Promising niches of Russian-Latin American cooperation in the market of digital technologies

Chavarri Galves D.P.1, Chavarri Galves N. Z. F.
1 Российский университет дружбы народов имени П. Лумумбы

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 4 (April 2025)

Citation:

Abstract:
The analysis of the characteristics of digitalization in Latin American countries and the key areas of activity of Russian IT companies in the digital technology market of the region was carried out; and the most promising niches for further promotion of Russian information products were identified. The market segments in which Russian companies are most successful are studied; and the key problems in this market for Russian companies are highlighted. As a result of the review of national strategies and plans in the field of the digital economy of Latin American countries, as well as taking into account other criteria for assessing the level of digitalization of the public sector, the countries that are more interested in the digitalization of this sector have been identified. It is concluded that the most promising niches in the Latin American digital technology market for Russian IT companies are information security systems, cloud technologies, and public sector digitalization systems. The factors contributing to the Latin American consumers' choice of Russian digital products in these niches are highlighted. They are: optimal price/performance ratio compared to competitors; the focus of many Latin American countries on achieving digital sovereignty; high reputation of individual Russian manufacturers of digital products in the international market; high demand for information security products in the region; and the unique and quite successful experience of implementing digital technologies in the public sector in Russia and the interest of many Latin American countries in this experience.

Keywords: IT technology, Latin America, Russia, Russian-Latin American cooperation, cybersecurity, cloud technology, public sector, e-government

Funding:
Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда № 24-78-00165, проект «Механизмы расширения сотрудничества в сфере цифровых технологий между Россией и странами Латинской Америки»; https://rscf.ru/project/24-78-00165/

JEL-classification: N76, L86, M15



I Введение

Латинская Америка демонстрирует стремительное развитие цифровой экономики, однако уровень цифровизации в регионе остается крайне неоднородным. Несмотря на растущий спрос на IT-решения, включая информационную безопасность и облачные технологии, в ряде стран Латинской Америки сохраняются значительные технологические, правовые и инфраструктурные ограничения. В условиях высокой киберугрозы и стремления к цифровому суверенитету у государств региона возникает потребность в надежных, экономически эффективных и проверенных цифровых решениях. Это открывает перспективы для российских IT-компаний, особенно обладающих опытом цифровизации госсектора и разработки решений в области кибербезопасности.

Вопросы цифровизации и технологического развития стран Латинской Америки все чаще становятся объектом научных исследований. В частности, работы Мягкова В.Ю., Орловой Г.А. и Савинова Ю.А. (2020) [10, c. 87-95] посвящены оценке присутствия российских компаний в цифровом секторе региона, акцентируя внимание на юридических и организационных барьерах. Ермакова А.Р. и Пичков О.Б. (2021) [5, c. 28-57] анализируют влияние цифровой трансформации на вовлеченность стран Латинской Америки в глобальные цепочки добавленной стоимости. Стадник И.Т. и Цветков Н.Л. (2021) [14, c.69-84] подробно рассматривают роль латиноамериканских стран в международной системе кибербезопасности, подчеркивая институциональные слабости и технологическую уязвимость региона. Яковлев П.П. (2022) [17, c.110-118] делает акцент на модернизацию экономики региона и ее зависимость от внешних цифровых решений, включая китайские и американские разработки. Косевич Е. (2020) [8, c. 137-159] описывает стратегии кибербезопасности в странах региона, фиксируя рост цифровых угроз и необходимость повышения устойчивости цифровой инфраструктуры. Разумовский Д. и Мосейкин Ю. (2022) [11, c. 5-37] подчеркивают важность учета культурных и политических особенностей при разработке цифровых решений для Латинской Америки. Ревинова С.Ю. и Гальвес Ч.Д. (2024) [12, с.26-48] предлагают методологию оценки уровня цифровой экономики в странах Латинской Америки, опираясь на мультикритериальный анализ и выделяя различия в стратегии цифрового суверенитета. Simonova L.N. (2023) [13, с. 6-22] рассматривает вызовы и риски цифрового суверенитета в странах региона, включая правовые барьеры и угрозы внешнего вмешательства.

