The model for the diagnostic assessment of consumer satisfaction with residential real estate in a developing business ecosystem

Shchepakin M.B.1, Khandamova E.F.1, Petrichenko D.G.2
1 Кубанский государственный технологический университет, Russia
2 Кубанский государственный университет

Journal paper

Russian Journal of Housing Research (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 1 (January-March 2025)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80551061

Abstract:
The problem of increasing people's satisfaction with housing conditions remains in the focus of society and business, since its solution can be considered the most important prerequisite for the economic stability of the state. The necessity of increasing the level of providing the workforce with quality housing in the interest of creating favorable conditions for the country to gain technological and economic sovereignty is outlined. The authors argue the importance for housing companies of an objective assessment of customer satisfaction with the housing offered to them, which depends on many factors that determine the rational choice of residential real estate by consumers. The purpose of the research is to develop a model for the diagnostic assessment of consumer satisfaction with residential real estate built by companies that operate and develop within the boundaries of their marketing and communication fields, focused on marketing and behavioral adaptation of subjects to new economic conditions and changing needs in the age of innovative transformations in society. A model of competitiveness of subjects of the housing sector in the context of innovative changes is proposed. In the model, factors determining the possibility of their gaining advantageous competitive positions through the construction of marketing and communication platforms (with elements of digital tools) are interconnected during the implementation of a roadmap for effective marketing and behavioral adaptation of business to the requirements of the claimed innovation policy and the changing demands of consumers in relation to housing facilities. The presentation of the methodology of innovation change management as a system of logically interrelated components in the implementation of production activities by business entities within the framework of developing business ecosystems has been expanded. The model of diagnostic assessment of consumer satisfaction with residential real estate objects within the boundaries of the developing business ecosystem, aimed at achieving a balance of interests and benefits of the interacting parties, has been developed.

Keywords: residential real estate, business ecosystem, innovative transformations, marketing and behavioral adaptation, marketing and behavioral modulator, mobilization "hook", behavioral dominator, consumer satisfaction, roadmap, methodology for managing innovative changes, diagnostic assessment of consumer satisfaction

Funding:
статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ, грант № 24-28-00223 «Маркетингово-поведенческая адаптация бизнеса к требованиям мобилизационной ориентации экономики»

JEL-classification: O31, O32, O33



Мир, в котором всё движется, подобен сфере недвижимости,

в которой все движутся в стремлении обладать ею

М. Щепакин

Введение

На рынке недвижимости, где спрос и предложения подвержены постоянным изменениям, удовлетворение потребностей клиентов является одной из ключевых задач субъектов бизнеса [1], функционирующих на рынке жилой недвижимости и развивающихся в векторе его маркетингово-поведенческой адаптации к новой экономической реальности в рамках конкретных региональных образований. Проблемы, перспективы и тенденции развития жилищного строительства в условиях новой реальности в контексте влияния различных факторов на удовлетворенность потребителей рассматриваются следующими учеными: Лукашенок Т. Р. и Ефимова Е. Г. [2 ], Левин Ю.А. и Ларионов А.Н. [3], Зайцева М.В. [4], Косарева Н.Б. [5], Jin Ho Lim [6], Пустошкин В.В. [7], Пухова В.В. [8], Березина Е.Л. [9], Гареев И.Ф. и Мустафина Л.Р. [10], Борисова Л.А. [11], Смирнов В.М. [12], Анисимов А.Ю. и Водянников М.В. [13], Шляпина М.В. [14], Щепакин М.Б. [15] и др. Рассмотрению показателей рынка жилой недвижимости и механизмов управления его развитием посвящены труды Оборина М.С. [16], Лисицкой Т.С. [17], Довдиенко И.В. [18], Павловой М.Э. [19] и др.

Проблемам адаптации бизнеса к изменяющимся требованиям экономической реальности в различных аспектах отражения эпохи VUGA и ее неоднозначного воплощения посвящены труды следующих отечественных ученых: В.М. Ячменевой и Е.Ф. Ячменева (2019) [20], Н.А. Кузнецовой и Г.В. Пукач (2019) [21], М.В. Паничкиной и М.А. Масыч (2016) [22], М.Б. Щепакина [23, 24, 25, 26], Е.В. Дробот (2023) [27], М.Б. Щепакина Э.Ф. Хандамовой и Г.С. Петриченко (2024) [28], С.А. Туменовой (2022) [29], Т.В. Казаковой и Л.А. Горшковой (2022) [30], М.Ф. Цуканова (2011) [31], Ю.В. Новикова (2004) [32], Е.С. Мезенцевой (2009) [33], О.С. Витт (2012) [34], Д.И. Занько (2006) [35] и др.

Развитие методических подходов к управлению сферой жилой недвижимости в условиях многообразия и изменчивости влияющих факторов связано с необходимостью установления их взаимозависимостей и выявления значимости при принятии решений по развитию жилищного строительства. Без учета интересов взаимодействующих сторон и их мотиваций на инновационные изменения в ключевых составляющих цепочек создания стоимостей в сфере управления этой отраслью невозможно выстраивать маркетингово-коммуникационные поля разноотраслевыми участниками отношений. Ориентация на теоретический и практико-ориентированный научный задел в области управления изменениями [36] позволяет фокусировать внимание разработчиков моделей управления конкурентоустойчивостью бизнеса в сфере жилищного строительства на наиболее слабых составляющих выстраиваемых бизнес-процессов.

Использование закона мотивационного «пузыря» [37], взаимоувязывающего мотивации субъектов, их совокупного внутреннего потенциала и величину инновационной инертности трудового ресурса может быть полезным с позиций реинжиниринга бизнес-процессов и выстраивания сбалансированных бизнес-коммуникаций в поле адаптационных изменений в соответствии с задачами укрепления конкурентоустойчивости бизнеса в турбулентном рыночном окружении. Это в полной мере относится к субъектам сферы жилищного строительства, выстраивающим взаимодействия с разными участниками рынка в интересах удовлетворения потребностей, выступающих приобретателями жилья.

