Problems of coordinating the activities of public authorities and JSC Russian Railways to prevent citizens' injuries

Borodina Zh.V.1
1 Октябрьская дирекция инфраструктуры – структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД»

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 1 (January 2025)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80404143

Abstract:
The article is devoted to the problem of citizens' injuries at railway infrastructure facilities as a result of inconsistencies between railway transportation companies and public authorities. The authors have analyzed the causes of citizens' injuries and, based on examples of successful coordination of activities of the owner of railway infrastructure with public authorities, have formulated proposals for elimination of injuries. The authors see the solution of this problem in the need to legislate the specific responsibilities of the owner of the railway transport infrastructure and public authorities of the constituent entities of the Russian Federation, local self-government for the construction of transit pedestrian bridges and tunnels and fencing engineering structures of railway sections in places of mass injuries. The article may be useful for officials, businessmen, students, postgraduates, as well as all those who deal with the problems of citizens' injuries in the area of railway transport infrastructure.

Keywords: citizens' injury, non-industrial injury, railway transport infrastructure, activity coordination



Введение

Инфраструктура железнодорожного транспорта относится к зонам повышенной опасности, [1] где невозможно (в силу самой специфики деятельности) обеспечить полный и постоянный контроль [3, с. 14-18]. Владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта является Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). [2]

В 2023 году на инфраструктуре железных дорог было травмировано 1 600 человек, а в 2024 году данный показатель увеличился еще на 3%. [3]

В то же время, сохранение населения, укрепление здоровья людей –ключевая цель нашей страны. [4] Только с экономической точки зрения травматизм граждан обходится государству в 3% валового внутреннего продукта в виде расходов по оплате в связи с утратой нетрудоспособности [2, с. 60-64].

Приоритет жизни и здоровья граждан над экономическими результатами хозяйственной деятельности закреплен на законодательном уровне как основной принцип обеспечения безопасности, [5] то есть государство заинтересовано в сохранении жизни и здоровья каждого гражданина.

В связи с этим причины травмирования должны изучаться на систематической основе в целях его недопущения путем принятия исчерпывающих профилактических мер.

Вопросы регулирования правоотношений в области транспортной деятельности являлись предметами исследований И.А. Аксенова [1, с. 14-17], Н.Г. Андрюхина, К.Р. Ледовской [2, с. 60-64], С.Н. Зайковой [3, с. 14-18], вопросы координации деятельности органов публичной власти исследовали В.Е. Китаева [4, с. 6–9], Д.С. Насырова [6, с. 15–20], М.А. Третьяк [8, с. 9].

Авторами статьи выявлен научный пробел, выразившийся в различном правовом регулировании одних и тех же (с точки зрения травмирования граждан) объектов инфраструктуры. Так, специальным нормативно-правовым актом установлено обязательное ограждение только скоростных и высокоскоростных участков, а ограждение железнодорожных путей при обычном движении носит лишь рекомендательный характер. [6]

Между тем, именно на железнодорожных путях при обычном движении происходит большинство случаев травмирования.

Другим пробелом является неопределенность в вопросе финансирования строительства транзитных пешеходных мостов/тоннелей (пересекающих железнодорожные пути и не имеющих лестничных маршей с выходом на пассажирские платформы для посадки и высадки пассажиров железнодорожного транспорта). Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» такое строительство может осуществляются как за счет собственных средств владельцев инфраструктуры, так и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных не запрещенных законом источников.

Эта неопределенность в совокупности с нескоординированностью действий и планов владельца инфраструктуры и органов публичной власти приводит к тому, что пешеходные мосты/тоннели не строятся. Данный вопрос не разрешен на протяжении многих лет, что актуализирует научный поиск подходов к решению данной проблемы.

Целью настоящего исследования является анализ причин травмирования граждан на инфраструктуре железнодорожного транспорта и повышение эффективности координации деятельности органов публичной власти и ОАО «РЖД» в целях сохранения жизни и здоровья граждан.

