Цифровые экосистемы: аспекты управления, развитие и безопасность
Васифов Р.З.1
1 Академия труда и социальных отношений
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 1 (Январь 2025)
Аннотация:
В условиях стремительного цифрового преобразования общества и экономики, цифровые экосистемы становятся ключевыми элементами для обеспечения устойчивого роста и экономического развития. В исследовании проведён анализ аспектов управления, развития и безопасности цифровых экосистем, которые представляют собой сложные сети взаимодействий между различными участниками.
Рассмотрены теоретические основы цифровых экосистем. Особое внимание уделено инструментам управления цифровой экосистемы в контексте её основных видов.
Определено, что развитие цифровых экосистем предполагает создание условий для их роста и повышения конкурентоспособности.
Выявлено, что безопасность цифровых экосистем обеспечивается мерами кибербезопасности, которые защищают конфиденциальные данные и целостность экосистемы.
Предложена и обоснована система аудита цифровых экосистем, содержащая проверку всех цифровых инструментов, систем и процессов, используемых внутри компаний, а также их взаимодействие с внешними факторами.
По результатам исследования подчеркивается важность комплексного подхода к управлению цифровыми экосистемами, который учитывает, как аспекты развития, так и вопросы безопасности.
Ключевые слова: цифровые экосистемы, инструменты управления, развитие, безопасность, аудит цифровой экосистемы
JEL-классификация: Q56, L86, Q57
Введение. Цифровые технологии становятся неотъемлемой частью нашей жизни, проникают во все сферы деятельности и оказывают огромное влияние на экономическую активность. В связи с этим актуальность изучения цифровых экосистем становится все более значимой. «Цифровая экосистема – это группа взаимосвязанных информационных технологических ресурсов, функционирующих как единое целое» [7]. Цифровые экосистемы часто создаются и контролируются лидерами рынка; такая модель быстро влияет на изменения в различных секторах, включая финансы, банковское дело, потребительские товары, автомобилестроение и здравоохранение. Интеграция практик B2B [1] (бизнес-бизнес), корпоративных приложений и данных в экосистеме позволяет компаниям контролировать новые и старые технологии, выстраивать автоматизированные процессы вокруг них и последовательно развивать свой бизнес [2].
Однако по мере развития цифровых экосистем возрастает и угроза их безопасности. В современном мире, где все больше информации хранится и передается в цифровом формате, важно обеспечить защиту от кибератак и утечек данных. Для этого необходимо использовать современные методы и технологии защиты, а также обучать персонал правилам безопасного использования цифровых технологий. В процессе построения экосистемы также следует убедиться, что все зависимости идентифицированы и могут контролироваться [11]. Следовательно, управление, развитие и безопасность цифровых экосистем выступают важными аспектами их деятельности, требующие постоянного внимания и совершенствования.
Целью исследования является изучение вопросов управления цифровыми экосистемами и концептуальное обоснование их развития и безопасности.
Задачи исследования:
– рассмотреть ключевые теоретические основы цифровых экосистем;
– проанализировать развитие и безопасность цифровых экосистем;
– предложить и обосновать систему аудита цифровых экосистем.
Новизна работы содержится в том, что оно объединяет исследование ключевых аспектов (управление, развитие и безопасность) цифровых экосистем для достижения их эффективного функционирования и защиты. Это направление исследований будет продолжать развиваться, способствуя росту цифровой экономики и общества в целом.
Практическая значимость исследования заключается в применении его основных положений бизнесом и обществом для рационального использования цифровых технологий, минимизации бизнес-рисков и повышения качества жизни граждан.