Первостепенное значение для субъектов бизнеса приобретает вопрос оценки удовлетворенности клиентов предлагаемым ему товаром. Можно обозначить большое количество факторов, определяющих удовлетворенность клиентов объектами жилой недвижимости [38]. Они влияют на выбор девелоперскими компаниями тех маркетинговых стратегий и тактик, реализация которых может обеспечить бизнесу удержание ими конкурентных позиций на изменяющемся рынке жилой недвижимости в новых экономических условиях [39]. Факторы, влияющие на оценку удовлетворенности клиентов объектами жилой недвижимости, могут формировать в сознании разных целевых аудиторий противоположные ответы на одни и те же вопросы, касающиеся тех или иных потребностей покупателей. Они определяются личностными предпочтениями клиентов, имеющих разные ценностные установки, мотивации, ресурсные возможности, ограничениями разного происхождения. Анализ факторов, определяющих удовлетворенность клиентов предоставляемыми ему для приобретения товарами (продуктами), а также разработка подхода к оценке их влияния на этот конечный результат, приобретает особую значимость в условиях мобилизационных экономических изменений и смены приоритетов экономического роста [28, 40]. Они должны базироваться на целевой установке социального доминатора в векторе наращивания усилий субъектов отношений (государства, органов власти, бизнеса, социальных институтов, индивидов и др.) для более полного удовлетворения изменяющихся потребностей социумов [41, 42], в том числе в удовлетворенности рядового человека объектами предлагаемой ему жилой недвижимости.

Целью исследования является разработка модели диагностической оценки удовлетворенности потребителей объектами жилой недвижимости, возводимых бизнесом, функционирующим и развивающимся в границах создаваемых им маркетингово-коммуникационных полей, ориентированных на маркетингово-поведенческую адаптацию субъектов к новым экономическим условиям и изменяющимся потребностям в векторе инновационных преобразований в обществе.

Модель диагностической оценки удовлетворенности потребителей объектами жилой недвижимости, строящимися бизнесом, функционирующим в границах создаваемых ими эко-систем

Развитие рынка жилищного строительства в условиях реализации приоритетов развития национальной экономики и необходимости обеспечения конкурентоустойчивости субъектов бизнеса региональных образований приобретает важное значение, поскольку формирование тренда на экономический рост определяется состоянием трудового ресурса (и прежде всего, его мотивационной и коммуникационной проницаемостью на изменения разного характера и разработку новых товаров и высокотехнологических решений) [43] и его нацеленностью на активное участие в процессах инновационных преобразований во всех отраслевых сферах и видах деятельности. Следует отметить, что развитие этого рынка подвержено влиянию множества факторов [13] (финансово-экономических, технических, инфраструктурных, организационно-управленческих, административных, маркетингово-поведенческих, коммуникационных и др.), которые в реальных условиях конкурентной среды определяют уровень конкурентоспособности субъектов жилищного строительства и их потенциал в отношении воплощения установок принятой инновационной политики региона. В условиях ограниченности ресурсов и турбулентности внешнего геополитического и геоэкономического окружения вопросы имплементации программ инновационной деятельности предприятий, производящих строительные материалы и разрабатывающих новые технологические решения [78], приобретают значимость на уровне государственной власти и звеньев муниципального управления.

Нами разработана модель формирования конкурентоспособности субъектами сферы жилой недвижимости в условиях инновационных изменений, в которой взаимоувязаны влияющие факторы с составляющими (компонентами) функционирующего в ней бизнеса. Совокупность этих факторов рассматривается бизнесом в контексте формируемых ими маркетингово-коммуникационных полей, в рамках которых действуют и вступают во взаимоотношения субъекты различных видов и сфер деятельности. Составляющие бизнес-процессов «встраиваются» в дорожную карту реализации инновационных изменений, которая предполагает осуществление субъектами маркетингово-поведенческой адаптации к новым вызовам и изменившимся запросам потребителей в отношении объектов жилья (с учетом ограничений разного характера и способности субъектов стройиндустрии к осуществлению изменений). Собственно дорожная карта, на основе воплощения в ней сформулированных принципов, является отображением действий и поведения субъектов в соответствии с предлагаемой нами методологией управления инновационными изменениями. Она, в свою очередь, может быть реализована участниками взаимодействий в ходе адаптационного конструирования маркетингово-коммуникационных полей инициаторами преобразований разной направленности.

Нами сформулировано следующее определение: методология управления инновационными изменениями представляет собой систему логически взаимосвязанных компонент (целеполагающих, понятийно раскрывающих сущность процессов и явлений, принципо- и нормоустанавливающих, инструментарно-обеспечивающих в части методов, приемов, способов, подходов, инструментов, процедур и средств), включаемых во взаимодействие между собой и структурируемых в тех соотношениях по параметрам разного характера, которые позволяют достигать поставленных целей и способствовать наиболее эффективной реализации инновационных преобразований.

Результат реальной картины состояния той или иной выявленной проблемы в развитии бизнеса в сфере жилищной недвижимости формирует разветвленную цепь складываемых субъектами действий, совершаемых участниками отношений, вовлекаемых во взаимодействие посредством использования инициаторами формируемых сигналов и инструментов разного характера (рекламно-маркетинговых, манипулятивно-регулирующих [44], правовых, нравственно-этических, мотивационно-стимулирующих и др.). Действия взаимодействующих субъектов определяются их мотивациями и интересами, реализуемыми ими в моделях их поведения в соответствии с «рисуемыми» в сознании субъектов обстоятельствами и образами. Последние складываются на основе ценностных установок, которыми руководствуются индивиды и собственно субъекты бизнеса в своем поведенческом воплощении при принятии решений о взаимодействии с теми или иными участниками рынка, о покупке материальных активов, о строительстве объектов недвижимости и их продаже и т.п. Дисбаланс в действиях субъектов-участников маркетингово-коммуникационных полей во времени и пространстве, рассматриваемых в качестве звеньев бизнес-экосистемы [73, 61], а также в ходе десинхронизации (рассогласованности) маркетингового поведения [45] в различных измерителях (временных, пространственных, ценностных и др.) ведет к получению отрицательного результата в достижении целей развития и в решении задач экономического роста. Наиболее известными учеными, которые рассматривали становление экосистем как перспективный вектор в развитии бизнес-отношений и инновационных институциональных структур, являются: Людвиг фон Берталанфи [46, 47], Джеймс Ф. Мур [48], Артур Тенсли [49], Майкл Хэннан и Джон Фримен [50], Дебора Дж. [51], Кристофер Фриман [52, 71], Вальдес Дж. [53], Спиллинг О.Р. [54], Изенберг Д. Дж. [55], Стэм Э. [56], Коэн Б. [57], Иншаков О.В. [58], Айнакул Н.А. и Нурымова С.К. [59], Овчинникова А.В. [60] и др.

