Development of an environment to ensure the efficiency of an IT specialist in the midst of the metaverse economy
Bogdanov G.G.1
1 Академия труда и социальных отношений
Download PDF | Downloads: 22
Journal paper
Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 1 (January 2025)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80301605
Abstract:
The article provides a foresight of the processes of the environment development for ensuring the efficiency of an IT specialist, taking into account the current trends in the development of digital infrastructure at the beginning of 2025. The article examines the domestic and foreign experience of outsourcing, in whole or in part, the processes of ensuring the efficiency of IT specialists using the digital infrastructure available by the end of 2024 and predicts how this experience can be transformed into full-fledged metaverses. The advantages and disadvantages of applying elements of the metaverse for the purposes of managing the efficiency of IT specialists have been assessed; and a system of proposals for adapting the internal organization of the work process to the conditions of managing employees using the resources of the metaverse has been developed. It is determined what results in the field of management of the efficiency of an IT specialist can be obtained by interaction with metaverses at the level of the personnel management system. Taking into account the advantages of each tool, an algorithm for decision-making on the optimal allocation of resources to ensure the efficiency of an IT specialist between the metaverse and the company's own personnel management subsystems is proposed.
Keywords: information technology, metaverse, human capital management, organization economics, monitoring and control, economic efficiency assessment
JEL-classification: E24, J24, O15
Введение. Обеспечение эффективности труда специалистов в сфере информационных технологий (далее ИТ специалистов) является нетривиальной задачей, решаемой на стыке мотивации и материально-технического обеспечения труда конкретного сотрудника, с одной стороны, и проектированием системы управления структурой рабочей силы с другой. В отличие от большинства профессий, эффективность деятельности которых может быть измерена прямо через количественные показатели выработки, производительность труда ИТ специалиста плохо поддается количественным оценкам. Наиболее очевидные показатели - количество строк уникального созданного ИТ специалистом кода (для программистов) или осуществленных полезных операций (для системных администраторов, специалистов по обслуживанию парка компьютерной техники) не всегда могут быть использованы в качестве числителя показателя эффективности. Причина этого – сложности совмещения оценок качества труда ИТ специалиста и объемов фактически определимого размера его работы в рамках единого показателя, а также уникальность работы отдельно взятого специалиста и несопоставимость его работы с работой иных специалистов того же профиля.
Вместе с тем, инструменты как оценки, так и обеспечения эффективности труда ИТ специалиста, отсутствующие на уровне отдельно взятого предприятия, особенно относящееся к малому и среднему бизнесу, (МСБ) могут быть созданы на уровне национальной экономики. Наиболее очевидный инструмент решения двух означенных задач – использование искусственного интеллекта и универсальных алгоритмов оценки и обеспечения трудового процесса, сформированных на базе некоторой цифровой платформы. Подобные платформы, располагающие достаточным количеством данных и вычислительных мощностей для обеспечения мониторинга полного цикла называются метавселенными. Несмотря на то, что практически реализация этой инициативы возможна в условиях развития современной компьютерной техники и прецеденты такой реализации уже имеются, следует отметить некоторые жесткие ограничения, препятствующие интеграции систем управления персоналом компаний в экосистемы метавселенных. Вместе с тем, такая интеграция является неизбежным будущем для любой компании, а ИТ сотрудники представляют собой наиболее вероятных кандидатов на участие в интеграционных пилотных проектах [17, С. 119]. Требуется разработать систему рекомендаций по обеспечению конфиденциальности данных компаний при углубленной интеграции их систем управления персоналом с алгоритмами метавселенных, а также порядок определения коммерчески обоснованных тарифов для компаний за соответствующие услуги и механизмы распределения управленческих компетенций между метавселенной и собственными кадровыми службами организации.
Основная цель исследования – обосновать целесообразность проектирования развития среды обеспечения эффективности труда ИТ специалиста за счет использования ИИ алгоритмов метавселенных и предложить направления развития среды обеспечения эффективности труда специалиста в сфере информационных технологий.
Основная часть.
Повышение производительности труда ИТ специалистов является центральной задачей, стоящей пред современной организацией. Эта задача сопряжена с решением более общей проблемы развития организации – цифровизации ее бизнес-процессов и адаптации к перманентности научно-технического межотраслевого прогресса, построенного на интеграции искуственного интеллекта, алгоритмизированного автоматического управления и иных магистральных технологий XXI века в бизнес-процессы компании.
