Applied approaches to the examination of assessment tools at various stages of the life cycle of work with the reserve of civil servants

Petrova S.A.1, Yasinskaya I.A.1
1 «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 12 (december 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80348060

Abstract:
The adoption of Decree No. 61 of the President of the Russian Federation of January 22, 2024 on the establishment of a federal personnel reserve in the Russian civil service determines the relevance of analyzing and preparing proposals to improve the methodological support of professional development programs for reserve participants, analyzing and developing approaches to conducting expertise and evaluating their effectiveness and efficiency, including on the basis of implementation practices of similar programs at the federal level. The article focuses on improving the quality of training programs for the reserve of managerial personnel and, as a result, generally improving the quality of decision-making on career management for reserve members. The article focuses on the expertise of evaluation tools used at various stages of work with the reserve, which is one of the key elements to ensure the validity and reliability of the results of evaluation procedures. It is shown that the application of an integrated approach to the examination of assessment tools (knowledge assessment tests, practical tasks, personal profile assessment tools, projective techniques, etc.) will ensure transparency and continuity of decision-making at all stages of the life cycle of work with the reserve. The article is addressed to specialists of recruitment services of public authorities and organizations, whose competence includes the tasks of personnel assessment, selection and development of assessment tools.

Keywords: civil service, professional development, managerial personnel reserve, assessment tool examination, life cycle

Funding:
Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России по теме «Совершенствование механизмов организации и мониторинга качества и результативности федеральной программы «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010 – 2024 годы)»

JEL-classification: H11, J24, M51, M54



Введение

При выстраивании системы профессионального развития в целом и индивидуальных траекторий сотрудников в частности, необходимо учитывать специфику того или иного вида деятельности, условий работы, состав работников, их квалификацию и образовательный уровень, а также цели и задачи обучения, приоритеты и потребности как руководителя – в части решения профессиональных задач, стоящих пред подразделением или организацией в целом, так и самого сотрудника.

Это особенно важно в работе с кадровыми резервами, в частности с резервом управленческих кадров, поскольку в структуре его жизненного цикла имеет место эффект запаздывания: целевое назначение резерва формируется на этапах его планирования и создания (отбор и включение в резерв) и характеризуется определенным мотивационным профилем резервиста, но за время нахождения в резерве мотивация и заинтересованность резервистов имеет тенденцию снижаться без постоянного взаимодействия и «подпитки». Кроме того, если речь идет о едином федеральном резерве управленческих кадров [1] или федеральном кадровом резерве [2], то размывается ответственность за работу с резервистами и их профессиональное развитие – по мнению собственной кадровой службы, они вышли «из под крыла» органа власти, рекомендовавшего их в резерв, но при отсутствии централизованной структуры управления развитием резерва нового «крыла» они могут и не получить.

Вопросам управления эффективностью профессионального развития уделяется значительное внимание в теории и практике управления персоналом (Зуев В.М., Новиков П.Н., Кибанов А.Я., Поллок Р., Джефферсон Э., Уик К. и др. [11,13,20]). Вопросы внедрения инноваций в управление государственной гражданской службой с использованием различных кадровых технологий, в том числе в процесс подготовки и развития кадров государственного управления рассматривались в работах М.Т.Алмагестовой, А.Г.Барабашева, В.Г.Горба, Е.В.Дробот, С.А.Еварович, И.Н.Макарова, Е.Н Малик, Ю.В.Синягина, Л.Татариновой, Б.Г.Туренко, А.И. Турчинова, Ф.Ю.Филоненко, И.Б.Шебуракова [1,3,8,16,10,17,25,27,28,36] и других авторов.

Подходы к профессиональному развитию управленческих кадров на государственной службе различаются в разных странах, отраслях и сферах деятельности, но в целом наблюдается тенденция к более гибким, практическим и технологически ориентированным моделям. Основные изменения подходов к профессиональному развитию госслужащих как в России, так и за рубежом на сегодняшний день включают:

- переход к более практической и ориентированной на результат системе обучения, где акцент делается на развитие навыков, необходимых для решения реальных проблем;

- увеличение роли цифровых технологий в обучении и развитии, что особенно актуально в условиях современного общества;

- расширение использования технологий наставничества, менторства и коучинга как важного элемента профессионального роста,

- упор на личные качества, в том числе лидерство и эмоциональный интеллект, что становится важным для успешного управления.

