Сегментация потребительского рынка Индии и определение приоритетных целевых сегментов

Ларина О.И., Кузнецова В.В.
1 Государственный университет управления, Москва, Россия
2 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия

Статья в журнале

Маркетинг и маркетинговые исследования (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью

Том 30, Номер 2 (Апрель-июнь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Ожидается, что к 2026 г. потребительский рынок Индии станет третьим по величине в мире благодаря росту доходов домохозяйств. Быстрорастущий потребительский рынок Индии характеризует ряд особенностей: большая дифференциация в уровнях доходов, культурных предпочтениях и моделях потребления. Однако эти особенности также предоставляют компаниям возможность исследовать широкий спектр сегментов рынка и предлагать индивидуальные продукты, отвечающие специфическим потребностям различных групп потребителей. В статье авторы выделяют и анализируют пять отдельных потребительских сегментов, каждый из которых отличается уникальным сочетанием культурных, экономических и технологических особенностей: представители зарождающего среднего класса; молодые специалисты; сельские потребители; сторонники здорового образа жизни; покупатели предметов роскоши. Полученные результаты, касающиеся тенденций развития потребительского рынка Индии, могут быть полезны международным российским компаниям, заинтересованным в работе на зарубежных потребительских рынках

Ключевые слова: Индия, потребительский рынок, сегменты потребителей, продукты, маркетинговая стратегия, цифровые сервисы, тенденции рынка, средний класс

JEL-классификация: R11, R12, Q13, Q17, Q18



Введение

Индия – самая населенная страна в мире, на 01 января 2025 г. в стране проживало более 1,47 млрд человек, по прогнозам, к концу 2025 г. численность населения превысит 1,5 млрд человек, при этом население Индии молодое, медианный возраст и мужчин, и женщин около 29 лет. [1] В последние годы экономика страны быстро росла, в 2024 г. темпы роста ВВП были самыми высокими среди основных мировых экономик – 6,5%. По прогнозу Резервного банка Индии (РБИ), на этом уровне они сохранятся и на предстоящий период. [2] Так, экономика Индии по объему ВВП уже обошла Японию, а к 2028 г., по прогнозам, может обогнать Германию и стать третьей крупнейшей экономикой в мире. [3] Быстрый рост экономики сопровождается несколько более медленным и неравномерным ростом средних доходов как городского, так и сельского населения.

Высокими темпами в Индии росла в последние годы численность среднего класса, хотя в стране не сложилось его консенсусного определения. [4] Прогнозируется, что в ближайшие годы его численность продолжит расти: со 432 млн чел. в 2020-2021 гг. до 715 млн в 2030-2031 гг., когда его доля в совокупной численности населения страны составит 47%. [5] В то же время около 75% среднего класса Индии составляют представители «низшего среднего класса», т.е. те, кто тратит 2–4 долл. CША на душу населения в день, что лишь немного превышает мировую черту бедности. [6]

Компаниям, работающим или планирующим выход на рынки Индии, нужно, с одной стороны, понимать специфику происходящей в сфере потребления трансформации, обусловленной быстрым развитием экономики, а с другой, – особенности разнообразных местных рынков.

В силу огромной и все более разбирающейся в цифровых технологиях индийской аудитории потребителей постоянно повышаются их запросы и требования к качеству взаимодействий и обслуживания со стороны компаний-поставщиков. Чтобы преуспеть, компаниям необходимо адаптировать свою деятельность к быстро меняющейся ситуации и учитывать изменчивость тенденций при формировании рыночной стратегии. В текущих условиях распада прежних мирохозяйственных связей, с одной стороны, а с другой, – усиления стремления населения к национальной идентичности, как никогда важен страновой анализ поведения розничных когорт и групп потребителей и выявление национальной специфики рынков потребительских благ.

В статье рассматриваются ключевые тенденции, определявшие поведение индийских потребителей в 2024 г. Понимание трендов и определяющих их факторов рыночной динамики позволит компаниям лучше ориентироваться в конкурентной среде и удовлетворять меняющиеся потребности и ожидания текущих и потенциальных клиентов.

Обзор литературы и методология исследования

В российских научных публикациях анализ поведения потребителей в Индии не получил широкого освещения. Большой научный интерес представляет комплексное исследование экспертов Московской школы менеджмента. [7] В работе проанализированы не только исторические особенности индийского потребительского рынка, но и выделены прогнозные тренды его эволюции. Авторы отмечают его неоднородность и подчеркивают влияние географических, культурных и демографических различий, определяющих структуру потребительского рынка.

Другое направление научных исследований посвящено анализу потребительского поведения на интернет-платформах. В статье Ларионовой М.В., Шепелова А.В. приведен анализ эволюции правового регулирования хозяйственной деятельности в Интернете, включая нормы, защищающие цифровые персональные данные и устанавливающие права потребителей в электронной торговле, а также «регулирующие поведение системно значимых цифровых предприятий». [8] Авторы приходят к выводу, что правовое регулирование в Индии носит «предупредительный характер».

В статье Мукеша К. представлен социально-экономический обзор рынка электронной торговли в Индии. [9] С одной стороны, автор показывает его развитие, а с другой, подчеркивает сдерживающие проблемы. В частности, он пишет о трудностях взаимодействия с потребителями, обусловленных разнообразием языков и диалектов в Индии.

