Партнерство государства и бизнеса в развитии транспортной инфраструктуры: возможности, риски и перспективы

Рожко О.Н.1, Каценко В.В.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 2 (Февраль 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=80480016

Аннотация:
В статье рассматриваются современные тенденции развития транспортной инфраструктуры на основе партнерского объединения государственного и частного сектора, позволяющее решать социально-экономические задачи первому партнеру и коммерческие второму. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что объединение двух секторов позволяет оптимизировать ресурсы, повысить эффективность управления, а также ускорить реализацию инфраструктурных проектов, что имеет ключевое значение для развития транспортной отрасли в целом. В ходе исследования выявлены ключевые факторы в объединении государственного и частного сектора в транспортной отрасли, включая рост инвестиций частных компаний в транспортную инфраструктуру и более активное использование механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). Результаты исследования подчеркивают необходимость создания эффективных и прозрачных механизмов сотрудничества между государственным и частным секторами, что в перспективе позволит значительно ускорить развитие инфраструктуры транспортной отрасли и повысить ее конкурентоспособность.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, транспортная инфраструктура, транспортная стратегия, транспорт, инвестиции

JEL-классификация: L91, L32, L90, R40

Источники:

1. Аблязов Т.Х., Марусин А.В. Государственно – частное партнерство как механизм развития транспортной инфраструктуры в условиях формирования цифровой экономики // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 1271-1280. – doi: 10.18334/eo.9.2.40593.
2. Алексеев Н.А. Ключевые риски проектов по развитию транспортной инфраструктуры, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства // Управление рисками в экономике: проблемы и решения: Труды научно-практической конференции с международным участием РИСК´Э-2018. Санкт-Петербург, 2018. – c. 114-122.– doi: 10.18720/SPBPU/2/id19-14.
3. Бедняков А.С., Миэринь Л.А. Национальные проекты России: проблемы и решения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2019. – № 4(118). – c. 20-25. – url: https://unecon.ru/sites/default/files/izvestiya_no_4-2019.pdf.
4. Блаженкова Т.А. Направления развития таможенной и логистической инфраструктур в целях формирования устойчивого развития транспортной отрасли // Вестник гражданских инженеров. – 2023. – № 5(100). – c. 97-105. – doi: 10.23968/1999-5571-2023-20-5-97-105.
5. Вострикова Е.О., Мешкова А.П. Транспортно-логистическая инфраструктура как фактор устойчивого развития региона // Экономическая безопасность. – 2022. – № 3. – c. 1073-1092. – doi: 10.18334/ecsec.5.3.114847.
6. Государственно-частное партнерство в России. Итоги 2023 года и основные тренды. Tedo.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://data.tedo.ru/publications/ppp-digest.pdf (дата обращения: 08.01.2025).
7. Заколюкина Е.С. Транспортная инфраструктура региона как фактор пространственного развития территории // Проблемы развития территории. – 2023. – № 5. – c. 79-95. – doi: 10.15838/ptd.2023.5.127.6.
8. Кондратьева У.Д. Управление рисками проектов государственно-частного партнерства. / Автореферат дис... кандидата экономических наук: 08.00.05. - Москва, 2019. – 26 c.
9. Куличенков Н.П. Проблемы и перспективы финансирования транспортной инфраструктуры с использованием механизмов ГЧП в России на современном этапе // Дайджест-финансы. – 2022. – № 4(264). – c. 404-422. – doi: 10.24891/df.27.4.404.
10. Миронова И.А., Тищенко Т.И., Фролова М.П. Внешние эффекты от реализации общественно значимых проектов развития транспортной инфраструктуры // Труды Института системного анализа Российской академии наук. – 2021. – № 2. – c. 80-91. – doi: 10.14357/20790279210210.
11. Митрюкова К.А. Влияние транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие регионов: практическая значимость и научные разногласия // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 7. – c. 2399-2412. – doi: 10.18334/epp.13.7.118352.
12. Гк автодор. [Электронный ресурс]. URL: https://russianhighways.ru/for_investor/#projects (дата обращения: 10.01.2025).
13. Государственная корпорация развития ВЭБ.РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://вэб.рф./ (дата обращения: 10.01.2025).
14. Официальный сайт Министерства транспорта РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/11185?ysclid=m4jtjdsluk149908236 (дата обращения: 10.01.2025).
15. Официальный сайт Правительства РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/53917/ (дата обращения: 10.01.2025).
16. Послание Президента Федеральному Собранию 29.02.2024. Официальный сайт Президента России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/73585 (дата обращения: 10.01.2025).
17. Официальный сайт ФГУП Росморпорт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosmorport.ru/investors/seastrategy/ (дата обращения: 10.01.2025).
18. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства. Практики реализации проектов. Economy.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/f3040f6b964f22e1a761bbcb2fcf9b0d/metodic_2023.pdf (дата обращения: 10.01.2025).
19. Ременцов А.А. Оценка рисков государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов в автодорожном комплексе. Guu.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://guu.ru/files/dissertations/2017/09/remencov_a_a/autoreferat.pdf (дата обращения: 10.01.2025).
20. Рожко О.Н. Государственно-частное партнерство в транспортно-логистических инфраструктурных проектах как импульс развития внешнеэкономической деятельности // Вестник экономики, права и социологии. – 2021. – № 1. – c. 17-21.
21. Рослякова Н.А. Приоритеты экономического развития региона: трансформация механизма планирования развития транспортной инфраструктуры // Развитие теории и механизмов повышения устойчивости, инновационности и конкурентоспособности пространственного развития экономики регионов: Сборник трудов молодых ученых. Санкт-Петербург, 2022. – c. 42-53.– doi: 10.48542/mold/2022/roslyakova.42-53.
22. Тарасова О.В. Пространственная диалектика государственно- частного партнерства в России // Проблемы прогнозирования. – 2021. – № 2(185). – c. 130-141. – doi: 10.47711/0868-6351-185-130-141.
23. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения: 08.01.2025).
24. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/ (дата обращения: 08.01.2025).

Страница обновлена: 24.03.2025 в 14:03:58