Бинарно-дифференцированный подход в управлении персоналом: основные положения теории природной специализации
Ишков А.Д.1![]()
1 Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, Москва, Россия
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 9 (Сентябрь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83200293
Аннотация:
В современной практике управления персоналом сохраняется потребность в объективных, биологически обоснованных моделях, способных объяснить устойчивые индивидуальные различия в эффективности профессиональной деятельности. Традиционные психологические типологии, такие как MBTI, DISC, соционика и др., в основном носят описательный характер и опираются на субъективные самоотчеты, что ограничивает их прогностическую валидность. В статье представлена теория природной специализации нервной системы человека – системная модель, разработанная в рамках бинарно-дифференцированного подхода. Теория опирается на научно обоснованные данные о работе нервной системы: концепцию иерархии нервных структур, теорию функциональной асимметрии полушарий головного мозга и теорию соматических маркеров А. Дамасио. В работе раскрывается аксиоматический базис теории, базирующийся на принципах структурного детерминизма, цикличности деятельности и иерархии нервных подсистем. Основным результатом исследования является разработка трехуровневой телескопической модели природного цикла деятельности, обеспечивающей переход к классификации из 16 специализаций. Применение теории природной специализации позволяет перевести управление персоналом из области субъективных оценок в объективную, научно обоснованную плоскость для формирования сбалансированных команд, профориентации, индивидуализации развития и разрешения конфликтов. Теория обладает значительным объяснительным и прогностическим потенциалом, однако требует дальнейшей эмпирической валидизации. Статья ориентирована на специалистов по управлению персоналом, организационных консультантов, коучей и тренеров, педагогов и специалистов в области образования, а также исследователей в области менеджмента, нейрофизиологии, психологии и лиц, интересующихся саморазвитием и карьерным ростом
Ключевые слова: бинарно-дифференцированный подход, управление персоналом, теория природной специализации, телескопическая модель цикла деятельности, классификация природных специализаций
JEL-классификация: J24, M51, M54
Введение
В современном обществе существует растущий запрос со стороны практиков управления персоналом, коучей и педагогов на объективные, биологически обоснованные модели, способные объяснять и прогнозировать устойчивые индивидуальные различия в поведении и эффективности профессиональной деятельности. Традиционные психологические типологии, такие как типология К.Г. Юнга [13, 16], MBTI (типология Майерс-Бриггс) [9, 19], соционика [4, 5], модель DISC У. Марстона [8, 11], типы руководителей И. Адизеса [1-3] и др., несмотря на их широкую популярность, носят описательный и статический характер. Они фиксируют внешние поведенческие проявления, но, как правило, оторваны от понимания глубинных, нейрофизиологических причин этих различий. Их диагностика основывается на субъективных самоотчетах испытуемых, что может приводить к существенным погрешностям и низкой предсказательной валидности. В результате применение этих моделей в управлении персоналом – при подборе команд, распределении ролей и проектировании карьерных траекторий – часто напоминает попытку собрать сложный механизм, не понимая назначения и принципа работы его отдельных деталей.
Этот теоретический и методологический вакуум проявляется в ключевых проблемах практики управления:
· Низкая эффективность команд, поскольку формирование рабочих групп на основе лишь профессиональных навыков и опыта без учета индивидуальных особенностей ведет к дисбалансу, внутренним конфликтам и незавершенности проектов.
· Ошибочная профориентация и ротация кадров. Например, сотрудник, блестяще проявляющий себя в роли, требующей глубокого анализа (например, аудитор), может оказаться неэффективным на должности, требующей быстрых действий и коммуникации (менеджер по продажам), и наоборот. Отсутствие инструмента для диагностики индивидуальных особенностей приводит к ошибкам в кадровых решениях и росту выгорания.
· Низкая эффективность обучения и сопротивление изменениям, поскольку попытки обучить всех сотрудников по единому шаблону игнорируют фундаментальные различия в их индивидуальных особенностях, что снижает результативность тренингов и эффективность затрат на них.
Таким образом, актуальность разработки и внедрения новых подходов обусловлена необходимостью перехода от описания поведенческих феноменов к их системному объяснению через призму устройства и функционирования нервной системы человека. Необходима модель, которая не просто классифицирует типы, а функционально связывает биологическую структуру индивида с его потенциальной эффективностью на конкретных этапах любой целостной деятельности. Такой подход позволит перевести управление персоналом из области субъективных оценок в более объективную, научно обоснованную плоскость, обеспечивая формирование сбалансированных и высокоэффективных команд.
Целью настоящей работы является комплексное изложение основных положений и практических аспектов теории природной (естественной) специализации нервной системы человека (ТПС), разработанной в рамках бинарно-дифференцированного подхода к управлению персоналом. ТПС рассматривается в статье как целостная, биологически обоснованная система, позволяющая объяснять и прогнозировать эффективность профессиональной деятельности на основе структурно-функциональных особенностей нервной системы человека.
Для достижения поставленной цели в статье решаются следующие задачи:
1. Раскрыть теоретико-методологические истоки и аксиоматический базис ТПС.
2. Описать структурно-функциональное ядро теории – телескопическую модель природного цикла деятельности, имеющую трехуровневую организацию и отражающую связь универсального цикла деятельности «Изыскания → Анализ → Синтез → Реализация» с иерархией нервных подсистем и функциональной асимметрией полушарий головного мозга.
3. Системно представить классификацию природных специализаций, продемонстрировав иерархию специализаций: от четырех классических, определяемых базовыми дихотомиями, до шестнадцати интегральных, учитывающих тонкие нюансы работы как приоритетной, так и вспомогательной нервной подсистемы.
4. Обозначить практическую значимость теории для сферы управления персоналом: сформулировать конкретные рекомендации по применению ТПС для формирования сбалансированных команд, профориентации, ротации кадров и индивидуализации программ обучения и развития, связав теоретическую модель с практикой HR-менеджмента.
