Партнерство государства и бизнеса в развитии транспортной инфраструктуры: возможности, риски и перспективы

Рожко О.Н.1, Каценко В.В.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 2 (Февраль 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=80480016

Аннотация:
В статье рассматриваются современные тенденции развития транспортной инфраструктуры на основе партнерского объединения государственного и частного сектора, позволяющее решать социально-экономические задачи первому партнеру и коммерческие второму. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что объединение двух секторов позволяет оптимизировать ресурсы, повысить эффективность управления, а также ускорить реализацию инфраструктурных проектов, что имеет ключевое значение для развития транспортной отрасли в целом. В ходе исследования выявлены ключевые факторы в объединении государственного и частного сектора в транспортной отрасли, включая рост инвестиций частных компаний в транспортную инфраструктуру и более активное использование механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). Результаты исследования подчеркивают необходимость создания эффективных и прозрачных механизмов сотрудничества между государственным и частным секторами, что в перспективе позволит значительно ускорить развитие инфраструктуры транспортной отрасли и повысить ее конкурентоспособность.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, транспортная инфраструктура, транспортная стратегия, транспорт, инвестиции

JEL-классификация: L91, L32, L90, R40

Источники:

1. Аблязов Т.Х., Марусин А.В. Государственно – частное партнерство как механизм развития транспортной инфраструктуры в условиях формирования цифровой экономики // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 1271-1280. – doi: 10.18334/eo.9.2.40593.
2. Алексеев Н.А. Ключевые риски проектов по развитию транспортной инфраструктуры, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства // Управление рисками в экономике: проблемы и решения: Труды научно-практической конференции с международным участием РИСК´Э-2018. Санкт-Петербург, 2018. – c. 114-122.– doi: 10.18720/SPBPU/2/id19-14.
3. Бедняков А.С., Миэринь Л.А. Национальные проекты России: проблемы и решения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2019. – № 4(118). – c. 20-25. – url: https://unecon.ru/sites/default/files/izvestiya_no_4-2019.pdf.
4. Блаженкова Т.А. Направления развития таможенной и логистической инфраструктур в целях формирования устойчивого развития транспортной отрасли // Вестник гражданских инженеров. – 2023. – № 5(100). – c. 97-105. – doi: 10.23968/1999-5571-2023-20-5-97-105.
5. Вострикова Е.О., Мешкова А.П. Транспортно-логистическая инфраструктура как фактор устойчивого развития региона // Экономическая безопасность. – 2022. – № 3. – c. 1073-1092. – doi: 10.18334/ecsec.5.3.114847.
6. Государственно-частное партнерство в России. Итоги 2023 года и основные тренды. Tedo.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://data.tedo.ru/publications/ppp-digest.pdf (дата обращения: 08.01.2025).
7. Заколюкина Е.С. Транспортная инфраструктура региона как фактор пространственного развития территории // Проблемы развития территории. – 2023. – № 5. – c. 79-95. – doi: 10.15838/ptd.2023.5.127.6.
8. Кондратьева У.Д. Управление рисками проектов государственно-частного партнерства. / Автореферат дис... кандидата экономических наук: 08.00.05. - Москва, 2019. – 26 c.
9. Куличенков Н.П. Проблемы и перспективы финансирования транспортной инфраструктуры с использованием механизмов ГЧП в России на современном этапе // Дайджест-финансы. – 2022. – № 4(264). – c. 404-422. – doi: 10.24891/df.27.4.404.
10. Миронова И.А., Тищенко Т.И., Фролова М.П. Внешние эффекты от реализации общественно значимых проектов развития транспортной инфраструктуры // Труды Института системного анализа Российской академии наук. – 2021. – № 2. – c. 80-91. – doi: 10.14357/20790279210210.
11. Митрюкова К.А. Влияние транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие регионов: практическая значимость и научные разногласия // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 7. – c. 2399-2412. – doi: 10.18334/epp.13.7.118352.
12. Гк автодор. [Электронный ресурс]. URL: https://russianhighways.ru/for_investor/#projects (дата обращения: 10.01.2025).
13. Государственная корпорация развития ВЭБ.РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://вэб.рф./ (дата обращения: 10.01.2025).
14. Официальный сайт Министерства транспорта РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/11185?ysclid=m4jtjdsluk149908236 (дата обращения: 10.01.2025).
15. Официальный сайт Правительства РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/53917/ (дата обращения: 10.01.2025).
16. Послание Президента Федеральному Собранию 29.02.2024. Официальный сайт Президента России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/73585 (дата обращения: 10.01.2025).
17. Официальный сайт ФГУП Росморпорт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosmorport.ru/investors/seastrategy/ (дата обращения: 10.01.2025).
18. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства. Практики реализации проектов. Economy.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/f3040f6b964f22e1a761bbcb2fcf9b0d/metodic_2023.pdf (дата обращения: 10.01.2025).
19. Ременцов А.А. Оценка рисков государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов в автодорожном комплексе. Guu.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://guu.ru/files/dissertations/2017/09/remencov_a_a/autoreferat.pdf (дата обращения: 10.01.2025).
20. Рожко О.Н. Государственно-частное партнерство в транспортно-логистических инфраструктурных проектах как импульс развития внешнеэкономической деятельности // Вестник экономики, права и социологии. – 2021. – № 1. – c. 17-21.
21. Рослякова Н.А. Приоритеты экономического развития региона: трансформация механизма планирования развития транспортной инфраструктуры // Развитие теории и механизмов повышения устойчивости, инновационности и конкурентоспособности пространственного развития экономики регионов: Сборник трудов молодых ученых. Санкт-Петербург, 2022. – c. 42-53.– doi: 10.48542/mold/2022/roslyakova.42-53.
22. Тарасова О.В. Пространственная диалектика государственно- частного партнерства в России // Проблемы прогнозирования. – 2021. – № 2(185). – c. 130-141. – doi: 10.47711/0868-6351-185-130-141.
23. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения: 08.01.2025).
24. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/ (дата обращения: 08.01.2025).

Страница обновлена: 10.09.2025 в 13:42:09

 

 

Partnership between the state and the private sector in the development of the transportation infrastructure: opportunities, risks and prospects

Rozhko O.N., Katsenko V.V.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 2 (February 2025)

Citation:

Abstract:
The article examines current trends in the development of transportation infrastructure based on a partnership between the public and private sectors, which allows the first partner to solve socio-economic and commercial problems for the second partner. The analysis allows to conclude that the combination of the two sectors makes it possible to optimize resources, improve management efficiency and accelerate the implementation of infrastructure projects, which is of key importance for the development of the transport industry as a whole. The article identified key factors for the integration of the public and private sectors in the transport industry, including increased investment by private companies in transport infrastructure and increased application of public-private partnership mechanisms. The research results emphasize the need to create effective and transparent mechanisms for cooperation between the public and private sectors, which in the future will significantly accelerate the development of the transport industry's infrastructure and increase its competitiveness.

Keywords: public-private partnership, transport infrastructure, transport strategy, transport, investments

JEL-classification: L91, L32, L90, R40