Терминологическое разнообразие понятийного аппарата потребительского поведения в контексте устойчивости
Тимохина Г.С.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 18, Номер 12 (Декабрь 2024)
Аннотация:
В настоящей статье сделана попытка решить проблему большого терминологического разнообразия понятий, относящихся к потребительскому поведению в контексте устойчивости. Несмотря на большое внимание к исследованиям поведения потребителей в контексте устойчивости, общепринятого понятия и определения такого поведения до сих пор не существует. Проблема использования разных терминов, имеющих порой похожие дефиниции и вкладываемые в них смыслы, приводит к терминологической путанице: неоднозначному пониманию и неверному использованию в процессе исследований. Автором систематизированы понятия и соответствующие им определения, относящиеся к потребительскому поведению в контексте устойчивости; на основе качественного и количественного контент-анализа дефиниций выделены наиболее часто используемые смысловые единицы - характеристики разных типов потребительского поведения, что позволило обобщить эти характеристики; предложено ввести в научный оборот единый концепт «устойчивое ответственное поведение потребителей» и его определение для обозначения поведения потребителей в контексте устойчивости.
Ключевые слова: устойчивое, ответственное поведение конечных потребителей, устойчивое развитие
JEL-классификация: J28, J81, J83
Введение
Концепция устойчивого развития, провозглашенная ООН в 1992 году, предполагает сочетание развития экономики, улучшение качества жизни индивидов, общества и сохранение природной основы этой жизни.
Провозглашение концепции устойчивого развития вызвало интерес к исследованиям устойчивого поведения не только основных акторов реализации этой концепции: государства, бизнеса и общества в целом, но и потребителей. Это объясняется тем, что, в конечном итоге, основным результатом эффективной реализации этой концепции являются потребительские решения в области покупок, потребления, утилизации, которые влияют на экологическую, экономическую и социальную среду. Именно конечные потребители и их модели поведения являются движущей силой перехода экономики и общества к устойчивому развитию.
Осознание необходимости изменять привычки потребления с учетом интересов будущих поколений является, с одной стороны, результатом информированности потребителей о социальных, экологических и экономических проблемах и последствиях для будущих поколений, с другой стороны, результатом взаимодействия с социально-ответственными компаниями, имеющими высокий рейтинг ESG (экология, социальная политика и корпоративное управление). Потребительский опыт взаимодействия с такими компаниями убеждает потребителей в возможности применения и необходимости расширения устойчивых бизнес-практик, побуждает их негативно воспринимать действия компаний, не направленных на оздоровление экологической, социальной среды и рациональное использование экономических ресурсов. Потребители начинают проявлять социально-ответственное поведение и бойкотировать бренды, не вносящие свой вклад в решение экономических, социальных и экологических проблем в обществе.
В такой ситуации маркетинг компаний вынужден изучать и понимать поведение потребителей в новых проблемных реалиях, формируя запрос у академической науки на исследования поведения потребителей в контексте устойчивости.
Исследования поведения потребителей в этом контексте имеют междисциплинарный характер и проистекают из таких наук как география, психология, менеджмент, социология, экология, культурология и других, которые ведутся на протяжении более чем тридцати лет. Междисциплинарный характер и длительный период таких исследований объясняют большое терминологическое разнообразие понятий и соответствующих им дефиниций, связанных с поведением потребителей в контексте устойчивости. Исследователи называют такое поведение экологическим, про-экологическим, зеленым, осознанным, ответственным, социально-ответственным, экологически-ответственным, анти-потреблением, экологически-дружелюбным, устойчивым, при этом концептуальное значение некоторых понятий может быть практически одинаковым.
Проблема применения разных терминов с разными и сопоставимыми смыслами в дефинициях поведения потребителей в контексте достижения целей устойчивого развития приводит к терминологической путанице: неоднозначному пониманию и некорректному применению в исследованиях.
Цель настоящего исследования: систематизация понятий и дефиниций, связанных с потребительским поведением в контексте устойчивости; предложение единого концепта и его определения для обозначения поведения потребителей в условиях перехода общества к устойчивому развитию.
