М. Использование метода развертывания функции качества для повышения конкурентоспособности предприятия // Практический маркетинг. – 2018. – № 7(257). – c. 21-28.
5. Глухова Т.В., Шарашкина Т.П. Применение методов менеджмента качества в рамках устойчивого развития предприятия // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2024. – № 10(151). – c. 197-205. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2024.10.06.024.
6. Гурина М.А., Румянцева Ю.В. Комплексные инструменты и методологии повышения качества в управлении конкурентоспособностью торгового предприятия // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. – 2019. – № 2(80). – c. 320-335. – doi: 10.20914/2310-1202-2019-2-320-335.
7. Динер Ю.А., Юрк Н.А. Исследование удовлетворенности потребителей при оценке результативности системы менеджмента качества организации // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 9. – c. 5305-5318. – doi: 10.18334/epp.14.9.121668.
8. Динер Ю.А., Юрк Н.А. Реализация системного менеджмента в области обеспечения продовольственной безопасности // Продовольственная политика и безопасность. – 2023. – № 4. – c. 735-748. – doi: 10.18334/ppib.10.4.118910.
9. Касперович С.А., Дербинская Е.А. Экономическая безопасность предприятия: сущность, цели и направления обеспечения // Труды БГТУ. №7. Экономика и управление. – 2016. – № 7(189). – c. 278-282.
10. Кислякова Е.В. Концепция «Дом качества» как инструмент комплексной оценки и улучшения качества продукции // Наука и бизнес: пути развития. – 2022. – № 7(133). – c. 81-84.
11. Ларин С.Н., Нуждин М.Г., Даниелян А.С., Хунузиди Е.И., Нуждин Г.А. Структурирование функции качества и модель Кано // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. – 2025. – № 1. – c. 263-271. – doi: 10.24412/2071-6168-2025-1-263-264.
12. Николаева Н.Г., Исмаилова Р.Н., Горюнова С.М. Метод QFD в оценке качества продукции // Вестник Технологического университета. – 2018. – № 11. – c. 162-166.
13. Рогаткин А.Ю. Наследие Ю.П. Адлера: переосмысливаем заново // Методы менеджмента качества. – 2021. – № 2. – c. 59-60.
14. Сапунова Т.А., Рудакова А.И., Тыщенко О.А. Развертывание функции качества (QFD) как метода структурирования пожеланий и нужд потребителя // Вектор экономики. – 2019. – № 4(34). – c. 149.
15. Смирнова О.Е., Нистратенко К.С., Бобров Н.С. Применение методики развертывания функции качества при проектировании инновационной продукции // Труды Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин). – 2016. – № 2(62). – c. 95-102.
16. Стрюкова А.Р. QFD анализ как метод проектирования качества // Синергия Наук. – 2019. – № 42. – c. 664-673.
17. Усков В.С. Научно-технологическое развитие российской экономики в условиях перехода к новому технологическому укладу // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2020. – № 1. – c. 7086. – doi: 10.15838/esc.2020.1.67.4.
18. Юрк Н.А., Динер Ю.А. Повышение экономической безопасности предприятия с использованием инструментов бережливого производства // Экономическая безопасность. – 2024. – № 11. – c. 2841-2854. – doi: 10.18334/ecsec.7.11.122169.
19. Юрк Н.А. Использование статистических методов управления качеством для оценки стабильности производства // Экономика сельского хозяйства России. – 2020. – № 2. – c. 91-95. – doi: 10.32651/202-92.
20. Юрк Н.А. Статистический менеджмент процессов производства пищевых продуктов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2020. – № 11. – c. 30-35. – doi: 10.31442/0235-2494-2020-0-11-30-35.

Страница обновлена: 03.10.2025 в 00:48:45

 

 

Specifics of the practical implementation of the QFD methodology in the development of food products

Diner Yu.A., Yurk N.A.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 11 (November 2025)

Citation:

Abstract:
In the face of fierce competition in foreign and domestic markets, modernization, digitalization and improvement of technological processes, the processing industry is constantly looking for solutions and tools that allow not only to understand but also to anticipate potential consumer demands. The primary role of the consumer's choice as a basic factor in achieving the desired results is reflected in international quality management standards and underlies the use of a number of tools, primarily the Quality Function Deployment. This tool is based on the architecture of researching the opinions of the target audience, analyzing its requirements and expectations, followed by transformation into specific technological solutions. An integrated approach and multi-stage implementation of the quality structuring methodology requires the manufacturer to clearly understand that the successful implementation of each subsequent stage will be effective only after careful work and in-depth analysis of the results obtained in the previous one. During the research, the authors applied a methodology for structuring the quality function when planning for the production of a new type of pasta, considering the company's specific needs and the individualized preferences of the customer. The article provides criteria reflecting the needs of the target group, followed by their ranking and transformation into specific requirements for products with maximized consumer value. This formed the basis for the development of the nomenclature in the form of a systematic list of properties necessary to form the image of a future product. The results obtained can be used by the departments of the management system to improve the efficiency of their activities.

Keywords: Quality Function Deployment, consumer, product property nomenclature

JEL-classification: D18, L15, L60, L66