Следует признать, что применительно к сфере услуг на рынке недвижимости экосистема представляет собой совокупность множества взаимосвязанных элементов, которые в рамках построения цифровых платформ расширяют возможности субъектов потребительского сегмента и сопряженных с ним сфер различных видов деятельности бизнеса достигать желаемых целей с учетом их ментальных представлений о качественном образе жизни граждан с учетом их финансовых возможностей и тех требований, которые они предъявляют бизнес-сообществу в части получения нужной им информации в каналах, реализующих современный уровень цифровых технологий [61]. Развитие бизнеса на базе платформенных моделей, позволяющих приумножать эффекты, возникающие в ходе диджитализации бизнес-отношений между различными субъектами региональных экономик, как внутри выстраиваемой ими экосистемы, так и за ее пределами, обеспечивает масштабирование формируемых рекламно-маркетинговых, манипулятивных и иных сигналов в нужном бизнесу направлении. Такое масштабирование создает благоприятные условия для наращивания потенциала территории на достижение успеха в продвижении предлагаемых рынку товаров и продукции (услуг), а также подталкивает субъектов бизнеса к созданию благоприятных условий для укрепления конкурентоустойчивости в занимаемых ими рыночных нишах [62].

При четко поставленном диагнозе состояния субъектов [63] и выявленной диагностической оценке состояния удовлетворенности целевых клиентов предоставляемыми им продуктами (товарами, объектами) в той или иной сфере деятельности бизнеса (например, в сфере жилой недвижимости) можно рассчитывать на правильный выбор решений (технологических, маркетинговых, логистических, организационно-управленческих, инновационных и иных) субъектами бизнеса в отношении их развития в границах изменяющейся эко-системы. В частности, ими должен осуществляться рациональный выбор управленческих, маркетинговых и технологических решений, и в части использования ресурсов, и в формулировке текущих задач, и в обозначении приоритетов развития, и в оперативно-производственном планировании, и в постановке сценариев маркетингового и иного поведения участников рыночных процессов в интересах сбалансированности получаемых ими выгод.

Человек формирует свое маркетинговое и иное поведение, ориентируясь на сигналы, исходящие из разных источников (в том числе продуцирующих симуляционно-манипуляционные сигналы в интересах определенных групп бенефициаров) [44]. При этом внутри человека включается механизм адаптации к внешним вызовам и обстоятельствам его жизнедеятельности, в рамках которого им реализуется когнитивно-поведенческий подход, порождаемый диссонансами разного характера [64].

Когнитивно-поведенческий подход (КПП), формируемый внутри человеческого мозга, работает с неосознанными установками и поведенческими реакциями индивидов. КПП – это психологический подход, основанный на идее, на мыслях и убеждениях, которые влияют на эмоциональное состояние человека и на его мотивационный отклик на те или иные действия и поведенческие шаги. Последние порождаются ими (в том числе эмоциями, мотивациями, навязываемыми потребителям стимулами и т.п.) как ответные реакции на те или иные сигналы разного происхождения. Этот подход предполагает выделение 3 уровней, отличающихся способностью и возможностью обеспечивать необходимый горизонт и желаемое внутреннее состояние выстраиваемых коммуникаций. Такой подход крайне важен для индивидов, участвующих в оформлении договорных отношений с бизнесом, функционирующим на рынке жилой недвижимости. В этом подходе можно выделить 3 уровня:

1. Реактивный (биологический): уровень базовых, или витальных, эмоций; обеспечивается глубинными структурами мозга. Они направляют индивидов к полезным стимулам и мотивируют действия, помогающие избегать того поведения, которое может причинять вред и наносить ощутимый ущерб в разном его измерении.

2. Повседневный (социальный): уровень эмоций и поведения индивидов, касающихся социальных взаимодействий, отражающих и эмпатию, и интерес, и безразличие, и активность. Деловая коммуникация строится на основе понимания эмоционального состояния другого субъекта и предполагает выявление его интереса к решению проблемы, которое может обеспечивать достижение эффективного результата в реализации того или иного проекта или же содействовать созданию условий для эффективного функционирования субъекта в конкретных социально-экономических обстоятельствах. Эмоции чаще всего не требуют обдумывания и сопровождаются действиями инстинктивного характера, рисующими «потрет» воплощаемого субъектом поведения.

3. Рефлексивный (осознанный): уровень мышления, позволяющий оценивать индивидом свое поведение и управлять им в нужном направлении: или в интересах общества, или государства или собственно индивида. Рефлексивный уровень связан с безопасностью и в отличие от реактивного (исходящего из эмоций) несет в себе осознанное понимание того, какие действия могут привести к появлению ощущений наличия или отсутствия опасности.

Нейромедиаторами мозга индивида являются те вещества, которые обеспечивают работу описанных механизмов, составляющих следующие 3 основные группы: тормозные, возбуждающие, модулирующие [65, 66]. Нас в большей мере интересует модулирующая группа, обеспечивающая построение нужных индивиду и бизнесу экономических отношений в конкретной сфере деятельности. И смысл рекламно-маркетингового воздействия в сфере жилой недвижимости – активизировать действие этих нейромедиаторов, не допуская симуляции в направляемых сигналах, не деформируя маркетингово-поведенческий модулятор [67], а также не настраивая маркетингово-поведенческий адаптер [68] под интересы отдельных бенефициаров. Маркетингово-поведенческий модулятор формирует поведенческие действия субъектов в векторе мотивационного доминатора, ориентируя бизнес на накопление им внутреннего потенциала (организационного, инновационного, коммуникационного, ценностного и др.), который интегрирует его, с одной стороны, в поведенческие шаги персонала, а с другой, – способствует расширению набора инструментария управления конкурентными преимуществами предприятия в условиях эмболизации ресурсных потоков [69] и ужесточения требований к ведению бизнеса при турбулентной изменчивости внешних и внутренних противоречий.

