Заработная плата работников учреждений бюджетной сферы в районах Крайнего Севера: динамика и структура

Корчак Е.А.1
1 Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина – обособленное подразделение Федерального исследовательского цента «Кольский научный центр Российской академии наук»

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 8 (Август 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83031824

Аннотация:
Актуальность исследования, результаты которого представлены в статье, обусловлена необходимостью совершенствования правого регулирования оплаты труда работников бюджетных учреждений районов Крайнего Севера как приоритета государственного управления в отраслях социальной сферы. Цель исследования составил анализ динамики и структуры среднемесячной заработной платы отдельных категорий работников региональных бюджетных учреждений здравоохранения, образования и культуры в районах Крайнего Севера РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 7.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Определено, что в регионах Крайнего Севера не достигнуты нормативные значения в оплате труда врачей, среднего медицинского персонала, младшего медицинского персонала и работников учреждений сферы культуры. Выявлено, что сложившаяся в РФ децентрализация организации заработной платы продуцирует значительную дифференциацию заработной платы по регионам, нарушая принципы социальной справедливости и равной оплаты за равный труд. Обосновано, что сегодня требуется актуализация систем оплаты труда работников бюджетной сферы

Ключевые слова: Крайний Север, заработная плата, образование, здравоохранение, культура, прожиточный минимум, бюджетное учреждение

Финансирование:
статья подготовлена на основе результатов проведения научно-исследовательских работ ИЭП КНЦ РАН по теме № 123012500053-2 «Научные основы управления социальным развитием регионов российской Арктики в условиях новых глобальных вызовов»

JEL-классификация: J31, J32, J33, J38



Введение

Стратегический характер Крайнего Севера определяется геополитическим и оборонным факторами, а также удельным весом экономики его регионов в общенациональном балансе. Районы Крайнего Севера имеют стратегическое экономическое значение для РФ, являясь основными поставщиками минерально-сырьевых ресурсов: здесь сложился мощнейший индустриальный комплекс и функционирует соответствующая промышленная инфраструктура [8, с. 221, 225]. Приоритетами государственной политики России в районах Крайнего Севера являются «создание новых промышленных и развитие наукоемких и высокотехнологичных производств, разработка месторождений твердых полезных ископаемых и запасов углеводородного сырья [1]». Успешная реализация таких приоритетов подразумевает «единство принципов функционирования систем территориального развития со стороны органов исполнительной власти как федерального уровня, так и регионов Крайнего Севера [2]». Поскольку удовлетворение текущих и перспективных потребностей экономики Крайнего Севера зависит от трудового потенциала, как выражаемого в способности к экономической деятельности социального фактора территориального развития [9, с. 47], постольку политика федеральных и региональных органов власти должна быть направлена на создание условий по его сохранению и развитию [3].

Особую роль в формировании количественных и качественных характеристик трудового потенциала играют бюджетные отрасли социальной сферы – образование, здравоохранение, культура, услуги которых направлены на «развитие личности, формирование знаний, умений и навыков и удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, профессиональном и пр. совершенствовании; на формирование компетенций, необходимых для жизни, а также для выполнения определенных трудовых, служебных функций и ведения профессиональной деятельности [4]; профилактику заболеваний, сохранение и укрепление физического, психического здоровья, поддержание долголетней активной жизнедеятельности [5]; сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей [6]». Гарантом предоставления высококачественных услуг является достойный уровень заработной платы работников учреждений и организаций таких сфер жизнедеятельности – а именно «вознаграждения за труд, размер которого определяется квалификацией работника, сложностью, количеством, качеством и условиями выполняемой работы, стимулирующих и компенсационных (за работу в отклоняющихся от нормальных условиях, в особых климатических условиях и пр.) выплат [7]».

Жизнедеятельность на Крайнем Севере традиционно связана с преодолением комплекса проблем – дискомфортности природно-климатических условий, низкой плотности населения на фоне очагового характера исторического освоения территорий, ограниченной транспортной доступности. В частности, характерные северные особенности накладывают свой отпечаток на профессиональную деятельность. Так, профессиональная деятельность педагогов, одного из наиболее психологически напряженных видов социальной деятельности [12, с. 266], в условиях Крайнего Севера характеризуется высоким уровнем стрессогенности [2, с. 144]. Специфика профессиональной деятельности в здравоохранении связана с повышенными нагрузками, обусловленными транспортной обеспеченностью [21, с. 52-53], слабым (ниже, чем в среднем по стране) материально-техническим оснащением медицинских организаций, недостаточной укомплектованностью медицинскими кадрами и дефицитом врачей-специалистов [8]. Помимо этого, природно-климатические и экономико-географические факторы продуцируют территориальные различия в затратах труда на выполнение одинаковой работы, а также в уровнях и размерах оплаты труда и социальных гарантий: «Одна из распространенных форм нарушения трудового законодательства РФ – гибкость номинальной и реальной заработной платы, обеспечиваемая отсутствием индексации заработной платы и высокой долей переменной части в ее структуре [4, с. 64]». Северные гарантии и компенсации [9] повышают кадровые издержки работодателя и могут приводить к усложнению структуры фактической заработной платы за счет уменьшения ее постоянной части, а также к неспособности регионами Крайнего Севера России установления уровня оплаты труда в соответствии с нормами трудового законодательства РФ.