Решение этих задач позволит представить ТПС как стройную научную концепцию, обладающую значительным объяснительным и прогностическим потенциалом, и обосновать ее ценность в качестве современного инструмента для повышения организационной эффективности.
Научная новизна исследования заключается в разработке основных положений и обосновании практических перспектив теории природной специализации нервной системы человека, созданной в рамках бинарно-дифференцированного подхода к управлению персоналом.
Гипотеза исследования состояла в том, что систематизация индивидуальных различий на основе нейрофизиологических детерминант и универсального цикла деятельности позволит создать прогностическую модель управления персоналом. Данная модель должна обеспечить формирование сбалансированных команд, снизить ошибки профориентации и ротации кадров за счёт соответствия природных склонностей сотрудников этапам деятельности.
В ходе исследования применялись методы сравнительного анализа существующих типологий работников, системный подход для интеграции философских, психологических и нейрофизиологических знаний, а также метод моделирования для разработки иерархической классификации специализаций и визуализации телескопической модели.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения теории природной специализации для решения ключевых задач HR-менеджмента: комплектования проектных команд по принципу комплементарности, создания персонализированных программ обучения и развития, а также оптимизации карьерных траекторий сотрудников. Внедрение модели способствует повышению общей эффективности организации за счёт раскрытия природного потенциала персонала и снижения внутренних конфликтов.
Настоящая статья ориентирована на специалистов по управлению персоналом, организационных консультантов, коучей и тренеров, педагогов и специалистов в области образования, а также исследователей в области менеджмента, нейрофизиологии, психологии и лиц, интересующихся саморазвитием и карьерным ростом.
Теоретико-методологические основания теории природной специализации
Теория природной специализации в рамках бинарно-дифференцированного подхода формирует новый взгляд на понимание человеческого поведения, опираясь на синтез фундаментальных философских принципов и данных нейронаук. Бинарно-дифференцированный подход в данном исследовании рассматривается как методологический принцип, предполагающий выявление и описание устойчивых индивидуальных различий между людьми через дихотомические (бинарные) категории.
Теоретико-методологический фундамент ТПС составляют три ключевых основания: принцип структурного детерминизма; системный подход; принцип цикличности деятельности (в рамках холистического подхода).
Принцип структурного детерминизма, утверждающий, что свойства и функции любой сложной системы, включая психику, предопределены ее материальной структурой [10, 12], перекликается с идеями Спинозы о единстве телесного и ментального, а также с материалистическим пониманием психического как продукта высокоорганизованной материи [20]. При этом ТПС выходит за рамки жесткого детерминизма, предлагая системный подход. Она рассматривает человека не как набор независимых черт, а как целостную систему, где иерархически организованные элементы нервной системы определяют уникальный паттерн поведения и познания. Этот холистический взгляд находит отражение в принципе цикличности деятельности, который утверждает, что любая целостная деятельность представляет собой универсальный и замкнутый цикл, что созвучно общефилософским представлениям о циклической природе процессов во Вселенной.
Теория природной специализации нервной системы человека интегрирует целый ряд научных направлений:
· Учение о темпераментах (Гиппократ, Гален), которому ТПС дает нейрофизиологическое обоснование, связывая четыре классических темперамента с приоритетом тех или иных подсистем нервной системы в контексте этапов деятельности (сангвиник → изыскания, меланхолик → анализ, флегматик → синтез, холерик → реализация).
· Модель (цикл) обучения на основе опыта Д. Колба [17, 18], включающая конкретный опыт, рефлексивное наблюдение, абстрактную концептуализацию и активное экспериментирование, находит прямое соответствие в универсальном цикле ТПС (изыскания → анализ → синтез → реализация), получая при этом четкую биологическую привязку.
· Психологические бинарно-дифференцирующие типологии (К.Г. Юнг, MBTI, соционика и др.), которым ТПС предлагает альтернативу в виде ухода от внешних субъективных поведенческих характеристик к объективной нейрофизиологической основе через дихотомии структур нервной системы.
Теория природной специализации опирается на научно обоснованные данные о работе нервной системы: концепцию иерархии нервных структур, теорию функциональной асимметрии полушарий головного мозга и теорию соматических маркеров А. Дамасио [6]. Концепция иерархии нервных структур обосновывает приоритетность одной из нервных структур в каждой дихотомической паре, поскольку иначе нельзя обеспечить их согласованную, бесконфликтную работу. Теория функциональной асимметрии полушарий предоставляет научно подтвержденные данные о специализации левого (абстрактно-логическое мышление) и правого (конкретно-образное мышление) полушарий головного мозга. Теория соматических маркеров португальского нейробиолога А. Дамасио, отдавая должное соматической нервной подсистеме в предпочтениях человека и в принятии им решений, указывает на сопоставимую с ней роль, которую играет, опираясь на внутренние ощущения, висцеральная нервная подсистема.
Таким образом, ТПС представляет собой синтетическую теорию, которая, опираясь на философский фундамент, интегрирует проверенные временем психологические модели с данными современных нейронаук, предлагая системное и биологически обоснованное объяснение базовых индивидуальных различий. Предметом ТПС являются закономерности формирования и проявления природной (естественной) специализации человека (работника, персонала) как следствия иерархической организации и приоритетности различных подсистем его нервной системы в рамках универсального цикла деятельности.
Теория природной специализации базируется на пяти взаимосвязанных аксиомах, которые задают системно-структурный взгляд на природу индивидуальных особенностей персонала. Эти положения не выводятся логически из других предпосылок в рамках теории, а принимаются в качестве исходных, эмпирически верифицируемых оснований, подтверждаемых научными данными.