Необходимо тиражировать позитивные эмоционально-поведенческие шаблоны (лекала) в интересах рядового потребителя [70]. В системе экономических отношений, которые выстраиваются между человеком и обществом, между человеком и бизнесом, между субъектами бизнеса и иными участниками рыночного пространства, формируются и действуют следующие диссонансы: когнитивный, ресурсно-управленческий, маркетингово-коммуникационный, маркетингово-поведенческий [63]. И действуют они в том или ином масштабе своего проявления в пересекающихся пространствах: экономическом, коммуникационном и создаваемых субъектами маркетингово-коммуникационных полях как составных звеньев целостной бизнес-экосистемы. На их пересечении разрешаются мотивационно-ресурсные противоречия, в результате чего создаются благоприятные условия для достижения социально-экономического консенсуса между взаимодействующими сторонами в ходе активизации действия социальный доминатора [72]. Следует признать, что эти противоречия возникают в ходе построения маркетингово-коммуникационных полей (МКП) субъектами отношений в условиях многообразного проявления, с одной стороны, действия различных факторов, имеющих разную природу и различные зоны своего влияния в изменяющемся рыночном пространстве, расширяющем применение цифровых технологий при построении бизнесом рациональных моделей функционирования и развития, а с другой – влияния диссонансов разной эпистемологической природы. МКП «прошито» в определенных его звеньях вполне отчетливо диссонансами разного характера, в том числе относящихся к сфере инновационно-созидательной деятельности бизнеса в векторе освоения и реализации им новых цифровых технологий.

Необходимо обеспечить использование искусственного интеллекта [75] и инструментов диджитал-маркетинга [44, 74] в сравнительной оценке факторов, включаемых бизнесом в диагностику его объектно-субъектных состояний в сфере жилищного строительства. Опираясь на эти оценки, возможным становится осуществление инициаторами инновационных изменений корректировок принимаемых ими решений по рационализации коммуникационных сетей [76] в выстраиваемых маркетингово-коммуникационных полях. Именно в тех полях, которые требуют синхронизации взаимодействий разных участников отношений [45] (застройщиков, поставщиков материалов и иных ресурсов, субъектов финансового рынка, акторов системообразующих сфер различных отраслевых сегментов экономики, компаний рекламно-маркетингового сопровождения по оказанию услуг и производству стройматериалов и возведению объектов недвижимости, страховых агентств и др.), осуществляемых ими в ходе маркетингово-поведенческой адаптации к новым экономическим реалиям.

На рисунке 1 представлена модель формирования конкурентоспособности субъектами сферы жилой недвижимости в условиях инновационных преобразований на основе принимаемых бизнесом принципов построения дорожной карты. Она предусматривает построение субъектами рациональной по вовлекаемым ресурсам маркетингово-коммуникационной платформы в рамках принятой в регионе инновационной политики, реализующей эффективный механизм маркетингово-поведенческой адаптации участников отношений к новым условиям геоэкономического окружения. Предлагаемая модель учитывает действие разнонаправленных факторов, влияющих на конкурентоспособность бизнеса в контексте действия инновационно-инвестиционного резонатора [77]. Формируются инновационные потоки различными субъектами многоотраслевого рынка на создание инфраструктуры в сфере жилой недвижимости, ориентируясь на состояние мобилизационного «крючка» [28]. Он является фактором и инструментом удержания субъекта бизнеса в нужном обществу и государству сегменте диверсификационной «пирамиды», представляющей собой иерархию взаимодействий и отношений между субъектами рынка (и власти), определяющих как устойчивость состояния того или иного сегмента в разновидовом (разноотраслевом, разнопродуктовом, разнопроизводственном и т.п.) измерении функциональных отраслевых звеньев единого народнохозяйственного «организма», так и результативность (масштабность, эффективность, конкурентоспособность) получаемых благ. Таким благом может выступать конкурентоспособность бизнеса, реализующего наукоемкие (интеллектуально ориентированные) и высокотехнологичные решения в своем сегменте экономической деятельности. Особое место отводится поведенческому доминатору, который обеспечивает эффективность ситуационного управления стройиндустрией и качественно-создающую изменчивость всей системы инновационных преобразований (инфраструктурных, организационно-управленческих, коммуникационных, маркетингово-поведенческих и др.).

Маркетингово-поведенческий адаптер встраивается в механизм ситуационного управления функционированием и развитием субъекта сферы жилой недвижимости посредством изменений разного характера (инновационных, технологических, производственных, коммуникационных, мотивационно-установочных, поведенческих и иных). Этот механизм предполагает накопление внутреннего маркетингово-поведенческого потенциала и его динамичное включение в процессы формирования инвестиционных потоков посредством активизации действия мотивационно-коммуникационного мультипликатора.

Рисунок 1 – Формирование конкурентоспособности субъектами сферы жилой недвижимости в условиях инновационных изменений

Источник: разработано авторами

Обеспечение конкурентоспособности строящего жилья различными предпринимательскими структурами рынка стройиндустрии становится тем источником возрастающих возможностей бизнеса, который позволяет им встраиваться в создаваемые различными субъектами изменяющиеся экономические пространства и маркетингово-коммуникационные поля для решения тех или задач в рамках реализуемого ими взаимовыгодного сотрудничества. Эти поля подвержены деформации под воздействием различных факторов, влияющих на характер функционирования и развития сферы жилой недвижимости, имеющей свои особенности на уровне каждого отдельно взятого регионального образования.

Рисунок 2 – Модель диагностической оценки удовлетворенности потребителей объектами жилой недвижимости

Обозначения: 1 – регулирующие сигналы на освоение приоритетов развития экономики; 2 – формирование субъектом способности к изменениям; 3 – переговорные процессы в отношении разрешения противоречий разного характера; 4 – усилия трудового ресурса (инновационные, профессионально-функциональные, маркетинговые, коммуникационные, поведенческие и иные), направленные на формирование конкурентоспособности субъекта; 5 – управляющие сигналы на освоение приоритетов развития экономики региона; 6 – маркетингово-поведенческий адаптер; 7 – разрешение мотивационно-ресурсных противоречий в маркетингово-коммуникационном поле взаимодействующих субъектов; 8 – формирование и реализация методического подхода к диагностической оценке удовлетворенности потребителей объектами жилой недвижимости; 9 – влияние факторного блока диагностической оценки субъектно-объектного состояния сферы жилой недвижимости в границах маркетингово-коммуникационного поля взаимодействующих субъектов; 10 – управляющие сигналы от субъектов разноотраслевых сфер экономики на активизацию действия инновационно-инвестиционного фактора; 11 – отклик субъекта на результат диагностической оценки удовлетворенности потребителей жилой недвижимостью на ослабление проявления маркетингово-поведенческого диссонанса; 12 – обратный отклик субъекта на укрепление им мотивационно-коммуникационного иммунитета; 13 – методологический «стяжной ремень»; 14 – управляющие сигналы на формирование конкурентоспособности субъекта; ИТИ – инновационно-технологическое измерение.

