Возможность самовыражения женщины в малом бизнесе

Долгорукова И.В., Колесников А.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (51), Март 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Долгорукова И.В., Колесников А.Н. Возможность самовыражения женщины в малом бизнесе // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 3.

Аннотация:
В настоящее время в России появилось много женщин, которые, оставив или развивая свою привычную работу по специальности, ушли в бизнес. Их массовый приход в малое и среднее предпринимательство начался в начале 90-х годов, когда резко возрос уровень женской безработицы. Но еще в конце 80-х гг., с нарастанием кризисных явлений в советской экономике, судьбы многих женщин начали радикальным образом изменяться, и они были вынуждены по разным причинам заняться тем, к чему прежде они никакого отношения не имели.

Ключевые слова: предпринимательство, Россия, женское предпринимательство



В настоящее время в России появилось много женщин, которые, оставив или развивая свою привычную работу по специальности, ушли в бизнес. Их массовый приход в малое и среднее предпринимательство начался в начале 90-х годов, когда резко возрос уровень женской безработицы. Но еще в конце 80-х гг., с нарастанием кризисных явлений в советской экономике, судьбы многих женщин начали радикальным образом изменяться, и они были вынуждены по разным причинам заняться тем, к чему прежде они никакого отношения не имели.

В переломные годы начала последнего десятилетия прошлого века единственной формой частного бизнеса были совместные предприятия, которых в реестре Минфина насчитывалось около 400. Руководителями этих структур были только мужчины. Это был абсолютно мужской бизнес. Руководство страной, впрочем, тоже находилось в руках мужчин. Но в декабре 1990 года было издано постановление «О создании и развитии малых предприятий». И вот тогда-то на арену отечественного бизнеса вышли женщины. Причем сразу и в большом количестве. Женщины появились и в правительстве. На разных этапах видные и не очень посты в нем занимали Э. Памфилова, И. Хакамада, В. Матвиенко.

До ухода правительства М. Касьянова в отставку 19 женщин были заместителями министров федерального уровня. Такого числа представительниц «слабого» пола на высоких правительственных постах никогда раньше в отечественной истории не было. Но хотя женщины и составляли 50% в аппарате правительства, на руководящих должностях их было чуть больше одного процента. Здесь у женщин имеется огромный потенциал.

Приход женщин из малого и среднего в крупный бизнес, а также в высшие эшелоны власти — это вопрос времени. Как правило, за экономическим взрывом происходит политический перелом, когда женщины ощущают себя совершенно свободно и равноправно рядом с мужчинами и в бизнесе, и в политике.

Предпринимательство – специфическая сфера приложения труда, требующая определенных личностных качеств. Это одержимость, способность работать по 12-14 часов в сутки, умение преодолевать препятствия и находить правильные решения, творчески подходить к работе, уметь ладить с людьми и т.д. Разве только мужчины обладают этими качествами? Безусловно, нет.

Специалисты Томского государственного университета провели исследование, показавшее, что по всем показателям женщина-управленец выигрывает у мужчины. Результаты оказались просто ошеломляющими. Исследовались разные слои: женщины в бизнесе, женщины в политике. Социологи пришли к выводу о том, что женщинами принимаются вполне взвешенные решения. Однако не для кого не секрет, что психологические качества мужчин и женщин весьма разнятся. Женщина более эмоциональна, она более осторожна, больше сомневается, не столь амбициозна...

Зачастую женщинам присуща черта, которая редко сопровождают мужской бизнес, — это умение чувствовать ситуацию. Мужчина, может быть, и умеет ее лучше просчитывать, но чувствовать, изменять ситуацию, это, скорее, женская черта. По-видимому, в силу этой причины в структурах, которыми руководят мужчины, заместители — женщины. Может быть, именно поэтому женское предпринимательство в России не может заявить о себе столь громко, как мужское, а также отчасти еще и потому, что в российском обществе сложился миф о бизнесе как о занятии, предпочтительном для «сильного» пола.

Ирина Вячеславовна Горбулина, президент Российской академии бизнеса и предпринимательства, отмечает: «В 1995 году мы издали очень интересный сборник «Знаменитые женщины России». Это очень красивая книга и очень тоненькая, поскольку мы с большим трудом разыскали знаменитых женщин из сферы бизнеса. В этом году мы начали работать над другой книгой с таким же названием. Мы были потрясены огромным числом желающих стать участницами этого каталога».

Становится очевидным, что в последние годы женское предпринимательство начинает играть все большую роль в рыночной экономике России, решать важнейшие экономические и социальные задачи. При отсутствии официальной государственной поддержки женское предпринимательство в Российской Федерации разрастается. По данным Госкомстата РФ, если в 1996 году женщины составляли 12-15% от общего числа предпринимателей, то сегодня – 30-40%. Исследования, проведенные Фондом поддержки женского предпринимательства, находящемся в г. Екатеринбурге, показали, что женское предпринимательство развивается динамичнее мужского и превышает последнее по темпам роста в 1,8 раза. Если эта тенденция сохранится, то через 5 лет доля женщин в бизнесе поднимется до отметки 45% и выше (см. табл. 1).