Аксиома 1 (аксиома структурного детерминизма): структура системы определяет ее свойства, и, следовательно, наиболее устойчивые индивидуальные различия в любой деятельности человека задаются врожденными структурно-функциональными особенностями его нервной системы. Поэтому объяснительный приоритет в формировании базовых поведенческих паттернов отдается неизменным структурным особенностям нервной системы, а не базирующимся на них социальным факторам. Это позволяет прогнозировать потенциальную эффективность человека в различных видах деятельности на основе объективных нейрофизиологических предпосылок и смещает фокус в управлении персоналом с попыток «переделать» сотрудника на выявление и использование его врожденных сильных сторон.
Аксиома 2 (аксиома цикличности деятельности): любая целостная деятельность представляет собой универсальный природный цикл, т.е. любой завершенный акт деятельности (от реализации проекта до решения научной задачи) проходит четыре последовательных этапа: изыскания → анализ → синтез → реализация [7]. Это задает универсальный онтологический каркас для анализа любой деятельности; объясняет, почему эффективная команда должна быть сбалансирована для качественного выполнения всех четырех этапов цикла; показывает, что «слабость» человека на одном этапе цикла является обратной стороной его же силы на другом, что позволяет исключить оценочные суждения о сотрудниках.
Аксиома 3 (аксиома иерархии нервных подсистем): нервная система функционирует как комплекс иерархически организованных дихотомических пар подсистем. Для осуществления целенаправленного поведения и предотвращения внутреннего конфликта в дихотомических парах нервных подсистем «соматическая / висцеральная» и «афферентная / эфферентная» одна является приоритетной (доминирующей), а другая – вспомогательной [14]. Это объясняет происхождение четырех классических специализаций через комбинацию двух указанных дихотомий: Экстероцепт – приоритет соматической нервной подсистемы; Интероцепт – приоритет висцеральной нервной подсистемы; Эфферент – приоритет эфферентной нервной подсистемы; Афферент – приоритет афферентной нервной подсистемы.
Аксиома 4 (аксиома полушарной специализации): дихотомия «конкретный / абстрактный» отражает приоритет (доминирование) правого (конкретное, образное познание) или левого (абстрактное, логическое мышление) полушария головного мозга. Для максимальной эффективности на каждом этапе цикла деятельности необходимо взаимодействие обоих полушарий, но в любом случае одно из них будет приоритетным. Данная аксиома объясняет более тонкие различия внутри классических специализаций, обеспечивая переход к восьми базовым специализациям (например, Искатель конкретный / Искатель абстрактный).
Аксиома 5 (аксиома специализации вспомогательной подсистемы) позволяет перейти от восьми базовых специализаций к шестнадцати интегральным, в которых учитываются особенности работы вспомогательной (неприоритетной) нервной подсистемы из дихотомии «соматическая / висцеральная» нервная подсистема. У Экстероцептов (Искатель, Аналитик) вспомогательная подсистема может быть синтезирующей или реализующей. У Интероцептов (Синтетик, Реализатор) вспомогательная подсистема может быть ищущей или анализирующей. Данный шаг позволяет выйти на наиболее детализированный уровень описания специализаций и отразить тончайшие нюансы поведения человека.
Таким образом, аксиоматика ТПС последовательно выстраивает причинно-следственную цепь от устройства нервной системы (аксиомы 1, 3, 4, 5) через универсальный алгоритм деятельности (аксиома 2) – к выделению шестнадцати природных (естественных) специализаций.
Основные понятия и терминология теории природной специализации
Природный (естественный) цикл деятельности – это универсальный четырехэтапный алгоритм (изыскания → анализ → синтез → реализация), лежащий в основе любой целостной деятельности.
Телескопическая модель природного цикла деятельности – это иерархическая трехуровневая модель, описывающая цикл деятельности на уровне этапов (малая модель), полуэтапов (средняя модель) и четвертьэтапов (большая модель).
Природная специализация – это врожденная склонность человека к наиболее эффективному выполнению определенных функций (этапов, полуэтапов, четвертьэтапов) в рамках цикла деятельности, обусловленная приоритетностью тех или иных подсистем его нервной системы.
Классическая специализация – это специализация, соответствующая одному из 4-х основных этапов цикла телескопической модели (Искатель, Аналитик, Синтетик, Реализатор). Определяется комбинацией двух дихотомий:
· Экстероцепт / Интероцепт – это ориентация на внешние факторы или на внутренние состояния и представления (приоритет соматической или висцеральной подсистемы).
· Эфферент / Афферент – это ориентация на активные действия (выход) или на восприятие и осмысление (вход) (приоритет эфферентной или афферентной подсистемы).
Базовая специализация выделяется в результате учета приоритетного полушария (правое полушарие / левое полушарие) головного мозга из четырех классических специализаций. Образуется 8 базовых специализаций, например: Искатель конкретный или Аналитик абстрактный.
Интегральная специализация – это наиболее детализированная специализация, учитывающая особенности функционирования вспомогательной нервной подсистемы (висцеральной или соматической) с помощью дихотомии «афферентный / эфферентный» для этой вспомогательной подсистемы. Таким образом, каждая из восьми базовых специализаций делится на две, формируя 16 интегральных.
Законы и принципы теории природной специализации
Закон иерархической подчиненности нервных подсистем: в любой дихотомической паре подсистем нервной системы одна является приоритетной, а вторая – вспомогательной, что исключает конфликт и обеспечивает целенаправленность поведения.
Принцип телескопического развертывания: цикл деятельности может быть рассмотрен на разных уровнях детализации (этап → полуэтап → четвертьэтап), раскрывающих более тонкие нюансы природной специализации.
Закон соответствия специализации и этапа деятельности: эффективность человека максимальна на том этапе деятельности, который соответствует его природной специализации.
Принцип комплементарности: максимальная эффективность деятельности группы достигается при кооперации носителей разных природных специализаций, покрывающих все этапы полного цикла.