При написании настоящей статьи авторы провели систематизацию как российских статей, так и иностранных научных и статистических источников, представленных на зарубежных сайтах, в том числе на сайтах органов регулирования Индии, что позволило провести их системный анализ и представить авторское исследование и сегментирование потребительского рынка Индии.

Общая характеристика рынка потребительских благ Индии

Индийский потребительский рынок, сочетающий в себе множество потребительских предпочтений и изменчивые модели потребления, отражает обширный и разнообразный социально-экономический ландшафт страны. Он стремительно развивается. На предпочтения индийских потребителей оказывают влияние факторы, как общие для всех юрисдикций (уровень среднедушевого дохода потребителя, уровень образования, состав семьи, сфера занятости и др.), так и ряд факторов, характерных исключительно для Индии. Так, на потребительский выбор влияют: штат, в котором проживают потребители; принадлежность к определенной конфессии (в Индии распространены несколько конфессий: индуизм, ислам, христианство, сикхизм, буддизм и джайнизм); местные культурные традиции.

В последние годы на потребительское поведение граждан Индии стали оказывать влияние доступность Интернета, развитость коммуникационной инфраструктуры, наличие у потребителей цифровых девайсов и уровень цифровой грамотности потребителей. Благодаря достаточно широкой интернет-сети (на конец 2024 г. Интернет был доступен на 71,3% территории Индии) в стране развивается электронная торговля. Из 886 млн интернет-пользователей 54% (или 480 млн) в 2024 г. делали покупки на различных торговых платформах, а 55 млн (6,2%) совершали их в социальных сетях. Отличительной чертой индийских интернет-пользователей являются их языковые предпочтения в интернет-коммуникациях: 43% используют английский язык, а остальные – языки Индии, в т.ч. хинди – 27%, маратхи – 6%, тамильский – 3%, гуджарати – 4%, телегу – 2%, бенгальский – 2% и другие. [10]

По данным Statista, располагаемый доход на душу населения в Индии в 2019 г. составлял 2,11 тыс. долл., в 2023 г. – 2,54 тыс. долл., а в 2025 г. составит 2,8 тыс. долл. CША. [11] По прогнозам этого же источника, к 2029 г. этот показатель достигнет 4,34 тыс. долл. США. Рост располагаемого дохода приводит к изменению структуры потребительских расходов и повышению общей покупательной способности. Это особенно заметно наблюдается в структуре расходов сельского населения: все больше людей покупает непродовольственные товары, а не только на предметы первой необходимости. Учитывая, что около 60-70% населения проживает в сельской местности, можно отметить, что индийский потребительский рынок отражает разнообразие потребностей и приоритетов очень разных групп населения.

Так, в табл. 1 представлены усредненные данные о тратах на продовольственные и непродовольственные товары жителей городов и сельских районов в разные периоды с 1999 по 2023 гг.

Таблица 1. Распределение потребительских расходов на продовольственные и непродовольственные товары, 1999-2023 гг., %

Годы
Сельская местность*
Города
Продовольственные
товары
Непродовольственные товары
Продовольственные товары
Непродовольственные товары
1999-2000
59,4
40,6
48,1
51,9
2004-2005
53,1
46,9
40,5
59,5
2009-2010
57
43
44,4
55,6
2011-2012
52,9
47,1
42,6
57,4
2022-2023
46,4
53,6
39,2
60,8
Примечание: * Расходы на продовольственные товары сельского населения включают стоимость потребленной в домашних условиях продукции, рассчитанной по ценам франко-ферма.

Источник: [12, p. 30].

Данные таблицы 1 показывают, что со временем меняется покупательская модель поведения индийского потребителя, как в целом, так и в зависимости от места проживания. Все более значительную долю расходов занимают непродовольственные товары.

Состав потребительской корзины в Индии значительно различается в зависимости от штата и места проживания потребителей (город, уровень города, штат, сельские районы). По данным общенационального обследования потребительских расходов, проведенного с августа 2023 г. по июль 2024 г., среднемесячные расходы домашних хозяйств в сельской местности в среднем составляли 4122 рупии, а в городах – 6996. Если по результатам обследования 2023 г. среднемесячный доход жителей городов Индии был на 71% больше, чем у сельских жителей, то по результатам обследования 2023-2024 г. уже на 58,9% (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика месячных среднедушевых расходов городского и сельского населения в Индии, 2009-2024 гг., рупии

Источник: [12, р. 2].

Средние данные маскируют существенные территориальные различия. Доля продуктов питания в общих потребительских расходах сельских домохозяйств варьируется от 40,32% (в штате Керале) до 53,22% (в Ассаме). В городском секторе доля продуктов питания в потребительских расходах варьируется от 36,14% (в Махараштре) до 48,79% (в Бихаре). [12, р. 33].

В Индии, как и во многих других странах, разработана и реализуется государственная программа «Цифровая Индия». В настоящее время Индия занимает второе место в мире по числу интернет-пользователей, доступ к Интернету есть у 58% населения. В Индии постоянно растет число интернет-пользователей (рис. 2).

Рисунок 2. Рост числа интернет-пользователей в Индии, млн человек

Источник: [10].

По данным доклада «Internet in India, 2024», к концу 2025 г. в стране будет более 900 млн интернет-пользователей. Особенностью Индии является то, что в сельской местности больше интернет-пользователей (55% населения), чем в городах (45% жителей). Из них 53% мужчины, а 47% женщины. В то же время доступ к Интернету неравномерно распределен по территории страны: в Керале им пользуется 72% населения, а в Бихаре – только 43%. Для выхода в Интернет граждане Индии часто используют чужие девайсы, особенно в сельской местности, а также подростки [13].

