Modeling the strategic development of the restaurant business
Serikov K.N.1
1 Университет Синергия
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 3 (March 2025)
Abstract:
The socio-economic processes affecting the Russian restaurant industry have undergone significant changes over the past five years. At the same time, the level of uncertainty about the external environment of the restaurant industry has increased and is still growing.
The trends affecting the development of the restaurant business at present are fundamentally different from those that were decisive before 2019. This situation affects the effectiveness of the applied strategies for the development of catering companies, which in turn requires a change in the approach to modeling the strategic development of the catering industry. The purpose of the research is to develop proposals for modeling the strategic development of restaurant business in new conditions. The following methods were used: statistical and PEST analysis, expert risk assessment, and scenario approach. The article provides the methodology for modeling the strategic development of the restaurant business and the main directions for reducing the most significant risks. The authors conclude that the main risks affecting the Russian restaurant business in the long term are as follows: food sanctions and import restrictions, rising prices for restaurant products, and a significant shortage of qualified personnel in the industry.
Keywords: restaurant business, strategic development, development strategy, business model, business modeling, restaurant business
JEL-classification: L26, M11, M21
Введение
Стратегическое развития ресторанного бизнеса в России за последние пять лет претерпело множество изменений. Пандемия коронавируса, пик которой пришелся на 2020-2021 гг., потребовала значительных изменений в стратегии организаций ресторанного бизнеса. Несмотря на то, что ресторанный бизнес был одной из самых пострадавших от пандемии отраслей, в результате этого стали активно развиваться доставка готовой еды и связанные с ней интернет-сервисы [8]. Вторым отрицательным фактором, который глобально повлиял на стратегическое развитие ресторанного бизнеса является начало специальной военной операции в 2022 году, которая усилила санкционное давление на бизнес и послужило причиной перераспределения конкурентных сил на рынке ресторанных услуг. Уход некоторых иностранных компаний ресторанного бизнеса, ранее активно развивающихся на российском рынке, позволил занять российским организациям, освободившиеся ниши [5]. Последние три года ресторанный бизнес в России характеризуется в определенной степени новыми тенденциями развития, сопряженными с неопределёнными факторами, влияние которых на данный момент сложно оценить [13, c.246], [14]. Несмотря на сильные отрицательные воздействия на ресторанных бизнес, уже с 2021 года наблюдается активный рост оборота организаций этой сферы, вплоть до 2024 года каждый год оборот растет в среднем на 11%, при этом целевая аудитория ресторанов начиная с 2023 года устойчиво растет на 10% в год. Следовательно, за последние пять лет внешняя среда ресторанного бизнеса в России в значительной степени изменилась и требует разработки новых подходов к его стратегическому развитию. Процесс формирования адаптированных к новым условиям стратегий организаций ресторанного бизнеса требует предварительного моделирования стратегического развития. Моделирование стратегического развития ресторанного бизнеса позволит отразить те состояния, которые могут занимать организации в новых условиях, что будет способствовать достижению цели стратегии развития наиболее эффективным путем. Таким образом, проблема моделирования стратегического развития ресторанного бизнеса является очень актуальной и требует инициирования научных исследований в данном направлении. Целью исследования является разработка предложений по моделированию стратегического развития ресторанного бизнеса в новых условиях. Задачи исследования: выделить факторы, влияющие на стратегическое развития ресторанного бизнеса; провести PEST-анализ для выявления основных рисков развития ресторанного бизнеса в долгосрочной перспективе; оценить риски и применить сценарный подход для моделирования стратегического развития ресторанного бизнеса.
Научная новизна исследования заключается в разработке предложений по моделированию стратегического развития ресторанного бизнеса в новых условиях, основанных на предлагаемой методике минимизации наиболее значимых рисков ресторанного бизнеса.
