Model of internal audit of business processes for effective staff motivation management

Galyagin I.O.1, Erochkina O.A.1, Kosukhina M.A.1
1 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)

Journal paper

Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 5 (May 2025)

Citation:

Abstract:
Motivating personnel is essential for the effective operation of an organization's business processes and ensuring the continuous improvement of its management system. The quality of motivation management often suffers due to a lack of accurate, detailed data on organizational personnel performance. Internal audits of the management system and individual business processes could shed light on the quality and results of personnel performance. However, these audits are usually performed as examinations, resulting in only general conclusions about the organization's business architecture. This article presents an improved conceptual model of internal auditing of business processes. This model allows organizations to develop measures to stimulate employees as part of the personnel motivation management process based on relevant, systematic business process data.

Keywords: personnel motivation, personnel incentives, business process, quality management system, internal audit

JEL-classification: M11, M40, M42



Введение

С целью демонстрации рамок рассмотрения авторского подхода к проведению внутренних аудитов бизнес-процессов (далее – ВА), рассмотрим в качестве примера проблему планирования обучения персонала.

Обучение является одним из инструментов нематериальной мотивации сотрудников. Как справедливо отмечает в своей публикации О.Н. Белозерова, «не только руководство компаний, но и сами сотрудники заинтересованы в обучении и повышении своей квалификации. Сотрудник понимает, что его обучение непосредственно связано с дальнейшей работой в данной компании, перспективами развития, зачислением в кадровый резерв и т. д.» [1]. Возможность пройти обучение за счет компании рассматривается сотрудниками «как работа на перспективу, пополнение своего «интеллектуального багажа», повышение своей стоимости как специалиста в будущем» [1].

Традиционный подход к планированию обучения основан на сборе заявок на получение тех или иных образовательных услуг от руководителей организации на конкретный период. Этот подход при несомненных достоинствах имеет некоторые недостатки:

1. обучение строится на решениях руководителей и сотрудников, принимающих решения на основании ошибочных или неполных данных;

2. обучение строится на внутренних организационных и законодательных требованиях, не учитывающих недавно произошедшие и планируемые изменения бизнес-процессов. Таким образом, программы обучения не содержат акцентов на тех операциях, рисках или аспектах, которые являются приоритетными для сотрудников организации.

Новый подход к выполнению ВА, описанный подробно далее в статье, предполагает систематизированную и непрерывную проверку выполнения сотрудниками своих обязанностей в рамках процессов, а также анализ результатов их труда, выполняемый в контексте процессного подхода.

Как следствие, проведение внутреннего аудита бизнес-процессов организации позволит обеспечить процесс планирования обучения следующими данными:

1. данные о планируемых изменениях в бизнес-процессах, требующих новых навыков или знаний сотрудников;

2. данные о недостаточно сформированных компетенциях и навыков конкретных сотрудников;

3. данными о соответствии совокупности характеристик работы сотрудников требованиям организации.

Другими словами, усовершенствованная концептуальная модель внутреннего аудита бизнес-процессов организации позволит обеспечить процесс обучения данными о компетенциях, необходимых для освоения конкретным сотрудником исходя из того, насколько результативно он участвовал в работе бизнес-процессов компании за определенный период времени.

Предлагаемые в статье усовершенствованная концептуальная модель ВА базируется на основных положениях стандарта ГОСТ Р ИСО 19011-2021 [2]. Выбор данного стандарта [2] обусловлен тем, что он представляет собой максимально полный и универсально применимый фреймворк. Приложение А2 к указанному стандарту [2] прямо декларирует, что применение «процессного подхода» является требованием для всех стандартов ИСО на системы менеджмента и проведение аудита системы менеджмента в соответствии с ГОСТ Р ИСО 19011 является проведением аудита процессов организации и их взаимодействия.

