Моделирование стратегического развития ресторанного бизнеса

Сериков К.Н.1
1 Университет Синергия

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 3 (Март 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Социально-экономические процессы, затрагивающие российский ресторанный бизнес, претерпели за последние пять лет значительные изменения. В связи с этим степень неопределенности внешней среды ресторанного бизнеса увеличилась и продолжает расти. Тенденции, влияющие на развитие ресторанного бизнеса характерные на текущий момент, в корне отличатся о тех, что были определяющими до 2019 года. Такая ситуация повлияла на эффективность применяемых стратегий развития организаций ресторанного бизнеса, что, в свою очередь, вызывает необходимость трансформации подхода к моделированию стратегического развития ресторанного бизнеса. Целью исследования является разработка предложений по моделированию стратегического развития ресторанного бизнеса в новых условиях. В исследовании применялись следующие методы: статистические, PEST-анализ, экспертные оценки рисков, сценарный подход. Результатом исследования является методика моделирования стратегического развития ресторанного бизнеса и основные направления снижения наиболее значимых рисков. Автор делает вывод, что наиболее значимыми рисками, влияющим на российский ресторанный бизнес в долгосрочной перспективе являются: продуктовые санкции и ограниченный импорт; рост цен на продукты ресторанной сферы; значительная нехватка квалифицированных кадров в отрасли

Ключевые слова: ресторанный бизнес; стратегическое развитие; стратегия развития; бизнес-модели; бизнес-моделирование; организации ресторанного бизнеса

JEL-классификация: L26, M11, M21



Введение

Стратегическое развития ресторанного бизнеса в России за последние пять лет претерпело множество изменений. Пандемия коронавируса, пик которой пришелся на 2020-2021 гг., потребовала значительных изменений в стратегии организаций ресторанного бизнеса. Несмотря на то, что ресторанный бизнес был одной из самых пострадавших от пандемии отраслей, в результате этого стали активно развиваться доставка готовой еды и связанные с ней интернет-сервисы [8]. Вторым отрицательным фактором, который глобально повлиял на стратегическое развитие ресторанного бизнеса является начало специальной военной операции в 2022 году, которая усилила санкционное давление на бизнес и послужило причиной перераспределения конкурентных сил на рынке ресторанных услуг. Уход некоторых иностранных компаний ресторанного бизнеса, ранее активно развивающихся на российском рынке, позволил занять российским организациям, освободившиеся ниши [5]. Последние три года ресторанный бизнес в России характеризуется в определенной степени новыми тенденциями развития, сопряженными с неопределёнными факторами, влияние которых на данный момент сложно оценить [13, c.246], [14]. Несмотря на сильные отрицательные воздействия на ресторанных бизнес, уже с 2021 года наблюдается активный рост оборота организаций этой сферы, вплоть до 2024 года каждый год оборот растет в среднем на 11%, при этом целевая аудитория ресторанов начиная с 2023 года устойчиво растет на 10% в год. Следовательно, за последние пять лет внешняя среда ресторанного бизнеса в России в значительной степени изменилась и требует разработки новых подходов к его стратегическому развитию. Процесс формирования адаптированных к новым условиям стратегий организаций ресторанного бизнеса требует предварительного моделирования стратегического развития. Моделирование стратегического развития ресторанного бизнеса позволит отразить те состояния, которые могут занимать организации в новых условиях, что будет способствовать достижению цели стратегии развития наиболее эффективным путем. Таким образом, проблема моделирования стратегического развития ресторанного бизнеса является очень актуальной и требует инициирования научных исследований в данном направлении. Целью исследования является разработка предложений по моделированию стратегического развития ресторанного бизнеса в новых условиях. Задачи исследования: выделить факторы, влияющие на стратегическое развития ресторанного бизнеса; провести PEST-анализ для выявления основных рисков развития ресторанного бизнеса в долгосрочной перспективе; оценить риски и применить сценарный подход для моделирования стратегического развития ресторанного бизнеса.