Обзор литературы
Стратегическое развитие направлено на долгосрочную перспективу, что определяет специфику его моделирования. Термин стратегическое развитие является комплексным и включает множество аспектом, отражающих его сущность. В настоящее время есть несколько сложившихся подходов к определению данного термина, в том числе, как способ достижения стратегических целей [3], как часть стратегического планирования [4, с. 226] и как фундаментальный элемент стратегического менеджмента [12, с.80]. Однако для целей исследования наиболее подходит следующее трактованные, высказанное М. А. Кубарь: стратегическое развитие – это «совокупность способов, направленных на достижение поставленных целей, рассчитанных на продолжительный период времени» [3]. В числе зарубежных авторов, поднимающих вопросы стратегического развития, можно выделить В. Сяоянь [12], Н. А. Хашим [12], Л. И. Якобсон [18]. По мнению В. Сяояня, для выявления сути стратегического развития необходимо обобщить все имеющиеся подходы к менеджменту и выявить связь между ними [12, с.84]. Это позволяет проследить изменения в концепции стратегического развития и выявить недостающие элементы, позволяющие учесть новые условия, сформированные неопределённостью и высокой скоростью изменения внешней среды. Л. И. Якобсон указывает на то, что «современные реалии наглядно демонстрируют ограниченность предвидения перспектив экономического и социального развития» [18, с.231], что создает необходимость разработки новых подходов к стратегическому развитию организаций в современных условиях.
Вопросам формирования новой внешней среды для российского ресторанного бизнеса также уделяется много внимания, в том числе, можно выделить работы следующих авторов: Р. Р. Ахмедова [1], П. Ф. Воробьев [8], М. В. Леднев [1], И. А. Максименко [5], Е. Г. Серова [8], И.Н. Тимофеева [13], Е. М. Файнштейн [8], А. Н. Федотов [14], С. В. Щепина [14]. Изучение данного экономического феномена требует его определения. Ресторанный бизнес – это «организация такого вида обслуживания, которое удовлетворяет потребности клиента в качественном питании в специально отведенном для этого месте, а также предлагает определенный набор дополнительных услуг (музыка, развлечения) в соответствии с типом заведения и отвечает всем санитарно-гигиеническим требованиям и законодательным нормам и имеет целью получение прибыли предпринимателем» [14]. По мнению А. Н. Федотова и С. В. Щепиной наибольшее влияние на текущее развитие ресторанного бизнеса в России оказала пандемия коронавируса Covid-19 и что в постпандемийный период ресторанных бизнес «испытывает серьезные трудности» [14]. По мнению, И.Н. Тимофеева, «торговые санкции против России сегодня представляют собой многоуровневую систему ограничений, распространяющуюся на тысячи товарных наименований, запрещенных как к вывозу, так и к ввозу» [13, c.245]. Такой подход раскрывает значимость антироссийски санкций как фактора, оказывающего значительное влияние на развитие ресторанного бизнеса в долгосрочной перспективе. Кроме того, некоторые авторы используют различные приемы для развития рынка ресторанных услуг, в частности, авторский коллектив Р. Р. Ахмедова и М. В. Леднев в своем исследовании показывают применение моделей конкуренции на различных стадиях жизненного цикла организации ресторанного бизнеса [1]. Важным аспектом стратегического развития организации является достижение его устойчивости, в исследовании И. А. Максименко акцент делается на влияние экзогенных шоков на уровень устойчивости ресторанного бизнеса в регионах России [5]. В качестве стратегических реакций на новые факторы могут выступать изменение ценностных предложений ресторанов, Е. Г. Серова и Е. М. Файнштейн указывают на возможность разработки таких приложений на основе интеллектуального анализа онлайн-отзывов клиентов, что также является попыткой актуализировать представление об элементах бизнес-модели современной организации ресторанного бизнеса. Что касается иностранных авторов, то внимания заслуживает работы авторского коллектива А. Ф. Фудхла, Б. Вирджориджо, М. Л. Синггих [15]. В рамках своего исследования данные авторы дают предложения по разработке стратегий обратного цикла на основе циклических бизнес-моделей [15, c.84].
