Problems of implementation and development of knowledge management system in higher education institutions

Okorakova A.A.1
1 Московский государственный технологический университет \"СТАНКИН\"

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 3 (March 2025)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=81460658

Abstract:
The article analyzes the importance of the knowledge management system at the university for the effective implementation of administrative, educational, research and business activities. A conceptual scheme of knowledge flows in the university by type of activity, reflecting its movement, accumulation and reuse, has been formed. The main obstacles to the implementation and development of a knowledge management system have been identified; and approaches to overcoming them have been proposed. A systematic approach to the creation of a knowledge management system is substantiated. The approaches are based not only on traditional types of university activities, but also on new ones, specific to the target business models to which advanced universities are currently transitioning. The article will be of interest to researchers studying the specifics of the introduction and development of a knowledge management system in higher education institutions and the digital transformation of education, as well as to employees of educational institutions.

Keywords: university knowledge management, knowledge management system, implementation and development barrier

JEL-classification: I21, I23, I25, I26, I28



Введение

В процессе цифровизации, стремительного развития технологий и постоянного потока информации, эффективное управление знаниями становится неотъемлемой частью успешной стратегии развития высшего учебного заведения (вуз). Рост конкуренции в сфере высшего образования подталкивает их к расширению направлений деятельности для укрепления своих позиций на рынке, что приводит к увеличению функционала и к усложнению процесса принятия управленческих решений.

Современные вузы уже давно вышли за пределы своей традиционной роли как центров сбора, накопления и передачи знаний. Первая академическая революция конца XIX века ознаменовала переход к активной научной деятельности, а вторая – к ориентации на экономическое развитие и предпринимательство [34]. Сегодня мировые вузы стремятся занять свое место в модели тройной спирали Г. Ицковица, не просто сотрудничать с государством и предприятиями, а выстроить совместную стратегию социально-экономического развития региона [1]. Такая эволюция требует от вузов не только создания новых знаний, но и эффективного их применения в различных секторах экономики. При этом стремление к интеграции в рыночную среду несет как возможности, так и вызовы, влияя на баланс между академической свободой и коммерческими интересами [5]. Чтобы соответствовать требованиям современного рынка, вузы должны развивать свой запас знаний, накапливая их, в том числе интеллектуальный капитал, и поэтому должны непрерывно обучаться. В условиях трансформации высшего образования вузам рекомендуется внедрять системы управления знаниями (СУЗ) для эффективного управления и распространения знаний внутри организации [6].

В настоящее время управление знаниями занимает ключевое место в деятельности вуза, выполняя как основную функцию, так и способствуя укреплению и развития бренда учебного заведения. В последние годы исследования в области управления знаниями проводятся по всему миру, акцентируя внимание на проблемы, связанные с созданием, приобретением, накоплением, хранением, обменом, распространением и внедрением знаний как отдельными лицами, так и группами внутри организации с целью повышения ее эффективности [8, 13, 27, 28, 30, 33]. В статье «Системы управления знаниями в высшем образовании: всестороннее исследование на основе систематического обзора литературы и библиометрического анализа (2019-2023)» представлен анализ научных публикаций и материалов конференций индексируемых Scopus с 2019 по 2023 год, который показывает, что управление знаниями стало критическим инструментом для повышения качества преподавания, обучения и научных исследований в университетах. Оно способствует адаптации высших учебных заведений к внешним изменениям и помогает достигать стратегических целей, включая устойчивое развитие и укрепление международных связей [16]. В то же время исследователями проводятся дискуссии на новые темы, связанные с системами управления знаниями, включая эффективное использование инновационных информационных ресурсов.

Целью настоящего исследования является исследование многоаспектной роли СУЗ в высших учебных заведениях. Особое внимание будет уделено тому, как система поддерживает стратегию развития вуза, улучшая административную, образовательную, научно-исследовательскую и предпринимательскую деятельность

Научная новизна исследования заключается в обосновании системного подхода к формированию модели СУЗ, основанного на организации процесса управления, учитывающего все виды деятельности вуза и тем самым снижающего барьеры внедрения системы управления знаниями.