В настоящем исследовании сделано научное предположение о необходимости законодательного закрепления обязанностей владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по строительству транзитных пешеходных мостов/тоннелей и ограждению инженерными сооружениями участков железной дороги в местах массового травмирования.

Причины травмирования граждан на железнодорожной инфраструктуре

Главной причиной непроизводственного травматизма на инфраструктуре железнодорожного транспорта является нарушение гражданами требований Правил нахождения и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и прохода через железнодорожные пути (далее – Правила), запрещающих пересекать инфраструктуру вне специально отведенных для этого мест – пешеходных переходов. [7] То есть, причиной травмирования является легкомысленность самих нарушителей и пренебрежение элементарными требованиями безопасности.

По данным Московской железной дороги за период с 2018 по 2022 годы в местах несанкционированного прохода (на так называемых «народных тропах») сотрудниками транспортной полиции было выявлено 51 777 нарушителей Правил, а количество лиц, получивших травмы, составило 72% (1683 человека) от всех случаев травмирования (2396 человек, из них 1652 со смертельным исходом). [8]

Ужесточение с 11.08.2023 административной ответственности за нарушения Правил со ста до пятисот рублей штрафа, а в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях – до одной тысячи пятисот рублей, [9] не привело к снижению количества травмированных.

Следовательно, другим способом решения этой проблемы является создание такой инфраструктуры, которая исключала бы условия для травмирования.

Условиями, способствующими нарушению гражданами Правил, а следовательно, способствующими их травмированию, являются:

1) отсутствие в непосредственной близости от социально значимых объектов санкционированных пешеходных переходов, мостов/тоннелей и пешеходных дорожек на железнодорожных переездах, в связи с чем граждане вынуждены пересекать железнодорожную магистраль в неустановленных местах. К примеру, в поселке Будогощь Ленинградской области железнодорожные пути разделяют населенный пункт на две части, 460 человек из 3850 постоянно проживают за линией железной дороги, где расположены все социальные, образовательные учреждения и объекты здравоохранения, а санкционированный пешеходный переход находится на удалении более 2 км от жилой застройки.

Подобная ситуация характерна для большого количества населенных пунктов нашей страны, разделенных железнодорожной дорогой на две части;

2) отсутствие ограждения, необходимого для недопущения несанкционированного проникновения посторонних людей на железнодорожный путь (в настоящее время строительство ограждений железнодорожного пути обязательно только на скоростных и высокоскоростных участках); [10]

3) высокая грузонапряженность участка железной дороги, из-за чего санкционированный пешеходный переход оказывается закрытым на длительное время, а граждане, не дожидаясь его открытия, подлезают под вагонами. Например, 27.07.2022 на станции Иланка Красноярской железной дороги железнодорожный состав начал движение в тот момент, когда мужчина подлез под вагон, что привело к его смерти. [11] 15.09.2024 на станции Евсино Западно-Сибирской железной дороги произошел аналогичный случай, в результате которого мужчина был травмирован. [12]

Проблемы координации деятельности

Потребность во взаимодействии между ОАО «РЖД» и органами государственной власти субъектов Российской Федерации ставится как задача, направленная на повышение уровня экономической связанности территории Российской Федерации. [13]

Роль совещательных и координационных органов в системе исполнительной власти Российской Федерации, а также в демократизации современного общества довольно велика [6, с. 15-20]. Координационные и консультативные органы, совместные рабочие группы являются инициативными формами взаимоотношений органов публичной власти [4, с. 6-9]. Исследователь М.А. Третьяк определяет координацию как принцип или функцию управления [8, с. 9].

В настоящее время координацию деятельности ОАО «РЖД» и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления нельзя признать эффективной. Например, участие представителей ОАО «РЖД» в таком координационном органе при главах субъектов Российской Федерации как Комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения [14] не приводит к снижению травматизма на железнодорожной инфраструктуре.