Из общего числа интернет- пользователей 54% используют услуги электронной торговли (480 млн человек), в том числе 332 млн в 2024 г. были онлайн покупателями, а 55 млн совершали покупки в социальных сетях. 105 млн онлайн покупателей в 2024 г. оплачивали покупки наличными при доставке товара.

Распространение электронной торговли и обширные возможности онлайн- шопинга меняют поведение потребителей во всем мире, в т.ч. и в Индии. Кроме того, развитие цифровых технологий содействуют стремительному росту разнообразных платежных сервисов. В Индии становятся все более популярными цифровые платежи с использованием мобильных кошельков и единого платежного интерфейса (единый платежный интерфейс (UPI) – это система, объединяющая несколько банковских счетов в одно мобильное приложение (любого банка-участника), позволяющая получить доступ к нескольким банковским услугам, обеспечивающая плавную маршрутизацию торговых платежей). По данным Национальной платежной корпорации Индии (NPCI), в 2024 г. с использованием UPI было обработано около 172 млрд транзакций, или на 46% больше, чем в 2023 г. Другой популярный метод платежей – система быстрых платежей (IMPS), функционирующая в Индии с 2010 г. IMPS позволяет частным лицам и бизнесу осуществлять платежи, используя мобильные телефоны, банкоматы, SMS и Интернет [14].

Все большую популярность среди индийских покупателей получают услуги «покупай сегодня, плати потом» (ПСПП, BNPL). Рынок услуг ПСПП в Индии быстро растет с 2021 г., по оценкам, его рост продолжится до 2030 г. Прогнозируется, что в 2025 г. рынок ПСПП вырастет до 21,95 млрд долл. CША [15].

Сегментация индийского потребительского рынка

Наряду с бурным ростом индийский потребительский рынок переживает кардинальные изменения, обусловленные влиянием разноплановых факторов. И если цифровые трансформации – достаточно повсеместный тренд, то формирование масштабной прослойки среднего класса – это действительно важная особенность современной Индии. Очевидны динамичные изменения в потребительском поведении и структуре расходов, что делает современный индийский рынок настоящей «золотой жилой» для международных и национальных брендов.

Индийский потребительский рынок сильно сегментирован: помимо традиционных сегментов (городское и сельское население) большое значение для эффективного маркетинга имеют их внутренние деления, например, учет особенностей потребительских предпочтений жителей мегаполисов, городов первого, второго, третьего и четвертого уровней (в Индии выделяют 8 городов 1-го уровня; 26 городов 2-го уровня, 33 города 3-го уровня, более 5 тыс. городов 4-го уровня и более 638 тыс. деревень). Значительное внимание, как правило, в маркетинговой политике компании уделяют пяти крупным кросс-факторным сегментам потребителей: 1) представителям зарождающего среднего класса; 2) молодым специалистам; 3) сельским потребителям; 4) сторонникам здорового образа жизни; 5) покупателям предметов роскоши.

1. Зарождающийся средний класс. Хотя совокупная численность представителей данного сегмента в настоящее время официально и однозначно не определена (разброс оценок очень широк: от 31% в 2023 г. до 61% населения к середине 21 века), однако он охватывает несколько сотен миллионов человек. [5] Благодаря высоким темпам роста (5-6% в год) и молодым возрастным характеристикам этот сегмент потребителей крайне привлекателен для компаний-поставщиков самой разной продукции [16].

У представителей индийского среднего класса в последние годы росли среднедушевые доходы. Рост располагаемого дохода подпитывает стремление представителей среднего класса к лучшему образу жизни, что проявляется в росте их расходов на образование, здравоохранение и более качественные продукты и товары потребления. Увеличение расходов на образование объясняется как относительно невысоким средним уровнем образования взрослого населения (рис. 3), так и стремлением представителей этого сегмента потребителей расширить свои личностные перспективы.

Рисунок 3. Распределение взрослого населения Индии по уровню образования, 2023 г., %

Источник: [17].

В сфере образования наблюдается заметный сдвиг спроса индийских потребителей в сторону частных и цифровых образовательных платформ. По оценкам экспертов Statista, в 2025 г. объем рынка онлайн образования в Индии составит 7,57 млрд долл. CША (4-е место в мире), а к 2029 г. – 18,94 млрд долл. Предполагается, что число обучающихся к 2029 г. вырастет до 309,1 млн чел. [11]

Для маркетинга потребности данного сегмента крайне важны, поскольку с ростом дохода потребитель переключается на более качественные продукты, а также на продукты, представляющие ценность. Чтобы закрепить взаимодействие с амбициозными представителями данного сегмента нужно продумывать подходы и учитывать его меняющиеся потребности.

Это предполагает понимание их склонности к цифровому взаимодействию, их стремления к повышению уровня образования и навыков, а также их потребности в здравоохранении и «доступной роскоши». Разработка маркетинговых стратегий, сочетающих вдохновляющие сообщения и ценностно-ориентированные предложения, может стать ключом к завоеванию этого критического сегмента индийских потребителей. Зарождающийся средний класс в Индии – это не просто демографический сегмент, это мощная движущая сила потребительской экономики страны.

