Digital culture as a factor of sustainable development of an organization amidst digital transformation

Myzrova K.A.1, Polovova T.A.2, Panko Yu.V.3, Avdeeva T.V.4
1 Ульяновский государственный университет
2 Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М.Лужкова
3 Российская открытая академия транспорта РУТ (МИИТ)
4 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Институт экономики, математики и информационных технологий

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 19, Number 3 (March 2025)

Citation:

Abstract:
With the increasing role of digital technologies in the activities of organizations, changes in the culture of organizations are needed. In the article, the authors aim to describe digital culture as one of the main factors for ensuring the sustainable development of an organization during the digital transformation of the economy. The application of an organization's digital transformation strategy involves the transformation of an organization's culture into a digital culture. The methodological basis of the scientific publication included regulatory legal acts, Russian scientific periodicals, and research theses. Such research methods as analysis, synthesis, observation, comparison and generalization, as well as methods of induction and deduction were applied. The authors describe the obstacles in changing the culture of the organization into a digital culture in the implementation of the digital transformation strategy of the organization.

Keywords: sustainable development, digital technology, digital economy, corporate digital culture, digital transformation

JEL-classification: O31, O32, O33



Введение.

Автоматизация, переход к «цифре», цифровая трансформация организаций способствует устойчивому развитию организаций, увеличивая при этом социальную, экономическую и экологическую ответственность организаций [21].

Концепция перехода России к устойчивому развитию, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.04.1996 г. № 440 [1] предполагает высокую эффективность экономики, использование минимума ресурсов для получения единицы результата. Понятия устойчивости и неустойчивости, как и большинство понятий, двойственны. И нестабильность, и кризис, а также неустойчивость несут в себе зародыши развития....Неустойчивость далеко не всегда есть зло, подлежащее устранению, или же некая досадная неприятность. Неустойчивость может выступать условием стабильного и динамического развития» [34]. Устойчивость -способность системы приходить в равновесное состояние после воздействия внутренних и внешних (окружающей среды) возмущений [11, С.14-15].

Изменение внешних факторов вынуждает организации трансформироваться, выходя на новый уровень развития, тем самым вызывая необходимость поиска более устойчивых стратегий развития -стратегии цифровой трансформации организации.

В современных условиях особенно повышается значимость выявления факторов, как способствующих устойчивому развитию, так и ему препятствующих. Все факторы могут как потенцировать устойчивое развитие, так и понижать данный уровень до состояния полной или предельной неустойчивости развития организации [25].

Актуальность темы научной публикации связана с возрастающей ролью цифровой трансформации организаций и разработки её стратегии, что обусловлено применением цифровых технологий. Для осуществления успешной трансформации организации необходимо преобразование культуры организации -в цифровую культуру. Активное развитие искусственного интеллекта, применение нейросетей приводит к изменению трудовых отношений в цифровой среде, деловой этики в организациях, что создаёт необходимость преобразования культуры организации в цифровую культуру, что связано с риском и неустойчивостью организации.

Изученность темы исследования. Значительный научный интерес к исследованию цифровой культуры заметен с 2010 г. Научные публикации, в которых рассматривается цифровая культура носят междисциплинарный характер и рассматриваются в трудах психологов [8], культурологов [16], философов [5, 6, 9, 10, 14 ], педагогов [27], экономистов [23, 24, 26].

На сегодняшний день не так много работ, в которых рассматривается цифровая культура организаций в условиях цифровой трансформации экономики [4, 7, 13 ].

Цель исследования заключается в описании цифровой культуры как фактора устойчивого развития организации в период цифровой трансформации организации.

Методологической основой научной публикации послужили нормативно-правовые акты, российские научные периодические издания, диссертационные исследования.

Методы исследования: анализ, синтез, наблюдение, сравнение и обобщение, а также методы индукции и дедукции.

Теоретическая значимость научной статьи заключается в описании цифровой культуры как одного из главных факторов устойчивого развития организации в период цифровой трансформации экономики.

Практическая значимость исследования определяется описанием препятствий при изменении культуры организации в цифровую культуру при реализации стратегии цифровой трансформации организации.

Основная часть.