Проведенный анализ существующих в отечественной и зарубежной практике подходов к организации работы с резервом кадров показал, что в процессах отбора, профессионального развития, управления карьерой персонала государственной службы совершенно различных страновых культур и традиций управления, на различных этапах развития системы государственной службы можно выделить общие тенденции, характеризующиеся цикличностью решения тех или иных задач, стоящих перед кадровыми службами. Особенности работы с резервом управленческих кадров в контексте классической модели жизненного цикла, а именно формирования, развития и использования кадрового резерва, были рассмотрены авторским коллективом в рамках работы по научному обоснованию совершенствования подходов к организации работы и мониторингу результатов работы с федеральным кадровым резервом [40]. Была проведена декомпозиция каждого из процессов цикла [3]:

1) Формирование: планирование (в т.ч. анализ и прогнозирование потребности в резерве управленческих кадров (далее – РУК)), выдвижение и оценка кандидатов, отбор, утверждение состава РУК.

2) Профессиональное развитие: оценка потребности в развитии по видам и уровням резерва в зависимости от целевых приоритетов по должностям, планируемым к замещению, сроков назначений и пр., планирование и разработка содержания образовательных программ, оценка результативности и эффективности программ профессионального развития резерва.

3) Использование: организация наставничества с участием представителей федерального резерва при реализации адаптационных мероприятий для новых служащих (сотрудников), в работе с молодежным кадровым резервом и с внутренним кадровым резервом; вовлечение представителей РУК в преподавательскую деятельность в рамках внутренних образовательных программ для передачи знаний и навыков, полученных в рамках программ профессионального развития федерального резерва; вовлечение представителей РУК в решение актуальных задач публичных органов власти, публичных компаний, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия, позволяющее использовать новые знания и навыки представителей федерального резерва, полученные в программах профессионального развития федерального резерва; продвижение и популяризация положительного опыта представителей федерального резерва как внутри публичных органов власти, публичных компаний, так и в общественном информационном пространстве; замещение должностей государственной гражданской службы; мониторинг эффективности и результативности работы с резервом.

Цель данной статьи – теоретическое обоснование и определение подходов к проведению научной экспертизы оценочных средств, используемых на различных этапах жизненного цикла работы с резервом – от планирования потребности в резерве и отбора резервистов, до развития и использования резервов для решения задач оперативного и эффективного замещения вакантных должностей.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что рассмотренные подходы позволят повысить достоверность и обоснованность принятия решений на каждом этапе жизненного цикла резерва за счет повышения качества оценочных процедур и инструментов оценки.

На основе проведенного анализа практики работы с резервами в органах власти можно выделить ряд вопросов, требующих рассмотрения в соответствии с каждым этапом жизненного цикла резерва:

- как оценить текущий уровень компетенций и профессионально-личностных качеств кандидата в резерв;

- как оценить его потенциал и мотивационный профиль и понять, как какие должности он может быть включен в резерв;

- как определить дефициты компетенций, чтобы разработать адресные планы индивидуального развития резервистам и сформировать комплексные программы профессионального развития;

- как обеспечить и оценить качество этих программ, их результативность и эффективность (как в процессе обучения, так и в отсроченном периоде);

- как избежать декларативности ответственности для лиц, представивших кандидата и вовлечь их в работу с резервом.