Источник: разработано авторами

На рисунке 2 представлена модель диагностической оценки удовлетворенности потребителей объектами жилой недвижимости в контексте обозначенного выше представления о методологии управления инновационными изменениями. В этой модели методический подход к диагностической оценке удовлетворенности потребителей объектами жилой недвижимости «стягивается» в своем сущностном толковании методологическим «стяжным ремнем». Последний представляет собой ситуационно-временной и пространственно-ресурсный сущностно-смысловой «оттиск» методологии управления инновационными изменениями в границах создаваемых субъектами маркетингово-коммуникационных полей в ходе маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса и власти к требованиям развивающейся экономической системы, общества и рядового человека в векторе воплощения социального доминатора.

Разрешение противоречий мотивационно-ресурсного характера происходит в ходе переговорных процессов между различными участниками, осуществляемых при построении ими сбалансированных по интересам и возможностям маркетингово-коммуникационных полей, ориентированных на реализацию установок социального вектора развития. Поведенческая адаптивность субъектов формирует их способность к изменениям, которые корректируют сигналы маркетингово-поведенческого модулятора, влияющего на маркетингово-поведенческий адаптер в нужном для региона направлении преобразований. Тем самым, ослабляются негативные проявления маркетингово-поведенческого диссонанса. Центральным компонентом предлагаемой модели является маркетингово-коммуникационное поле взаимодействующих субъектов (как единица развивающейся бизнес-экосистемы), которое настраивается на решение целевых установок бизнеса в сфере жилой недвижимости и обеспечение усилиями многих сторон желаемого уровня удовлетворенности потребителей объектами их деятельности. А это предполагает определение уровня этой удовлетворенности различными целевыми аудиториями на этапе ее диагностики посредством разработанного нами методического подхода.

Заключение.

1. Проблема обеспечения потребителей разных целевых аудиторий качественным жильем в условиях инновационных преобразований во всех составляющих жизнедеятельности общества остается краеугольным камнем в обеспечении конкурентоустойчивости бизнеса и наращивании темпов экономического роста. Ее решение сопровождается повышением и реализацией мотивационного потенциала трудового ресурса, удовлетворенного имеющимся у него жильем, на творческо-созидательное самовыражение в профессиональной и инновационной деятельности.

2. Методология управления инновационными изменениями представляет собой систему логически взаимосвязанных компонент (целеполагающих, понятийно раскрывающих сущность процессов и явлений, принципо-устанавливающих и инструментарно-обеспечивающих в части методов, приемов, способов, подходов, инструментов, процедур и средств), взаимодействующих между собой в интересах реализации потенциала экономического роста бизнеса в векторе социального доминатора и структурируемых в ресурсо-сбалансированных соотношениях по параметрам разного характера. Ее реализация делает возможным достижение поставленных бизнесом целей на обретение конкурентоустойчивости и на создание благоприятных условий для обретения национальной экономикой технологического и экономического суверенитета.

3. Разработанная модель диагностической оценки удовлетворенности потребителей объектами жилой недвижимости в рамках сформулированной методологии управления инновационными изменениями бизнеса посредством построения сбалансированных по ресурсам маркетингово-коммуникационных полей позволяет субъектам бизнеса осуществлять маркетингово-поведенческую адаптацию к условиям новой экономической реальности, рационализировать управление ресурсными потоками разного характера и активизировать профессионально-созидательную деятельность трудового ресурса (и его человекоцентричного звена) в направлении укрепления ими конкурентных позиций на рынке жилищного строительства.


References:

Ainakul N.A., Nurymova S.K. (2019). Ecosystem of innovation: concept and characteristics Bulletin of "Turan" University. (4). 207-210.

Berezina E.L. (2013). Dostupnost zhilya v sisteme kachestva zhizni naseleniya regiona: sotsialno-ekonomicheskie faktory i problemy izmereniya (na primere Tyumenskoy oblasti) [Housing affordability in the quality of life system of the region\'s population: socio-economic factors and measurement problems (on the example of the Tyumen Region)] (in Russian).

Bertalanffy L. (1966). General System Theory and Psychiatry

Bon E. I. (2021). Kharakteristika mediatorov i modulyatorov, ikh biologicheskaya rol v funktsionirovanii nervnoy sistemy [Characteristics of mediators and modulators, their biological role in the functioning of the nervous system]. Vestnik NovGU. (1). 6-14. (in Russian).

Borisova L.A. (2021). Problemy i osnovnye tendentsii razvitiya zhilishchnogo stroitelstva v Rossii [Problems and main trends in the development of housing construction in Russia]. UEPS: upravlenie, ekonomika, politika, sotsiologiya. (1). 48-55. (in Russian). doi: 10.24412/2412-2025-2021-1-48-55.

Cohen B. (2005). Sustainable valley entrepreneurial ecosystem Business Strategy and the Environment. 15 (1). 1-14. doi: 10.1002/bse.428.

Deborah J. What is an Innovation Ecosystem?. Retrieved January 18, 2025, from https://www.researchgate.net/profile/Deborah-Jackson

Dovdienko I.V. (2005). Formirovanie ekonomicheskogo mekhanizma upravleniya rynkom zhiloy nedvizhimosti [Formation of an economic mechanism for managing the residential real estate market] (in Russian).

Drobot E.V. (2023). Ustoychivost tsepochek postavok v epokhu VUCA: strategii upravleniya riskami [Supply chain resilience in the era of vuca: risk management strategies]. Economic security. 6 (1). 153-172. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.6.1.117471.

Freeman C. (1988). Freeman C

Freeman C. (1995). The national system of innovation in historical perspective Cambridge Political Economy Society. (19). 5-24.

