Проблемы гармонизации действий участников подготовки специалистов с высшим образованием для удовлетворения потребностей рынка труда

Умнов В.А.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 8 (Август 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83031821

Аннотация:
Подготовка специалистов с высшим образованием в необходимом количестве и требуемом качестве играет важную роль в современной экономике. В этом процессе задействованы различные участники с разными интересами: государство, будущие специалисты, вузы и работодатели. Недостаточная согласованность действий указанных субъектов приводит к необоснованным расходам средств и времени, а также низкому удовлетворению потребностей рынка труда. В статье проведён анализ интересов и действий различных участников подготовки специалистов с высшим образованием для пяти профессиональных групп: образование и педагогические науки, информационные технологии, медицина, экономика и управление, юриспруденция. Использовались данные из открытых источников: количество выделяемых бюджетных мест; результаты опросов выпускников школ и их родителей; итоги сдачи ЕГЭ; объёмы выпуска вузами; количество образовательных программ, средний балл поступления и стоимость обучения, а также количество вакансий и средняя заработная плата по запросам работодателей. Установлено, что корреляция между действиями различных участников процесса подготовки специалистов и потребностями рынка труда недостаточно высокая. Основными причинами этого являются: недостаточный учёт различий в интересах участников; низкая информированность; временной разрыв между выбором профессии, обучением и трудоустройством; а также недостаточный учёт способностей при выборе профессии.

Ключевые слова: подготовка специалистов, высшее образование, рынок труда, интересы участников, гармонизация, требования работодателей

JEL-классификация: I23, I26, J21, J24



ВВЕДЕНИЕ

В условиях трансформации современной экономики, вызванной технологическими инновациями, демографическими, социальными процессами и рядом других причин, значительную роль играет своевременная подготовка специалистов с высшим образованием для рынка труда. Однако процессы подготовки кадров длятся несколько лет и в них участвуют различные субъекты, не всегда действующие согласовано. В этой связи возникает существенное несоответствие выпуска специалистов различных профессий потребностям рынка труда. Структурные колебания на рынке труда, приводят к избытку специалистов в одних отраслях и недостатку в других. Это является причиной снижения эффективности расходов средств и времени на образование, неравенства в оплате труда разных профессий и ряда других негативных последствий.

Основные участники процесса подготовки кадров в нашей стране это:

· государство, определяющее политику, регулирующее деятельность в сфере образования, а также являющееся самым крупным работодателем и инвестором в подготовку кадров (в настоящее время оплачивает около 60 % мест обучения);

· будущие специалисты (абитуриенты и их представители), поступающие на обучение в соответствии с индивидуальным выбором будущей профессии и вуза, проходящие процесс обучения и делающие выбор по окончании вуза (оплачивают около 40 % мест обучения);

· вузы как исполнители, предлагающие на выбор абитуриентов образовательные программы и реализующие обучение по ним;

· работодатели как конечные потребители, по сути, приобретающие специалистов в соответствии с предложением на рынке труда, устанавливающие требования к должностям, уровень оплаты, условия труда и т.д.

Каждый из перечисленных субъектов действует в своих интересах, обладает индивидуальными информацией и возможностями влиять на процесс. Не всегда согласованные между собой действия данных субъектов приводят к несоответствию между предложением специалистов (в части подготовки) и спросом на них. Согласно опросу портала «Авито Работа», лишь 61% выпускников вузов работает по специальности или в смежных отраслях [15]. В этой связи целесообразным является исследование состояния недостаточной согласованностью действий указанных участников, влияющих на это факторов и возможных путей решения проблемы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проблемы недостаточной связи высшей школы с производством обсуждаются на разных уровнях достаточно давно. В основном данные обсуждения касаются содержательной части образовательного процесса, поскольку работающие по определенным направлениям подготовки вузы заинтересованы в выпуске наиболее востребованных специалистов. В качестве причин указанных проблем часто называются разрыв во времени между обучением и работой (усугубляющийся быстрыми изменениями), ограниченность практической деятельности в вузе, необходимость в своевременном обновлении знаний преподавателей [12, 15, 17].

