Formation of criteria for the quality of municipal territory management in the market economy based on the process approach
Servatinskiy V.V.1, Burov V.Yu.2
1 Сибирский федеральный университет
2 Забайкальский государственный университет
Journal paper
Shadow Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 9, Number 1 (January-March 2025)
Abstract:
The article discusses the importance of adapting the use of ISO 9001 series quality standards and their predictive value for improving the quality of life and developing the economic potential of the municipal territory, taking into account the market economy in the Russian Federation based on the process approach.
These standards can be considered as a tool aimed at reducing the scale of shadow economic relations.
The urgency of this problem increases in view of the fact that corruption in market conditions has increased dramatically. And this requires the embedding of anti-corruption mechanisms. The ISO 9001:2000 standard summarizes and systematizes the global experience of effective management. The standard has no restrictions on the scope of application. It is recommended for industrial enterprises as well as for state and municipal authorities. The norms of the standard reflect the minimum requirements imposed on local self-governments worldwide. In this logic, the mandatory certification of municipalities for compliance with the requirements of the ISO 9001:2000 standard can serve as an objective assessment of their activities.
Keywords: local self-government, market economy, ISO 9001 series quality standard, population needs, process approach, corruption, shadow economy
JEL-classification: H75, H76, D73, O17
Современная, сложная и динамично развивающаяся, а главное - изменяющаяся рыночная среда требует от всего общества в целом и от органов местной власти в частности постоянного совершенствования, существующих систем управления и развития информационных систем их поддержки. Успешным инструментом развития в любой организации , независимо от формы собственности и направления (и в том числе от органов местного самоуправления) деятельности можно назвать методологию использования стандарты качества серии ИСО 9001.
ISO 9001 – это признанный во всем мире стандарт управления качеством. Он помогает организациям всех размеров и отраслей улучшать свою работу, соответствовать ожиданиям клиентов и демонстрировать свою приверженность качеству. Его требования определяют порядок создания, внедрения, поддержания и постоянного улучшения системы менеджмента качества (СМК) [1].
Внедрение стандарта ISO 9001 означает, что в вашей организации применяются эффективные процессы и обучен персонал, что позволяет раз за разом поставлять безупречную продукцию или услуги.
Важным направлением формирования успешной системы управления развитием муниципальной территории, в том числе снижения рисков присутствия коррупционных отношений, является использование процессного подхода к организации и управлению территорией.
Стандарты серии ISO 9000 – это стандарты по формированию Системы Менеджмента Качества (СМК), применяемые к любой области экономики и распространяющиеся на предприятия с любыми видами деятельности. В настоящее время в зарубежной практике существует опыт применения стандартов ISO серии 9000 в органах государственной власти и местного самоуправления [6].
Современные условия деятельности Российского государства, основанные на рыночных принципах организации общества, как никогда остро ставят вопрос о выборе наиболее эффективных для нашей страны форм взаимодействия и самоорганизации (самоуправления) органов местной власти, носителей экономического потенциала (бизнес структур) и самих жителей. Актуальность данной проблемы возрастает в свете того, что в рыночных условиях резко усилились коррупционные проявления. И это требует встраивания антикоррупционных механизмов [4].
Превалирующий сейчас структурно - отраслевой подход основан на использовании различных типов организационной структуры управления муниципалитетом, и, как правило, иерархической. В этом случае организация и управление деятельностью осуществляется по структурным элементам (управлениям, отделам, департаментам, и т.п.), а взаимодействие структурных элементов - происходит через руководителей структурных подразделений и иных должностных лиц (начальников, отделов, управлений и пр.), а так же структурные подразделения более высокого уровня.
Большинство органов самоуправления с целью разработки эффективной и надежной системы менеджмента качества услуг используют стандарт ГОСТ Р 52614.4-2016. Применение принципов этого документа повышает качество клиентского обслуживания и способствует укреплению доверия населения.
На территории РФ система менеджмента в органах местного самоуправления используется добровольно (по собственному желанию компаний), однако это случается достаточно часто, так как наличие этой системы и оформленного сертификата позволяет получить определенные преимущества
Указанный государственный стандарт разрабатывался на основании положений международного стандарта ИСО 9001, который, в свою очередь, является базовым документом любых систем менеджмента качества [10].
Спецификой муниципального управления объясняться такие недостатки существующего структурно-отраслевого подхода к организации и управлению деятельностью муниципалитета можно определить такие как:
· деление «технологического» цикла выполнения работы на отдельные, как правило, не очень четко связанные между собой элементы, которые выполняются различными структурными подразделениями;
· отсутствие единого описания всего «технологического» цикла работы, как правило, это существует только на уровне структурных подразделений;
· отсутствие ориентации на внешнего потребителя (жителя), а также внутренних получателей промежуточных результатов работы;
· достаточно высокие накладные расходы на содержание управленческого аппарата;
· низкая эффективность информационной поддержки, объясняемая недостаточным уровнем автоматизации деятельности всех рабочих мест и неудачными попытками внедрения в муниципалитетах специализированных информационных программ.