Цифровые технологии проникли во все сферы деятельности, активное развитие получает искусственный интеллект, сквозные технологии, роботизация, «Интернет вещей», технологии блокчейн, финансовые инструменты онлайн-платежей; инструменты таргетированной рекламы в социальных сетях, бухгалтерские программы, CRM-системы и др. [20].

Сегодня цифровая среда сделала возможным осуществление межсетевого сотрудничества организаций с помощью новых цифровых технологий, цифровых платформ, тем самым открывая огромные перспективы развития и масштабирования бизнеса, но вместе с тем использование цифровых технологий влечёт за собой негативные моменты:

- участились киберугрозы и цифровое мошенничество, что требует овладения сотрудниками новыми навыками цифровой грамотности, компетентности для обеспечения безопасности организаций;

- сокращение рабочих мест в некоторых отраслях промышленности и сферы услуг, а вместе с тем появление новых профессий, связанных с развитием цифровых технологий, например, контент-менеджера, интернет-маркетолога, веб-дизайнера, онлайн-преподавателя и др.

При формировании стратегии цифровой трансформации организации становится важным преобразовать культуру организации в цифровую культуру. Кроме того, реализация стратегии цифровой трансформации организации предполагает осуществление постоянного мониторинга внешней среды; анализ существующих компетенций организации как бизнес-системы с точки зрения её цифровой зрелости; формирование видения будущего организации с учётом ключевых показателей эффективности.

Исследователи McKinsey доказывают необходимость планомерной корректировки цифровой культуры организации в соответствии с направлениями стратегии цифрового развития [33].

Конечно, «насаждение» новой цифровой культурой должно начинаться «с головы», с руководства организации, её формальных и неформальных лидеров, способных осуществить перемены и вдохновить персонал на изменения.

Процесс цифровой трансформации организации, детерминирующий формирование цифровой культуры, зависит, прежде всего, от сферы деятельности, целей, стратегии, размера, основных ценностей, а также структуры организации. Так, например, неудачи в процессе цифровой трансформации связаны со слабым пониманием особенностей управления новыми процессами и их влиянием на человеческие ресурсы организации [26].

Что же мешает успешной цифровой трансформации организаций? Достаточно много факторов, в том числе страх рисковать; функциональные и ведомственные барьеры; цифровая грамотность сотрудников; сложность создания культуры организации, действующей в современной цифровой среде.

Неразвитость цифровых культур организаций, осуществляющих цифровую трансформацию подтверждают исследования, в которых представлен анализ цифровой трансформации российских организаций и подробный спектр этого барьера [24]:

- недостаточные компетенции и знания (64,1 %);

- нехватка квалифицированных кадров (60,9%);

- низкая мотивация персонала (61%);

- отсутствие стратегии (53,2%);

- боязнь перемен (45,3%);

- слабое желание осваивать цифровые компетенции (41%).

Период пандемии COVID19, санкционная политика вражеских стран способствовали ускоренному развитию цифровых технологий, появилась даже такая категория людей как digital nomads (цифровые кочевники) [6], отличительными чертами которых являются ведение мобильного образа жизни и использование в профессиональной деятельности цифровых технологий.

Британским теоретиком в области искусства и масс-медиа Ч.Гиром впервые был использован термин «цифровой культуры» (digital culture) и привлечено внимание исследователей к данному феномену [32].

Итак, цифровая культура представляет набор принципов и компетенций, характеризующих преимущественное использование информационно-коммуникационных цифровых технологий для взаимодействия с обществом и решения задач в профессиональной деятельности [31].

Е.М.Бородинская, А.И.Фиронов [4, С.51] отмечают, что цифровая культура организации (корпорации) в современном понимании - это организационная (корпоративная) культура, которая сопряжена как с высокой интенсивностью информационного потока, так и рациональной организацией массивов данных (Big Data) и личной цифровой культурой, которая обладает уникальными особенностями.

Галкиным Д.В. [5] рассмотрены пять уровней цифровой культуры:

- материальный уровень (цифровые устройства);

- функциональный уровень (социальные институты, реализующие коммуникацию);

- символический уровень (язык программирования);

- ментальный уровень (привычки работать с цифровыми устройствами и информацией, которые являются отражением личностных установок и ценностей);

- духовный уровень (принципы формирования и поддержки поддержки «духовных ценностей в национальном, межнациональном этническом и локальном контекстах».

