Стратегические аспекты ресурсного обеспечения государством воспроизводства трудового потенциала общества
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3 (51), Март 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Шаркова А.В. Стратегические аспекты ресурсного обеспечения государством воспроизводства трудового потенциала общества // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 3. – С. 13-18.
Аннотация:
Окончание. Начало в № 2 2004. Россия по своим человеческим, интеллектуально-информационным, материально-техническим и природным ресурсам является достаточно богатой страной. Она способна обеспечить воспроизводство трудового потенциала общества на должном уровне. Если же у государства не хватает ресурсов для финансирования воспроизводства трудового потенциала общества (ТПО), то их следует либо мобилизовать тем или иным путем, либо получить посредством денежной эмиссии, возможные отрицательные последствия которой во много раз меньше того урона, который наносит стране недофинансирование воспроизводства ТПО.
Ключевые слова: трудовой потенциал, Россия, денежная эмиссия
Окончание. Начало в № 2/2004
Россия по своим человеческим, интеллектуально-информационным, материально-техническим и природным ресурсам является достаточно богатой страной. Она способна обеспечить воспроизводство трудового потенциала общества на должном уровне. Если же у государства не хватает ресурсов для финансирования воспроизводства трудового потенциала общества (ТПО), то их следует либо мобилизовать тем или иным путем, либо получить посредством денежной эмиссии, возможные отрицательные последствия которой во много раз меньше того урона, который наносит стране недофинансирование воспроизводства ТПО.
На развитие трудового потенциала общества государство должно выделять не только финансовые, но и физические (материализованные) ресурсы, что может быть осуществлено в следующих формах:
‑ бесплатное выделение государственным учреждениям образования, здравоохранения, культуры и т.п. не только различного рода помещений, но и коммунальных услуг, которые должны предоставлять соответствующие коммунальные службы, а также предприятия топливно-энергетического комплекса в качестве зачета этих поставок в их налоговые платежи;
‑ бесплатное выделение государственным учреждениям, занятым воспроизводством трудового потенциала общества, участков земли под застройку с правом передачи половины такого участка в долгосрочную аренду (не менее 50 лет, с возможным выкупом в собственность у государства), а также частным структурам под строительство зданий и сооружений с дальнейшей передачей вырученных средств на развитие материально-технической базы соответствующего государственного учреждения;
‑ планомерная закупка или аренда государством оборудования для госучреждений, обеспечивающих воспроизводство ТПО, с последующей бесплатной передачей его как в порядке зачета в рамках государственного бюджетного финансирования, так и сверх его лимита.
Предложения по выделению государством части ресурсов в натуральном виде в пользу учреждений, занятых воспроизводством ТПО, не следует понимать как рекомендацию по сворачиванию денежных отношений в сфере воспроизводства ТПО. В других его областях финансовую поддержку, наоборот, целесообразно расширять.
С целью аккумулирования свободных денежных средств для реализации эффективных мероприятий в области воспроизводства трудового потенциала общества целесообразна государственная поддержка в деле создания системы эмиссии и погашения долговых ценных бумаг. В отличие от финансовых пирамид. использование долговых ценных бумаг может строиться по следующей схеме:
‑ аккумулирование свободных денежных средств под обязательство вернуть их с процентами или погасить какой-либо реальной ценностью (построенной квартирой или бесплатным обучением в высшем учебном заведении, бесплатным лечением в случае необходимости и т.п.);
‑ вложение собранных денежных средств в какой-либо эффективный проект или их серию;
‑ окупаемость вложенных средств по мере реализации проектов и аккумулирование определенной их части для погашения долговых обязательств.
Практическое осуществление указанных мероприятий основано на взаимной выгоде вкладчика и инициатора проекта, а также общества в целом:
во-первых, вкладчик получает обратно свои деньги с процентами, существенно превышающими уровень инфляции, или вместо них требуемое ему благо (жилье, образование, медицинскую услугу);
во-вторых, инициатор проекта остается собственником объекта и может получать доход от его использования;
в-третьих, общество в целом становится богаче за счет увеличения благосостояния своих граждан и повышения прибыльности хозяйствующих структур, возрастает количество эффективно функционирующих объектов как в производственной, так и в непроизводственной сферах.
Воспроизводство трудового потенциала общества самым тесным образом связано с жизненным циклом существования человека. С точки зрения финансирования эта взаимосвязь представляет собой объективную основу для формирования и развития долговых экономических отношений в форме эмиссии и погашения соответствующих ценных бумаг.
Предлагается следующий вариант эмиссии, обращения и погашения ценных бумаг такого рода.