Концептуальные основы цифровых экосистем. Технические, нормативно-правовые и бизнес-сложности, встречающиеся в цифровых экосистемах, значительны. «Монетизация услуг, квантовая верификация, взаимодействие с клиентами и управление данными (CDM) во всей экосистеме являются одними из самых непосредственных проблем» [12]. В этой связи следует рассмотреть инструменты управления цифровой экосистемы в контексте её основных видов, которые можно разделить на следующие категории:
– инструменты управления проектами, такие как инструменты разработки программного обеспечения для управления задачами и системы отслеживания проблем;
– исследовательские приложения, включая хранение и визуализацию данных, библиотеки ресурсов и архивы;
– инструменты взаимодействия, такие как маркетинг по электронной почте, инструменты управления донорами (GIVR) и программное обеспечение для управления взаимоотношениями с клиентами (CRM);
– инструменты для совместной работы, включая электронную почту, обмен файлами, мгновенные сообщения и видеоконференции;
– общедоступные платформы, такие как веб-сайты, мобильные приложения и каналы социальных сетей;
– платформы управления знаниями, такие как интрасети и вики.
Существует три основных вида цифровых экосистем:
– экосистема оцифровщика (дигитайзера);
– экосистема платформы;
– экосистема суперплатформы.
Экосистемы дигитайзеров фокусируются на оцифровке существующего продукта с помощью бизнес-партнеров, при сохранении низкой управленческой сложности. Экосистемы дигитайзеров могут добавлять новые функции в системы и создавать доход от цифровых услуг (экосистема обычно содержит от 20 до 100 партнеров в пяти отраслях) [10].
Экосистема оцифровки лучше всего подходит для предприятий, предлагающих конкурентоспособные продукты, но при этом ограниченных цифровыми возможностями. Это решение идеально для тех организаций, которые стремятся сделать свои продукты интеллектуальными и интегрированными с другими системами. Ярким примером экосистемы оцифровки является производитель автомобилей, сотрудничающий с другими компаниями для получения технологий и интеллектуальной собственности, необходимых для подключения своих автомобилей к соответствующим цифровым сервисам.
Экосистемы платформ более продвинуты, чем экосистемы дигитайзеров. Они сосредоточены на бесшовном подключении пользователей и смарт-устройств на платформе, обеспечивая высокий уровень обслуживания [14]. Такие экосистемы создают потоки доходов от использования платформы. Данные, генерируемые экосистемой, могут применяться для аналогичных предприятий и моделей обслуживания. Экосистема платформы имеет от 50 до 10 миллионов партнеров в максимум пяти отраслях.
Экосистема платформы взаимодействует с компаниями, обладающих солидными цифровыми возможностями, уделяя внимание внешней экспертизе. Устоявшиеся технологические стартапы/компании с большей вероятностью адаптируют эту платформу в качестве своей основной бизнес-модели, чем не технологические компании. Примером экосистемы платформы является «Xiaomi» (китайская электронная компания), которая производит и инвестирует в различные типы продуктов (смартфоны, ноутбуки, фитнес-бренды и мобильные приложения). «Xiaomi» тесно сотрудничает с производителями устройств, входящими в ее состав, с целью создания платформы «умного дома», оснащенной различными интеллектуальными устройствами.
С точки зрения системного измерения можно выделить четыре категории участников, характеризующих экосистему платформы:
1. Спонсор платформы. Полностью отвечает за разработку платформы и владение правами интеллектуальной собственности на неё. Устанавливает компоненты, правила и архитектуру платформы;
2. Поставщик платформы. Служит контактным лицом для всех пользователей экосистемы цифровой платформы, предоставляя её основные технологии;
3. Дополнительные субъекты (со стороны предложения). Разработчики контента и приложений, предоставляющие такие товары, как музыка, игры и информация;
4. Пользователи (со стороны спроса). Потребители, пользующиеся предлагаемыми услугами.
Примеры зарубежных экосистем: «Google», «Аlibaba», «Baidu»; примеры российских экосистем: «Яндекс», «Сбер», «VK».