Внимание исследователей и практиков уделяется использованию диагностических и оценочных процедур в отношении собственно образовательных программ и результатов их реализации, в том числе разработке оценочных инструментов (Коротков Э.М., Кязимов К.Г., Новиков П.Н., Прохоров П.С., Тюменева Ю.А., Яременко А.А. [14,15,11,21,29] и др.), либо использованию комплексных моделей оценки эффективности обучения персонала [4] и др. Оценочным технологиям в системе управления кадровым резервом посвящены работы Апенько С.Н., Иконникова С.В., Николаева А.В., Семеновой Е.Г., Симикян Н.А., Татура Ю.Г., Туренко Б.Г., Фокина К.Б., Хруцкого В.Е. [2,12,18,22,24,26,27,32,33,34] и др. Значительная методологическая база сформирована в области психометрических инструментов оценки, предусматривающих использование многоуровневой проверки валидности, надежности и эффективности инструментальных средств (Кротенко Т.Ю., Шаповал В.А., Шмелев А.Г., Ядов В.А. [35,37,38,39] и др.).

В то же время методически, в оценке эффективности работы с госслужащими, особенно в части работы с резервом управленческих кадров, можно выделить два блока – эффективность профессионального развития и эффективность использования резерва как результирующая характеристика этого развития. При этом эффективность профессионального развития включает в себя:

- эффективность планирования и индивидуализации образовательных траекторий;

- эффективность реализации собственно программ профессионального развития;

- эффективность построения и функционирования профессионального развития персонала как системы.

Первому и третьему направлениям внимание уделяется значительно меньше, преимущественно лишь как составляющим организационного развития. Тем не менее, именно комплексный подход к управлению всеми тремя аспектами эффективности профессионального развития позволит обеспечить решение задач, которые ставятся при формировании федерального резерва управленческих кадров по обеспечению экономики стран и системы госуправления квалифицированными и эффективными специалистами.

Эффективность планирования и индивидуализации образовательных траекторий резервистов

Обеспечение эффективности по первому направлению определяется качеством процесса анализа образовательных потребностей и формирования индивидуальных планов развития. Здесь значительная роль принадлежит тому, каким образом производится оценка и выявление образовательных потребностей – качеству оценочных средств на этапе проведения оценки при формировании резерва или текущих аттестационных процедурах.

Экспертиза оценочных средств, используемых на этом этапе, выступает центральным элементом в обеспечении актуальности и соответствия образовательных программ современным стандартам и требованиям, а также фактическим потребностям (как осознанным, так и неосознанным) потенциальных и действительных участников резерва управленческих кадров. Качество экспертизы является гарантом надежности определения потенциала резерва управленческих кадров, а достоверные и верифицированные инструменты методики оценки позволяют адаптировать программы работы с резервом под новые реалии и потребности органов власти, отбирая кандидатов, способных отвечать современным вызовам и стратегическим целям развития страны.

Эффективность реализации собственно программ профессионального развития

Управление эффективностью реализации образовательных программ предусматривает два блока работ:

- обеспечение экспертизы образовательных программ;

- определение подходов к проведению научной экспертизы оценочных средств, используемых на различных этапах работы с резервом;

Предложения по организации независимой научно-методической экспертизы программ обучения федерального резерва управленческих кадров более подробно были рассмотрены в ранее опубликованных работах авторов [19,40].

Проведение экспертизы оценочных средств является ключевым элементом для обеспечения валидности и достоверности результатов оценки. С учетом различных этапов жизненного цикла работы с резервом, используемые оценочные инструменты должны обеспечивать не только оценку знаний, но и комплексное изучение личностных и профессиональных компетенций, которые напрямую влияют на личную эффективность резервиста и эффективность работы с резервом в целом [32,33]. Особое внимание в работе с резервом уделяется оценке и анализу мотивационного профиля. Исследователи отмечают ключевую роль этого процесса при формировании и использовании кадрового резерва, так как позволяют не только оценивать текущие способности сотрудников, но и прогнозировать их будущие достижения [2,4,6,7]. Таким образом, экспертиза становится важным инструментом, обеспечивающим соответствие кадровых ресурсов стратегическим целям органа власти или системы госуправления в целом.

