Управление удаленными командами: новая область исследований и ее перспективы
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 5 (Май 2025)
Введение:
Быстрое развитие технологий приводит к цифровизации общества и продолжает влиять и изменять методы работы организаций. Цифровая трансформация оказывает влияние на организации на всех уровнях, задавая такой вектор развития, при котором необходимо адаптироваться к быстроменяющемуся миру и росту цифровых технологий управления [1].
Сложности и особенности управления удаленной командой обусловили довольно быстрый возврат к прежним форматам работы офлайн, вскрыв дилемму между контролем удаленной работы с одной стороны, и преимуществами от экономии на затратах на содержание офиса с другой. В связи с этим поиск конструктивных подходов к управлению удаленными командами становится все более актуальным [2].
Целью исследования является определение перспектив развития управления удаленными командами в системе цифрового кадрового менеджмента современной организации.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- проанализировать научные статьи в соответствии с тематикой исследования в системе Elibrary.ru;
- выявить перспективы развития предметной области;
- представить успешные проекты управления удаленными командами.
Материалы и методы:
Зарубежные и отечественные ученые зачастую используют термины «удаленная команда», «управление удаленной командой», «виртуальная команда» как синонимы и уделяют значительное внимание раскрытию содержания данных терминов. Представленные дефиниции с различных сторон описывают сущность, специфику и содержание работы с персоналом, особенности построения трудовых отношений и управление кадровыми процессами в условиях переход на цифровые технологии управления.
Теоретическую основу работы включают труды О.Л. Беловой [3], С.В. Бойко [4], Е.В. Васильевой [5], Ю.В. Варваниной [6], С.В. Иконникова [7], А.М. Карякина [8], И.А. Ковалевой [9], Л.В. Кожевниковой [10], М.А. Мирошниченко [11], М.И. Максимова [12], И.Г. Носыревой [13], В.Н. Трегубова [14], А.П. Семиной [15], Н.В. Федоровой [16] и др.
Эмпирическую базу исследования составили данные из научной электронной библиотеки Elibrary.ru, а также из крупнейшего отечественного сервиса онлайн-рекрутинга hh.ru.
Результаты и обсуждение:
Исследование состоит из двух взаимосвязанных этапов, благодаря которым удалось сформулировать перспективы развития дистанционных форм управления в системе кадрового менеджмента современной организации.
Представим полученные результаты по каждому этапу.
1. Отбор научных статей в соответствии с тематикой исследования.
Авторами проанализированы научные труды, представленные в научной электронной библиотеке Elibrary.ru. Поисковый запрос включал следующие определения: «удаленная команда», «управление удаленной командой», «виртуальная команда». Был определен период поиска, включающий публикации за 5 лет (2020-2025 гг.).
Таблица 1
Количество публикаций по поисковому запросу «удаленная команда», «управление удаленной командой», «виртуальная команда»
за период 2020-2025 гг. [составлено автором]
Термин |
Период |
Всего публикаций |
Публикации,
отвечающие условиям авторов
(цитируемость публикаций – значение ниже 10 не входило в анализ; статья включена в РИНЦ) |
Удаленная команда |
2020
|
108
|
3
|
2021
|
129
|
3
| |
2022
|
110
|
2
| |
2023
|
132
|
1
| |
2024
|
112
|
0
| |
2025
|
6
|
0
| |
Управление удаленной командой |
2020
|
64
|
3
|
2021
|
86
|
2
| |
2022
|
67
|
1
| |
2023
|
91
|
1
| |
2024
|
78
|
0
| |
2025
|
2
|
0
| |
Виртуальная команда |
2020
|
108
|
1
|
2021
|
114
|
2
| |
2022
|
131
|
1
| |
2023
|
139
|
0
| |
2024
|
136
|
0
| |
2025
|
7
|
0
|
В результате поисковый запрос позволил из 1620 публикаций с помощью выборки, соответствующей тематике проведенного исследования, отобрать и проанализировать 20 научных работ.
Как итог, в настоящее время отсутствуют научные исследования, посвященные проблемам формирования и развития удаленных команд в системе кадрового менеджмента современной организации. Данная тема требует дальнейшего изучения, что доказывает ее актуальность.
2. Выявление перспектив развития предметной области.
В современных условиях перехода на цифровые технологии управления в теории и практике кадрового менеджмента имеются некоторые проблемы: прежде всего, в организациях большей части отраслей отечественной экономики отсутствует универсальная система управления удаленными командами. Кроме того, практики управления удаленными командами основываются преимущественно на опыте прошлых лет, а не трендах будущего; управление удаленными командами осуществляется с большим количеством проблем и внутренних противоречий; эти проекты сильно разрознены по отраслям.
Для полноценного процесса организации работы удаленной команды требуется определенный набор ролей (табл. 2).
Таблица 2
Роли удаленных команд [составлено автором]
Роль
|
Функция
|
Сотрудники
|
Создание
рабочих условий для себя
|
Менеджеры
|
Организация
работы других
|
Команда
|
Следование
целям, повышение эффективности
|
Безусловно, координация работы удаленных команд для разных организаций не может иметь единого сценария. Для перехода на удаленный формат работы руководству организации необходимо ответить на ряд вопросов:
1. Количество человек в команде?
2. Сколько из них работает удаленно?
3. Сколько раз в месяц происходит взаимодействие с командой?
4. Насколько комфортно взаимодействовать в таком формате?