Gareev I.F., Mustafina L.R. (2016). Rynok arendnogo zhilya: opyt razvitiya, tekushchie voprosy i perspektivy [Rental market: development experience, current issues and prospects]. Russian Journal of Entrepreneurship. 17 (21). 2931-2938. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.21.37077.

Hannan M., Freeman J. (1977). The population ecology of organizations American Journal of Sociology. (5). 929–964.

Ho. Lim J., Kim D. Y., Kim D. (2018). Developing a Construction Duration Estimation Model to Ensure the Safety in Apartment Housing Construction Sites KSCE Journal of Civil Engineering. (7). 2195-2205. doi: 10.1007/s12205-017-0605-y.

Inshakov O.V. (2003). Ekonomicheskie instituty i institutsii: k voprosu o tipologii i klassifikatsii [Social nature and specifics, typology and classification of economic institutions]. Sociological Studies (Sotsiologicheskie Issledovaniia). (9). 42-51. (in Russian).

Isenberg D.J. (2010). Harvard Business Review

Kamerer E. V. (2020). Sistema faktorov, vliyayushchikh na vybor zhilogo kompleksa kak mesta zhitelstva [The system of factors influencing the choice of a residential complex as a place of residence] Strategies for the development of social communities, institutions and territories. 140-144. (in Russian).

Kazakova T.V., Gorshkova L.A. (2022). Adaptivnost, dinamichnost, gibkost – glavnye faktory obespecheniya ustoychivosti organizatsii v usloviyakh neopredelennosti [Adaptability, dynamism, flexibility as the main factors for ensuring the sustainability of the organization amidst uncertainty]. Creative Economy. 16 (5). 1911-1924. (in Russian). doi: 10.18334/ce.16.5.114693.

Khandamova E.F., Schepakin M.B., Zhamankulova D.S. (2024). Razvitie kommunikatsionnyh setey v usloviyakh marketingovo-povedencheskoy adaptatsii biznesa k trebovaniyam mobilizatsionnoy orientatsii ekonomiki [Development of communication networks in the context of marketing and behavioral adaptation of business to the requirements of the mobilization orientation of the economy]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (4). 1025-1042. (in Russian). doi: 10.18334/epp.14.4.120665.

Kosareva N.B., Polidi T.D., Puzanov A.S. (2013). Rynok zhilishchnogo stroitelstva v Rossii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya [Housing construction market in the Russian Federation: current status and development prospects]. Voprosy Ekonomiki. (3). 109-125. (in Russian). doi: 10.32609/0042-8736-2013-3-109-125.

Kuznetsova N.A., Pukach G.V., Pukach A.M. (2019). Problemy adaptatsii biznes-modeley k menyayushcheysya srede [Problems of adaptation of business models to the changing environment]. Journal of International Economic Affairs. (9). 1363. (in Russian).

L. fon Bertalanfi (1969). Obshchaya teoriya sistem: kriticheskiy obzor [General Theory of Systems: a critical review] (in Russian).

Levin Yu.A., Larionov A.N. (2022). Osobennosti realizatsii natsionalnogo proekta «Zhile i gorodskaya sreda» [Features of the implementation of the national project "Housing and urban environment"] (in Russian).

Lisitskaya T.S. (2019). Finansovyy mekhanizm vzaimodeystviya subektov zhilishchnogo rynka v realiyakh rossiyskoy ekonomiki [The financial mechanism of real estate market subjects` interaction in the realities of the russian economy]. Vestnik evraziyskoy nauki. (5). 5. (in Russian).

Lukashenok T.R., Efimova E.G. (2023). Zhilishchnoe stroitelstvo v Rossiyskoy Federatsii: problemy i perspektivy v usloviyakh novoy realnosti [Housing construction in the Russian Federation: problems and prospects in the new reality]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (12). 5899-5914. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.12.120076.

Makarenko O. I. (2023). Innovatsionnye imperativy razvitiya sovremennyh stroitelnyh materialov i tekhnologiy v zhilishchnom stroitelstve [Innovative imperatives for developing modern building materials and technologies for housing]. Russian Journal of Housing Research. 10 (1). 43-60. (in Russian). doi: 10.18334/zhs.10.1.117517.

Mezentseva E.S. (2009). Strategiya adaptivnogo razvitiya malogo predprinimatelstva v usloviyakh modernizatsii ekonomiki regiona [Strategy of adaptive development of small business in the context of modernization of the region's economy] (in Russian).

Moore J. (1996). The Death of Competition: Leadership and strategy in the age of business ecosystems

Morschinina N.I. (2021). Ekosistemnost kak globalnyy trend na rynke nedvizhimosti [Ecosystemacy as a global trend in the real estate market]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (7). 1745-1758. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.7.112295.

Morschinina N.I. (2022). Kharakteristika nauchnyh podkhodov k issledovaniyu predprinimatelskoy ekosistemy [Scientific approaches to the study of the entrepreneurial ecosystem]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (3). 1065-1076. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.3.114312.

Novikov Yu.V. (2004). Metodologiya adaptivnogo upravleniya malymi predpriyatiyami [Methodology of adaptive management of small enterprises] (in Russian).

Oborin M.S. (2021). Osobennosti razvitiya rynka zhilishchnogo stroitelstva [Features of the housing construction market development]. Economy of construction. (1(78)). 1(78). (in Russian). doi: 10.37279/2519–4453–2021–1-12–20.

Ovchinnikova A.V., Zimin S.D. (2021). Rozhdenie kontseptsii predprinimatelskikh ekosistem i ee evolyutsiya [The birth of the concept of entrepreneurial ecosystems and its evolution]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (6). 1497-1514. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.6.112307.

Panasenko S.V., Cheglov V.P., Ramazanov I.A., Krasil’nikova E.A., Stukalova I.B., Shelygov A.V. (2021). Improving the innovative development mechanism of the trade sector Journal of Advanced Pharmacy Education and Research. (1). 141-146.

Panichkina M.V., Masych M.A. (2016). Razvitie mekhanizmov adaptatsii subektov srednego i malogo predprinimatelstva v usloviyakh neopredelennosti i povyshennogo riska [Development of mechanisms of adaptation of the subjects of small and average business in conditions of uncertainty and high risk]. Fundamental research. (12-3). 678‒682. (in Russian).