Методы экспертизы оценочных средств варьируются и должны адаптироваться к специфике и предмету оценки. Они охватывают формы анализа от традиционных письменных тестов до использования инновационных проективных методик и практических заданий. Экспертиза оценочных средств должна быть организована таким образом, чтобы проверить полноту охвата инструментами оценки практических навыков, знаний, личностных качеств, которыми обладают резервисты на входе в резерв, в процессе прохождения программ профессионального развития и на выходе – перед назначением на новую должность. Эти инструменты должны быть в ходе экспертизы проанализированы на предмет их надежности и взаимосвязи с реальной деятельностью, что позволяет быть уверенным в объективности и точности полученных оценок. Поскольку компетенции формируются и проявляются в процессе деятельности, то комплексный подход к их оценке позволяет обеспечить прозрачность и обоснованность результатов применения данных методик.

Не менее важным аспектом является оптимизация процедур разработки и валидации оценочных инструментов. Это комплексный процесс, требующий качественного и количественного анализа для повышения достоверности и объективности. Важно помнить, что точность оценочного инструментария включает в себя такую характеристику, как чувствительность инструмента к возможности учесть контекст и социально-психологические особенности, свойственные определенным людям. Кроме того, неотъемлемой характеристикой оценочных инструментов является его нормирование. Оно позволяет определить те границы и пороги значений по шкалам теста, с которыми мы сравниваем наши результаты, например, показатели интеллекта. Суть в том, чтобы определить, какие результаты можно считать высокими, средними или низкими в конкретной группе/отрасли/уровне должности. Таким образом, процесс экспертизы требует проведения как качественного, так и количественного анализа, способствующего повышению достоверности оценочных инструментов.

Эффективная система экспертизы оценочных средств должна быть достаточно гибкой, чтобы соответствовать уникальным требованиям каждого этапа и цели оценки. Это достигается благодаря детальному анализу надежности и валидности применяемых тестов и методик, которые необходимо периодически проверять и модернизировать. Кроме того, должна быть обеспечена проверка используемых оценочных средств на согласованность и надежность, подтверждающая, что «методика и отдельные шкалы удовлетворяют требованиям, предъявляемым к стандартизованным тестам» [5]. Тщательная стандартизация процессов экспертизы дает возможность выстроить систематический подход к разработке и внедрению оптимальных управленческих решений - «достоверность субъективных измерений в первую очередь достигается через стандартизацию» [23]. Проведение такого анализа способствует повышению уверенности в правильности оценок компетенций, что, в свою очередь, способствует формированию стратегически грамотного кадрового резерва.

Отдельный вопрос – выбор экспертов, который является критически важным этапом, так как их компетенции и профессиональный опыт напрямую влияют на качество экспертизы [9,23,30]. Эксперты должны тщательно анализировать оценочные инструменты, чтобы выявить их сильные и слабые стороны, а также предусмотреть стратегии для повышения их эффективности и надежности. Процесс отбора экспертов включает в себя углубленный анализ их профессионального опыта, навыков и знаний, что позволяет гарантировать, что только высококвалифицированные специалисты будут участвовать в оценке. Важным аспектом является исключение возможности конфликта интересов при проведении экспертизы.

Выводы

Эффективность профессионального развития управленческих кадров напрямую зависит от внедрения структурированных системных подходов, которые обеспечивают более глубокое понимание и интеграцию всех составляющих процесса профессионального роста, включая целевые установки, показатели достижения и факторы влияния.

В современных программах подобного профиля и целевого назначения акцентируется внимание на гибкости образовательных процессов, что является необходимым условием для поддержания высокого уровня компетенций специалистов, адаптирующихся к сложным и изменяющимся реалиям. Это позволяет формировать платформу для внедрения инноваций и адаптации участников управленческого резерва под актуальные вызовы. При этом целью подобных программ становится не только и не столько дать абсолютно новые знания, сколько обогатить профессиональный и организационно-управленческий потенциал участников возникновением новых моделей поведения в уже привычном пространстве деятельности [31]. Как результат – повышение поведенческой гибкости и эффективности в регулярной деятельности.