Степень разработанности проблемы

Сегодня накопилось значительное количество научных работ, посвященных различным аспектам оплаты труда и стимулирования работников организаций бюджетной сферы. Большая их часть посвящена актуальным вопросам реформирования национальных систем оплаты труда, связанным с обеспечением рациональной дифференциации заработной платы за исполнение трудовых обязанностей. В сфере здравоохранения – это вопросы необходимости ориентации на прибыль врачебной деятельности на фоне низкого уровня оплаты труда и несовершенной организации системы премирования [29, с. 1241; 17, с. 140-141], оценки степени влияния систем оплаты труда на кадровое обеспечение здравоохранения [22, с. 89; 5, с. 452]; в сфере образования – вопросы оплаты труда учителей в части компенсации повышенной нагрузки [18, с. 63] и ее влияния на качество образования [26, с. 75; 27, с. 5; 28, с. 143], а также вопросы влияния внедрения эффективных контрактов с педагогами учреждений среднего профессионального образования на их заработную плату [3, с. 375]; в сфере культуры – вопросы оценки производительности труда работников учреждений культуры при установлении отраслевых систем оплаты труда [15, с. 512] и правового регулирования трудовых отношений в сфере культуры [14, с. 61], а также оптимизации распределения финансовых ресурсов в системе управления культурой [16, с. 197]. В отношении северной специфики обсуждаются в основном вопросы правоприменительной практики в отношении гарантий и компенсаций для лиц, работающих в районах Крайнего Севера [25, с. 75-76; 11, с. 109], в единичных случаях – вопросы дифференциации заработной платы работников бюджетной сферы [7, с. 82; 1, с. 79; 23, с. 72; 24, с. 416].

Определяющее воздействие на экономику и социальную сферу Крайнего Севера оказывает заработная плата, выступающая важнейшим фактором формирования качества трудового потенциала, и влияющая на формирование конъюнктуры северных рынков труда и размещение рабочей силы [13, с. 99-100]. Именно поэтому приоритетом государственного управления в отраслях социальной сферы остается совершенствование правого регулирования оплаты труда работников бюджетных учреждений районов Крайнего Севера.

Целью исследования, результаты которого представлены в данной статье, стал анализ динамики и структуры среднемесячной заработной платы отдельных категорий работников региональных бюджетных учреждений здравоохранения, образования и культуры в районах Крайнего Севера РФ. В число исследуемой категории работников вошли работающие в организациях и учреждениях, финансируемых из бюджетов районов Крайнего Севера, а именно обозначенные в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [10] педагогические работники образовательных учреждений общего образования, преподаватели и мастера производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (СПО), работники учреждений культуры, а также врачи, младший и средний медицинский персонал. Методы исследования составили анализ нормативных правовых актов в сфере регулирования социально-трудовых отношений, контент-анализ, статистический анализ. Научная значимость проведенного исследования связана с необходимостью решения задачи совершенствования системы оплаты труда работников региональных учреждений бюджетной сферы на основе объективных критериев оценки профессиональной деятельности, обеспечивающих мотивацию к достижению ее оптимальных конечных результатов. Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности их применения в сфере повышения эффективности государственного управления в образовании, здравоохранении и культуре в части совершенствования правого регулирования оплаты труда работников бюджетных учреждений.

Результаты исследования и их обсуждение

В число долгосрочных национальных целей развития России [11] входят реализация потенциала каждого человека и повышение благополучия населения, т.ч. за счет решения задачи повышения доходов работников бюджетного сектора экономики. В 2012 г. Правительству РФ была поставлена задача обеспечения роста реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза к 2018 г. [12], в т.ч. доведение средней заработной платы (СЗРП) педагогических работников образовательных учреждений общего образования, преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования (СПО), работников учреждений культуры, младшего и среднего медицинского персонала до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское образование, предоставляющих медицинские услуги, – до 200% от средней заработной платы по региону.

Согласно итогам федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда таких категорий работников (см. таблицы 1 и 2) [13], в 2013-2024 гг. рост среднемесячной заработной платы работников медицинских организаций в среднем по России составил 176% (наименьший рост в районах Крайнего Севера был зарегистрирован в Ненецком АО – 118%, наибольший, – в Чукотском АО – 223%), среднего медицинского персонала – 146% (от 78% в Ненецком АО до 207% в Магаданской области), младшего медицинского персонала – 256% (от 202% в Ненецком АО до 441% в Ямало-Ненецком АО), педагогических работников образовательных организаций общего образования – 138%, преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций СПО – 183% (в Ненецком АО – 87%, в Магаданской области – 261%), работников учреждений культуры – 156% (76% – в Ненецком АО, 345% – в Магаданской области).

Таблица 1

Динамика среднемесячной заработной платы медицинских работников в районах Крайнего Севера [14], 2013 г., 2018 г., 2024 г., %

Регион
Динамика среднемесячной заработной платы медицинских работников, %
– работников медицинских организаций
– среднего медицинского персонала
– младшего медицинского персонала
2018 г. к 2013 г.
2024 г. к 2018 г.
2018 г. к 2013 г.
2024 г. к 2018 г.
2018 г. к 2013 г.
2024 г. к 2018 г.
Ненецкий АО
1,48
1,47
1,14
1,57
2,29
1,32
Мурманская область
1,61
1,75
1,55
1,80
2,20
1,58
Ямало-Ненецкий АО
1,82
1,58
1,72
1,62
3,51
1,54
Республика Саха (Якутия)
2,03
1,50
1,69
1,49
2,60
1,47
Камчатский край
1,50
1,72
1,43
1,71
2,59
1,62
Магаданская область
1,79
1,73
1,60
1,91
2,91
1,47
Чукотский АО
1,94
1,66
1,61
1,84
2,92
1,59
В среднем по РФ
1,74
1,59
1,52
1,62
2,42
1,47

Таблица 2

Динамика среднемесячной заработной платы работников учреждений образования и культуры в районах Крайнего Севера [15], 2013 г., 2018 г., 2024 г., %

