Practical application of assessment and analysis methods of the company's product portfolio

Fokina O.V.1, Saveleva N.K.1, Sozinova A.A.1, Berezina E.A.1
1 Вятский государственный университет

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 19, Number 2 (February 2025)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80433117

Abstract:
Based on the analysis of the foreign and Russian researches, the article identifies and classifies the main methods of assessment and analysis of the company's product portfolio. As a result of the research, the problem of insufficient attention to the problem of balancing the product portfolio in the companies' marketing activities was identified. The article defines the specifics of the practical application of methods for analyzing the company's product portfolio and the degree of influence on key business indicators such as risk, cash flow, sales and product life cycle. The example of a company in the meat products market was used to analyze and evaluate the company's product portfolio. Recommendations on the application of an integrated approach in the development of the company's product portfolio are proposed. The article is addressed to researchers, economists and analysts in marketing activities.

Keywords: product portfolio, assessment method, matrix, balance, product lifecycle

JEL-classification: Q13, Q17, Q18



Введение

Анализ продуктового портфеля играет ключевую роль в современной управленческой практике. Он предоставляет ценную информацию для выявления перспектив рынка и принятия обоснованных решений. Данный анализ позволяет оценить эффективность комбинаций продуктов с позиций возможностей компании и прогнозируемой прибыли, учитывая темпы роста рынка и прочие факторы. При этом он опирается на данные, полученные в ходе предварительного стратегического планирования, включая оценку сильных и слабых сторон компании и анализ внешней среды [32].

В результате анализа ключевых проблем, с которыми встречаются предприятия при управлении продуктовым портфелем, было выявлено недостающее их внимание к вопросу оценки и анализа структуры существующего продуктового портфеля, в том числе к вопросам его сбалансированности [13].

Актуальность и цель исследования

Актуальность темы исследования определена потребностью формирования сбалансированного продуктового портфеля предприятия, его оценки и анализа, а также необходимостью производить новые виды продукции. На современном этапе развития экономики актуальными являются вопросы не только формирования продуктового портфеля, но и его эффективности [24].

Проблемные аспекты управления продуктовым портфелем предприятия рассматриваются многими российскими учёными. Так, к вопросам влияния структуры продуктового портфеля на эффективность и конкурентоспособность предприятия обращено внимание отечественных исследователей, например, О.Б. Бобков [3], Н.В. Гузенко [6], А.С. Зимин [9], М.Ю. Сучкова [22], Р.Н. Шамгунов [29] и др.

Формирование продуктового портфеля рассматривается как один из элементов управленческой деятельности в области маркетинга в работах российских исследователей: А.В. Багина [1], Е.С. Крук [11], И.В. Рожкова [17], Л.В. Ситниковой [20], А.М. Удодова [24], Н.В. Щепилова [31] и др.

Особый вклад в изучении данной темы внесли О.Ю. Быстрова [4], Е.В. Емильянова [8], А.А. Окнянская [14], Т.Ю. Тарасова [23], Л.В. Шабалтина [28], которые рассматривают в своих трудах методы оценки и анализа продуктового портфеля предприятия с точки зрения его эффективности и конкурентоспособности. Однако на текущий момент не определены методы оценки и анализа продуктового портфеля предприятия, которые бы позволили корректно оценивать его уровень сбалансированности и эффективности с целью принятия правильных управленческих решений.

Цель исследования – определить степень практического применения методов оценки и анализа продуктового портфеля предприятия.

Научная новизна заключается в выявлении концептуальных подходов к оценке и анализу продуктового портфеля предприятия, а также особенностей практического применения различных методик с целью повышения эффективности управления продуктовым портфелем отдельных экономических субъектов.

Основная часть

Структура ассортимента продукции компании непосредственно влияет на стабильность её финансовых потоков и формирует общественное восприятие бренда. Каждый товар в линейке продукции требует привлечения ресурсов, поэтому его разработка и продвижение должны быть направлены на максимизацию прибыли компании [26]. Учитывая, что все товары проходят определённые стадии жизненного цикла, от появления до устаревания, оптимизация продуктового портфеля должна осуществляться систематически.

