Подходы к оценке влияния ключевых проблем и тенденций развития транспортной системы на экономику региона

Козлов В.С., Султанова И.В.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать эту статью:



Актуальность исследования. Исследование ключевых проблем и тенденций развития транспортной системы обусловлена её непосредственным влиянием на социально-экономическое развитие региона. Эффективность транспортной инфраструктуры является главным фактором функционирования бизнеса, оптимизации логистических процессов и обеспечения доступности товаров и услуг для всех слове населения. Недостаточно развитая транспортная система, характеризующаяся недостаточной инфраструктурой, ограниченным доступом к железнодорожному сообщению и несоответствующими современным требованиям транспортными услугами, существенно препятствует росту экономики, снижая конкурентоспособность региона и в дальнейшем целой страны.

В то же время, модернизация и развитие транспортной инфраструктуры могут служить катализатором для экономического роста. Улучшение транспортных связей способствует ускорению процессов грузоперевозок, снижению логистических издержек и привлечению инвестиций, что, в свою очередь, ведет к созданию новых рабочих мест и повышению качества жизни населения. Поэтому изучение текущих проблем и выявление тенденций в развитии транспортной системы является необходимым условием для формирования эффективной стратегии социально-экономического развития региона.

Целью исследования является анализ ключевых проблем и тенденций развития транспортной системы региона влияющей на экономику для дальнейшей разработки рекомендаций по совершенствованию транспортной инфраструктуры и повышению её эффективности.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросами развития транспортной системы занимались отечественные и зарубежные ученые и специалисты такие как: Атласов И.В. [1], Галиева, Г. Р. [2], Кравец О.Я. [1], Чупина И. П. [2], М.Р. Терованесов [3, 4], Чегодав Б.В. [5], Сидоренко К.И. [6] и др. Важным фактором в деятельности транспортной системе является безопасность. Вопросами безопасности занимались следующие специалисты: Опарин С. Г. [7] и др. Проведенные исследования в области повышения эффективности транспортной отрасли не позволяет раскрыть в полной мере проблемы, возникающие в современных условиях. Сложившиеся условия актуализируют создание новых и адаптацию существующих инструментов, а также, управление процессом решения проблем на субъектах хозяйствования инфраструктуры железнодорожного транспорта и транспортной отрасли в целом.

Железнодорожный транспорт является ключевым видом транспорта в России, особенно для перевозок на дальние расстояния. Его преимущества заключаются в высокой эффективности, способности функционировать в различных климатических условиях и в любое время года [1-4]. Однако, несмотря на значительные преимущества железнодорожный транспорт в России сталкивается с рядом проблем:

1. Высокие затраты энергии при перевозке грузов. К примеру, топливо требует значительных затрат.

2. Слабая пропускная способность железнодорожных путей. Часть железнодорожных путей бывают часто перегружены, что в свою очередь приводит к задержкам в сообщениях.

3. Низкий уровень развития скоростных перевозок. Отсутствие высокоскоростных железнодорожных линий в отдаленных регионах может приводить к ограничению в скорости доставки.

В сравнении, автомобильный транспорт России является наиболее гибким и массовым видом перевозок. Его основное преимущество заключается в удобстве: он позволяет доставлять грузы непосредственно от отправителя к получателю без необходимости перегрузок и охватывает районы, недоступные для других видов транспорта. Однако, несмотря на это, автомобильный транспорт уступает железнодорожному по ряду ключевых параметров [5]. Железнодорожный транспорт обеспечивает более высокую грузоподъемность, надежность и экономическую эффективность при перевозках на большие расстояния, что делает его незаменимым для крупных логистических операций. Кроме того, автомобильный транспорт имеет значительные недостатки:

1. Высокий уровень вредного воздействия на окружающую среду. Выбросы от автомобилей негативно влияют на качество воздуха и экологию.

2. Низкий уровень обеспечения безопасности дорожного движения. Высокая аварийность на дорогах создает угрозу для жизни и здоровья людей.

3. Себестоимость грузовых и пассажирских перевозок автомобильным. Перевозка грузов и пассажиров автомобильным транспортом дороже, чем другими видами транспорта [8, 9]

Исходя из всего перечисленного, современная транспортная система имеет ряд нерешенных проблем:

1. Отсутствие единого государственного управления транспортной системой как цельным объектом, особенно ярко проявилось в период реформ. Данный фактор препятствует эффективному планированию и реализации стратегических задач, направленных на повышение ее эффективности и конкурентоспособности.

2. Технологический уровень транспортных систем в России существенно отстает от мировых стандартов. Большинство эксплуатируемых транспортных средств, в том числе и новые, не соответствуют современным требованиям по технико-экономическим характеристикам. Особую озабоченность вызывает отставание в области внедрения современных транспортных технологий и информатизации транспортной инфраструктуры.