Структурно-функциональное ядро теории природной специализации: телескопическая модель природного цикла деятельности
Телескопическая модель природного (естественного) цикла деятельности представляет собой операциональное ядро ТПС, преобразующее ее аксиоматический базис в иерархическую систему классификации и анализа деятельности [15]. Свое название модель получила благодаря принципу «телескопического развертывания» – возможности рассмотрения универсального цикла деятельности на разных уровнях детализации: этап → полуэтап → четвертьэтап, что позволяет перейти от теории к инструментам диагностики.
В основе модели лежит представление о целостной деятельности как о циклическом процессе, проходящем четыре универсальных этапа: изыскание (поиск), анализ, синтез и реализация. Каждый этап требует определенной конфигурации когнитивных и поведенческих ресурсов индивида, которая определяется приоритетностью тех или иных подсистем его нервной системы.
Телескопическая модель природного цикла деятельности реализована на трех уровнях, каждый из которых раскрывает дополнительные параметры природной специализации, что обеспечивает более глубокое и точное описание индивидуальных различий: малая модель – это уровень этапов, содержит 4 классические специализации; средняя модель (уровень полуэтапов, содержит 8 базовых специализаций); большая модель (уровень четвертьэтапов, содержит 16 интегральных специализаций).
Малая телескопическая модель (рис. 1) описывает четыре ключевых этапа замкнутого природного цикла деятельности (изыскания → анализ → синтез → реализация) и их связь с приоритетными нервными подсистемами. На этом уровне появляются соответствующие этапам цикла классические природные специализации, определяемые комбинацией двух дихотомий нервной системы: экстероцепция (ориентация на внешние факторы) / интероцепция (ориентация на собственные представления) и афферентность (ориентация на восприятие, осмысление) / эфферентность (ориентация на действия, видимую активность).
Рис. 1. Малая телескопическая модель природного цикла деятельности
Источник: Составлено автором
Этап изыскания (поиска) направлен на активный сбор новой информации, генерацию идей и экспериментирование. Для его эффективной реализации требуется ориентация на внешние факторы (приоритет соматической нервной подсистемы) и на действие (приоритет эфферентной нервной подсистемы). Соответствует сангвиническому темпераменту. Данная классическая специализация получила название Искатель.
Этап анализа направлен на глубокое восприятие, структурирование и осмысление полученной извне информации, выявление объективных закономерностей. Для его эффективной реализации требуется ориентация на внешние факторы (приоритет соматической нервной подсистемы) и на восприятие (приоритет афферентной нервной подсистемы). Соответствует меланхолическому темпераменту. Данная классическая специализация получила название Аналитик.
Этап синтеза направлен на внутреннюю переработку информации, создание новых целостных концепций, моделей и систем на основе внутренних критериев. Для его эффективной реализации требуется ориентация на внутреннее – собственные представления (приоритет висцеральной нервной подсистемы) и на восприятие (приоритет афферентной нервной подсистемы). Соответствует флегматическому темпераменту. Данная классическая специализация получила название Синтетик.
Этап реализации направлен на активное воплощение внутренне сформированных концепций и решений в реальность, на достижение конкретных результатов. Для его эффективной реализации требуется ориентация на собственные представления (приоритет висцеральной нервной подсистемы) и на действие (приоритет эфферентной нервной подсистемы). Соответствует холерическому темпераменту. Данная классическая специализация получила название Реализатор.
Малую модель можно представить в виде последовательности эффективного включения в природный цикл деятельности классических (гиппократовских) типов темперамента: сангвиник → меланхолик → флегматик → холерик.
Малая модель природного цикла деятельности наглядно демонстрирует, почему команде, укомплектованной только Искателями или только Аналитиками, будет сложно добиться успеха: цикл деятельности будет неполным и, соответственно, ключевые этапы останутся нереализованными.
Средняя телескопическая модель природного цикла деятельности вводит (рис. 2) третий фактор дифференциации – приоритетное полушарие головного мозга, отвечающее за особенности обработки информации. Таким образом, каждый из четырех этапов цикла деятельности делится на два полуэтапа, выделяя 8 полуэтапов и, соответственно, 8 базовых специализаций. Приоритетность правого полушария проявляется в конкретной специализации: ориентация на образное, чувственное, контекстуальное восприятие и обработку информации. Фокус на конкретных деталях, нюансах и практическом применении. Приоритетность левого полушария проявляется в абстрактной специализации: ориентация на логическое, абстрактное, категориальное мышление. Фокус на выявлении алгоритмов и закономерностей. Таким образом, на уровне средней модели каждая из четырех классических специализаций (Искатель, Аналитик, Синтетик и Реализатор) делится на конкретную и абстрактную, что позволяет точнее прогнозировать особенности работы человека.
Рис. 2. Средняя телескопическая модель природного цикла деятельности
Источник: Составлено автором
Большая телескопическая модель природного цикла деятельности (рис. 3) является наиболее детализированной, поскольку учитывает особенности работы вспомогательной (неприоритетной) висцеральной или соматической нервной подсистемы с помощью четвертой дихотомии «афферентный / эфферентный». Это позволяет выделить 16 интегральных специализаций, более тонко отражающих особенности поведения человека. У Экстероцептов (Искатель, Аналитик) учитывается специализация их вспомогательной висцеральной подсистемы, которая может быть синтезирующей или реализующей. У Интероцептов (Синтетик, Реализатор) учитывается специализация их вспомогательной соматической подсистемы, которая может быть: ищущей или анализирующей. Комбинация четвертой дихотомии «афферентный / эфферентный» для вспомогательной нервной подсистемы с тремя предыдущими дает наиболее точные характеристики специализации.