Под продуктовым портфелем подразумевается совокупность товаров и услуг, отражающих специфику деятельности компании, её экономические перспективы и позволяющих более точно удовлетворять потребности различных групп потребителей [15].

Для оценки структуры продуктового портфеля предприятия используют множество инструментов, которые укрупнено можно поделить на две группы (рисунок 1).

Рисунок 1 – Методы оценки продуктового портфеля предприятия

Источник: составлен автором (на основе статьи Пуговкиной А.С., Бахмаревой Н.В. Анализ и стратегия управления продуктовым портфелем) [16].

Для эффективного применения различных методик в деловой практике необходима их адаптация и модификация. В этой связи предлагается использовать комплексный подход к формированию товарного портфеля, направленный на отбор позиций, способствующих увеличению общей выручки при сохранении существующих производственных мощностей.

Одним из простейших и проверенных инструментов анализа портфеля продуктов является матрица Бостонской консалтинговой группы (БКГ). Любой продукт или вид деятельности можно представить в виде точки на матрице.

Адаптированная матрица БКГ строится для проведения внутреннего анализа товарного портфеля организации. Показатель роста продаж по оси ординат рассчитывается как отношение объемов продаж продуктов за исследуемый год к объему продаж за предыдущий год, а показатель удельного веса продукта в общем объеме продаж откладывается по оси абсцисс. Границы разделов находят как среднее значение [30].

Рынок мясной продукции является одним из крупным сегментов рынка продовольственных товаров по числу видов продаваемых товаров [10]. В условиях высокого уровня конкуренции оценка продуктового портфеля позволяет определить, какие из товаров предприятия наиболее востребованы, какие – имеют потенциал для роста, а какие – могут быть убыточными. Это обусловило выбор в качестве объекта исследования для проведения «портфельного» анализа лидера рынка мясной продукции Кировской области АО «Кировский мясокомбинат» (АО «КМ»).

С целью проведения «портфельного» анализа АО «КМ» в качестве стратегических хозяйственных единиц взяты основные виды продукции предприятия. Для определения темпа роста спроса на товары рассматривается показатель объема реализации продукции предприятия за два периода. Позиции отдельных видов продукции представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Позиции продукции АО «КМ» на матрице БКГ

Источник: составлен автором

Таким образом, руководителям АО «Кировский мясокомбинат» особое внимание следует обратить на такие товарные позиции, как колбасы вареные, колбасы сыровяленые, рубленные полуфабрикаты, продукция для гриля и отруба мясные. Именно на данные виды продукции необходимо сегодня направить имеющиеся ограниченные ресурсы для достижения в будущем высоких доходов.

В категорию «Звезда» попали следующие товарные позиции – фарши, колбасы полукопченые и мясные деликатесы. На данные продукты спрос сегодня и в ближайшем будущем будет расти высокими темпами.

На сегодняшний момент основной совокупный доход предприятия приходится на натуральные полуфабрикаты и мясо в полутушках. Высокая конкуренция на данном рынке требует значительных инвестиций для поддержания доли рынка.

Большое количество товарных позиций, производимых АО «Кировский мясокомбинат», вносят не значительный вклад в совокупный доход предприятия, их необходимо убрать из ассортимента или сохранить ввиду их высокой потребительской значимости (сардельки, сосиски, колбасы варено-копченые, колбасы сырокопченые, ветчины, полуфабрикаты в тесте, субпродукты фасованные и блоки мясные).

Продуктовый портфель АО «Кировский мясокомбинат» в рамках товарной группы колбасные изделия является несбалансированным, т.к. не выполняется условие превышения количества наименований товаров, находящихся на стадии роста и зрелости над количеством товаров, находящихся на стадии спада, при этом незначительное количество товарной продукции находится на стадии выведения на рынок, которые могли бы обеспечить надежное благополучие предприятия в перспективе [19].