Авторская гипотеза связана с тем, что при существующих тенденциях развития сферы образования вузы расширяют направления деятельности, которые требуют способности осуществлять не только образовательную и научно-исследовательскую деятельность, но и экспертно-аналитическую, производственную, предпринимательскую и другие. Новые виды деятельности невозможно полноценно реализовывать без внедрения системы управления знаниями.

Методология исследования предполагает системный анализ зарубежной и отечественной литературы, посвященной изучению менеджмента знаний и СУЗ в высших учебных заведениях, сравнительное изучение успешных кейсов создания и развития менеджмента знаний и СУЗ в зарубежных университетах. В ходе работы применялись следующие методы: статистическая обработка данных, сравнение и обобщение, логико-структурный анализ.

Роль системы управления знаниями в деятельности вуза

Управление знаниями играет одну из важных ролей в развитии вуза, так как охватывает разные аспекты административной, образовательной, научно-исследовательской, предпринимательской и других видов деятельности. Организации с комплексной СУЗ являются более инновационными и показывают лучшие финансовые результаты [7]. По данным статистических показателей World Bank EdStats, к 2023 году около 62% университетов мира в той или иной форме используют системы управления знаниями для оптимизации операций и управления исследованиями. В Северной Америке более 78 % университетов отмечают повышение административной эффективности после внедрения СУЗ. В Европе технические университеты, такие как Делфтский технологический университет, используют СУЗ в своих образовательных и административных процессах, что поспособствовало к 30 % увеличению межфакультетского взаимодействия и улучшению качества обучения студентов [43]. Исследования Расмуссена и Андерсена, Морейры и Пассоса, а также Л. Фильо и др. тоже подтверждают положительное влияние управления знаниями на деятельность вузов [22, 26, 32].

Современные вузы представляют собой организации со сложными организационными структурами, которые можно представить как сложные системы, находящиеся в постоянном движении. Результативность этих структур напрямую влияет на качество предоставляемых образовательных услуг, научных исследований, управленческих решений. В настоящее время вузы сталкиваются с растущей сложностью задач: от развития междисциплинарного сотрудничества до управления масштабными исследовательскими проектами. Поэтому оптимизация внутренних процессов становится важной задачей не только для административных органов, но и для каждого подразделения и образовательного учреждения в целом.

Основная цель управления знаниями в высшем образовании - это стабильность вуза и способность эффективно использовать существующие знания, а также подготовка к приобретению новых знаний и развитию компетенций справляться с вызовами [8].

В результате проведенных исследований была разработана концептуальная схема потоков знаний в вузе по видам деятельности (рис. 1).

Рис. 1 Концептуальная схема потоков знаний в вузе по видам деятельности (составлено автором)

Ядро СУЗ вуза содержит структурированные знания, накопленные организацией за все время существования, которые применяются в разных направлениях деятельности. В некоторых вузах разные департаменты, подразделения, кафедры или проекты выполняют схожие задачи или исследования, не имея четкого представления о деятельности друг друга, и не используют накопленный опыт. Это приводит к дублированию усилий и потере ресурсов. Применяя СУЗ, эти избыточности могут быть обнаружены и устранены, что максимизирует эффективность. Оптимизация процессов является еще одной важной задачей СУЗ. Иногда процессы, которые развивались годами, могут стать излишне сложными, забюрократизированными, что приводит к задержкам и ошибкам в деятельности вуза. СУЗ позволяет проанализировать эти процессы, выявить узкие места и разработать более простые и гибкие решения. Эта ясность имеет решающее значение, когда речь идет о распределении ресурсов. Обладая глубоким пониманием потребностей и приоритетов учреждения, можно гарантировать, что каждая инвестиция, будь то в технологии, инфраструктуру или человеческий капитал оказывают максимальное влияние на достижение результатов [29].

Внутренняя коммуникация - основа любой организации. Системное управление знаниями гарантирует, что правильная информация дойдет до нужных людей за требуемое время. Это устраняет путаницу, сводит к минимуму недопонимание и способствует формированию культуры прозрачности и сотрудничества. Исследование М. Кретовича отражает влияние практики управления знаниями на качество обмена знаниями в сфере высшего образования, подчеркивая положительное влияние на сотрудничество и распространение знаний в организации [20].