3. Проблема загрязнения окружающей среды. Основным источником загрязнения атмосферы, почвы и водных ресурсов является эксплуатация автомобильного транспорта. На автомобильный транспорт, в целом по стране приходится 40 % от общей доли вредных выбросов [2, 8].

Автомобильный транспорт в России, в частности, а составляет около 40% от общего объема вредных выбросов. К ключевым факторам, усугубляющим экологическую ситуацию, относятся:

1. Расширение автомобильного парка.

2. Повышение интенсивности движения.

3. Увеличение плотности дорожной сети.

Для снижения экологических проблем в регионах принимаются целевые программы по снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду.

Для того, чтобы минимизировать воздействия транспорта на окружающую среду разрабатываются природоохранные мероприятия, которые включают в себя развитие системы мониторинга воздействия транспорта на окружающую среду, разработки и применение экологически безопасных видов транспорта, соответствующих уровню мировых стандартов и пр. [2].

Для того, чтобы оценить ключевые проблемы транспортной системы, с точки зрения влияния на экономику региона, требуется учет различных факторов (рисунок).

Рис. Развитие транспортной системы и её влияния на экономику региона «Составлено автором»

Модель включает в себя показатели, связанные с инфраструктурой, экономикой и социально-экологическими аспектами.

R=IkI+EkE+Sks+Tkt

где R – общая оценка развития транспортной системы и её влияния на экономику региона;

I – инфраструктурный компонент;

E – экономический компонент;

S – социальный компонент;

T – технологический компонент.

Оценка инфраструктурного элемента осуществляется экспертным методом и имеет следующий вид:

I=ωI1I1+ ωI2I2+ ωI3I3+ ωI4I4

где ω – вес, отражающий значимость каждого компонента;

I1 – протяженность и состояние дорог;

I2 – объем инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры;

I3 – пропускная способность транспортных узлов (включая железнодорожные станции, порты и аэропорты);

I4 – количество транспортных происшествий или аварийность.

Таким образом, оценка состояния и развития транспортной инфраструктуры, включает анализ следующих факторов протяжность и состояние автомобильных дорог, железнодорожные сети, порты и аэропорты. Оценка вклада транспортной системы в экономику региона рассчитывается с помощью эконометрической модели:

E=ωE1E1+ωE2E2+ωE3E3+ωE4E4

где E1 – вклад транспортной системы в ВРП;

E2 – изменение стоимости логистики и перевозок;

E3 – уровень экспорта и импорта через регион;

E4 – эффективность использования транспортных ресурсов.

Оценка влияния транспортной системы на уровень жизни населения:

S=ωS1S1S2S2S3S3S4S4

где, S1 – уровень занятости в транспортном секторе;

S2 – доступность транспортных услуг для населения;

S3 – влияние на мобильность и доступность работы;

S4 – влияние на загрязнение окружающей среды и здоровье населения.

И наконец, технологический компонент показывает внедрение инновационных технологий в транспортную систему:

T=ωT1T1+ωT2T2+ωT3T3+ωT4T4

где, T1 – доля транспортных средств на альтернативных источниках энергии;

T2 – использование цифровых технологий для оптимизации перевозок;

T3 – количество автоматизированных систем в логистике.

В случае, если регион активно развивает транспортную инфраструктуру и внедряет инновации – это положительно скажется на общем показателе R. Таким образом, на показатели I и T государственные органы могут оказывать непосредственное воздействие, что позволяет ожидать оперативную реакцию системы на соответствующие управленческие решения и регуляторные меры. При этом, если социальные или экологические проблемы нарастают, показатель S снизит итоговую оценку. Фактор E определяется множеством элементов внешней среды региона и носит стратегический характер для государственной политики. В связи с этим не следует ожидать его быстрой реакции на краткосрочные изменения или управленческие воздействия.

Таким образом, применение данной формулы позволит комплексно оценить состояние транспортной системы региона, идентифицировать проблемы и тенденции развития, сформировать обоснованные управленческие решения, прогнозировать факторы и оптимизировать работу транспортной системы.

Развитие экономики страны невозможно без решения ключевых проблем транспортной системы. Необходимо обеспечить согласованную работу различных видов транспорта, а также их интеграцию с экономическими отраслями [10]. В этом контексте развитие транспортного комплекса становится одной из приоритетных задач для роста российской экономики.

Один из основных нормативных документов, которым регламентировано решение проблем транспортной, системы, являются «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г.». Данный документ определяет приоритетные направления развития транспортного комплекса страны на долгосрочную перспективу. Реализация транспортной стратегии в Российской Федерации позволит к 2030 г. достичь следующих целей:

1. Обеспечить доступность и высокое качество транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами.

2. Повысить уровень безопасности всей транспортной сети.