Задача обеспечения достоверной оценки этого результата – одна из ключевых в комплексе процессов управления профессиональным развитием кадров госслужбы, в том числе – резерва управленческих кадров. Применение комплексного подхода к проведению экспертизы оценочных средств (тестов оценки знаний, практических заданий, инструментов оценки личностного профиля, проективных методик и пр.) обеспечит прозрачность и преемственность принятия решений на всех этапах жизненного цикла работы с резервом. Важно также отметить значимость адаптации и разнообразию методов экспертизы, применительно к широкому спектру инструментов оценки. Этот подход способствует повышению объективности и обоснованности результатов оценки, обеспечивая их соответствие реалиям профессиональной деятельности. Кроме того, систематическая проверка и модернизация методик экспертизы, направленные на повышение их надежности, подтверждают необходимость постоянного улучшения оценочных процедур в соответствии с изменяющимися запросами и этапами жизненного цикла работы с резервом.

[1] Федеральная программа «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010-2015 годы)». Утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 апреля 2010 г. № 636-р

[2] Указ Президента Российской Федерации от 22 января 2024 г. № 61 «О федеральном кадровом резерве на государственной гражданской службе Российской Федерации».

[3] Отчет по теме НМО «Научное обоснование совершенствования подходов к организации работы и мониторингу результатов работы с федеральным кадровым резервом», ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, 2021, Рег.№ НИОКТР 121032600092-0

[4] Более подробно рассмотрено авторским коллективом в отчете по теме НМО «Совершенствование механизмов организации и мониторинга качества и результативности федеральной программы «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010 – 2024 годы)». Коллектив авторов. – ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России. – 2023 г. – 107 с.


References:

Almagestova M.T. (2013). Akmeologicheskaya sistema lichnostno-professionalnogo razvitiya rukovoditeley vysshego upravlencheskogo zvena [Acmeological system of personal and professional development of senior management managers] (in Russian).

Apenko S.N. (2005). Teoriya i metodologiya otsenki personala : Podkhody i razvitie [Theory and methodology of personnel assessment : Approaches and development] (in Russian).

Barabashev A.G., Struzhak E.P. (2009). Dva podkhoda k sozdaniyu rezerva upravlencheskikh kadrov [Two approaches to creating a reserve of managerial personnel]. Public administration. Electronic Bulletin. (20). 1. (in Russian).

Butashin D.A. (2021). Sovershenstvovanie sistemy podgotovki i razvitiya kadrov gosudarstvennogo upravleniya [Improving the system of training and development of public administration personnel] (in Russian).

Denisov A. F. (2006). Kompetentsiya eksperta kak klyuchevoy faktor v otsenke personala [Expert competence as a key factor in personnel assessment]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Menedzhment. (1). 139-150. (in Russian).

Evarovich S.A., Gotovschikova N.E., Lavrova T.B. (2019). Novaya model organizatsii professionalnogo razvitiya gosudarstvennyh grazhdanskikh sluzhashchikh kak faktor transformatsii gosudarstvennogo upravleniya [New model of organization of professional development of civil servants as a factor of transformation of public administration]. Control Sciences (Problemy Upravleniya). (4). 11-16. (in Russian).

Fokin K. B. (2012). Upravlenie kadrovym rezervom: struktura podgotovki v zavisimosti ot urovnya dolzhnosti [Personnel reserve management: training structure depending on the position level] Metallurgy: technology, management, innovation, quality. 138-140. (in Russian).

Fokin K.B. (2009). Pokazateli dlya otsenki sostoyaniya sistemy upravleniya kadrovym rezervom rukovoditeley [Parameters for directors' personnel reserve management system estimation]. News of the Irkutsk State Economic Academy (Scientific Journal of Baikal State University). (4). 81-84. (in Russian).

Garafutdinova G. R. (2013). Ekspertiza kak sredstvo podtverzhdeniya effektivnosti i rezultativnosti metodik i tekhnologiy otsenivaniya kompetentsiy [Expertise as a means of confirming the effectiveness and efficiency of competence assessment methods and technologies]. Fundamental research. (6-5). 1234-1237. (in Russian).

Gorb V.G. (2021). Professionalnye i obrazovatelnye tseli podgotovki gosudarstvennyh sluzhaschikh Public service. (2 (130)). 55-62.

Ikonnikov S. V. (2020). Spetsifika metodov otsenki pri podbore personala [Specifics of evaluation methods in the selection of personnel]. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 9 (11-1). 374-380. (in Russian). doi: 10.34670/AR.2020.93.11.039.

