Проектный подход к управлению цифровой трансформацией организации
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 3 (Июль-сентябрь 2025)
Введение
Переход к цифровой экономике ставит перед бизнесом задачи сохранения конкурентоспособности на всех рыночных сегментах. Вне зависимости от принадлежности организации к высокотехнологичным или низкотехнологичным отраслям, современные условия функционирования бизнеса обусловливают необходимость цифровой трансформации ключевых процессов и систем управления [21, c.215].
В этой связи растет интерес к гибким методам управления в системе инновационного менеджмента. При этом переход от традиционных инструментов менеджмента к гибким системам может осуществляться через гибридные модели. Вместе с тем, вне зависимости от выбранной модели управления российские организации все чаще используют проектный подход к осуществлению процессов цифровой трансформации [10, c.182].
Важность и актуальность инструментов проектного управления подтверждается разработкой и реализацией национальных проектов и программ цифровой трансформации. В 2018 году был разработан национальный проект «Цифровая экономика», реализация которого с 2019 по 2024 год позволила сформировать базис для осуществления цифровой трансформации российских компаний.
С 2025 года запущен новый национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства», задачами которого является достижение уровня «цифровой зрелости» сферы государственных и социальных услуг, а также усиление темпов импортозамещения программного обеспечения российскими разработками в области информационно-коммуникационных технологий. Отличительной особенностью нового национального проекта является смещение фокуса в сторону обеспечения цифровой безопасности, отечественных технологий и платформизации социальной сферы, для реализации которых внедрены отдельные федеральные проекты и программы.
Тренд на проектное управление цифровой трансформацией поддерживают и региональные социально-экономические системы [4, c.22]. Результатом такого подхода становится последовательное и устойчивое развитие процессов цифровой трансформации в российской экономике, что становится залогом успешности цифровизации отдельных бизнес-структур [1, c.327]. Использование проектного подхода к управлению цифровой трансформации позволяет осуществлять как глобальный переход к цифровому бизнесу, так и решать задачи по цифровизации отдельных бизнес-процессов.
В рамках настоящего исследования аккумулированы технологии разработки и инструменты реализации проектов цифровой трансформации, в том числе в части практического опыта российских организаций. Полученные результаты могут быть использованы в развитии механизмов цифровой трансформации бизнеса на основе проектного управления.
Основная часть
Процессы цифровой трансформации, так или иначе, затрагивают все современные организации. Уровень технологичности бизнес-процессов, особенно в части обслуживания клиентов и систем управления персоналом, оказывают влияние на конкурентоспособность организаций. В этой связи, использование проектного подхода к управлению процессами цифровой трансформации является востребованным инструментом адаптации бизнеса к цифровой среде функционирования [16, c.83].
Необходимым условием успешности процессов цифровой трансформации бизнес-структур является зрелая и эффективная информационно-коммуникационная инфраструктура [6, c.16]. Построение и развитие цифровой инфраструктуры стало ключевой задачей национального проекта «Цифровая экономика», реализация которого позволила к 2025 году достичь определенных результатов цифровой трансформации национальной экономики и отдельных экономических субъектов:
1. Обеспечение доступности интернета для пользователей, как с точки зрения возможности и скорости подключения, так и с учетом финансовой доступности его оплаты. За период реализации национального проекта прирост домохозяйств с доступом к интернету составил более 10%, а доступность высокоскоростного (широкополосного) интернета практически сравнялась с показателями общего доступа.
Доступность интернета является инфраструктурным показателем и отражает возможность использования цифровых продуктов и услуг со стороны конечных потребителей, а также потенциал масштабирования бизнеса в цифровой среде. На рисунке 1 отражена динамика доступности интернета в российских домохозяйствах.
Рисунок 1. Доступность Интернета в российских домохозяйствах
Источник: составлено авторами на основании [7]
2. Формирование и использование цифрового профиля гражданина, создание Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), подключение ее к Единой биометрической системе (ЕБС). Указанный комплекс мер позволяет использовать цифровые дубликаты документов граждан с возможностью полноценной замены бумажных оригиналов. Такой подход способствует повышению уровня безопасности транзакций граждан в цифровой среде [18, c.64].
3. Полноценное развертывание и функционирование единого портала государственных услуг (Госуслуги), на платформах которого реализуется более 80% всех государственных и социальных услуг. Постоянное совершенствование и развитие портала Госуслуги способствует переходу к проактивному предоставлению социально значимых услуг гражданам. Ориентир цифровой трансформации сферы государственного управления на отечественное программное обеспечение выступает стимулирующим фактором импортозамещения в сфере информационно-коммуникационных технологий.