Рис. 3. Большая телескопическая модель природного цикла деятельности
Источник: Составлено автором
Большая телескопическая модель, детализируя каждый полуэтап до двух четвертьэтапов, учитывает особенности вспомогательной подсистемы. Например, для Экстероцепта учитывается, является ли его неприоритетная висцеральная подсистема более афферентной (синтезирующей) или эфферентной (реализующей).
Таким образом, телескопическая модель природного цикла деятельности является ключевым инструментом ТПС, обеспечивающим системный переход от теоретических аксиом к практическому применению. Ее трехуровневая структура позволяет:
· диагностировать природную специализацию человека с различной степенью точности (глубины);
· прогнозировать эффективность человека (работника) на конкретных должностях и этапах деятельности;
· формировать сбалансированные команды, члены которых не только перекрывают все 4 этапа цикла деятельности, но и дополняют друг друга по стилям (конкретный / абстрактный) выполнения этапов и вспомогательным стратегиям (синтез / реализация, поиск / анализ).
· индивидуализировать подходы к мотивации, обучению и коммуникации с каждым сотрудником.
Классификация природных специализаций в ТПС
Классификация природных (естественных) специализаций (КПС) является результатом перевода этапов телескопической модели цикла деятельности и их частей (полуэтапов и четвертьэтапов) в специализации (типы), обеспечивающие максимально эффективную реализацию данных этапов и их частей [14]. КПС представляет собой иерархическую систему, где каждый последующий уровень все глубже и точнее отражает природные особенности человека к эффективному выполнению определенных функций в рамках природного цикла деятельности. Иерархия КПС, дублируя иерархию телескопической модели природного цикла деятельности, выстроена по принципу от общего к частному: от четырех классических специализаций к восьми базовым, а затем – до шестнадцати интегральных специализаций.
Классические специализации являются начальным уровнем КПС, определяемым комбинацией двух фундаментальных дихотомий, вытекающих из аксиомы 3 (иерархии нервных подсистем): Экстероцепт (внешний мир) / Интероцепт (внутренний мир) и Афферент (восприятие, вход) / Эфферент (действие, выход). Комбинация этих двух дихотомий образует четыре классических специализации (типа), соответствующих четырем этапам природного цикла деятельности: Искатель, Аналитик, Синтетик и Реализатор (рис. 4). Данный уровень КПС является ключевым для формирования сбалансированных рабочих команд.
Рис. 4. Классические природные специализации на уровне малой телескопической модели природного цикла деятельности
Источник: Составлено автором
Искатель (Экстероцепт + Эфферент) энергичен, любознателен, ориентирован на активный поиск, экспериментирование и немедленное действие во внешней среде. Незаменим при запуске процессов, генерации идей, освоении нового. Оборотной стороной его сильных сторон может быть импульсивность, поверхностность, разбросанность, недоведение дел до конца.
Аналитик (Экстероцепт + Афферент) внимателен к деталям, фактам и данным, ориентирован на глубокое восприятие, анализ и выявление объективных закономерностей во внешней среде. Особенно востребован в ситуациях, когда требуется провести глубокий анализ, структурирование информации, выявление ошибок. При этом может быть излишне педантичным, отрываться от практических нужд.
Синтетик (Интероцепт + Афферент) ориентирован на построение целостных концепций, моделей и теорий на основе внутренних критериев и принципов. Синтезирует информацию, создает теории, обладает стратегическим мышлением. Однако, создавая свои системы, он может оторваться от реальности, быть непрактичным, оказывать сопротивление изменениям.
Реализатор (Интероцепт + Эфферент) воплощает идеи в реальность. Решителен, напорист, ориентирован на активные действия по воплощению внутренних замыслов, концепций и планов в материальные результаты. При достижении поставленных целей проявляет волю и напор, доводя дело до конца. Может быть авторитарен, нетерпим, игнорировать детали и мнения других.
Базовая специализация (рис. 5) является уточнением классической за счет введения третьей дихотомии, вытекающей из аксиомы 4 (аксиома полушарной специализации): правополушарное (конкретно-образное мышление) / левополушарное (абстрактно-логическое мышление). Третья дихотомия делит каждую из четырех классических специализаций на две, формируя 8 базовых специализаций, которые описывают не только то, что человек делает, но и как он это делает – конкретно или абстрактно:
· Искатель конкретный (правополушарный) / Искатель абстрактный (левополушарный);
· Аналитик конкретный (правополушарный) / Аналитик абстрактный (левополушарный);
· Синтетик конкретный (правополушарный) / Синтетик абстрактный (левополушарный);
· Реализатор конкретный (правополушарный) / Реализатор абстрактный (левополушарный).
Например, Аналитик конкретный ориентирован на факты и детали, выискивая малейшие несоответствия, в то время как Аналитик абстрактный направлен на выявление скрытых закономерностей.
Рис. 5. Базовые природные специализации на уровне средней телескопической модели природного цикла деятельности
Источник: Составлено автором
Интегральная специализация, учитывающая с помощью четвертой дихотомии особенности работы вспомогательной (неприоритетной) нервной подсистемы, является наиболее детализированным уровнем КПС (рис. 6). Она описывает индивидуальный поведенческий почерк человека в рамках его базовой специализации. Четвертая дихотомия зависит от приоритетного полюса дихотомии Экстероцепт / Интероцепт. У Экстероцептов (Искатель, Аналитик) четвертая дихотомия выявляет особенности функционирования их вспомогательной висцеральной подсистемы, которая может быть либо синтезирующей (склонность к интуитивной обработке внутренних сигналов), либо реализующей (склонность к активному воплощению внутренних состояний). У Интероцептов (Синтетик, Реализатор) четвертая дихотомия выявляет особенности функционирования их вспомогательной соматической подсистемы, которая может быть либо ищущей (склонность к активному внешнему поиску), либо анализирующей (склонность к восприятию и анализу внешних данных). Таким образом, формируется 16 интегральных специализаций, например:
· Искатель конкретный синтезирующий – энергичный практик, чей поиск направляется не только внешним интересом, но и внутренними озарениями.