Понятие и специфика использования бизнес-моделей являются широко обсуждаемой темой, в ряде современных авторов, исследующих данную тему можно выделить Е. Ю. Доценко [2], Н. П. Ездина [2], С. В. Мудрова [2], С. В. Орехова [6], А. В. Мисюра [6], Ю. С. Баусова [6], Н. С. Швалёв [17]. По мнению Е. Ю. Доценко, бизнес-модель – это «используемый в организациях определенного типа, действующих на сходных рынках способ организации процессов создания ценностей и их поставки покупателям, приращения стоимости капитала» [2, c.96]. Н. С. Швалёв трактует бизнес-модель как «особую систему, которая взаимосвязана с окружающей средой и открыта для взаимного влияния» [17]. Кроме того, целесообразно использовать понимание бизнес-модели как «архитектура бизнеса, определяющая линию поведения и способы генерирования рент фирмы» [6, с.162]. Зарубежные исследователи также затрагивают тему трансформации подходов к бизнес-моделированию, в том числе, можно выделить авторов Дж. Йонкера [20] и Н. Фабера [20]. Данные авторы показывают трансформацию подходов к определению бизнес-моделей, показывают отличие классического подхода А. Остервальдера [21] и инновационных моделей М. Гейссдойерфера, П. Саваге и С. Эванса [19]. Дж. Йонкер и Н. Фабер предлагают свою бизнес-модель, состоящую из десяти блоков и отличающуюся от классических моделей тем, что имеет «множественную ценность, а не ориентацию исключительно на получение прибыли» [11, с. 194]. Таким образом, бизнес-модель сформировалась в качестве инструмента разработки и реализации стратегии, однако, ее использование в моделировании стратегического развития организаций определённых отраслей не раскрыто, несмотря на наличие значительного потенциала в использовании бизнес-моделирования. Следовательно, существует потенциальная необходимость выявить возможности бизнес-моделей для моделирования стратегического развития в разрезе отрасли, в том числе, актуально моделирование стратегического развития ресторанного бизнеса.
Методы исследования
В процессе исследования были использованы статистические методы, в том числе, оценка структуры отрасли по масштабу бизнеса, темпы роста ресторанного бизнеса за 2019-2024 гг. PEST-анализ ресторанного бизнеса по состоянию на 2024 год, позволивший выделить основные риски, воздействующие на ресторанный бизнес в долгосрочной перспективе. Шкала оценивания от 1 до 5, где 1 — это минимальная сила влияния (вероятность проявления), а 5 — это максимальная сила влияния (вероятность проявления). Моделирование стратегического развития на основе сценарного подхода управления рисками.
Объектом исследования являются организации, принадлежащие к отрасли по коду ОКВЭД 56.10.1: Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания. На сегодняшний день в России действуют 33631 организация данной отрасли [1], из этого перечня были исключены организации в процессе ликвидации, банкротства и реорганизации, поскольку для них характерны антикризисные стратегии, которые выделится в отдельное исследование. Следовательно, базой исследования выступили 31585 организаций, была сделана выборка из 316 организаций, в которую вошли объекты с сохранением структуры по масштабу бизнеса в общем их количестве. Исследование было осуществлено в форме опроса и последующей аналитической обработкой его результатов. Представителям 316 организаций по всей России был задан вопрос «Какие факторы (положительные и отражательные) повлияли на развитие ресторанного бизнес за последние пять лет?» Опрос был осуществлен по электронной почте в январе 2025 года.
Результаты исследования
Моделирование стратегического развития ресторанного бизнеса должно основываться на актуальных тенденциях, влияющих на его состояние в долгосрочной перспективе. Показатели динамики общественного питания представлены на рисунке 1. Развитие ресторанного бизнеса России в XXI веке можно разделить на два периода до пандемии корона вируса Covid-19 и после. Тенденции, которые определяли развитие ресторанного бизнеса до 2019 года, перестали оказывать значительное воздействие на него уступив совершенно другим движущим силам [1], [9], [10], [16].
Рисунок 1. Показатели динамики общественного питания в России за 2019-2024 гг.