Абитуриенты выбирают профессии в условиях оторванности от работодателей, не обладая достаточной информацией. Отмечается неосознанность выбора профессий большинством выпускников школ, которые вдохновляются информацией, полученной из недостаточно достоверных источников (кино, СМИ, соцсети и т.д.). Не всегда школьники осознают порог сложности для входа в профессию. Риск выбора неверной профессии существенный. Одним из наиболее значимых факторов в выборе профессии остается общение с родственниками и знакомыми (ориентация на их личный опыт) [1, 2, 12].

Результаты опросов на примере Волгоградских школьников показывают, что из их общего числа около 43% производят выбор профессии перед подачей заявления исходя из результатов ЕГЭ (Единого государственного экзамена) и конкурсной ситуации. На примере выпускников школ Нижнего Новгорода это количество по разным вузам составляет 23,5-34,4% [11].

По окончании вузов возникают противоречия между интересами начинающих работников и работодателей. С одной стороны работодатели считают запросы выпускников вузов необоснованно высокими, с другой – молодые специалисты проявляют недовольство условиями предлагаемой работы [3, 7]. Аналогичная ситуация наблюдается не только в России, зарубежные источники также отмечают, что выпускники жалуются на нехватку хороших рабочих мест, в то время как работодатели не могут найти работников с необходимыми навыками [17]. В данном случае ошибочно полагать, что причина противоречий исключительно в качестве образования. Данная ситуация может возникать также в силу недостаточной способности (по экономическим или другим причинам) конкретных организаций создать конкурентоспособные условия привлечения работников.

В качестве значимой причины того, что существенная часть выпускников вузов работает не по специальности, указывается несоответствие приобретенных в процессе обучения навыков. По результатам опросов, 77% выпускников на момент поступления представляют свою профессию иначе, чем она есть на самом деле [7]. Другой проблемой является недостаточно сбалансированная популярность разных профессий (в том числе у выпускников школ), которая может приводить к дефициту или переизбытку специалистов в отдельных отраслях и профессиональных направлениях [3].

Образование — это не только источник ресурсов для рынка труда, но и социальное благо, условие мобильности населения, развития инноваций и т.д. В этой связи в ряде стран государство, стремясь сделать высшее образование более доступным, вынуждено пренебрегать содержательной частью и качеством процесса. Количество выпускников увеличивается в большей мере, чем создаются на рынке труда рабочие места. Возникает явление так называемой профессиональной фильтрации вниз (occupational filtering down), когда выпускники вузов занимают рабочие места, ранее не требовавшие высшее образование. При этом наблюдается снижение доходов специалистов с высшим образованием. Таким образом массовое расширение высшего образования без соответствующего увеличения спроса на рынке труда создает дисбаланс на рынке труда [16, 17].

Государство воздействует на подготовку кадров путем регулирования, целевого финансирования и информационной политики. Работодатели со своей стороны имеют возможность в некоторой степени влиять на подготовку кадров, через финансирование исследований, стипендий, стажировок или участвуя в разработке образовательных программ. Тем не менее, реакция системы образования часто опаздывает на несколько лет. Причины низкой гибкости связей: информационная асимметрия, отсутствие достаточной координации между вузами и работодателями (недостаточные стимулы для нее), ограниченные ресурсы, инерция в управлении. Необходимо совершенствование системы сигналов для школьников и вузов от рынка труда на основе развитых механизмов планирования, информационного взаимодействия между участниками [16].

Для решения рассматриваемых проблем предлагается усилить взаимосвязь в цепочке: государство – высшая школа – работодатели. Рекомендуется применение трех подходов: интеграция (совместная деятельность), интенсификация (новые методы обучения), диверсификация (комбинирование подходов по разным направлениям). Подчеркивается роль государства в создании системы интеграции между участниками. В качестве мер преодоления несогласованности предлагается: создание организационных структур для координации деятельности (с главенством государства), трехсторонние договоры между студентами, работодателями и вузами, участие работодателей в профориентационной деятельности среди студентов, частичное финансирование образования работодателями [12, 15].