Научная новизна исследования заключается в разработке предложений по моделированию стратегического развития ресторанного бизнеса в новых условиях, основанных на предлагаемой методике минимизации наиболее значимых рисков ресторанного бизнеса.

Обзор литературы

Стратегическое развитие направлено на долгосрочную перспективу, что определяет специфику его моделирования. Термин стратегическое развитие является комплексным и включает множество аспектом, отражающих его сущность. В настоящее время есть несколько сложившихся подходов к определению данного термина, в том числе, как способ достижения стратегических целей [3], как часть стратегического планирования [4, с. 226] и как фундаментальный элемент стратегического менеджмента [12, с.80]. Однако для целей исследования наиболее подходит следующее трактованные, высказанное М. А. Кубарь: стратегическое развитие – это «совокупность способов, направленных на достижение поставленных целей, рассчитанных на продолжительный период времени» [3]. В числе зарубежных авторов, поднимающих вопросы стратегического развития, можно выделить В. Сяоянь [12], Н. А. Хашим [12], Л. И. Якобсон [18]. По мнению В. Сяояня, для выявления сути стратегического развития необходимо обобщить все имеющиеся подходы к менеджменту и выявить связь между ними [12, с.84]. Это позволяет проследить изменения в концепции стратегического развития и выявить недостающие элементы, позволяющие учесть новые условия, сформированные неопределённостью и высокой скоростью изменения внешней среды. Л. И. Якобсон указывает на то, что «современные реалии наглядно демонстрируют ограниченность предвидения перспектив экономического и социального развития» [18, с.231], что создает необходимость разработки новых подходов к стратегическому развитию организаций в современных условиях.

Вопросам формирования новой внешней среды для российского ресторанного бизнеса также уделяется много внимания, в том числе, можно выделить работы следующих авторов: Р. Р. Ахмедова [1], П. Ф. Воробьев [8], М. В. Леднев [1], И. А. Максименко [5], Е. Г. Серова [8], И.Н. Тимофеева [13], Е. М. Файнштейн [8], А. Н. Федотов [14], С. В. Щепина [14]. Изучение данного экономического феномена требует его определения. Ресторанный бизнес – это «организация такого вида обслуживания, которое удовлетворяет потребности клиента в качественном питании в специально отведенном для этого месте, а также предлагает определенный набор дополнительных услуг (музыка, развлечения) в соответствии с типом заведения и отвечает всем санитарно-гигиеническим требованиям и законодательным нормам и имеет целью получение прибыли предпринимателем» [14]. По мнению А. Н. Федотова и С. В. Щепиной наибольшее влияние на текущее развитие ресторанного бизнеса в России оказала пандемия коронавируса Covid-19 и что в постпандемийный период ресторанных бизнес «испытывает серьезные трудности» [14]. По мнению, И.Н. Тимофеева, «торговые санкции против России сегодня представляют собой многоуровневую систему ограничений, распространяющуюся на тысячи товарных наименований, запрещенных как к вывозу, так и к ввозу» [13, c.245]. Такой подход раскрывает значимость антироссийски санкций как фактора, оказывающего значительное влияние на развитие ресторанного бизнеса в долгосрочной перспективе. Кроме того, некоторые авторы используют различные приемы для развития рынка ресторанных услуг, в частности, авторский коллектив Р. Р. Ахмедова и М. В. Леднев в своем исследовании показывают применение моделей конкуренции на различных стадиях жизненного цикла организации ресторанного бизнеса [1]. Важным аспектом стратегического развития организации является достижение его устойчивости, в исследовании И. А. Максименко акцент делается на влияние экзогенных шоков на уровень устойчивости ресторанного бизнеса в регионах России [5]. В качестве стратегических реакций на новые факторы могут выступать изменение ценностных предложений ресторанов, Е. Г. Серова и Е. М. Файнштейн указывают на возможность разработки таких приложений на основе интеллектуального анализа онлайн-отзывов клиентов, что также является попыткой актуализировать представление об элементах бизнес-модели современной организации ресторанного бизнеса. Что касается иностранных авторов, то внимания заслуживает работы авторского коллектива А. Ф. Фудхла, Б. Вирджориджо, М. Л. Синггих [15]. В рамках своего исследования данные авторы дают предложения по разработке стратегий обратного цикла на основе циклических бизнес-моделей [15, c.84].