Зарубежные источники также делают акцент на потенциале и рисках региона. Например, исследование IDC (2021) [7] выявило приоритетные направления цифровых инвестиций, включая облачные решения и телемедицину. Данные портала Statista [15] подтверждают устойчивый рост сегмента цифрового здравоохранения, особенно после пандемии COVID-19. Дополнительно, в докладах World Economic Forum [3] и UN E-Government Surveys [4] подчеркивается важность цифровизации государственного сектора как инструмента повышения эффективности и прозрачности управления. Также в исследованиях CEPAL (2022) [2] фиксируется растущий разрыв между уровнем цифровизации в городских и сельских районах региона, что актуализирует необходимость развития гибких, масштабируемых цифровых решений. Исследование Галльярдо Р. (2021) [6] подчеркивает значимость цифровой инклюзии и территориальной доступности цифровых услуг для устойчивого развития региона. Международный союз электросвязи (ITU) [9] в ежегодных отчетах 2020–2023 гг. фиксирует сохраняющийся цифровой разрыв между странами Латинской Америки и странами ОЭСР.

Тем не менее, несмотря на накопленный массив публикаций, системные исследования, фокусирующиеся на продвижении российских IT-компаний в конкретных цифровых "нишах" Латинской Америки -информационная безопасность, облачные технологии, цифровизация государственного сектора - представлены крайне ограниченно. На сегодняшний день практически отсутствуют комплексные исследования, систематизирующие данные о наиболее перспективных «нишах» цифрового рынка Латинской Америки для российских компаний с учетом текущих вызовов, национальных стратегий стран региона и конкурентных преимуществ России.

Целью настоящего исследования является выявление наиболее перспективных направлений для продвижения российских IT-компаний на рынок цифровых технологий Латинской Америки с учетом факторов спроса, существующих барьеров и потенциала сотрудничества.

Научная новизна исследования заключается в выявлении конкретных рыночных «ниш», обладающих наибольшим потенциалом для российских IT-компаний, а также в разработке обоснованной типологии факторов, способствующих успешному выходу на рынок Латинской Америки. Также предлагается оригинальная систематизация стран региона по критериям цифровизации государственного сектора.

Предполагается, что наибольший потенциал для российских IT-компаний в Латинской Америке сосредоточен в сегментах информационной безопасности, облачных технологий и цифровизации государственного сектора, особенно в странах, ориентированных на цифровой суверенитет и обладающих положительным опытом сотрудничества с российскими поставщиками технологий.

В работе были использованы логический, исторический и статистический методы, методы системного и сравнительного анализа. При формулировании выводов использовался метод обобщения. Материалы для исследования представлены публикациями современных авторов, рассматривающих вопросы цифровой экономики и информационной безопасности, а также особенности рынка цифровых технологий в Латинской Америке. Так же информационно-эмпирическую базу составили данные отчетностей национальных статистических органов, министерств и ведомств, государственные программы и планы развития ряда латиноамериканских стран.

II Основная часть

Особенности цифровизации стран Латинской Америки на современном этапе. В последние десять лет страны латиноамериканского региона активно включились в процессы цифровизации, однако эти процессы пока происходят достаточно неравномерно. Так, наиболее развитыми по уровню цифровизации можно считать Аргентину, Уругвай, Чили, Коста-Рику, Колумбию, а менее развитыми – Доминиканскую Республику, Парагвай, Боливию, Гватемалу, Гондурас и Венесуэлу [12, c. 26-48].

К факторам, которые более всего оказывают влияние на темпы цифровизации в странах Латинской Америки, можно отнести следующие: уровень развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, активную бизнес-среду, поддержку со стороны государства (в том числе внедрение на официальном уровне планов по развитию цифровых технологий). Так, к примеру, даже в странах, в которых темпы цифровизации наиболее заметны, цифровые технологии распространяются неравномерно в зависимости от отдельных регионов. Кроме того, стоимость интернет-трафика остается все еще достаточно высокой, что также препятствует более быстрым темпам развития цифровых технологий в Латинской Америке. Среди жителей некоторых местностей региона, в том числе представителей племен фиксируется и низкий уровень цифровой грамотности. Эти проблемы, безусловно, стимулируют развитие в Латинской Америке рынка цифровых технологий и стимулируют рост конкуренции в некоторых сегментах данного рынка. Тем не менее, пока отдельные сегменты остаются относительно свободными, что актуализирует возможность продвижения на рынок цифровых технологий Латинской Америки российских IT-компаний.