4. Система электронного документооборота, подкрепленная функционалом приложения «Госключ», позволяющего генерировать и использовать цифровую электронную подпись для обеспечения юридической силы цифровых документов.
5. Подготовка кадров для цифровой экономики осуществляется на всех уровнях образования, начиная со школьных специализированных программ («Код будущего»), заканчивая проектами дополнительного профессионального образования («Цифровые кафедры») и переподготовки («Цифровые профессии»). Запуск процессов цифровой трансформации во всех сферах экономической деятельности невозможен без подготовки специалистов с необходимым уровнем квалификации и цифровыми компетенциями. В то же время растет востребованность информационно-коммуникативных навыков у населения, как конечных потребителей цифровых продуктов и услуг, в том числе формирование цифровой грамотности [2, c.24].
События 2022 года вызвали отток IT-специалистов и по оценкам Минцифры привели к дефициту кадров в этой сфере порядка 500-700 тысяч человек. Однако ежегодная реализация образовательных проектов обеспечивает прирост численности персонала в IT-отрасли, величина которого к концу 2024 года составила порядка 1,5 млн. человек. Одновременно с этим растет средняя заработная плата в IT-отрасли, что увеличивает привлекательность вакансий специалистов. Так, в 2024 году средняя оплата труда IT-специалистов превысила 150 тысяч рублей, что составляет практически двукратный размер средней оплаты труда по экономической системе России в целом.
С 2022 года Минцифры реализует несколько образовательных треков в сфере формирования и развития IT-компетенций [20]:
- 104 образовательные программы в проекте «Код будущего» для школьников (обучение учеников 8-11 классов основам программирования), предполагают начальный, базовый и продвинутый уровни подготовки;
- более 500 программ по проекту «Цифровые кафедры» с привлечением предприятий реального сектора и IT-компаний к их реализации в высших учебных заведениях страны;
- 138 образовательных программ в рамках проекта «Цифровые профессии» для подготовки и переподготовки, а также повышения квалификации кадров для цифровой экономики.
На рисунке 2 отражена динамика результатов реализации образовательных проектов для подготовки IT-специалистов на различных уровнях и программах.
Рисунок 2. Результаты реализации образовательных проектов в области формирования IT-компетенций
Источник: составлено авторами на основании [7]
Следует понимать, что цифровая трансформация не ограничивается исключительно технологическими преобразованиями, а затрагивают ключевые бизнес-процессы, полностью меняя подходы к управлению развитием организации. В результате происходит переход от традиционной бизнес-модели к ее цифровому формату, а проектный подход к реализации процессов цифровой трансформации позволяет использовать моделирование ключевых факторов успеха и расчет вероятности потерь в рамках пилотных проектов и/или бизнес-песочниц.
Практика цифровой трансформации российских организаций отражает приоритетное использование отдельных информационно-коммуникационных технологий на фоне низкого уровня востребованности других (таблица 1).
Таблица 1
Востребованность ключевых цифровых технологий в российских организациях
Наиболее
востребованные технологии, применяются активно
|
Средний уровень
востребованности технологий, применяются ограничено
|
Наименее
востребованные технологии, применяются точечно
|
облачные вычисления
мобильные технологии и приложения электронный документооборот |
технологии больших данных
интернет вещей искусственный интеллект и машинное обучение |
технологии виртуальной и
дополненной реальности
робототехника 3D-печать |
Особенности использования инструментов проектного управления зависят от модели цифровой трансформации. С этой точки зрения выделяется два подхода к цифровизации экономической деятельности: создание цифровой компании и цифровая трансформация традиционной компании. Оба подхода опираются на разработку и реализацию цифровой бизнес-модели, выполняют задачи адаптации бизнес-процессов к условиям цифровой экономики и обеспечивают необходимый уровень конкурентоспособности компании на современных рынках.