«В современных условиях государственный сектор сталкивается с необходимостью непрерывного совершенствования методологии функционирования систем государственного и муниципального управления с целью более эффективного реагирования на вызовы современного общества. При этом процессный подход привлекает все большее внимание как методологическая и организационная основа функционирования государственных институтов, нацеленная на достижение эффективности и результативности основных процессов органов власти, а также повышение адаптивности к изменениям внутри и вне государственных структур» [5].
По-иному происходит использование процессного подхода. Этот метод ориентирован, изначально, не на организационную структуру муниципалитета (организации), а на «бизнес-процессы» происходящие на территории муниципального образования, конечными целями которых будет создание востребованных продуктов или услуг, представляющих ценность для внешних и внутренних потребителей.
Если принять за основу понятие бизнес-процесса, как процесса использования финансовых и иных ресурсов в целях развития компании (организации или территории), то условно понимая под финансовыми и иными ресурсами возможности бюджета муниципального образования, а под «развитием компании» - развитие муниципального образования в целом и создание благоприятных условий проживания для жителей конкретной территории, то определение бизнес-процесс будет легитимным и в нашем случае. Назовем условно данный вид процесса «муниципальный бизнес-процесс - МБП».
В таком случае, бизнес-процессы существуют внутри любой организации, не зависимо от того, какую продукцию или услугу компания производит, то данное выражение будет приемлемо и для муниципальной территории. Однако нельзя забывать о том, что, в большинстве организаций (территорий), внутреннее состояние может иметь следующий вид:
1. Бизнес-процессы либо очень фрагментированы, либо границы процессов определены не корректно, это напрямую актуально и для нашего случая, поскольку все. МБП сегодня «разобщены» происходят по большей части независимо друг от друга;
2. Бизнес-процессы не формализованы и не описаны, то есть не имеют установленного способа выполнения действий (процедуры), в данном случае речь, в муниципальном образовании, идет в том числе о не совершенной системе информационного обеспечения (отсутствие корректной системы информационного сопровождения муниципального управления с учетом специфики территории)
3. Не всегда понятно, кто же отвечает за конечный результат процесса (Бизнес-процессы не имеют своего владельца (хозяина), либо владелец (хозяин) не имеет полномочий для проведения корректирующих и предупреждающих действий или очень опосредованно влияет на выделение ресурсов (в том числе и финансовых). Поскольку права распоряжения финансовыми и иными ресурсами сегодня делегированы руководству органов власти (администрация, глава которой работает по контракту или совету, который сформирован по партийной принадлежности), то население, как «хозяин» «де-юре» может весьма опосредованно влиять на обозначенный процесс.
4. Недостаточность или переизбыток точек контроля (или согласования) внутри бизнес-процесса, что, при отсутствии контроля приводит к хаосу и неуправляемости, а, при их избытке, к бюрократизации системы. В данном случае речь идет о, на самом деле жесткой вертикали власти и недостаточной самостоятельности местной власти.
5. Информационное обеспечение бизнес-процессов неэффективно (нарушены целостность и полнота, а так же своевременность поступления информации) Уникальность каждого муниципального образования на взгляд авторов неоспорима и эффективное управление не возможно без эффективного информационного обеспечения.
Но, тем не менее, к процессному управлению чаще всего обращаются руководители, которые с одной стороны имеют потенциал для роста и развития, а с другой стороны - этот потенциал близок к истощению. Это вполне объяснимо тем, что процессный подход рассматривается как один из возможных инструментов совершенствования деятельности муниципального образования.
В такой ситуации, руководители, при внедрении процессного подхода, предполагают решение вот каких проблем:
1. Улучшение управляемости (повышение эффективности системы отчетности, формирование «прозрачной» управленческой системы, а так же уменьшение времени для прохождения процедур принятия управленческих решений), что уменьшает и риски коррупционных отношений.
2. Уменьшение воздействия «человеческого фактора» при управлении муниципальным образованием.
3. Уменьшение бюджетных расходов за счет снижения затратной части бюджета.
4. Снижение вероятности коррупционных связей и соответственно доли теневой экономики.
Далее рассмотрим некоторые алгоритмы решения указанных проблем при использовании процессного подхода в муниципальном управлении
I. Повышение управляемости при внедрении процессного подхода.
Здесь, с одной стороны мы видим, что каждый процесс, происходящий «внутри» должен иметь:
· Соответствующим образом оформленную документацию, которая описывает технологию работы (процедуру или установленный способ выполнения процесса).
· Легитимного владельца (хозяина) процесса – должностное лицо, имеющего в своем распоряжении ресурсы, обладающего достаточными полномочиями и несущему соответственную ответственность за качество и результативность процесса.