Понятие и специфика использования бизнес-моделей являются широко обсуждаемой темой, в ряде современных авторов, исследующих данную тему можно выделить Е. Ю. Доценко [2], Н. П. Ездина [2], С. В. Мудрова [2], С. В. Орехова [6], А. В. Мисюра [6], Ю. С. Баусова [6], Н. С. Швалёв [17]. По мнению Е. Ю. Доценко, бизнес-модель – это «используемый в организациях определенного типа, действующих на сходных рынках способ организации процессов создания ценностей и их поставки покупателям, приращения стоимости капитала» [2, c.96]. Н. С. Швалёв трактует бизнес-модель как «особую систему, которая взаимосвязана с окружающей средой и открыта для взаимного влияния» [17]. Кроме того, целесообразно использовать понимание бизнес-модели как «архитектура бизнеса, определяющая линию поведения и способы генерирования рент фирмы» [6, с.162]. Зарубежные исследователи также затрагивают тему трансформации подходов к бизнес-моделированию, в том числе, можно выделить авторов Дж. Йонкера [20] и Н. Фабера [20]. Данные авторы показывают трансформацию подходов к определению бизнес-моделей, показывают отличие классического подхода А. Остервальдера [21] и инновационных моделей М. Гейссдойерфера, П. Саваге и С. Эванса [19]. Дж. Йонкер и Н. Фабер предлагают свою бизнес-модель, состоящую из десяти блоков и отличающуюся от классических моделей тем, что имеет «множественную ценность, а не ориентацию исключительно на получение прибыли» [11, с. 194]. Таким образом, бизнес-модель сформировалась в качестве инструмента разработки и реализации стратегии, однако, ее использование в моделировании стратегического развития организаций определённых отраслей не раскрыто, несмотря на наличие значительного потенциала в использовании бизнес-моделирования. Следовательно, существует потенциальная необходимость выявить возможности бизнес-моделей для моделирования стратегического развития в разрезе отрасли, в том числе, актуально моделирование стратегического развития ресторанного бизнеса.

Методы исследования

В процессе исследования были использованы статистические методы, в том числе, оценка структуры отрасли по масштабу бизнеса, темпы роста ресторанного бизнеса за 2019-2024 гг. PEST-анализ ресторанного бизнеса по состоянию на 2024 год, позволивший выделить основные риски, воздействующие на ресторанный бизнес в долгосрочной перспективе. Шкала оценивания от 1 до 5, где 1 — это минимальная сила влияния (вероятность проявления), а 5 — это максимальная сила влияния (вероятность проявления). Моделирование стратегического развития на основе сценарного подхода управления рисками.

Объектом исследования являются организации, принадлежащие к отрасли по коду ОКВЭД 56.10.1: Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания. На сегодняшний день в России действуют 33631 организация данной отрасли [1], из этого перечня были исключены организации в процессе ликвидации, банкротства и реорганизации, поскольку для них характерны антикризисные стратегии, которые выделится в отдельное исследование. Следовательно, базой исследования выступили 31585 организаций, была сделана выборка из 316 организаций, в которую вошли объекты с сохранением структуры по масштабу бизнеса в общем их количестве. Исследование было осуществлено в форме опроса и последующей аналитической обработкой его результатов. Представителям 316 организаций по всей России был задан вопрос «Какие факторы (положительные и отражательные) повлияли на развитие ресторанного бизнес за последние пять лет?» Опрос был осуществлен по электронной почте в январе 2025 года.