Также не удается скоординировать совместную деятельность с местными администрациями по вопросу обеспечения безопасности на железнодорожных переездах. Необходимо пояснить, что железнодорожные переезды являются источником аварийности, в связи с чем ОАО «РЖД» заинтересовано в снижении их количества, но закрытие железнодорожного переезда возможно только при наличии альтернативного пересечения с автомобильной дорогой.

Например, в 2021 году введена в эксплуатацию транспортная развязка (путепровод) над железной дорогой на перегоне «Всеволожская – Мельничный ручей». В связи с этим для повышения безопасности движения поездов у ОАО «РЖД» появилась возможность закрыть ближайший железнодорожный переезд на 12 км ПК 8 «Бернгардовка». Однако органы местного самоуправления не согласовали его закрытия, мотивируя отказ ростом жилищного строительства в населенном пункте (в период с 2020 по 2023 годы рост ввода в эксплуатацию жилья: 1 165,9 тыс. кв. м., 1 581,4 тыс. кв. м., [15] 1 777,9 тыс. кв. м., [16] 2 092,1 тыс. кв. м. [17] соответственно), в связи с чем построенная развязка уже не обеспечивает необходимый трафик и осталась потребность в сохранении и железнодорожного переезда.

Имеются проблемы координации и при планировании развития территорий. ОАО «РЖД» не привлекается к участию в этой деятельности, несмотря на то, что железнодорожная линия является элементом планировочной структуры. [18] В некоторых субъектах Российской Федерации созданы постоянно действующие коллегиальные совещательные органы, такие как Комиссия по комплексному развитию территории при Правительстве, но в её состав уполномоченные представители ОАО «РЖД» не входят. [19] Это приводит к тому, что при развитии территории не уделяется внимания обеспечению транспортной доступности населения к социально значимым объектам через железнодорожные пути в виде пешеходных мостов/тоннелей, необходимость которых обнаруживается постфактум.

Нормы действующего законодательства предусматривают возможность строительства железнодорожных пешеходных мостов/тоннелей, имеющих региональное и местное значение, за счет собственных средств ОАО «РЖД», за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также за счет средств федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ. [20]

Закон не указывает конкретно за чей счет должно производиться строительство, допуская альтернативу, которую каждый из перечисленных субъектов трактует в свою пользу. Органы публичной власти полагают, что такое строительство должно производиться за счет ОАО «РЖД», а ОАО «РЖД» придерживается противоположной позиции, поскольку это влечет необоснованные расходы, напрямую не связанные с деятельностью компании. [21]

Для сведения, затраты на строительство такого объекта в среднем составляют от 80 до 250 млн. рублей, на их уборку – от 200 до 691 тыс. рублей, а на текущее содержание – от 115 тыс. рублей до 266 тыс. рублей в год. [22]

Позиция ОАО «РЖД» была поддержана судами при рассмотрении исков прокуроров об обязании осуществить строительство пешеходных переходов/мостов через железнодорожные пути. Суды пришли к выводу, что необходимость сооружения пешеходных переходов через железнодорожные пути возникает у ОАО «РЖД» исключительно для обслуживания пассажиров на железнодорожных станциях, а обязанность по обеспечению транспортной доступности населения при транзитном пересечении железнодорожных путей возлагается на органы местного самоуправления. [23]

22.07.2024 в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен законопроект № 677687-8 «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», направленный на разграничение ответственности между субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта по вопросу строительства и последующего содержания транзитных пешеходных мостов/тоннелей.

Данный законопроект предполагает осуществление финансирования проектирования и строительства транзитных пешеходных мостов/тоннелей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Правовым управлением Аппарата Государственной Думы 14.11.2024 данный законопроект не поддержан, поскольку реализация проектируемых положений может привести к дополнительным расходам бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. [24]

На момент написания данной статьи законопроект не принят.

В свою очередь, строительство тех пешеходных переходов, которые ОАО «РЖД» обязано строить (необходимых для обслуживания пассажиров), осуществляется постоянно и планомерно на основании инвестиционной программы ОАО «РЖД», утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом финансовой возможности.