В цифровой культуре выделяют аудиовизуальную, семиотическую, технологическую, логическую, коммуникационную, сетевую и другие подвиды культур [ 10, С.201].

Так, например, в исследовании К.А.Мызровой [19, С.89] сетевая организационная культура определена как специфическая совокупность норм, ценностей, убеждений, верований, мифов, ритуалов, санкций, ожиданий, привычек, предопределяющих поведение работников в интеграционном пространстве и отличающих их от любой другой организации.

Полагаем, что целью сознательно сформированной цифровой культуры является способствование реализации стратегии цифровой трансформации организации путём создания высокоэффективного мотивационного механизма, обеспечивающего высокую организационную эффективность.

Например, М.В. Чалова и соавторы [28] рассматривают корпоративную цифровую культуру IT-фирмы как совокупность убеждений, отношений, компетенций, норм поведения и ценностей, разделяемых персоналом, которая способствует созданию, приобретению, освоению цифрового способа коммуникаций.

В структуру базовых ценностей и принципов цифровой культуры входят [например,27]:

- знание и применение современных цифровых технологий;

- цифровое мышление - приоритет использования цифровых технологий в решении задач;

- коммуникация - широкое использование цифровых каналов для взаимодействия;

- данные - принятие решений на основе анализа цифровых данных;

- безопасность - знание принципов информационной безопасности.

Для успешной реализации стратегии цифровой трансформации, конечно, важным является изменение в применяемых технологиях, а также огромную роль играют люди и их готовность к обучению, изменению мышления, подходов к работе.

Итак, цифровая культура - система ценностей, установок, норм и правил поведения, которую принимает, поддерживает и транслирует команда цифровой трансформации [17].

Для проведения успешной цифровой трансформации важным является распределение ролей команды цифровой трансформации, так, например, Центром подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС разработана модель компетенций цифровой трансформации в системе государственного управления и ролевая модель команды [17], включающая руководителя по цифровой трансформации, главного архитектора, руководителя по работе с данными, руководителя по цифровому проектированию и процессам, а также юриста, специалиста по взаимодействию с внешними организациями, специалисат по информационной безопасности.

Для введения изменений в организациях необходимо не только готовить кадры, но и реализовывать мероприятия для преодоления сопротивления изменениям и адаптации к новым условиям [22].

Так, например, в работе К. Т. Багдыкова, Д. А. Шевченко [3] отмечается, что для развития и поддержания корпоративной культуры кадровые службы проводят работу по таким направлениям как: мотивация, информирование сотрудников о текущей деятельности компании, поддержка трудовых инициатив, предоставление социального пакета и помощи в трудовых жизненных ситуациях, а также организация общего внерабочего досуга.

Системы управления персоналом должны быть ориентированы на создание, развитие и поддержание цифровой культуры как необходимого условия для роста вовлечённости и результативности труда сотрудников [5].

Не все сотрудники организации одинаково хорошо владеют цифровыми технологиями, иногда можно наблюдать явления сопротивления изменениям или даже «цифрового саботажа». Так, например, при интеграции искусственного интеллекта в корпоративные процессы организации заказчики сталкиваются с высокими требованиями к информационной безопасности и недоверием к облачным решениям, хотя уже сегодня облако является «естественной средой обитания» для искусственного интеллекта [29].

Таким образом, полагаем, что препятствиями при изменении культуры организации в условиях цифровой трансформации организации являются: отсутствие команды, способной осуществить цифровую трансформацию и вдохновить коллектив организации на изменения, разъяснив новые цели и задачи организации; обучение необходимым компетенциям и не только цифровым; развитие компетенций цифровой грамотности для повышения, прежде всего, информационной безопасности организации.

В связи с введением беспрецедентных санкций вражеских государств процесс перехода на российское программное обеспечение, оборудование в области информационной безопасности является продолжительным процессом и пока он не завершён - российские организации остаются уязвимыми для кибератак. В 2022 г. вступил в силу Указ Президента РФ от 30 марта 2022 г. № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [2], который наложил запрет на закупку с 2024 г. использования средств информационной безопасности из недружественных стран на предприятиях критических отраслей с 2025 г.