Результаты исследования

Моделирование стратегического развития ресторанного бизнеса должно основываться на актуальных тенденциях, влияющих на его состояние в долгосрочной перспективе. Показатели динамики общественного питания представлены на рисунке 1. Развитие ресторанного бизнеса России в XXI веке можно разделить на два периода до пандемии корона вируса Covid-19 и после. Тенденции, которые определяли развитие ресторанного бизнеса до 2019 года, перестали оказывать значительное воздействие на него уступив совершенно другим движущим силам [1], [9], [10], [16].

Рисунок 1. Показатели динамики общественного питания в России за 2019-2024 гг.

Источник: составлено автором на основе: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] : Розничная торговля и общественное питание. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya (дата обращения 29.01.2025)

До 2019 года рынок ресторанных услуг стабильно рос, показывая в среднем 6% прироста в год. На рисунке 1 показан темп прироста за 2019 год (20,39%), именно в этом году был пик роста рынка за предыдущие пять лет. На это повлияло в основном три фактора:

1) рост фактических доходов населения (по данным Росстата рост реальных располагаемых доходов составил 3%) [2];

2) положительный сдвиг структуры доходов населения в сторону увеличения, т.е. доля тех, чьи доходы превысили средний уровень росли, а доля тех, чьи доходы меньше прожиточного уровня уменьшались [3];

3) улучшение потребительских настроений, которое стало итогом некоторых положительных факторов, в частности, стабильность политических и экономических процессов, замедление инфляции, рост доходов и т.п.

Таким образом, ситуация на 2019 год складывалась для ресторанного бизнеса в целом благоприятная и стратегии развития были направлены на постепенную модификацию традиционных для данной сферы методов и приемов [7]. Важным моментом является то, что на 2019 год ресторанный бизнес находился на стадии зрелости и выбор стратегий развития был, в основном обусловлен соответствующими условиями функционирования организаций ресторанного бизнеса.

Феномен пандемии коронавируса повлиял на полную «перезагрузку» ресторанного бизнеса. Прежде всего в 2020 году наступил глубокий кризис отрасли, который в самом общем смысле, привел к двум последствиям:

1) критическим убыткам и уходу с рынка;

2) полной перестройки бизнеса и смене стратегического видения.

После того как в 2020 году падение оборотов рынка ресторанных услуг составило более 20% многие организации данной сферы, особенно малого бизнеса, закрылись, однако, для тех, кто смог вовремя внедрить антикризисные меры и полностью перестроить внутренние бизнес-процессы открылись абсолютно новые перспективы. Уже в 2021 году рынок общественного питания и, в том числе, ресторанных услуг показал рос 33,1%, выйдя на уровень «доковидных» оборотов. Такая ситуация была обусловлена двумя главными трендами: цифровизацией бизнес-процессов ресторанного бизнеса и увеличение доли доставки готовой еды в структуре доходов ресторанов. В 2022 году рынок общественного питания встретился с новым вызовом, который стал следствием геополитической напряженности связи с началом специальной военной операции, однако, значительного падения оборотов не наблюдалось, рынок замедлил свой рост и показал 21,76% прироста. Несмотря на отрицательное влияние антироссийских санкций, которые вызвали ограниченность импорта, рост цен на продукты, как импортные, так и отечественные, а также значительную нехватку квалифицированных кадров для ресторанного бизнеса, уход нескольких иностранных представителей общественного питаний с российского рынка открыл значительные перспективы и новые ниши для отечественных игроков рынка. Необходимо отметить, что все описанные факторы сформировали совершенно новую внешнюю среду для организаций ресторанного бизнеса и прежние стратегии развития перестали обеспечивать нужные результаты бизнеса. За короткий промежуток времени (пять лет) необходимость в совершенно новых стратегических инструментах развития ресторанного рынка выросла до критических позиций. Все это обусловило резкую трансформацию бизнес-моделей ресторанного бизнеса и потребовало создание методических подходов к моделированию стратегического развития ресторанного бизнеса в условиях нестабильности.