Экосистемы суперплатформ являются наиболее сложным видом цифровой экосистемы. Они концентрируются на интеграции нескольких платформ в один интегрированный сервис, а также на сборе пользовательских данных с интегрированной платформы. Этот вид экосистемы предоставляет широкий спектр пользовательских данных, превращая их в денежные средства с помощью смежных бизнес-моделей. Экосистема суперплатформы обычно имеет около 10 миллионов партнеров в не менее чем 10 различных отраслях [1].
Экосистемы суперплатформ подходят компаниям с уникальными цифровыми возможностями и готовностью работать с внешними партнерами. В результате эта экосистема пользуется популярностью у устоявшихся технологических компаний. Примером экосистемы суперплатформ является виртуальный помощник, объединяющий услуги покупок, оплаты, транспортировки и связи в одну удобную для пользователя опцию. Примерами экосистем суперплатформ выступают «Apple» и «Amazon».
Между тем, «многие компании достигают наилучших результатов, используя более одного вида экосистемы одновременно» [5]. Например, «Amazon «Alexa» использует все три. Экосистема дигитайзера расширяет возможности оборудования и функциональность распознавания голоса «умного» динамика; экосистема платформы существует для добавления навыков и приложений, которые применяются для расширения услуг, предлагаемых «Alexa»; а экосистема суперплатформы эксплуатируется для интеграции всех других платформ.
Развитие и безопасность цифровых экосистем. Текущая и будущая динамическая трансформация цифровой реальности неизбежно создает гетерогенную экосистему умных гаджетов, коммуникационных сред и программных решений для удовлетворения современных потребностей общества. Обширный контекст данных, возникающий в результате этой инновационной интеграции фактически выходит за рамки технологических услуг и становится одновременно интеллектуальным и сложным из-за многочисленных требований безопасности [6].
Развитие цифровых экосистем предполагает создание условий для их роста и повышения конкурентоспособности с иностранными платформами. Для этого следует:
– развивать системы искусственного интеллекта (ИИ). Это должно способствовать росту объёмов и качества отечественных сервисов;
– расширять условия обработки персональных данных. Разработчикам решений с использованием ИИ необходимо предоставить доступ к данным из государственных информационных систем;
– законодательно закрепить минимальный перечень данных, которые государство может запрашивать у экосистемы.
Безопасность цифровых экосистем обеспечивается надёжными мерами кибербезопасности, которые защищают конфиденциальные данные и целостность экосистемы [13]. При разработке цифровой экосистемы важно учитывать такие факторы, как масштабируемость, функциональная совместимость, пользовательский опыт и гибкость. Для обеспечения безопасности цифровых экосистем необходима комплексная оценка безопасности, которая учитывает все точки траектории их развития:
– инфраструктура: облачные и локальные платформы, лежащие в основе цифровых экосистем, обеспечивают масштабируемость, гибкость и доступность цифровых услуг;
– аналитика данных: использование больших данных и аналитических инструментов помогает получить ценную информацию для принятия обоснованных управленческих решений;
– интеграционные платформы: бесшовная интеграция различных приложений и систем создает единую и эффективную цифровую среду;
– протоколы безопасности: надежные меры кибербезопасности защищают конфиденциальные данные и обеспечивают целостность цифровой экосистемы;
– инструменты для совместной работы: платформы, которые облегчают сотрудничество, коммуникацию и обмен знаниями между сотрудниками в режиме реального времени.
Таким образом, развитие и безопасность цифровой экосистемы находятся в постоянной взаимосвязи: безопасность способствует развитию, а успешное развитие требует надежной защиты. Это создает стабильную и динамичную среду, в которой пользователи могут чувствовать себя защищенными.
Аудит цифровых экосистем. Если цифровая экосистема не полноценна, то она может негативно отразиться на производительности и капитале бизнес-процессов, в то время как полноценная цифровая экосистема может значительно повысить их эффективность. Если компоненты экосистемы не взаимодействуют или требуют значительных усилий для того, чтобы сделать отчеты полезными, то компании тратят ресурсы на деятельность, не способную развивать или сдерживающую потенциал бизнеса. Лучшим решением для поддержания полноценности экосистемы является её систематический аудит.
