Оценка оптимальной доли государства в акционерном капитале предприятия в условиях неполного совпадения интересов государства и частных акционеров
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2 (50), Февраль 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Арустамян В.В. Оценка оптимальной доли государства в акционерном капитале предприятия в условиях неполного совпадения интересов государства и частных акционеров // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 2. – С. 52-56.
Аннотация:
Сегодня проблема совершенствования деятельности государственных унитарных предприятий (ГУП) выходит за рамки теоретических исследований и превращается в насущную практическую проблему. Подтверждением этому могут служить усилия, предпринимаемые правительством РФ, для её эффективного решения. Актуальность проблемы совершенствования управления государственными унитарными предприятиями обусловлена следующими факторами: с одной стороны, значительным числом ГУП в общей структуре предприятий России, а с другой – недостаточной бюджетной эффективностью ГУП. По данным Счетной палаты РФ платеж от одного предприятия в федеральный бюджет сегодня составляет немногим более 50 тыс. рублей в год.
Ключевые слова: государственное предпринимательство, организационно-правовая форма, государственные унитарные предприятия
Сегодня проблема совершенствования деятельности государственных унитарных предприятий (ГУП) выходит за рамки теоретических исследований и превращается в насущную практическую проблему. Подтверждением этому могут служить усилия, предпринимаемые правительством РФ, для её эффективного решения. Актуальность проблемы совершенствования управления государственными унитарными предприятиями обусловлена следующими факторами: с одной стороны, значительным числом ГУП в общей структуре предприятий России, а с другой ‑ недостаточной бюджетной эффективностью ГУП. По данным Счетной палаты РФ платеж от одного предприятия в федеральный бюджет сегодня составляет немногим более 50 тыс. рублей в год.
Общая стратегия в отношении унитарных предприятий на ближайшие годы определена в принятом во исполнение Концепции управления государственной собственностью и приватизации Постановлении Правительства РФ от 6 декабря 1999 г. № 1348 «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения». Одним из эффективных направлений преобразования организационно-правовой формы таких предприятий является их реформирование в открытые акционерные общества.
Основным вопросом, требующим анализа в процессе реорганизации ГУП в открытые акционерные общества (ОАО), является определение правомочий собственности государства. Обсудим один из возможных подходов к определению оптимальной доли государства в акционерном капитале предприятия, действующего в сфере рыночной торговли. В качестве примера возьмем ГУП «Коптевский рынок»
Оптимизация доли государства в акционерном капитале ГУП рыночной торговли.
Степень участия государства в деятельности создаваемого ОАО определяется рядом критериев, важнейшим из которых следует считать размер доли государства в уставном капитале ОАО. Возможны различные сценарии, отличающиеся степенью участия государства в деятельности создаваемого АО.
1) Государство может выступать в роли обладателя мажоритарного пакета акций (от 38% уставного капитала и выше). В рамках такого сценария речь должна идти о создании организационно-правовой структуры предприятия, которая, прежде всего, позволит государству, как стратегическому собственнику, осуществлять функции управления;
2) Государство может ограничить свое участие ролью одного из владельцев миноритарного пакета акций (25% и менее). Организационная структура предприятия, создаваемая в рамках этого сценария, должна позволять государству, как одному из многих собственников, осуществлять функции контроля над деятельностью предприятия.
Выбор конкретного сценария из двух приведенных выше альтернативных вариантов во многом определяется двойственностью и некоторой противоречивостью интересов акционеров, участвующих в управлении торговыми предприятиями, подобными ГУП «Коптевский рынок», в условиях рыночных отношений. Частные владельцы акций ОАО, прежде всего, заинтересованы в том, чтобы предприятие приносило максимальную прибыль в результате торговой деятельности. Это соображение определяет товарную и ценовую политику торгового предприятия.
Государство, наряду с получением максимальной прибыли, может быть заинтересовано (и это может стать более приоритетной целью в определенных политических условиях с точки зрения государственного собственника) в решении социальных задач, состоящих в обеспечении товарами по доступным ценам, прежде всего, средне- обеспеченных групп населения. Такая цель диктует необходимость проведения несколько другой товарной и ценовой политики.
Попытаемся оценить оптимальную долю государства в акционерном капитале предприятия, исходя из соображений неполного совпадения интересов государства и частных акционеров. Подобная проблема, возникающая, в частности, в процессе слияния компаний, исследуется в работе [1].
Воспользуемся следующей упрощенной аналогией, которая, тем не менее, иллюстрирует суть предлагаемой методики. Пусть k ‑ относительная доля государства в акционерном капитале ОАО. Очевидно, что k = 0 соответствует ситуации, когда государство вообще не участвует в акционерном капитале ОАО, то есть полному переходу собственности частному предприятию. Напротив, предельное значение k = 1 предполагает полный государственный контроль за деятельностью предприятия, что, по сути, означает возврат к статусу государственного предприятия.
Рассмотрим качественный вид зависимостей, отражающих интересы акционеров. В условиях, когда предприятие является полностью частным (k=0), управление торговым предприятием, отражающее интересы только частных акционеров, направлено, прежде всего, на достижение максимальной прибыли от реализации товаров. Обозначим P(k=0) - величину максимальной прибыли, соответствующую частному статусу торгового предприятия. Эта оценка ожидаемой максимальной прибыли может быть получена за счет оптимизации ценовой и товарной политики предприятия. Поясним схему расчета оценок P(k=0).