PEST-анализ позволил обобщить стратегические факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие ресторанного бизнеса в долгосрочной перспективе. На первом этапе необходимо отобрать факторы для анализа, для этого был проведен опрос представителей 316 организаций (методика опроса указана в разделе «методика исследования»). В результате опроса был выделен 21 фактор, на которые указали более 50% респондентов. Все факторы были распределены по пяти группам: цифровизация бизнес-процессов, потребительское поведение, экономические факторы, социально-трудовые и политические факторы (рис. 2-5).

Рисунок 2. Структура группы факторов «Цифровизация бизнес-процессов», %

Источник: составлено автором по результатам исследования

Группа факторов, представленная на рисунке 2, в целом относится к технологическим факторам и может быть отнесена к данной категории при PEST анализе. Анализ данных на рисунке 2, позволил выделить наиболее значимые (доля респондентов, указавших данный фактор превышает медиану ряда 81,5) факторы: бесконтактные заказы, бесконтактное меню и омникальность.

Рисунок 3. Структура группы факторов «Потребительское поведение», %

Источник: составлено автором по результатам исследования

Анализ данных на рисунке 3, позволил выделить наиболее значимые (доля респондентов, указавших данный фактор превышает медиану ряда 60) факторы: увеличение объема целевой группы, рост фастфуда и стритфуда.

Группа факторов, показанная на рисунке 4, самая многочисленная, она занимает 38% всех факторов, это обусловлено тем, что экономическая составляющая на данный момент в значительной степени определяет функционирования ресторанного бизнеса из-за нестабильности экономических процессов в отрасли. Анализ данных на рисунке 4, позволил выделить наиболее значимые (доля респондентов, указавших данный фактор превышает медиану ряда 81,5) факторы: рост цен на продукты ресторанной сферы, снижение платежеспособности целевой группы населения, снижение уровня рентабельности внутри отрасли, высокий уровень конкуренции.

Рисунок 4. Структура группы факторов «Экономические», %

Источник: составлено автором по результатам исследования

Анализ данных на рисунке 5, позволил выделить наиболее значимые (доля респондентов, указавших данный фактор превышает медиану ряда 83) социальные факторы: Значительная нехватка квалифицированных кадров в отрасли. В категорию политических факторов попал только один фактор: продуктовые санкции и ограниченный импорт.

Рисунок 5. Структура групп факторов «Социально-трудовые» и «Политические», %

Источник: составлено авторами по результатам исследований

После того, как факторы выделены необходимо их оценить (табл. 1).

Таблица 1 – Количественный PEST-анализ ресторанного бизнеса

Факторы
Сила влияния – Х
Степень изменчивости – Y
Направленность влияния – Z
Степень важности
S=X*Y*Z
1. Политические
1.1. Продуктовые санкции и ограниченный импорт
5
4

-20
2. Экономические
2.1. Рост цен на продукты ресторанной сферы
4
4

-16
2.2. Снижение платежеспособности целевой группы населения
4
3

-12
2.3. Снижение уровня рентабельности внутри отрасли
3
2

-6
2.4. Высокий уровень конкуренции
4
2

-8
3. Социальные
3.1. Значительная нехватка квалифицированных кадров в отрасли
5
3

-15
3.2. Увеличение объема целевой группы
5
4
+
20
3.3. Рост фастфуда и струтфуда
2
2

-4
4. Технологические
4.1. Бесконтактные заказы и меню
5
5
+
25
4.2. Омникальность
5
5
+
25
Источник: составлено автором

Анализ данных таблицы 1 показывает, что в настоявшее время на ресторанный бизнес влияют следующие существенные риски:

1) продуктовые санкции и ограниченный импорт;

2) рост цен на продукты ресторанной сферы;

3) значительная нехватка квалифицированных кадров в отрасли.

На основе полученных результатов PEST-анализа построим реестр рисков ресторанного бизнеса (табл. 2).

