Управление удаленными командами: новая область исследований и ее перспективы

Кураян К.А.

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 5 (Май 2025)

Цитировать эту статью:



Введение:

Быстрое развитие технологий приводит к цифровизации общества и продолжает влиять и изменять методы работы организаций. Цифровая трансформация оказывает влияние на организации на всех уровнях, задавая такой вектор развития, при котором необходимо адаптироваться к быстроменяющемуся миру и росту цифровых технологий управления [1].

Сложности и особенности управления удаленной командой обусловили довольно быстрый возврат к прежним форматам работы офлайн, вскрыв дилемму между контролем удаленной работы с одной стороны, и преимуществами от экономии на затратах на содержание офиса с другой. В связи с этим поиск конструктивных подходов к управлению удаленными командами становится все более актуальным [2].

Целью исследования является определение перспектив развития управления удаленными командами в системе цифрового кадрового менеджмента современной организации.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

- проанализировать научные статьи в соответствии с тематикой исследования в системе Elibrary.ru;

- выявить перспективы развития предметной области;

- представить успешные проекты управления удаленными командами.

Материалы и методы:

Зарубежные и отечественные ученые зачастую используют термины «удаленная команда», «управление удаленной командой», «виртуальная команда» как синонимы и уделяют значительное внимание раскрытию содержания данных терминов. Представленные дефиниции с различных сторон описывают сущность, специфику и содержание работы с персоналом, особенности построения трудовых отношений и управление кадровыми процессами в условиях переход на цифровые технологии управления.

Теоретическую основу работы включают труды О.Л. Беловой [3], С.В. Бойко [4], Е.В. Васильевой [5], Ю.В. Варваниной [6], С.В. Иконникова [7], А.М. Карякина [8], И.А. Ковалевой [9], Л.В. Кожевниковой [10], М.А. Мирошниченко [11], М.И. Максимова [12], И.Г. Носыревой [13], В.Н. Трегубова [14], А.П. Семиной [15], Н.В. Федоровой [16] и др.

Эмпирическую базу исследования составили данные из научной электронной библиотеки Elibrary.ru, а также из крупнейшего отечественного сервиса онлайн-рекрутинга hh.ru.

Результаты и обсуждение:

Исследование состоит из двух взаимосвязанных этапов, благодаря которым удалось сформулировать перспективы развития дистанционных форм управления в системе кадрового менеджмента современной организации.

Представим полученные результаты по каждому этапу.

1. Отбор научных статей в соответствии с тематикой исследования.

Авторами проанализированы научные труды, представленные в научной электронной библиотеке Elibrary.ru. Поисковый запрос включал следующие определения: «удаленная команда», «управление удаленной командой», «виртуальная команда». Был определен период поиска, включающий публикации за 5 лет (2020-2025 гг.).

Таблица 1

Количество публикаций по поисковому запросу «удаленная команда», «управление удаленной командой», «виртуальная команда»

за период 2020-2025 гг. [составлено автором]


Термин

Период

Всего публикаций
Публикации, отвечающие условиям авторов
(цитируемость публикаций – значение ниже 10 не входило в анализ;
статья включена в РИНЦ)

Удаленная команда
2020
108
3
2021
129
3
2022
110
2
2023
132
1
2024
112
0
2025
6
0

Управление удаленной командой
2020
64
3
2021
86
2
2022
67
1
2023
91
1
2024
78
0
2025
2
0

Виртуальная команда
2020
108
1
2021
114
2
2022
131
1
2023
139
0
2024
136
0
2025
7
0

В результате поисковый запрос позволил из 1620 публикаций с помощью выборки, соответствующей тематике проведенного исследования, отобрать и проанализировать 20 научных работ.

Как итог, в настоящее время отсутствуют научные исследования, посвященные проблемам формирования и развития удаленных команд в системе кадрового менеджмента современной организации. Данная тема требует дальнейшего изучения, что доказывает ее актуальность.

2. Выявление перспектив развития предметной области.

В современных условиях перехода на цифровые технологии управления в теории и практике кадрового менеджмента имеются некоторые проблемы: прежде всего, в организациях большей части отраслей отечественной экономики отсутствует универсальная система управления удаленными командами. Кроме того, практики управления удаленными командами основываются преимущественно на опыте прошлых лет, а не трендах будущего; управление удаленными командами осуществляется с большим количеством проблем и внутренних противоречий; эти проекты сильно разрознены по отраслям.

Для полноценного процесса организации работы удаленной команды требуется определенный набор ролей (табл. 2).

Таблица 2

Роли удаленных команд [составлено автором]

Роль
Функция
Сотрудники
Создание рабочих условий для себя
Менеджеры
Организация работы других
Команда
Следование целям, повышение эффективности

Безусловно, координация работы удаленных команд для разных организаций не может иметь единого сценария. Для перехода на удаленный формат работы руководству организации необходимо ответить на ряд вопросов:

1. Количество человек в команде?

2. Сколько из них работает удаленно?

3. Сколько раз в месяц происходит взаимодействие с командой?

4. Насколько комфортно взаимодействовать в таком формате?

Для эффективного управления удаленными командами необходимо наличие адекватных инструментов управления человеческими ресурсами и стратегического видения конечного желаемого состояния.