Всесторонняя цифровизация бизнес-процессов делает востребованным труд ИТ специалиста как в традиционных для него областях, таких как программирование, так и в иных областях, ранее ассоциируемых с оффлайн деятельностью. Подобный беспрецедентный темп цифровизации пораждает существенные ожидания роста производства цифрового продукта, значительно опережающие как величину роста глобального ВВП, так и естественный демографический прирост населения мира (см. рисунок 1).
В части управления трудовыми процессами ИТ специалистов, значительные ожидания роста цифровых продуктов за счет полного и фрагментарного перевода бизнес-процессов, протекающих в настоящее время преимущественно в оффлайн формате в цифру формирует следующиме вызовы.
Рисунок 1 – Оценка роста валовой стоимости глобального цифрового продукта, 2024 – 2032 гг., млрд. долл. США
Источник: [1]
1. Асинхронность динамики насыщения рынка ИТ специалистами и динамики возникновения сфер применения их труда создает сложности с обеспечением организаций рабочей силой надлежащей квалификации. При этом речь идет не столько о собственно возможности привлечения ИТ специалиста в штат коммерческой организации.
2. Увеличение заработной платы ИТ специалистов и контрольных цифр в российских вузах позволяют отчасти решить эту задачу. Однако процесс подготовки кадров надлежащей квалификаци невозможен без их практической адаптации на местах [16, С. 111]. В сумме время, необходимое на подготовку ИТ специалиста и время, требуемое для практической адаптации дипломированного ИТ сотрудника составляет более 5 лет, что делает невозможным мгновенное реагирование бизнеса на вызовы и возможности рынка.
Решением проблемы является не привлечение новых специалистов, а повышение эффективности труда уже существующих сотрудников. Для рамочного решения этой задачи в организации требуется сформировать среду обеспечения качества трудовой жизни ИТ специалиста [13, С. 226]. Обзор запросов ИТ специалистов исследованных автором организаций позволяет выделить следующие направления повышения эффективности их трудовой жизни (см. рисунок 2).
Рисунок 2 – Направления повышения эффективности трудовой жизни ИТ специалистов
Источник: разработано автором на основен [2], [3]
Обзор предложенных выше направлений позволяет утверждать, что наиболее значимым барьером для реализации каждого из них силами предприятия являестся сложность сбора и мониторинга информации. Полная формализация деятельности ИТ специалиста и перевод оценки его деятельности в формат количественной выработки невозможна в условиях технологической трансформации бизнеса, когда главной задачей ИТ специалиста является выявление нестандартного решения проблемы.
Именно отсутствие эталона для оценки всех показателей трудовой деятельности ИТ специалиста заводит в тупик работу по формированию KPI. Более того, в настоящее время для не только ИТ специалистов, но и для большинства специалистов, работающих на стыке профессиональных сфер прослеживается новый, промежуточный подход к оценке эффективности их труда. Он представляет собой оценку эффективности по двухфазовой схеме:
- нарезание задач имеющимся в распоряжении руководства специалистам исходя их их репутации, сложившейся в профессиональной сфере и в данной организации [14, С. 201];
- оценка эффективности труда специалиста исходя из факта выполнения ими всех или нескольких задач, что влияет на их репутацию и соответственно, приводит к перераспределению бюджетов и задач между каждым специалистом на очередной итерации.
Практические достоинства такого подхода к оценке эффективности труда ИТ специалиста очевидны, однако он не решеет главной задачи построения системы обеспечения эффективности трудовой жизни ИТ специалиста – реализации цикла перманентного совершенствования условий труда.
В качестве меры решения указанной задачи предлагается перевод части элементов системы обеспечения качества трудовой жижни ИТ специалиста в метавселенную, а именно:
- использование обезличенных данных о рудовых процессах ИТ специалистов, содержащихся в базах данных метавселенной для оценка качества обеспечения трудовой жизни по каждому сотруднику; на начальных этапах это может осуществляться в формате анализа больших данных серверами метавселенной путем соотнесения структуры затрат с одной стороны и результатов трудовой деятельности ИТ специалиста с другой, а в дальнейшем – путем соотнесения результатов трудовой деятельности специалиста с усредненными или эталонными показателями трудовой деятельности специалистов, выполнябщих сходную задачу;
- автоматизированное проектирование инфраструктуры обеспечения трудовой жижни специалиста как в части неспоредственной трудовой деятельности, так и в части смежных видов деятельности (обучение, переподготовка, документооборот, вертикальные и горизонтальные отношения в коллективе ИТ специалистов); преимуществом метавселенной в этом отношении является то, что в ней содержится исчерпывающая информация о доступных для обеспечения трудовой деятельности ИТ специалиста технических и организационных решениях, в то время как собственная информированность компании в этой части неполная и крайне затратна.