Таблица 2 – Реестр рисков ресторанного бизнеса

Виды рисков
Источники рисков
Возможные последствия (влияние)
Продуктовые санкции и ограниченный импорт
Политические
Существенное сужение ассортимента, вынужденное переориентирование направлений деятельности, убытки
Рост цен на продукты ресторанной сферы
Экономические
Значительное повышение цен на ресторанные услуги, что может привести к потере части целевой аудитории
Значительная нехватка квалифицированных кадров в отрасли
Социальные
Повышение расходов на заработную плату, обучение сотрудников, простой и ликвидация части организации или их филиалов
Источник: составлено автором

Таблица 2 демонстрирует наиболее важные последствия развития выделенных рисков. Далее риски необходимо оценить с точки зрения силы влияния на бизнес-процессы ресторанного бизнес. В таблице 3 представлен результат расчета рейтинга рисков.

Таблица 3 – Расчетные рейтинги рисков ресторанного бизнеса

Виды рисков
Оценки экспертов
вероятность/важность
Средняя оценка,
Вероятность (Р)/важность (В)
Рейтинг
Риска
Р х В
1
2
3
4
5
1.Продуктовые санкции и ограниченный импорт
5
4
5
4
5
4,6
20,24
5
5
4
4
4
4,4
2.Рост цен на продукты ресторанной сферы
4
4
3
3
3
3,4
15,64
4
5
5
5
4
4,6
3.Значительная нехватка квалифицированных кадров в отрасли
3
5
5
4
4
4,2
20,16
4
5
5
5
5
4,8
Источник: составлено автором на основе экспертных оценок

Таблица 3 демонстрирует, что на данный момент наиболее опасными рисками ИТ-корпораций являются следующие:

1. Продуктовые санкции и ограниченный импорт;

2. Значительная нехватка квалифицированных кадров в отрасли.

Указанные риски имеют достаточно высокую вероятность проявления и могут отрицательно влиять на функционирование всего российского ресторанного бизнеса. Далее необходимо построить карту рисков для российского ресторанного бизнеса (табл. 4).

Таблица 4 – Карта рисков ресторанного бизнеса

Влияние
Вероятность
Низкое
Среднее
Высокое
Высокая
1.Продуктовые санкции и ограниченный импорт
3.Значительная нехватка квалифицированных кадров в отрасли
Средняя
2.Рост цен на продукты ресторанной сферы
Низкая
¾
¾
Источник: составлено автором

Таким образом можно сделать вывод, что текущее развитие ресторанного бизнеса в России сопровождается значительным двумя наиболее значимыми рисками, которые необходимо учитывать при моделировании стратегии его развития. Следующим этапом является применение сценарного подхода для разработки стратегических реакций на риски (табл.5).

Таблица 5 – Сценарии проявления выявленных рисков ресторанного бизнеса, баллы

Факторы рисков
Сценарии
Пессимистический
Нормальный
Оптимистический
1.Продуктовые санкции и ограниченный импорт
4
3
2
2.Рост цен на продукты ресторанной сферы
4
2
1
3.Значительная нехватка квалифицированных кадров в отрасли
4
3
2
Источник: составлено автором на основе экспертных оценок

На основе оценки рисков, представленных в таблице 5, разработаем сценарный прогноз (рис. 6).

Рисунок 6. Сценарный прогноз воздействия рисков на стратегическое развитие ресторанного бизнеса, балл

Источник: составлено автором

Пессимистичный сценарий означает, что все выделенные риски будут реализованы с высокой долей вероятности и воздействие на ресторанный бизнес будет критическим. Реалистичный сценарий, означает, что не все выделенные риски будут реализованы и воздействие на ресторанный бизнес будет средним. Оптимистичный сценарий означает, что будут реализованы только один из выделенных рисков и воздействие на ресторанный бизнес будет слабым. Анализ рисунка 6, показывает, что существует значительный разрыв между оптимистичным и пессимистичным сценариями, что говорит о необходимости регулирования выделенных рисков в сторону минимизации последствий из проявления.