· Адекватную систему критериев оценки успешности или не успешности процесса – покажут муниципальные статистические данные об фактическом положении дел в МО и оценка удовлетворенности жителей конкретной территории (социологические опросы).
· Соответствующие ресурсы: персонал, «производственную» среду и существующую инфраструктуру (в соответствии с ISO 9001:2000 Системы Менеджмента Качества. Требования.), это информация о поставщиках и партнерах, и конечно состояние муниципальных финансов (в соответствии с ISO 9004:2000 Системы Менеджмента Качества. Рекомендации по улучшению деятельности.).
Стандарт ISO 9001:2000 раскрывает в обобщенном и систематизированном виде мировой опыт эффективного управления (менеджмента). [9]
Стандарт не имеет ограничений по сферам применения. Он рекомендован как для промышленных предприятий, так и для органов государственного и муниципального управления. Нормы стандарта отражают минимальные требования, которые предъявляются во всем мире к органам местного самоуправления.
Его особенностью является то, что он предъявляет требования не к качеству продукции или услуг, а к качеству управления предприятием или организацией. Оценивает качество работы любой организации только потребитель (клиент). Для органов местного самоуправления основными клиентами являются: население и другие органы власти. Целью функционирования любого органа власти должно быть удовлетворение требований их «клиентов». Поэтому первое, что должен сделать любой местный орган самоуправления - это выявить и установить требования и потребности своих клиентов.
В данной логике обязательная сертификация муниципальных образований, на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2000, может служить объективной оценкой их деятельности.
Несмотря на то, что еще в 2009 году окончательно вступил в действие Федеральный Закон № 131 «Об общих принципах местного самоуправления», фактический опыт показывает, что до сих пор муниципалитеты сталкиваются с большими проблемами при реализации ФЗ № 131 [11]
Закон предусматривает разграничения полномочий уровней власти, он изменил приоритеты и критерии оценки эффективности работы муниципальных администраций. Теперь основной задачей ставиться развитие и достижение экономической устойчивости и наращивания потенциала муниципального образования основываясь на деятельности компаний малого и среднего бизнеса.
Администрации же муниципальных образований по факту недостаточно подготовлены к решению таких задач. Им требуется методическая и консультационная помощь в планировании их деятельности, разработки стратегий развития, а так же помощь в освоении современных информационных технологий.
Однако необходимо отметить тот факт, что объективная необходимость формулирования критериев качества управления на муниципальном уровне привела к тому, что Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 1863-ст. [3].
Был утвержден Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р 52614.4-2016/ИСО 18091:2014 Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ИСО 9001 в органах местного самоуправления (от 01.12. 2017 г) [2].
Целью настоящего стандарта является разработка рекомендаций по внедрению системы менеджмента качества, соответствующей требованиям ИСО 9001 в органах местного самоуправления.
Однако данный «стандарт не содержит конкретных требований к другим системам менеджмента, таким как менеджмент охраны окружающей среды, менеджмент профессионального здоровья и безопасности, финансовый менеджмент или менеджмент рисков. Однако стандарт позволяет организации согласовать или интегрировать свою собственную систему менеджмента качества с другими системами менеджмента с соответствующими требованиями. Организация может адаптировать действующую(ие) систему(ы) менеджмента для создания системы менеджмента качества, соответствующей требованиям настоящего стандарта» [2] - что на взгляд авторов не может обеспечить эффективность развития муниципального образования в полной мере, поскольку именно в муниципалитете происходят все те процессы, которые самым оперативным (а стало быть, и качественным) образом влияют на его (муниципалитета) развитие.
Так же следует отметить и тот факт, что на основании приказа Росстандарта от 03.10.2024 N 1371-ст данный приказ (Национальный стандарт) будет признан утратившим силу с 01 ноября 2025 года, что еще раз подтверждает важность задачи, и необходимость оперативных поправок в действующие правила процессного управления муниципальной территориями в условиях рыночной экономики. [5]
Каковы задачи и приоритеты, необходимые для решения задач повышения эффективности управления и самоуправления и что это даст для повышения качества жизни и комфортности проживания для населения?
Примерный алгоритм действий нам видеться следующим образом:
1) Развить местное самоуправление
2) Согласовать стратегии развития. Определить конкретные цели в деятельности муниципальных органов власти.