Pavlova M.E. (2011). Organizatsionno-ekonomicheskie osnovy formirovaniya regionalnogo rynka dostupnogo zhilya [Organizational and economic foundations of the formation of the regional affordable housing market] (in Russian).

Pukhova V.V., Tislenko V.D., Chepeleva K.V. (2018). Rynochnaya i sotsialnaya dostupnost zhiloy nedvizhimosti kak instrumenty otsenki udovletvorennosti zhilishchnoy potrebnosti naseleniya [Market and social housing affordability as tools of estimation of satisfaction of housing need for population]. Fundamental research. (7). 152-157. (in Russian).

Pustoshkin V.V. (2012). Innovatsionnye formy investirovaniya v zhilishchnom stroitelstve [Innovative forms of investment in housing construction] (in Russian).

Schepakin M.B. (2021). Antikrizisnyy adapter kak instrument upravleniya konkurentnym polozheniem biznesa na nestabilnom rynke [Anti-crisis adapter as a tool for managing the competitive position of business in an unstable market]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (8). 1945-1966. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.8.112801.

Schepakin M.B. (2021). Informatsionno-kommunikatsionnyy konnektor v obespechenii ekonomicheskogo rosta proizvodstvennoy sfery [Information and communication connector in ensuring the economic growth of the production sector]. Izvestiya vysshikh uchebnyh zavedeniy. Pischevaya tekhnologiya. (5-6). 108-115. (in Russian). doi: 10.26297/0579-3009.2021.5-6.20.

Schepakin M.B. (2022). Geoekonomicheskaya «embolizatsiya» resursnyh potokov kak faktor ekonomicheskogo rosta rossiyskogo biznesa [Geo-economic «embolization» of resource flows as a factor of economic growth of russian business]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (5). 1529-1554. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.5.114788.

Schepakin M.B. (2022). Reklamno-marketingovoe manipulirovanie povedeniem subektov pri upravlenii ekonomicheskim rostom biznesa v usloviyakh didzhitalizatsii rynochnyh otnosheniy [Advertising and marketing manipulation of the subjectsʼ behavior in managing the economic growth of business entities amid digitalization of market relations]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (1). 81-102. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.1.114062.

Schepakin M.B. (2023). Marketingovo-povedencheskaya adaptatsiya biznesa v mobilizatsionnom formate ego razvitiya kak instrument ukrepleniya ekonomicheskoy bezopasnosti [Marketing-behavioral adaptation of business in the mobilization format of its development as a tool to strengthen economic security]. Shadow Economy. 7 (3). 309-333. (in Russian). doi: 10.18334/tek.7.3.118349.

Schepakin M.B. (2023). Mozaichnyy emotsionalno-povedencheskiy dublikator v adaptatsionnom upravlenii razvitiem biznesa v ego mobilizatsionnom formate [Mosaic emotional-behavioral duplicator in adaptive management of business development in mobilization format]. Leadership and Management. 10 (2). 367-388. (in Russian). doi: 10.18334/lim.10.2.117663.

Schepakin M.B. (2023). Upravlenie konkurentoustoychivostyu biznesa posredstvom innovatsionnyh preobrazovaniy v usloviyakh mobilizatsionnoy ekonomiki [Managing business competitiveness through innovative transformation in a mobilization economy]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (3). 601-628. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.3.117301.

Schepakin M.B. (2024). K diskursu o razvitii teorii upravleniya izmeneniyami v usloviyakh mobilizatsionnoy orientatsii ekonomiki [On the discourse on the development of the theory of change management in the context of the mobilization orientation of the economy]. Journal of economic regulation. (15(1)). 89-104. (in Russian). doi: 10.17835/2078-5429.2024.15.1.089-104.

Schepakin M.B. (2024). Tenevoy sublimator povedencheskogo dominatora v transformiruyushchemsya innovatsionnom prostranstve [Shadow sublimator of the behavioral dominator in the transforming innovation space]. Shadow Economy. 8 (1). 103-132. (in Russian). doi: 10.18334/tek.8.1.118899.

Schepakin M.B., Erok A.D., Kuznetsova O.A. (2016). Sinkhronizatsiya marketingovogo povedeniya subektov pri postroenii modeley ekonomicheskogo rosta biznesa [Synchronization of subjects' market behavior when building a model of business economic growth]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (12-2). 743-758. (in Russian).

Schepakin M.B., Gubin V.A., Khandamova E.F. (2019). Antikrizisnyy komponent kak instrument marketingovoy adaptatsii predpriyatiya v usloviyakh apriornoy nestabilnosti [Anti-crisis component as a tool of marketing adaptation of the enterprise in the conditions of a priori instability]. Creative economy. 13 (6). 1133-1152. (in Russian). doi: 10.18334/rp.20.4.40615.

Schepakin M.B., Gubin V.A., Khandamova E.F. (2019). Marketingovo-resursnyy podkhod k antikrizisnomu upravleniyu apriorno nestabilnymi sotsialno-ekonomicheskimi sistemami [Marketing-resource approach to crisis management a priori unstable socio-economic systems]. Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: economics. (1). 113-136. (in Russian). doi: 10.24143/2073-5537-2019-1-113-136.

Schepakin M.B., Khandamova E.F. (2015). Subektno-diagnosticheskaya paradigma postroeniya sbalansirovannogo ekonomicheskogo prostranstva [The subject-diagnostic paradigm of building a balanced economic space]. Economics and management of management systems. (2.2). 305-314. (in Russian).

Schepakin M.B., Khandamova E.F. (2016). Adaptatsionnoe upravlenie marketingovym povedeniem subekta v usloviyakh nestabilnogo rynka [Adaptation management marketing behavior in the entity in unstable market]. Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. 6 (3). 117-124. (in Russian).

Schepakin M.B., Khandamova E.F., Bzhennikova D.G. (2023). Chelovekotsentrichnyy resurs ‒ drayver innovatsionnyh izmeneniy v usloviyakh mobilizatsionnoy ekonomiki [Human-centered resource as the driver of innovative changes in the mobilization economy]. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (1). 381-404. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.13.1.117496.

Schepakin M.B., Khandamova E.F., Ksenzova G.V. (2023). Iskusstvennyy intellekt v zerkale innovatsionnyh izmeneniy v usloviyakh mobilizatsionnoy ekonomiki [Artificial intelligence in the mirror of innovative change in the mobilization economy]. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (2). 749-770. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.13.2.117539.