По мнению В. В. Антонова и К. А. Конева, особенностью аудита, позволяющей называть его процессом, состоит в том, что это воспроизводимая, частично повторяющаяся деятельность, которая вместе с тем строится на уникальном нормативном базисе и выполняется отличающимся от предыдущих проверок составом экспертов-аудиторов [3].

Статья описывает определяемые новым подходом к выполнению аудита связи между ним и мотивацией и содержит примеры, иллюстрирующих эти связи и применение результатов внутреннего аудита для реализации конкретных мер стимулирования персонала в разрезе 4-х основных направлений мотивации.

Основная часть

Термины и определения

Рассмотрим ключевые термины, которые используются в статье.

Прежде всего, дадим определение понятию внутренний аудит бизнес-процесса (ВА), за основу которого возьмем определение понятия «аудит» из стандарта ГОСТ Р ИСО 9000:2015, п. 3.13.1 [4]: «систематический, независимый и документируемый процесс получения объективных свидетельств и их объективного оценивания для установления степени соответствия критериям аудита».

Аудит бизнес-процесса: систематический, независимый и документированный процесс получения и оценивания объективных свидетельств для установления степени результативности и/или эффективности выполнения бизнес-процесса.

Под внутренним аудитом понимается аудит, спроектированный (также как бизнес-процесс), запланированный и выполняемый организацией под ее контролем, в собственных интересах и в отношении своих бизнес-процессов. Стандарт ГОСТ Р ИСО 19011: классифицирует внутренний аудит как аудит первой стороны [2, стр. 2].

О преимуществах внутреннего аудита по сравнению с внешним достаточно подробно описано в исследовании Г. С. Каиповой и М. М. Кирьянова [5].

Задача ВА – определить, насколько эффективно функционируют структурные подразделения организации, а также применяемые организацией каналы движения данных [6].

Бизнес-процесс согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2015 [4] представляет собой «совокупность взаимосвязанных и/или взаимодействующих видов деятельности, использующих входы для получения намеченного результата».

Формирование усовершенствованной концептуальной модели ВА требует остановиться на трактовке понятий мотивации и стимулирования персонала.

В работе М. Мескона мотивация трактуется «как побуждение к активности, решению поставленных задач, достижению целей, целенаправленным действиям при условии осознания всего этого самим человеком» [7].

В свою очередь российский исследователь Зайцев Г. Г., дает следующее определение: «мотивация персонала – деятельность по созданию и поддержанию побуждения персонала к активной и эффективной с точки зрения интересов организации деятельности, связанное со стремлением персонала удовлетворить определенные потребности» [8]. Нами также приняты во внимание подходы к классификации видов мотивации, представленных в работах О. П. Покшивановой [9] и А. А. Руденко [10].

Часто понятия «мотивация» и «стимулирование» рассматриваются как синонимы, однако эти понятия следует различать. Например, в работе О.П. Покшивановой к направлениям мотивации относятся и «стимулирование с помощью денежного вознаграждения», и «карьерный рост», и «работа в команде» и т.п. [9].

Мотивация, как объективное свойство персонала (как объективно присущее сотрудникам побуждение к труду или его отсутствие) и как направление деятельности организации реализуется через стимулирование персонала, под которым понимаются принимаемые организацией меры воздействия на формы активности работника в профессиональной сфере – меры, влияющие на его мотивацию, формирующие и поддерживающие ее [11].

Таким образом, стимулирование – конкретные инструменты, меры и решения, формирующие или поддерживающие мотивацию.

Классификация направлений мотивации персонала

Рассмотрим классификацию видов мотивации персонала организации. Каждый из представленных видов мотивации рассматривается как направление работы бизнес-процесса управления мотивацией на основе применения методов стимулирования. Основные входные данные процесса стимулирования, поставщиком которых является усовершенствованный ВА, представлены в таблице 1.