Методика исследования: автором проведено кабинетное исследование, проанализированы научные статьи по изучению поведения потребителей в контексте устойчивости за период с 1996 по 2024 год. Для поиска и отбора релевантных статей в поисковых базах и системах Emerald, SpringerLink, ScienceDirect, ELibrary, RSCI, Google Scholar были применены ключевые слова: «зеленое потребление», «ответственное поведение», «экологическое поведение», социально-ответственное потребление», «устойчивое поведение», «анти-потребление», «осознанное поведение», «конечные потребители». Из большого количества статей были выбраны для анализа те статьи, в которых были даны определения разных типов потребительского поведения в контексте устойчивости.
Методом традиционного и количественного контент-анализа выделены основные структурные элементы научных статей, полученные по ним данные проанализированы и сведены в таблицу для систематизации терминов. Для понимания смыслов, вкладываемых авторами в определения разных типов потребительского поведения, выделения ключевых слов и фраз, раскрывающих смысл понятий, а также для обобщения дефиниций был применен качественный контент-анализ. Для подсчета характеристик - смысловых единиц, наиболее часто употребляемых авторами для обозначения того или иного типа потребительского поведения в контексте устойчивости был применен количественный контент-анализ.
Основная часть
Анализ понятий и дефиниций, относящихся к поведению потребителей в контексте устойчивости, показывает разнообразие смыслов, которые ученые вкладывают в названия терминов и формулировки определений. Следует отметить, что исследователи употребляют прилагательные «экологичное», «устойчивое», «социально-ответственное» и т.д. по отношению к словам «поведение» и «потребление». Результаты количественного контент-анализа показали преобладание слова «потребление» в этих терминах по сравнению со словом «поведение»: в выборке терминов и их определений, относящихся к поведению потребителей в контексте устойчивости, принятой за 100%, в 74% терминах используется слово «потребление».
Это объясняется тем, что именно потребление, как этап использования и утилизации товаров в процессе принятия решений потребителем, обусловливает последствия потребительского выбора для устойчивости экологической, социальной и экономической среды. Однако, с нашей точки зрения, более корректно использовать слово «поведение», основой которого является процесс принятия решений потребителей, включающий в себя не только названный выше этап, но и такие этапы как осознание потребностей, ценностей, сбор и поиск информации, выбор альтернатив. Именно эти этапы предопределяют решение и выбор потребителей товаров и услуг, использование которых прямо или косвенно влияет на экологическую, социальную и экономическую среду жизнедеятельности потребителя.
На основе проведённого автором качественного контент-анализа определений разных понятий, относящихся к ответственному, устойчивому и т.д. потребительскому поведению, систематизированы понятия, в формулировках дефиниций выделены смысловые единицы – характеристики, отражающие суть поведения/потребления потребителей (табл.1.).
Таблица 1 - Систематизация понятий и смысловых единиц в дефинициях, относящихся к потребительскому поведению в контексте устойчивости
Тип поведения
потребителя
|
Смысловые единицы - ключевые фразы, отражающие
суть поведения потребителей в контексте устойчивости
|
Авторы дефиниций
|
Зеленое поведение
|
Снижение
негативного воздействия на природу
|
Хан Х., 2020 [1]
|
Проэколо-гическое
поведение
|
Дань
здоровой окружающей среде
|
Крайханзл Дж., 2010 [2]
|
Экологичное
поведение
|
Чистое
потребление
|
Неучева М.Ю., Шалина О.И., 2023 [3]
|
Зеленое
финансирование
|
Неучева М.Ю., Шалина О.И., 2023 [3]
| |
Устойчивое
поведение
|
Забота
о социальном и экологическом благополучии общества и будущих поколений
|
Оливер Р.Л., 1996 [4]
Юлдашева О. и др., 2019 [5] |
Баланс
между собственными ценностями и заботой о социальном, экологическом и
экономическом благополучии будущих поколений.
|
Тимохина Г.С. и др., 2022 [6]
| |
Ответственное устойчивое поведение
|
Зонтичная концепция, которая охватывает экологические цели
индивида;
общественные цели по смягчению проблем |
Цзя Т. и др., 2023 [7]
|
Экологически
ответственное поведение
|
Ограничение
потребления
Понимание экологических последствий покупки |
Амоной М. и др., 2021 [8]
|
Ответственное /социально-ответственное
поведение
|
Протесты
и бойкоты недобросовестных производителей
|
Амоной М. и др., 2021 [8]
|
Покупки
товаров у компаний, реализующих принципы устойчивого развития.