Вуз, который использует СУЗ для постоянного совершенствования и адаптации к изменяющимся требованиям академической среды, будет восприниматься как прогрессивный и инновационный, что повышает его шансы на привлечение новых талантов и стратегических партнерств, ориентированных на передовые исследования.

В первую очередь СУЗ оптимизирует административную деятельность. Способность анализировать, осознавать и действовать на основе обоснованного принятия решений дает существенное преимущество вузу. Это помогает проводить самооценку, точно определять не только сильные стороны и возможности вуза, но и те области для развития, которые часто остаются незамеченными. Скрытые возможности, при должном внимании и развитии, могут стать важными конкурентными преимуществами. Используя эти «результаты», вуз может разрабатывать актуальные академические программы, привлекать средства на передовые исследования и инновации, укреплять свою позицию в качестве лидера в своей области. Таким образом, университетское управление и организация будет не только более гибкими, но и более точными и успешными.

СУЗ способствует постоянному развитию образовательной деятельности. В условиях глобализации и онлайн-обучения, которые разрушили барьеры в сфере знаний и образования, вузы соревнуются не только в рамках страны, но и на международной арене. Студенты со всего мира оценивают академические возможности на разных континентах, и учебные заведения стремятся занять высокие места в международных рейтингах. В этой динамичной и сложной среде СУЗ выступает в качестве важного катализатора повышения академической конкурентоспособности.

Одним из ключевых аспектов СУЗ в высшем образовании является поддержка эффективного взаимодействия между всеми студентами, научно-педагогическими работниками, учебно-вспомогательным персоналом и администрацией [11]. При рассмотрении образовательного процесса СУЗ позволяет обучающимся и сотрудникам учиться на опыте друг друга, совместно находить решения общих проблемы, что приводит к совершенствованию методов обучения, разработке актуальных учебных программ и общему повешению качества образования [9].

При разработке академических программ СУЗ может дать ценную информацию о возникающих тенденциях в отрасли, требованиях к работе и меняющихся ожиданиях студентов. Эти аналитические данные позволяют университетам создавать учебные программы, которые актуальны не только в настоящий момент, но и подготавливают сотрудников образовательных учреждений к решению задач будущего [9].

СУЗ повышает качество процессов научно-исследовательской деятельности вуза. На сегодняшний день вузы занимают центральное место в создании инноваций, разработке новых технологий, поэтому СУЗ незаменимы для управления огромными объемами данных, которые генерируются в научном обществе. СУЗ помогает организовывать и централизовать исследовательские данные, что позволяет выявлять новые тенденции, находить партнеров и определять возможности финансирования. Высшие учебные заведения должны обладать более передовыми технологиями и развиваться быстрее, чем предприятия, поскольку их задача — предлагать инновационные решения и продуктивное сотрудничество с рынком [14]. Исследование, проведенное в одном из индонезийских университетов, показало, что CУЗ положительно и значительно повлияла на качество исследований в учебном заведении. Такие факторы, как экспертные группы, совместные исследования и партнерство с внешними учреждениями, обеспечили повышение способности сотрудников генерировать идеи и участвовать в исследовательской деятельности [3].

СУЗ оказывает значительное влияние на предпринимательскую деятельность, способствуя развитию инноваций, повышению конкурентоспособности и улучшению взаимодействия с бизнес-сообществом. Основной момент заключается в том, что адаптивность к рынку — это не просто реакция на изменения, а способность предугадывать, понимать и, в конечном итоге, возглавлять эти изменения. СУЗ, с ее структурированным подходом к сбору, анализу и применению информации, позволяет вузам делать именно это, генерировать новые идеи, создавать востребованные продукты и услуги. Компании получают доступ к актуальным исследованиям и инновационным решениям, а вузы – к финансированию и практическому опыту.

Таким образом, сегодня образовательные учреждения по всему миру благодаря СУЗ становятся более предприимчивыми, разносторонними, адаптивными, так как хотят оставаться востребованными у абитуриентов, компаний и государства.