Регион
Динамика среднемесячной заработной платы работников учреждений образования и культуры, %
– педагогических работников
– преподавателей и мастеров СПО
– работников культуры
2018 г. к 2013 г.
2024 г. к 2018 г.
2018 г. к 2013 г.
2024 г. к 2018 г.
2018 г. к 2013 г.
2024 г. к 2018 г.
Ненецкий АО
Н.д.
1,65
1,24
1,50
1,37
1,28
Мурманская область
1,03
2,15
1,32
2,33
2,00
1,91
Ямало-Ненецкий АО
Н.д.
Н.д.
1,40
1,84
1,37
1,56
Республика Саха (Якутия)
1,33
1,99
1,64
1,97
2,27
1,47
Камчатский край
Н.д.
1,86
1,51
1,78
1,74
1,63
Магаданская область
Н.д.
2,10
1,52
2,38
2,32
1,91
Чукотский АО
Н.д.
Н.д.
Н.д.
Н.д.
2,12
1,43
В среднем по РФ
1,46
1,63
1,44
1,97
1,59
1,62

В дальнейшем произошло значительное снижение темпов роста заработной платы врачей, младшего медицинского персонала и работников культуры. Так, в 2018-2024 гг. в Республике Саха (Якутия) темпы роста заработной платы врачей и младшего медицинского персонала снизились в 1,7 раза, при этом в 2024 г. (см. таблицу 3) отношение среднемесячной заработной платы врачей к средней по региону составило 149% (в 2018 г. – 175%) при требуемом уровне в 200%, младшего медицинского персонала – 74% (88%) при декларируемом уровне в 100%.

Таблица 3

Отношение среднемесячной заработной платы медицинских работников в районах Крайнего Севера к средней по региону [16], 2013 г., 2018 г., 2024 г., %

Регион
Отношение среднемесячной заработной платы медицинских работников к средней по региону, %
– работников медицинских организаций
– среднего медицинского персонала
– младшего медицинского персонала
2013
2018
2024
2013
2018
2024
2013
2018
2024
Ненецкий АО
173
191
178
113
96
96
56
96
81
Мурманская область
143
160
146
77
83
78
49
75
61
Ямало-Ненецкий АО
143
185
173
76
93
89
37
93
85
Республика Саха (Якутия)
128
175
149
77
88
75
50
88
74
Камчатский край
172
170
172
97
91
91
49
83
79
Магаданская область
140
167
172
78
83
95
43
83
73
Чукотский АО
135
180
165
80
87
90
44
88
77
В среднем по РФ
142
168
140
81
84
71
47
78
60

Во всех рассматриваемых регионах не достигнуты нормативные значения в оплате труда врачей, среднего медицинского персонала, младшего медицинского персонала и работников учреждений сферы культуры (см. таблицу 4).

Таблица 4

Отношение среднемесячной заработной платы работников учреждений образования и культуры в районах Крайнего Севера к средней по региону [17], 2013 г., 2018 г., 2024 г., %

Регион
Отношение среднемесячной заработной платы работников учреждений образования и культуры к средней по региону, %
– педагогических работников
– преподавателей и мастеров СПО
– работников культуры
2013
2018
2024
2013
2018
2024
2013
2018
2024
Ненецкий АО
Н.д.
96
123
125
116
135
93
95
78
Мурманская область
126
90
128
96
88
136
64
88
88
Ямало-Ненецкий АО
Н.д.
Н.д.
Н.д.
94
94
128
99
97
89
Республика Саха (Якутия)
92
82
117
79
88
124
68
104
87
Камчатский край
Н.д.
76
100
96
95
121
77
88
84
Магаданская область
Н.д.
87
129
83
84
141
54
84
96
Чукотский АО
Н.д.
Н.д.
Н.д.
102
108
157
66
97
76
В среднем по РФ
146
145
158
85
83
109
93
101
85

В числе аутсайдеров по уровню заработной платы работников бюджетных учреждений, подведомственных региональному Минздраву, – Мурманская область, где уровень среднемесячной заработной платы врачей в 2024 г. составил лишь 146% от средней по региону, среднего медицинского персонала – 78%, младшего медицинского персонала – 61%. При этом, по данным Минздрава Мурманской области [18], в регионе выражен кадровый дефицит в крупных городах (Мурманск, Апатиты, Североморск); областные медицинские учреждения нуждаются в специалистах первичного звена (участковые врачи-терапевты и педиатры), врачах скорой помощи, а также отоларингологах, офтальмологах, травматологах, неврологах [19]; заработной платы довольны лишь 29% представителей медицинской сферы [20].

Наилучшим образом выглядит ситуация в сфере образования (см. таблицу 4), где отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников и преподавателей и мастеров СПО превышают «нормативные» значения, установленные Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597. Так, по уровню заработной платы педагогических работников общего школьного образования регионы Крайнего Севера РФ входят в первую десятку среди субъектов РФ [21]; лидерами по уровню оплаты труда преподавателей и мастеров СПО остаются Ненецкий и Чукотский автономные округа.

В целом, в 2014-2024 гг. значительно вырос уровень жизни по показателю «отношение среднемесячной заработной платы с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения» работников медицинских организаций, расположенных в районах Крайнего Севера (см. таблицу 5).