Проблемы продвижения российских IT-компаний на российский рынок. Расширение российско-латиноамериканского сотрудничества является в целом важным для дальнейшего закрепления России в Латинской Америке как регионе ее стратегических интересов. Продвижение на зарубежные рынки для отдельных компаний также представляет особый интерес с точки зрения расширения и масштабирования своего бизнеса. И хотя Латинская Америка не рассматривается большинством российских IT-компаний в качестве ключевого целевого рынка за рубежом, тем не менее, число заинтересованных в продвижении на этот рынок российских компаний постоянно растет. По результатам исследования российского объединения программных разработчиков «Руссофт», которое было проведено в 2023 году, только 5,9% (порядка 300 из более, чем 5 тыс. российских IT-компаний) в ближайшие годы планируют попытаться выйти на латиноамериканский рынок. Например, на рынок СНГ выйти планирует более 1/3 российских IT-компаний [1].

Столь незначительный процент российских компаний, заинтересованных в латиноамериканском рынке, объясним больше юридическими сложностями (связанными в том числе с законодательной спецификой отдельных стран региона и антироссийскими санкциями, которые поддержали некоторые латиноамериканские страны), экономическими проблемами (в том числе связанными с открытием и содержанием дополнительных офисов в регионе), организационными трудностями (например, сложностью осуществления максимально эффективного управленческого контроля в виду географической отдаленности России и стран Латинской Америки) и пр. Например, из-за влияния антироссийских санкций IT-компании из России столкнулись со снижением эффективности своей деятельности, в том числе на латиноамериканском рынке. Так, если на страны Латинской Америки в 2020 году приходилось 2,7% от всего объема зарубежной деятельности российских IT-компаний, а в 2021 году – 2,4%, то в 2022 году этот показатель сократился до 1,6% [1]. Исходя из результатов исследования, представленных в отчете «Технологические инвестиции и инновации в Латинской Америке», более всего иностранные инвесторы опасаются высокого уровня коррупции в регионе (31% опрошенных), безработицы и отсутствия экономического роста (17%), политической нестабильности и низкого уровня институциональной политики (12%), а также в целом отсутствия безопасности в регионе (12%) [15].

В настоящее время на рынке цифровых технологий в Латинской Америке представлены единицы российских IT-компаний. Причем, только пять занимают места в сегменте более универсальных продуктов, предназначенных как для государственных нужд, так и для обслуживания бизнеса и частного сектора. Среди таких компаний - «Лаборатория Касперского», SearchInform, Softline, TrueConf и Voximplant [1]. Другие российские IT-компании ведут свою деятельность в узком сегменте программного обеспечения, преимущественно в отдельных отраслях экономики. Исходя из странового фактора деятельности российских IT-компаний, можно отметить, что наиболее активно они представлены в Бразилии (табл. 1).

Таблица 1 – Сегменты деятельности российских IT-компаний на рынке цифровых технологий в Латинской Америке

Компания
Продукты
Станы присутствия
«Лаборатория Касперского»
Сервисы по информационной безопасности
Бразилия,
Аргентина, Мексика, Куба
TrueConf
Программные решения для видео- и конференцсвязи
Никарагуа, Бразилия
SearchInform
Системы информационной безопасности
Бразилия
Softline
Облачные технологии, программы обеспечения
Бразилия, Аргентина, Чили, Коста-Рика, Венесуэла, Эквадор, Колумбии, Перу
Voximplant
Облачные технологии
Бразилия
Nexign
Продуктовые решения BSS/OSS для провайдеров услуг связи
Доминиканская Республика
«ЦРТ»
Биометрические решения
Эквадор, Мексика
«Первый Бит»
Программы по роботизации бизнес-процессов
Колумбия
«Цифра»
Программное обеспечение для предприятий горнодобывающей промышленности
Перу, Чили
«АиралабРус»
Программное обеспечение в области решения экологических проблем
Уругвай
Qiwi
Платежные и финансовые цифровые системы
Бразилия
Источник: составлено автором