|
Дабиджа Д.-К., Брандуса М., 2018 [9]
| |
Рыночные
и нерыночные практики против действий недобросовестных компаний
|
Шабанова М.А., 2017 [10]
| |
Ответственное
потребление
|
Связующее звено между осознанным
восприятием имеющейся проблемы и осознанным поведением потребителя |
Сагинова О. В. и др., 2023 [11]
|
Концепция, включающая экологический, экономический,
социальный и медицинский аспекты
|
Сагинова О. В. и др., 2023 [11]
| |
Улучшение персонального и общественного качества жизни на
основе принятия ответственных рыночных решений
|
Ястржембская Е., 2017 [12]
| |
Совмещение
роли потребителя по получению искомых выгод, ценностей и гражданина,
учитывающего ценности общества
|
Ястржембская Е., 2017 [12]
| |
Сохранение объекта для повторного использования вместо
покупки другого (дарение, совместное потребление, ремонт)
|
Гаутам В., Энвайрон Дж, 2020 [13]
| |
Часть
устойчивого потребления с фокусом на этическом выборе
|
Гунаван А. и др., 2024 [14]
| |
Потребление
каждым своей «земной доли» для социального и экологического благополучия
|
Питти К. и Коллинз А., 2009 [15]
| |
Способ достижения целей устойчивого развития, индикатором
которого является изменение поведения индивидуумов
|
Санне К., 2002 [16]
| |
Анти-потребление
|
Избегание, отказ от определенных продуктов и форм поведения
|
Сагинова О. В. и др., 2023 [11]
|
Осознанное
потребление
|
Осознанный
отказ от общепринятых ценностей потребительского общества
|
Герасименко В.В., 2021 [17]
|
Умеренность потребления в ситуациях личного и публичного
потребительского поведения
|
Паппалардо Г. и др., 2020 [18]
| |
Осознание
экологических, этических и социальных проблем и принятие ответственности за
их нивелирование
|
Сагинова О. В. и др., 2023 [11]
| |
Устойчивое потребление
|
Потребление без нанесения ущерба окружающей среде и
существованию будущих поколений
|
Венг М.Л., 2017 [19]
|
Избегание потребительства и сверх потребления
|
Венг М.Л., 2017 [19]
| |
Ответственное потребление, осознанное потребление и
анти-потребление
|
Сагинова О. В. и др., 2023 [11]
| |
Сочетание экологичного и экономного потребления,
сохраняющих окружающую среду
|
Сагинова О. В. и др., 2023 [11]
| |
Включает в себя экономическую, экологическую и социальную
рациональность
|
Ястржембская Э., 2017 [12]
| |
Сохранение баланса потребления для устойчивого
экономического, социального и экологического развития.
|
Гунаван А. и др. 2024 [14]
| |
Концепция,
содержащая значения, противоречащие друг другу: «устойчивое» означает
процветание, «потребление» означает уничтожение.
|
Питти и Коллинз, 2009 [15]
Гунаван А. И др., 2024 [14] |
Результаты качественного анализа формулировок понятий, относящихся к разным типам потребительского поведения/потребления в контексте устойчивости, были дополнен количественным анализом: подсчетом смысловых единиц - тех характеристик потребительского поведения/потребления, которые описываются сразу несколькими авторами.
Количественный анализ смысловых единиц в формулировках дефиниций показал, что, определяя те или иные типы потребительского поведения/потребления и раскрывая его суть, разные авторы используют ключевые слова и фразы, наделяя тот или иной тип поведения сопоставимыми поведенческими характеристиками, свойственными отдельным индивидам и обществу в целом. Так, например, сразу несколько авторов определяют понятия «устойчивое поведение», «ответственное» и «осознанное поведение» как поведение потребителей, стремящееся к максимизации выгод для общества и социальной справедливости. Ряд исследователей примерно одинаково определяют «ответственное поведение» - как поведение по достижению экологических целей устойчивого развития, «устойчивое поведение» - как рациональное поведение, возможность удовлетворять свои потребности без нанесения ущерба будущим поколениям, заботу о социальном, экономическом и экологическом благополучии общества.