· Искатель конкретный реализующий – напористый деятель, немедленно воплощающий любые внутренние импульсы в действие.
· Реализатор абстрактный анализирующий, действия которого основаны на глубоком анализе внешних условий и детальном плане.
· Синтетик абстрактный ищущий, постоянно ищущий новую информацию извне для интеграции в свою всеобъемлющую картину мира.
Рис. 6. Интегральные природные специализации на уровне большой телескопической модели природного цикла деятельности
Источник: Составлено автором
Теория природной специализации нервной системы человека обладает хорошим объяснительным потенциалом, поскольку рассматривает индивидуальные различия не через субъективные психологические конструкты, а через объективные нейрофизиологические структуры, влияющие на поведение человека. ТПС имеет существенный прогностический потенциал, т.к. показывает, в какой роли и на каком этапе проекта или деятельности человек (работник) будет наиболее эффективен. Она объединяет и находит общий знаменатель для таких разнородных концепций, как модель обучения Д. Колба, типы темперамента Гиппократа и современные данные о работе нервной системы, что говорит о ее интегративном потенциале. ТПС имеет прикладное значение не только в сфере управления персоналом, где при формировании эффективных проектных команд роли должны распределяться в соответствии как с профессиональными навыками, так и с природными специализациями. В образовании ТПС может использоваться, например, для индивидуализации образовательных траекторий и методов подачи информации в соответствии с природной специализацией обучающегося. В профориентации – для помощи в выборе деятельности, максимально соответствующей природным склонностям человека. Понимание своих сильных и слабых сторон в контексте телескопического цикла деятельности может быть полезным в саморазвитии.
Практическое применение теории природной специализации в управлении персоналом
Разработанные в рамках ТПС телескопическая модель цикла деятельности и классификация природных специализаций выводят ТПС из числа чисто теоретических концепций в практическую плоскость, поскольку предлагают конкретный и системный инструментарий для трансформации ключевых процессов управления персоналом. Теория природной специализации предполагает отказ от унифицированного подхода и переход к управлению, основанному на глубоком понимании и использовании природных, устойчивых паттернов эффективности каждого сотрудника. ТПС может найти практическое применение в нескольких ключевых направлениях.
При формировании сбалансированных проектных команд ключевым принципом применения ТПС служит комплементарность: максимальная эффективность деятельности достигается при кооперации носителей разных, но дополняющих друг друга природных специализаций, покрывающих все этапы цикла деятельности. Поэтому формирование команды должно начинаться не с анализа профессиональных резюме, а с диагностики природных специализаций участников. Как правило, наибольшую устойчивость демонстрируют команды, в которых представлены все четыре классические специализации: Искатель (отвечает за генерацию идей, поиск новых возможностей и внешних контактов); Аналитик (проводит всесторонний анализ рисков, ресурсов и данных, полученных Искателем); Синтетик (на основе проведенного анализа разрабатывает целостную стратегию, систему реализации или новую концепцию продукта); Реализатор (берет на себя воплощение разработанного плана в жизнь, обеспечивая достижение конкретных результатов). Такой подход позволяет избежать системных перекосов, поскольку команда, состоящая только из Искателей и Реализаторов, будет порождать «сырые», недоработанные идеи и с упорством воплощать их в нежизнеспособные продукты. А команда, состоящая только из Аналитиков и Синтетиков может годами совершенствовать теоретически безупречный проект, без перспектив его реализации.
В основе применения ТПС в профориентации, подборе и ротации кадров лежит закон соответствия специализации и этапа деятельности: эффективность человека максимальна на том этапе деятельности, который соответствует его природной специализации. Поэтому вакантная позиция должна описываться через призму этапов цикла, которые она в себя включает. Например, для вакансии «менеджер по продукту» определяется, какой процент времени занимает анализ рынка (Аналитик), генерация гипотез (Искатель), проектирование архитектуры продукта (Синтетик) и внедрение релизов (Реализатор). Далее осуществляется поиск кандидата, чья природная специализация соответствует доминирующему этапу работы. Карьерный рост и горизонтальные перемещения следует планировать, исходя не только из профессиональных компетенций, но и по принципу «соответствия». Иначе блестящий специалист-Аналитик может оказаться провальным руководителем, если новая роль предполагает выполнение функций Реализатора. Для него более эффективным карьерным развитием будет переход на экспертно-аналитическую должность, а не в управленческую. Помощь в выборе профессии также желательно осуществлять по результатам диагностики природной специализации клиента, а не только на текущих рыночных трендах или субъективных пожеланиях.
В индивидуализации обучения и развитии персонала ТПС позволяет отказаться от универсальных программ обучения в пользу персонализированных траекторий, учитывающих сильные стороны и «зоны роста» сотрудника. Так для Искателей наиболее эффективны интерактивные, игровые форматы обучения, стажировки и возможности быстрого применения знаний на практике. Для Аналитиков оптимальны глубокие системные курсы, предоставление большого объема структурированной информации для самостоятельного изучения. Синтетикам важно понимать общую концепцию и внутреннюю логику предмета; эффективны лекции и самостоятельная работа по созданию ментальных моделей. Реализаторы лучше всего учатся через действие: тренинги по типу «делай как я», решение реальных практических кейсов и соревновательные элементы. Важно работать и над развитие «слабых» функций (этапов цикла) сотрудника. Но в этом случае развитие должно быть не попыткой «переделать» человека, а обучением осознанному компенсаторному поведению. Например, Аналитик может освоить техники тайм-менеджмента, чтобы не «утонуть» в деталях, а не пытаться стать Искателем.