2. Молодые специалисты. Сегмент молодых специалистов в Индии – динамичная и влиятельная группа, движущая сила современных рыночных тенденций. Этот сегмент, в основном состоящий из миллениалов (примерно 440 млн чел.) и части поколения Z (всего примерно 390 млн чел.), характеризуется технологической подкованностью, прогрессивным взглядом на мир и высокой степенью взаимодействия с цифровыми платформами. Согласно отчету Morgan Stanley, к 2027 г. миллениалы в Индии станут крупнейшей демографической группой, представляя значительную часть рабочей силы и потребительской базы [18].

Их моделям потребительского поведения характерна склонность к использованию технологий. Более 85% индийских миллениалов владеют смартфоном, и это число неуклонно растет. Их жизнь тесно связана с технологиями, которые влияют не только на общение, но и на покупки, развлечения и потребление информации.

Что касается потребительских привычек, молодые специалисты в Индии демонстрируют явную склонность к электронике, моде и онлайн-услугам. По данным IBEF, объем индийского рынка электронной торговли к 2026 г. достигнет 200 млрд долл. США, причем наибольший вклад в рост его объема вносят покупки электроники и одежды [10]. Этот факт подчеркивает важность онлайн- взаимодействия в жизни молодых специалистов.

Данный сегмент индийских потребителей более других учитывает модные тенденции. Рынок одежды в Индии велик (его объем составлял в 2023 г. 96,5 млрд. долл. США), и молодые люди – представители этого сегмента ориентированы на бренды и модные вещи, за которые готовы платить. В отчете Google подчеркивается важность цифрового влияния на решения о покупке: 70% индийских потребителей на ранних этапах своего пути к покупке находятся под влиянием информации, получаемой по цифровым каналам [19].

Более того, эта демографическая группа ценит аутентичность и социальную ответственность приобретаемых благ [20]. Бренды, которые могут согласовать свои маркетинговые усилия с этими ценностями, создавая контент, отвечающий стремлениям и этическим взглядам молодых специалистов, с большей вероятностью смогут построить прочные и долгосрочные отношения.

Для построения эффективного взаимодействия с данным сегментом необходим омниканальный маркетинг, благодаря которому компании смогут поддерживать вовлеченность и лояльность представителей данного сегмента к предлагаемым товарам.

3. Сельские потребители. Данный сегмент индийских потребителей масштабен: в сельской местности проживает 60-70% населения страны. Потребительское поведение сельских жителей в последние годы претерпевает важные изменения, в том числе под воздействием все большей доступности Интернета, цифровых технологий, развития транспорта и роста среднедушевых доходов. Ориентация маркетологов на данный сегмент незначительна, поскольку средние доходы одного сельского потребителя невысоки. Вместе с тем, отмечается экономический рост и рост потребления в сельских районах Индии.

Начиная с 2018 г. сельская экономика Индии развивается быстрыми темпами, возрастая примерно на 5% в год, и как отмечается, Индия из страны, зависящей от импорта продовольствия, стала его чистым экспортером [21]. Важным фактором, который способствует развитию данного сегмента потребителей, выступает цифровая трансформация страны, поскольку удобство связи и инклюзивность цифровых технологий позволяет создавать разнообразные сервисы, которые предлагают доступные потребительские товары.

Потребители этого сегмента ориентированы на товары с оптимальным соотношением цены и качества. На данную группу потребителей приходится более половины товаров повседневного спроса в стране. Но, как отмечалось выше, в состав их среднедушевых расходов входит стоимостная оценка продукции, произведенной и потребленной домохозяйствами. Хотя для сельских потребителей расширяется доступ к Интернету, для них важны традиционные средства массовой информации (телевидение и радио) как основные каналы получения конъюнктурных данных.

Для сельских потребителей также характерно большее, чем у жителей городов, предпочтение локальной продукции. Для маркетинговых стратегий важно понимание региональных предпочтений. Значительное культурное дифференцирование имеет значение для разработки коммуникационных сообщений, которые могут найти отклик у сельских потребителей.

4. Сторонники здорового образа жизни. Данный сегмент – быстрорастущая демографическая группа, которая следует общемировому тренду к здоровому образу жизни. Как правило, представители этой группы индийских потребителей проживают в городах. Они предъявляют спрос на разнообразные продукты: от органических продуктов до фитнес- программ и оздоровительных практик. Индия является важным производителем и экспортером органических продуктов, а в последние годы стало высокими темпами расти внутреннее потребление. По данным IMARC Group, индийский рынок органических продуктов в 2024 г. составлял 1,91 млрд долл. США, а по прогнозам к 2033 г. вырастет до 10,8 млрд долл. CША [22].

Фитнес также выступает одним из ключевых продуктов потребления рассматриваемой группы индийских потребителей. По прогнозам специалистов, отрасль будет расти в период до 2029 г. темпом около 6% в год, когда объем рынка может составить 36,9 млн долл. США [23]. Одновременно наблюдается рост спроса на сопутствующие товары и практики, а также на различные фитнес–приложения. По оценкам IMARC Group, в 2024 г. объем рынка фитнес–приложений составлял 436,14 млн долл. США, а к 2033 г. вырастет до 2,45 млрд долл. CША. В среднем индийский потребитель тратит около 4 тыс. индийских рупий в месяц на фитнес (около 48 долл.CША) [24].