Обозначим Xi,Ci, где i = 1 ,…, n – номенклатура и розничная цена товара, предлагаемого торговым предприятием. Введем две скалярные функции, количественно отражающие интересы акционеров ОАО:
P(X1,C1,X2,C2,…Xn,Cn) ‑ объем прибыли, полученной предприятием в результате торговой деятельности за некоторый отчетный период. Очевидно, что достижение максимальной прибыли обеспечивается соответствующим выбором ассортимента товарной массы и назначением определенной розничной цены. С этой точки зрения выгодным может оказаться приоритетное предложение дорогостоящих «элитных» товаров, доступных ограниченному кругу высокообеспеченных покупателей.
S(X1,C1,X2,C2,…Xn,Cn) ‑ объем сбыта товаров за тот же отчетный период. Объем сбыта может служить количественным индикатором реализации социальной функции торгового предприятия. Если приоритет в деятельности предприятия отдается решению социальной задачи, оно должно быть заинтересовано в максимизации объема сбыта, то есть в максимальном удовлетворении товарного спроса населения (прежде всего, его среднеобеспеченной группы). Это диктует необходимость привлечения иного ассортимента товарной массы и иной ценовой политики.
Таким образом, в качестве максимально достижимого уровня прибыли можно рассматривать результат решения следующей задачи оптимизации:
P(X1,C1,X2,C2,…Xn,Cn)® max
Xi,Ci
Предположим, что X*i,C*i, где i=1,…,n – оптимальное сочетание номенклатуры и цены товаров, предлагаемых торговым предприятием, которые получены в результате решения приведенной выше задачи оптимизации. Тогда, в качестве оценок прибыли и сбыта можно использовать следующие оценки:
P (k=0)= P (X*1,C*1,X*2,C*2…X*n,C*n),
S (k=0)= S (X*1,C*1,X*2,C*2…X*n,C*n)
Рассмотрим другую крайнюю ситуацию, когда торговое предприятие находится под полным государственным контролем, то есть k=1. Предположим, что управление предприятием в подобной ситуации направлено, прежде всего, на решение социальной задачи ‑ обеспечение населения товарами первой необходимости. Очевидно, что реализация такого приоритетного направления деятельности торгового предприятия диктует необходимость привлечения иного ассортимента товарной массы и использование иной ценовой политики.
Оптимальная номенклатура товаров и их цены X**i,C**i, i=1,…,n для подобного случая могут быть определены из условия максимизации функции сбыта. То есть:
S(X1,C1,X2,C2,…Xn,Cn)® max
Xi,Ci
Тогда, в качестве оценок прибыли P(k=1) и объема сбыта S(k=1) можно использовать следующие оценки:
P(k=1)= P(X**1,C**1,X**2,C**2,…X**n,C**n)
S(k=1)= S(X**1,C**1,X**2,C**2,…X**n,C**n)
Рассчитанные значения P(k=0), S(k=0), P(k=1), S(k=1) позволяют сформировать линейные зависимости, отражающие интересы государственного и частных акционеров ОАО. Эти зависимости имеют вид, приведенный на рис. 1.
Рис. 1 Геометрическая иллюстрация процесса оптимизации степени участия государства в структуре ОАО |
Приведенные выше зависимости позволяют определить оптимальную долю участия государства в акционерном капитале ОАО (значение k), при которой достигается оптимальный компромисс между коммерческими и социальными целями его деятельности.
Предположим, что предприятие сохраняет коммерческую привлекательность для частных инвесторов, пока прогнозируемая величина прибыли не опускается ниже некоторого значения Pmin, то есть:
P ³ Pmin
Этому значению на приведенном графике соответствует значение
k£ kmax
В то же время, торговое предприятие, созданное при частичном участии государства, сохраняет свою привлекательность для государства до тех пор, пока обеспечивает в должной мере решение социальных задач, а значит до тех пор, пока ожидаемый объем сбыта, как индикатор удовлетворения товарного спроса населения, не опускается ниже некоторого значения Smin, то есть:
S ³ Smin
Этому значению на приведенном графике соответствует значение
k³ kmin
Таким образом, диапазон значений [kmin, kmax] и определяет ту оптимальную долю государства в структуре ОАО, при которой достигается баланс интересов частных акционеров и государства в условиях, когда их интересы могут полностью не совпадать.
Описанная выше методика была использована для предварительной оценки доли государства в случае преобразования ГУП «Коптевский рынок» в одноименное ОАО. При этом оценки функций S(X1,C1,X2,C2,…Xn,Cn), P(X1,C1,X2,C2,…Xn,Cn) формировались с использованием метода многомерной линейной регрессии [2] на основе обработки фактических показателей торговой деятельности ГУП «Коптевский рынок» в течение 1998-2002 года, а также на основе данных деятельности предприятий аналогичного профиля. Проведенный предварительный анализ показал, что оптимальная доля государства лежит в диапазоне 20-30%.
Источники:
2. Р. Шэннон. Имитационное моделирование систем. – М.: Мир, 1978.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:50:23