Цифровые валюты центральных банков: особенности эмиссии и их роль в трансформации финансовой системы на современном этапе
Матерова Е.С.1, Евсеев Е.В.2, Сафиуллин Б.Л.2, Захаров Э.Г.1
1 Самарский государственный экономический университет, Россия, Самара
2 Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, Казань
Скачать PDF | Загрузок: 24
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 5 (Май 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53965184
Аннотация:
На сегодняшний день вопрос разработки и введения цифровых валют центральных банков (ЦВЦБ) становится все более актуальным. Ежегодно пополняется ряд центральных банков, которые активно начинают заниматься разработкой и тестированием своих централизованных валют, а есть уже и те, которые с успехом протестировали и внедрили их в систему. В данной статье рассматриваются ключевые особенности эмиссии и внедрения цифровых валют центральных банков в денежную систему. Исследованы ключевые особенности, преимущества и недостатки централизованных цифровых валют как новой формы денег. Рассмотрены возможные риски и последствия внедрения такой формы денег в финансовую систему, а также определена их роль в её трансформации на современном этапе.
Ключевые слова: цифровые деньги, цифровые валюты, централизованные валюты, цифровые валюты центральных банков, цифровой рубль
JEL-классификация: G21, G28, Е52, E58, F31, O23, O24
Введение:
На протяжении всей истории деньги непрерывно эволюционируют, следуя за развитием мира и научно-техническим прогрессом в частности. Стремительная цифровая трансформация платежных процессов дала возможность практически повсеместного проведения безналичных расчетов, в связи с чем высокая необходимость в «живых» деньгах значительно снизилась. Это, в свою очередь, дало толчок к возникновению новой, совершенно иной формы денег, которые сегодня принято называть цифровыми.
Усиливающийся интерес к различным частным цифровым деньгам со стороны граждан ставит вопрос о необходимости существования цифровых валют центральных банков в качестве инструмента, который позволил бы сохранить роль государственных денег как стабилизирующей силы в основе платежной системы. Создание и внедрение ЦВЦБ поможет кардинально изменить процедуры расчетов в платежных системах, повысив их эффективность и уменьшив определенные расчетные риски. При этом эмиссия центробанковских цифровых валют влечет за собой и серьезные последствия как для денежно-кредитной системы в отдельности, так и для всех финансовых отношений в целом. Необходимость выявления и изучения потенциальных последствий от введения централизованных валют в связи с растущей активностью центральных банков множества стран по этому вопросу и обусловливает актуальность исследуемой тематики.
Среди исследований на смежную тематику за последние пять лет необходимо отметить труды таких российских авторов, как Д. А. Кочергина, А. И. Янгировой [1]; И. А. Емелина [2]; М. Н. Прокофьева, Е. А. Борисовой, А. В. Воробьёвой [3]; А. А. Ситника [4]; Н. А. Кораблевой, Б. В. Краснова [5]; Т. Э. Рождественской, А. Г. Гузнова [6] и А. Е. Камышановой [7]. При этом остаются пробелы в части определения и исследования роли конкретно цифровых валют центральных банков в преобразовании финансовых отношений и финансовой системы.
Целью данного исследования является изучение особенностей эмиссии ЦВЦБ и выявление их роли в трансформации финансовой системы.
Научная новизна состоит в раскрытии положительных и отрицательных аспектов внедрения централизованных валют в денежную систему, а также в определении последствий их эмиссии для финансовой системы.
Авторская гипотеза состоит в следующем: цифровые валюты центральных банков способны коренным образом изменить существующую финансовую систему, являясь наиболее перспективным инструментом в обслуживании платежей.
Методологической основой исследования выступают такие общенаучные методы, как анализ, синтез, сравнение и аналогия.