Использование проектного управления цифровой трансформацией возможно лишь при достижении высокого уровня инновационной зрелости конкретного экономического субъекта, как с точки зрения готовности персонала к таким преобразованиям, так и в части материально-технической базы наращивания технологичности бизнес-процессов [12, c.4255]. Отсутствие комплекса всех факторов успешности осуществления цифровой трансформации приводит к тому, что пилотные проекты не дают необходимых результатов и эффективности, а цифровизация бизнес-процессов осуществляется точечно, хаотично и бессистемно. Практический опыт реализации проектов цифровой трансформации позволяет выделить следующие особенности их осуществления в условиях российской экономики:
1. Сбер. Крупнейший российский банк является драйвером процессов цифровой трансформации в российской экономике. Стратегический тренд на цифровизацию бизнес-процессов в Сбербанке зафиксирован с 2014 года, а с 2016 года банк объявил о построении собственной цифровой экосистемы, которая стала первой цифровой бизнес-моделью в банковской отрасли [9, c.93]. В настоящее время экосистема Сбер является одной из самых высокотехнологичных компаний в российской банковской системе, объединяя не только клиентские сервисы, но и собственные технологические разработки и инструменты.
Цифровая трансформация Сбербанка отражает особенности перехода от классического (традиционного) банка к глобальной цифровизации всех бизнес-процессов. В настоящее время можно выделить следующие особенности и результаты цифровой трансформации Сбербанка:
- реализация экосистемного подхода на основе интеграции различных клиентских сервисов в традиционную банковскую деятельность, что способствует убыточности построенной экосистемы на фоне растущих расходов на ее расширение и функционирование (доходы от нефинансовых сервисов не покрывают расходы на их обслуживание, а рентабельность экосистемы обеспечивается доходностью финансовых операций банка) [11, c.21];
- клиентоцентричность и оптимизация клиентских сервисов с точки зрения безопасности и идентификации клиентов в цифровом пространстве при совершении финансовых операций и транзакций;
- единый программный интерфейс все бизнес-структур экосистемы, активное использование технологий искусственного интеллекта, машинного обучения и интернета вещей в обслуживании клиентов Сбера;
- омниканальный подход к обслуживанию клиентов экосистемы на основе бесшовных технологических решений, ядром клиентского сервиса является платежная карта Сбербанка и его мобильное приложение.
2. Т-Банк (Тинькофф). Изначально создавался как цифровой банк, поэтому основу персонала банка составляют IT-специалисты. У банка, как ядра цифровой экосистемы, отсутствуют отделения, а все клиентские контакты и сервисы осуществляются в цифровой среде. В отличие от других банковских экосистем, Т-Банк не интегрирует клиентские сервисы в собственный бизнес, а заключает партнерские отношения с компаниями нефинансовых услуг, что позволяет удерживать маржинальность всей экосистемы на приемлемом уровне.
Высокое качество информационно-коммуникационных технологий компании позволяет Т-Банку эффективно осуществлять обслуживание клиентов в цифровых каналах, а обработка клиентских обращений осуществляется как с использованием чат-ботов и голосовых помощников, так и с помощью операторов банка. Сочетание обозначенных параметров высокотехнологичности, качественных удаленных каналов обслуживания и ориентир на клиентские потребности (лайфстайл сервисы и программы лояльности) способствуют лидирующим позициям экосистемы Т-Банка в рейтингах цифровизации бизнес-процессов и удовлетворенности клиентов.
3. Ростелеком. Компания традиционных услуг телефонии в настоящее время является национальным цифровым провайдером, обеспечивающим трансформацию систем связи и доступность интернета. Пусковым механизмом цифровой трансформации Ростелекома стала модернизация системы управления персоналом и переход на электронные системы документооборота. С 2014 года Ростелеком является исполнителем федеральной программы ликвидации «цифрового неравенства».
В настоящее время Ростелеком участвует в реализации масштабных национальных проектов:
- разработка и внедрение цифровых медицинских сервисов, прежде всего в части создания единой цифровой платформы телемедицины;
- создание образовательных цифровых сервисов, а также их интеграция с государственными информационными системами (например, Сферум, созданный на платформе ВКонтакте и интегрированный с помощью Ростелеком в платформу Госуслуг);
- участие в реализации концепции «умного региона» и «умного города», разработка и установка систем «умного дома», в том числе обеспечение информационной безопасности и формирование безопасной городской среды на основе систем «умного видеонаблюдения»;
- разработка и реализация цифровых сервисов платформы госуслуг, например, система электронного голосования, организация всероссийской переписи населения.
4. Яндекс. Компания создана как поисковый сервис в сфере рунета, то есть изначально характеризовалась высоким уровнем технологичности. С развитием цифровой среды и востребованности удаленных каналов обслуживания, Яндекс из крупнейших поисковых систем постепенно трансформируется в полноценную экосистему цифровых услуг и сервисов. В начале этого пути была попытка интеграции в экосистему Сбербанка, однако этот союз просуществовал недолго и каждая компания идет по собственному пути цифровой трансформации.