Обобщая дефиниции типов потребительского поведения разных авторов (см. табл.1), автор исходил из того, что потребление является частью потребительского поведения и дефиниции в отношении устойчивого, ответственного, осознанного и т.д. потребления могут быть составной частью определения соответствующего типа потребительского поведения в целом. Кроме того, было учтено мнение авторов, которые выражали сомнение в корректности словосочетания «устойчивое потребление», состоящего из двух слов, противоречащих друг другу: «устойчивое» означает процветание, «потребление» означает уничтожение [14,15].
В процессе обобщения дефиниций разных типов потребительского поведения автор сфокусировался на тех типах поведения / потребления, которые упоминались авторами чаще всего. В частности, было определено, что авторы в большей степени уделяли внимание таким понятиям, как «устойчивое поведение» и «ответственное поведение потребителей». Анализируя формулировки дефиниций других типов потребительского поведения/потребления, таких как, осознанное, зеленое, про-экологическое, экологичное, этичное, анти-потребление, автор пришел к выводу, что они содержат смысловые единицы, соответствующие характеристикам устойчивого и ответственного поведения потребителей. Это означает, что, по сути, эти типы потребительского поведения являются частью устойчивого и ответственного поведения потребителей.
В результате проведенного качественного и количественного контент-анализа был выделен общий блок смысловых единиц - характеристик, присущих как устойчивому, так и ответственному типу поведения, который был дополнен теми специфическими характеристиками из таблицы 1, которые отражают суть каждого, отдельно взятого типа поведения (рис.1)
|
Рис. 1 Обобщение дефиниций понятий «устойчивое поведение» и «ответственное поведение» потребителей
Источник: составлено автором
Таким образом был выделен концепт, сочетающий в себе характеристики как устойчивого, так и ответственного поведения потребителей. Подобный подход применили исследователи Джиа Т. И др. [7], которые ввели в научный оборот понятие «ответственное устойчивое поведение». Эти авторы определили «ответственное устойчивое поведение» как зонтичную концепцию, которая подчеркивает усилия человека по достижению экологических и общественных целей для нивелирования социальных проблем [7].
Учитывая данный подход исследователей к обобщению двух типов поведения, наличие общего блока смысловых единиц - характеристик, присущих как устойчивому, так и ответственному типам потребительского поведения, а также характеристик, свойственных каждому в отдельности типу поведения, автором предложен концепт «устойчивое ответственное поведение потребителей». Такой порядок слов в формулировке этого типа потребительского поведения объясняется тем, что устойчивое поведение является первостепенным и наиболее важным в силу фокуса всех акторов экономики на обеспечении устойчивого развития экономики и общества.
Таким образом, устойчивое ответственное поведение потребителей – это широкая концепция, которая включает в себя экологический, экономический, социальный аспекты потребительского поведения, направленного на соблюдение баланса между собственными потребностями, выгодами, ценностями и заботой о социальном, экологическом и экономическом благополучии нынешних и будущих поколений за счет рациональности потребительского выбора, который сопровождается осознанным применением потребителем рыночных и нерыночных практик против действий недобросовестных компаний и, наоборот, в поддержку компаний, реализующих принципы устойчивого развития.
Выводы
Качественный и количественный контент-анализ понятий и их дефиниций, относящихся к поведению потребителей в контексте устойчивости показал, что их содержательно-смысловое наполнение имеет концептуальное сходство наряду с характеристиками, присущими каждому отдельному типу поведения. На основании данных этого анализа предложено ввести в научный оборот концепт «устойчивое ответственное поведение потребителей».
В формулировке этого концепта автором смещен акцент с процесса потребления на поведение, в основе которого лежит процесс принятия решений потребителем с учетом его ценностных установок в отношении вклада в решение экономических, социальных и экологических проблем в среде жизнедеятельности потребителя. Следует отметить, что, предложенный автором концепт «устойчивое ответственное поведение потребителей» имеет маркетинговую природу и помогает понять, как формировать модели устойчивого ответственного поведения потребителей, которые можно рассматривать как инструмент маркетинга устойчивости.