Источник: составлено автором на основе: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] : Розничная торговля и общественное питание. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya (дата обращения 29.01.2025)
До 2019 года рынок ресторанных услуг стабильно рос, показывая в среднем 6% прироста в год. На рисунке 1 показан темп прироста за 2019 год (20,39%), именно в этом году был пик роста рынка за предыдущие пять лет. На это повлияло в основном три фактора:
1) рост фактических доходов населения (по данным Росстата рост реальных располагаемых доходов составил 3%) [2];
2) положительный сдвиг структуры доходов населения в сторону увеличения, т.е. доля тех, чьи доходы превысили средний уровень росли, а доля тех, чьи доходы меньше прожиточного уровня уменьшались [3];
3) улучшение потребительских настроений, которое стало итогом некоторых положительных факторов, в частности, стабильность политических и экономических процессов, замедление инфляции, рост доходов и т.п.
Таким образом, ситуация на 2019 год складывалась для ресторанного бизнеса в целом благоприятная и стратегии развития были направлены на постепенную модификацию традиционных для данной сферы методов и приемов [7]. Важным моментом является то, что на 2019 год ресторанный бизнес находился на стадии зрелости и выбор стратегий развития был, в основном обусловлен соответствующими условиями функционирования организаций ресторанного бизнеса.
Феномен пандемии коронавируса повлиял на полную «перезагрузку» ресторанного бизнеса. Прежде всего в 2020 году наступил глубокий кризис отрасли, который в самом общем смысле, привел к двум последствиям:
1) критическим убыткам и уходу с рынка;
2) полной перестройки бизнеса и смене стратегического видения.
После того как в 2020 году падение оборотов рынка ресторанных услуг составило более 20% многие организации данной сферы, особенно малого бизнеса, закрылись, однако, для тех, кто смог вовремя внедрить антикризисные меры и полностью перестроить внутренние бизнес-процессы открылись абсолютно новые перспективы. Уже в 2021 году рынок общественного питания и, в том числе, ресторанных услуг показал рос 33,1%, выйдя на уровень «доковидных» оборотов. Такая ситуация была обусловлена двумя главными трендами: цифровизацией бизнес-процессов ресторанного бизнеса и увеличение доли доставки готовой еды в структуре доходов ресторанов. В 2022 году рынок общественного питания встретился с новым вызовом, который стал следствием геополитической напряженности связи с началом специальной военной операции, однако, значительного падения оборотов не наблюдалось, рынок замедлил свой рост и показал 21,76% прироста. Несмотря на отрицательное влияние антироссийских санкций, которые вызвали ограниченность импорта, рост цен на продукты, как импортные, так и отечественные, а также значительную нехватку квалифицированных кадров для ресторанного бизнеса, уход нескольких иностранных представителей общественного питаний с российского рынка открыл значительные перспективы и новые ниши для отечественных игроков рынка. Необходимо отметить, что все описанные факторы сформировали совершенно новую внешнюю среду для организаций ресторанного бизнеса и прежние стратегии развития перестали обеспечивать нужные результаты бизнеса. За короткий промежуток времени (пять лет) необходимость в совершенно новых стратегических инструментах развития ресторанного рынка выросла до критических позиций. Все это обусловило резкую трансформацию бизнес-моделей ресторанного бизнеса и потребовало создание методических подходов к моделированию стратегического развития ресторанного бизнеса в условиях нестабильности.
PEST-анализ позволил обобщить стратегические факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие ресторанного бизнеса в долгосрочной перспективе. На первом этапе необходимо отобрать факторы для анализа, для этого был проведен опрос представителей 316 организаций (методика опроса указана в разделе «методика исследования»). В результате опроса был выделен 21 фактор, на которые указали более 50% респондентов. Все факторы были распределены по пяти группам: цифровизация бизнес-процессов, потребительское поведение, экономические факторы, социально-трудовые и политические факторы (рис. 2-5).