«Аудит цифровой экосистемы – это процесс оценки и анализа цифровой среды бизнес-организации/компании» [2]. Он включает проверку всех цифровых инструментов, систем и процессов, используемых внутри компании, а также их взаимодействие с внешними факторами (клиенты, партнеры, конкуренты). Целями аудита цифровой экосистемы являются [8]:
– выявление сильных и слабых сторон цифровой стратегии компании;
– определение возможных улучшений и рекомендаций по развитию;
– оценка эффективности использования цифровых технологий и ресурсов;
– выявление потенциальных угроз/рисков для безопасности данных.
В ходе аудита цифровой экосистемы исследуется сайт и его функционал, оценивается качество контента и его соответствие бренду, анализируется присутствие компании в социальных сетях и ее взаимодействие с аудиторией, изучается эффективность маркетинговых кампаний и стратегий продвижения. В результате аудита цифровой экосистемы компания получает полную картину своего цифрового присутствия, и в последствии на этой основе принимать корректные решения по улучшению своей деятельности в онлайн-среде. Это позволяет повысить конкурентоспособность и эффективность бизнеса, а также улучшить взаимодействие с клиентами и укрепить свои позиции на рынке.
Для достижения эффективности аудита цифровых экосистем, автор считает целесообразным изучение следующих важных вопросов в процессе его проведения и их обоснованную реализацию:
1. Как управляются инструменты? Управление инструментами является важной частью любого процесса/деятельности, в особенности где требуется использование огромного спектра инструментов. Следовательно, оно должно включать в себя планирование, координацию и контроль за использованием инструментов для достижения поставленных целей.
Существует ли устоявшаяся модель управления для поддержки инструментов цифровой экосистемы? Например, модель управления проектами, содержащая в себе этапы планирования, выполнения, контроля и завершения проекта. Также возможна разработка индивидуальной модели управления ресурсами конкретной цифровой экосистемы, которая будет способствовать оптимизации использования инструментов и ресурсов для достижения максимальной их рациональности.
Есть ли дорожная карта на перспективу или возможность решать потребности по мере их возникновения? В большинстве случаев управление инструментами включает в себя разработку дорожной карты на перспективу, которая определяет планы по развитию и улучшению инструментов в долгосрочной перспективе. Также важно иметь возможность решать потребности по мере их возникновения, чтобы адаптироваться к изменяющимся условиям и нормативно-правовым требованиям. Для этого может быть разработана стратегия управления цифровой экосистемы, которая позволит оперативно реагировать на изменения и эффективно решать возникающие потребности.
2. Как текущие инструменты поддерживают видение и цели компании? В современном бизнесе цифровая экосистема становится ключевым элементом для достижения стратегических целей и реализации видения компании. Например, использование облачных платформ для хранения и обработки данных обеспечивает доступ к информации в режиме реального времени, что позволяет принимать более обоснованные решения. Интеграция различных систем и платформ посредством API (Application Programming Interface) и других технологий позволяет создать единую цифровую экосистему, где все компоненты работают слаженно. Автоматизация процессов с помощью RPA (Robotic Process Automation) освобождает сотрудников от рутинных задач, позволяя им сосредоточиться на более стратегических инициативах [4].
Обеспечивают ли инструменты единообразный опыт бренда и индивидуальность? Последовательный опыт бренда достигается за счет использования стандартных элементов, таких как логотип, цветовая палитра, шрифты и стиль общения. Эти элементы повышают узнаваемость и доверие потребителей, поскольку они ассоциируют определенные визуальные и вербальные характеристики с определенным брендом. Однако, хотя последовательность важна, индивидуальность также играет значительную роль. Бренды должны адаптироваться к разным рынкам и аудиториям, чтобы оставаться актуальными и привлекательными. Это может включать локализацию контента, использование различных маркетинговых стратегий и создание уникальных предложений, которые отражают ценности и предпочтения целевой аудитории. В этой связи, инструменты брендинга должны найти баланс между единообразием и индивидуальностью.