Schepakin M.B., Khandamova E.F., Petrichenko G.S. (2024). Printsipialnaya model marketingovo-povedencheskoy adaptatsii biznesa k usloviyam mobilizatsionnoy orientatsii ekonomiki [Basic model of business marketing and behavioral adaptation to the mobilization economy]. Russian Journal of Innovation Economics. 14 (2). 503-526. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.14.2.120761.

Schepakin M.B., Khandamova E.F., Petrichenko G.S., Pakhiev R.A. (2024). Adaptatsionno-povedencheskaya klientoorientirovannost biznesa kak instrument upravleniya izmeneniyami [Adaptive behavioral customer orientation of the business as a change management tool]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (7). 3731-3754. (in Russian).

Schepakin M.B., Khandamova E.F., Tomilko Yu.V. (2015). Upravlenie innovatsionnoy deyatelnostyu khozyaystvuyushchego subekta v razvivayushchemsya marketingovom kommunikatsionnom prostranstve [Management by innovative activity of economic subjects in developing marketing of communication space]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (9). 998-1004. (in Russian).

Schepakin M.B., Petrichenko D.G. (2024). Upravlenie klientoudovletvorennostyu potrebiteley zhiloy nedvizhimosti v usloviyakh adaptatsii biznesa k novoy ekonomicheskoy realnosti [Managing customer satisfaction of residential real estate consumers in the context of business adaptation to the new economic reality]. Journal of economic regulation. (15). (in Russian). doi: 10.17835/2078-5429.2024.15.4.006-017.

Schepakin M.B., Rushanova S.S. (2022). Razrabotka klassifikatsionnoy modeli marketingovogo internet-instrumentariya dlya povysheniya konkurentosposobnosti tovarov i uslug [Development of a classification model of Internet marketing tools to increase the competitiveness of goods and services]. Izvestiya vysshikh uchebnyh zavedeniy. Pischevaya tekhnologiya. (2-3). 112-120. (in Russian). doi: 10/26297/0579-3009.2022.2-3.22.

Schepakin M.B., Schepakina P.M. (2024). Model upravleniya chelovecheskim kapitalom v regionalnoy ekonomike v usloviyakh aktivizatsii deystviya innovatsionnogo faktora v formate mobilizatsionnyh izmeneniy [The model of human resources management in the regional economy in the conditions of the innovative factor in the format of mobilization changes]. Russian Journal of Innovation Economics. 14 (1). 175-204. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.14.1.119825.

Shinyaeva O.V., Akhmetshina E. R., Klyueva T. V. (2017). Udovletvorennost zhilem kak identifikator kachestva zhizni v regione [Housing satisfaction as the identifier of life quality in the region]. Logos et Praxis. (4). 64-76. (in Russian).

Shlyapina M. V. (2024). Blagosostoyanie naseleniya regiona kak tsel politiki regionalnogo razvitiya [The population’s well-being in the region as a purpose of the regional development policy]. Vestnik Permskogo universiteta. Seriya «Ekonomika». 19 (1). 107-125. (in Russian). doi: 10.17072/1994-9960-2024-1-107-125.

Smirnov V.M. (2009). Regulirovanie razvitiya zhilishchnogo stroitelstva krupnogo goroda [Regulation of the development of housing construction in a large city] (in Russian).

Spilling O.R. (1996). The entrepreneurial system: On entrepreneurship in the context of a mega event Journal of Business Research. (1). 91-103.

Stam E. (2014). The Dutch entrepreneurial ecosystem Ssrn. 1-41. doi: 10.2139/ssrn.2473475.

Tansley A. G. (1935). The use and abuse of vegetational concepts and terms Ecology. (16). 284–307.

Tsukanov M.F., Chernova S. V. (2011). Kontseptualnye aspekty organizatsii adaptivnogo upravleniya predpriyatiyami pitaniya [Conceptual aspects of the organization of adaptive management of food enterprises]. Heory and Practice of Service: Economy, Social Sphere, Technologies. (3). 131‒138. (in Russian).

Tumenova S.A. (2022). Adaptivnaya ustoychivost ekonomicheskikh sistem: faktory i usloviya obespecheniya rosta [Adaptive sustainability of economic systems: growth factors and conditions]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (4). 2409-2420. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.4.116525.

Uchinina T.V., Molokova T.V. (2019). Formirovanie konkurentnoy strategii developerskoy kompanii pri stroitelstve obektov mnogoetazhnoy zhiloy nedvizhimosti [Formation of the competitive strategy of real estate development company in the construction of multi-storey residential property]. Russian Journal of Housing Research. (2). 175-198. (in Russian). doi: 10.18334/zhs.6.2.40687.

Valdez J. (1988). The entrepreneurial ecosystem: toward a theory of new business formation

Vitt O.S. (2012). Razvitie adaptivnosti kak uslovie konkurentosposobnosti rabotnikov promyshlennogo predpriyatiya [The development of adaptability as a condition for the competitiveness of industrial workers] (in Russian).

Vodyannikov M.V., Anisimov A.Yu. (2023). Tendentsii razvitiya rynka zhilishchnogo stroitelstva [Housing market development trends]. Russian Journal of Housing Research. (2). 137-148. (in Russian). doi: 10.18334/zhs.10.2.117773.

Yachmeneva V.M., Yachmenev E.F. (2019). Metodika otsenki urovnya adaptatsii deyatelnosti predpriyatiya k izmenyayushchimsya usloviyam vneshney sredy [Methodology for assessing the level of adaptation of an enterprise's activities to changing environmental conditions]. Scientific Herald: finance, banks, investments. (4). 90‒100. (in Russian).

Zanko D.I. (2006). Adaptatsiya, motivatsiya i razvitie personala otdela prodazh [Adaptation, motivation and development of sales staff] (in Russian).

Zaytseva M.V., Maliyova P.A., Biryukova D.A., Shichiyakh B.Z. (2023). Gosudarstvennaya podderzhka kak drayver razvitiya rynka zhiloy nedvizhimosti [State support as a driver for the development of the residential real estate market]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (1). 196-202. (in Russian). doi: 10.34925/EIP.2023.150.1.040.

Страница обновлена: 02.06.2025 в 15:00:15