Вместе с тем, по результатам деятельности ОАО «РЖД» в 2024 году чистая прибыль компании уменьшилась почти в 10 раз, [25] что повлекло за собой снижение в 2025 году расходов на инвестиционную программу на 40%. [26]

Утвержденная 28.12.2024 советом директоров ОАО «РЖД» инвестиционная программа на 2025 год предусматривает финансирование капитального ремонта железнодорожного пути, модернизации устройств автоматики, электроснабжения, связи, подвижного состава, мероприятий по транспортной безопасности, а также финансирование развития Восточного полигона, Центрального транспортного узла и высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург – Москва. [27] На строительство транзитных пешеходных переходов финансирование не выделено.

Поскольку ОАО «РЖД» относится к субъектам естественных монополий, [28] то дополнительные расходы на строительство транзитных пешеходных мостов/тоннелей повлекут за собой увеличение тарифов на железнодорожные перевозки, что может привести к социальной напряженности и увеличению стоимости грузов и товаров, перевозимых по железной дороге.

Другим возможным источником строительства таких объектов могли бы быть средства федерального бюджета, предусмотренные соответствующими федеральными целевыми программами согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». [29]

Но в настоящее время такие целевые программы не утверждены. Действующая Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года не затрагивает проекты развития региональной и местной доступности населения к социально значимым объектам населенных пунктов, в которых расположена железнодорожная магистраль. [30]

В связи с этим полагаем, что для решительного исправления ситуации и в целях сохранения жизни и здоровья граждан является абсолютно необходимой максимальная координация действий органов публичной власти с владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Примеры успешной координации

Примерами успешной координации в области обеспечения безопасности на железнодорожной инфраструктуре являются следующие проекты:

передача в 2019 году на баланс города Санкт-Петербурга принадлежащего ОАО «РЖД» Цимбалинского автодорожного путепровода, 1910 года постройки, угрожавшего безопасности движения поездов, автотранспорта и безопасности пешеходов, [31] и реализация совместного проекта по реконструкции данного путепровода; [32]

обустройство в 2021 году в городе Липецке тротуара на автомобильной дороге, пересекающей железнодорожный переезд, в связи с аварийным состоянием расположенного в непосредственной близости транзитного пешеходного моста, что позволило ОАО «РЖД» обустроить пешеходную дорожку в границах железнодорожного переезда; [33]

реализованный в 2023 году в городе Красноярске региональный проект, в результате которого за счет бюджета субъекта Российской Федерации был построен пешеходный мост над железнодорожными путями из алюминия длиной 151 м, шириной 3 м, высотой 8,5 м, с лестничными сходами и лифтами для маломобильных групп населения, благодаря чему была восстановлена пешеходная связь между важнейшими улицами и соединены общественные пространства города; [34]

реализованный в ноябре 2024 года на железнодорожной станции Узловая в Тульской области проект по строительству алюминиевого пешеходного моста при участии правительства Тульской области и администрации муниципального образования Узловский район, что позволило соединить три микрорайона с городским центром: со школами, больницами и торговыми центрами. [35] На строительство надземного перехода было выделено около 172 млн рублей из региональной казны; [36]

заключение 18.12.2024 между ОАО «РЖД» и Губернатором Оренбургской области соглашения о взаимодействии в сфере благоустройства общественного пространства и объектов вокзальной инфраструктуры железнодорожной станции Оренбург. [37]

Заключение

В целях сохранения жизни и здоровья граждан в зоне железнодорожной инфраструктуры, исключения случаев непроизводственного травматизма предлагаем скоординировать деятельность владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления следующим образом:

1) внести изменения в пункт 1 статьи 21 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» следующего содержания: «Железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и подлежат ограждению инженерными сооружениями, препятствующими проходу граждан в зону повышенной опасности, за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования).

Ограждению подлежат участки железнодорожных путей при наличии одного из следующих факторов: Ограждению подлежат участки железнодорожных путей при наличии одного из следующих факторов: на участке железной дороги между двумя станциями, где в общей сложности травмировано пять и более человек; в населенных пунктах; при комплексном развитии территории».