Кажущиеся простыми, на первый взгляд, ошибки персонала при сохранения информации организаций, такие как, например, отсутствие индивидуальных паролей для компьютеров, резервного копирования информации влекут за собой серьёзные проблемы, связанные с потерей конфиденциальности, потерей важной информации. Работа с персоналом в области информационной безопасности должна стать составляющей частью по формированию «цифровой культуры» организаций [12].

К современным этическим проблемам, характерным для цифровой среды, можно отнести, неоднородность моральных ценностей, характерных для разных сетевых сообществ в цифровом пространстве, связанных с достоверностью информации, первичностью источника информации, цифровым образованием, этическими проблемами виртуальности и др. Появилось понятие «цифровая этика», предполагающая уважительное отношение к стейкхолдерам в процессе коммуникации и являющаяся действенным инструментом для формирования цифровой культуры, который может быть закреплён в этическом кодексе организации.

На Всемирном экономическом форуме была представлена методика оценки уровня цифровой культуры организации, состоящая из анкеты, разбитой на пять разделов: сотрудничество, управление данными, клиентоориентированность, восприимчивость к инновациям, воздействие на стейкхолдеров [30]. Данная методика была в дальнейшем доработана Е.М.Бородинской, А.И.Фироновым [4] для проведения ежегодной оценки уровня цифровой культуры как сотрудников, так и руководителей организаций.

Успех цифровой трансформации может быть измерен с использованием моделей цифровой зрелости предприятия и специального индекса готовности, особую роль при этом играет цифровая культура организации [23].

Выводы

Таким образом, цифровые технологии являются определяющим фактором преобразования культуры организации в цифровую культуру. Для того чтобы организация оставалась устойчивой в условиях турбулентности внешней среды, ей необходимо реагировать на происходящие изменения в цифровой среде.

В рамках реализации стратегии цифровой трансформации организации необходимо регулярно пересматривать поставленные цели и задачи, то есть данные изменения будут носить фундаментальный характер. Кроме того, руководству организации важно доносить до персонала информацию о планируемых изменениях в организации, тем самым вовлекая персонал в этот процесс, делая его более заинтересованным и мотивированным, организовывая систему непрерывного обучения цифровым навыкам.

Формирование и развитие цифровой культуры особенно важно при реализации стратегии цифровой трансформации организации, являясь одним из главных её элементов.

Основными препятствиями для преобразования культуры организации в цифровую культуру могут быть: неосведомлённость персонала о новых целях и задачах организации; отсутствие команды, способной осуществить цифровую трансформацию организации; неразвитая система обучения персонала.

Инструментами для развития цифровой культуры организации являются: формирование команды цифровой трансформации, демонстрирующей новую культуру, обучающие мероприятия для сотрудников, повышающие уровень цифровой грамотности, цифровую компетентность кадров, а значит, тем самым, организация обеспечивает себе и информационную защиту, создавая систему информационной безопасности.

Заключение

Полагаем, цифровая культура является закономерным этапом в развитии организаций при реализации стратегии цифровой трансформации и доминирующим фактором сохранения и придания устойчивого развития организаций.

Исследование цифровой культуры организации становится особенно важным этапом в период цифровой трансформации организации, планирующей оставаться устойчивой в условиях изменчивости среды, что связано с широким распространением цифровых технологий, как открывающих новые возможности, так и создающие угрозы.

Цифровая культура - тот базис, на основе которого организация может обеспечить себе информационную защиту, обучая персонал новым цифровым компетенциям.

Дальнейшие исследования связаны с изучением цифровых культур организаций в отдельных отраслях и сферах деятельности в контексте цифровой трансформации организаций, а также этическим аспектам при формировании стратегии цифровой трансформации организации.


References:

Bagdykov K.T., Shevchenko D.A. (2022). Razvitie korporativnoy kultury i gibkikh kompetentsiy v kontekste tsifrovoy transformatsii kompanii [Development of corporate culture and flexible competencies in the context of the company's digital transformation]. Creative Economy. 16 (6). 2277-2288. (in Russian). doi: 10.18334/ce.16.6.114799.