Следовательно, можно выделить следующие направления стратегического развития ресторанного бизнеса:

1) минимизировать влияние антироссийских санкций на основе максимального использования возможностей, которая предоставляет политика импортозамещения в отношении ресторанного бизнеса;

2) переориентация на отечественные продукты для ресторанного бизнеса, разработка новых меню и направлений, исключающих недоступные товары;

3) повышение квалификации персонала для освоения новых компетенций, в том числе, развитие сотрудничества с российскими вузами по специальностям, связанным с ресторанным бизнесом.

Заключение

Стратегическое развитие современного ресторанного бизнеса в России нуждается в определённой корректировке на основе снижения влияния наиболее значимых рисков. На сегодняшний момент наиболее значимыми рисками, влияющим на российский ресторанный бизнес в долгосрочной перспективе являются: продуктовые санкции и ограниченный импорт; рост цен на продукты ресторанной сферы; значительная нехватка квалифицированных кадров в отрасли. Таким образом, можно выделить следующие направления стратегического развития ресторанного бизнеса: минимизировать влияние антироссийских санкций на основе максимального использования возможностей, которая предоставляет политика импортозамещения в отношении ресторанного бизнеса; переориентация на отечественные продукты для ресторанного бизнеса, разработка новых меню и направлений, исключающих недоступные товары; повышение квалификации персонала для освоения новых компетенций, в том числе, развитие сотрудничества с российскими вузами по специальностям, связанным с ресторанным бизнесом.

Предлагаемая методика моделирования включает следующие этапы: 1. Выделения круга макрофакторов на основе опроса целевой группы; 2. Выявление основных рисков на основе PEST-анализа; 3. Формирование карты выявленных рисков на основе их экспертной оценки; 4. Формирование сценариев развития на основе вероятности проявления выделенных рисков и разработка направлений минимизации влияния рисков на основе предполагаемого разрыва меду сценариями.

Направления дальнейших исследовании должны включать разработку адаптированной методики оценки эффективности направлений стратегического развития ресторанного бизнеса на основе комплекса факторов.

[1] Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания, ОКВЭД 56.10.1 [Электронный ресурс] : RUSPROFILE. – Режим доступа: https://www.rusprofile.ru/codes/561010 (дата обращения 29.01.2025)

[2] Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] : Розничная торговля и общественное питание. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya (дата обращения 29.01.2025)

[3] Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] : Розничная торговля и общественное питание. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya (дата обращения 29.01.2025)


Источники:

1. Ахмедова Р. Р., Леднев М. В. Применение тактических моделей конкуренции в сфере ресторанных услуг на различных стадиях жизненного цикла организации // Современная конкуренция. – 2021. – № 3. – c. 5-16. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-takticheskih-modeley-konkurentsii-v-sfere-restorannyh-uslug-na-razlichnyh-stadiyah-zhiznennogo-tsikla-organizatsii.
2. Доценко Е. Ю., Ездина Н. П., Мудрова С. В. Бизнес-модели циркулярной экономики // Постсоветский материк. – 2023. – № 2. – c. 94-106. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/biznes-modeli-tsirkulyarnoy-ekonomiki-1.
3. Кубарь М. А. Стратегии развития организации // Экономика и социум. – 2021. – № 6-1. – c. 741-744. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-razvitiya-organizatsii.
4. Ленчук Е. Б. Стратегическое планирование: новые вызовы в контексте внешних ограничений // Журнал новой экономической ассоциации. – 2023. – № 4. – c. 224-229.
5. Максименко И. А., Вашко Т. А., Здрестова-Захаренкова С. В. Влияние экзогенных шоков на уровень устойчивости ресторанного бизнеса в регионах России // РЭиУ. – 2022. – № 4. – c. 22. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-ekzogennyh-shokov-na-uroven-ustoychivosti-restorannogo-biznesa-v-regionah-rossii.
6. Орехова С. В., Мисюра А. В, Баусова Ю. С. Стратегия VS. Бизнес-модель: эволюция и дифференциация // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. – 2020. – № 3. – c. 160-181.
7. Сериков К. Н., Анисимов А. Ю. Формирование методики стратегической оценки факторов внутренней среды организации ресторанного бизнеса // Вестник ВолГУ. Экономика. – 2024. – № 2. – c. 158-175. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-metodiki-strategicheskoy-otsenki-faktorov-vnutrenney-sredy-organizatsii-restorannogo-biznesa.
8. Серова Е. Г., Воробьев П. Ф., Файнштейн Е. М. Влияние пандемии Covid-19 на ресторанный бизнес: рекомендации на основе экспертного интервью // Управленческое консультирование. – 2023. – № 2. – c. 99-121. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-pandemii-covid-19-na-restorannyy-biznes-rekomendatsii-na-osnove-ekspertnogo-intervyu.
9. Серова Е.Г., Воробьев П.Ф., Файнштейн Е.М. Количественная модель SWOT-анализа и ее применение в стратегическом менеджменте: на примере сетевого ресторанного бизнеса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. – 2019. – c. 531-562. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/kolichestvennaya-model-swot-analiza-i-ee-primenenie-v-strategicheskom-menedzhmente-na-primere-setevogo-restorannogo-biznesa.
10. Серова Е.Г., Файнштейн Е.М. Ценностное предложение ресторанного бизнеса: интеллектуальный анализ онлайн-отзывов клиентов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. – 2022. – № 1. – c. 47-73. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnoe-predlozhenie-restorannogo-biznesa-intellektualnyy-analiz-onlayn-otzyvov-klientov.
11. Строганова Е. В., Сергеева С. А. Новые бизнес-модели: доминирование ценностей глобальной устойчивости // Вестник МГИМО Университета. – 2021. – № 6. – c. 191-199.
12. Сяоянь В., Хашим Н.А. Концептуальные основы стратегического менеджмента // Форсайт. – 2023. – № 3. – c. 78-87. – doi: 10.17323/2500-2597.2023.3.78.87.
13. Тимофеев И.Н. Торговые санкции Европейского союза в отношении России: современная практика // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. – 2024. – № 2. – c. 233-247. – doi: 10.21638/spbu05.2024.205.
14. Федотов А. Н., Щепина С В. Стратегические вопросы развития ресторанного бизнеса в условиях пандемии и в постпандемический период // Baikal Research Journal. – 2022. – № 2. – c. 25. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-voprosy-razvitiya-restorannogo-biznesa-v-usloviyah-pandemii-i-v-postpandemicheskiy-period.
15. Фудхла А.Ф., Вирджориджо Б., Синггих М.Л. Стратегия обратного цикла и циклические бизнес-модели: частный пример интеграции // Форсайт. – 2024. – № 3. – c. 84-103.
16. Чернова Е.В., Шабалин В.В., Цай Р.Д. Изменение поведения потребителей как фактор влияния на развитие ресторанного бизнеса // Общество: политика, экономика, право. – 2022. – № 2. – c. 52-67. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/izmenenie-povedeniya-potrebiteley-kak-faktor-vliyaniya-na-razvitie-restorannogo-biznesa.
17. Швалёв Н. С. Трансформация бизнес-модели: возможные стратегии // Теоретическая и прикладная экономика. – 2023. – № 1. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-biznes-modeli-vozmozhnye-strategii.
18. Якобсон Л. И. Стратегическое планирование в условиях неопределенности: адаптивность ради устойчивости // Журнал новой экономической ассоциации. – 2023. – № 4. – c. 230-236.
19. Geissdoerfer M., Savaget P., Evans S. The Cambridge Business Model Innovation Process // Procedia Manufacturing. – 2017. – № 8. – p. 262-269.
20. Jonker J., Faber N. 2021. Organizing for Sustainability. A Guide to Developing New Business Models. Palgrave Macmillan, Cham. 242 р
21. Osterwalder A., Pigneur Y. 2010. Business Model Generation. A Handbook for Visionaries, Game Changers, and Challengers. John Wiley & Sons, Inc., Hoboken, New Jersey. 288 p

Страница обновлена: 23.03.2025 в 09:38:43