Перспективные «ниши» на рынке цифровых технологий Латинской Америки для российских компаний. В данной работе был проведен анализ перспективных «ниш», в которых российские IT-компании смогли бы более успешно продвигаться на рынке Латинской Америки. Так, для начала были выделены наиболее перспективные сегменты рынка цифровых технологий в Латинской Америке. По данным портала Statista самыми быстрорастущими сегментами данного рынка в регионе в последние годы являются облачные технологии и программы искусственного интеллекта. В большей степени цифровые технологии развиваются в банковском секторе и в здравоохранении (на последнюю сферу сильное влияние оказала пандемия Covid-19).

Следует отметить, что для стран Латинской Америки актуальным становится и вопрос минимизации количества киберпреступлений, с чем сегодня часто сталкиваются не только бизнес и государственные структуры, но и частные пользователи. Так, вопросы повышения информационной безопасности и защиты от киберугроз для латиноамериканских предприятий стоят сегодня наиболее остро, так как Латинская Америка является одним из самых подверженных киберпреступлениям регионом в мире.

Еще одной «нишей» на рынке цифровых технологий Латинской Америки выступает сегмент облачных технологий, развитие которого ускорила пандемия Covid- 19. Согласно исследованию IDC «Тенденции инвестиций в ИТ в Латинской Америке в 2021 году», уже в первый год пандемии 39% латиноамериканских предприятий были готовы активно инвестировать в такие проекты. Наиболее активно распространяются облачные технологии в Бразилии. Облачные технологии имеют огромные преимущества, в том числе обеспечивают доступ к информации из облачных хранилищ из любой точки мира, что позволяет современным компаниям масштабировать свою деятельность, быть более адаптивными к изменяющимся условиям внешней среды, привлекать и удерживать специалистов уникальных компетенций со всего мира.

Цифровизация государственного сектора как отдельная «ниша» для российских IT-компаний. Отметим, что для стран Латинской Америки, многие из которых реализуют программы цифрового развития, важным становится цифровизация государственного сектора. В России этот процесс идет довольно успешно, что позволяет предположить возможность активного продвижения в этой «нише» отдельных российских IT-компаний. Среди ключевых направлений цифровизации государственного сектора можно выделить системы электронного документооборота, корпоративные порталы, BI-аналитику, искусственный интеллект для анализа большого объема данных, ERP-решения, учетные системы и ряд других.

Цифровизация государственного сектора позволяет решить целый спектр задач, в том числе более оперативно и максимально точно собрать огромный массив социально-экономических показателей и провести их более глубокий анализ; сделать подобный анализ непрерывным, что позволяет более оперативно отслеживать и реагировать на возникающие социально-экономические проблемы; более эффективно проводить контроль над частным бизнесом; создать единую систему предоставления государственных услуг и др. Однако сложность для внедрения систем электронного правительства, связана, в первую очередь, с недоверием населения к цифровым услугам, предлагаемым государством. Однако, как показывает опыт других стран (в первую очередь, России), если система электронного правительства будет эффективной, надежной, инновационной и инклюзивной, то будут не только сокращены расходы на реализацию таких услуг для государства, но и вырастет доверие со стороны граждан за счет оперативности и удобства предоставления таких услуг.

На базе ранее проведенного нами исследования уровня развития цифровизации в странах Латинской Америки [12, c. 26-48] были выявлены страны, где уже сегодня наиболее успешно реализуются отдельные направления по внедрению цифровых технологий в государственном секторе. Так, при оценке уровня развития цифровых государственных услуг учитывалось в том числе два ключевых критерия – «длительность предоставления услуг в электронном формате» и «использование цифровых каналов для оформления документов». Так, по первому критерию лидирующими странами стали Чили, Коста-Рика и Эль Сальвадор, по второму – Аргентина, Перу, Чили, Мексика и Колумбия (табл. 2).