Матричные методы дополняют оценку жизненного цикла товаров и товарных групп, входящих в ассортимент. В современной практике для определения стадии жизненного цикла продукта используются различные подходы. Для определения стадии жизненного цикла товара можно воспользоваться моделью Polli – Cook, предложенной американскими исследователями. Эта модель основана на анализе динамики объема продаж за определенный период. С целью минимизации влияния сезонных колебаний на результат анализа, в качестве эталона сравнения используется изменение объема продаж всех товаров в данной товарной группе [2].

В представленной работе на основе модели Polli – Cook проведен анализ изменения объема продаж основных видов колбасных изделий, мясных полуфабрикатов и мяса АО «Кировский мясокомбинат» за определенный период времени, что позволило определить стадию жизненного цикла для каждого вида продукции. Результаты анализа представлены в таблицах 1, 2, 3.

Ассортиментная группа колбасных изделий (группа А) подразделяется на следующие подгруппы (А1, А2,…А9): полукопченые, вареные, мясные деликатесы, сардельки, сосиски, варено-копченые, сырокопченые, ветчины и сыровяленые.

Таблица 1 – Определение этапа жизненного цикла колбасных изделий

Показатели
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
А8
А9
1. Изменение сбыта, ∆Хi
136,0
74,4
94,9
34,2
23,6
15,5
32,5
0,3
3,9
2. Средняя величина изменения сбыта, ∆Хср
46,14
3. Среднеквадратическое отклонение, σ
43,35
4. Этап роста
∆ Хi > Хср + 0,5 σ
[∆ Хi > 67,82]
+
+
+






5. Этап спада
∆ Хi < Хср – 0,5 σ
[∆ Хi < 24,47]




+
+

+
+
6. Этап зрелости
Хср – 0,5 σ < ∆ Хi <
ср + 0,5 σ
[24,47 < ∆ Хi < 67,82]



+


+


Источник: составлена автором

Ассортиментная группа мясных полуфабрикатов (группа Б) включает следующие подгруппы (Б1, Б2,…Б6): натуральные полуфабрикаты, фарши, полуфабрикаты в тесте, рубленные полуфабрикаты, продукция для гриля и фасованные субпродукты.

Таблица 2 – Определение этапа жизненного цикла мясных полуфабрикатов

Показатели
Б1
Б2
Б3
Б4
Б5
Б6
1. Изменение сбыта, ∆Хi
-31,5
391,8
70,3
160,9
59,0
-6,6
2. Средняя величина изменения сбыта, ∆Хср
107,32
3. Среднеквадратическое отклонение, σ
141,28
4. Этап роста
∆ Хi > Хср + 0,5 σ
[∆ Хi > 177,96]

+




5. Этап спада
∆ Хi < Хср – 0,5 σ
[∆ Хi < 36,68]
+




+
6. Этап зрелости
Хср – 0,5 σ < ∆ Хi <
ср + 0,5 σ
[36,68 < ∆ Хi < 177,96]


+
+
+

Источник: составлена автором

Ассортиментная группа мяса (группа В) представлена следующими подгруппами (В1, В2, В3): мясо в полутушках, отруба мясные и блоки мясные.

Таблица 3 – Определение этапа жизненного цикла мяса

Показатели
В1
В2
В3
1. Изменение сбыта, ∆Хi
258,9
84,3
-226,7
2. Средняя величина изменения сбыта, ∆Хср
116,50
3. Среднеквадратическое отклонение, σ
200,84
4. Этап роста
∆ Хi > Хср + 0,5 σ
[∆ Хi > 622,9]
+
+

5. Этап спада
∆ Хi < Хср – 0,5 σ
[∆ Хi < 154,8]



6. Этап зрелости
Хср – 0,5 σ < ∆ Хi <
ср + 0,5 σ
[154,8 < ∆ Хi < 622,9]


+
Источник: составлена автором

Анализ жизненного цикла мясной продукции АО «Кировский мясокомбинат» показал, что на стадии роста находится продукция: колбасы полукопченые, колбасы вареные, мясные деликатесы, фарши, мясо в полутушках и отруба мясные; на этапе зрелости – сардельки, колбасы сырокопченые, полуфабрикаты в тесте, рубленные полуфабрикат, продукция для гриля и блоки мясные; на стадии спада – сосиски, колбасы варено-копченые, ветчины, колбасы сыровяленые, субпродукты фасованные.