Khrutskiy V.E., Tolmachev R.A. (2004). Otsenka personala: sovremennye sistemy i tekhnologii [Personnel assessment: modern systems and technologies] (in Russian).

Kibanov A.Ya. (2006). Otsenka ekonomicheskoy i sotsialnoy effektivnosti proekta sovershenstvovaniya sistemy i tekhnologii upravleniya personalom organizatsii [Assessment of the economic and social effectiveness of a project to improve the organization's personnel management system and technology] (in Russian).

Korotkov E. M. (2020). Upravlenie kachestvom obrazovaniya [Education Quality Management] (in Russian).

Kyazimov K.G. (2015). Formirovanie professionalnoy kompetentnosti v protsesse upravleniya chelovecheskimi resursami [Formation of professional competence in the process of human resource management] (in Russian).

Makarov I.N., Drobot E.V., Filonenko N.Yu., Volkova O.A., Yurin S.V. (2024). Upravlenie razvitiem kadrov gosudarstvennoy sluzhby v innovatsionnoy paradigme gosudarstvennogo menedzhmenta [Managing the development of civil servants in the innovative paradigm of public administration]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (7). 3359-3370. (in Russian). doi: 10.18334/epp.14.7.121124.

Malik E.N. (2017). Politika obespecheniya kadrovoy bezopasnosti v sisteme gosudarstvennogo upravleniya: napravleniya i prioritety [The policy of ensuring personnel security in the public administration system: directions and priorities]. Central Russian Journal of Social Sciences. (2). 84. (in Russian).

Myakushkin D. E. (2006). Formirovanie, obuchenie i razvitie gruppy rezerva rukovoditeley [Forming, teaching and developing of a reserve group for a management staff]. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sotsialno-gumanitarnye nauki. (17(72)). 143-146. (in Russian).

Nikolaev A.V. (2006). Povyshenie effektivnosti formirovaniya kadrovogo rezerva organizatsii [Improving the effectiveness of the organization's personnel reserve formation] (in Russian).

Petrova S.A., Yasinskaya I.A. (2023). Metodologicheskie aspekty otsenki i upravleniya kachestvom obrazovatelnyh programm v sisteme professionalnogo razvitiya kadrov gosudarstvennoy sluzhby [Methodological aspects of evaluation and quality management of educational programs in the system of professional development of civil service personnel]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (12). 6103-6120. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.12.120310.

Pollok R., Dzhefferson E., Uik K. (2019). Shest distsiplin proryvnogo obucheniya. Kak prevratit obuchenie i razvitie v biznes-rezultaty [Six disciplines of continuous learning. How to turn learning and development into business results] (in Russian).

Prokhorov P. S. (2019). Obektivnost sredstv otsenki personala i puti povysheniya ikh relevantnosti [The objectivity of personnel assessment tools and ways to increase their relevance] Economic Aspects of Industrial Development in the Transition to the Digital Economy. 12/2018. 174-176. (in Russian).

Semenova E.G., Stepanov A. G. (2015). Otsenochnye sredstva kak pokazateli kachestva kompetentsiy vypusknikov vysshey shkoly [Evaluation tools as quality competence of high schools graduates]. Aktualnye problemy ekonomiki i upravleniya. (3(7)). 53-66. (in Russian).

Serenkov P.S., Romanchak V.M., Ivanova N.N. (2016). Issledovanie dostovernosti metodov ekspertnogo otsenivaniya [Examination of authenticity of expert assessment methods]. Metrologiya i priborostroenie. (1(72)). 22-30. (in Russian).

Shapoval V.A., Golyanich V. M. (2013). Innovatsionnaya tekhnologiya psikhodinamicheskoy otsenki kompetentsiy personala [Innovative technology in psychodynamic assessment of workforce competencies]. Management consulting. (5(53)). 020-036. (in Russian).

