Оценка управления конкурентоспособностью предприятий отрасли овощеводства
Статья в журнале
Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 1 (Январь-март 2025)
Введение.
Успешно сформированное конкурентное преимущество и грамотное управление его развитием – это основа конкурентоспособности компании, то есть её способности вести конкурентную борьбу, создавая продукт, который будет удовлетворять потребности клиентов лучше и качественнее, чем аналоги, чем и определяется актуальность темы исследования.
На сегодняшний день в каждой отрасли, в том числе и аграрной, между предприятиями идёт ожесточённая борьба за первенство. Основным инструментом этой борьбы является конкурентное преимущество [1,4]. Однако если теория конкуренции зародилась ещё в конце XVIII – начале XIX века, то изучение конкурентных преимуществ началось сравнительно недавно.
Одним из основоположников этой теории является Майкл Портер. Он исследовал природу конкуренции и пришёл к выводу, что конкурентное преимущество – это результат различных процессов, происходящих в компании [14].
Свой вклад в развитие этой темы внесли и сторонники ресурсного подхода, такие как Б. Вернерфельт, Г. Хамел и Р. М. Грант. Они считали, что предприятие может повысить свою конкурентоспособность, используя уникальное сочетание имеющихся у него ресурсов [14].
Среди отечественных учёных также есть те, кто изучал особенности формирования конкурентных преимуществ организации. В. Г. Азоев считал, что конкурентоспособность организации зависит от того, насколько быстро она реагирует на новые потребности в своей области, внедряет инновации в производство и создаёт товары с более низкой себестоимостью [2].
В. К. Фальцман и Э. Н. Крылатых полагали, что чем лучше предприятие реагирует на запросы потребителей, тем больше у него шансов на успех в конкурентной борьбе [14].
Р. А. Фатхутдинов считал, что в основе конкурентных преимуществ лежат ценности компании [8].
Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что конкурентные преимущества – это ценности и виды деятельности, которые позволяют компании привлекать больше клиентов, чем конкуренты. Основными источниками преимуществ являются новые продукты, новые идеи для бизнеса и новые сочетания имеющихся ресурсов.
Чтобы эффективно управлять развитием конкурентоспособности предприятия АПК, необходимо дать определение этому понятию и учитывать несколько факторов (рисунок 1). Итак, конкурентоспособность компании – это способность компании создавать, производить и продавать товары, которые в условиях рынка имеют преимущества перед аналогичными товарами конкурентов как по цене, так и по другим характеристикам, что делает их более привлекательными для покупателей [4].
Рисунок
1 – Факторы повышения конкурентоспособности предприятия АПК Источник: составлено автором [3, 6, 13, 16, 18]
Данные факторы представляют собой силы, которые влияют не только на качество производимых товаров, но и на работу компании. Они могут изменить абсолютную и относительную стоимость производства, прибыль, а в итоге – уровень конкурентоспособности предприятия.
Факторы могут как повышать, так и снижать конкурентоспособность компании. Например, управление конкурентоспособностью предприятий АПК зависит от того, насколько продукция соответствует потребностям клиентов и возможностям компании.
Целью данной научной работы является комплексное исследование процесса управления развитием конкурентных преимуществ и факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности в условиях рыночной экономики, а также проведение комплексной оценки управления конкурентоспособностью овощеводческих предприятий Саратовской области.
Методология и методы научного исследования. Методологической основой работы является комплексный и системный подход. Комплексный подход учитывает совокупность факторов, оказывающих влияние на управление конкурентоспособностью предприятий. Применение системного подхода рассматривает совокупность взаимосвязанных элементов с учетом особенностей сельского хозяйства, вариативности факторов внешней и внутренней среды с целью удовлетворения общественных потребностей производимой предприятиями продукции в условиях постоянных изменений рыночной среды.
Общетеоретическую и методическую основу исследования составляют работы российских и зарубежных ученых по проблемам развития овощеводческих предприятий в условиях внутриотраслевой конкуренции и повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов в современных экономических условиях.
В процессе работы использованы методы, применяемые в экономической науке: сравнения, аналогии, табличный, графический, сравнительного анализа, статистическо-экономический и т.д.
Научная новизна заключается в уточнении теоретико-методологических положений по обоснованию конкурентных преимуществ; оценке конкурентных позиций ведущих овощеводческих предприятий Саратовской области; разработке приоритетных направлений повышения конкурентоспособности для усиления стратегии развития предприятий данной отрасли.