3) Согласовать деятельность различных уровней власти с программой развития муниципальных образований
4) Создать систему взаимодействия различных уровней власти ориентированную на планы стратегического развития муниципальных образований
5) Повысить прозрачность и доступность информации о результатах деятельности местных органов самоуправления
6) Повысить ответственность всех уровней власти перед населением муниципальных образований
Этапы внедрения СМК
Внедрение системы менеджмента качества в администрациях муниципальных образований включает следующие этапы:
– Разработка плана создания системы менеджмента качества;
– Создание систему взаимодействия различных уровней власти ориентированную на планы стратегического развития муниципальных образований
– Повышение прозрачность и доступность информации о результатах деятельности местных органов самоуправления
– Повысить ответственность всех уровней власти перед населением муниципальных образований
– Повышение информированности населения так же будет являться успешным инструментом противодействия коррупции в органах местного самоуправления
Исходной точкой авторы предлагают использовать восемь принципов менеджмента качества определены в ИСО 9000:2000 «Системы менеджмента качества — Основные положения и словарь» и в ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества - Руководящие указания по улучшению деятельности».
Но адаптировать эти классические принципы в следующей редакции:
Принцип 1 - Ориентация на потребителя
Принцип 2 - Лидерство руководителей
Принцип 3 - Вовлечение работников
Принцип 4 - Процессный подход
Принцип 5 - Системный подход к менеджменту
Принцип 6 - Постоянное улучшение
Принцип 7 - Основанный на фактах подход к принятию решений
Принцип 8 - Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Принцип 1 - Ориентация на потребителя (п.5.2 МС ИСО 9001:2000) [8]
Потребители — в данном случае это жители муниципальной территории — именно они и есть главный источник ресурсов территории. Развитие территории напрямую зависят от своих жителей, и поэтому руководителям органов ТОС и МСУ нужно точно понимать текущие и будущие потребности населения, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. Именно поэтому нельзя ограничиваться простым удовлетворением формальных требований жителей, зафиксированных в уставе, договорах, технических условиях или иных документах.
Удовлетворенность жителей следует определенным образом измерять и оценивать, а система качества должна содержать механизм выработки корректирующих действий в необходимых случаях. Все муниципальные служащие должны знать и понимать потребности и ожидания населения.
НАДО УМЕТЬ ПРОГНОЗИРОВАТЬ НЕВЫСКАЗАННЫЕ ПОЖЕЛАНИЯ ГРАЖДАН, ЧТО ПОЗВОЛИТ МАКСИМАЛЬНО ПОЛНО УДОВЛЕТВОРЯТЬ ЭТИ ПОЖЕЛАНИЯ.
Ключевые выгоды:
1. Повышение предпринимательского оборота и уменьшение доли безработных граждан, достигнутые за счет гибкой и быстрой реакции на рыночные возможности;
2. Более результативное использование ресурсов муниципальной территории для повышения удовлетворенности жителей;
3. Повышение гражданской активности жителей, приводящая к более плодотворному сотрудничеству
Применение подхода "ориентация на потребителя" обычно приводит к:
1. Изучению и пониманию потребностей и ожиданий населения
1. Обеспечению уверенности в том, что цели органов МСУ связаны с потребностями и ожиданиями жителей
2. Передаче (распространению) информации о потребностях и ожиданиях граждан по всей муниципальной территории.
3. Измерению удовлетворенности населения основанным на полученных результатах
4. Системному подходу к менеджменту взаимоотношений с жителями
5. Обеспечению сбалансированного подхода при удовлетворении интересов граждан и других заинтересованных сторон (таких как собственники, работники, поставщики, кредиторы, местные круги и общество в целом)
Применение этого принципа предполагает:
• понимание всего диапазона потребностей и ожиданий жителей относительно услуг, дисциплины поставки, цены, надежности и т.д.;
• обеспечение сбалансированного подхода к потребностям и ожиданиям населения и других заинтересованных лиц (владельцев, сотрудников, поставщиков местного сообщества и общества в целом);
• доведение этих потребностей и ожиданий до сведения всех муниципальных служащих;
• измерение удовлетворенности граждан и соответствующие действия на основе результатов этого измерения;
• управление отношениями с населением.
Успешное применение принципа дает следующие преимущества:
•для формулировки политики и стратегии - потребности граждан и других заинтересованных сторон становятся понятными для всех в органах управления территорией;
• для установления целей и показателей - достигается непосредственная связь этих целей и показателей с потребностями и ожиданиями населения;
• для оперативного управления - улучшение показателей орган ведет к удовлетворению потребностей населения;
• для управления людскими ресурсами - гарантируется, что муниципальные служащие знают требования населения и умеют их удовлетворять.
Принцип 2 - Лидерство руководителей
Руководители устанавливают единство цели и направления деятельности и развития территории. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой муниципальные служащие могут стать полностью вовлеченными в деятельность по достижению целей органа управления муниципальной территории. Определение руководством муниципалитета долгосрочной политики и миссии органа управления по вопросам качества и трансформация этой политики в измеряемые цели и задачи.