Рисунок 2. Структура группы факторов «Цифровизация бизнес-процессов», %
Источник: составлено автором по результатам исследования
Группа факторов, представленная на рисунке 2, в целом относится к технологическим факторам и может быть отнесена к данной категории при PEST анализе. Анализ данных на рисунке 2, позволил выделить наиболее значимые (доля респондентов, указавших данный фактор превышает медиану ряда 81,5) факторы: бесконтактные заказы, бесконтактное меню и омникальность.
Рисунок 3. Структура группы факторов «Потребительское поведение», %
Источник: составлено автором по результатам исследования
Анализ данных на рисунке 3, позволил выделить наиболее значимые (доля респондентов, указавших данный фактор превышает медиану ряда 60) факторы: увеличение объема целевой группы, рост фастфуда и стритфуда.
Группа факторов, показанная на рисунке 4, самая многочисленная, она занимает 38% всех факторов, это обусловлено тем, что экономическая составляющая на данный момент в значительной степени определяет функционирования ресторанного бизнеса из-за нестабильности экономических процессов в отрасли. Анализ данных на рисунке 4, позволил выделить наиболее значимые (доля респондентов, указавших данный фактор превышает медиану ряда 81,5) факторы: рост цен на продукты ресторанной сферы, снижение платежеспособности целевой группы населения, снижение уровня рентабельности внутри отрасли, высокий уровень конкуренции.
Рисунок 4. Структура группы факторов «Экономические», %
Источник: составлено автором по результатам исследования
Анализ данных на рисунке 5, позволил выделить наиболее значимые (доля респондентов, указавших данный фактор превышает медиану ряда 83) социальные факторы: Значительная нехватка квалифицированных кадров в отрасли. В категорию политических факторов попал только один фактор: продуктовые санкции и ограниченный импорт.
Рисунок 5. Структура групп факторов «Социально-трудовые» и «Политические», %
Источник: составлено авторами по результатам исследований
После того, как факторы выделены необходимо их оценить (табл. 1).
Таблица 1 – Количественный PEST-анализ ресторанного бизнеса
Факторы
|
Сила
влияния – Х
|
Степень
изменчивости – Y
|
Направленность
влияния – Z
|
Степень
важности
S=X*Y*Z |
1. Политические
| ||||
1.1. Продуктовые санкции и
ограниченный импорт
|
5
|
4
|
–
|
-20
|
2. Экономические
| ||||
2.1. Рост цен на продукты
ресторанной сферы
|
4
|
4
|
–
|
-16
|
2.2. Снижение платежеспособности
целевой группы населения
|
4
|
3
|
–
|
-12
|
2.3. Снижение уровня рентабельности
внутри отрасли
|
3
|
2
|
–
|
-6
|
2.4. Высокий уровень конкуренции
|
4
|
2
|
–
|
-8
|
3. Социальные
| ||||
3.1. Значительная нехватка
квалифицированных кадров в отрасли
|
5
|
3
|
–
|
-15
|
3.2. Увеличение объема целевой группы
|
5
|
4
|
+
|
20
|
3.3. Рост фастфуда и струтфуда
|
2
|
2
|
–
|
-4
|
4. Технологические
| ||||
4.1. Бесконтактные заказы и меню
|
5
|
5
|
+
|
25
|
4.2. Омникальность
|
5
|
5
|
+
|
25
|
Анализ данных таблицы 1 показывает, что в настоявшее время на ресторанный бизнес влияют следующие существенные риски:
1) продуктовые санкции и ограниченный импорт;
2) рост цен на продукты ресторанной сферы;
3) значительная нехватка квалифицированных кадров в отрасли.
На основе полученных результатов PEST-анализа построим реестр рисков ресторанного бизнеса (табл. 2).