(Критерий для определения места установки ограждения указан по аналогии с установленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 19.09.2020 № 1504). [38]

2) дополнить статью 10 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» пунктом 3 следующего содержания: «На участке железной дороги между двумя станциями, где в общей сложности травмировано пять и более человек; в населенных пунктах; при комплексном развитии территории осуществляется проектирование, строительство и содержание за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов пешеходных мостов/тоннелей, имеющих региональное и местное значение, пересекающих железнодорожные пути и не имеющие лестничных маршей с выходом на пассажирские платформы для посадки и высадки пассажиров железнодорожного транспорта (транзитных пешеходных мостов/тоннелей)».

[1] См. п. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 2. Ст. 169.

[2] См. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 4. Ст. 251; Федеральный закон от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 9. Ст. 805; Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 39. Ст. 3766.

[3] Непроизводственный травматизм на жд. Сайт телеканала «РЖД ТВ». URL: https://rzdtv.ru/2024/09/25/neproizvodstvennyj-travmatizm-na-zhd/?ysclid=m5eehf1pw3246743924 (дата обращения: 03.01.2024).

[4] См. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2024. № 20. Ст. 2584.

[5] См. ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4873.

[6] См. п. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 2. Ст. 169.

[7] См. ч. 14 п. 4, пп. 10-11 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных Приказом Минтранса России от 27.01.2022 № 20 // Российская газета. 26.05.2022. https://rg.ru/documents/2022/05/26/mintrans-prikaz20-site-dok.html (дата обращения: 02.12.2024).

[8] См. Проект Федерального закона № 195018-8 «О внесении изменения в статью 11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», внесенный в ГД ФС РФ 14.09.2022. Сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/195018-8?ysclid=m58eyt2n3w254326746 (дата обращения: 21.12.2024).

[9] См. Федеральный закон от 31.07.2023 № 400-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11.1 и 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2023. № 32 (Часть I). Ст. 6132.

[10] См. пп. «с», «т» Технического регламента Таможенного союза «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 710 // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. URL: http://www.tsouz.ru/, 02.08.2011. (дата обращения: 21.12.2024).

[11] Мужчины не соблюдали правила. Сайт АО «Издательский дом «Гудок». URL: https://gudok.ru/zdr/176/?ID=1610117&ysclid=m5l2pbw15s701344375 (дата обращения: 06.01.2025).

[12] Новосибирец попал в больницу после того, как залез под вагон поезда — тронувшийся состав повредил ему пальцы. Сайт Сетевого издания «НГС.НОВОСТИ». URL: https://ngs.ru/text/incidents/2024/09/16/74094512/ (дата обращения: 06.01.2025).

[13] См. п. 16 постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12.04.2023 № 156-СФ «О перспективах развития железнодорожного транспорта». Сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://council.gov.ru/activity/documents/144219/ (дата обращения: 24.12.2024).

[14] См. п. 1.1 распоряжения мэра Санкт-Петербурга от 27.07.1994 № 796-р «О комиссиях по обеспечению безопасности дорожного движения». Сайт Электронного фонда правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/9107876?ysclid=m58ee0z2q0861888227 (дата обращения: 20.12.2024).

[15] См. Отчет об осуществлении деятельности администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области по развитию конкуренции за 2021 год. URL: https://www.vsevreg.ru/upload/docks/2022/03.2022/ВМР%20Отчет%20по%20развитию%20конкуренции%20%20за%202021%20год.docx?ysclid=m5ll0q2wmw671342575 (дата обращения: 07.01.2025).

[16] См. Отчет об осуществлении деятельности администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области по развитию конкуренции за 2022 год. URL: https://www.vsevreg.ru/upload/docks/2023/03.2023/ВМР%20Отчет%20по%20развитию%20конкуренции%20%20за%202022%20год.docx?ysclid=m5llmqrjab65857309 (дата обращения: 07.01.2025).