В основе авторской гипотезы, касающейся оценки эффективности управления конкурентоспособностью предприятий, занимающихся выращиванием овощей, лежит идея о том, что тщательный анализ и оценка конкурентных преимуществ компании помогут ей занять на рынке такую позицию, которая позволит достичь поставленных целей, обеспечить стратегическое развитие и сохранить конкурентоспособность как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Результаты и обсуждение.
Процесс управления развитием конкурентных преимуществ включает в себя регулярный анализ, который позволяет получить точную информацию о состоянии компании на рынке и подробно описать её проблемы и недостатки. Это необходимо для разработки стратегий повышения конкурентоспособности.
Процесс управления развитием конкурентных преимуществ включает в себя несколько этапов:
На первом этапе определяется база для сравнения с конкурентами. Выбираются основные конкуренты с учётом определённых характеристик, таких как географическое положение, стратегия развития, каналы сбыта и ассортимент продукции. Это позволяет получить общее представление о конкурентной среде в отрасли.
На втором этапе собирается информация о деятельности ключевых конкурентов, включая результаты их хозяйственной и производственной деятельности, данные о поставщиках и потребителях и т. д.
На третьем этапе выбираются инструменты анализа. Стратегическая карта помогает определить наиболее сильных конкурентов. Модель «5 сил конкуренции М. Портера» и SWOT-анализ позволяют выявить сильные и слабые стороны компании, а также возможности и угрозы, которые способствуют или препятствуют её развитию. Бенчмаркинг помогает сравнить компанию с конкурентами и понять, чего ей не хватает для лидерства [13].
На четвёртом этапе собранная информация детально анализируется с помощью выбранных инструментов, чтобы сделать вывод о конкурентоспособности компании и уровне развития её конкурентных преимуществ.
На пятом этапе разрабатываются стратегии улучшения управления развитием конкурентных преимуществ на основе результатов анализа. Эти стратегии могут быть направлены как на улучшение конкурентной стратегии, так и на отдельные аспекты производственной деятельности компании.
Предложенный метод анализа учитывает особенности конкретной отрасли деятельности, поскольку каждая отрасль имеет свои особенности управления конкурентными преимуществами. Рассмотрим это на примере сельского хозяйства. Все сельскохозяйственные предприятия имеют общую цель – обеспечить население качественными продуктами питания.
В условиях конкуренции сельскохозяйственные предприятия сталкиваются с влиянием как внутренних, так и внешних факторов. К внутренним факторам относятся природные ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы и инновационные технологии. Внешние факторы включают макроэкономические условия, в которых функционирует предприятие.
Кроме того, агропромышленный комплекс имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при разработке конкурентной стратегии. К ним относятся: зависимость от природных условий, сезонность производства, разнообразие видов деятельности в рамках одной организации и т.д. [18].
Основой конкурентоспособности агропромышленного комплекса является динамичное развитие предприятий в этой отрасли. В последние годы наблюдается рост посевных площадей, улучшение плодородия почв и использование новых минеральных и органических удобрений, что положительно сказывается на урожайности [15].
В животноводстве также наблюдается тенденция к повышению продуктивности скота и птицы.
В таких условиях у предприятий появляется больше возможностей для создания конкурентных преимуществ и управления ими.
Однако, как и в любой другой отрасли, в агропромышленном комплексе есть проблемы, которые снижают конкурентоспособность предприятий. К ним относятся: недостаточный учёт возможностей производства, ограниченность ресурсов и их высокая стоимость, отсутствие интереса у производителей к производству товаров для экспорта и т.д.
Для решения этих проблем аграрные предприятия используют инновационные методы в своей деятельности, осваивают производство нишевых продуктов и повышают эффективность использования ресурсов. Эти меры направлены на увеличение доли продукции на внутреннем и межрегиональном рынках, снижение затрат на производство и повышение качества товаров [9].
Авторами научного исследования было проведено исследование конкурентоспособности овощеводческих предприятий Саратовской области.
Предприятия овощеводства вносят значительный вклад в обеспечение продовольственной безопасности всех групп населения региона, однако они остаются ограниченными в источниках финансирования и рычагах управления своей эффективностью. Как результат инвестиционная деятельность имеет неустойчивый характер, что не позволяет организовать расширенное воспроизводство овощеводства, необходимого для устойчивого повышения объемов производства и выполнения стратегических задач [12, 18]. Все это требует поиска механизмов, направленных на обеспечение динамичного конкурентоспособного развития отрасли.