Таблица 5

Отношение среднемесячной заработной платы медицинских работников в районах Крайнего Севера к величине прожиточного минимума трудоспособного населения [22], 2013 г., 2018 г., 2024 г., раз

Регион
Отношение среднемесячной заработной платы медицинских работников к ПМ, раз
– работников медицинских организаций
– среднего медицинского персонала
– младшего медицинского персонала
2013
2018
2024
2013
2018
2024
2013
2018
2024
Ненецкий АО
6,61
7,41
7,63
4,31
3,73
4,10
2,15
3,74
3,45
Мурманская область
5,45
6,05
6,09
2,94
3,14
3,25
1,86
2,83
2,57
Ямало-Ненецкий АО
7,61
11,08
11,99
4,05
5,57
6,18
1,98
5,56
5,87
Республика Саха (Якутия)
4,70
6,79
7,09
2,83
3,42
3,56
1,85
3,43
3,51
Камчатский край
5,63
6,03
7,22
3,16
3,21
3,82
1,60
2,95
3,31
Магаданская область
5,41
7,18
8,43
3,03
3,60
4,67
1,66
3,59
3,57
Чукотский АО
6,07
8,05
6,74
3,59
3,97
3,68
1,96
3,92
3,15
В среднем по РФ
5,35
6,64
6,93
3,04
3,30
3,51
1,77
3,06
2,96

Значительный рост уровня жизни работников региональных учреждений сферы здравоохранения демонстрирует Ямало-Ненецкий АО, где отношение СЗРП врачей с величиной прожиточного минимума (ПМ) трудоспособного населения в 2024 г. составило 11,99 раза (7,61 в 2014 г.), среднего медицинского персонала – 6,18 (4,05), младшего медицинского персонала – 5,87 (1,98). Такая ситуация благоприятно сказывается на увеличении обеспеченности населения врачами: в 2024 г. при нормативном значении в 41% на 10 тыс. чел. обеспеченность врачами населения округа составляла 58,2%; обеспеченность средним медицинским персоналом – 136,2% (при нормативе в 114,3%) [23].

Неустойчивая динамика уровня жизни в 2014-2024 гг. (см. таблицу 6) просматривается среди работников региональных учреждений сфер образования и культуры.

Таблица 6

Отношение среднемесячной заработной платы работников учреждений образования и культуры в районах Крайнего Севера к величине прожиточного минимума трудоспособного населения [24], 2013 г., 2018 г., 2024 г., раз

Регион
Отношение среднемесячной заработной платы работников учреждений образования и культуры к ПМ, раз
– педагогических работников
– преподавателей и мастеров СПО
– работников культуры
2013
2018
2024
2013
2018
2024
2013
2018
2024
Ненецкий АО
Н.д.
3,72
4,29
4,76
4,49
4,72
3,55
3,70
3,32
Мурманская область
4,78
3,42
4,22
3,66
3,33
4,47
2,41
3,34
3,67
Ямало-Ненецкий АО
Н.д.
Н.д.
Н.д.
5,03
5,62
7,10
5,29
5,79
6,18
Республика Саха (Якутия)
3,37
3,19
4,44
2,93
3,43
4,71
2,49
4,03
4,13
Камчатский край
Н.д.
3,12
4,02
3,13
3,37
4,17
2,51
3,11
3,52
Магаданская область
Н.д.
3,76
5,35
3,22
3,63
5,84
2,10
3,62
4,69
Чукотский АО
Н.д.
Н.д.
Н.д.
4,60
Н.д.
5,01
2,98
4,32
3,12
В среднем по РФ
5,49
5,71
6,12
3,19
3,27
4,23
3,51
3,98
4,22

Среди рассматриваемых регионов соотношение СЗРП педагогических работников с величиной ПМ трудоспособного населения не превышает среднероссийский уровень, как и работников культуры большинства регионов Крайнего Севера (исключение здесь составляют Ямало-Ненецкий АО и Магаданская область). Высокий уровень оплаты труда преподавателей и мастеров СПО сложился в Ямало-Ненецком АО, Магаданской области и Чукотском АО.

Региональные органы исполнительной власти ответственны за реализацию федеральных инициатив, при этом важным аспектом здесь является координация собственной деятельности с органами власти федерального уровня в целях обеспечения эффективного решения задач государственной социальной политики [6, с. 13]. В соответствии с трудовым законодательством РФ заработная плата работника, полностью отработавшего месячную норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности, не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ). Основу заработной платы составляет должностной оклад, доля которого в структуре заработной платы должна быть не ниже 50% (для работников учреждений здравоохранения – 55%). К должностному окладу применяются выплаты компенсационного характера, осуществляемые в соответствии с Законом РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», и выплаты стимулирующего характера в процентном соотношении или в абсолютных размерах (например, выплаты за стаж непрерывной работы или за выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы и др. поощрительные выплаты) [19, 20].

Основную проблему в сфере оплаты труда работников бюджетной сферы составляет децентрализация организации заработной платы (в пределах имеющихся средств на оплату труда регионы самостоятельно определяют размеры должностных окладов), продуцирующая дифференциацию заработной платы по регионам и нарушающая принципы «равной оплаты за равный труд» и «социальной справедливости» (ставки по должностям в разных регионах отличаются в разы). Так, рекомендуемый должностной оклад врачей 4 квалификационного уровня в Ненецком АО составляет 12700 руб., в Ямало-Ненецком АО – 58192 руб. (см. таблицу 7).

Таблица 7

Размеры должностных окладов работников региональных учреждений здравоохранения и образования и величина прожиточного минимума трудоспособного населения в районах Крайнего Севера [25], 2025 г., руб.

Регион
Врачи и провизоры, квалификационного уровня
Педагогические работники, квалификационного уровня
ПМ трудоспособ-ного населения
1
2
3
4
1
2
3
4
Ненецкий АО
11000
11500
12300
12700
7000
7500
7700
8000
32034
Мурманская область
9961
10779
12128
13199
9673
9958
10093
10636
27675
Ямало-Ненецкий АО
55192
56192
57192
58192

18132
18676
19696
26480
Республика Саха (Якутия)
36042
36766
37485
38205
11595
12289
12983
13677
34149
Камчатский край
13480
13896
14592
16812
7175–7805
34019
Магаданская область
26456
28655
30948
33304
16372
19319
21057
22784
33632
Чукотский АО
19444
27993
29555
31104
13253
13917
15243
16570
50448

Более того, должностные оклады рассматриваемых категорий работников в большинстве случаев не обеспечивают реализацию воспроизводственной функции заработной платы: оклад педагогических работников 1 квалификационного уровня в Ненецком АО в 4,6 раза ниже величины ПМ трудоспособного населения, в Чукотском АО – в 3,8 раза; оклад врача, имеющего 4 квалификационный уровень, в Ямало-Ненецком АО составляет 2,2 величины регионального ПМ трудоспособного населения, в Мурманской области – 0,47.