Одним из самых популярных инструментов СУЗ является создание инновационных платформ. Например, в Массачусетском технологическом институте (MIT) используют свою платформу открытого доступа MIT OpenCourseWare как часть своей стратегии управления знаниями [25]. Платформа позволяет беспрепятственно делиться учебными материалами, делая образовательные ресурсы доступными по всему миру и расширяя возможности для сотрудничества с другими учреждениями. Это поддерживает миссию MIT по продвижению знаний и обучению студентов через инновации, обеспечивая свободный доступ к знаниям. Другой пример, Стэнфордский цифровой репозиторий (The Stanford Digital Repository) поддерживает управление научными информационными ресурсами, представляющими ценность для вуза [39]. Преподаватели, студенты и исследователи, а также ученые по всему миру, используют сервисы SDR для сохранения и распространения результатов своей работы. Интеграция таких репозиториев показывает, как вузы могут организовывать и систематизировать большие объемы исследовательских данных, одновременно увеличивая видимость и полезность академических работ.

В целом, внедрение систем управления знаниями в высших учебных заведениях по всему миру привело к значительному повышению административной эффективности, межфакультетского взаимодействия и общей академической успеваемости. Кроме внутренних задач, СУЗ способствует взаимодействию с внешними партнерами, такими как промышленные предприятия, государственные органы и сообщества выпускников.

Барьеры внедрения системы управления знаниями в вузе и подходы к их преодолению

Исследования в области проектирования, внедрения и развития СУЗ в высших учебных заведениях позволили определить наиболее часто встречающиеся барьеры [17, 21, 41].

1. Низкая вовлеченность администрации в развитие СУЗ является барьером, который приводит к нежеланию сотрудников участвовать в процессах создания, передачи и использования знаний, следовательно делает невозможным эффективное функционирование СУЗ. Для преодоления барьера административно-управленческий персонал должен осознавать ценность знаний как стратегического ресурса, который помогает вузу адаптироваться к изменяющимся условиям и обеспечивать конкурентоспособность.

2. Отсутствие организационной культуры знаний, широко исследуется как барьер, препятствующий управлению знаниями, созданию знаний, их обмену и передаче в высших учебных заведениях [19, 31, 38]. Отсутствие открытой, дружественной и поддерживающей среды у сотрудников ухудшает эффективность СУЗ, так как сотрудники должны доверять друг другу, стремиться к совместной работе, легко создавать и делиться знаниями [24, 40]. Некоторые вузы устраняют этот барьер, неформально практикуя обмен опытом, частично используя СУЗ в отдельных бизнес-процессах, но для того, чтобы это стало частью официальной стратегии управления знаниями, вузы должны предпринять шаги по формализации этой практики и закрепить её в своих нормативных актах. Разработка четких политик и рекомендаций по управлению знаниями, включая определение ролей и обязанностей, поможет также упростить процессы и обеспечить согласованность.

Преподавательский состав должен быть мотивирован обучать молодых ученых, что помогает сохранить знания, приобретенные опытными профессорами, которые могут покинуть систему. В этой связи вузам следует разработать политику, стимулирующую опытных преподавателей передавать знания новичкам [36]. Также необходимо уделить внимание планированию преемственности, которое является важным способом сохранения и передачи знаний среди сотрудников образовательных учреждений [42].

3. В настоящее время отсутствие информационных технологий является серьезным барьером, который не позволяет создать СУЗ [37]. Технологии рассматриваются как ключевой фактор, способствующий развитию, управлению, созданию новых знаний и их обмену в вузах [15, 31]. Общепризнано, что использование соответствующих информационно-коммуникационных технологий может помочь вузам трансформироваться в организации, ориентированные на управление знаниями. На данный момент многие вузы используют устаревшие системы, которые несовместимы с современными платформами СУЗ. Интеграция новых технологий с существующей инфраструктурой иногда является долгим и дорогостоящим процессом.