Основная часть:
Централизованная цифровая валюта представляет собой деньги, эмитируемые центральными банками в виде кода на специализированных цифровых платформах, стоимость которых полностью привязана к национальной наличной валюте и гарантируется государством. [8]
Необходимость разработки и эмиссии централизованных цифровых валют обусловливается ростом интереса к криптовалютам, популярность которых состоит в отсутствии контроля со стороны регуляторов, анонимности, скорости и дешевизне транзакций, а также в инвестиционном потенциале. Однако степень доверия к частным цифровым деньгам во многом определяется их способностью к превращению в привычные и безопасные деньги центрального банка, надежность которых гарантируется силой и авторитетом государства. Криптовалюты же, по сути, не являются обязательством их эмитентов, а стоимость монеты формируется только под влиянием спроса и предложения игроков на рынке, но ничем не обеспечивается. И даже конвертируемость стейблокинов в государственные деньги при условии наличия надлежащей регулирующей базы будет зависеть от степени надежности эмитента, подкрепляющего стоимость монеты тем или иным резервным активом, который далеко не всегда может быть малорисковым. [9] Повышенный интерес к частным цифровым деньгам и их общественное признание может привести к подрыву авторитета суверенных денег. Дестабилизация денежной системы или, в худшем случае, финансовые кризисы начинаются тогда, когда снижается уверенность в конвертируемости частных денег, а без «якоря» суверенных денег экономическим агентам пришлось бы самостоятельно на постоянной основе следить за надежностью того или иного эмитента, чтобы оценить реальную стоимость выпускаемой им валюты.
Еще одной причиной, по которой эмиссия национальных ЦВЦБ представляется необходимой — это возможное распространение и проникновение иностранных центробансковских цифровых валют внутри той или иной страны. Подобные риски являются неизбежными и точно так же могут привести к дестабилизации национальной денежной системы. Так, широкое распространение иностранной ЦВЦБ непременно приведет к росту финансовых транзакций, которые основаны на технологиях, неуправляемых и неконтролируемых внутри государства. При этом отсутствие собственных цифровых инноваций породит сильных иностранных конкурентов, что может стать угрозой для рынков, которые не готовы столкнуться с цифровыми вызовами. [10]
Основные свойства цифровых валют центральных банков состоят в следующем: [11]
1. Низкие издержки на эмиссию, эксплуатацию и хранение: в отличие от наличной валюты ЦВЦБ не требует оборудования для хранения и транспортировки, а также периодического «обновления» в связи с ухудшением физических свойств банкнот или монет в процессе их длительной эксплуатации. В отличие от безналичной валюты ЦВЦБ не требуют пластиковых карт, для которых также существует необходимость периодического обновления.
2. Более высокая эффективность и безопасность транзакций: применение ЦВЦБ потенциально поможет сократить время расчетов, а также удешевить их, поскольку не будет необходимости в эквайринге. При этом ЦВЦБ снижают риски мошенничества и краж с кошельков ввиду «уникальности» каждой монеты. Значительно снижаются и риски утерь денег: ЦВЦБ не требует никакой привязки к физическому объекту, будь то сами банкноты и монеты, которые при утере восстановить нельзя вообще, или пластиковые карты, которые при утере требуют издержек на восстановление и не гарантируют сохранности средств на них.
3. Простота трансграничных платежей: ЦВЦБ также могут удешевить международные расчеты за счет снижения потребности в конвертации валют и специализированных платежных системах.
4. Потенциал для экономического роста: быстрые платежи будут стимулировать активность экономических агентов, а более высокая отслеживаемость транзакций в том числе повысит собираемость налогов, что так или иначе может поспособствовать экономическому росту. ЦВЦБ при этом снижают распространённость такой незаконной деятельности, как, например, легализация неправомерно полученных доходов, нецелевое использование бюджетных средств, спонсирование терроризма и др.
Однако эмиссия цифровых валют центральных банков может быть сопряжена с рядом рисков: [12]
1. Потенциал для отказа от финансового посредничества: ЦВЦБ в сути не требуют традиционных финансовых посредников, из-за чего может произойти снижение спроса на некоторые банковские услуги со стороны населения, а это, в свою очередь, приведет к потере рабочих мест части банковских сотрудников.