3. Увеличить пропускную способность и скоростные характеристики транспортной инфраструктуры, включая создание условий для скоростного и высокоскоростного движения.

4. Сформировать единое транспортное пространство России на основе сбалансированного и опережающего развития эффективной инфраструктуры.

5. Снизить негативное воздействие транспортной системы на окружающую среду [8].

Перечисленные инструменты транспортной стратегии оказались недостаточными для достижения поставленных целей. Важным препятствием для их реализации стала высокая зависимость транспортного сектора от зарубежных стран, что стало особенно очевидным в современных условиях.

Кроме того, стремительные изменения в геополитической ситуации усложняют долгосрочное планирование и затрудняют объективное прогнозирование необходимого уровня достижения поставленных целей.

В условиях санкций ключевым приоритетом для налаживания связей с другими странами становится переориентация на восток. Это может расширить возможности российской экономики в сложившейся ситуации, однако также наложит ограничения на финансирование других мероприятий.

Для решения выявленных проблем необходимо привлечение дополнительных финансовых ресурсов и разработка новых соответствующих инструментов, что станет направлением будущих исследований. Проблемы транспортной логистики в России оказывают значительное влияние на функционирование и развитие социально-экономического механизма развития сегментов транспортной системы. Она, в свою очередь, сталкивается с рядом препятствий, мешающих эффективной работе.

Во-первых, недостаточное развитие инфраструктуры создает серьезные препятствия для грузоперевозок. Существующая сеть железнодорожных путей и автомобильных дорог не всегда отвечает современным требованиям, что затрудняет доставку товаров и пассажиров в различные регионы.

Во-вторых, высокая стоимость транспортировки оказывает дополнительное давление на транспортные предприятия. Повышенные затраты на топливо, налоги и пошлины увеличивают операционные расходы, соответственно снижая рентабельность перевозок.

В-третьих – нехватка квалифицированных специалистов в сфере транспортной логистики. Нужда в кадрах с необходимыми знаниями и навыками не всегда может быть удовлетворена на рынке труда, что затрудняет эффективное управление логистическими процессами. В большей степени это связано с незаинтересованностью молодежью получать образование в данной отрасли.

В-четвертых, бюрократические сложности в процессе грузоперевозок мешают эффективной работе транспортных компаний. Длительные процедуры оформления документов и проверки на таможнях могут вызывать задержки в доставке и увеличивать время транспортировки.

В-пятых – непрозрачность транспортных услуг. Это усугубляет трудности, с которыми сталкиваются предприятия. Отсутствие надежной информации о стоимости и качестве услуг создает риск непредвиденных расходов и снижает доверие к транспортным операторам.

Таким образом, чтобы преодолеть данные проблемы требуется комплексный подход, включающий улучшение инфраструктуры, снижение затрат на транспортировку, развитие образовательной системы и повышение квалификации кадров, упрощение бюрократических процедур и обеспечение прозрачности услуг. Эти меры помогут создать благоприятные условия для развития транспортной логистики в России и улучшат её вклад в экономику страны.

Проведённый анализ работы транспортной системы Донецкой Народной Республики в сфере железнодорожного транспорта выявил предпосылки и направления её совершенствования. Установлено, что действующий механизм управления транспортной системой не соответствует требованиям экономики, не обеспечивая её эффективное функционирование. С учётом того, что экономика ДНР функционирует лишь на 50 %, данный механизм не сможет удовлетворить растущий спрос, что негативно скажется на экономическом развитии Республики в целом.

Транспортная система обладает сложной и разветвлённой структурой, где каждая её часть должна быть взаимосвязана и зависима друг от друга, так как работа каждого элемента влияет на эффективность функционирования всей системы. Для достижения эффективной работы транспортной системы необходимо нацеливаться на солидарное управление, при котором все объекты управления функционируют как единый механизм для достижения как индивидуальных целей, так и целей эффективного развития экономики и повышения качества жизни населения.

Выводы. Таким образом, в ходе исследования были выявлены следующие проблемы транспортной системы: недостаточная инфраструктура, высокие затраты на транспортировку, нехватка квалифицированных кадров, бюрократические сложности и непрозрачность услуг.

Для решения выявленных проблем необходим комплексный подход, который включает в себя улучшение инфраструктуры, снижение транспортных затрат, развитие образовательной системы и повышение квалификации работников, упрощение бюрократических процедур и обеспечение прозрачности услуг.

Будущие научные исследования должны сосредоточиться на разработке механизма управления транспортной системой, включая организационное обеспечение, методы взаимного информирования участников и информационное обеспечение всей системы. Эти меры создадут благоприятные условия для развития транспортной логистики в ДНР и укрепят её вклад в экономику России.


Страница обновлена: 29.11.2024 в 12:05:36