В первую очередь, необходимы технические средства организации работы удаленных команд (персональные компьютеры, доступ в Интернет, системы видеонаблюдения и т.д.).

Во-вторых, руководству необходимо привить членам команды развитое чувство ответственности у сотрудников удаленных команд, учитывая их личные и профессиональные качества.

В-третьих, необходимо учитывать трудности работы с удаленными сотрудниками (сложность контроля, асинхронные процессы, неумение работать в команде, неправильное понимание задач, утечка информации, отсутствие обмена информацией и др.), а также факторы, препятствующие развитию дистанционного управления (отсутствие должной нормативной базы, сложность в организации обучения дистанционных сотрудников, низкий уровень технической оснащенности и др.).

Алгоритм перехода на удаленные команды для современной организации представим в виде рис. 1.

Рисунок 1 – Алгоритм перехода на удаленные команды для современной организации [составлено автором]

Для выполнения этапа «Стратегический анализ и подготовка» необходимо:

- оценить текущее состояние и потребность в переходе на удаленную команду;

- определить ключевые компетенции для удаленной работы;

- определить показатели эффективности (KPI) для удаленной работы;

- проанализировать финансовые затраты и экономическую целесообразность;

- подготовить стратегию перехода на удаленную команду.

Второй этап «Разработка политики удаленной работы» подразумевает создание документа, который определяет общие положения, формат работы, требования сотрудников, безопасность данных, конфиденциальность и другие факторы. Разработка такой политики руководством организации подразумевает глубокое понимание потенциальных проблем и возможностей удаленной рабочей среды.

Этап «Поддержка технологической инфраструктуры» включает:

- обеспечение необходимой инфраструктурой;

- техническую поддержку;

- использование цифровых инструментов;

- обеспечение кибербезопасности.

Этап «Психологическая адаптация и поддержка сотрудников» является также важным аспектом успешного функционирования и достижения целей организации. Это комплекс мер, направленных на обеспечение благополучия и продуктивности сотрудников, работающих удаленно.

На этапе «Мониторинга и корректировки» необходимо использовать опросники и интервью для выявления проблем и предложений по улучшению условий труда. Периодическая оценка эффективности удаленной работы включает контроль выполнения планов и качество результатов, а также пересмотр и обновление регламентированных процессов при необходимости.

Следуя этому алгоритму, организация сможет успешно перейти на формат удаленной работы, сохранив эффективность деятельности и поддерживая высокий уровень мотивации среди персонала.

Согласно аналитическим данным hh.ru на сегодняшний день можно выделить 116 удаленных работодателей в России по различным сферам деятельности. В рейтинг вошли работодатели на основе отзывов портала Dream Job.

Таблица 3

116 удаленных работодателей в России по различным сферам деятельности

[составлено автором на основе 17]

Сфера деятельности
Количество организаций
IT-компании
33
Компании в сфере телекоммуникаций
8
Розничная торговля
13
Компании в сфере логистики и перевозок, автомобильного бизнеса
5
Компании в сфере образования
10
Компании в сфере маркетинга и рекламы, СМИ
5
Компании в сфере туризма
2
Аутсорсинговые контактные центры
15
Компании финансового сектора
10
Компании в сфере металлургии, добывающей отрасли
3
Компании в сфере строительства и эксплуатации недвижимости
3
Студии балета и фитнес-клубы
2
Зарубежные компании, работающие в России
4
Другое
3

Согласно данным из таблицы 3, можно заключить, что имеется некоторая разрозненность в рассматриваемых отраслях по количеству работодателей. Так, например, лидером среди работодателей является IT-отрасль (33) («Яндекс», Aston, «Циан», «Авито», 2ГИС, «Цифровые технологии и платформы», VK и др.). На втором месте – аутсорсинговые контактные центры (15): INSOFT, «Ростелеком» контакт-центр, «Оджок Групп», «Смартер» и др. Третье место заняла отрасль розничной торговли (13): Ozon, «СберМаркет» («Купер»), «Магнит», «Самокат» (ООО «Умный ритейл»), СИТИЛИНК, WILDBERRIES, X5 Group и др.

Данный факт свидетельствует о том, что, вопреки отсутствию большого количества теоретических исследований, решение указанной проблемы успешно находит свое отражение в практической деятельности.

Заключение

На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что управление удаленными командами – это новая область исследований, которая стремительно развивается в ответ на растущую популярность удаленной работы и гибридных рабочих моделей. В данной статье авторы пришли к выводу, что глубокие теоретические положения позволят устранить существующие пробелы относительно подходов к управлению удаленными командами. Дальнейшие исследования, опираясь на эти теоретические основы, могут привести к разработке практических рекомендаций и инструментов для повышения эффективности и производительности удаленных команд в различных организационных контекстах. Предложенный авторами алгоритм перехода на удаленные команды – процесс, требующий тщательной подготовки и учета множества факторов. Важно обеспечить продуктивность сотрудников вне офиса, сохранить корпоративную культуру и создать условия для эффективной коммуникации и взаимодействия между членами команды.


Страница обновлена: 29.04.2025 в 11:01:21