2. Риск нестабильности финансовой системы: высокий всплеск спроса на ЦВЦБ может вызвать «набеги» на банки, что потенциально способно дестабилизировать существующую банковскую систему.
3. Повышенные потребности в создании специализированной инфраструктуры: обеспечение должного функционирования ЦВЦБ потребует значительных вложений и инвестиций в технологическую инфраструктуру, разработка и создание которой, во-первых, может потребовать длительного времени, а, во-вторых, стать финансовым бременем для некоторых стран.
4. Потенциал к снижению конфиденциальности пользователей: возможность к отслеживанию транзакций может создать состояние «наблюдения» за населением.
5. Уязвимость к кибератакам: хотя ЦВЦБ снижает риски мошенничества и краж, она все равно высоко подвержена к попыткам взлома и другим видам атак на систему.
Перейдем к рассмотрению потенциальных последствий для финансовой системы от внедрения ЦВЦБ на примере российского цифрового рубля по трем основным вопросам:
¾ баланс и ликвидность кредитных организаций;
¾ денежно-кредитная политика регулятора;
¾ финансовая стабильность.
Одну из ключевых ролей внедрение ЦВЦБ может сыграть для кредитной сферы, по-разному сказавшись на конкурентоспособности различных банков. [13] В ближайшей перспективе не планируется начисление процентов на остаток по цифровым рублям, однако даже в таком случае новая валюта может стать альтернативой вкладам, в особенности, в крупных кредитных организациях. Для системообразующих банков, являющихся наиболее стабильными и не предлагающих высокие процентные ставки по вкладам, существует риск снижения объёмов привлекаемых средств в качестве обязательств из-за перетекания денег с депозитов на цифровые кошельки. Более того, такие банки могут потерять преимущество «самых надежных» из-за наличия альтернативы в виде ЦВЦБ, от чего могут выиграть средние и мелкие кредитные организации, для которых конкуренция с крупными перейдет из плоскости «риск-доходность» в плоскость «цена-качество».
Для предотвращения излишнего перетока средств с депозитов на цифровые кошельки и сохранения возможности получения доходов от таких пассивов, банки будут вынуждены поднять ставки на остатки по указанным счетам. И хотя им не придется поднимать ставки до уровня рыночных, так как ЦБ РФ умышленно принял решение не начислять проценты на остатки по цифровым рублям в целях избежания конкуренции банков и регулятора за сбережения граждан, перераспределение части процентного дохода для таких кредитных организаций может оказаться существенным. На первый взгляд такое перераспределение дохода выглядит как нарушение функционирования рыночного механизма, однако на деле подобное явление должно снизить рыночную неэффективность. Указанная рыночная неэффективность в данном случае связана со сложившейся институциональной структурой, в связи с которой у банков существует монопольное право на извлечение дохода от размещения своих ликвидных пассивов в ЦБ в овернайт-операциях, что даёт им доминирующее положение на денежном рынке. В то же время у физических лиц отсутствует возможность к получению безрискового дохода на уровне рыночного от своих имеющихся средств на банковских счетах. Введение цифрового рубля так или иначе заставит банки «поделиться» своим доходом с клиентами, из-за чего ранее описанная неэффективность начнет нивелироваться. Уменьшение описанного процентного дохода в некоторой мере снизит прибыльность работы банков, однако вместе с этим поспособствует более быстрой цифровой трансформации бизнеса и расширению линейки банковских продуктов. [14]
При этом существует перспектива удорожания банковских услуг и роста склонности кредитных организаций к риску. Для того, чтобы восполнить потерянную доходность, банки, во-первых, станут поднимать тарифы по операциям и стоимость обслуживания, а также отказываться от некоторых программ лояльности. Во-вторых, вполне высока вероятность к принятию более высоких рисков банками при выдаче кредитов, так как цель восстановления утерянных процентных доходов заставит их выдавать больше заемных средств по более высоким ставкам. С одной стороны, такое решение для банков может быть далеко не рациональным, так как накопление рисков приведет к ослаблению их финансовой устойчивости или даже уходу с рынка. С другой стороны, принятие больших рисков банками даст возможность некрупным предприятиям, ранее не имевшим возможности к получению займа, найти дополнительное финансирование за счет кредитования в банке.