3. Как информация перемещается по организации цифровой экосистемы? Информация в цифровой экосистеме организации перемещается по сложной сети взаимосвязанных процессов и технологий, обеспечивая эффективное сотрудничество между различными отделами, сотрудниками и внешними партнерами. Этот процесс можно рассматривать через несколько ключевых аспектов [3]:
– цифровые платформы и инструменты;
– автоматизация процессов;
– системная интеграция;
– аналитика и обработка данных;
– обратная связь и коммуникация;
– безопасность и управление данными.
Как цифровая экосистема может повысить поддержку операций и рабочих процессов организации? Цифровая экосистема – эффективный инструмент, помогающий оптимизировать операции и рабочие процессы в организации, в том числе: автоматизировать задачи, улучшить коммуникацию, проводить аналитику, повышать качество обслуживания клиентов, обеспечивать безопасность данных [9]. Внедрение таких решений становится жизненно важным для успешного функционирования и развития бизнеса в современных условиях.
Ответы на эти вопросы и проведение детализированного аудита цифровой экосистемы могут потребовать значительных временных затрат, но это даст более полную картину того, как функционирует цифровая экосистема компании. Эти знания затем можно использовать для достижения значительной экономии и устойчивого экономического роста организации.
Заключение
Стратегии многих организаций основаны на цифровой трансформации. Независимо от того, на каком этапе цифрового пути находится компания, важно иметь цифровую экосистему для повышения производительности и содействия сотрудничеству за пределами компании. Цифровая экосистема позволяет организации сосредоточить свои усилия на содействии повышению ценности бизнеса, устраняя любые противоречия, связанные с устаревшими услугами B2B. Кроме того, цифровые экосистемы повышают ценность взаимодействия с клиентами, позволяя компаниям последовательно соблюдать соглашения об уровне обслуживания, оперативно решать проблемы и формировать ожидания.
Цифровые экосистемы также меняют структуру цепочек поставок. Ранее независимые цепочки поставок, работавшие на отдельных рынках, теперь объединяются в цифровые экосистемы, что облегчает разработку новых продуктов и услуг, создавая экосистемы поставщиков. В то время как традиционная цепочка поставок остается основой большинства компаний, новая модель – цифровые экосистемы – меняет бизнес-ландшафт, устанавливая прямые связи между поставщиками и клиентами, открывая новые бизнес-возможности.
Главными преимуществами цифровых экосистем являются:
– более быстрое внедрение технологий. Компании могут внедрять новые технологии способами, которые ранее были сложными и неуправляемыми, что позволяет им в полной мере использовать преимущества облачных сервисов;
– создание новых источников дохода. Интеграция экосистемы создает новые потоки дохода и позволяет компаниям отслеживать и анализировать широкий спектр данных, проходящих через бизнес. Они могут использовать эти данные для создания новых продуктов и услуг с повышенной ценностью;
– снижение затрат за счет улучшения бизнес-процессов. Цифровая трансформация и создание цифровой экосистемы повышают эффективность рабочих процессов и отношений с клиентами/партнерами. Автоматизированные процессы обработки данных в масштабах всего бизнеса также снижают эксплуатационные расходы.
Следовательно, в современном мире, где цифровые технологии проникают во все сферы жизни, особую значимость приобретает концепция безопасной цифровой экосистемы, подразумевающая создание интегрированной среды, в которой пользователи, устройства, приложения и данные взаимодействуют друг с другом с максимальной защитой от угроз и рисков. Связь между развитием и безопасностью цифровой экосистемы проявляется во многих аспектах, которые дополняют и усиливают друг друга.
Безопасность является основой доверия пользователей к цифровым платформам и сервисам. Без надежной защиты данных и информации пользователи могут отказаться от использования определенных технологий, что замедляет развитие экосистемы.