Маркетинг данного направления требует особого подхода, основанного на качестве, экологичности и аутентичности предлагаемых продуктов. При позиционировании следует делать акцент на традиционности и натуральности продукта. Для данной демографической группы может быть эффективным образовательный маркетинг, который представляет ценную для потребителя информацию о здоровье и благополучии, что может повысить доверие к бренду и укрепить его репутацию.

Партнерство с инфлюенсерами – эффективный инструмент, однако, согласно опросу, 30% потребителей этого сегмента скорее купят продукт, рекомендованный личностью, не являющейся знаменитостью, чем знаменитостью [25].

5. Покупатели товаров роскоши – весьма влиятельная часть индийских потребителей, располагающих высокими среднедушевыми доходами. К этой группе относят домохозяйства со среднедушевым месячным доходом более 30 тыс. рупий. Социальный состав покупателей предметов роскоши в Индии разнообразен, но их объединяет стремление к эксклюзивности. База состоятельных индийских потребителей постепенно расширяется за счет предпринимателей нового поколения и формирующейся новой элиты. В 2024 г. объем индийского рынка предметов роскоши составлял 17,67 млрд долл. США, а по прогнозам Bain & Company, к 2030 г. он может превысить 85 млрд долл.CША [26].

Потребители этого сегмента отдают предпочтение глобальным люксовым брендам, автомобилям и услугам премиум-класса. Так, рынок автомобилей класса люкс демонстрирует устойчивый рост: прогнозируется, что в 2025 г. будет их продано на 1,32 млрд долл. США, а в 2030 г. – на 1,82 млрд долл. CША [27]. Среди индийских потребителей распространено представление, что автомобили класса люкс – это не только символ высокого социального статуса, но и признание высокого качества изготовления и передовых технологий. В сфере моды и аксессуаров люксовые бренды также находят в Индии прибыльный рынок.

Тенденции развития индийского рынка

В последние годы предпочтения индийских потребителей меняются, благодаря росту среднедушевых доходов и их знакомству с новыми идеями и технологиями. При этом в розничной торговле наблюдается тенденция к многоканальному шопингу. Удобство, разнообразие и доступность цифровых технологий меняют то, как и где потребители совершают покупки.

Массовое проникновение Интернета. В Индии насчитывается более 900 миллионов интернет-пользователей, что способствует онлайн-поиску и цифровым транзакциям среди всех демографических групп. Даже сельские жители активно взаимодействуют с цифровыми платформами, открывая для себя новые продукты.

Удобный шопинг. Благодаря таким функциям, как доставка в течение одного дня, простой возврат и гибкие возможности онлайн-оплаты, электронная коммерция предлагает многообразные и удобные сервисы. Потребители теперь используют цифровые технологии при покупке продуктов питания, одежды, электроники и даже предметов роскоши. При этом компании, активно работающие в цифровой среде, стали опережать в оборотах традиционную розницу, продавая товары напрямую через социальные сети, мессенджеры и собственные веб-сайты. В свою очередь это дает им преимущества и возможности на рынке, поскольку они обладают более детальными данными о потребителях.

Анализируя поведенческие сигналы, модели поведения покупателей и взаимодействие в режиме реального времени, а также используя инновационные сервисы на основе искусственного интеллекта, компании доносят правильное сообщение в нужный момент. Такая точность повышает релевантность, формирует эмоциональную связь и превращает покупателей, совершивших покупку однажды, в преданных сторонников. Для многих потребителей более важной характеристикой выступает ценность, а не цена. Одних скидок уже недостаточно: потребители ценят эмоциональную ценность, удобный пользовательский интерфейс и вовлечение после покупки.

Интерактивные точки соприкосновения с брендом. Тестовые покупки, сервисы с дополненной реальностью и персонализированные лендинги превращают пассивных зрителей в активных участников. Интерактивный контент способствует как вовлеченности, так и конверсии.

Осознанное потребление: экологичность, чистота и этичное поведение. Современный покупатель принимает решения, основанные на личных ценностях. Экологическая и этическая осведомленность существенно влияет на выбор продукта и лояльность к бренду. Экологически осознанный выбор больше не является чем-то второстепенным в маркетинговых стратегиях. Потребители отдают предпочтение брендам, ориентированным на устойчивое развитие — от упаковки без пластика до продукции с чистым составом. Позиции продуктов с видимыми экологическими или этическими сертификатами выделяются на фоне остальных, повышая доверие потребителей, что в свою очередь способствует укреплению долгосрочного капитала бренда.

Заметным трендом выступает локальный маркетинг: индийские потребители выбирают региональные языки, культуру и бренды, отражающие их корни и идентичность. Гипер-локальный маркетинг становится высокоэффективной стратегией роста. Местные языки, региональные особенности и точные контекстные сообщения вызывают больший отклик, чем стандартные общенациональные кампании.

Нельзя не отметить и революционный прорыв в сфере здорового образа жизни. Индийские потребители уделяют здоровью как никогда раньше большое внимание — все, что они едят, носят и делают, вращается вокруг здорового образа жизни. Происходит переосмысление питания: потребители читают этикетки и выбирают средства для укрепления иммунитета, продукты на растительной основе и продукты без химикатов, здоровье теперь определяет выбор продуктов питания. Внедрение смарт-фитнеса: носимые устройства, фитнес-приложения и устройства для домашних тренировок становятся все более популярными, особенно среди городских миллениалов и представителей поколения Z. Также в центре внимания — психическое благополучие. Приложения для развития осознанности, средства для сна и продукты для эмоционального благополучия завоевывают новые категории.