Таким образом, анализ показал, что большинство видов колбасных изделий находится на стадии роста и спада ЖЦТ, мясных полуфабрикатов – на стадии зрелости, мяса – на стадии роста.

Методы оценки продуктового портфеля предприятия, учитывающие вклад управления продуктами в доходы, включают ABC- и XYZ-анализ [5].

Анализ ABC представляет собой метод классификации, основанный на принципе Парето. Данный принцип постулирует, что приблизительно 80% результатов в большинстве случаев обусловлено примерно 20% причин. В сфере управления запасами это означает, что ограниченное количество наименований товаров генерирует основную часть выручки [15].

Для проведения ABC-анализа нами ранжирован весь ассортимент рентабельных продуктов АО «Кировский мясокомбинат» по убыванию приносимой выручки и прибыли в 2023 году.

При анализе данных по сбыту в денежном выражении из 18 наименований продуктов 7 дают почти 80% реализации (79,61%), хотя по числу наименований составляют лишь 38,9%. Они относятся к группе А. Средний вклад в общий сбыт вносят продукты группы В, удельный вес каждого из которых от 3 до 15%. Таких продуктов – 5, и их доля в ассортименте равна 27,8%, а в сбыте – 14,43%. Остальные 6 продуктов вносят небольшой вклад в общий сбыт: занимая в ассортименте треть наименований, в сбыте они дают всего 5,68%.

Графическое изображение ABC-анализа по выручке представлено на рисунке 3.

Рисунок 3 – Графическое представление ABC-анализа по выручке

Источник: составлен автором

При анализе данных по прибыли из 18 наименований продуктов 9 дают почти 80% прибыли (77,91%), и по числу наименований составляют 50%. Они относятся к группе А [21]. Средний вклад в общую прибыль вносят продукты группы В, удельный вес каждого из которых от 3 до 15%. Таких продуктов – 4, и их доля в ассортименте равна 22,2%, а в прибыли – 16,06%. Остальные 5 продуктов вносят небольшой вклад в общую прибыль: занимая в ассортименте 27,8%, в прибыли они дают всего 6,03%.

Проведен двойной ABC-анализ на основе совмещения отдельных критериев (выручка и прибыль) [12]. В этом случае товары в ассортименте предприятия делятся на 9 групп, в соответствии с матрицей, представленной на рисунке 4.

Доля в прибыли, %
АС

АВ
АА
Колбасы сырокопченые
Рубленные полуфабрикаты
Мясо в полутушках
Сардельки
Натуральные полуфабрикаты
Колбасы полукопченые
Мясные деликатесы
Колбасы вареные
Полуфабрикаты в тесте
ВС
ВВ
ВА

Отруба мясные
Фарши
Продукция для гриля
Сосиски
СС

СВ
СА
Колбасы варено-копченые


Блоки мясные
Ветчины
Субпродукты фасованные
Колбасы сыровяленые
Доля в объеме продаж, %
Рисунок 4 – Матрица двойного ABC-анализа АО «Кировский мясокомбинат»

Источник: составлен автором

Наиболее выгодными для предприятия являются продукты группы АА, которые имеют значительный вклад в выручке и прибыли предприятия. К ним относятся мясо в полутушках, натуральные полуфабрикаты, колбасы полукопченые, мясные деликатесы, колбасы вареные и полуфабрикаты в тесте.

Товары группы АС (колбасы сырокопченые) характеризуются высокой прибыльностью, поэтому необходимо рассмотреть возможность увеличения его доля в структуре продаж.