В Саратовской области имеется много предприятий, осуществляющих свою деятельность в отрасли овощеводства. И для того, чтобы успешно развиваться, им приходится конкурировать друг с другом. В 2023 году на территории региона произведено 371,4 тыс. тонн овощной продукции, в том числе овощей закрытого грунта 33,5 тыс. тонн. Так, произведено лука репчатого 104,8 тыс. тонн, капусты – 50,5 тыс. тонн, огурцов – 14,3 тыс. тонн, томатов – 30,3 тыс. тонн, моркови столовой – 16,7 тыс. тонн, свеклы столовой – 13,8 тыс. тонн, чеснока – 4,0 тыс. тонн тыквы – 28,9 тыс. тонн и т.д. [11].
Таблица 1 – Валовой сбор овощей открытого грунта сельхозтоваропроизводителями в Саратовской области в 2023 г.
Предприятие
|
Удельный вес в регионе, %
|
ООО «Горизонты» (Балтайский р-н)
|
0,02
|
ООО «Агрофирма «София» (Дергачевский р-н)
|
2,23
|
ООО «Центровощ» (Ершовский р-н)
|
20,35
|
ООО СПК «БиоПром» (Ровенский р-н)
|
16,85
|
ООО «Оранжевый сезон» (Ровенский р-н)
|
25,28
|
ООО «АГРУС» (Саратовский р-н)
|
0,42
|
АО «Совхоз-Весна» (Саратовский р-н)
|
0,18
|
ООО «ЛукСар» (Советский р-н)
|
2,48
|
ООО «Вит» (Энгельсский р-н)
|
1,56
|
ООО «Хозяин» (Энгельсский р-н)
|
2,27
|
ООО «Воскресенское» (Энгельсский р-н)
|
4,69
|
ООО «Овощная долина» (Энгельсский р-н)
|
5,44
|
ООО «Агрия» (Энгельсский р-н)
|
6,43
|
ООО «ПокровскАгро» (Энгельсский р-н)
|
11,80
|
Итого
|
100,00
|
В связи с наличием на рынке большого числа предприятий региона, производящих овощи открытого грунта в регионе, необходимо определить предприятия, которые будут выбраны для проведения сравнительного стратегического анализа. Нами в качестве объекта исследования выбрано ООО «Овощная долина» – 5,44 % удельного веса в валовом сборе овощей открытого грунта в Саратовской области и его конкуренты: ООО «Покровск-Агро» – 11,8 %, ООО «Центровощ» – 20,35 % (таблица 1).
Специалисты в области экономики и менеджмента считают, что для создания научно-обоснованной методики оценки конкурентоспособности необходимо использовать совокупность различных методов и критериев. При этом оценка конкурентоспособности должна быть комплексной, то есть основываться на определённом наборе показателей. Если выбрать только один критерий, то это упростит методику, но результаты могут быть неточными или даже искажёнными [5].
Рассмотрим стратегическую карту предприятий-конкурентов Саратовской области, занимающихся выращиванием овощей в открытом грунте (рисунок 2).
Рисунок 2 – Стратегическая карта предприятий-конкурентов Саратовской области, занимающихся выращиванием овощей в открытом грунте
Источник: составлено автором
Исследование представленной карты позволяет сделать заключение о том, что ассортимент продукции ООО «Овощная долина» уступает ассортименту его конкурентов. Однако уровень соотношения цены и качества продукции вышеназванного предприятия выше среднего на рынке овощей Саратовской области.
ООО «Покровск-Агро» предлагает продукцию, которая соответствует соотношению цены и качества, но при этом отличается более широким ассортиментом.
ООО «Центровощ» и другие отраслевые конкуренты на рынке предлагают продукцию, качество которой ниже среднего, однако ассортимент значительно шире.
Проведём сравнение ключевых характеристик продукции овощеводческих предприятий Саратовской области (таблица 2).
Таблица 2 – Сравнительная оценка конкурентоспособности продукции ООО «Овощная долина», ООО «Центровощ» и ООО «Покровск-Агро»
Критерии
конкурентоспособности
|
ООО «Овощная долина»
|
ООО «Центровощ»
|
ООО «Покровск-Агро»
|
Качество
|
8
|
8
|
8
|
Цена
|
8
|
6
|
7
|
Финансы
|
8
|
4
|
4
|
Объемы производства
|
5
|
4
|
3
|
Урожайность
|
5
|
3
|
2
|
Внешняя экономическая
политика
|
5
|
5
|
5
|
Сбыт
|
7
|
7
|
8
|
Технология выращивания
|
6
|
8
|
8
|
На основании полученных результатов построим многоугольник конкурентоспособности (рисунок 3).