Таблица 2 - Уровень развития цифровых технологий в странах Латинской Америки по критерию «цифровые государственные услуги»


Страна
Длительность предоставления услуг в электронном формате
Использование цифровых каналов для оформления документов, в %
1
Чили
2,2
11
2
Мексика
6,9
10
3
Аргентина
4,8
12
4
Бразилия
5,5
7
5
Уругвай
3,7
10
6
Коста-Рика
3,1
7
7
Колумбия
7,4
10
8
Перу
8,6
12
9
Панама
4,2
8
10
Доминикан-ская Республика
4,1
3
11
Эквадор
4,2
6
12
Парагвай
6,7
2
13
Эль Сальвадор
3,2
5
14
Боливия
11,3
3
15
Гондурас
5,8
2
16
Гватемала
4,5
4
17
Венесуэла
5,3
9
Источник: составлено автором

Однако, исходя из представленных выше результатов исследования можно сделать вывод о крайне низкой доле в объемах оказания государственных услуг в электроном формате во многих латиноамериканских странах. Так, в Гондурасе, Парагвае, Боливии, Доминиканской Республике доля цифровых государственных услуг составляет всего 2-3%.

Также в дополнении к вышеуказанным двум ключевым критериям нами были рассмотрены национальные стратегии и планы государств Латинской Америки в области цифровой экономики и был сделан вывод о том, что более всего в цифровизации государственного сектора заинтересован ряд стран, в том числе Бразилия, Аргентина, Чили, Уругвай и др. Так, в странах, представленных в таблице 3, в планах по цифровизации, многие из которых продлены далее, был сделан особый акцент на внедрении цифровых технологий в государственный сектор с целью более активной включенности государства в жизнь граждан.

Таблица 3 – Основные направления по цифровизации государственного сектора ряда стран Латинской Америки в их планах по цифровизации


Страна
Наименование плана
Цели по цифровизации государственного сектора
1
Чили
«Цифровая повестка дня» (Digital Agenda)
Цифровизация государственных услуг.

2

Аргентина
«Новая цифровая повестка дня до 2030 года» (La nueva Agenda Digital 2030)
Цифровизация государственных услуг, электронное правительство, ориентированное на граждан.
3

Уругвай
«Цифровая повестка дня Уругвая до 2025 года» (Agenda Uruguay Digital 2025)
Цифровая трансформация государственного сектора.
4

Коста-Рика
«Двухсотлетняя стратегия цифрового трансобучения на побережье Коста-Рики 4.0 2018-2022 гг.» (Estrategia de Trans formación Digital hacia la Costa Rica del Bicentenario 4.0 2018-2022)
Адаптация государственных институтов к динамике цифровой среды при поддержке частного сектора и различных субъектов гражданского общества.
5
Панама
«Активизация цифровым правительством Панамы цифровой трансформации государственного сектора на 2018-2022 гг.» (Digital Government of Panama Enhancing the Digital Transformation of the Public Sector 2018-2022)
Развитие услуг электронного правительства.
6
Мексика
«План действий и цифровая национальная повестка дня» (Plan de Naciо́n y Agenda Digital National 2018-2024)
Развитие информационных технологий как катализатора целей правительства. Цифровая трансформация государственного сектора.
7
Бразилия
«Правительственная стратегия цифровизации на 2020-2021 гг.» (Estratégia de Governo Digital 2020-2021)
Цифровое преобразование государственных органов.
8
Эквадор
«Национальный план электронного правительства Эквадора на 2018-2021 гг.» (Plan Nacional de Gobierno Electronico 2018-2021 MINTEL Ecuador Digital)
Формирование модели инклюзивного, близкого к гражданину национального правительства, в условиях развития цифровых технологий.
9
Колумбия
«Цифровое будущее для всех» (El Futuro Digital es de Todos)
Внедрение системы электронного правительства, интеграция государственных услуг через новый портал.
10
Домини-канская Республика
«Предлагаемая цифровая повестка дня на 2030 год»
(Propuesta de Agenda Digital 2030)
Цифровизация государственных услуг в кибербезопасной среде.
11
Парагвай
«Национальный план развития Парагвая на 2030 год» (Plan Nacional de Desarrollo Paraguay 2030)
Цифровизация общественных учреждений и государственных структурах, прозрачность в государственном управлении.
12
Эль Сальвадор
«Цифровая повестка дня Сальвадора на 2020-2030 гг.» (Agenda Digital el Salvador 2020-2030)
Модернизация государства на базе цифрового управления
Источник: составлено автором

Таким образом, учитывая данные по критериям «длительность предоставления услуг в электронном формате» и «использование цифровых каналов для оформления документов», а также целей по цифровизации государственного сектора в планах по развитию цифровых технологий, можно выделить страны, где для российских IT-компаний работа в данной «нише» может оказаться более успешной: Чили, Аргентина, Коста-Рика, Мексика.