Отмечается значимость информирования школьников о различных существующих профессиях в соответствии с личными предпочтениями, потребностях рынка труда, порогах входа, условиях труда и оплаты. Широко применяемые в настоящее время подходы к профессиональной ориентации позволяют заинтересовать учащихся школ в определенных профессиях, но не решают проблему соответствия интересов школьников запросам рынка труда. Профессиональная ориентация происходит избирательно, далеко не все нуждающиеся в работниках предприятия направляют своих представителей в учебные заведения. Интересы школьников нередко связаны с дисциплинами, изучаемыми в рамках школьной программы [2, 14].

В целях установления степени соответствия интересов участвующих в подготовки специалистов субъектов, был проведен анализ мнений различных сторон, доступных в открытом доступе. При этом были выделены пять профессиональных направлений: Образование и педагогические науки, Информационные технологии, Медицина, Экономика и управление, Юриспруденция. Первые три направления являются приоритетными для государства в настоящее время [4], последние два – высоко популярны у обучающихся на внебюджетной основе. Выделение данных профессиональных направлений является условным, некоторые из них включают несколько укрупненных групп специальностей. В качестве основного признака разделения принято восприятие населением этих направлений как отдельных профессий. Еще одним признаком является относительно высокая профессиональная мобильность внутри данных групп.

Важным субъектом в исследуемых отношениях является государство. Оно реализует определенную политику в сфере образования и в значительной мере влияет на ситуацию на рынке образовательных услуг. Часть мест обучения в вузах финансируется напрямую государством. В этой связи о приоритетах государства можно судить по количеству бюджетных мест на различные профессиональные направления. На рисунке 1. представлено распределение бюджетных мест между рассматриваемыми профессиональными направлениями в 2025 году.

Рис. 1. Доля профессиональных направлений в общем числе бюджетных мест, %

Источник: составлено на основе данных [10].

На диаграмме (Рис. 1) можно наблюдать, что из выбранных для анализа профессиональных направлений больше бюджетных мест выделяется на Образование и педагогические науки, Информационные технологии и Медицину, что соответствует заявленной политике государства по развитию соответствующих сфер экономики [4].

Популярность данных профессиональных направлений среди будущих обучающихся и далее - работников (абитуриентов и их представителей) отличается от видения государства. Согласно опросу выпускников и их родителей порталом Superjob.ru (в 2024 г.) приоритеты населения в выборе профессии отличаются от установленных государством [9]. На рисунке 2 показано распределение выбора выпускников школ и их родителей по указанным профессиональным направлениям в сравнении с выделяемыми бюджетными местами.

Рис. 2. Распределение выбираемых выпускниками школ и их родителями профессий в сравнении с распределением выделяемых бюджетных мест, %

Источник: Составлено на основе данных [9, 10].

Доля выпускников школ желающих быть учителями в 1.5 раза меньше, чем доля оплачиваемых государством мест в вузах. Желающих работать специалистами в сфере информационных технологий и юристами в 2.5 раза больше доли выделяемых бюджетных мест. Выпускников школ, желающих работать врачами и экономистами, также больше, чем количество выделяемых бюджетных мест. Данное несоответствие объясняется тем, что государство выделяет большее количество бюджетных мест для ряда профессий, в соответствии с политикой, направленной на развитие определенных отраслей. Тем не менее, обучающиеся могут выбирать другие профессии и самостоятельно оплачивать обучение. Также выпускники школ на момент их окончания еще недостаточно ориентированы в профессиональном плане и не в полной мере учитывают свои возможности в поступлении в вузы и обучении.

Для многих поступающих в вузы абитуриентов на выбор профессии оказывают влияние результаты сдачи ЕГЭ. В этой связи было проанализировано соответствие количества школьников, сдавших различные предметы ЕГЭ, количеству желающих получить различные профессии. Анализ проводился по предметам, наиболее часто сдаваемым для поступления в вузы на выбранные профессиональные направления. Соотношение количества успешно сдавших предметы соответствующие профессиям, которые они хотят приобрести представлено на рисунке 3. Русский язык сдается при поступлении практически на все направления обучения и для него соотношение принято за условную единицу, выражающую примерное соответствие спроса на дисциплину количеству сдавших.