Товары группы ВВ (отруба мясные, продукция для гриля и сосиски) характеризуются средним уровнем прибыльности, поэтому необходимо рассмотреть возможность увеличения их долей в структуре продаж.

Товары группы СС (колбасы варено-копченые, блоки мясные, ветчины, субпродукты фасованные и колбасы сыровяленые являются кандидатами на исключение, но не исключаются автоматически, необходимо принимать решение в каждом отдельном случае использую экономический анализ. Кроме того, рассматриваются возможности увеличения их долей в структуре продаж.

Анализ XYZ представляет собой классификационный метод, используемый для оценки стабильности спроса на товар. Данный метод является важным инструментом при планировании прогнозов и управлении запасами [15].

В качестве объекта анализа выбран объем продаж в динамике за 4 квартала 2023 года (таблица 4). В категорию Х включаются товары со стабильной продажей (коэффициент вариации до 10%). В категорию Y попадают товары со значительными колебаниями в продажах (коэффициент вариации от 10% до 25%). В категории Z оказываются товары, продажи которых точно прогнозировать невозможно, слишком велики колебания (коэффициент вариации более 25%).

Таблица 4 – XYZ-анализ товарной номенклатуры АО «Кировский мясокомбинат»

Наименование
Расчетные показатели
Группа
Хср, млн. руб.
s
V, %
Колбасные изделия
Колбасы полукопченые
128,80
25,48
19,78
Y
Колбасы вареные
103,20
11,94
11,57
Y
Мясные деликатесы
127,33
34,71
27,26
Z
Сардельки
48,48
6,25
12,89
Y
Сосиски
48,45
4,69
9,68
X
Колбасы варено-копченые
36,00
6,13
17,03
Y
Колбасы сырокопченые
39,05
6,79
17,39
Y
Ветчины
14,33
1,60
11,17
Y
Колбасы сыровяленые
4,43
0,64
14,42
Y
Полуфабрикатные изделия
Натуральные полуфабрикаты
403,43
35,89
8,90
X
Фарши
183,48
61,26
33,39
Z
Полуфабрикаты в тесте
103,13
12,49
12,11
Y
Рубленные полуфабрикаты
82,53
28,44
34,47
Z
Продукция для гриля
55,78
27,33
49,01
Z
Субпродукты фасованные
9,50
1,01
10,60
Y
Мясо
Мясо в полутушках
692,13
60,23
8,70
X
Отруба мясные
86,68
5,82
6,71
X
Блоки мясные
20,95
10,49
50,09
Z
Источник: составлена автором

В итоге можно выделить несколько наименований, для которых характерны относительно стабильные объемы производства и продаж (группа Х): сосиски, натуральные полуфабрикаты, мясо в полутушках и отруба мясные. Они продаются регулярно, примерно в одинаковых объемах за каждый отчетный период. Именно эти товары должны всегда присутствовать на складах, а их запас – пополняться в первую очередь после продаж.

В группу Y (товары переменного спроса) попало большинство товаров исследуемого предприятия. В данную категорию попали такие товары, как колбасы, ветчины, полуфабрикаты в тесте и субпродукты фасованные. Постоянство их продаж колеблется в зависимости от различных факторов, но поддается прогнозированию. Для предприятия ассортимент группы Y является объектом контроля. Производить их нужно осторожно, учитывая кривую продаж прошлых периодов и текущее состояние товарных запасов.

В группу Z попадают товары как с прогнозируемой сезонностью, так и с хаотичным спросом. Обычно такие позиции сокращают до минимума или вовсе выводят из ассортимента. В данную категорию попали мясные деликатесы, фарши, рубленные полуфабрикаты, продукция для гриля и мясные блоки. Такие могут не продаваться месяцами, а потом за день побить все рекорды. Прогноз их сбыта невозможен: тяжело выделить какие-то факторы влияния, из-за которых произойдет всплеск продаж. Компании стоит отказаться от хранения подобного ассортимента на складе, чтобы не замораживать деньги в непроданных остатках.