Рисунок 3 – Многоугольник конкурентоспособности овощеводческих предприятий Саратовской области
Источник: составлено автором
Из рисунка видно, что ООО «Овощная долина» превосходит своих конкурентов по большинству показателей. Однако для поддержания высокого уровня конкурентоспособности предприятию необходимо продолжать работу по повышению урожайности выращиваемых культур.
Проанализировав внутреннюю и внешнюю среду предприятия, были определены преимущества и недостатки ООО «Овощная долина», которые оказывают влияние на конкурентоспособность.
Среди сильных сторон компании можно выделить использование современного оборудования, которое позволяет быстро и качественно проводить полевые работы по посеву, обработке, поливу и сбору урожая. Большая часть техники, используемой в хозяйстве, произведена за рубежом. Немецкое и австрийское оборудование собирается в России из импортных комплектующих. В распоряжении компании есть тракторы, картофелеуборочные и лукоуборочные комбайны, сеялка, сортировочные и дождевальные установки. Для посадки капусты используются итальянские рассадопосадочные машины. Кроме того, компания активно использует новые сорта овощей для расширения ассортимента своей продукции.
Также стоит отметить успешное сотрудничество ООО «Овощная долина» с другими предприятиями агрохолдинга в области реализации готовой продукции.
В условиях современной экономики для успешного управления конкурентоспособностью компаниям необходимо постоянно отслеживать ключевые показатели, которые отражают динамику, активность и результативность работы, а также финансовое положение и вероятность банкротства. Эти индикаторы в совокупности позволяют оценить положение компании на рынке.
Для анализа финансового состояния компаний можно использовать финансовые коэффициенты (таблица 3). Из таблицы видно, что только одна компания ООО «Овощная долина» полностью соответствует нормативным значениям по всем показателям.
Таблица 3 – Оценка финансового состояния исследуемых предприятий на базе финансовых коэффициентов
Коэффициенты
|
Норматив
|
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
|
Отклонение 2023 г. от 2021
г.
|
+/-
| |||||
ООО «Центровощ»
| |||||
1. К автономии
|
≥ 0,5
|
0,26
|
0,14
|
0,41
|
0,15
|
2. К финансового риска
|
≤
0,67
|
2,84
|
6,31
|
1,44
|
-1,41
|
3. К текущей ликвидности
|
≥ 2
|
5,55
|
1,88
|
2,68
|
-2,87
|
4. К быстрой ликвидности
|
≥ 1
|
4,42
|
1,15
|
1,50
|
-2,92
|
5. К абсолютной ликвидности
|
≥ 0,3
|
2,37
|
0,56
|
0,60
|
-1,78
|
6. Излишек (недостаток)
СОС
|
х
|
-994
|
-17407
|
4047
|
5041
|
7. Излишек (недостаток) СОС и ДО
|
х
|
31953
|
44736
|
86826
|
54873
|
ООО «Овощная долина»
| |||||
1. К автономии
|
≥ 0,5
|
0,81
|
0,82
|
0,87
|
0,06
|
2. К финансового риска
|
≤
0,67
|
0,23
|
0,22
|
0,15
|
-0,09
|
3. К текущей ликвидности
|
≥ 2
|
4,34
|
13,55
|
36,10
|
31,77
|
4. К быстрой ликвидности
|
≥ 1
|
1,30
|
4,97
|
23,19
|
21,89
|
5. К абсолютной ликвидности
|
≥ 0,3
|
0,57
|
1,16
|
7,97
|
7,40
|
6. Излишек (недостаток)
СОС
|
х
|
7937
|
12928
|
35036
|
27099
|
7. Излишек (недостаток) СОС и ДО
|
х
|
52486
|
53422
|
57377
|
4891
|
ООО «Покровск-Агро»
| |||||
1. К автономии
|
≥ 0,5
|
0,64
|
0,64
|
0,66
|
0,02
|
2. К финансового риска
|
≤
0,67
|
0,57
|
0,55
|
0,52
|
-0,05
|
3. К текущей ликвидности
|
≥ 2
|
2,11
|
2,56
|
3,07
|
0,96
|
4. К быстрой ликвидности
|
≥ 1
|
0,73
|
1,35
|
1,11
|
0,38
|
5. К абсолютной ликвидности
|
≥ 0,3
|
0,41
|
0,68
|
0,24
|
-0,18
|
6. Излишек (недостаток)
СОС
|
х
|
-24947
|
8647
|
-11918
|
13029
|
7. Излишек (недостаток) СОС и ДО
|
х
|
134528
|
157072
|
167085
|
32557
|
На конец 2023 года уровень финансового риска превышен в ООО «Центровощ», по коэффициенту автономии предприятие также отстает от норматива. Серьезные проблемы с недостатком собственных оборотных средств наблюдаются в ООО «Центровощ» в 2021 и 2023 гг., в ООО «Покровск-Агро» в 2021 и 2023 гг.