Таблица 1

Направления деятельности предприятий женского бизнеса

Направления бизнеса
Доля, %
Торговля
24
Производство одежды и обуви
20
Научно-производственная деятельность
13
Информационные технологии и услуги
9
Производство продуктов питания
8
Сервис, услуги, отдых, туризм
7
Юриспруденция, финансы, аудит
5
Лечебно-оздоровительные технологии и услуги
3

Несмотря на это, государственная позиция в вопросе женского предпринимательства до сих пор носит декларативный характер. Женщины-предприниматели уже не ждут помощи от властей. Процесс становления женского предпринимательства в России сегодня формируется снизу. Причины такого положения вещей могут быть и весьма неожиданными.

Елена Борисовна Мизулина, будучи заместителем председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству, высказала такое мнение: «У нас нет грамотного пиара женщин. Сейчас в прессе начинает формироваться имидж женщины-матери. Эти программы идут на первом канале, на четвертом. Но почему не работают над имиджем тех женщин, которые могут и хотят заниматься общественной деятельностью и у них это прекрасно получается? Это невыгодно. У нас везде мужчины, и им нужно удерживать своих женщин в доме. Надо удерживать, поэтому стали появляться специальные социальные программы».

Интересны в этой связи и слова Галины Ивановны Климантовой, начальника отдела социальной политики Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации: «Средства массовой информации пока дают односторонний образ женщины-предпринимателя. Это обязательно женщина-вамп, у которой нет никаких сомнений, только победоносное шествие, а то, что за этим стоит колоссальный труд, в первую очередь, труд интеллектуальный, - это остается на последнем плане. Не сформировано пока пространство для публичной политики, отсутствуют каналы проникновения в политику женщин-предпринимателей, низок уровень заинтересованности региональных элит в участии женщин-предпринимателей в политической жизни».

Положение женщины в сфере малого предпринимательства затруднено также и тем, что она на протяжении своей жизни выполняет еще одну важную функцию, связанную с воспроизводством – рождением ребенка. В связи с этим женщины вынуждены прерывать свою карьерную деятельность, а потом заново входить в производственную жизнь.

Все еще продолжающемуся переходному этапу развития нашей экономики присуща неустойчивость. Может случиться, что, пока женщина занимается ребенком, изменятся требования экономической среды, и, естественно, ей уже трудно будет вернуться к прежней деятельности.

Одна из проблем для женщины – ее социально-экономическая адаптация к общественно-полезной деятельности после рождения ребенка. Чтобы вернуться к построению карьеры или своего дела, ей необходимо не только восстановить свой образовательный уровень, но и соответствовать возросшим требованиям, а это: умение работать с компьютером, овладение современными информационными технологиями, постижение сущности изменений в законодательстве.

Для женщины важен этап выравнивания утерянных во время вынужденного отпуска знаний и профессиональных возможностей, необходимых при вхождении в бизнес. В связи с этим возрастает роль дополнительного образования. По словам руководителя Центра «Современная женщина» З.Э. Молоковой, образование для малого бизнеса, помимо теоретических знаний, должно содержать значительную компоненту консультирования или просто индивидуальной работы с будущим предпринимателем, а также ознакомление с передовым опытом аналогичных предприятий. Большое значение может иметь самообразование, в частности, на основе дистанционного обучения.

По данным ВЦИОМ за 2000 год, более 80 тыс. женщин получили консультации по вопросам предпринимательства. Более 1 400 предприятий, бизнес-инкубаторов, бизнес-центров проводили обучение женщин основам предпринимательской деятельности.

Сначала разрозненный опыт отдельных людей и предприятий вызвал к жизни необходимость объединения усилий и совместного осмысления путей дальнейшего развития женского предпринимательства. Сложились крупные организации, в деятельности которых решение проблем женского предпринимательства заняло ведущее место. Среди них можно выделить Конфедерацию женщин-предпринимателей, Конфедерацию деловых женщин России, Уральскую Ассоциацию женщин-предпринимателей, Фонд поддержки женских инициатив (г. Кемерово), Клуб женщин-предпринимателей (г. Комсомольск-на-Амуре), Союз деловых женщин (г. Хабаровск), Ассоциацию женщин-предпринимателей и менеджеров (г. Мурманск), Нижегородскую лигу деловых женщин, Саратовский клуб женщин-предпринимателей и т.д. Существует также множество других союзов и ассоциаций деловых женщин в различных городах страны. Таким организациям стало под силу поднимать вопросы совершенствования законодательного обеспечения женского предпринимательства, лоббировать женские проекты, разрабатывать общие программы, активно участвовать в деловой и политической жизни страны.

Исходя из вышесказанного, ясно, что в стране появился новый социальный слой женщин-предпринимателей, интересы которого не могут игнорироваться государством в силу экономической значимости его деятельности, важности вклада, который вносит женский бизнес в развитие страны.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:50:45