Комбинированное применение ABC-XYZ-анализа дает возможность получить более полное представление о структуре товарного ассортимента, учитывая, как значимость каждого товара, так и стабильность спроса на него. Это способствует оптимизации управления запасами и совершенствованию стратегии продаж [22]. Был проведен XYZ-анализ в сочетании с ABC-анализом на примере АО «Кировский мясокомбинат». Товары разделяются на девять категорий в соответствии с матрицей, представленной на рисунке 5.

Доля в объеме продаж, %
AX
AY
AZ
Натуральные полуфабрикаты
Колбасы полукопченые
Фарши
Мясо в полутушках
Колбасы вареные
Мясные деликатесы
Полуфабрикаты в тесте
BX
BY
BZ
Отруба мясные
Сардельки
Рубленные полуфабрикаты
Сосиски
Продукция для гриля
CX
CY
CZ

Колбасы сырокопченые
Блоки мясные
Колбасы варено-копченые
Ветчины
Субпродукты фасованные
Колбасы сыровяленые
Коэффициент вариации, %
Рисунок 5 – Матрица XYZ-анализа в сочетании с ABC-анализом

Источник: составлен автором

Сегмент АХ – явные лидеры (натуральные полуфабрикаты и мясо в полутушках). Это продукты, которые компании продавать выгодно, при этом они пользуются спросом у потребителей. Важно удерживать в этой категории все позиции, которые в нее попали. Для этого необходимо их улучшать, чтобы пользователи оставались довольны, а также поддерживать текущую ценовую политику. Так как эти товары продаются активно, желательно иметь запас на складе с избытком.

Сегменты AY, AZ, BX – середнячки. В категорию AY попали колбасы вареные и полукопченые, а также полуфабрикаты в тесте. В категорию AZ попало две товарные позиции – фарши и мясные деликатесы. В категорию BX попали отруба мясные и сосиски. У них есть потенциал, при правильной маркетинговой стратегии они могут попасть в сегмент лидеров. В качестве рекомендаций можно посоветовать:

· усовершенствовать продукцию, чтобы она стала более привлекательной для покупателей;

· запустить рекламу, чтобы повысить узнаваемость среди целевой аудитории;

· найти новые каналы сбыта.

Еще один важный сегмент – CZ (блоки мясные). Это позиции-аутсайдеры, которые продаются редко и никак не влияют на итоговую выручку. Важно понять, по каким причинам они попали в этот сегмент. Возможно, это новинки, которые пока не успели стать популярными. Тогда их можно переместить в AZ или даже AX. Но если объективных причина для попадания в CZ нет, такой товар можно безболезненно убрать из ассортимента.

Таким образом, совмещенный ABC/XYZ-анализ позволяет найти ключевые товары и оценить спрос на них, эффективно управлять товарным ассортиментом и увеличивать количество прибыльных товаров.

Методы, используемые для определения структуры продуктового портфеля, зачастую являются неформальными, а их эффективность зависит от видения руководителя, практики и опыта применения различных оценок и ряда других факторов.

Выводы

Анализ трудов российских и зарубежных авторов показал, что существует множество методов оценки и анализа продуктового портфеля предприятия. В связи с этим авторами предлагается использовать комплексный подход к оценке товарного портфеля, направленный на отбор позиций, способствующих увеличению общей выручки при сохранении существующих производственных мощностей.

Для эффективного применения различных методик оценки продуктового портфеля предприятия на практике необходима их адаптация к особенностям деятельности организации и условиям рынка, а также их модификация, которая способствует повышению маркетинговой деятельности предприятия.

Таким образом, оценка и анализ продуктового портфеля можно считать самостоятельной сферой маркетинговой деятельности, которая проявляет себя как особая функция маркетинга, и рассматривать как перспективное направление для дальнейших исследований в данной области.