Ключевые выгоды:
1. Муниципальные служащие будут понимать цели и задачи органа управления и будут мотивированы на их достижения
2. Различные виды деятельности оцениваются, выстраиваются и осуществляются единообразным способом
3. Неэффективные коммуникации (связи) между уровнями организации будут сведены к минимуму
Применение принципа "лидерство руководителей" обычно приводит к:
1) Учету потребностей всех заинтересованных сторон, включая жителей, собственников, поставщиков, кредиторов, местных кругов и общества в целом
1. Установлению ясных представлений о будущем муниципальной территории (vision)
2. Установлению перспективных целей и задач
3. Созданию и поддержанию общих ценностей, справедливости и этических моделей поведения
4. Установлению доверия и устранению страха
5. Обеспечению муниципальных служащих необходимыми ресурсами, их подготовке и предоставлению свободы действий' в рамках их ответственности и подотчетности
Применение этого принципа предполагает:
• умение прогнозировать ситуации и осуществлять руководство, принимая во внимание накопленный опыт;
• понимание изменений во внешнем окружении и умение реагировать на них;
• принятие во внимание потребностей всех заинтересованных сторон, включая местное сообщество и общество в целом;
• формирование ясного видения будущего территории;
• формирование ценностей и этических ролевых моделей на всех уровнях органа управления;
• создание в органе управления атмосферы доверия;
• предоставление сотрудникам необходимых ресурсов и делегирование им полномочий, адекватных взятой ими на себя ответственности, и установление их обязательной отчетности;
• поощрение сотрудников и признание их вклада в постоянное улучшение деятельности по развитию органа управления и территории в целом;
• ведение открытого и честного обмена информацией;
• непрерывное обучение служащих;
• постановка достижимых целей и показателей, вызывающих у служащих стремление к самосовершенствованию и постоянному улучшению деятельности организации;
• применение стратегии организации для достижения установленных целей и показателей.
Успешное применение принципа дает следующие преимущества:
• для формулировки политики и стратегии - устанавливается и широко обсуждается ясное видение будущего территории;
• для установления целей и показателей - установленное видение трансформируется в измеримые цели и показатели;
• для оперативного управления - вовлеченные люди с делегированными полномочиями, достигая собственных целей, способствуют достижению целей территории;
• для управления людскими ресурсами - создается новая корпоративная культура, основанная на принципах мотивации, всеобщей информированности и преданности населения.
Принцип 3 - вовлечение жителей
Система качества и её механизмы должны побуждать людей проявлять инициативу в постоянном улучшении качества жизнедеятельности территории в целом. Чем больше люди, проживающие на данной территории, действуют во благо этой территории, тем более светлые перспективы открываются перед ней. Людей необходимо мотивировать к качественному труду и, тем самым, вовлекать в процессы постоянного развития и улучшения условий проживания. Работники всех уровней являются сутью территории, и их полное вовлечение позволяет использовать их способности для пользы территории. Современная развивающаяся муниципальная территория – это система взаимодействующих команд.
Ключевые выгоды:
1. Появляются мотивированные, преданные и вовлеченные работники внутри территории
2. Нововведения и творческий подход при достижении целей развития территории
3. Работники становятся ответственными за свою работу
4. Работники стремятся участвовать и вносить вклад в постоянное улучшение
Применение принципа "вовлечение людей" обычно приводит к тому, что:
1. Работники понимают важность своего вклада и своей роли в развитии территории
2. Работники выявляют ограничения в своей деятельности
3. Работники признают существование проблем и свою ответственность за их решение
4. Работники оценивают свою деятельность на основе достижения поставленных перед ними целей и задач
5. Работники активно ищут возможности для повышения своей компетентности, знаний и опыта
6. Работники свободно делятся своими знаниями и опытом
7. Работники открыто обсуждают проблемы и дела
Успешное применение принципа дает следующие преимущества:
• для формулировки политики и стратегии - жители эффективно участвуют в улучшении политики и стратегии развития муниципального образования;
• для установления целей и показателей - люди, наделенные полномочиями, становятся "хозяевами" соответствующих процессов и целей развития территории;
• для оперативного управления - люди оказываются вовлеченными в принятие соответствующих решений и в процесс улучшения;
• для управления людскими ресурсами - повышается удовлетворенность муниципальных управленцев своей работой и стремление к самосовершенствованию на благо развития всего муниципального образования.
Принцип 4 - подход как к «процессу» (новый взгляд на «систему»):
Все виды действий, совершаемых в организации, имеет смысл рассматривать как процессы - логически упорядоченные последовательности (алгоритмы) этапов (шагов, элементов), преобразующих входы в выходы. Желаемый результат достигается более эффективно, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Процессный подход открывает широкие возможности для визуализации, а значит и для вовлечения населения.