Рис. 3. Отношение количества успешно сдавших ЕГЭ к желающим поступать на определенные профессиональные направления, доли.

Источник: Составлено на основе данных [5, 9].

По данным, представленным на диаграмме (Рис. 3) можно заключить, что количество сдающих ЕГЭ по дисциплинам Профильная математика и Информатика, соответствующим профессиональным направлениям Экономика и управление и Информационные технологии, меньше, чем изначальное количество желающих поступать на данные профессиональные направления. Для других из рассматриваемых профессиональных направлений количество сдающих ЕГЭ в целом соответствует желающим поступать. При анализе рассматривается только количество сдающих, но не учитываются итоговые баллы, которые также влияют на результаты поступления в вузы и выбор профессии. Тем не менее предполагается, что эти два параметра достаточно тесно связаны между собой.

Как уже отмечено выше, часть выпускников школ не имеет возможность воспользоваться бюджетными местами при обучении на выбранную профессию и самостоятельно оплачивает обучение. При этом, для описания ситуации с подготовкой специалистов для рынка труда необходимо учитывать всю подготовку, включающую как оплачиваемую из бюджета, так и самими обучающимися. В настоящее время исчерпывающие данные, необходимые для анализа о структуре выпуска по годам не публикуются в полной мере. Для анализа использовалась доступная информация об общем выпуске специалистов по профессиональным направлениям, опубликованная в отчете Высшей школы экономики в 2024 г. [8]. На этой основе проводилось сопоставление выпуска 2023 г. с количеством бюджетных мест на 2025 г. (Рис. 4.).

Рис. 4. Доля профессиональных направлений в выпуске в сравнении с долей выделяемых бюджетных мест, %

Источник: составлено на основе данных [8, 10].

Таким образом самое высокое отношение количества бюджетным мест к объему выпуска наблюдается для направления Информационные технологии (Рис. 4.). Как уже указывалось выше, такое распределение призвано увеличить количество специалистов данного направления на рынке труда, что с точки зрения государства должно способствовать более быстрому развитию отрасли. Однако отрицательными последствиями такого форсирования количества подготовленных специалистов являются снижение качества специалистов за счет менее конкурентного отбора на этапе поступления в вуз, а также снижение уровня оплаты труда выпускников (при росте их предложения). Наименьшая доля бюджетных мест, в соответствии с выпуском, наблюдается для направлений Юриспруденция, Экономика и управление. Государство в меньшей мере поддерживает эти направления, но часть поступающих в вузы готова учиться на данных направлениях за свой счет.

Вузы, со своей стороны, анализируя рынок труда и образовательных услуг, создают образовательные программы, устанавливают на них стоимость обучения и могут воздействовать таким образом на приток обучающихся. Количество образовательных программ отчасти определяется спецификой профессиональных направлений (разнообразием профессиональных функций). Тем не менее, создавая больше привлекательных образовательных программ, вузы стремятся повысить количество поступающих на данные направления. По данным портала Vuzoteka.ru [6], наибольшее количество образовательных программ создается на профессиональных направлениях Экономика и управление, Информационные технологии, Образование и педагогические науки (Рис. 5). Это также является откликом на интерес обучающихся к данным профессиональным направлениям.

Рис. 5. Количество образовательных программ в вузах России по профессиональным направлениям, шт.

Источник: составлено на основе данных [6].

Анализ величины среднего балла поступающих и стоимости обучения на внебюджетной основе (Рис. 6.) позволяет предположить, что избыточное количество бюджетных мест снижает средний балл поступающих и стоимость обучения на внебюджетной основе. Так, направление Информационные технологии демонстрирует наименьшие значения данных показателей. С другой стороны - меньшее количество бюджетных мест, относительно желающих обучаться создает условия для повышения среднего балла поступающих (Экономика и управление, Юриспруденция). Однако конкуренция между вузами, создающими большое количество образовательных программ, приводит к снижению стоимости обучения на внебюджетной основе. Тем не менее, количество выпускников вузов по профессиональным направлениям в большей мере зависит от количества желающих учиться по данным направлениям.