1. Разрабатывается государственная программа создания и развития объектов, обеспечивающих воспроизводство трудового потенциала общества на длительную перспективу. Ее разработка осуществляется на федеральном уровне и конкретизируется по субъектам Федерации.
2. В соответствии с этой государственной программой федеральный центр и органы власти субъектов Федерации эмитируют облигации следующих видов:
‑ облигации, погашаемые по истечении определенного срока квадратными метрами жилья, что предусматривает указание города или поселка, категории дома и района расположения;
‑ облигации, принимаемые к погашению на базе обучения в государственных высших учебных заведениях согласно их списку по специальностям, обозначенному на облигациях;
‑ внесение в счет платежа за обучение облигаций на сумму не менее половины стоимости всего обучения дает право на зачисление в вуз без экзаменов.
3. Частные структуры в соответствии с государственной программой, под гарантию государства и соответственно под его контролем, являющимся условием предоставления гарантии, могут имитировать векселя следующих видов:
‑ жилищные векселя, погашаемые после определенного срока квадратными метрами жилья, построенного эмитентом векселей, с указанием конкретного дома или группы домов в определенном районе;
‑ образовательные векселя, которыми осуществляется оплата на льготных условиях услуг частного образовательного учреждения, эмитировавшего эти векселя;
‑ медицинские векселя, принимаемые в оплату медицинских услуг на льготных условиях частными медицинскими учреждениями, эмитировавшими эти векселя;
‑ частные строительные, образовательные и медицинские структуры могут объединяться в группы, особенно территориальные, имитирующие векселя от имени такой группы (соответственно, погашение этих векселей осуществляется ресурсами всех структур, вошедших в группу; объединение эмитентов векселей в группы позволит разнообразить реальное покрытие векселей, что повысит их привлекательность для населения).
4. Облигации и векселя, рассмотренные выше, могут свободно обращаться на фондовом рынке. Погашаться они должны в пользу их предъявителя.
5. Помимо эмиссии облигаций и векселей, ориентированных на развитие жилищного строительства, образования, здравоохранения, развитие этих сфер может получить значительный дополнительный толчок за счет временного направления в них на заемной основе средств государственного пенсионного фонда. Здесь может быть задействована следующая схема:
‑ средства государственного пенсионного фонда вкладываются в развитие государственных учреждений образования и здравоохранения, а также в жилищное строительство;
‑ за счет оказываемых платных услуг образования и здравоохранения аккумулируются денежные средства, часть которых идет на погашение задолженности пенсионному фонду с процентами;
‑ соответствующая часть построенного жилья продается по рыночным ценам, а вырученные средства идут на погашение задолженности перед пенсионным фондом;
- часть построенного государством жилья может сдаваться в наем по рыночным ценам, а вырученные от этого деньги направляются в государственный пенсионный фонд для погашения задолженности перед ним.
6. Облигации и векселя могут распространяться также среди иностранных граждан, что будет способствовать притоку иностранной валюты для финансирования воспроизводства трудового потенциала российского общества.
Кредит организациям образования, здравоохранения, культуры, а также гражданам под строительство жилья должен предоставляться под низкий процент (0,5–1% годовых, но с возможной индексацией ссуды на инфляцию) и в достаточно больших масштабах. Частные коммерческие банки выдавать ссуды на таких условиях, очевидно, не станут. Тогда развитие кредитования процесса воспроизводства ТПО может осуществляться двумя путями:
1 путь. Посредством учреждения государством специализированного банка, выдающего ссуды на льготных условиях под осуществление мероприятий, непосредственно относящихся к воспроизводству ТПО.
2 путь. Возможно создание ряда специализированных банков для непосредственного кредитования учреждений образования, здравоохранения, отдельных граждан под жилищное строительство. В данном случае при взаимном кредитовании используется метод «складчины», который действует по принципу кассы взаимопомощи. Такой метод уже широко применяется инициативными гражданами при покупке жилья.
Тот факт, что мы остановились на комплексе мер ресурсного обеспечения воспроизводства ТПО государством, вовсе не означает, что в этом обеспечении преобладающая часть ресурсов должна обеспечиваться именно государством. В частности, на уровне семьи этим следует заниматься самим гражданам, исходя из имеющихся в их распоряжении заработанных средств. Значительную часть расходов по ресурсному обеспечению воспроизводства ТПО на уровне трудовых коллективов и мест проживания граждан вокруг крупных предприятий и организаций должны брать на себя эти предприятия и организации.
В то же время государству необходимо всеми возможными способами формировать такие условия хозяйствования, в которых бы с наибольшей степенью эффективности применялся трудовой потенциал общества, что увеличивает объем валового внутреннего продукта страны, улучшает его структуру и качество.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:50:48