References:

Bagin A.V., Matveev A.I. (2024). Algoritm upravleniya produktovym portfelem [Product portfolio management algorithm]. Ekonomicheskie issledovaniya i razrabotki. (6). 57-63. (in Russian).

Berezina E.A. (2009). Metody otsenki etapa zhiznennogo tsikla tovara [Methods for assessing the stage of the product life cycle]. Bellutin of the St. Petersburg State Agrarian University. (17). 126-132. (in Russian).

Bobkov O.B., Bobkova T.S., Pantseva E.Yu. (2024). Razrabotka strategii kak bazy mekhanizma konkurentosposobnogo razvitiya predpriyatiya [Strategy development as the basis for a competitive company mechanism]. Creative Economy. 18 (3). 593-608. (in Russian). doi: 10.18334/ce.18.3.120728.

Bystrova O.Yu., Chubraeva A.P. (2021). Razrabotka i upravlenie produktovym portfelem organizatsii [Theoretical approaches to the development of new products in the process of managing the organization’s product portfolio]. Aktualnye issledovaniya. (36). 59-63. (in Russian).

Demin A.V. (2020). Upravlenie produktovym portfelem kompanii [Management of the company's product portfolio]. Nauchno-obrazovatelnyy zhurnal dlya studentov i prepodavateley «StudNet». (7). 411-417. (in Russian).

Emelyanova E.V. (2024). Otsenka effektivnosti i konkurentosposobnosti produktovogo portfelya gostinitsy [Assessment of the effectiveness and competitiveness of the hotel product portfolio]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (9). 725-729. (in Russian). doi: 10.34925/EIP.2024.170.9.130.

Fokina O.V. (2019). Osnovnye tendentsii upravleniya marketingovoy deyatelnostyu v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [The main trends in marketing management in the digital economy]. Voprosy sovremennoy nauki i praktiki. (1). 70-72. (in Russian).

Guzenko N.V., Kononova A.D. (2021). Vliyanie optimizatsii produktovogo portfelya na konkurentosposobnost proizvodstvennogo predpriyatiya alkogolnoy produktsii [Influence of product portfolio optimization on competitiveness of alcoholic beverages production enterprise]. The journal «Vestnik of Rostov state university of economics». (2(74)). 88-96. (in Russian).

Ivanova I.G. (2021). Issledovanie rynka myasnoy produktsii (po materialam OOO APKh «MIRATORG») [Market research of meat products (based on materials of llc aph \]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (9). 764-768. (in Russian). doi: 10.34925/EIP.2021.134.9.140.

Khizhina A.M. (2014). Pravlenie multisegmentnymi strategiyami ili razrabotka strategii pozitsionirovaniya dlya shirokogo produktovogo portfelya [Multi-segment strategy management or strategy development for broad product portfolio positioning]. Perspektivy nauki. (3). 164-169. (in Russian).

Kruk E.S., Shevchenko S.Yu. (2024). Produktovaya strategiya v modeli soglasovaniya strategiy funktsionirovaniya i razvitiya promyshlennyh predpriyatiy [Product strategy in the model of aligning operation and development strategies of industrial enterprises]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). (4). 69-80. (in Russian). doi: 10.36871/ek.up.p.r.2024.04.03.009.

Kulikova N.N. (2015). Strategicheskoe upravlenie produktovym portfelem predpriyatiya elektronnoy promyshlennosti [Strategic management of production portfolio of the electronic industry enterprise]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (8-1). 1141-1144. (in Russian).

Mukhina E.R. (2014). Razrabotka algoritma formirovaniya produktovogo portfelya [The development of algorithms product portfolio optimization]. International Research Journal. (9). 91-93. (in Russian).

Oknyanskaya A.A. (2024). Metody formirovaniya optimalnogo torgovogo assortimenta organizatsiy [Methods of forming the optimal trade assortment of organizations]. Forum. Seriya: Sovremennoe sostoyanie i tendentsii razvitiya gumanitarnyh i ekonomicheskikh nauk. 123-127. (in Russian).