Ключевые выгоды:
1. Снижение затрат и сокращение временного цикла за счет эффективного использования ресурсов территории
2. Улучшенные, последовательные и предсказуемые результаты
3. Четко сориентированные и выстроенные по приоритетам возможности для улучшения
Применение этого принципа предполагает:
· алгоритмический подход к проектированию системы качества как совокупности взаимосвязанных процессов;
· каждый процесс рассматривается как система, входы и результаты процесса должны четко определяться и измеряться;
· устанавливается взаимодействие данного процесса с функциями муниципалитета;
· определение такого процесса, с помощью которого достигается желаемый результат;
· выявление внутренних и внешних заинтересованных лиц процесса;
· выявление способа «общения» участников процесса с функциональными подразделениями муниципалитета;
· оценка возможных рисков, последствий и влияния процессов на жителей и других заинтересованных сторон;
· установление ответственности, полномочий и четких взаимодействий для управления процессом;
При разработке процесса рассмотрение его этапов, действий, потоков, методов контроля, потребностей в обучении, оборудования, технологии, информации, материалов и других ресурсов, требуемых для достижения запланированного результата.
Успешное применение принципа дает следующие преимущества:
• для формулировки политики и стратегии - реализация определенных процессов приведет к более предсказуемым результатам, лучшему использованию ресурсов, более коротким временам циклов и меньшим затратам;
• для установления целей и показателей - понимание возможностей процессов порождает цели и показатели, вызывающие стремление к постоянному улучшению на основе непрерывного совершенствования;
• для оперативного управления - применение процессного подхода ко всем операциям дает снижение затрат, предупреждение ошибок, управление вариацией, сокращение времен циклов и более предсказуемые результаты;
• для управления людскими ресурсами - установление эффективных по затратам процессов управления (прием на работу, обучение, тренировка), согласование этих процессов с потребностями муниципального образования в квалифицированном персонале, обладающем большими возможностями для совершенствования.
Принцип 5 - системный подход к менеджменту (системы качества как совокупность взаимосвязанных процессов).
Создание и управление системой взаимодействующих динамичных процессов для достижения поставленной цели способствует повышению результативности и эффективности развития территории. Системный подход, прежде всего, ведет к увязыванию задач, возникающих в рамках концепции качества, с миссией местного управления, ее видением, стратегическими целями и Политикой в области качества. Он требует координации всех аспектов деятельности, применения "проектного стиля" организации работ, вовлечения людей в управление, делегирования им полномочий и оказания им доверия. Это - гуманистический подход к менеджменту, разрушающий барьеры между подразделениями, который ведет к пересмотру наших представлений об управлении развитием территории. Идентификация, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.
Ключевые выгоды:
1. Интеграция и выстраивание [в логическую цепочку] тех процессов, которые будут наилучшим образом достигать желаемых результатов.
2. Способность фокусировать усилия на ключевых процессах.
3. Предоставление заинтересованным сторонам уверенности в том, что касается устойчивости, результативности и эффективности организации.
Применение принципа "системный подход к менеджменту" обычно приводит к:
1. Структурированию системы для достижения целей организации наиболее эффективным и результативным способом.
2. Пониманию взаимозависимостей между процессами системы.
3. Формирование структурированных подходов, которые гармонизируют и интегрируют процессы развития территории.
4. Обеспечению лучшего понимания ролей и ответственности, необходимых для достижения общих целей, и понижению за счет этого меж функциональных барьеров.
5. Пониманию организационных возможностей и установлению требований к ресурсам до начала действий.
6. Нацеленности и определению того, как следует осуществлять конкретные виды деятельности внутри системы.
7. Постоянному улучшению системы посредством [ее] измерения и оценки.
Применение этого принципа предполагает:
• формирование системы на основе определения или разработки процессов, влияющих на достижение поставленной цели;
• структурирование системы для достижения цели самым эффективным способом;
• понимание взаимозависимостей процессов в системе, разрушающих барьеры между подразделениями;
• постоянное улучшение системы на основе измерения, анализа процессов и оценки их результатов;
• установление ограничений на ресурсы до начала действий.
Успешное применение принципа дает следующие преимущества:
• для формулировки политики и стратегии - создание исчерпывающих и способствующих улучшению планов, которые связывают функциональный и процессный подходы;
• для установления целей и показателей - цели и показатели отдельных процессов согласуются с ключевыми целями развития территории;
• для оперативного управления - получение возможности широкого обзора эффективности процессов, ведущего к пониманию причин проблем и к своевременным действиям по улучшению;
• для управления людскими ресурсами - обеспечение лучшего понимания ролей и ответственности при достижении общих целей путем организации командной работы, ведущей к устранению барьеров между разными организациями
Принцип 6 - постоянное улучшение (постоянное улучшение системы через измерение и оценку).