Таблица 2 – Реестр рисков ресторанного бизнеса
Виды рисков
|
Источники
рисков
|
Возможные
последствия (влияние)
|
Продуктовые
санкции и ограниченный импорт
|
Политические
|
Существенное
сужение ассортимента, вынужденное переориентирование направлений деятельности,
убытки
|
Рост
цен на продукты ресторанной сферы
|
Экономические
|
Значительное
повышение цен на ресторанные услуги, что может привести к потере части
целевой аудитории
|
Значительная
нехватка квалифицированных кадров в отрасли
|
Социальные
|
Повышение
расходов на заработную плату, обучение сотрудников, простой и ликвидация
части организации или их филиалов
|
Таблица 2 демонстрирует наиболее важные последствия развития выделенных рисков. Далее риски необходимо оценить с точки зрения силы влияния на бизнес-процессы ресторанного бизнес. В таблице 3 представлен результат расчета рейтинга рисков.
Таблица 3 – Расчетные рейтинги рисков ресторанного бизнеса
Виды рисков
|
Оценки экспертов
вероятность/важность |
Средняя оценка,
Вероятность (Р)/важность (В) |
Рейтинг
Риска Р х В | ||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
| |||
1.Продуктовые
санкции и ограниченный импорт
|
5
|
4
|
5
|
4
|
5
|
4,6
|
20,24
|
5
|
5
|
4
|
4
|
4
|
4,4
| ||
2.Рост
цен на продукты ресторанной сферы
|
4
|
4
|
3
|
3
|
3
|
3,4
|
15,64
|
4
|
5
|
5
|
5
|
4
|
4,6
| ||
3.Значительная
нехватка квалифицированных кадров в отрасли
|
3
|
5
|
5
|
4
|
4
|
4,2
|
20,16
|
4
|
5
|
5
|
5
|
5
|
4,8
|
Таблица 3 демонстрирует, что на данный момент наиболее опасными рисками ИТ-корпораций являются следующие:
1. Продуктовые санкции и ограниченный импорт;
2. Значительная нехватка квалифицированных кадров в отрасли.
Указанные риски имеют достаточно высокую вероятность проявления и могут отрицательно влиять на функционирование всего российского ресторанного бизнеса. Далее необходимо построить карту рисков для российского ресторанного бизнеса (табл. 4).
Таблица 4 – Карта рисков ресторанного бизнеса
Влияние
Вероятность |
Низкое
|
Среднее
|
Высокое
|
Высокая
|
1.Продуктовые санкции и ограниченный
импорт
3.Значительная нехватка квалифицированных кадров в отрасли | ||
Средняя
|
2.Рост
цен на продукты ресторанной сферы
| ||
Низкая
|
¾
|
¾
|
Таким образом можно сделать вывод, что текущее развитие ресторанного бизнеса в России сопровождается значительным двумя наиболее значимыми рисками, которые необходимо учитывать при моделировании стратегии его развития. Следующим этапом является применение сценарного подхода для разработки стратегических реакций на риски (табл.5).
Таблица 5 – Сценарии проявления выявленных рисков ресторанного бизнеса, баллы
Факторы рисков
|
Сценарии
| ||
Пессимистический
|
Нормальный
|
Оптимистический
| |
1.Продуктовые санкции
и ограниченный импорт
|
4
|
3
|
2
|
2.Рост цен на продукты ресторанной сферы
|
4
|
2
|
1
|
3.Значительная нехватка квалифицированных кадров в
отрасли
|
4
|
3
|
2
|
На основе оценки рисков, представленных в таблице 5, разработаем сценарный прогноз (рис. 6).
Рисунок 6. Сценарный прогноз воздействия рисков на стратегическое развитие ресторанного бизнеса, балл
Источник: составлено автором
Пессимистичный сценарий означает, что все выделенные риски будут реализованы с высокой долей вероятности и воздействие на ресторанный бизнес будет критическим. Реалистичный сценарий, означает, что не все выделенные риски будут реализованы и воздействие на ресторанный бизнес будет средним. Оптимистичный сценарий означает, что будут реализованы только один из выделенных рисков и воздействие на ресторанный бизнес будет слабым. Анализ рисунка 6, показывает, что существует значительный разрыв между оптимистичным и пессимистичным сценариями, что говорит о необходимости регулирования выделенных рисков в сторону минимизации последствий из проявления.