Источником следующей классификации (которая дана ниже в доработанном виде) является работа «Мотивация и развитие персонала», подготовленная А.А. Руденко [10] (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Классификация направлений мотивации персонала и входные данные для соответствующих им направлений стимулирования


Метод мотивации
Меры стимулирования, соответствующие методу
Входные данные для процесса стимулирования
1
Материальный
Метод, предполагающий материальное стимулирование сотрудников, включая выплату заработной платы (в целом и ее частей), премирование предоставление сотрудникам акций предприятия и другие, связанные с материальным вознаграждением трудовой деятельности в зависимости от ее результатов;
1.1 Выполнение показателей процесса (KPI), включая параметры безопасности;
1.2 Оценка качества выходов (продукта или сервиса) процесса;
1.3 Оценка удовлетворенности потребителей процесса;
2
Целевой (management by objectives)
Мотивация посредством разработки целей и показателей деятельности, связанных с персоналом; Метод предполагает, что разработка рациональных и детально проработанных целей и доведение их до сотрудников, а также возможность самих сотрудников участвовать в определении целей организации, ее процессов и собственных целей, поддерживает позитивную мотивацию персонала к выполнению своих служебных обязанностей;
2.1 Результаты достижения целей компании в разрезе процесса;
2.2 Оценка качества установленных целей (метод SMART и др.) и предложения по улучшению процедуры работы с целями;
3
Бизнес-архитектурный
Стимулом для возникновения мотивации служит работа по моделированию и регламентации бизнес-процессов и процедур и как следствие оптимизация функциональных обязанностей, уровня загрузки и уровня сложности задач, которые решает персонал;
3.1 Решения по внесению изменений в бизнес-процессы;
3.2 Предложения по оптимизации обязанностей и ответственности сотрудников;
3.3 Оценка результатов работы алгоритма процесса и качества управления им, включая выявленные ВА несоответствия;
4
Партисипативный
Метод, создающий мотивацию через участие (вовлечение) сотрудников в работе организации.
Мерами стимулирования служат процессы, вовлекающие сотрудников в проектирование целей и показателей, бизнес-процессов организации, включая приглашение сотрудников к постоянному улучшению бизнес-процессов.
4.1 Оценка результатов улучшения процесса по отношению к предыдущему периоду ВА (включая оценку результативности корректирующих и предупреждающих действий);
4.2 Предложения по улучшению процесса и процедуры внесения изменений в процесс.

С точки зрения функциональных возможностей усовершенствованного внутреннего аудита, модель которого представлена в этой публикации, наиболее приоритетными и перспективными являются бизнес-архитектурное и партисипативное направление мотивации.

Этот выбор определяется тем, что усовершенствованный внутренний аудит предназначен для повышения прослеживаемости и прозрачности бизнес-процессов и для выработки детальных сведений о том, как работают по отдельности и в целом элементы процесса. В свою очередь, это открывает новые и обширные возможности для вовлечения («партисипации») сотрудников компании в обработку этих данных и их использование для улучшения процесса, а также и других связанных с ним элементов бизнес-архитектуры компании (таких, как показатели и цели, процедуры взаимодействия между процессами и подразделениями и т.д.).

Ориентация на указанные направления мотивации имеет также и экономический смысл: мотивация через расширение участия сотрудников в управлении процессами предпочтительнее мотивации, связанной с дополнительными выплатами или льготами, не связанными с изменениями в работе организации.

Ключевые требования и условия реализации нового подхода к аудиту бизнес-процессов

Для того, чтобы результаты ВА (например, сведения о составе, значимости и объеме выявленных несоответствий процесса) могли быть использованы для целей мотивации, требуется выполнить их дополнительную обработку в рамках специального процесса.