Из всех организаций стабильно нормальное финансовое состояние имеет только ООО «Овощная долина». Финансовое состояние ООО «Покровск-Агро» имеет тенденцию к нормализации. Финансовое состояние ООО «Центровощ» является устойчиво кризисным.
Показатели для оценки эффективности деятельности представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Оценка эффективности деятельности (показатели рентабельности), %
Коэффициенты
|
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
|
Отклонение 2023 г. от 2021
г. +/-
| |
ООО «Центровощ»
| |||||
1. R активов
|
8,37
|
12,81
|
5,31
|
-3,05
| |
2. R собственного капитала
|
32,16
|
93,64
|
12,96
|
-19,20
| |
3. R деятельности
|
41,72
|
72,15
|
72,43
|
30,71
| |
4. R продаж
|
27,02
|
38,86
|
35,02
|
8,01
| |
ООО «Овощная долина»
| |||||
1. R активов
|
0,09
|
1,93
|
14,20
|
14,12
| |
2. R собственного капитала
|
0,11
|
2,36
|
16,27
|
16,17
| |
3. R деятельности
|
0,18
|
2,85
|
25,74
|
25,56
| |
4. R продаж
|
0,11
|
2,63
|
15,74
|
15,63
| |
ООО «Покровск-Агро»
| |||||
1. R активов
|
0,15
|
0,92
|
7,13
|
6,98
| |
2. R собственного капитала
|
0,24
|
1,43
|
10,82
|
10,58
| |
3. R деятельности
|
0,44
|
2,48
|
24,12
|
23,68
| |
4. R продаж
|
0,42
|
2,43
|
14,67
|
14,25
| |
В 2023 году на предприятиях наблюдается рост эффективности деятельности: в ООО «Овощная долина» и в ООО «Покровск-Агро» произошло увеличение всех анализируемых показателей, исключением является ООО «Центровощ» по показателям рентабельности активов и собственного капитала. По уровню эффективности деятельности на первом месте находится ООО «Овощная долина», на втором – ООО «Покровск-Агро».
Оценка вероятности банкротства на базе четырехфакторной модели Альтмана представлена в таблице 5.
Таблица 5 – Оценка вероятности банкротства на базе четырехфакторной модели Альтмана
Коэффициенты
|
Вес
фактора
|
ООО «Центровощ»
|
ООО «Овощная долина»
|
ООО «Покровск-Агро»
|
1.Доля оборотного капитала
в сумме активов организации (Х1)
|
6,56
|
3,93
|
4,87
|
2,64
|
2. Отношение нераспределенной
прибыли к величине всех активов (Х2)
|
3,26
|
1,33
|
2,86
|
2,13
|
3. Отношение прибыли до
налогообложения к величине всех активов (Х3)
|
6,72
|
0,27
|
1,09
|
0,47
|
4.Отношение собственного
капитала к заемному (Х4)
|
1,05
|
0,73
|
7,45
|
1,99
|
Общий вес факторов (Z)
|
|
6,26
|
16,28
|
7,22
|
Итоговая оценка
|
|
низкая вероятность
банкротства
|
низкая вероятность
банкротства
|
низкая вероятность
банкротства
|
По данной модели предполагается, что при значении результата менее 1,1, вероятность банкротства высокая [7].
Проведенный анализ подтвердил выводы, сделанные ранее: у исследуемых предприятий отрасли овощеводства риск неплатёжеспособности незначителен, что присуще стабильным и финансово устойчивым предприятиям.
Далее проведем группировку организаций по всем критериям оценки конкурентоспособности и определим их сводный рейтинг (таблица 6). Интегральным показателем для сводной рейтинговой оценки является индекс конкурентоспособности (IК), для расчета которого проведем суммирование мест в рейтинге.