В технологиях продвижения на индийском рынке значительную роль играют социальные сети и инфлюенсеры. Инфлюенсеры в социальных сетях формируют решения о покупке и повышают доверие. Видеоролики и короткие ролики теперь стимулируют прямые продажи, особенно импульсивных или недорогих товаров. Развлечения и шопинг сливаются воедино. Потребители в небольших городах доверяют региональным инфлюенсерам больше, чем знаменитостям. Некоторые инфлюенсеры запускают собственные линейки продуктов или кобрендовые предложения, становясь самостоятельными предпринимателями и рассказчиками историй о брендах.

Другой тренд – праздники стимулируют потребление. Так, фестивальный шопинг – это экономическое событие, которое совмещается с культурным событием. Здесь происходят и эмоциональные, и целенаправленные покупки. Бренды стараются выстраивать свои рекламные кампании, ориентируясь на этот всплеск как настроений, так и расходов.

Важно отметить стремительное внедрение финтеха, которое меняет не только способы покупок, но и инвестиции индийских потребителей. Составление бюджета, инвестирование и даже подача налоговых деклараций теперь осуществляются через приложения. Индия лидирует в сфере цифровых платежей, совершая более 11 миллиардов транзакций UPI ежемесячно. Финансовая грамотность растет во всех демографических группах. Многие продвинутые потребители, предпочитающие электронные кошельки, ожидают бесперебойной оплаты в любой точке мира.

Заключение

Индия – государство, объединяющее социально-экономическое разнообразие, культурное богатство и технологический прогресс. Потребительский рынок Индии имеет значительный потенциал, благодаря большой численности населения, растущему среднему классу, растущим располагаемым доходам и адекватному государственному регулированию. Современный потребительский рынок Индии — это яркая «мозаика» потребностей, возможностей и моделей поведения. Мейнстримы, которые наблюдаются на потребительском рынке Индии: экологичности и устойчивого развития – потребители ценят прозрачность в вопросах этики и воздействия на окружающую среду; гиперлокальность и влияние региональных лидеров; здоровье — это богатство, технологии для здоровья становятся неотъемлемой частью образа жизни; растущая часть среднего класса переосмысливает ценности и вкладывается в образование; впечатления важнее собственности: расходы миллениалов сместились в сторону впечатлений; управление финансами и покупки, основанные на кредитах, позволяют совершать более крупные и смелые покупки даже в семьях со средним доходом.

Выделяя в исследовании потребительские сегменты, авторы считают необходимым подчеркнуть неоспоримую важность маркетинговых стратегий компаний, ориентированных на конкретные сегменты. Компании и их бренды должны учитывать особенности сегментов и изменения в их предпочтениях, чтобы оставаться актуальными.


Источники:

1. India Population 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://worldpopulationreview.com/countries/india (дата обращения: 01.10.2025).
2. Indias’ Economic Surge. – Press Information Bureau, 2025, 06 Jul. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pib.gov.in/PressNoteDetails.aspx?NoteId=154840&ModuleId=3 (дата обращения: 01.10.2025).
3. Singh S. India’s Economic Juggernaut on Way to Becoming the 3rd Largest Economy. Forbes, 2025, 14 Jul. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/sites/sarwantsingh/2025/07/14/indias-economic-juggernaut-on-way-to-becoming-the-3rd-largest-economy/ (дата обращения: 01.10.2025).
4. Pande M. India’s middle class: a changing social order. – The Hindy, 2025, 06 Feb. [Электронный ресурс]. URL: https://www.thehindu.com/society/india-middle-class-population-changing-social-order-new-book-manisha-pande-socio-political-factors/article69135913.ece (дата обращения: 01.10.2025).
5. Indian middle class will nearly double to 61% by 2046-47: PRICE Report. – Business Standard, 2025, 07 Aug. [Электронный ресурс]. URL: https://www.business-standard.com/economy/news/indian-middle-class-will-nearly-double-to-61-by-2046-47 (дата обращения: 01.10.2025).
6. Understanding India’s evolving middle classes. – East Asia Forum, 2024, 21 May. [Электронный ресурс]. URL: https://eastasiaforum.org/2024/05/21/understanding-indias-evolving-middle-classes (дата обращения: 01.10.2025).
7. Молчанова Е., Соколова К., Лемешко О. Знакомьтесь: новый индийский потребитель. - М., Сколково, Московская школа менеджмента, 2018. – 12 c.
8. Ларионова М.В., Шепелов А.В. Индия. Формирование регулирования технологических компаний для роста цифровой экономики // Вестник международных организаций. – 2024. – № 2. – c. 127-144. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/indiya-formirovanie.
9. Кумар М. Будущий рынок электронной коммерции (e-commerce) в Индии // Интерактивная наука. – 2022. – № 7,. – c. 92-100. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/buduschiy-rynok-elektronnoy.
10. Internet in India 2024. – 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iamai.in/sites/default/files/research/Kantar (дата обращения: 01.10.2025).
11. Consumption Indicators - India. Statista Market Forecast. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/outlook/co/consumption-indicators/india (дата обращения: 01.10.2025).
12. Survey on Household Consumption Expenditure: 2022-2023. – Government of India: National Statistics Office, Report no. 592 (HCES: 2022-23). New Delhi, 2024. – 225 р. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mospi.gov.in/sites/default/files/publication_reports/Final_Report_HCES_2023-24L.pdf (дата обращения: 01.10.2025).
13. Parekh J. Usage Statistics: Internet and Mobile Users in India (2025). – 2024, 30 Dec. [Электронный ресурс]. URL: https://muftinternet.com/blog/usage-statistics-internet-and-mobile-users-in-india-2025/ (дата обращения: 01.10.2025).
14. Exponential Growth in Digital Transactions. – Government of India, Press Information Bureau, 2025, 17 Jan. [Электронный ресурс]. URL: https://static.pib.gov.in/WriteReadData/specificdocs/documents/2025/jan/doc2025117486701.pdf (дата обращения: 01.10.2025).
15. India Buy Now Pay Later Business Report 2025-2030: Key Players and New Entrants, Regulatory Oversight, Consumer Protection, Entry of Diverse BNPL Providers, Rapid Adoption Across Demographics. – Fintech Future, 2025, 14. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fintechfutures.com/press-releases/india-buy-now-pay-later-business-report-2025-2030-key-players (дата обращения: 01.10.2025).
16. Bardhan A.R. Bigger Middle Class, Richer Middle Class. – 2025, 15 Aug. [Электронный ресурс]. URL: https://ddnews.gov.in/en/bigger-middle-class-richer-middle-class (дата обращения: 01.10.2025).
17. Waghmare A. Education levels in India. – 2025, 28 Mar. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dataforindia.com/education-levels-in-india (дата обращения: 01.10.2025).
18. India\\\'s Millennials and Economic Growth. Morgan Stanley. [Электронный ресурс]. URL: https://www.morganstanley.com/ideas/india-land-of-millennials (дата обращения: 01.10.2025).
19. Gen Z trends & search behaviour in India - Think with Google APAC. [Электронный ресурс]. URL: https://www.thinkwithgoogle.com/intl/en-apac/consumer-insights/consumer-trends/gen-z-trends-search-behaviour-india (дата обращения: 01.10.2025).
20. Reddy L. Will the Indian Youth Pay an Equal Amount for an Indian Brand or an Indian-Made Product as They Would for a Foreign Brand?. A Dive into the Spending Psychology of the Indian Youth. – 2025, July. – 18 p. [Электронный ресурс]. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=5361753 (дата обращения: 01.10.2025).
21. Indian agriculture is thriving. Understanding its complexities—and its areas of opportunity—is critical for agribusinesses looking to be a part of its growth. 2025, 4 Jun. – 53 p. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/industries/agriculture/our-insights/value-creation-in-indian-agriculture (дата обращения: 01.10.2025).
22. India Organic Food Market Size, Share, Trends and Forecast by Product Type, Distribution Channel, and Region, 2025-2033. IMARC Report, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imarcgroup.com/indian-organic-food-market (дата обращения: 01.10.2025).
23. Krishnakumar R. Counting steps: India’s long road to fitness. – 2025, 2 March. [Электронный ресурс]. URL: https://www.deccanherald.com/health/counting-steps-india-s-long-road-to-fitness-3427972 (дата обращения: 01.10.2025).
24. India Fitness App Market Size, Share, Trends and Forecast by Type, Platform, Device, and Region, 2025-2033. IMARC Group Report, 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imarcgroup.com/india-fitness-app-market (дата обращения: 01.10.2025).
25. 5 Key Consumer Segments in India. [Электронный ресурс]. URL: https://kadence.com/en-us/5-key-consumer-segments-in-india (дата обращения: 01.10.2025).
26. Banerjea A. Luxe & Loaded: How India is Capturing the Global Luxury Market. – 2025, 11 Feb. [Электронный ресурс]. URL: https://www.smallcase.com/blog/luxe-loaded-how-india-is-capturing-the-global-luxury-market (дата обращения: 01.10.2025).
27. India Luxury Car Market Analysis. Industry Report, Size & Growth Insights, 2030. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mordorintelligence.com/industry-reports/india-luxury-car-market (дата обращения: 01.10.2025).

Страница обновлена: 28.11.2025 в 00:32:04

 

 

Segmentation of the Indian consumer market and priority target segments

Larina O.I., Kuznetsova V.V.

Journal paper

Marketing and marketing research
Volume 30, Number 2 (April-June 2025)

Citation:

Abstract:
India's consumer market is expected to become the world's third largest by 2026, driven by rising household incomes. India's fast-growing consumer market is characterized by a number of features: wide differentiation in income levels, cultural preferences and consumption patterns. However, these features also provide companies with the opportunity to explore a wide range of market segments and offer customized products that meet the specific needs of different consumer groups. The article examines five distinct consumer segments, each with a unique combination of cultural, economic, and technological characteristics: emerging middle class; young professionals; rural consumers; health enthusiasts; and luxury buyers. The obtained results concerning the development trends of the Indian consumer market may be useful for international Russian companies interested in working in the country's consumer market.