Авторский подход к планированию и выполнению ВА предъявляет ряд ключевых требований:

1. ВА должен выполняться систематически, чтобы аккумулировать максимум свидетельств о выполнении критериев аудита в течение всего оцениваемого аудитом периода выполнения бизнес-процесса, поскольку отрывочность данных о текущем состоянии бизнес-процессов является одной из ключевых проблем корпоративного управления (по мнению И. Лившица и А. Танатаровой [12]);

2. ВА должен планироваться на системе критериев, совпадающих с установленными организацией суммарными требованиями к процессу как к системе элементов. Таким образом, все основные элементы процесса рассматриваются как объекты аудита в границах более крупного объекта, которым является процесс в целом;

3. выборка данных для ВА должна быть расширена таким образом, чтобы могли быть оценены объем и качество выполнения функций сотрудников, связанных с процессом;

4. процессы мотивации персонала должны быть спроектированы для приема и обработки результатов ВА как входных данных, применяемых для запуска конкретных инструментов стимулирования.

То есть, стимулирование персонала по направлениям мотивации, должно быть оформлено как процесс, включая определение измеримых требований к составу и параметрам данных, необходимых для процесса и поставляемых со стороны ВА.

5. Усовершенствованная концептуальная модель ВА должна быть дополнена подпроцессом интепретации аккумулированных ВА результатов для передачи этих результатов в виде входных данных в процесс мотивации персонала.

Усовершенствованная концептуальная модель ВА

Усовершенствованная концептуальная модель ВА, описывающая процесс выполнения ВА и применения его результатов для выработки решений по управлению мотивацией персонала, представлена на Рис.1.

Рисунок 1. Усовершенствованная концептуальная модель применения результатов ВА бизнес-процессов для мотивации персонала организации (Составлено авторами)

В качестве иллюстрации и аргументации концептуальной модели в табл. 1 представлен пример связей между результатами аудита и предлагаемыми мерами по стимулированию персонала, которые принимаются в рамках процесса управления мотивацией.

Таблица 2

Пример применения результатов внутреннего аудита (ВА) для стимулирования персонала на примере ИТ-отрасли (Составлено авторами)

Элемент процесса (объект ВА)
Результаты ВА
Решения по стимулированию персонала, выработанные на основании результатов ВА
Входы бизнес-процесса (обеспечивающие ресурсы)
1. Оценка качества контроля (в применимом виде) качества входов процесса и оценка выполнения SLA;
1. Постановка для персонала процесса и процессов – поставщиков задачи на актуализацию и улучшение SLA и показателей обеспечения процесса ресурсами
2. Оценка качества и объема обеспечения процесса инфраструктурой;
2. Расчет премиального вознаграждения на основании KPI выполнения процесса (для персонала процессов-поставщиков);
3. Оценка качества реагирования «экипажа» процесса на проблемы, связанные с ресурсами. Работа с несоответствиями, КД и ПД.
3.1 Наполнение обучения для персонала процесса материалами, соответствующими характеру и составу выявленных несоответствий;
3.2 Формирование оценки квалификации персонала с точки зрения перспективы развития карьеры.

Принципиальные отличия новой усовершенствованной модели внутреннего аудита от существующей и описанной в стандарте ГОСТ Р ИСО 19011 [2] заключены в следующем:

1. Новая модель внутреннего аудита предполагает максимально автоматизированные сбор и анализ данных, их обработка экспертами (аудиторами) выполняется частично и только там, где это невозможно выполнить автоматически;

2. Новая модель внутреннего аудита предполагает максимально непрерывную и полную оценку работы процесса за период вместо выборочных проверок; Заключения нового аудита строятся на больших данных, заключения традиционного аудита – на экспертной обработке выборочных данных;

3. Новая модель аудита ориентирована на выработку максимально конкретных сведений, являющихся входными данными для процесса стимулирования в рамках управления мотивацией; Традиционный аудит направлен на подготовку стратегической экспертной оценки системы менеджмента или иного объекта аудита, предназначенной быть входными данными для анализа работы системы или организации со стороны руководства.