Рис. 6. Средние баллы при поступлении и стоимость обучения по профессиональным направлениям

Источник: составлено на основе данных [6].

Поскольку конечными потребителями работников на рынке труда являются организации, был проведен анализ запросов работодателей на основе размещаемых ими вакансий. В качестве источника данных использована выгрузка вакансий портала hh.ru для России по состоянию в апреле 2025 г. В выборке вакансий по профессиональным направлениям учитывались только имеющие требование о наличии высшего образования. В качестве важного показателя спроса на работников использовалось количество вакансий (Рис. 7.).

Рис. 7. Количество вакансий по профессиональным направлениям с требованием о наличии высшего образования

Источник: составлено на основе данных [13].

На диаграмме (Рис. 7) представлено, что самый высокий спрос по количеству работников наблюдается на специалистов в сфере экономики и управления. Далее по рейтингу следуют медицина и информационные технологии. Однако необходимо также учитывать, что в силу специфики отраслей, работодатели в них в разной мере используют интернет-платформы для привлечения новых работников. Предполагается, что государственные организации в сфере образования и медицины реже пользуются данными источниками, хотя и присутствуют в выборке.

Общее количество вакансий характеризует лишь абсолютное значение спроса на специалистов данного направления. Для того чтобы оценить, насколько высшее образование обеспечивает потребности в специалистах на рынке труда по указанным профессиональным направлениям, был использован показатель количества вакансий на одного выпускника вуза (Рис. 8).

Рис. 8. Количество вакансий на одного выпускника по профессиональным направлениям

Источник: составлено на основе данных [8, 13].

Таким образом, больше всего рабочих мест на одного выпускника предлагается в медицине, далее следуют экономика и управление, а также информационные технологии. Меньшее количество мест предоставляют работодатели в сферах образования и юриспруденции.

Для того, чтобы определить в какой мере выпускники школ при выборе профессий ориентированы на рынок труда был рассмотрен показатель количество вакансий, приходящихся на одного желающего получить профессию (Рис. 9.)

Рис. 9. Количество вакансий на одного выпускника школы, желающего получить данную профессию

Источник: составлено на основе данных [10, 13].

На диаграмме (Рис. 9) наблюдется относительно слабое влияние количества запросов работодателей на желание выпускников получать определенные профессии. Показатель количества вакансий на выпускника по направлениям Экономика и управление, а также Информационные технологии отличается в 14 раз.

Выпускники школ как правило в недостаточной мере представляют количественные показатели потребностей рынка в специалистах и больше ориентируются на уровень оплаты труда по профессиям. В этой связи, в качестве другого показателя, косвенно характеризующего потребность в работниках, проанализирован предлагаемый работодателями в вакансиях размер оплаты труда (Рис. 10).

Рис. 10. Средний размер заработной платы по профессиональным направлениям, тыс. руб.

Источник: составлено на основе данных [13].

Поскольку привлекательность профессий можно характеризовать как количеством рабочих мест на рынке труда, так и уровнем оплаты, в качестве объединенного показателя может использоваться произведение количества вакансий на уровень оплаты. Смысл этого показателя – совокупная готовность работодателей к вложению средств в приобретение работников конкретного профессионального направления на рынке труда (Рис. 11).

Рис. 10. Привлекательность профессиональных направлений на рынке труда по объединенному показателю количества вакансий и предлагаемой оплате труда

Источник: составлено на основе данных [13].

Анализ описанного выше показателя (Рис. 10) показывает, что по двум факторам наибольшей привлекательностью на рынке труда обладают профессии группы Экономика и управление, далее следует Медицина и Информационные технологии. Наименьшей привлекательностью обладают Образование и педагогические науки, а также Юриспруденция.