В отношении государственных региональных учреждений на федеральном уровне не установлены императивные нормы, регулирующие системы оплаты труда, а минимально допустимая доля гарантированных выплат по должностным окладам носит рекомендательный характер [26] (таблица 8).

Таблица 8

Структура заработной платы (СЗРП) работников региональных учреждений здравоохранения в районах Крайнего Севера [27], 2025 г., руб.

Регион
Доля должностного оклада в структуре СЗРП, %
Доля компенсационных выплат в структуре СЗРП, %
Врачи
Средний медперсонал
Младший медперсонал
Врачи
Средний медперсонал
Младший медперсонал
Ненецкий АО
Н.д.
Н.д.
Н.д.
Н.д.
Н.д.
Н.д.
Мурманская область
20
26
24
13
18
31
Ямало-Ненецкий АО
35
44
38
13
14
20
Республика Саха (Якутия)
41
45
30
17
20
17
Камчатский край
31
39
31
24
26
30
Магаданская область
46
53
53
22
21
19
Чукотский АО
Н.д.
Н.д.
Н.д.
Н.д.
Н.д.
Н.д.

Например, в Мурманской области доля оклада в структуре заработной платы врача составляет 20%, в Магаданской области – 46%; доля компенсационных выплат – 13% и 22% соответственно.

Помимо этого, в региональной практике существуют ситуации, когда стимулирующие выплаты трактуются как гарантированная часть заработка без увязки с результатами труда, а норма ТК РФ «обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы на основе ее индексации в связи с ростом потребительских цен [28]» не имеет статуса конституционной гарантии, и носит декларативный характер [10, с. 10]. Так, по данным экспертов Общероссийского Профсоюза образования [29], в региональных системах оплаты труда педагогических работников используется несколько видов повышающих коэффициентов (доплат и надбавок), которые полностью или частично включаются в должностные оклады. Фактически, выполнение в регионах целевых показателей СЗРП педагогических работников за счет применения таких коэффициентов не способствует повышению гарантированной части заработной платы, а обесценивает квалификацию работника [30].

Таким образом, сегодня действия федеральных и региональных органов власти в вопросах установления систем оплаты труда разбалансированы. Поэтому необходима актуализация структуры заработной платы работников бюджетной сферы, включая повышение размеров должностных окладов (исключая различия в их размерах по одним и тем же должностям одного квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы); введение единообразных прозрачных систем повышающих коэффициентов к должностным окладам (в зависимости от стажа работы, квалификационных категорий, наличия ученой степени, типа местности и пр.), выплат компенсационного характера и стимулирующих выплат; определение механизма индексации заработной платы на законодательном уровне.

Заключение

Вопросы оплаты труда и стимулирования работников организаций бюджетной сферы сегодня особо актуальны: врачи, учителя, работники учреждений культуры остаются недооцененными специалистами с чрезмерной нагрузкой, объем труда и мера ответственности которых не соответствуют размерам заработной платы. Такие категории работников, как правило, составляют одну из низкооплачиваемых категорий на северных рынках труда; особо ощутима их нехватка в малых городах и удаленных арктических территориях.

В результате анализа динамики и структуры среднемесячной заработной платы отдельных категорий работников региональных бюджетных учреждений здравоохранения, образования и культуры в районах Крайнего Севера РФ нами были сделаны следующие выводы. В регионах Крайнего Севера не достигнуты нормативные значения в оплате труда врачей, среднего медицинского персонала, младшего медицинского персонала и работников учреждений сферы культуры, заложенные Указом Президента РФ от 7.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Продуцирует значительную дифференциацию заработной платы по регионам, нарушая принципы социальной справедливости, сложившаяся в РФ децентрализация организации заработной платы, в условиях которой регионы самостоятельно определяют размеры должностных окладов работников учреждений бюджетной сферы в пределах имеющихся финансовых средств. Кроме того, в РФ отсутствуют императивные нормы, регулирующие районные системы оплаты труда, при этом минимально допустимая доля гарантированных выплат к должностным окладам носит рекомендательный характер. Сложившаяся ситуация требует актуализации систем оплаты труда работников бюджетной сферы, основанной на повышении размеров должностных окладов, а также введении единообразных прозрачных систем повышающих коэффициентов к должностным окладам, выплат компенсационного и стимулирующего характера, и определении механизма индексации заработной платы.

[1] Постановление Правительства РФ от 30.03.2021 № 484 (ред. от 24.09.2024) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». URL: https://docs.cntd.ru/document/603154509 (дата обращения: 18.01.2025).

[2] Постановление Правительства РФ от 16.11.2021 № 1946 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ и признании не действующими на территории РФ некоторых актов Совета министров СССР». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402969486/ (дата обращения: 18.01.2025).

[3] Постановление Правительства РФ от 30.03.2021 № 484 (ред. от 24.09.2024) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». URL: https://docs.cntd.ru/document/603154509 (дата обращения: 18.01.2025).

[4] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 28.02.2025) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2025). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 17.03.2025).

[5] Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 17.03.2025).

[6] «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»" (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 25.12.2023) . URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/ (дата обращения: 17.03.2025).

[7] «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 07.04.2025). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 18.03.2025).