[17] См. Отчет об осуществлении деятельности администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области по развитию конкуренции за 2023 год. URL: https://www.vsevreg.ru/upload/docks/2024/03.2024/ВМР%20Отчет%20по%20развитию%20конкуренции%20%20за%202023%20год.docx?ysclid=m5llrun7mc846131852 (дата обращения: 07.01.2025).

[18] См. приказ Минстроя России от 25.04.2017 № 738/пр «Об утверждении видов элементов планировочной структуры». Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 29.05.2017. (дата обращения: 27.12.2024).

[19] См. Состав Комиссии по комплексному развитию территорий Санкт-Петербурга, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2022 № 144. Сайт АО «Кодекс». URL: https://docs.cntd.ru/document/728255983?ysclid=m5l9tpipgc487366885 (дата обращения: 06.01.2025).

[20] См. п. 2 ст. 10 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 2. Ст. 169.

[21] См. Проект Федерального закона № 677687-8 «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/677687-8?ysclid=m4zsp3x7ko78477162. (дата обращения: 22.12.2024).

[22] См. Финансово-экономическое обоснование к Проекту Федерального закона № 677687-8 «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/677687-8?ysclid=m4zsp3x7ko78477162 (дата обращения: 22.12.2024).

[23] См. Решение Басманного районного суда г. Москвы от 21.11.2022 по делу №2-3242/2022. Официальный портал судов общей юрисдикции города Москвы. URL: https://mos-gorsud.ru/rs/basmannyj/services/cases/civil/details/d695f4d1-dd1b-11ec-89d8-a72b22c2f570?caseNumber=2-3242/2022 (дата обращения: 23.12.2024).

[24] См. Заключение на проект федерального закона № 677687-8 «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (первое чтение) от 14.11.2024. Сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/677687-8?ysclid=m4zsp3x7ko78477162 (дата обращения: 22.12.2024).

[25] РЖД приготовились к падению прибыли почти в десять раз. Сайт ООО «Лента.Ру». URL: https://lenta.ru/news/2024/12/17/upalo/ (дата обращения: 23.12.2024).

[26] В РЖД анонсировали резкое сокращение инвестиций. Сайт ООО «Лента.Ру». URL: https://lenta.ru/news/2024/12/05/v-rzhd-anonsirovali-rezkoe-sokraschenie-investitsiy/ (дата обращения: 23.12.2024).

[27] Совет директоров ОАО «РЖД» утвердил инвестиционную программу компании на 2025 год. Сайт ОАО «РЖД». URL: Совет директоров ОАО «РЖД» утвердил инвестиционную программу компании на 2025 год | Пресс-релизы | Компания (дата обращения: 28.12.2024).

[28] См. ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 34. Ст. 3426.

[29] См. п. 2 ст. 10 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 2. Ст. 169.

[30] См. распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 № 3363-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 50 (часть IV). Ст. 8613.

[31] Реконструкция Цимбалинского моста кардинально улучшит транспортную ситуацию в Петербурге. Сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: https://www.gov.spb.ru/press/governor/172031/ (дата обращения: 28.12.2024).

[32] В Петербурге стартовала реконструкция исторического Цимбалинского путепровода. Сайт АО «ДП Бизнес Пресс». URL: https://www.dp.ru/a/2024/11/13/v-peterburge-nachali-razbirat (дата обращения: 28.12.2024).

[33] На улице Гайдара для жителей обстроят пешеходную зону. Сайт ООО «Селдон Новости». URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/263354446 (дата обращения: 27.12.2024).

[34] Итоги реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги» в Красноярском крае в 2023 году. Сайт Проектного управления Красноярского края. URL: http://project.krskstate.ru/dat/bin/art/69623_bkd2023.pdf (дата обращения: 27.12.2024).

[35] Первый мост из алюминиевых сплавов через железнодорожные пути построили в Тульской области. Сайт Информационного агентства «РЖД-Партнер». URL: https://www.rzd-partner.ru/logistics/news/pervyy-most-iz-alyuminievykh-splavov-cherez-zheleznodorozhnye-puti-postroili-v-tulskoy-oblasti-/ (дата обращения: 26.12.2024).