Следует отметить, что заинтересованность многих латиноамериканских стран в системах цифровизации государственных услуг будет в ближайшее время только расти. Однако, не имея большого опыта в реализации этих систем, государства Латинской Америки будут обращаться к опыту других стран, которые к сегодняшнему дню достаточно успешно осуществили цифровизацию государственного сектора. Этот аспект дает возможность дальнейшей реализации конкретных проектов по внедрению отдельных направлений цифровизации государственного сектора российскими IT-компаниями и правительствами отдельных стран Латинской Америки.

Преимущества российских IT-компаний на рынке цифровых технологий в странах латиноамериканского региона. Продукция российских производителей для многих латиноамериканских потребителей цифровых технологий может быть более привлекательна по сравнению с производителями друг стран по ряду обстоятельств. В первую очередь, это оптимальное соотношение цены и качества по сравнению с конкурентами. Во-вторых, нельзя не учитывать и тот факт, что сегодня ряд стран Латинской Америки (например, Куба, Никарагуа, Венесуэла и пр.) ставят особый акцент на достижении цифрового суверенитета (прежде всего от США) и опасаются определенных цифровых угроз, в том числе вмешательства посредством информационных технологий в социально-политические и экономические процессы со стороны внешних акторов [13, c. 6-22]. В-третьих, ряд российских IT-компаний имеют сильную репутацию в отдельных сегментах мирового рынка информационных технологий (в первую очередь, компания «Лаборатория Касперского»).

В рамках данного исследования нами были выделены основные факторы, в целом способствующие расширению присутствия российских IT-компаний в наиболее перспективных «нишах» на рынке цифровых технологий в странах Латинской Америки (табл. 4).

Таблица 4 - Факторы, способствующие продвижению российских IT-компаний в перспективных «нишах» на рынке цифровых технологий Латинской Америки

Способствующие расширению доли в отдельных «нишах» факторы
Отдельные сегменты рынка цифровых технологий «ниши»)
Облачные технологии
Сервисы по информационной безопасности
Программы по цифровизации государственного сектора
Опыт деятельности российских IT-компаний в данной «нише» на рынке Латинской Америки
Softline, Voximplant
«Лаборатория Касперского»
-
Имеющийся опыт российских IT-компаний в отдельных странах Латинской Америки
Бразилия
Бразилия,
Аргентина, Мексика, Куба
-
Конкурентные преимущества российских цифровых продуктов на рынке.
Оптимальное соотношение «цена-качество».
Оптимальное соотношение «цена-качество».
Высокая репутация отдельных российских компаний на международном рынке.
Оптимальное соотношение «цена-качество».
Успешный опыт цифровизации государственного сектора в России.
Факторы повышения спроса на цифровые продукты в отдельных «нишах» рынка цифровых технологий в Латинской Америке
Потребности бизнеса в облачных технологиях.
Рост числа киберпресту-плений.
Нацеленность многих стран региона на достижение цифрового суверенитета.
Рост числа пользователей интернет со стороны бизнеса и домохозяйств. Увеличение потребности в обеспечении безопасности.
Рост числа киберпреступлений.
Нацеленность многих стран региона на достижение цифрового суверенитета.
Рост потребности населения в быстрых, надежных, гибких системах получения госуслуг.
Нацеленность многих стран региона на достижение цифрового суверенитета.
Потенциальная заинтересованность латиноамериканских стран в российском опыте по цифровизации госсектора.
Источник: составлено автором