Для успешного преодоления этого барьера внедрения СУЗ важным элементом является инвестирование в соответствующую технологическую инфраструктуру и ресурсы для эффективной интеграции и использования платформ СУЗ. Учреждения должны предоставить необходимое обучение и поддержку преподавателям, сотрудникам и студентам для повышения их цифровой грамотности и навыков работы с СУЗ [36]. Внедряя инновационные системы и передавая культурные и технологические знания, они будут способствовать разработке эффективных стратегий обучения персонала, обмену практическим опытом, продвижению стандартизации и повышению уровня передового опыта во всем учреждении.

4. Отсутствие вознаграждения и стимулирующих механизмов при внедрении и развитии СУЗ делают невозможным транслирование сотрудникам ценностей корпоративной культуры знаний. Важность этого аспекта заключается в том, что отсутствие стимулов снижает мотивацию к активному участию сотрудников в процессах создания и обмена знаний, особенно если это не отражается на их карьерном росте или не приводит к материальным и/или нематериальным поощрениям. Кроме того, отсутствие стимулов для активного участия в поддержке и развитие СУЗ способствует формированию пассивной корпоративной культуры, в которой сотрудники ориентируются на выполнение своих непосредственных обязанностей, не включая в работу обмен знаниями.

Исследования показали, что ключевыми факторами, влияющими на изменение культуры обмена знаниями, являются вознаграждения, признание и продвижение по службе: 53,3% респондентов согласились с тем, что обмен знаниями зависит от личного настроя, в то время как оставшиеся 46,7% были либо не уверены, либо не поддержали данное мнение. Важность вознаграждений была подтверждена 91,7% участников, 95% респондентов также отметили, что признание способствует к повышению лояльности. Более того, 80% участников заявили, что признание помогает в удержании и вовлечении сотрудников, 88,3% согласились с тем, что признание помогает привлечь талантливых специалистов, а 68,3% полагают, что продвижение по службе способствует повышению лояльности [23].

В итоге, можно заключить, что вознаграждения, признание, продвижение по службе и разного вида бонусы играют важную роль в развитии культуры обмена знаниями. Перекрестное сотрудничество способствует обмену идеями, опытом и освоению новых навыков или методов, которые затем могут быть переданы коллегам в подразделении, что способствует расширению базы знаний учреждения [4].

5. Отсутствие взаимодействия с внешними стейхолдерами негативно влияет на построение СУЗ с актуальной информацией. Без взаимодействия с внешней средой вуз станет неконкурентоспособным по всем направлениям деятельности. Д. Гимон выделяет несколько препятствий, таких как различия в исследовательских приоритетах вузов и компаний, а также различия в конечных целях (например, публикации в научных журналах против разработки новых продуктов) [12]. В вузах развивающихся стран эти проблемы становятся более острыми, так как часто они зависят от государства в вопросах разработки нормативно-правовой базы и системы стимулирования сотрудничества. Ограниченные бюджеты заставляют государство, бизнес и вузы выбирать между совместными проектами в области образования или науки, а также между сотрудничеством с крупными корпорациями или стартапами [12]. По мнению Д. Гертнера для обеспечения полноценного взаимодействия между академической средой и бизнесом требуется время, пространство, СУЗ, чтобы сформировать общее виденье долгосрочного плодотворного сотрудничества с учетом интересов друг друга [10].

6. Отсутствие физической инфраструктуры является еще одним из важных барьеров на пути к внедрению и использованию СУЗ [41]. Для успешного функционирования СУЗ необходимы рабочие пространства (коворкинги, конференц-залы, лаборатории, библиотеки и др.), способствующие взаимодействию между студентами, преподавателями, сотрудниками. Отсутствие таких пространств может привести к фрагментации знаний, снижению продуктивности совместной работы и усложнению передачи информации между подразделениями. Передовые вузы устраняют этот барьер с помощью системного подхода к выбору элементов инфраструктуры, которые поддерживают процессы управления знаниями.

7. Высокие первоначальные затраты и распределение ресурсов могут стать одним из главных барьеров при внедрении СУЗ в вузах. Лицензирование, инфраструктура и постоянные затраты на обслуживание могут быть чрезмерно дорогими для многих учреждений, особенно в развивающихся странах [2]. Вузы часто сталкиваются с необходимостью балансировать свои ограниченные бюджеты между инвестициями в технологии и другими актуальными потребностями. Одним из инструментов ликвидации этого барьера является вхождение вуза в число организаций, обеспечивающих реализацию федеральных и других приоритетных программ и проектов государства.