ТПС может использоваться для разрешения конфликтов и улучшения коммуникаций. Поскольку многие организационные конфликты возникают из-за непонимания природных различий в подходах к работе, то ТПС предоставляет объективный и неоценочный язык для их описания и разрешения. Например, конфликт между Реализатором, требующим немедленных действий, и Аналитиком, настаивающим на дополнительном изучении, можно рассмотреть не как личностный, а как структурный – конфликт разных, но одинаково необходимых этапов цикла деятельности. Это переводит спор из плоскости «кто прав» в плоскость «как нам оптимально распределить этапы работы во времени». Улучшению коммуникаций способствует, например, понимание того, что Синтетик мыслит глобальными категориями, а Аналитик оперирует фактами. Это позволяет адаптировать стиль донесения информации, например, презентацию для Синтетика лучше начинать с общей концепции, а для Аналитика – с конкретных данных и выводов.
Для внедрения ТПС необходима разработка и валидизация надежного диагностического инструментария, например, специализированного опросника по четырём дихотомиям (5-7 поведенческих индикаторов на каждый полюс), позволяющего с достаточной точностью идентифицировать природную специализацию сотрудника. Более оптимальным вариантом является разработка аппаратурных методик диагностики природных специализаций нервной системы человека.
Применение теории природной специализации позволяет перевести управление персоналом из области субъективных оценок и интуитивных решений в область объективного, системного и прогностического управления. ТПС предоставляет руководителям и HR-специалистам: четкое понимание, кто из сотрудников на что способен по своей природе; алгоритм формирования групп с максимальным потенциалом эффективности; персонализированные планы обучения и карьерного роста для каждого сотрудника; инструмент для предотвращения и разрешения конфликтов.
Таким образом, практическая реализация ТПС ведет к созданию организационной среды, где не ломают, а раскрывают природный потенциал человека, что в конечном итоге значительно повышает общую эффективность организации.
Заключение
Теория природных специализаций представляет собой целостную, системную и биологически обоснованную концепцию для объяснения устойчивых индивидуальных различий в поведении и эффективности профессиональной деятельности. В отличие от описательных психологических типологий, ТПС предлагает функциональную модель, которая связывает структурно-иерархические особенности нервной системы человека с его природной склонностью к максимально эффективному выполнению конкретных этапов универсального цикла деятельности.
Ключевыми результатами исследования являются:
1. Разработан аксиоматический базис теории, связывающий принципы структурного детерминизма, цикличности деятельности, иерархии нервных подсистем и полушарной специализации в единую непротиворечивую систему.
2. Предложена трехуровневая телескопическая модель природного цикла деятельности, обеспечивающая переход от абстрактных теоретических положений к конкретной классификации природных специализаций.
3. Представлена классификация природных специализаций, включающая 4 классических специализации, 8 базовых и 16 интегральных.
4. Обосновано применение ТПС в сфере управления персоналом для решения практических задач: формирования команд, профориентации, ротации кадров и индивидуализации развития.
Таким образом, ТПС обладает значительным объяснительным и прогностическим потенциалом, позволяя перевести управление человеческими ресурсами из плоскости субъективных оценок в плоскость объективных, научно обоснованных критериев и процедур.
Несмотря на внутреннюю стройность и теоретическую обоснованность, ТПС требует дальнейшего углубленного изучения и эмпирической валидизации. Перспективным направлением дальнейших исследований может стать эмпирическая верификация нейрофизиологических основ теории для подтверждения связи выделяемых специализаций с объективными показателями активности подсистем нервной системы. Требуется разработка и валидизация надежного диагностического инструментария (аппаратурного и в виде опросника), пригодного для использования как в научных исследованиях, так и в практике HR-менеджмента. Представляют интерес исследования корреляций между специализациями ТПС и типами в существующих психологических типологиях, что позволит интегрировать ТПС в существующее поле психологических знаний, уточнить ее место и вклад в понимание индивидуальных различий. Нуждается в изучении влияния факторов развития и среды на проявление природной специализации для разработки рекомендаций по созданию развивающей среды, которая не подавляет, а раскрывает и усиливает природный потенциал человека. Также будет полезна разработка рекомендаций по «сильным» и «риск-зонам» для каждой специализации.
Теория природной специализации нервной системы человека открывает новые перспективы для создания персонализированных, высокоэффективных и гуманных систем управления, основанных на признании и использовании природных особенностей человеческой природы. Дальнейшие междисциплинарные исследования на стыке нейронауки, психологии и менеджмента позволят не только верифицировать теорию, но и разработать на ее основе практические технологии, способные кардинально повысить как индивидуальную удовлетворенность трудом, так и общую эффективность организаций.
Источники:
2. Адизес И. Стили менеджмента: эффективные и неэффективные. / Пер. с англ. Т. Гутман. - М.: Альпина Паблишер, 2015. – 198 c.
3. Адизес И.К. Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей. - М.: Альпина Паблишер, 2015. – 259 c.
4. Аугустинавичюте А. Соционика: Введение. / Сост. Л. Филиппов. - М.: Издательство АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 1998. – 448 c.
5. Аугустинавичюте А. Соционика: Психотипы. Тесты. / Сост. Л. Филиппов. - М.: Издательство АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 1998. – 416 c.
6. Дятлова Н.К. Соматические маркеры и их значение для индивида // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. – № 4-3. – c. 252-257.
7. Ишков А.Д. Телескопическая модель природного цикла деятельности как теоретическое основание классификации природных специализаций работников // Вестник Академии знаний. – 2025. – № 1. – c. 806-813.
8. Кныш О.В. Модель DISC и особенности мотивации. - М.: Автор, 2019. – 44 c.
9. Майерс И., Майерс П. MBTI. Определение типов. У каждого свой дар. - М.: Издательство: Бизнес Психологи, 2010. – 320 c.