Говоря о роли ЦВЦБ в трансформации денежно-кредитной политики (ДКП) на примере цифрового рубля, стоит подчеркнуть несколько важных моментов:
1. Как отмечалось ранее, цифровая валюта неизбежно повлияет на спрос экономических субъектов на иные формы денег. Произойдёт переток средств из наличной и безналичной формы в цифровую. Скорость такого перетока будет зависеть от свойств национальной цифровой валюты, ее востребованности и удобства для клиентов. Немаловажными здесь являются лимиты на операции с цифровым рублем, которые сможет устанавливать Центральный Банк. Именно та или иная мера изменения спроса на национальную цифровую валюту и будет определять глубину её влияния на ДКП. В этой связи внедрение цифровых валют должно происходить постепенно и поэтапно для более комфортной адаптации всей финансовой системы. [15]
2. Внедрение цифрового рубля на первых этапах вызовет отток ликвидности из банковского сектора. Снижение избытка денежных средств в пассивах банков потенциально может привести к структурному дефициту, из-за чего будут повышаться ставки межбанковского рынка. Банк России будет учитывать данную тенденцию при определении траектории ключевой ставки, а также периодически уточнять требования по операциям предоставления ликвидности для обеспечения привлечения необходимого объема средств банками. [16]
3. Внедрение цифрового рубля в долгосрочной перспективе повысит доступность финансовых услуг, в результате чего ими будут охватываться большее количество потребителей — а это, в свою очередь, может улучшить эффективность трансмиссии сигнала ДКП в экономику. [17]
Наконец, рассматривая вопрос финансовой стабильности, необходимо отметить, что даже снижение ликвидности банковского сектора на первых этапах внедрения национальной цифровой валюты не должно вызвать серьёзных ухудшений устойчивости системы ввиду имеющихся у регулятора специализированных механизмов ее поддержки. При этом в среднесрочной и долгосрочной перспективе введение цифрового рубля наоборот поспособствует улучшению такой стабильности из-за появления качественно новой инфраструктуры, которая позволит повысить надежность и бесперебойность работы платежных систем, а также качество осуществления расчетов. [18]
Выводы
Таким образом, ЦВЦБ ввиду своих уникальных свойств действительно могут значительно трансформировать существующую финансовую систему, однако их эмиссия и внедрение также сопряжены с рядом рисков и вызовов, сопутствующих любым цифровым инновациям. В ходе данного исследования были выявлены следующие группы проблем, связанные с введением таких цифровых валют:
1. Масштабирование, безопасность и защита данных: внедрение ЦВЦБ потребует серьезных разработок в области специализированной инфраструктуры и кибербезопасности. Потребуется также периодическое усиление защиты систем ЦВЦБ в связи с постоянно обновляющимися способами взломов и краж данных. Это однозначно повлечет за собой повышенные потребности регуляторов в дополнительных вложениях в разработку централизованных цифровых валют.
2. Проблемы конкуренции: внедрение ЦВЦБ повлечет за собой перераспределение денежных потоков, в результате чего могут в первую очередь пострадать традиционные финансовые учреждения. В этой связи регуляторы должны особое внимание уделить поддержке таких организаций и сохранению конкуренции на финансовых рынках.
3. Вопросы регулирования и правовой базы: повсеместное распространение ЦВЦБ потребует серьезного пересмотра и дополнительной разработки нормативно-правовых актов, регламентирующих данную сферу. В этой связи центральным банкам необходимо будет активно сотрудничать с правительствами и другими регулирующими органами для максимально полной проработки данного вопроса.