Одной из главных задач исследования было выявление степени согласованности между собой активности участников процесса подготовки специалистов с высшим образованием для рынка труда. В этой связи, на основе уже описанных выше данных, произведена оценка корреляции между показателями интересов различных сторон (количество бюджетных мест, желания выпускников школ и выпуском вузов) и запросами работодателей. Для учета влияния общественного мнения, в анализ также добавлен показатель количество публикаций в СМИ мнений о перспективности тех или иных профессиональных направлений (экспертные мнения, отзывы и др.), определенный на основе поиска в интернете (Рис. 11).

Рис. 11. Корреляция между интересами различных участников, мнениями в СМИ и запросами работодателей по показателям количество вакансий и уровень оплаты труда, ед.

Источник: составлено на основе данных [8, 9, 10, 13].

По данным корреляционного анализа (Рис. 11) можно заключить, что интересы выпускников школ при выборе будущих профессий во многом не учитывают количество рабочих мест (отрицательная корреляция), но в значительной мере ориентированы на уровень оплаты труда. Школьники, под влиянием СМИ и общественного мнения, склонны выбирать менее востребованные по количеству рабочих мест профессии, но с большим размером труда. Самая низкая корреляция отмечается между запросами работодателей и количеством выделяемых бюджетных мест (как по количеству, так и по размеру оплаты труда). Это несоответствие можно объяснить тем, что государство, выделяя бюджетные места, стремится повысить привлекательность низко востребованных у населения, но необходимых для общества, профессий. На стадии выпуска из вузов, отчасти за счет обучающихся на внебюджетной основе, происходит максимальное приближение к запросам работодателей. Данные примерно соответствуют приведенным ранее высказываниям о трудоустройстве по специальности 61% выпускников. Тем не менее, вузы не ориентированы на уровень оплаты труда.

Портал hh.ru также осуществляет свою аналитику рынка труда по профессиям. Для оценки спроса и предложения используется так называемый «hh.индекс», который определяется как количество резюме, приходящееся на одну вакансию. Анализ данного показателя в июне 2025 г. по сравнению с июнем 2024 г., представленный на Рис. 12., показывает существенный рост резюме относительно количества вакансий в течение года по всем рассматриваемым профессиям. Используя интерпретацию данного показателя порталом, можно заключить, что из рассматриваемых профессиональных направлений, нехватка специалистов в настоящее время наблюдается только в медицине (значение индекса меньше 4.0). Для экономистов наблюдается нормальный баланс между спросом и предложениям (между 4.0 и 8.0). По всем остальным профессиям наблюдается высокая конкуренция между работниками (более 8.0). Наибольший рост конкуренции произошел в сфере информационных технологий.

Рис. 12. Изменение hh.индекса по различным профессиям с 2024 г. по 2025 г., доли

Источник: составлено на основе данных [13].

В целом из данных на Рис. 12 следует, что практически по всем профессиональным направлениям рынок труда в настоящее время изменяется от нехватки рабочей силы в сторону ее избытка. Это вызвано реакцией рынка на недостаток рабочей силы, возникший в 2022-2023 годах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, основными участниками процессов подготовки работников с высшим образованием являются государство, будущие специалисты (школьники и их представители), вузы и работодатели. На основе проведенного анализа, можно отметить высокую рассогласованность интересов различных участников процесса подготовки специалистов с высшим образованием для рынка труда, приводящую к негативным последствиям.

Повышенная поддержка определенных направлений со стороны государства позволяет увеличить предложение специалистов на рынке труда, но может вызвать снижение качества специалистов и уровня оплаты труда (Образование). С другой стороны, низкая поддержка государством профессиональных направлений при их востребованности на рынке приводит к повышению конкуренции среди работодателей и относительно высокой оплате труда (Экономика и управление). Существуют профессиональные направления, к которым интерес со стороны государства и населения высокий, но также высоки требования к квалификации, что приводит к усилению конкуренции среди работников при сохраняющемся высоком уровне оплаты труда (Информационные технологии). Имеют место отрасли, где при достаточно высоком интересе у государства и будущих специалистов, возникает нехватка кадров по причине несоответствия ожиданий выпускников вузов реальным условиям работы по профессии (Медицина, Образование) и работодателям следует обратить внимание на информирование населения и удержание работников. Еще одна ситуация – завышенный интерес к профессии со стороны будущих специалистов, сформированный внешними источниками информации (СМИ, Интернет и др.), приводит к высокой конкуренции работников за рабочие места и снижению оплаты труда (Юриспруденция).