Так, исходя из представленных выше данных, можно отметить, что у ряда российских IT-компаний имеется определенный опыт деятельности в отдельных «нишах» на рынке цифровых технологий в Латинской Америке. Также выделены определенные конкурентные преимущества российских цифровых продуктов на международном рынке цифровых технологий, а именно: оптимальное соотношение «цена-качество», высокая репутация отдельных российских компаний на международном рынке, успешный опыт цифровизации государственного сектора в России. Также, что немаловажно, прослеживается влияние отдельных факторов на повышение спроса в выделенных нами «нишах» на рынке цифровых технологий в Латинской Америке, в том числе: рост потребности бизнеса и государственного сектора в облачных технологиях и сервисах по информационной безопасности, нацеленность многих стран региона на достижение цифрового суверенитета, рост числа пользователей интернет со стороны бизнеса и домохозяйств, увеличение потребности в обеспечении безопасности, рост потребности населения в быстрых, надежных, гибких системах получения госуслуг и пр.

III Заключение

В целом можно сделать вывод, что наиболее перспективными «нишами» на латиноамериканском рынке цифровых технологий для российских IT-компаний являются системы информационной безопасности, облачные технологии и системы цифровизации государственного сектора. Исходя из имеющегося у отдельных российских IT-компаний опыта деятельности на рынке цифровых технологий стран Латинской Америки, конкурентных преимуществ российских цифровых продуктов на международном рынке, а также определенных факторов повышения спроса на цифровые продукты в выделенных «нишах», можно отметить определенные перспективы для российских IT-компаний в Латинской Америке. Однако данные перспективы могут быть реализованы при решении целого комплекса различных проблем - политических, экономических, юридических, организационных и иных.

Положения и выводы, представленные в данном исследовании, могут быть полезны при дальнейшем изучении вопросов продвижения российских IT-компаний на зарубежные рынки цифровых технологий, в том числе на рынок Латинской Америки.


References:

Digital transformation in Latin AmericaWorld Economic Forum. Retrieved March 23, 2025, from https://www.weforum.org

E-Government SurveyUnited Nations Public Administration Network. Retrieved March 23, 2025, from https://maintenance.un.org

Ermakova A.R., Pichkov O.B. (2021). The digital transformation impact on the participation in global value chains: Latin American countries. Sovremennye ekonomicheskie protsessy. 1 (3). 28-58. doi: 10.55030/2713-0266-2021-1-3-28-58.

Kosevich E.Yu. (2020). Strategii kiberbezopasnosti stran Latinskoy Ameriki. Iberoamérica. (1). 137-159. doi: 10.37656/s20768400-2020-1-07.

Measuring digital development: Facts and figuresInternational Telecommunication Union. Retrieved April 04, 2025, from https://www.itu.int

Myagkov V.Yu., Orlova G.A., Savinov Yu.A. (2020). Expansion of russian companies on Latin America digital transformation market. Russian Foreign Economic Bulletin. (4). 87-95.

Razumovskiy D.V., Moseykin Yu.N. (2022). Digitalización en América Latina y oportunidades para empresas rusas Iberoamérica. (1). 5-37. doi: 10.37656/s20768400-2022-1-01.

Revinova S.Y., Chavarry Gálvez D.P. (2024). Metodología para evaluar la formación de la economía digital en América Latina Iberoamerica. (1). 26-48. doi: 10.37656/s20768400-2024-1-02.

Simonova L.N., Ponomarev E.A. (2023). Digital sovereignty, challenges and risks of digitalization in latin america. Latinskaya amerika. (11). 6-22. doi: 10.31857/S0044748X0028265-0.

Stadnik I.T., Tsvetkova N.A. (2021). The place and role of latin american countries in the system of international and regional cybersecurity. Latinskaya Amerika. (4). 69-84. doi: 10.31857/S0044748X0014088-5.

Tech investments and innovation in Latin AmericaStatista. Retrieved March 23, 2025, from file:///C:/Users/DELL-DELL/Downloads/study_id75176_tech-investment-and-innovation-in-latin-america%20(3)%20(1).pdf

Tech investments and innovation in Latin AmericaStatista. Retrieved March 23, 2025, from https://www.statista.com/

Yakovlev P.P. (2022). Latin american economy at the start of digital modernization. World Economy and International Relations. 66 (3). 110-118. doi: 10.20542/0131-2227-2022-66-3-110-118.

Страница обновлена: 16.04.2025 в 22:27:11