Таким образом, образовательным организациям необходимо учитывать существующие барьеры при разработке СУЗ, чтобы сформировать стратегию по их преодолению, а также повысить эффективность процессов менеджмента знаний.

Заключение

В качестве подведения итогов можно сказать, что в современном мире, где доступ к образованию и знаниям стал легче, чем когда-либо, вузам необходимо выйти за пределы привычных рамок, чтобы стать уникальными. Система управления знаниями, с ее аналитическим и проактивным подходом, предоставляет образовательным учреждениям необходимые инструменты для повышения их конкурентоспособности и устойчивого положения на международной арене.

Для разработки типовой методики внедрения эффективной СУЗ в вуз необходимо проводить дополнительные исследования. Важно выявлять и изучать лучшие практики и разрабатывать стратегии, которые будут учитывать особенности проблем, с которыми сталкиваются вузы. Сосредоточив внимание на рациональности управленческих решений, корпоративной культуре, технологиях, результативности взаимодействия с внешними партнерами возможно оптимизировать процессы внедрения и повысить эффективность СУЗ, что приведет к усовершенствованию практик управления знаниями и в конечном итоге принесет пользу всей системе высшего образования.


References:

Almudallal A. W., Muktar S. N., Bakri N. (2016). Knowledge management in the palestinian higher education: A research agenda International Review of Management and Marketing. 6 (4). 91-100.

Asiedu N. K., Abah M., Dei D. G. J. (2022). Understanding knowledge management strategies in institutions of higher learning and the corporate world: A systematic review Cogent Business & Management. 9 (1). 2108218.

Aulawi H. (2021). The impact of knowledge sharing towards higher education performance in research productivity International Journal of Sociotechnology and Knowledge Development.

Bano S., Taylor J. (2015). Universities and the knowledge-based economy: perceptions from a developing country Higher Education Research & Development. 34 (2). 242-255.

Bharati P., Zhang W., Chaudhury A. (2015). Better knowledge with social media? Exploring the roles of social capital and organizational knowledge management Journal of Knowledge Management. 19 (3). 456-475.

Camacho H., Coto M., Jensen S. P. (2021). Participatory methods to support knowledge management systems design in educational environments International Journal of Knowledge Management Studies. 12 (1). 34-54.

Effra A. Haqani (2015). Review of Knowladge Management in Higher Education International Journal of Science and Research (IJSR).

Eftekharzade S.F. (2011). The Presentation of a Suitable Model for Creating Knowledge Management in Educational Institutes (Higher Education) Procedia-Social and Behavioral Sciences. 29 1001-1011.

Faldesiani R., Senen S. H. (2024). Knowledge Management Systems in Higher Education: A Comprehensive Study through Systematic Literature Review and Bibliometric Analysis (2019-2023) The Eastasouth Management and Business. 2 (02). 184-201.

Faradillah F., Ermatita E., Rini D. P. (2020). Knowledge management barriers in higher education: Strategic issues at Private university Sriwijaya International Conference on Information Technology and Its Applications (Siconian 2019). 189-193.

Ferraresi A. A. (2012). Knowledge management and strategic orientation: leveraging innovativeness and performance Journal of Knowledge Management. 16 (5). 688-701.

Gamboa A. J. P., Cano C. A. G., Castillo V. S. (2022). Decision making in university contexts based on knowledge management systems Data and Metadata. 1 92-92.

Gertner D., Roberts J., Charles D. (2011). University‐industry collaboration: a CoPs approach to KTPs Journal of Knowledge Management. 15 (4). 625-647.

Grybauskienė I., Jankauskienė Ž., Kubilienė E. (2019). The impact of knowledge management on sustainable activities of higher education institution Eureka: Social and Humanities. (3). 17-29.

Guimón J. (2013). Promoting university-industry collaboration in developing countries World Bank. 3 12-48.