Развитие технологий безопасности, таких как шифрование, биометрическая аутентификация и системы обнаружения вторжений, способствует созданию более безопасной среды для пользователей.
Безопасность и развитие цифровой экосистемы тесно связаны с законодательными и нормативными инициативами. Регулирование в области защиты данных и кибербезопасности требует от компаний внедрения новых технологий и процессов, что стимулирует их развитие.
Таим образом, в условиях стремительного технологического прогресса и роста киберугроз, безопасность становится неотъемлемой частью стратегии развития. Организации, которые рассматривают безопасность как приоритет, получают возможность не только защитить свои активы, но и использовать ее как фактор привлечения клиентов и партнеров.
[1] B2B (от англ. business-to-business, «бизнес для бизнеса») — это бизнес-модель, при которой и заказчиками, и продавцами выступают юридические лица.
[2] Определение автора.
Источники:
2. Болонин А.И., Болонина С.Е., Лещенко Ю.Г. Мониторинг финансовых инноваций в статистике центральных банков // Информатизация в цифровой экономике. – 2023. – № 2. – c. 119-138. – doi: 10.18334/ide.4.2.118424.
3. Болонин А.И., Алиев М.М. Использование аналитики больших данных и искусственного интеллекта в центральных банках // Банковские услуги. – 2024. – № 5. – c. 12-17.
4. Болонин А.И., Алиев М.М., Исмаилов К.М. Технологии Big Data на финансовых рынках: практические аспекты // Экономическая безопасность. – 2024. – № 5. – c. 1093-1114. – doi: 10.18334/ecsec.7.5.121032.
5. Теоретическая интерпретация цифровых экосистем // Экономическая безопасность. – 2024. – № 12. – c. 3039-3050. – doi: 10.18334/ecsec.7.12.122426.
6. Ворожихин В.В., Толстых Т.О. Подходы к обеспечению технологической и социальной безопасности в условиях формирования единой цифровой бизнес-экосистемы страны // Экономика высокотехнологичных производств. – 2024. – № 4. – doi: 10.18334/evp.5.4.122208.
7. Абдужалилов Х.А., Аванесян К.А., Айдаркина Е.Е., Алехин В.В., Алешин А.В., Али Б., Андриенко Р.В., Бабикова А.В. и др. Экосистемы в пространстве новой экономики. / Монография. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство ЮФУ, 2020. – 788 c.
8. Кодинцев В.В. Инновации в аудиторской деятельности: анализ цифровых экосистем в экономике России // Бизнес и общество. – 2024. – № 3(43).
9. Кравченко Л.А., Троян И.А. Развитие бизнеса в цифровой экосистеме: возможности, риски и управление // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2023. – № 1(62). – c. 161-171.
10. Крутяков В.С., Медведева М.Б. Формы интеграции финансовых и технологический компаний // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2022. – № 4. – c. 40-43.
11. Лев М.Ю. Лещенко Ю.Г. Цифровая экономика: на пути к стратегии будущего в контексте обеспечения экономической безопасности // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 25-44. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100646.
12. Лещенко Ю.Г. Квантовая верификация финансовой системы в целях безопасности // Экономическая безопасность. – 2024. – № 3. – c. 535-558. – doi: 10.18334/ecsec.7.3.120696.
13. Морозова О.А. Киберугрозы цифровых платформ: основные риски, факты и тренды // Сберегательное дело за рубежом. – 2021. – № 2. – c. 29-38. – doi: 10.36992/75692_2021_2_29.
14. Морозова О.А. Проблемы исследования цифровых платформ и связанных с ними экосистем как комплексного феномена современной экономики // Финансы, деньги, инвестиции. – 2021. – № 2(78). – c. 30-37. – doi: 10.36992/2222-0917_2021_2_30.
Страница обновлена: 08.03.2025 в 12:05:18