Оптимальным на 2025 – 2030 решением является сохранение тех элементов системы обеспечения трудовой жизни ИТ специалиста, которые уже функционируют в организации с преемлемой эффективностью наряду с инструментами окончательного принятия решения об архитектуре системы обеспечения в компетенции самой организации. Выводу на уатсорсинг в пространство метавселенной подлежат такие элементы как:
- автоматизация процесса проектирования инфраструктурного сопровождения трудовой жизни ИТ спецциалиста; за счет нейросетевого моделирования метавселенная способна обеспечить многовариантность решения инфраструктурного сопровождения трудовой жизни ИТ специалиста с последующим предоставлением выбора руководству оптимального варианта по дополнительным (в том числе конфиденциальным для метавселенной) критериям [13, С. 289];
- обеспечить организационое и инфраструктурное сопровождение процессов отбора, подгогтовки, мониторинга деятельности и оптимизации структуры рабочей силы и конкретных трудовых процессов сотрудников в формате «единого окна»; отметим, что метавселенные, в том числе решения, предлагаемые российскими протометавселенными (Сбер, Яндекс) позволяют комбинировать собственные элементы фирмы и внешние, реализуемые силами метавселенной элементы в режиме конструктора с минимальным временным лагом.
По результатам проделанной работы сформирован алгоритм принятия решений об оптимальном распределении ресурсов на обеспечение эффективности труда ИТ специалиста между метавселенной и собственными подсистемами управления кадрами предприятия (см. рисунок 3).
Использование предлагаемого алгоритм позволит организации обеспечить конфиденциальность информации о состоянии ее рабочей силы и ноу–хау управленческих решений в области проектирования и развития трудовой жизни ИТ специалистов без ущерба информированию метавселенной. Предлагаемый алгоритм не требует обособленных дополнительных затрат со стороны организации, а возможные встроенные затраты ограничены частью фонда оплаты труда специалиста, ответственного за планирование развития рабочей силы. Для каждого решения в области аутсорсинга развития системы повышения эффективности трудовой жизни специалиста возможно рассчитать финансовый результат как отношение ожидаемой экономии (дополнительного дохода) в расчете на один передаваемый метавселенной процесс к затратам, состоящим из абонентской платы и потере организации на фонде оплаты труда.
Предлагаемый алгоритм учитывает ожидаемую дивергенцию развития метавселенных и формы взаимодействия с ними заказчика в части проектирования и поддержки функционирования системы обеспечения эффективности трудового процесса.
На начальном этапе (2025 – 2026 гг). рекомендуется минимизировать взаимодействие организации с метавселенной, ограничившись пилотными проектами. В рамках пилотных проектов аутсорсинга процессов обеспечения повышения эффективности труда ИТ специалистов следует максимально вовлечь персонал кадровой службы в мониторинг результатов с обязательным предоставлением каждым специалистом отчета о потенциале интеграции его зоны ответственности в инфраструктуру метавселенной после окончания пилотного проекта.
Рисунок 3 - Алгоритм принятия решений об оптимальном распределении ресурсов на обеспечение эффективности труда ИТ специалиста
Источник: разработано автором на основе [8], [9]
Центральной проблемой, с которой столкнется компяния на начальных этапах в части проектирования среды обеспечения эффективности труда ИТ специалистов на базе использования сервисов метавселенной станет построение модели самой стреды. 2010 – 2020 года проходили под знаком постоянной перестройки рынка труда ИТ специалистов, что не позволяло компаниям использовать какой либо единый стандарт работы. У условиях отсутствие среды обечпечения качества труда специалиста многие ее функции заменялись прямым денежным стимулированием для уже существующих сотрудников и хедхантингом. Данная политика управления персоналом в рассматриваемой период представляется оправданной и может быть продолжена в 2025 – 2030 гг. в случае если:
- использование труда ИТ специалистов не представляет собой системной основы бизнеса;
- моделировать равзитие кадрового потенциала для компании не представляется возможным и/или экономически целесообразным, решение в отношении организации труда каждого ИТ специалиста принимается несистемно и индивидуально;
- состояние рынка труда не позволяет разрабатывать единые правила для организации среды труда для всех специалистов, поэтому она существенно корректируется индивидуально под требования каждого специалиста, особенности текущей коньюнктуры рынка труда и индивидуальные особенности данного специалиста как работника.