Постоянное улучшение деятельности местного управления в целом следует рассматривать как ее неизменную цель. Постоянное улучшение начинается с человека, и первый шаг на пути улучшения - совершенствование его личных качеств, знаний, навыков и умений. Второй шаг - совершенствование работы команды, прежде всего, за счет систематического обучения и создания доброжелательной атмосферы. Третий шаг - улучшение «среды обитания» путем организации и поддержания порядка. «Чем лучше организовано наше окружение, тем продуктивнее и эффективнее будут наши мысли».
Ключевые выгоды:
1. Преимущества в деятельности за счет повышенных возможностей организации
2. Нацеленность деятельности по улучшению на всех уровнях на достижение стратегических целей территории
3. Гибкость с точки зрения быстроты реагирования на выявленные возможности
Применение принципа "непрерывного улучшения" часто приводит к:
1. Применению согласованного и распространенного по всей территории муниципального образования подхода к постоянному улучшению деятельности органа управления
2. Обучению работников методам и инструментам непрерывного улучшения
3. Созданию такой ситуации, когда постоянное улучшение продукции и услуг, процессов и системы становится целью каждого жителя территории
4. Установлению целей, которыми следует руководствоваться при осуществлении постоянного улучшения, и измерений, с помощью которых будет отслеживаться это улучшение
5. Распознаванию (выявлению) и признанию улучшений
Применение этого принципа предполагает:
• постоянное улучшение услуг, продукции, процессов и системы - цель всех жителей территории организации;
• применение основных концепций улучшения - постепенного и прорывного;
• использование периодического оценивания по установленным критериям совершенства для выявления областей потенциального улучшения;
• постоянное улучшение работоспособности и эффективности всех процессов;
• первостепенное осуществление действий, направленных на предупреждение несоответствий;
• проведение обучения и тренировки каждого местного управленца методам и инструментам постоянного улучшения, таким как цикл Деминга, решение проблем, реинжиниринг процесса и обновление процесса;
• установление показателей и целей для руководства улучшениями и слежения за ними;
• признание улучшений.
Успешное применение принципа дает следующие преимущества:
• для формулировки политики и стратегии - создание и реализация более конкурентоспособных планов развития муниципального образования на основе интеграции постоянного улучшения со стратегическим и бизнес планированием;
• для установления целей и показателей - установление реальных целей, вызывающих максимально возможные улучшения (по нашему мнению в настоящий момент) и обеспечение ресурсами для их достижения;
• для оперативного управления - вовлечение жителей в работу по постоянному улучшению процессов;
• для управления людскими ресурсами - обеспечение всех людей необходимыми знаниями и навыками, инструментами и технологиями для улучшения продукции, процессов и систем, создание условий для работы с энтузиазмом.
Принцип 7 - метод принятия решения, основанный на фактах (сбор достоверных и точных данных относящихся к задаче). Муниципальная статистика.
Механизм принятия руководителем решений, основанных на объективных и достоверных данных. Принятие решений на основе фактов снижает огромные потери от неэффективных управленческих решений. При этом идет накопление информации, которая постепенно превращается в знания. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
Ключевые выгоды:
1. Обоснованные решения
2. Повышенная способность демонстрировать результативность принятых ранее решений посредством ссылок на записи соответствующих фактов
3. Повышенная способность анализировать, подвергать сомнению и изменять мнения и решения
Применение принципа "основанный на фактах подход к принятию решению " обычно приводит к:
1. Обеспечению уверенности в том, что данные и информация являются достаточно точными и достоверными
2. Доступности данных для тех, кто в них нуждается
1) Анализу данных и информации на основе санкционированных (допущенных) методов
2) Принятию решений и мер, основанных на анализе фактов с учетом опыта и интуиции.
Применение этого принципа предполагает:
• измерение и сбор данных и информации для достижения поставленной цели;
• обеспечение точности и достоверности данных и информации и доступа к данным и информации;
• проведение анализа данных и информации с использованием утвержденных методов;
• понимание важности использования соответствующих статистических методов;
• принятие решений и осуществление действий на основе сбалансированных результатов логического анализа, опыта и интуиции.
Успешное применение принципа сулит следующие преимущества:
• для формулировки политики и стратегии - стратегические цели, основанные на объективных и достоверных данных и информации, более реалистичны и более достижимы;
• для установления целей и показателей - использование результатов анализа объективных и достоверных данных для установления целей и показателей, вызывающих максимально возможные улучшения (по нашему мнению в настоящий момент);
• для оперативного управления - данные и информация - основа для понимания процессов и системы в целом, что помогает проводить улучшения и предотвращать возникновение потенциальных проблем;
• для управления людскими ресурсами - анализ данных и информации по оценке удовлетворенности персонала и его предложений как высшим руководством, так и самим персоналом ведет к формулировке политики управления служащими.
Руководителям всех уровней управления необходимо освоить методы и инструменты «статистического мышления».
Статистическое мышление - это философия обучения и действий, основанная на следующих фундаментальных принципах:
• вся работа происходит в системе взаимосвязанных процессов;
• вариация присуща всем процессам;
• понимание и снижение вариаций - ключи к успеху.