[36] «40 лет я его ждала»: в Узловой построили мост. Сайт ГТРК «Тула». URL: https://vestitula.ru/lenta/221932 (дата обращения: 27.12.2024).

[37] Подписано соглашение о взаимодействии в сфере благоустройства общественного пространства и объектов вокзальной инфраструктуры железнодорожной станции Оренбург. Сайт Официального портала Правительства Оренбургской области. URL: https://orenburg-gov.ru/news/14335/ (дата обращения: 27.12.2024).

[38] См. п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19.09.2020 № 1504 «Об утверждении Правил оборудования железнодорожных переездов, расположенных на железнодорожных путях общего пользования, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, обеспечения обслуживания таких специальных технических средств, а также передачи информации о выявленных с помощью этих специальных технических средств нарушениях правил проезда через железнодорожные переезды в органы государственного контроля (надзора)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 39. Ст. 6078.


References:

Aksenov I.A. (2024). Vliyanie sanktsiy na sostoyanie logisticheskogo sektora Rossiyskoy Federatsii [The impact of sanctions on the state of the logistics sector of the Russian Federation]. Transportnoe pravo. (2). 14-17. (in Russian). doi: 10.18572/1812-3937-2024-2-14-17.

Andryukhin N.G., Ledovskaya K.R. (2022). Problemnye aspekty normativno-pravovogo regulirovaniya v sfere ekspluatatsii bespilotnyh transportnyh sredstv [Challenging aspects of statutory regulation in the sphere of exploitation of unmanned transport vehicles]. Administrativnoe pravo i protsess. (12). 60-64. (in Russian). doi: 10.18572/2071-1166-2022-12-60-64.

Kitaeva V.E. (2024). Osnovnye podkhody k formam vzaimodeystviya organov publichnoy vlasti [Major approaches to forms of interaction between public authorities]. Konstitutsionnoe i munitsipalnoe pravo. (2). 6-10. (in Russian). doi: 10.18572/1812-3767-2024-2-6-10.

Lipinskiy D.A., Ivanov A.A. (2024). Yuridicheskaya anomiya kak faktor neopredelennosti tseley sotsialnogo razvitiya [Legal anomie as a factor of uncertainty of the social development goals]. Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki. (63). 6-29. (in Russian). doi: 10.17072/1995-4190-2024-63-6-29.

Nasyrova D.S. (2023). Soveshchatelnye i koordinatsionnye organy v sisteme ispolnitelnoy vlasti Rossiyskoy Federatsii [Advisory and coordinating bodies within the executive power system of the Russian Federation]. Bulletin of the Amur State University. Series: The humanities. (100). 15-20. (in Russian). doi: 10.22250/20730284_2023_100_15.

Sokolov A.Yu., Khizhnyak V.S. (2023). Problemy razvitiya konstitutsionno-pravovoy politiki Rossiyskoy Federatsii v sfere obrazovaniya v usloviyakh regionalizatsii [Issues of constitutional and legal policy development of the russian federation in the field of education in context of regionalization]. ZhURNAL ROSSIYSKOGO PRAVA. 27 (6). 34-48. (in Russian). doi: 10.12737/jrp.2023.065.

Tretiak I.A. (2020). Koordinatsiya kak sposob preduprezhdeniya i razresheniya konstitutsionno-pravovyh konfliktov [Coordination as a means of prevention and solution of constitutional law conflicts]. State power and local self-government. (1). 9-14. (in Russian). doi: 10.18572/1813-1247-2020-1-9-14.

Zaykova S.N. (2024). Gosudarstvennoe regulirovanie v oblasti transportnoy bezopasnosti na zheleznodorozhnom transporte [State regulation in the transport security sphere in railway transport]. State power and local self-government. (3). 14-18. (in Russian). doi: 10.18572/1813-1247-2024-3-14-18.

Страница обновлена: 26.05.2025 в 14:48:04