Sheburakov I. B. (2019). Rezervy upravlencheskikh kadrov v Rossiyskoy Federatsii kak instrument razvitiya kadrovogo sostava sfery gosudarstvennogo upravleniya [Reserves of managerial personnel in the Russian Federation as a tool for the development of personnel in the field of public administration]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie. 6 (2). 148-157. (in Russian). doi: 10.22363/2312-8313-2019-6-2-148-157.

Shmelev A.G. (2019). Testologiya - eto ne tolko psikhometricheskie testy [Testing is not just about psychometric tests]. Vestnik po pedagogike i psikhologii Yuzhnoy Sibiri. (4). 61-75. (in Russian).

Shmelev A.G., Baturin N.A., Vuchetich E.V., Kostromina S.N., Kukarkin B.A., Kupriyanov E.A. (2015). Rossiyskiy standart testirovaniya personala (vremennaya versiya, sozdannaya dlya shirokogo obsuzhdeniya v 2015 godu) [Russian standard for personnel testing (interim version, designed for a discussion)]. Organizatsionnaya psikhologiya. (2). 67-138. (in Russian).

Simikyan N. A., Pererva O. L. (2016). Sistematizatsiya metodov otsenki personala [Methods of personnel assessment]. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 6 (11A). 124-133. (in Russian).

Sinyagin Yu.V. (2021). Diagnostika i professionalnoe razvitie upravlencheskikh kadrov gosudarstvennoy sluzhby: metodologiya i tekhnologii [Diagnostics and professional development of civil service management personnel: methodology and technologies] (in Russian).

Tatur Yu.G. (2011). Kak povysit obektivnost izmereniya i otsenki rezultatov obrazovaniya [How to improve the objectivity of measuring and evaluating educational outcomes]. Economics of education. (1). 60-67. (in Russian).

Turchinov A.I. (2014). Professionalizm upravlencheskikh kadrov i analitika [Professionalism of management personnel and analytics] The first All-Russian scientific and practical conference "Analysis of development and security of the country: realities and prospects". 432-441. (in Russian).

Turenko B.G. (2007). Formirovanie kadrov rukovoditeley i spetsialistov upravleniya [Formation of personnel of managers and management specialists] (in Russian).

Tyumeneva Yu.A., Yaremenko A.A. (2013). Rukovodstvo dlya avtorov, publikuyushchikh rezultaty razrabotki otsenochnogo instrumenta [Guide for authors publishing results of assessment tool development]. Voprosy obrazovania / Educational Studies Moscow. (1). 301-305. (in Russian).

Tyurin K.G. (2013). Sushchnostnye kharakteristiki professionalnoy deyatelnosti eksperta [Essential characteristics of the professional activities of the expert]. Acmeology. (3(47)). (in Russian).

Varenov A.V., Sharapov E. P. (2013). Ot otsenki k izmereniyu. Opyt razrabotki oprosnika bazovyh lichnostnyh kompetentsiy [From estimation to measurement. experience of working of a questionnaire as basic personal competences]. Public service. (5(85)). 46-48. (in Russian).

Vyboischik I.V., Inozemtsev D.V., Karlyshev G.V., Yusupova Yu.L. (2010). Razrabotka metoda izucheniya tochnosti professionalnoy otsenki [Method development of professional evaluation accuracy study]. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya. (4(180)). 58-62. (in Russian).

Yadov V.A. (2013). Samoregulyatsiya i prognozirovanie sotsialnogo povedeniya lichnosti: dispozitsionnaya kontseptsiya [Self-regulation and prediction of a personality's social behavior : dispositional concept] (in Russian).

Yasinskaya I.A., Sladkova N.M., Petrova S.A. (2022). Sovremennye podkhody i tendentsii formirovaniya i razvitiya kadrovogo potentsiala gosudarstvennoy sluzhby s uchetom zarubezhnogo opyta [Modern approaches and trends of the staff development at the civil service, taking into account foreign experience]. Russian Journal of Labor Economics. 9 (2). 377-398. (in Russian). doi: 10.18334/et.9.2.114280.

uev V.M., Novikov P.N. (1999). Monitoring i prognozirovanie professionalnogo obrazovaniya [Monitoring and forecasting of vocational education] (in Russian).

Страница обновлена: 07.03.2025 в 02:48:24