Keywords: India, consumer market, consumer segments, products, marketing strategy, digital services, market trends, middle class

JEL-classification: R11, R12, Q13, Q17, Q18

References:

5 Key Consumer Segments in India. Retrieved October 01, 2025, from https://kadence.com/en-us/5-key-consumer-segments-in-india

Banerjea A. Luxe & Loaded: How India is Capturing the Global Luxury Market. – 2025, 11 Feb.. Retrieved October 01, 2025, from https://www.smallcase.com/blog/luxe-loaded-how-india-is-capturing-the-global-luxury-market

Bardhan A.R. Bigger Middle Class, Richer Middle Class. – 2025, 15 Aug.. Retrieved October 01, 2025, from https://ddnews.gov.in/en/bigger-middle-class-richer-middle-class

Consumption Indicators - IndiaStatista Market Forecast. Retrieved October 01, 2025, from https://www.statista.com/outlook/co/consumption-indicators/india

Exponential Growth in Digital Transactions. – Government of India, Press Information Bureau, 2025, 17 Jan.. Retrieved October 01, 2025, from https://static.pib.gov.in/WriteReadData/specificdocs/documents/2025/jan/doc2025117486701.pdf

Gen Z trends & search behaviour in India - Think with Google APAC. Retrieved October 01, 2025, from https://www.thinkwithgoogle.com/intl/en-apac/consumer-insights/consumer-trends/gen-z-trends-search-behaviour-india

India Buy Now Pay Later Business Report 2025-2030: Key Players and New Entrants, Regulatory Oversight, Consumer Protection, Entry of Diverse BNPL Providers, Rapid Adoption Across Demographics. – Fintech Future, 2025, 14. Retrieved October 01, 2025, from https://www.fintechfutures.com/press-releases/india-buy-now-pay-later-business-report-2025-2030-key-players

India Fitness App Market Size, Share, Trends and Forecast by Type, Platform, Device, and Region, 2025-2033IMARC Group Report, 2025. Retrieved October 01, 2025, from https://www.imarcgroup.com/india-fitness-app-market

India Luxury Car Market AnalysisIndustry Report, Size & Growth Insights, 2030. Retrieved October 01, 2025, from https://www.mordorintelligence.com/industry-reports/india-luxury-car-market

India Organic Food Market Size, Share, Trends and Forecast by Product Type, Distribution Channel, and Region, 2025-2033IMARC Report, 2024. Retrieved October 01, 2025, from https://www.imarcgroup.com/indian-organic-food-market

India Population 2025. Retrieved October 01, 2025, from https://worldpopulationreview.com/countries/india

India\\\'s Millennials and Economic GrowthMorgan Stanley. Retrieved October 01, 2025, from https://www.morganstanley.com/ideas/india-land-of-millennials

Indian agriculture is thriving. Understanding its complexities—and its areas of opportunity—is critical for agribusinesses looking to be a part of its growth. 2025, 4 Jun. – 53 p.. Retrieved October 01, 2025, from https://www.mckinsey.com/industries/agriculture/our-insights/value-creation-in-indian-agriculture

Indian middle class will nearly double to 61% by 2046-47: PRICE Report. – Business Standard, 2025, 07 Aug. Retrieved October 01, 2025, from https://www.business-standard.com/economy/news/indian-middle-class-will-nearly-double-to-61-by-2046-47

Indias’ Economic Surge. – Press Information Bureau, 2025, 06 Jul. Retrieved October 01, 2025, from https://www.pib.gov.in/PressNoteDetails.aspx?NoteId=154840&ModuleId=3

Internet in India 2024. – 2025. Retrieved October 01, 2025, from https://www.iamai.in/sites/default/files/research/Kantar

Krishnakumar R. Counting steps: India’s long road to fitness. – 2025, 2 March. Retrieved October 01, 2025, from https://www.deccanherald.com/health/counting-steps-india-s-long-road-to-fitness-3427972

Kumar M. (2022). FUTURE E-COMMERCE MARKET IN INDIA. Interactive science. 72 (7,). 92-100.

Larionova M.V., Shepelov A.V. (2024). INDIA. DEVELOPING REGULATION OF TECHNOLOGICAL PLATFORMS FOR DIGITAL ECONOMY GROWTH. International organisations research journal. 19 (2). 127-144.

Molchanova E., Sokolova K., Lemeshko O. (2018). Meet the new Indian consumer

Pande M. India’s middle class: a changing social order. – The Hindy, 2025, 06 Feb. Retrieved October 01, 2025, from https://www.thehindu.com/society/india-middle-class-population-changing-social-order-new-book-manisha-pande-socio-political-factors/article69135913.ece

Parekh J. Usage Statistics: Internet and Mobile Users in India (2025). – 2024, 30 Dec.. Retrieved October 01, 2025, from https://muftinternet.com/blog/usage-statistics-internet-and-mobile-users-in-india-2025/

Reddy L. Will the Indian Youth Pay an Equal Amount for an Indian Brand or an Indian-Made Product as They Would for a Foreign Brand?A Dive into the Spending Psychology of the Indian Youth. – 2025, July. – 18 p.. Retrieved October 01, 2025, from https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=5361753

Singh S. India’s Economic Juggernaut on Way to Becoming the 3rd Largest EconomyForbes, 2025, 14 Jul.. Retrieved October 01, 2025, from https://www.forbes.com/sites/sarwantsingh/2025/07/14/indias-economic-juggernaut-on-way-to-becoming-the-3rd-largest-economy/

Understanding India’s evolving middle classes. – East Asia Forum, 2024, 21 May. Retrieved October 01, 2025, from https://eastasiaforum.org/2024/05/21/understanding-indias-evolving-middle-classes

Waghmare A. Education levels in India. – 2025, 28 Mar.. Retrieved October 01, 2025, from https://www.dataforindia.com/education-levels-in-india