Iqbal Amjad (2021). Innovation speed and quality in higher education institutions: the role of knowledge management enablers and knowledge sharing process J. Knowl. Manag. (25). 2334-2360.

Kretovics, M. (2018). Knowledge management practices and their impact on knowledge sharing: Case of higher education institutions Journal of Organizational Knowledge Management. 1-10.

Leal Filho W., Azeiteiro U. M., Alves F., Pace P., Mifsud M. (2020). Knowledge management and higher education institutions: A bibliometric study Sustainability. (12). 4374.

MIT OpenCourseWare. Retrieved February 15, 2025, from https://ocw.mit.edu/about/#

Mavodza J., Ngulube P. (2013). Knowledge management practices at an institution of higher learning South African Journal of Information Management. 15 (1). 1-8.

Mazorodze A. H., Mkhize P. (2022). Factors and variables to promote a knowledge-sharing culture change in higher education institutions of developing countries South African Journal of Information Management. 24 (1). 1491.

Moreira A. C., Passos A. M. (2019). Knowledge management and university performance: A qualitative study International Journal of Educational Management. (33). 80-94.

Naser S. S. A., Al Shobaki M. J., Amuna Y. M. A. (2016). Promoting knowledge management components in the Palestinian higher education institutions-a comparative study International Letters of Social and Humanistic Sciences. 73 42-53.

Putra A. S., Febriani O. M. (2017). Knowledge Management Online Application in PDAM Lampung Province Proceeding International Conference on Information Technology and Business. 181-187.

Pérez Gamboa A. J. (2022). La orientación educativa universitaria en Cuba: situación actual en la formación no pedagógica Conrado. 18 (89). 75-86.

Ramachandran S., Chong S. C., Wong K. Y. (2013). Knowledge management practices and enablers in public universities: A gap analysis Campus-Wide Information Systems. 30 (2). 76-94.

Rasmussen R. L., Andersen E. (2019). Knowledge management and knowledge transfer in a Danish university context: A qualitative study Journal of Knowledge Management. 23 (5). 876-892.

Rivera G., Rivera I. (2016). Design, measurement and analysis of a Knowledge Management model in the context of a Mexican University Innova. 26 (59). 21-34.

Schmitz A. (2014). Universities as knowledge intensive business services–a systematic literature review and a case study of a research group International Journal of Engineering and Innovative Technology. 3 (7). 40-47.

Srivastava P., Sehgal T., Jain R., Kaur P., Luukela-Tandon A. (2024). Knowledge management during emergency remote teaching: an interpretative phenomenological analysis of the transition experiences of faculty members Journal of Knowledge Management. 28 (11). 78-105.

Srivichai P. (2012). Integrated knowledge management system based mentoring for new university staff development 2011 Ninth International Conference on ICT and Knowledge Engineering. – IEEE. 150-155.

Stankosky M. (2005). Creating the Discipline of Knowledge Management, Elsevier Butterworth-Heinemann

The Stanford Digital Repository. Retrieved February 15, 2025, from https://sdr.library.stanford.edu

Tian J., Nakamori Y., Wierzbicki A.P. (2009). Knowledge management and knowledge creation in academia: a study based on surveys in a Japanese research university Journal of Knowledge Management. (2). 76-92.

Tsaregorodtseva O. V., Miklashevsky A. A. (2015). Different languages, same sun, and same grass: Do linguistic stimuli influence attention shifts in Russian? Procedia-Social and Behavioral Sciences. 215 279-286.

Veer Ramjeawon P., Rowley J. (2017). Knowledge management in higher education institutions: enablers and barriers in Mauritius The Learning Organization. 24 (5). 366-377.

Wamundila S., Ngulube P. (2011). Enhancing knowledge retention in higher education: A case of the University of Zambia South African Journal of Information Management. 13 (1). 1-9.

World Bank Group. The World Bank Group A to Z 2016World Bank Publications, 2016. Retrieved February 25, 2025, from https://databank.worldbank.org/Machine-Learning-Education3-/id/450798bb?utm_source=chatgpt.com

Страница обновлена: 06.05.2025 в 10:30:12