[8] Совет по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Решение №1 Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему «Актуальные проблемы здравоохранения в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации». Москва, 22.03.2019. URL: https://council.gov.ru/media/files/bE6wXytkoamQKVBg39yyPq6wR0grnayf.pdf (дата обращения: 21.04.2025).

[9] Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993 № 4520-1. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1786/ (дата обращения: 18.02.2025).

[10] Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». URL: https://base.garant.ru/70170950/ (дата обращения: 10.02.2025).

[11] Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/ (дата обращения: 21.03.2025).

[12] Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». URL: https://base.garant.ru/70170950/ (дата обращения: 10.02.2025).

[13] Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки в 2024 году. URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries (дата обращения: 11.03.2025).

[14] Расчетные данные автора.

[15] Расчетные данные автора.

[16] Расчетные данные автора.

[17] Расчетные данные автора.

[18] Сведения о ходе реализации мероприятий государственной программы «Здравоохранение» Мурманской области за 12 месяцев 2024 г. URL: https://minzdrav.gov-murman.ru/documents/programs/gosproject/gp-report/index.php (дата обращения: 17.06.2025).

[19] В Мурманской области не хватает более 400 врачей. URL: https://www.hibiny.ru/murmanskaya-oblast/news/item-deficit-vrachey-vmurmanskoy-oblasti-zapyat-let-sokratili-bolee-chem-vdva-raza-402080/ (дата обращения: 18.06.2025).

[20] В СЗФО не хватает 15 тысяч медиков. URL: https://severpost.ru/read/191172/ (дата обращения: 1.07.2025).

[21] Рейтинги регионов по заработной плате педагогов: год спустя. URL: https://promrating.ru/news/rejtingi-regionov-po-zarabotnoj-plate-pedagogov-god-spustya/ (дата обращения: 1.07.2025).

[22] Расчетные данные автора.

[23] Стало известно, каких медиков остро не хватает на Ямале. URL: https://sever-press.ru/news/zdorove/stalo-izvestno-kakih-medikov-ostro-ne-hvataet-na-jamale/ (дата обращения: 12.07.2025).

[24] Расчетные данные автора.

[25] Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. URL: https://docs.cntd.ru/ (дата обращения: 8.07.2025).

[26] Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ выполнения положений указов Президента Российской Федерации 2012 года в части увеличения средней заработной платы отдельных категорий работников отраслей бюджетной сферы». URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/85b/85b27e68c85a256aba69a626fb38f82f.pdf (дата обращения: 18.06.2025).

[27] Об отдельных аспектах формирования региональных систем оплаты труда работников здравоохранения и об уровнях оценки результатов их труда. URL: https://przrf.ru/upload/iblock/eab/2orxh3z3co6k8svm7yoss3yv9b7fudoy/Ob-otdelnykh-aspektakh-formirovaniya-regionalnykh-sistem-oplaty-truda-rabotnikov-zdravookhraneniya-i-ob-urovnyakh-otsenki-rezultatov-ikh-truda.pdf (дата обращения: 18.06.2025).

[28] «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/12fdabe1c6c090a33e327161c95b4d430b5629c9/ (дата обращения: 18.06.2025).

[29] Комментарий экспертов Общероссийского Профсоюза образования к Единым рекомендациям по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2024 год. URL: https://spbprof.ru/wp-content/uploads/2024/01/Kommentariy_k_Edinym_rekomendatsiam_na_2024_g.pdf (дата обращения: 19.06.2025).

[30] Там же.


Источники:

1. Агарычева А.В., Старокожева В.П. Межрегиональные и межотраслевые различия в оплате труда бюджетников: причины и новые подходы к их уменьшению и устранению // Социально-трудовые исследования. – 2024. – № 56. – c. 73-83. – doi: 10.34022/2658-3712-2024-56-3-73-83.
2. Белов В.В., Куницына И.А. Теоретические и методические основы психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности педагогов, работающих в Арктической зоне // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2022. – № 2. – c. 144-164. – doi: 10.35231/18186653_2022_2_144.
3. Воронина А.А. Стимулирование труда педагогических работников системы среднего профессионального образования как условие эффективности деятельности // Научный диалог. – 2016. – № 12. – c. 374-386.
4. Гильтман М.А. Влияние заработной платы на занятость в районах Крайнего Севера России // Пространственная экономика. – 2016. – № 1. – c. 60-80.
5. Доложенкова Ю.В., Полевая М.В., Руденко Г.Г. Новая система оплаты труда в бюджетном здравоохранении: анализ практики и проблемы внедрения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2019. – № 27. – c. 452-458. – doi: 10.32687/0869-866X-2019-27-4-452-458.
6. Доренко К.С. Органы государственной власти как субъекты формирования и реализации социальной политики в Российской Федерации // Юрист. – 2025. – № 2. – c. 11-15.
7. Карасева Л.А., Охрименко А.А. Оплата труда педагогических работников в регионах Крайнего Севера России: экономико-статистический анализ // Вопросы статистики. – 2020. – № 27. – c. 81-93. – doi: 10.34023/2313-6383-2020-27-3-81-93.
8. Коваль В.П. Стратегические направления политики Российской Федерации в Арктическом регионе // Россия: общество, политика, история. – 2024. – № 4. – c. 214-233.
9. Корчак Е.А., Скуфьина Т.П. Трудовой потенциал как социальный фактор саморазвития регионов и местных сообществ Арктической зоны России // Теория и практика общественного развития. – 2018. – № 10. – c. 44-49. – doi: 10.24158/tipor.2018.10.7.
10. Кучина Ю. А. Повышение благосостояния работников как приоритетная задача социальной политики государства // Трудовое право в России и за рубежом. – 2023. – № 4. – c. 8-11.
11. Лищук Е.Н., Капелюк С.Д. Проблемы регулирования оплаты труда работников Крайнего Севера и приравненных к нему местностей // Экономика региона. – 2020. – № 1. – c. 97-113. – doi: 10.17059/2020-1-8.
12. Метрова О.Н. Особенности социально-психологической адаптации педагогов в условиях Крайнего Севера // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – № 21. – c. 265-268.
13. Модорский А.В. Стимулирующая функция заработной платы в системе функций заработной платы // Вестник пермского университета. серия: экономика. – 2014. – № 1. – c. 97-102.
14. Мокеева Е.Ю. Система оплаты труда работников культуры в контексте реформирования бюджетной сферы // Научное обозрение. Экономические науки. – 2017. – № 4. – c. 60-62.
15. Музычук В.Ю. Занятость и оплата труда в сфере культуры: итоги бюджетной реформы и реализации майских указов // Уровень жизни населения регионов России. – 2023. – № 4. – c. 501-514. – doi: 10.52180/1999-9836_2023_19_4_3_501_514.
16. Нещерет А.К., Иванов Е.Ю. Основные направления совершенствования государственного Управления в сфере культуры (на примере Санкт-Петербурга) // Прогрессивная экономика. – 2024. – № 7. – c. 195-207. – doi: 10.54861/27131211_2024_7_195.
17. Обухова О.В., Базарова И.Н., Гавриленко О.Ю. Подходы к обоснованию размера должностного оклада медицинских работников // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2020. – № 4. – c. 132-145. – doi: 10.38050/01300105202047.
18. Орлова А.О., Гусейнова З.И., Шинкарева О.В. Заработная плата педагогов и ee связь с качеством образования в регионах России // Вестник Екатерининского института. – 2021. – № 1. – c. 58-65.
19. Подкопаев М. В. // Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2023. – № 4. – url: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PKBO&n=58650#ArxfkjUAVphkr60M.
20. Попова М. // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2023. – № 4. – url: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PKBO&n=58756#3HahkjUSFOuE8iHB1.
21. Ревич Б.А. Детерминанты общественного здоровья населения в российской Арктике и на приарктических территориях // Проблемы прогнозирования. – 2017. – № 1. – c. 50-61.
22. Сафонов А.Л., Рагозин А.В., Глазунова С.А. Кадровый потенциал системы здравоохранения РФ: // Социально-трудовые исследования. – 2022. – № 49. – c. 89-100. – doi: 10.34022/2658-3712-2022-49-4-89-100.
23. Синица А.Л. Заработная плата в общем образовании в регионах России // Народонаселение. – 2019. – № 2. – c. 78-90. – doi: 10.24411/1561-7785-2019-00017.
24. Синица А.Л. Заработная плата как фактор размера семьи педагогических работников общего образования // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. – 2019. – c. 415-435. – doi: 10.29003/m828.sp_ief_ras2019/415–435.
25. Шестакова А.А., Шубенкова Е.В. Проблемы соблюдения трудового законодательства в области оплаты труда работников Крайнего Севера и приравненных к нему местностей // Экономика устойчивого развития. – 2023. – № 1. – c. 74-78.
26. Britton J., Propper С. Teacher Pay and School Productivity: Exploiting Wage Regulation // Journal of Public Economics. – 2016. – № 133. – p. 75-89. – doi: 10.1016/j.jpubeco.2015.12.004.
27. Dolton P., Marcenaro-Gutierrez O.D. A Cross-Country Analysis of Teacher Pay and Pupil Performance // Economic Policy. – 2011. – № 65. – p. 5-55. – doi: 10.1111/j.1468-0327.2010.00257.x.
28. Hendricks M.D. Towards an Optimal Teacher Salary Schedule: Designing Base Salary to Attract and Retain Effective Teachers // Economics of Education Review. – 2015. – № 47. – p. 143-167. – doi: 10.1016/j.econedurev.2015.05.008.
29. Wu D., Lam T.P., Lam K.F. Challenges to healthcare reform in China: profit-oriented medical practices, patients\' choice of care and guanxi culture in Zhejiang province // Health Policy Plan. – 2017. – № 32. – p. 1241-1247. – doi: 10.1093/heapol/czx059.

Страница обновлена: 20.10.2025 в 21:15:11

 

 

Employees\\\' remuneration at state-financed institutions in the Far North: dynamics and structure

Korchak E.A.

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 8 (August 2025)

Citation:

Abstract:
Nowadays, there is a need to improve the legal regulation of employees\\\' remuneration at state-financed institutions in the Far North regions as a priority of public administration in the social sphere. The article analyzes the dynamics and structure of the average monthly wages of certain categories of employees of regional budgetary institutions of health care, education and culture in the regions of the Far North of the Russia, according to the Decree of the President of the Russia \\\"On measures to implement public social policy\\\". It has been determined that in the regions of the Far North the standard values in the remuneration of doctors, mid-level medical personnel, junior medical personnel and employees of cultural institutions have not been achieved. It has been revealed that the wage system decentralization that has developed in the Russia produces significant wage differentiation by region, violating the principles of social justice and equal pay for equal work. It is substantiated that today there is a need to update the wage systems of public sector employees.

Keywords: Far North, wages, education, health care, culture, living wage, state-financed institution

Funding:
статья подготовлена на основе результатов проведения научно-исследовательских работ ИЭП КНЦ РАН по теме № 123012500053-2 «Научные основы управления социальным развитием регионов российской Арктики в условиях новых глобальных вызовов»

JEL-classification: J31, J32, J33, J38

References:

Agarycheva A.V., Starokozheva V.P. (2024). Interregional and interindustry differences in remuneration of public sector employees: causes and new approaches to their. Sotsialno-trudovye issledovaniya. (56). 73-83. doi: 10.34022/2658-3712-2024-56-3-73-83.