Таблица 6 – Рейтинг предприятий по уровню конкурентоспособности
Коэффициенты
|
ООО «Центровощ»
|
ООО «Овощная долина»
|
ООО «Покровск-Агро»
|
1.Оценка финансовой
устойчивости
| |||
1.Тип финансовой
устойчивости
|
2
|
1
|
3
|
2.Оценка качества
размещения капитала
| |||
1. К автономии
|
3
|
1
|
2
|
2. К финансового риска
|
3
|
1
|
2
|
3.Оценка ликвидности
| |||
1. К текущей ликвидности
|
3
|
1
|
2
|
2. К быстрой ликвидности
|
2
|
1
|
3
|
3. К абсолютной ликвидности
|
2
|
1
|
3
|
4.Оценка эффективности деятельности
| |||
1. R активов
|
2
|
1
|
3
|
2. R собственного капитала
|
2
|
1
|
3
|
3. R деятельности
|
1
|
2
|
3
|
4. R продаж
|
1
|
2
|
3
|
5.Оценка риска банкротства
| |||
1.Вероятность
банкротства
|
3
|
1
|
2
|
Сумма
мест в рейтинге
|
24
|
13
|
29
|
Индекс
конкурентоспособности
|
0,273
|
0,606
|
0,121
|
Итоговое
место в рейтинге
|
2
|
1
|
3
|
Значение суммы мест может варьировать от 11 (предприятие по всем 11 показателям занимает 1 место) до 33 (предприятие по всем 11 показателям занимает 3 место) [19].
Итоговое место предприятия в рейтинге определяется по сумме мест в рамках указанного диапазона. Интегральный показатель рассчитывают следующим образом:
IК = 1 - R/33,
где: R – сумма мест в рейтинге.
Значения показателя варьируют от 0,000 (1-33/33) до 0,670 (1-11/33). Исходя из этого, среднее значение индекса составляет 0,340 (0,670/2). При превышении среднего уровня можно признать предприятие конкурентоспособным, в противном случае – нет.
Таким образом, с учетом внешних и внутренних факторов конкурентоспособности первое место в рейтинге среди своих основных конкурентов занимает ООО «Овощная долина».
Результаты проведенного анализа позволяют всесторонне оценить стратегические возможности и риски исследуемых предприятий Саратовской области, и, как следствие, повысить качество стратегии сельхозтоваропроизводителей. От управления конкурентными преимуществами во многом зависит успех предприятия. Поэтому при анализе конкурентоспособности очень важно учитывать не только свои слабости и способности, но и способности конкурентов, а также особенности и тенденции развития отрасли, в которой действует предприятие.
Стратегия развития овощеводческих предприятий для повышения их конкурентоспособности должна быть направлена на:
- совершенствование специализации и семеноводства (создание сортов, адаптированных к природно-климатическим условиям);
- внедрение сортовых, семенных и технологических инноваций;
- совершенствование форм управления предприятием, маркетинговой политики (выход на новые рынки);
- рационализацию механизма продвижения овощной продукции на рынок через создание и функционирование консультационно-маркетингового центра;
- адаптацию к изменениям внешней среды посредством анализа факторов, которые определяют конкурентоспособность предприятия на входе в систему, в самой системе и на выходе.
Таким образом, можно сделать вывод, что конкурентоспособность сельскохозяйственных предприятий зависит от действия ряда факторов, определяющих эффективное функционирование на рынке, разумное использование которых даст возможность эффективно вести свою деятельность и развиваться не только сельскохозяйственным предприятиям, но и всей экономической системе [10].
Заключение
1. Систематизированы основные факторы, определяющие эффективность и влияющие на повышение конкурентоспособности предприятия АПК.
2. Проведен сравнительный анализ овощеводческих предприятий Саратовской области по ключевым характеристикам (качеству продукции, цене, финансам, объемам производства, урожайности, технологиям выращивания, сбыту), что позволило выявить лидеров и аутсайдеров внутрирегионального рынка.
3. Проведена оценка организаций по критериям конкурентоспособности и представлены результаты в сводный рейтинг. Итоги проведенного анализа позволяют всесторонне оценить стратегические возможности и риски исследуемых предприятий Саратовской области, и, как следствие, разработать рекомендации для усиления конкурентных позиций предприятий отрасли овощеводства.
Страница обновлена: 21.01.2025 в 10:40:05