Вместе с тем, за прошедшее десятилетие модель взаимодействия компаний с ИТ сотрудниками изменилась [15, C.37]. В числе главных таких изменений следует отметить формирование у компаний ядра ИТ специалистов, отвечающих за реализацию основных компетенций и систематизацию стоящих перед ними задач в долгосрочной перспективе. Эти факты указывают на целесообразность перехода к долгосрочному палнированию рабочей силы на принципиально иных условиях, включающих условие обеспечения взаимозаменяемости работников, планирования обеспечения ИТ потребностей кадровым потенциалом и пранирования бюджета расходов на ИТ специалистов с учетом требований оптимизации фондов оплтаы труда.
Процесс становления метавселенных в качестве экосистемы управления эффективностью трудового процесса явщяется двусторонним. Появление соответствующих сервисов и их эволюция напрямую зависит от запросов компаний на подобные услуги и величины бюджетов, а также числа таких компаний как фактора минимальных затрат метовселенных на развитие технологий кадрового обеспечения.
Для России, опыт интеграции кадровых процессов в цифровой формат с использованием потенциала метавселенных достаточно нов может представлять интерес зарубежный опыт, систематизированный в таблице 1.
Таблица 1 – Зарубежный опыт использования метавселенных для повышения развития среды обеспечения эффективности труда
|
Страна
|
Компания
|
Метафселенная
|
Функционал
использования метавселенной
|
1.
|
Австралия,
Новая Зеландия
|
Accenture
|
One Accenture
Park
|
Интеграция
сотрудников и совершенствование кометенций
|
2.
|
Индия
|
Участники ИТ кластеров,
Star Health And Allied Insurance
|
Incluzon
|
Цифровизация
процесса собеседования с использованием элементов ИИ
|
3.
|
Китай
|
China
Mobile, Baidu
|
Tencent
(腾讯)
|
Подбор
сотрудников онлайн с использованием инструментов ИИ
|
Учитывая сходство аппаратно-программной архитектуры российких и иностранных метавселенных и родство стоящих перед службами управления персоналом задач, использование иностранного опыта применительно к развитию среды управления эффективностью ИТ специалистов достаточно целесообразно. Вместе с тем, наряду с аппаратно-программными ограничениями, отечественные компании могут столкнутся с дополнительными сложностями, которые характерны для рынка труда ИТ специалистов.
Прежде всего, это отсутствие цифровых моделей анализа профилей ИТ специалистов, предлагающих свои услуги на отечественном рынке труда и информационная палитра рунета. Отечественные ИТ специлисты, в особенности наиболее квалифицированные, достаточно неохотно формируют цифровой след, за исключением некоторых профессиональных сообществ. Вместе с тем, информация, аккумулируемая этими сообществами чаще всего конфиденциальна и не может использоваться без разрешения метавселенными для обучения их искуственного интеллекта и последующего анализа цифровых профилей специалиста [12, С. 188].
С учетом этого, для корректной экстраполяции иностранного опыта использования метавселенных в целях формирования среды управления эффективностью труда ИТ специалистов требуется создание системы нормативно-правового регулирования отношений по поводу имеющихся данных. Рассмотрим на рисунке 4 пирамиду данных ИТ специалистов, которая может быть использована искуственным интеллектом с указанием как доноров, так и рецепментов этих данных.
Рисунок 4 – Пирамида данных ИИ специалистов, предлагаемая к использованию алгоритмами метавселенных
Источник: авторская разработка
Эволюция алгоритмов метавселенных предполагает прохождение трех стадий.
1 стадия. Предоставление компаниям, интересующимся использованием ИИ алгшоритмов метавселенных доступа к предварительно обученным алгоритмам на бесплатной основе в качестве пилотного проекта.
2 стадия. Аппробация алгоритмов построения среды эффективности труда ИТ специалиста на массиве организаций. На этой стадии, в зависимости от качества результатов предыдущей стадии, бюджетов соответствующей метавселенной и состояния конкурентной среды возможно как продолжение работы на бесплатной основе, так и предоставление платных гьготных подписок.
3 стадия. Коммерциализация использование алгоритмов метавселенной. В случае реализации маркетинговых мероприятий на 2-й стадии и положительных результатов аппробации следует ожидать сжатых сроков коммерциализации, по опыту внедрения других инструментов – от одного месяца до квартала.
Заключение. В статье обоснована целесообразность проектирования развития среды обеспечения эффективности труда ИТ специалиста за счет использования ИИ алгоритмов метавселенных. Предложена хронологическая последовательность реализации инициативы, определены элементы среды обеспечения эффективности труда ИТ специалиста, которые оптимальным образом могут быть реализованы на базе возможностей метавселенной. Детерминированы условия состояния экономико–правовой среды развития метавселенных, при которых предлагаемые новации организационно актуальны.