Данные ситуации приводят к ряду негативных последствий, таких как, неэффективное расходование средств государством и населением при работе выпускников вузов не по специальности, снижению эффективности отраслей из-за нехватки кадров достаточной квалификации.

Среди основных причин рассогласованности действий различных субъектов на рынке труда можно выделить: недостаточный учет различий в интересах участников, слабый уровень информирования участников (неполнота и искаженность информации), значительная разница во времени между выбором профессии и началом работы (образование также не всегда успевает за рынком), недостаточные способности выпускников средних образовательных учреждений для прохождения подготовки по интересующим их направлениям.


Источники:

1. «Авито Работа»: 31% россиян работают по специальности, полученной в вузе или ссузе. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cnews.ru/news/line/2025-03-05_avito_rabota_31_rossiyan, (дата обращения: 29.04.2025).
2. Акулинин Ф. В., Адамов Д. В. Риски выбора будущей профессии для абитуриента вуза и для государства: проблемы и решение // Инновационное развитие экономики. – 2021. – № 5. – c. 253-260. – doi: 10.51832/2223-798420215253.
3. Бондаренко В. А., Попова Т. С., Попов А. А. Исследование причин и возможных направлений решения проблемы дефицита специалистов в энергетической отрасли России с привлечением HR-брендинга // Глобальная ядерная безопасность. – 2023. – № 3. – c. 96-106. – doi: 10.26583/gns-2023-03-09.
4. В 2025 году доступность высшего образования сохранится на высоком уровне. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/90681/, (дата обращения: 29.04.2025).
5. В Рособрнадзоре назвали самые популярные предметы на ЕГЭ-2024. [Электронный ресурс]. URL: https://skillbox.ru/media/education/v-rosobrnadzore-nazvali-samye-populyarnye-predmety-na-ege2024/, (дата обращения: 29.04.2025).
6. Вузы России по специальностям – 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://vuzoteka.ru/вузы/специальности, (дата обращения: 29.04.2025).
7. Григорьева Е. В., Коваль С. В., Малков Д. В. Проблемы трудоустройства выпускников вузов по приоритетным направлениям государства // Транспортное дело России. – 2019. – № 4. – c. 83-85.
8. Варламова Т. А., Гохберг Л. М., Зорина О. А. и др. Образование в цифрах: 2024 : краткий статистический сборник. / Т. А. Варламова, Л. М. Гохберг, О. А. Зорина и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2024.
9. Образовательные и карьерные ориентиры: предпочтения выпускников школ в 2024 году. [Электронный ресурс]. URL: https://www.superjob.ru/research/articles/114642/obrazovatelnye-i-karernye-orientiry/, (дата обращения: 29.04.2025).
10. «Объявление о проведении открытого публичного конкурса по распределению контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки…». [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/iblock/c5f/c6xyh1kpmwad5mipuh4fo99ogjbigt31.pdf (дата обращения: 29.04.2025).
11. Петрунева Р. М. Фальстарт в профессии, или о мотивации абитуриентов при выборе вуза // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2023. – № 3. – c. 87-90.
12. Пуричи В.В. Отношения высшего учебного заведения и работодателей в процессе подготовки специалистов и трудоустройстве выпускников // Экономика Профессия Бизнес. – 2017. – № 4. – c. 65-70. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/otnosheniya-vysshego-uchebnogo-zavedeniya-i-rabotodateley-v-protsesse-podgotovki-spetsialistov-i-trudoustroystve-vypusknikov,.
13. Работа в Москве, поиск персонала и публикация вакансий. Hh.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://hh.ru/ (дата обращения: 29.04.2025).
14. Трудоустройство: как вузы решают вопросы занятости своих студентов. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/21524, (дата обращения: 08.05.2025).
15. Федосова Р. Н., Юрга В. А. Модель взаимодействия государства, вузов и работодателей при подготовке современных специалистов // Финансы: теория и практика. – 2006. – № 1-2. – c. 87-92. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/model-vzaimodeystviya-gosudarstva-vuzov-i-rabotodateley-pri-podgotovke-sovremennyh-spetsialistov,.
16. Bardhan A. D., Hicks D., Jaffee D. M. How Responsive is Higher Education? The Linkages between Higher Education and the Labor Market. - UC Berkeley: Fisher Center for Real Estate and Urban Economics, 2010.
17. Lauder H., Mayhew K. Higher education and the labour market: an introduction // Oxford Review of Education. – 2020. – № 46(1). – p. 1–9. – doi: 10.1080/03054985.2019.1699714,.