Принцип 8 - взаимовыгодные отношения с внешним окружением (идентификация, организация четких и открытых связей и отношений, совместная работа по четкому пониманию потребностей населения).
Муниципальное образование и ее внешнее окружение взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности. Наличие внешнего окружения — это необходимое условие успеха муниципальной территории. Муниципальное образование не может повысить результативность и эффективность своей деятельности без внешнего окружения.
Ключевые выгоды:
1. Повышенная способность создавать ценности для обеих сторон
2. Гибкость и быстрота совместной реакции на меняющийся рынок или потребности и ожидания населения
3. Оптимизация затрат и ресурсов
Применение принципа "взаимовыгодные отношения с внешним окружением" обычно приводит к:
1.Установлению взаимоотношений, которые обеспечивают баланс между краткосрочным выигрышем и долгосрочными соображениями
2. Объединению практического опыта и ресурсов с опытом и ресурсами для межмуниципального сотрудничества
3. Идентификации и выбору ключевых внешних «партнеров»
4. Ясной и открытой коммуникации
5. Обмену информацией и планами на будущее
6. Созданию совместных видов деятельности по развитию и улучшению
7. Стимулированию, поощрению и признанию улучшений и достижений у внешних «партнеров»
Применение этого принципа предполагает:
1. выявление и отбор основных внешних «партнеров»;
2. установление таких отношений с внешними «партнерами», которые балансируют краткосрочные выгоды с долгосрочными соображениями для общества в целом;
3. создание ясного и открытого обмена информацией;
4. инициирование совместной разработки и совершенствования продукции и процессов;
5. совместное достижение ясного понимания требований населения;
6. обмен информацией и планами на будущее;
7. признание улучшений и достижений внешних «партнеров».
Основываясь на этих восьми принципах философии современного менеджмента качества любому муниципальному органу управления, который будет руководствоваться в своей деятельности этими принципами, открыт путь к всеобщему процветанию.
Заключение
По мнению отдельных ученых: «В первую очередь необходимо точно обозначить источники образования теневой экономики. Мы считаем, что основная сфера её деятельности (теневой экономики) – это муниципальные образования и те предприятия и организации, которые находятся на территории этих образований. Это утверждение касается только деятельности предприятий и организаций, которые скрывают свои объёмы произведённого продукта и оказанных услуг населению и этим самым участвуют в теневой экономике. Мы затронули самый значимый вопрос теневой экономики, поскольку в общем её объёме деятельность предприятий и организаций занимает наибольший удельный вес» [7].
Таким образом, переход на процессный подход в управлении муниципалитетом является не только возможным, но и необходимым условием для повышения конкурентоспособности каждой территории. Это позволит повысить как управляемость муниципальным образованием, так и снизить зависимость от человеческого фактора и создать соответствующие условия для сокращения затрат, что в полной мере является легитимным и и еще раз подтверждает успешность использования процессного подхода в муниципальном управлении. При этом это один из важнейших инструментов снижения уровня коррупционных отношений и соответственно снижения доли теневой экономики.
References:
Khmelchenko E.G. (2013). Sistema upravleniya kachestvom v organakh gosudarstvennoy vlasti i mestnogo samoupravleniya [Quality management system in public authorities and local governments]. Vestnik Universiteta. (8). 110-115. (in Russian).
Ochkin O.A., Garmash S.N. (2016). Znachenie munitsipalnoy ekonomiki v snizhenii tenevogo sektora i umenshenie krizisa v Rossii [The importance of the municipal economy in reducing the shadow sector and reducing the crisis in Russia]. Munitsipalitet: ekonomika i upravlenie. (2(15)). 35-41. (in Russian).
Servatinskiy V.V., Servatinskiy V.V., Burov V.Yu. (2024). Kontseptualnye aspekty upravleniya ekonomikoy regiona na osnove vzaimodeystviya munitsipalnoy vlasti, biznes struktur i struktur grazhdanskogo obshchestva [Conceptual aspects of regional economic management based on the interaction of municipal authorities, business and civil society]. Shadow Economy. 8 (1). 71-86. (in Russian). doi: 10.18334/tek.8.1.120706.
Smirnova Yu.L., Tokareva L.S., Aleksandrov M.M., Minaev N.N., Rozova A.Yu., Goroshina A.S., Donskaya O.N., Manina A.A., Volchkova I.V. (2024). Protsessnyy podkhod v sfere gosudarstvennogo upravleniya: opyt primeneniya v mnogofunktsionalnyh tsentrakh Sankt-Peterburga [The process approach in public administration: experience of st. petersburg multifunctional centers]. Russian Journal of Innovation Economics. 14 (3). 883-900. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.14.3.120877.
Страница обновлена: 31.03.2025 в 18:18:22