Для эффективного управления удаленными командами необходимо наличие адекватных инструментов управления человеческими ресурсами и стратегического видения конечного желаемого состояния.
В первую очередь, необходимы технические средства организации работы удаленных команд (персональные компьютеры, доступ в Интернет, системы видеонаблюдения и т.д.).
Во-вторых, руководству необходимо привить членам команды развитое чувство ответственности у сотрудников удаленных команд, учитывая их личные и профессиональные качества.
В-третьих, необходимо учитывать трудности работы с удаленными сотрудниками (сложность контроля, асинхронные процессы, неумение работать в команде, неправильное понимание задач, утечка информации, отсутствие обмена информацией и др.), а также факторы, препятствующие развитию дистанционного управления (отсутствие должной нормативной базы, сложность в организации обучения дистанционных сотрудников, низкий уровень технической оснащенности и др.).
Алгоритм перехода на удаленные команды для современной организации представим в виде рис. 1.
Рисунок 1 – Алгоритм перехода на удаленные команды для современной организации [составлено автором]
Для выполнения этапа «Стратегический анализ и подготовка» необходимо:
- оценить текущее состояние и потребность в переходе на удаленную команду;
- определить ключевые компетенции для удаленной работы;
- определить показатели эффективности (KPI) для удаленной работы;
- проанализировать финансовые затраты и экономическую целесообразность;
- подготовить стратегию перехода на удаленную команду.
Второй этап «Разработка политики удаленной работы» подразумевает создание документа, который определяет общие положения, формат работы, требования сотрудников, безопасность данных, конфиденциальность и другие факторы. Разработка такой политики руководством организации подразумевает глубокое понимание потенциальных проблем и возможностей удаленной рабочей среды.
Этап «Поддержка технологической инфраструктуры» включает:
- обеспечение необходимой инфраструктурой;
- техническую поддержку;
- использование цифровых инструментов;
- обеспечение кибербезопасности.
Этап «Психологическая адаптация и поддержка сотрудников» является также важным аспектом успешного функционирования и достижения целей организации. Это комплекс мер, направленных на обеспечение благополучия и продуктивности сотрудников, работающих удаленно.
На этапе «Мониторинга и корректировки» необходимо использовать опросники и интервью для выявления проблем и предложений по улучшению условий труда. Периодическая оценка эффективности удаленной работы включает контроль выполнения планов и качество результатов, а также пересмотр и обновление регламентированных процессов при необходимости.
Следуя этому алгоритму, организация сможет успешно перейти на формат удаленной работы, сохранив эффективность деятельности и поддерживая высокий уровень мотивации среди персонала.
Согласно аналитическим данным hh.ru на сегодняшний день можно выделить 116 удаленных работодателей в России по различным сферам деятельности. В рейтинг вошли работодатели на основе отзывов портала Dream Job.
Таблица 3
116 удаленных работодателей в России по различным сферам деятельности
[составлено автором на основе 17]
Сфера
деятельности
|
Количество
организаций
|
IT-компании
|
33
|
Компании
в сфере телекоммуникаций
|
8
|
Розничная
торговля
|
13
|
Компании
в сфере логистики и перевозок, автомобильного бизнеса
|
5
|
Компании
в сфере образования
|
10
|
Компании
в сфере маркетинга и рекламы, СМИ
|
5
|
Компании
в сфере туризма
|
2
|
Аутсорсинговые
контактные центры
|
15
|
Компании
финансового сектора
|
10
|
Компании
в сфере металлургии, добывающей отрасли
|
3
|
Компании
в сфере строительства и эксплуатации недвижимости
|
3
|
Студии
балета и фитнес-клубы
|
2
|
Зарубежные
компании, работающие в России
|
4
|
Другое
|
3
|
Согласно данным из таблицы 3, можно заключить, что имеется некоторая разрозненность в рассматриваемых отраслях по количеству работодателей. Так, например, лидером среди работодателей является IT-отрасль (33) («Яндекс», Aston, «Циан», «Авито», 2ГИС, «Цифровые технологии и платформы», VK и др.). На втором месте – аутсорсинговые контактные центры (15): INSOFT, «Ростелеком» контакт-центр, «Оджок Групп», «Смартер» и др. Третье место заняла отрасль розничной торговли (13): Ozon, «СберМаркет» («Купер»), «Магнит», «Самокат» (ООО «Умный ритейл»), СИТИЛИНК, WILDBERRIES, X5 Group и др.
Данный факт свидетельствует о том, что, вопреки отсутствию большого количества теоретических исследований, решение указанной проблемы успешно находит свое отражение в практической деятельности.
Заключение
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что управление удаленными командами – это новая область исследований, которая стремительно развивается в ответ на растущую популярность удаленной работы и гибридных рабочих моделей. В данной статье авторы пришли к выводу, что глубокие теоретические положения позволят устранить существующие пробелы относительно подходов к управлению удаленными командами. Дальнейшие исследования, опираясь на эти теоретические основы, могут привести к разработке практических рекомендаций и инструментов для повышения эффективности и производительности удаленных команд в различных организационных контекстах. Предложенный авторами алгоритм перехода на удаленные команды – процесс, требующий тщательной подготовки и учета множества факторов. Важно обеспечить продуктивность сотрудников вне офиса, сохранить корпоративную культуру и создать условия для эффективной коммуникации и взаимодействия между членами команды.
Страница обновлена: 29.04.2025 в 11:01:21