Значимым остается и вопрос общественного принятия ЦВЦБ, успешное решение которого будет зависеть от уровня осведомленности граждан всех категорий о такой форме денег. В связи с этим возможными направлениями дальнейших исследований являются вопросы усиления заинтересованности граждан в использовании ЦВЦБ, а также проработки определённых их свойств с целью повышения привлекательности и выгод от их эксплуатации именно для населения, а не только для государства.
Источники:
2. Емелин И.А. Цифровые валюты и стратегия цифровой трансформации // Государственная служба. – 2021. – № 1(129). – c. 13-18. – doi: 10.22394/2070-8378-2021-23-1-13-18.
3. Прокофьев М.Н., Борисова Е.С., Воробьева А.В. Перспективы использования виртуальных валют в целях социально-экономического развития страны // Экономика. Налоги. Право. – 2018. – № 4. – c. 54-59. – doi: 10.26794/1999-849X-2018-11-4-54-59.
4. Ситник А.А. Цифровые валюты центральных банков // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2020. – № 9(73). – c. 180-186. – doi: 10.17803/2311-5998.2020.73.9.180-186.
5. Кораблёва Н.А., Краснов Б.В. Цифровые валюты. мировой опыт // Финансовые рынки и банки. – 2023. – № 1. – c. 31-34.
6. Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г. Цифровая валюта: особенности регулирования в Российской Федерации // Правоприменение. – 2021. – № 1. – c. 58-67. – doi: 10.52468/2542-1514.2021.5(1).58-67.
7. Камышанова А.Е. Проблемы определения сущности цифровой валюты // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2021. – № 1(33). – c. 94-96.
8. Все ответы о цифровом рубле. Банк России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/press/event/?id=14713#highlight (дата обращения: 20.04.2023).
9. Adachi M., Cominetta M., Kaufmann C., van der Kraaij A. A regulatory and financial stability perspective on global stablecoins // Macroprudential Bulletin. – 2020.
10. Central bank digital currencies: defining the problems, designing the solutions. European Central Bank. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ecb.europa.eu/press/key/date/2022/html/ecb.sp220218_1~938e881b13.en.html (дата обращения: 20.04.2023).
11. Digital Currency And The Future. Hoover Institution. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hoover.org/research/digital-currency-and-future (дата обращения: 22.04.2023).
12. Top 10 Advantages and Disadvantages of Central Bank Digital Currencies (CBDC). NTT Data. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nttdatapay.com/blog/advantages-disadvantages-of-central-bank-digital-currencies/ (дата обращения: 22.04.2023).
13. Киселев А. Есть ли будущее у цифровых валют центральных банков?. Аналитическая записка. Банк России. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/content/document/file/71328/analytic_note_190418_dip.pdf.
14. Грищенко В., Морозов А., Петренева Е, Синяко А. Что изменится для банков и их клиентов с введением цифрового рубля. Аналитическая записка. Банк России. [Электронный ресурс]. URL: https://arb.ru/upload/iblock/91d/analytic_note_20210126_dip.pdf.
15. Влияние введения цифрового рубля на денежно-кредитную политику. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_400129/5e657af9e06c437e77090b8b0a0c48b83ef6b152/ (дата обращения: 30.04.2023).
16. Введение цифрового рубля и ликвидность банковского сектора, операционная процедура денежно-кредитной политики. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_400129/4c440508d02fe3ff826f3ef17c274a371093ec3d/ (дата обращения: 30.04.2023).
17. Введение цифрового рубля и трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики политики. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_400129/3bb3ba6973728c14c64bd1b1b8b27cb0f4d05018/ (дата обращения: 02.05.2023).
18. Концепция цифрового рубля. Банк России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/Content/Document/File/120075/concept_08042021.pdf (дата обращения: 05.05.2023).
Страница обновлена: 27.11.2024 в 16:06:42