Borodinskaya E.M.,Fironov A.I. (2022). Tsifrovaya kultura organizatsii kak konvergentnaya paradigma dlya prava i ekonomiki [Organization digital culture as convergent paradigm for law and economy]. Tsifrovaya transformatsiya. (28). 48-57. (in Russian).

Chalova M.V., Bragina Z.V., Ignateva E.V., Kharchina N.B. (2019). Mozhno li dostich osyazaemyh preimushchestv v sovremennom biznese, prenebregaya tsifrovoy korporativnoy kulturoy [Can one achieve tangible advantages in modern business with disregard for digital corporate culture?]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. (12-1). 172-185. (in Russian).

Deryabin A.A., Popov A. A. (2022). Kategorii subektivnost i subekt v issledovaniyakh tsifrovoy kultury [The categories of subjectivity and subject in digital culture research]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya. (67). 69-79. (in Russian). doi: 10.17223/1998863Kh/67/7.

Digital culture: the driving force of digital transformationWorld Economic Forum. Available at. Retrieved January 28, 2022, from https://www.weforum.org/reports/digital-culture-the-driving-force-of-digital-transformation

Fedosova O.A., Sokolina E.N. (2022). O tsifrovoy kulture, kak neotemlemoy chasti obshchey kultury cheloveka v sovremennyh realiyakh [About digital culture as an integral part of the general human culture in modern realities]. Simvol nauki: mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal. (2-1). 95-96. (in Russian).

Galkin D.V. (2012). Digital Culturre: metodologicheskie voprosy issledovaniya kulturnoy dinamiki ot tsifrovyh avtomatov do tekhno-bio-tvarey [Digital culture: methodological issues of cultural dynamic research: from digital automatic machines to technical-bio-creatures]. Mezhdunarodnyy zhurnal issledovaniy kultury. (3). 11-16. (in Russian).

Gere C. (2009). Digital Culture

Goran J., LaBerge L., Srinivasan R. Culture for a digital age. Retrieved January 28, 2022, from https://www.mckinsey.com/business-functions/mckinsey-digital/our-insights/culture-for-a-digital-age

Gorlova I.I., Zorin A.L. (2020). Tsifrovaya kultura v informatsionnom obshchestve [Digital culture in the information society]. Kulturnoe nasledie Rossii. (2). 3 - 9. (in Russian).

Groshev I.V., Menin Khe. (2024). Upravlenie tsifrovoy transformatsiey organizatsionnoy kultury i formiruyushchikh eyo faktorov v usloviyakh tsifrovizatsii [Managing the digital transformation of organizational culture and its shaping factors in the context of digitalization]. Vestnik Universiteta. (11). 5-13. (in Russian).

Groshev I.V., Zheregelya A.V., Shkolnyy D.V. (2019). Menedzhment organizatsionnoy kultury v usloviyakh tsifrovizatsii predpriyatiy [Management of organizational culture in the conditions of enterprises digitalization]. Administration. (2). 33-38. (in Russian). doi: 10.26425/2309-3633-2019-2-33-38.

Ivanova T. Yu. (2003). Upravlenie znaniyami menedzherov ustoychivoy organizatsii: metodologiya podkhoda [Knowledge management of managers of a sustainable organization: the methodology of the approach] (in Russian).

Koblov S.V. (2023). Tsifrovaya transformatsiya protsessov upravleniya organizatsiey kak novaya upravlencheskaya paradigma [Digital transformation of organization management processes as a new management paradigm] (in Russian).

Leshkevich T.G. (2019). Tsifrovye transformatsii epokhi v proektsii ikh vozdeystviya na sovremennogo cheloveka [Digital transformations of the epoch in the projection of their impact on modern man]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. (439). 103-109. (in Russian).

Malichenko I.P., Yakuschenko K.S., Paliy V.O. (2023). Tsifrovaya korporativnaya kultura kak strategicheskiy faktor rosta vovlechennosti personala [Digital corporate culture as a strategic growth factor for employee engagement]. Human resource management and intellectual resources management in Russia. (5). 71 - 79. (in Russian).