Следовательно, можно выделить следующие направления стратегического развития ресторанного бизнеса:
1) минимизировать влияние антироссийских санкций на основе максимального использования возможностей, которая предоставляет политика импортозамещения в отношении ресторанного бизнеса;
2) переориентация на отечественные продукты для ресторанного бизнеса, разработка новых меню и направлений, исключающих недоступные товары;
3) повышение квалификации персонала для освоения новых компетенций, в том числе, развитие сотрудничества с российскими вузами по специальностям, связанным с ресторанным бизнесом.
Заключение
Стратегическое развитие современного ресторанного бизнеса в России нуждается в определённой корректировке на основе снижения влияния наиболее значимых рисков. На сегодняшний момент наиболее значимыми рисками, влияющим на российский ресторанный бизнес в долгосрочной перспективе являются: продуктовые санкции и ограниченный импорт; рост цен на продукты ресторанной сферы; значительная нехватка квалифицированных кадров в отрасли. Таким образом, можно выделить следующие направления стратегического развития ресторанного бизнеса: минимизировать влияние антироссийских санкций на основе максимального использования возможностей, которая предоставляет политика импортозамещения в отношении ресторанного бизнеса; переориентация на отечественные продукты для ресторанного бизнеса, разработка новых меню и направлений, исключающих недоступные товары; повышение квалификации персонала для освоения новых компетенций, в том числе, развитие сотрудничества с российскими вузами по специальностям, связанным с ресторанным бизнесом.
Предлагаемая методика моделирования включает следующие этапы: 1. Выделения круга макрофакторов на основе опроса целевой группы; 2. Выявление основных рисков на основе PEST-анализа; 3. Формирование карты выявленных рисков на основе их экспертной оценки; 4. Формирование сценариев развития на основе вероятности проявления выделенных рисков и разработка направлений минимизации влияния рисков на основе предполагаемого разрыва меду сценариями.
Направления дальнейших исследовании должны включать разработку адаптированной методики оценки эффективности направлений стратегического развития ресторанного бизнеса на основе комплекса факторов.
[1] Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания, ОКВЭД 56.10.1 [Электронный ресурс] : RUSPROFILE. – Режим доступа: https://www.rusprofile.ru/codes/561010 (дата обращения 29.01.2025)
[2] Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] : Розничная торговля и общественное питание. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya (дата обращения 29.01.2025)
[3] Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] : Розничная торговля и общественное питание. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya (дата обращения 29.01.2025)
References:
Akhmedova R. R., Lednev M. V. (2021). Primenenie takticheskikh modeley konkurentsii v sfere restorannyh uslug na razlichnyh stadiyakh zhiznennogo tsikla organizatsii [Tactical competition model application in restaurant services industry at different lifecycle stages of organization]. Modern competition. (3). 5-16. (in Russian).
Chernova E.V., Shabalin V.V., Tsay R.D. (2022). Izmenenie povedeniya potrebiteley kak faktor vliyaniya na razvitie restorannogo biznesa [The impact of changing consumers' behavior on the development of the restaurant business]. Society: politics, economics, law. (2). 52-67. (in Russian).
Dotsenko E. Yu., Ezdina N. P., Mudrova S. V. (2023). Biznes-modeli tsirkulyarnoy ekonomiki [Business models of the circular economy]. Postsovetskiy materik. (2). 94-106. (in Russian).
Fedotov A. N., Schepina S V. (2022). Strategicheskie voprosy razvitiya restorannogo biznesa v usloviyakh pandemii i v postpandemicheskiy period [Strategic issues of restaurant business development in pandemic and post-pandemic periods]. Baikal Research Journal. (2). 25. (in Russian).
Fudkhla A.F., Virdzhoridzho B., Singgikh M.L. (2024). Strategiya obratnogo tsikla i tsiklicheskie biznes-modeli: chastnyy primer integratsii [Integrating reverse cycle strategy in circular business model innovation: a case study]. Foresight. 18 (3). 84-103. (in Russian).