10. Папков Б.В., Куликов А.Л. Теория систем и системный анализ для электроэнергетиков. / учебник и практикум для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2024. – 470 c.
11. Паршуков А.Е. Взаимосвязь типологии личностей DISC У. Марстона и теории мотивации Д. Макклелланда // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: Сборник трудов всероссийской научной и учебно-практической конференции, В 3 ч., Санкт-Петербург, 27-29 мая 2020 года. Том Часть 3. – Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС. Санкт-Петербург, 2020. – c. 61-67.
12. Раков В.И. Системный анализ (начальные понятия). / учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский дом Академии естествознания, 2012. – 239 c.
13. Юнг К.Г. Психологические типы. - М.: Академический Проект, 2020. – 538 c.
14. Ishkov A. Classification of natural specializations by priority component of the telescopic model of the natural cycle of activity // Edelweiss Applied Science and Technology. – 2025. – № 2. – p. 193-207. – doi: 10.55214/25768484.v9i2.4443.
15. Ishkov A. Telescopic model of the natural cycle of activity // Edelweiss Applied Science and Technology. – 2024. – № 6. – p. 8454-8464. – doi: 10.55214/25768484.v8i6.3817.
16. Jung C.G. Psychological Types. - Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1971. – 608 p.
17. Kolb A., Kolb D. The Kolb Learning Style Inventory 4.0: A Comprehensive Guide to the Theory, Psychometrics, Research on Validity and Educational Applications. - Boston: Experience Based Learning Systems, Inc, 2013. – 234 p.
18. Kolb D. On management and the learning process // California Management Review. – 1976. – № 18.
19. Myers I.B., McCaulley M.H., Quenk N.L., Hammer A.L. MBTI Manual: A Guide to the Development and Use of the Myers Briggs Type Indicator. - Palo Alto, CA, USA: Consulting Psychologists Press, 1998. – 420 p.
20. Spirkin A. Dialectical materialism. - Moscow: Progress Publishers, 1983. – 343 p.
Страница обновлена: 17.11.2025 в 21:45:59
Download PDF | Downloads: 7
Binary-differentiated approach in personnel management: the main provisions of the theory of natural specialization
Ishkov A.D.Journal paper
Leadership and Management
Volume 12, Number 9 (September 2025)
Abstract:
In modern personnel management practice, there is a need for objective, biologically based models that can explain persistent individual differences in the effectiveness of professional activities. Traditional psychological typologies such as MBTI, DISC, socionics, and others are mostly descriptive in nature and rely on subjective self-reports, which limits their predictive validity. The article presents the theory of natural specialization of the human nervous system, a system model developed within the framework of a binary–differentiated approach.
The theory is based on scientific data on the nervous system activity: the concept of hierarchy of nervous structures, the theory of functional asymmetry of the cerebral hemispheres and the Damasio's theory of the somatic markers. The article reveals the axiomatic framework of the theory based on the principles of structural determinism, cyclical activity and hierarchy of nervous subsystems. The main result of the research is the development of a three-level telescopic model of the natural activity cycle, providing a transition to a classification of 16 specializations. The application of the theory of natural specialization makes it possible to transfer personnel management from the field of subjective assessments to an objective, scientifically based plane for the formation of balanced teams, career guidance, individualization of development and conflict resolution. The theory has significant explanatory and predictive potential, but it requires further empirical validation. The article is aimed at personnel management specialists, organizational consultants, coaches and trainers, academic staff and educational specialists, as well as researchers in the field of management, neurophysiology, psychology and people interested in self-development and career growth.
Keywords: binary-differentiated approach, personnel management, natural specialization theory, activity cycle telescopic model, natural specialization classification
JEL-classification: J24, M51, M54
References:
Adizes I. (2015). Management styles: effective and ineffective
Adizes I. (2015). The ideal leader. Why can't you become one and what follows from that?
Adizes I.K. (2015). Leadership development. How to understand your management style and communicate effectively with speakers of other styles
Augustinavichyute A. (1998). Socionics: An Introduction
Augustinavichyute A. (1998). Socionics: Psychotypes. Tests
Dyatlova N.K. (2014). Somatic markers and their implications for individuals. Bulletin of Kemerovo State University. (4-3). 252-257.
Ishkov A. (2024). Telescopic model of the natural cycle of activity Edelweiss Applied Science and Technology. (6). 8454-8464. doi: 10.55214/25768484.v8i6.3817.
Ishkov A. (2025). Classification of natural specializations by priority component of the telescopic model of the natural cycle of activity Edelweiss Applied Science and Technology. (2). 193-207. doi: 10.55214/25768484.v9i2.4443.
Ishkov A.D. (2025). Telescopic model of natural cycle of activity as a theoretical basis for classification of natural specializations of a workers. Vestnik Akademii znaniy. (1). 806-813.
Jung C.G. (1971). Psychological Types
Knysh O.V. (2019). The DISC model and features of motivation
Kolb A., Kolb D. (2013). The Kolb Learning Style Inventory 4.0: A Comprehensive Guide to the Theory, Psychometrics, Research on Validity and Educational Applications
Kolb D. (1976). On management and the learning process California Management Review. (18).
Mayers I., Mayers P. (2010). MBTI. Definition of types. Everyone has their own gift
Myers I.B., McCaulley M.H., Quenk N.L., Hammer A.L. (1998). MBTI Manual: A Guide to the Development and Use of the Myers Briggs Type Indicator
Papkov B.V., Kulikov A.L. (2024). Theory of systems and system analysis for electric power industry
Parshukov A.E. (2020). The relationship of Marston's DISC personality typology and McClelland's motivation theory Fundamental and applied research in the field of management, economics and trade. 61-67.
Rakov V.I. (2012). System analysis (basic concepts)
Spirkin A. (1983). Dialectical materialism
Yung K.G. (2020). Psychological types