Заключение

Успешная разработка и внедрение предложенной модели требуют высокого уровня организационной зрелости в области процессного управления. Этот уровень может быть предварительно оценён с помощью модели CMMI (Capability Maturity Model Integrated – Интегрированная модель зрелости возможностей)), разработанной в 1990-х годах Институтом программной инженерии Университета Карнеги-Меллон [13, с. 6].

Несмотря на сложность и высокие требования данной методологии, она предлагает значительные преимущества:

1. оценка работы сотрудников становится более многогранной и основывается не столько на субъективном мнении менеджмента, сколько на объективных показателях качества выполнения процессов и работ по их улучшению;

2. ргулярные внутренние аудиты, тесно связанные с системой мотивации, служат стимулами для развития процессного управления и ориентируют организацию на непрерывную работу с процессами, рассматривая деятельность как управляемый процесс;

3. методология способствует активному вовлечению всего персонала в работу с процессами и их улучшение, частично автоматизируя обработку данных внутренних аудитов. Результаты аудита преобразуются из отчетов для руководства в конкретные задания, мероприятия и оценки всех участников бизнес-процессов.

Процесс мотивации через внутренний аудит способствует реализации принципа постоянного совершенствования организации, где сотрудники стимулируются на основе достоверных данных о выполнении бизнес-процессов, а высококвалифицированные и мотивированные работники, прошедшие обучение и подтверждение квалификации, способны эффективно оптимизировать эти процессы.

Регулярное проведение внутренних аудитов обеспечивает точные и измеримые входные данные для процессов работы с кадрами, постановки целей и показателей, обучения и управления бизнес-архитектурой. Такой подход особенно важен для высокотехнологичных российских компаний и способен служить конкурентным преимуществом, способствующим устойчивому развитию бизнеса.


References:

GOST R ISO 19011-2021 Guidelines for auditing management systems (2021). M.: Standartinform.

GOST R ISO 9000-2015 Quality Management System. Basic Provisions and Vocabulary (2016). M.: Standartinform.

Antonov V.V., Konev K.A., Kulikov G.G. (2022). Decision support system based on a formalized digital situational-ontological model of quality audit. Vestnik Permskogo natsionalnogo issledovatelskogo politekhnicheskogo universiteta. Elektrotekhnika, informatsionnye tekhnologii, sistemy upravleniya. (42). 65-90. doi: 10.15593/2224-9397/2022.2.04.

Belozerova O.N. (2015). Training as element of system of staff motivation in high-tech industries. Reshetnevskie chteniya. (19). 424-425.

Kaipova G.S., Kiryanov M.M. (2019). Internal audit service as an effective tool to improve business processes of a growing company. Statistika, uchet i audit. (4(75)). 41-46.

Livshits I.I., Tanatarova A.T. (2014). Internal audit in integrated management systems. Standards and Quality (Standarty i kachestvo). (8). 86-88.

Loseva A.S., Akindinov V.V., Popova V.B., Vertiletskaya N.A. (2023). Organizational and methodological aspects audit of the effectiveness of business processes Current problems and prospects for the development of economics, finance and accounting at the sub-federal level. GARANT information and legal support as a comprehensive legal support for the educational process. 145-149.

Meskon M., Albert M., Khedouri F. (2004). Fundamentals of management M.: Izd-vo «Delo».

Pokshivanova O.P. (2020). Staff motivation: main types and methods. Economics and business: theory and practice. (8(66)). 129-131. doi: 10.24411/2411-0450-2020-10662.

Repin V.V. (2013). Business processes. Modeling, implementation, management M.: Mann, Ivanov i Ferber.

Rudenko A.A., Ostudina T.V., Polyakova T.V. (2013). Motivation and staff development Tolyatti: Izd-vo TGU.

Smirnova M.E. (2016). Performance criteria system stimulation of labor of personnel. Management Sciences in the Modern World. 2 (2). 230-233.

Zaytsev G.G. (1998). Personnel management SPb.: Severo-Zapad.

Страница обновлена: 16.05.2025 в 10:34:51