Geissdoerfer M., Savaget P., Evans S. (2017). The Cambridge Business Model Innovation Process Procedia Manufacturing. (8). 262-269.
Kubar M. A. (2021). Strategii razvitiya organizatsii [Organization development strategies]. Economy and society (Ekonomika i socium). (6-1). 741-744. (in Russian).
Lenchuk E. B. (2023). Strategicheskoe planirovanie: novye vyzovy v kontekste vneshnikh ogranicheniy [Strategic planning: new challenges in the context of external constraints]. The Journal of the New Economic Association. (4). 224-229. (in Russian).
Maksimenko I. A., Vashko T. A., Zdrestova-Zakharenkova S. V. (2022). Vliyanie ekzogennyh shokov na uroven ustoychivosti restorannogo biznesa v regionakh Rossii [The impact of exogenous shocks on the level of sustainability of the restaurant business in the regions of Russia]. REiU. (4). 22. (in Russian).
Orekhova S. V., Misyura A. V, Bausova Yu. S. (2020). Strategiya VS. Biznes-model: evolyutsiya i differentsiatsiya [Strategy VS. business model: evolution and differentiation]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6. Ekonomika. (3). 160-181. (in Russian).
Serikov K. N., Anisimov A. Yu. (2024). Formirovanie metodiki strategicheskoy otsenki faktorov vnutrenney sredy organizatsii restorannogo biznesa [Formation of a methodology for strategic assessment of the factors of the internal environment of the restaurant business organization]. Vestnik VolGU. Ekonomika. (2). 158-175. (in Russian).
Serova E. G., Vorobev P. F., Faynshteyn E. M. (2023). Vliyanie pandemii Covid-19 na restorannyy biznes: rekomendatsii na osnove ekspertnogo intervyu [Impact of the covid-19 pandemic on the restaurant: recommendations based on an expert interview]. Management consulting. (2). 99-121. (in Russian).
Serova E.G., Faynshteyn E.M. (2022). Tsennostnoe predlozhenie restorannogo biznesa: intellektualnyy analiz onlayn-otzyvov klientov [The restaurant business value proposition: intellectual text analysis of online customer reviews]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Menedzhment. (1). 47-73. (in Russian).
Serova E.G., Vorobev P.F., Faynshteyn E.M. (2019). Kolichestvennaya model SWOT-analiza i ee primenenie v strategicheskom menedzhmente: na primere setevogo restorannogo biznesa [Quantitative swot analysis and its application to strategic management: the case of chain restaurant business]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Menedzhment. 531-562. (in Russian).
Shvalyov N. S. (2023). Transformatsiya biznes-modeli: vozmozhnye strategii [Business model transformation: possible strategies]. Theoretical and Applied Economics. (1). (in Russian).
Stroganova E. V., Sergeeva S. A. (2021). Novye biznes-modeli: dominirovanie tsennostey globalnoy ustoychivosti [New business model: the dominance of global sustainability values]. Vestnik of MGIMO University. 14 (6). 191-199. (in Russian).
Syaoyan V., Khashim N.A. (2023). Kontseptualnye osnovy strategicheskogo menedzhmenta [Conceptual frameworks of strategic management]. Foresight. 17 (3). 78-87. (in Russian). doi: 10.17323/2500-2597.2023.3.78.87.
Timofeev I.N. (2024). Torgovye sanktsii Evropeyskogo soyuza v otnoshenii Rossii: sovremennaya praktika [The European Union trade sanctions against Russia: contemporary practice]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ekonomika. 40 (2). 233-247. (in Russian). doi: 10.21638/spbu05.2024.205.
Yakobson L. I. (2023). Strategicheskoe planirovanie v usloviyakh neopredelennosti: adaptivnost radi ustoychivosti [Strategic planning in conditions of uncertainty: adaptivity for sustainability]. The Journal of the New Economic Association. (4). 230-236. (in Russian).
Страница обновлена: 23.03.2025 в 09:38:43