Страница обновлена: 20.10.2025 в 21:15:11

 

 

The problems of harmonizing the actions of participants in the training of specialists with higher education to meet the needs of the labor market

Umnov V.A.

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 8 (August 2025)

Citation:

Abstract:
The training of specialists with higher education in the required quantity and quality plays an important role in the modern economy. Various participants with different interests are involved in this process: the state, future specialists, universities and employers. Insufficient coordination of the actions of these entities leads to unjustified expenditure of money and time, as well as low satisfaction of labor market needs. The article analyzes the interests and actions of various participants in the training of specialists with higher education for five professional groups: education and pedagogical sciences, information technology, medicine, economics and management, and law. Data from open sources were used: the number of budget places allocated; the results of surveys of school graduates and their parents; the results of the Unified State Exam; the volume of graduation from universities; the number of educational programs; the grade point average and tuition fees; and the number of vacancies and the average salary at the request of employers. It has been established that the correlation between the actions of various participants in the training process and the needs of the labor market is not high enough. The main reasons for this are: insufficient consideration of differences in the interests of participants; low awareness; time gap between career choice, training and employment; and insufficient consideration of abilities when choosing a profession.

Keywords: specialist training, higher education, labor market, participant interest, harmonization, employer requirements

JEL-classification: I23, I26, J21, J24

References:

Akulinin F. V., Adamov D. V. (2021). Risks of choosing a future profession for university applicants and for the state: problems and solutions. Innovative development of economy. (5). 253-260. doi: 10.51832/2223-798420215253.

Bardhan A. D., Hicks D., Jaffee D. M. (2010). How Responsive is Higher Education? The Linkages between Higher Education and the Labor Market

Bondarenko V. A., Popova T. S., Popov A. A. (2023). Study of causes and possible solutions to the problem of specialist shortage in the Russian energy industry with the involvement of hr-branding. Globalnaya yadernaya bezopasnost. (3). 96-106. doi: 10.26583/gns-2023-03-09.

Fedosova R. N., Yurga V. A. (2006). The model of interaction between the state, universities and employers in the training of modern specialists. Finance: Theory and Practice». (1-2). 87-92.

Grigoreva E. V., Koval S. V., Malkov D. V. (2019). Problems of employment of university graduates in priority areas of the state. Transport business in Russia. (4). 83-85.

Lauder H., Mayhew K. (2020). Higher education and the labour market: an introduction Oxford Review of Education. (46(1)). 1–9. doi: 10.1080/03054985.2019.1699714,.

Petruneva R. M. (2023). A false start in the profession or the motivation of applicants when choosing a university. Bulletin of Voronezh State University. Series: problems of higher education. (3). 87-90.

Purichi V.V. (2017). Relations between higher education institutions and employers in the process of training specialists and employing graduates. Ekonomika Professiya Biznes. (4). 65-70.

Varlamova T. A., Gokhberg L. M., Zorina O. A. i dr. (2024). Education in figures: 2024. Concise statistics