Понимая содержательное наполнение данного концепта, хозяйствующие субъекты самых разных рынков смогут принимать решения о том, как соответствовать не только административным регламентам властных структур в отношении прохождения процедур присвоения ESG, но и ожиданиям потребителей в отношении устойчивого поведения организаций.
Источники:
2. Krajhanzl J. Environmental and pro-environmental behavior. Researchgate.net. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/265508352_.
3. Неучева М.Ю., Шалина О.И. Экологически ответственное поведение потребителей и методы его обеспечения в целях перехода к экономике замкнутого цикла // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2023. – № 6(174). – c. 127-132. – doi: 10.34773/EU.2023.6.22.
4. Oliver R.L. Varieties for value in the consumption satisfaction response // Advances in Consumer Research. – 1996. – p. 143-147.
5. Юлдашева О.У., Соловьева Ю.Н., Ширшова О.И., Конникова О.А. Измерение устойчивого поведения потребителей // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2019. – № 3. – c. 170-178.
6. Тимохина Г.С., Мхитарян С.В., Скоробогатых И.И., Карягина И.А., Лукина А.В. Устойчивое поведение потребителей: исследование через призму теории поколений // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2022. – № 3. – c. 420-442. – doi: 10.18184/2079-4665.2022.13.3.420-442.
7. Jia T., Iqbal S., Ayub A., Fatima T., Rasool Z. Promoting Responsible Sustainable Consumer Behavior through Sustainability Marketing: The Boundary Effects of Corporate Social Responsibility and Brand Image // Sustainability. – 2023. – № 7. – p. 6092. – doi: 10.3390/su15076092.
8. Amonoy M., Bantang J., Santos K. Green Consumer Behavior Modeling of Selected Filipino Millennials // Journal of Home Economics. – 2021. – № 1.
9. Dan-Cristian Dabija? Brandusa Mariana Bejan Green DIY store choice among socially responsible consumer generations // International Journal of Corporate Social Responsibility. – 2018. – № 13. – doi: 10.1186/s40991-018-0037-0.
10. Шабанова М.А. Социально ответственное потребление в России: факторы и потенциал развития рыночных и нерыночных практик // Общественные науки и современность. – 2017. – № 3. – c. 69-86.
11. Сагинова О.В., Завьялов Д.В., Завьялова Н.Б. Формирование паттернов ответственного потребления // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2023. – № 1. – c. 146-160. – doi: 10.18184/2079-4665.2023.14.1.146-160.
12. Jastrzębska E. The responsible consumer as an answer to new sustainable development challenges // Economics and Environment. – 2017. – № 60. – p. 198-206.
13. Gautam V. Examining environmentally friendly behaviors of tourists towards sustainable development // Journal of Environmental Management. – 2020. – № 2. – doi: 10.1016/j.jenvman.2020.111292.
14. Gunawan A., Gaffar V., Bansah P., Monoarfa H. Responsible Consumption Behavior, Crucial Goals for Sustainable Development: A Systematic Review and Future Research Prospects // International Journal of Applied Business Research. – 2024. – № 01. – p. 99-120.
15. Peattie K., Collins A. Guest editorial: Perspectives on sustainable consumption // International Journal of Consumer Studies. – 2009. – № 2. – p. 107-112. – doi: 10.1111/j.1470-6431.2009.00758.x.
16. Sanne C. Willing consumers—or locked-in? Policies for a sustainable consumption // Ecological Economics. – 2002. – № 1-2. – p. 273-287. – doi: 10.1016/S0921-8009(02)00086-1.
17. Герасименко В.В. Идеология осознанного потребления и восприятие ценностей бренда // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. – 2021. – № 3(41). – c. 7-24. – doi: 10.38050/2078-3809-2021-13-3-7-24.
18. Pappalardo G., Cerroni S., Nayga R.M. Jr., Yang W. Impact of COVID-19 on Household Food Waste: The Case of Italy // Frontiers in Nutrition. – 2020. – p. 585090. – doi: 10.3389/fnut.2020.585090.
19. Weng M.L. Inside the sustainable consumption theoretical toolbox: Critical concepts for sustainability, consumption, and marketing // Journal of Business Research. – 2017. – p. 69-80. – doi: 10.1016/j.jbusres.2017.05.001.
Страница обновлена: 10.12.2024 в 18:32:55