В 2018 году осуществляется выпуск первой Яндекс.Станции с голосовым помощником Алисой, которая в настоящее время является ядром цифровой экосистемы и объединяет в себе множество различных клиентских сервисов. Через систему идентификации Яндекс.ID клиенты получают доступ к использованию функционала Яндекс.Почты, Яндекс.Маркета, Яндекс.Карт, Яндекс.Такси, Яндекс.Музыки и т.д.
Рассмотренный опыт цифровой трансформации российских компаний отражает успешность проектного подхода в различных масштабах цифровизации: как на уровне отдельных бизнес-процессов, так и в случае формирования цифровых экосистем. Цифровая трансформация экономических субъектов на основе проектного подхода предполагает реализацию следующих целей:
- разработка плана стратегических и тактических мероприятий по цифровой трансформации, использование инструментария «дорожных карт» при реализации проекта по переходу к цифровым бизнес-моделям любого уровня, прогнозирование вероятности успеха или критических точек при выполнении всех пунктов разработанного плана;
- идентификация, управление и минимизация рисков цифровой трансформации, корректировка тактических и стратегических мероприятий с учетом изменяющихся условий социально-экономической и цифровой среды осуществления бизнес-процессов [3, c.991];
- выявление, использование и развитие технологического и финансового потенциала цифровой трансформации компании, достижение наиболее оптимального соотношения в эффективности и стоимости используемых ресурсов [14, c.79];
- установка конкретных и измеримых результатов цифровой трансформации, контроль за достижением поставленных целей, прогнозирование и моделирование предполагаемых результатов с учетом воздействия факторов рисков [19, c.208].
Проведенное исследование позволяет выделить ключевые факторы успешности использования проектного подхода в процессе цифровой трансформации организации:
- использование инструментов гибкого менеджмента, которые позволяют корректировать управленческие мероприятия от одной итерации к другой, традиционный менеджмент не дает необходимой эффективности в условиях динамично меняющейся цифровой среды [22, c.740];
- развитие гибких навыков команды реализации проекта, использование смежных специалистов, дополняющих навыки и компетенции друг друга, формирование цифровой грамотности у всех сотрудников и клиентов компании [4, c.27];
- ценностное предложение для клиента предполагает ориентир на потребности и предпочтения клиентской базы (реальной и/или потенциальной), клиентоцентричность и омниканальность обслуживания должны лежать в основе каждого проекта цифровой трансформации [8, c.68];
- постоянное, последовательное и системное обновление навыков и компетенций персонала, достижение необходимого уровня цифровой безопасности и готовность развивать свои гибкие навыки в области информационно-коммуникационных технологий [17, c.83];
- достижение и поддержание цифровой зрелости компании как обязательное условие для вхождения в процессы цифровой трансформации, так как низкий уровень технологичности заведомо приводит к провалу проекта цифровизации любого масштаба [15, c.96].
Результатом использования проектного подхода является формирование гибкой модели цифровой трансформации, которую можно подстраивать под изменяющиеся параметры и потребности социально-экономической системы в процессе реализации проекта [13]. Такой подход позволит не только обеспечить максимально возможную эффективность цифровизации бизнес-процессов организации, но и минимизировать риски цифровой трансформации.
Заключение
В целом, следует отметить, что современные условия социально-экономического развития подчеркивают неизбежность процессов цифровой трансформации как отдельных экономических субъектов, так и взаимоотношений между ними. При этом запрос на цифровизацию поступает от конечных потребителей, ориентир на которых формирует предпосылки успешности бизнеса. Одновременно с этим растут риски осуществления бизнес-процессов в цифровой среде, а традиционные инструменты менеджмента работают мене эффективно.
Таким образом, проектное управление обеспечивает гибкость и адаптивность процессов цифровой трансформации к условиям внешней среды и внутреннего потенциала организации, что подтверждается множеством успешн6о реализованных проектов российских компаний различной отраслевой принадлежности и масштабов деятельности. Развитие экономических субъектов в условиях цифровой экономики на основе проектного подхода позволяет эффективно осуществлять цифровую трансформацию, как отдельных бизнес-процессов, так и бизнес-модели в целом.
Страница обновлена: 21.04.2025 в 10:44:32