Pugovkina A.S., Bakhmareva N.V. (2020). Analiz i strategiya upravleniya produktovym portfelem [Product portfolio management analysis and strategy]. Innovative science. (1). 54-56. (in Russian).

Rotar A.E., Shakhrayuk-Onofrey S.I. (2018). Proekty upravlenie produktovym portfelem sovremennoy agrofirmy [Projects of management of product family portfolio of modern agriculture]. The Interntational scientific journal. (12). 19-22. (in Russian).

Rozhkov I.V. (2024). Informatsionnye sistemy i tekhnologii v marketinge [Information systems and technologies in marketing] (in Russian).

Schepilov O.I. (2021). Upravlenie konkurentosposobnostyu biznesa: rol strategicheskogo komponenta v formirovanii produktovogo portfelya [Business competitiveness managing: the role of strategic component in the product portfolio forming]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (12). 847-855. (in Russian). doi: 10.34925/EIP.2021.137.12.168.

Shabaltina L.V. (2024). Issledovanie protsessov upravleniya zhiznennym tsiklom produktsii [Research of product lifecycle management processes]. Creative Economy. 18 (10). 2801-2824. (in Russian). doi: 10.18334/ce.18.10.121776.

Shamgunov R. N. (2024). Razrabotka, planirovanie i realizatsiya konkurentnoy strategii kommercheskoy kompanii [Development, planning and implementation of a commercial company's competitive strategy] (in Russian).

Silakov A.V., Ivaschenko N.S. (2004). Vybor struktury tovarnogo portfelya predpriyatiya na osnove analiza ego sbalansirovannosti [Choosing the structure of the company's product portfolio based on an analysis of its balance]. Journal of Marketing in Russia and Abroad. (6). 28- 34. (in Russian).

Sitnikova L.V. (2024). Formirovanie sbalansirovannogo strategicheskogo portfelya diversifitsirovannogo predpriyatiya [Formation of a balanced strategic portfolio of a diversied enterprise]. Economics: theory and practice. (3). 16-21. (in Russian). doi: 10.31429/2224042X_2024_75_16.

Sozinova A.A., Meteleva O.A., Kalinin P.A. (2021). Marketingovaya deyatelnost predpriyatiy klastera [Marketing activities of cluster enterprises]. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 11 (10-1). 109-117. (in Russian). doi: 10.34670/AR.2021.38.40.012.

Sozinova A.A., Savelyeva N.K., Tolmachev A.V., Shchukina N.V. (2023). Quality management at enterprises of agro-industrial complex (AIC) 4.0 as the basis of their digital competitiveness Proceedings on Engineering Sciences. 235-248. doi: 10.24874/pes.si.02.005.

Suchkova M.Yu., Azimina E.V. (2024). Optimizatsiya biznes-protsessov organizatsii: upravlencheskie aspekty [Optimization of business processes of the organization: managerial aspects] (in Russian).

Udodov A.M. (2024). Osobennosti modelirovaniya protsessa prinyatiya marketingovyh resheniy v usloviyakh tsifrovoy transformatsii [Capabilities for modeling the marketing decision-making process in the midst of digital transformation]. Creative Economy. 18 (11). 3153-3170. (in Russian). doi: 10.18334/ce.18.11.121916.

Vnuchkov Yu.A.. Khmelevoy V.V. (2013). Formirovanie produktovogo portfelya predpriyatiya na osnove pokazateley rynochnoy effektivnosti izdeliy [Formation of the company''s product portfolio based on indicators of market performance products]. Nauchnye trudy(Vestnik MATI). (21). 283-290. (in Russian).

Zimin A.S. (2024). K voprosu realizatsii marketingovoy tovarnoy strategii firmy [On the issue of implementing a company’s product marketing strategy]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). (4). 159-166. (in Russian). doi: 10.36871/ek.up.p.r.2024.04.01.020.

Страница обновлена: 13.04.2025 в 11:46:03