Belov V.V., Kunitsyna I.A. (2022). Theoretical and methodological foundations of psychological and pedagogical support of professional activity of teachers working in the Arctic zone. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina. (2). 144-164. doi: 10.35231/18186653_2022_2_144.

Britton J., Propper S. (2016). Teacher Pay and School Productivity: Exploiting Wage Regulation Journal of Public Economics. (133). 75-89. doi: 10.1016/j.jpubeco.2015.12.004.

Dolozhenkova Yu.V., Polevaya M.V., Rudenko G.G. (2019). The new system of remuneration of labor in budget health care: analysis of practice and problems of implementation. Problemy sotsialnoy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. (27). 452-458. doi: 10.32687/0869-866X-2019-27-4-452-458.

Dolton P., Marcenaro-Gutierrez O.D. (2011). A Cross-Country Analysis of Teacher Pay and Pupil Performance Economic Policy. (65). 5-55. doi: 10.1111/j.1468-0327.2010.00257.x.

Dorenko K.S. (2025). Public authorities as subjects of formation and implementation of social policy in the Russian Federation. Yurist (Jjurist). (2). 11-15.

Giltman M.A. (2016). Wages' impact on employment in the Extreme North of Russia. Spatial Economics. (1). 60-80.

Hendricks M.D. (2015). Towards an Optimal Teacher Salary Schedule: Designing Base Salary to Attract and Retain Effective Teachers Economics of Education Review. (47). 143-167. doi: 10.1016/j.econedurev.2015.05.008.

Karaseva L.A., Okhrimenko A.A. (2020). Teaching staff’s salaries in regions of the far north: economic and statistical analysis. “Bulletin of Statistics\\\\. 27 (27). 81-93. doi: 10.34023/2313-6383-2020-27-3-81-93.

Korchak E.A., Skufina T.P. (2018). Labor potential as a social factor in the self-development of regions and local communities of the Russian Arctic. Theory and practice of social development. (10). 44-49. doi: 10.24158/tipor.2018.10.7.

Koval V.P. (2024). Russia's foreign policy priorities in the Arctic region development at current stage. Rossiya: obschestvo, politika, istoriya. (4). 214-233.

Kuchina Yu. A. (2023). Improvement of the well-being of employees as a priority task of the social welfare policy of the state. Trudovoe pravo v Rossii i za rubezhom. (4). 8-11.

Lischuk E.N., Kapelyuk S.D. (2020). Problems of wage regulation in the Russian Far North and similar localities. Economy of the region. 16 (1). 97-113. doi: 10.17059/2020-1-8.

Metrova O.N. (2007). Features of socio-psychological adaptation of teachers in the conditions of the Far North. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science. (21). 265-268.

Modorskiy A.V. (2014). Stimulating function of wages in the system of functions of wages. Perm University Herald. ECONOMY. (1). 97-102.

Mokeeva E.Yu. (2017). The system of payment of workers of culture in the context of reforming of budgetary sphere. Scientific review. Economic sciences. (4). 60-62.

Muzychuk V.Yu. (2023). Employment and labour payment in the cultural sector: outcomes of the budget reform and the may decrees. Living standards of the population of Russian regions. (4). 501-514. doi: 10.52180/1999-9836_2023_19_4_3_501_514.

Nescheret A.K., Ivanov E.Yu. (2024). The main directions of improving public administration in the field of culture (on the example of St. Petersburg). Progressivnaya ekonomika. (7). 195-207. doi: 10.54861/27131211_2024_7_195.

Obukhova O.V., Bazarova I.N., Gavrilenko O.Yu. (2020). Approaches to justifying the size of the official wages of medical workers. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6. Ekonomika. (4). 132-145. doi: 10.38050/01300105202047.

Orlova A.O., Guseynova Z.I., Shinkareva O.V. (2021). Salaries of teachers and ee connection with the quality of education in the regions of Russia. Vestnik Ekaterininskogo instituta. (1). 58-65.

Podkopaev M. V. (2023). Regulations on remuneration in a medical organization for 2023. Oplata truda v gosudarstvennom (munitsipalnom) uchrezhdenii: bukhgalterskiy uchet i nalogooblozhenie. (4).

Popova M. (2023). Uniform recommendations on remuneration of employees of cultural institutions, effective in 2023. Uchrezhdeniya kultury i iskusstva: bukhgalterskiy uchet i nalogooblozhenie. (4).

Revich B.A. (2017). Determinants of public health in the Russian Arctic and subarctic territories. Problems of forecasting. (1). 50-61.

Safonov A.L., Ragozin A.V., Glazunova S.A. (2022). Personnel potential of the healthcare system of the Russian Federation: issues of formation and development trends. Sotsialno-trudovye issledovaniya. (49). 89-100. doi: 10.34022/2658-3712-2022-49-4-89-100.

Shestakova A.A., Shubenkova E.V. (2023). Problems of compliance with labor legislation of labor payment of the far North and equivalent status territories. Sustainable Development Economics. (1). 74-78.

Sinitsa A.L. (2019). Salaries in general education in Russian regions. Population. (2). 78-90. doi: 10.24411/1561-7785-2019-00017.

Sinitsa A.L. (2019). The salaries as a factor of the family size of the pedagogical employees in general education. Scientific works Institute for Economics and Forecasting RAS. 17 415-435. doi: 10.29003/m828.sp_ief_ras2019/415–435.

Voronina A.A. (2016). Stimulation of labour of pedagogical workers of system of secondary professional education as condition of efficiency of their work. Nauchnyy dialog. (12). 374-386.

Wu D., Lam T.P., Lam K.F. (2017). Challenges to healthcare reform in China: profit-oriented medical practices, patients\' choice of care and guanxi culture in Zhejiang province Health Policy Plan. (32). 1241-1247. doi: 10.1093/heapol/czx059.