Maslenchenko S.V. (2024). Metodologicheskie podkhody k issledovaniyu tsifrovoy kultury i protsessov tsifrovizatsii kultury [Methodological approaches to the study of digital culture and the processes of cultural digitalization] Culture. Science. Creation. 230-234. (in Russian).

Myzrova K.A. (2014). Razvitie instrumentov menedzhmenta n osnove formirovaniya obrazovatelnyh setey v usloviyakh ekonomiki znaniy [Development of management tools based on the formation of educational networks in the knowledge economy] (in Russian).

Myzrova K.A., Chernukhina G.N., Chugunova O.A., Zakharova Yu.N. (2025). Informatsionnaya bezopasnost kak instrument tsifrovoy transformatsii malogo biznesa [Information security as a tool for digital transformation of small business]. Creative Economy. 19 (1). 133-152. (in Russian). doi: 10.18334/ce.19.1.122260.

Myzrova K.A., Chernukhina G.N., Chugunova O.A., Zakharova Yu.N. (2025). Informatsionnaya bezopasnost kak instrument tsifrovoy transformatsii malogo biznesa [Information security as a tool for digital transformation of small business]. Creative Economy. 19 (1). 133-152. (in Russian). doi: 10.18334/ce.19.1.122260.

Myzrova K.A., Myavlina N.Zh., Zakharova Yu.N., Zavodtskov A.S. (2024). Tsifrovye tekhnologii kak faktor ustoychivogo razvitiya malogo biznesa [Digital technology as a factor of sustainable development of small businesses]. Creative Economy. 18 (9). 2193-2210. (in Russian). doi: 10.18334/ce.18.9.121528.

Myzrova K.A., Panko Yu.V., Ovchinnikova S.V., Bryukhachev V.A. (2024). Tsifrovaya transformatsiya malogo biznesa: vozmozhnosti, perspektivy i prepyatstviya [Digital transformation of small business: opportunities, prospects and obstacles]. Creative Economy. 18 (12). 3251-3268. (in Russian). doi: 10.18334/ce.18.12.122173.

Myzrova K.A., Spektor A.A., Zavodtskov A.S. (2024). Malyy biznes: tendentsii, perspektivy, usloviya razvitiya [Small business: trends, prospects, and conditions for development]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (5). 2141-2158. (in Russian). doi: 10.18334/epp.14.5.120885.

Nabok O.A. (2021). Tsifrovaya kultura. Mekhanizmy formirovaniya tsifrovoy kultury [Digital culture.Mechanisms for the formation of digital culture]. Digital. (1). 6. (in Russian).

Prigogine I. (1989). The Philosophy of Instability

Rastova Yu.I., Salimyanova I.G., Rastov M.A. (2022). Tsifrovaya kultura kak antetsedent uspeshnoy tsifrovoy transformatsii organizatsii [Digital culture as an antecedent of successful digital transformation of an organization]. Proceedings of St. Petersburg University of Economics. (4). 156-160. (in Russian).

Savichev V.A. (2015). Faktory i usloviya ustoychivogo razvitiya malogo i srednego predprinimatelstva [Factors and conditions sustainable development of small and medium business]. Vestnik Universiteta. (4). 144-149. (in Russian).

Shklyaruk M.S., Garkusha N.S. (2020). Model kompetentsiy komandy tsifrovoy transformatsii v sisteme gosudarstvennogo upravleniya [The competence model of the digital transformation team in the public administration system] (in Russian).

Trofimova N.N. (2023). Tsifrovaya korporativnaya kultura kak element tsifrovoy transformatsii organizatsii [Digital corporate culture as an element of the digital transformation of the organization]. Etnosotsium i mezhnatsionalnaya kultura. (2). 106-113. (in Russian).

Zakharov M.Yu., Starovovytova I.E., Shishkova A.V. (2020). Tsifrovaya kultura - istoricheskiy etap razvitiya informatsionnoy kultury obshchestva [Digital culture - a historical stage in the development of the information culture of society]. Vestnik Universiteta. (5). 200-205. (in Russian).

Страница обновлена: 22.03.2025 в 10:51:57