References:
Metavselennye v razvitii «umnyh gorodov»: problemy upravleniya dannymi [Metaverse in the development of “smart cities”: problems of data management]. (2023). Economics and management. 29 (12). 1499-1511. (in Russian). doi: 10.35854/1998-1627-2023-12-1499-1511.
Borozdin D.A., Shatalova P.R. (2023). Integratsiya iskusstvennogo intellekta i metavselennoy v marketing [Integrating artificial intelligence and the metaverse into marketing]. Nauchnyy aspekt. 19 (6). 2411-2420. (in Russian).
Emil kyzy D. (2024). Analiz vliyaniya iskusstvennogo intellekta na protsess podbora IT-spetsialistov [Analysis of technological methods for reducing losses of bulk materials in unloading processes] Innovation management in the context of digital transformation. 35-40. (in Russian).
Ermolaeva V.V., Shubin A.E., Aksasheva M.A., Polyakova A.M. (2023). Vozmozhnosti ispolzovaniya metavselennyh v optimizatsii upravleniya proizvodstvom i logisticheskoy infrastrukturoy [The possibilities of using metaverses in optimizing production management and logistics infrastructure]. Trends in the development of science and education. (93-8). 66-69. (in Russian). doi: 10.18411/trnio-01-2023-398.
Islamova E.Kh. (2024). Analiz sovremennyh nauchnyh issledovaniy professionalno vazhnyh kachestv IT spetsialistov [Analysis of modern scientific research on professionally important qualities of it specialists] Current issues of modern science and education. 224-227. (in Russian).
Khakimov A.A. (2024). Effektivnost i perspektivy avtomatizatsii protsessa podbora personala v sovremennyh ekonomicheskikh usloviyakh [Effectiveness and prospects of automation of the recruitment process in modern economic conditions] Science of the young is the future of Russia. 61-64. (in Russian).
Mitenkov A.V. (2024). Rozhdenie metavselennoy i predposylki transformatsii upravleniya v organizatsii: ekoaspekt [The birth of the metaverse and the prerequisites for the transformation of management in organization: the eco-aspect]. Management in Russia and abroad. (4). 56-62. (in Russian).
Ponomareva G.T., Timokhin D.V. (2018). Maloe predprinimatelstvo v sisteme innovatsionnogo razvitiya natsionalnoy ekonomiki [Small business in the system of innovative development of the national economy] Kazan: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennostyu «Buk». (in Russian).
Repkina O.B., Timokhin D.V. Optimizatsiya resursov organizatsiy (podrazdeleniy) [Optimizing the resources of organizations (departments)] (0). Moskva-Berlin: OOO «Direkt-Media». (in Russian).
Rzaeva A.R.K. (2022). Metavselennaya v upravlenii personalom [Metaverse in personnel management]. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 12 (9-1). 513-519. (in Russian). doi: 10.34670/AR.2022.21.80.038.
Shirinkina E.V., Shirinkina S.D. (2024). Tekhnologii metavselennoy v obrazovanii [Metaverse technologies in education] Prospects for the development of higher education. 17-21. (in Russian).
Timofeeva D.D. (2024). Lichnostnoe zdorove IT-spetsialistov [Personal health of it specialists] The scientific community of students. Interdisciplinary research. 116-120. (in Russian).
Tsinyu Ch. (2023). Zakonodatelstvo ob upravlenii Metavselennoy [Rule on managing the metaverse]. Pravo i tsifrovaya ekonomika. (4(22)). 47-69. (in Russian). doi: 10.17803/2618-8198.2023.22.4.047-069.
Vig Sh. (2023). Metavselennaya - novaya paradigma biznesa [The metaverse: a new paradigm of business]. Foresight. 17 (3). 6-18. (in Russian). doi: 10.17323/2500-2597.2023.3.6.18.
Zagalskiy D.S., Kashkarov O.E., Moskvin D.A., Solovey R.S., Loginov Z.G. (2023). Razrabotka modeli metavselennoy dlya obespecheniya kontrolya dostupa polzovateley k resursam metavselennoy [Development of a metaverse model for user access control to metaverse resources]. Problemy informatsionnoy bezopasnosti. Kompyuternye sistemy. 45-53. (in Russian). doi: 10.48612/jisp/3mkk-bdpz-a6pm.
Zotkina M.S. (202). Tekhnologii Metavselennyh v upravlenii biznes-protsessami: perspektivy i napravleniya primeneniya [Metaverse technologies in business process management: prospects and areas of application] Management Issues 2024. 187-191. (in Russian).
Страница обновлена: 30.05.2025 в 07:25:07