Analysis of the Russian labor market demand for economists with digital skills

Popkova D.V.1, Lishchuk E.N.2,1, Kapelyuk S.D.2,3
1 Сибирский государственный университет водного транспорта, Russia
2 Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук
3 Новосибирский государственный технический университет

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 11, Number 11 (November 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=75182031

Abstract:
In the context of digitalization of the economy, one of the tasks of the system of continuing education is to improve existing and form new competencies and skills for successful social and professional adaptation of the applicant to changes in the labor market. Despite the scientific interest in this problem, the issue of personalization of employers\' requirements taking into account the specifics of the professional activity of the applicant remains insufficiently studied. The article defines the requirements of employers in terms of digital skills and presents the authors' approach to the classification of digital skills and digital abilities used by economists in the process of solving professional tasks. According to the results of the study, it was concluded that the demand for digital skills directly depends on the level of qualification and the direction of professional development. Therefore, it is necessary to take into account the uneven demand for digital skills by employers in the labor market when training specialists and creating individual educational trajectories for professional development. The study was supported by the project Russian Science Foundation No. 23- 28-01298, URL: https://rscf.ru/project/23-28-01298/

Keywords: digital competency, digital skills, digitalization, labor market, competency, vacancy

Funding:
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01298, URL: https://rscf.ru/project/23-28-01298/

JEL-classification: J23, J24, J63



Введение

Повышение цифровой грамотности населения является одним из приоритетных направлений стратегического развития России. Согласно Приказу Минэкономразвития России от 24.01.2020 №41 и Указу Президента РФ от 09.05.2017 №203, федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [16] и Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [21] направлены на формирование к 2030 году цифровых навыков у 40% населения страны. Необходимость реализуемых на государственном уровне усилий обусловлена прогрессирующим влиянием цифровых навыков на все сферы социально-экономической жизни и, в частности, на рынок труда.

В настоящее время вопрос востребованности российским рынком труда надпрофессиональных компетенций, а в частности цифровых компетенций и навыков, рассматривается в рамках двух базовых прикладных моделей компетенций. Так, компетентностная модель «Россия 2025: от кадров к талантам» [18], ставшая результатом совместного исследования Сбербанка, Высшей школы экономики, World Skills Russia, Global Education Futures, The Boston Consulting Group (BCG), предлагает к рассмотрению участниками рынка труда цифровые навыки в области создания систем и анализа информации. Модель конструктора компетенций АНО «Россия — страна возможностей» [13] позволяет оценить свою цифровую грамотность, наряду с финансовой и правовой, в рамках блока «Общие знания». Таким образом, в условиях цифровизации экономики существует оправданная необходимость определения действительного спроса работодателей на цифровые компетенции сотрудников с целью повышения конкурентоспособности последних.

Целью представленного исследования является выявление наиболее востребованных работодателями цифровых компетенций и цифровых навыков специалистов экономического профиля. Новизна работы заключается в рассмотрении профессиональных и квалификационных различий при формировании спроса на цифровые компетенции специалистов экономического профиля со стороны работодателей. Мы дифференцируем специалистов экономического профиля по уровню квалификации и направлениям развития карьеры.

Основная часть

Цифровые компетенции как элемент личных и профессиональных качеств, необходимых для полноценной адаптации и саморазвития индивида в современной социально-экономической среде, рассматриваются многими отечественными и зарубежными исследователями [9, 14, 19, 20] (Panasjuk, 2023; Prutskaja, 2022; Jumagulova, 2024; Arkorful, V. et al. 2024).

При этом понятие «цифровые компетенции» трактуется в современной научной литературе через призму следующих подходов:

1) базовые знания и навыки, направленные на удовлетворение социальных и профессиональных потребностей индивида [16] (Simarova et al., 2022);

2) набор необходимых и общедоступных качеств индивида, способствующих его интеграции в цифровую среду и сформированных посредством вынужденного взаимодействия с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) при решении повседневных задач [7] (Minakov, 2024);

3) способности индивида решать разнообразные задачи в цифровой среде с использованием ИКТ, сформированные в процессе целенаправленного обучения задач [5] (Lubskij, 2024).

Цифровые навыки определяются исследователями как конкретные модели поведения индивида на основе знаний и умений в области использования ИКТ, сформированные в рамках цифровых компетенций [3] (Dmitriev et al., 2021), и могут быть привязаны к конкретным профессиональным действиям [19] и специфике профессиональной деятельности [1,2] (Babynina et al., 2024; Grigor'eva, 2024).

Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что при выборе критериев классификации цифровых компетенций авторами достаточно часто используются Методика Минэкономразвития РФ [6], Методика Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) [21] и Модель цифровых компетенций DigComp 2.2 [22] (Vuorikari et al., 2022). Что приводит к универсальности и унификации изучения цифровых компетенций, абстрагированно от текущих потребностей индивида и перспектив его самореализации в профессиональной сфере.

В этой связи интерес представляют различные подходы к классификации цифровых навыков. Среди их множества нами выделены те, в основе классификационных признаков которых лежат особенности профессиональной деятельности индивида:

- в зависимости от уровня владения индивидом цифровыми навыками (навыки базового, пользовательского и продвинутого уровня) [17] (Sorokina et al., 2022);

- в зависимости от решаемых задач на рабочем месте (навыки по оборудованию автоматизированного рабочего места; навыки, позволяющие осуществлять электронный документооборот; навыки по обеспечению информационной безопасности) [4] (Lishchuk, Kapelyuk, 2023);

- в зависимости от направлений применения (базовые как формирование осознанного развития индивида в цифровой среде и профессиональные, отвечающие за специфические особенности профессиональной деятельности) [2] (Grigor'eva, 2024);

- в зависимости от целей профессионального развития будущего специалиста (базовые, профессиональные и личностные сквозные) [8] (Achkasova et al., 2022).

Под цифровыми компетенциями мы понимаем знания и навыки, сформированные индивидом вследствие непосредственного, осознанного и целенаправленного взаимодействия с ИКТ и направленные на решение профессиональных задач. Цифровые навыки мы рассматриваем как усвоенную модель взаимодействия индивида с ИКТ на основе повторяющихся профессиональных действий и с учетом особенностей профессиональной деятельности.

Исследование проводилось на основе использования методов сравнительного и качественного анализа данных и состояло из следующих последовательных этапов:

1) Определение критериев поиска информации. Анализ действующих на 1.01.2024 ФГОС ВО и профессиональных стандартов, по направлениям подготовки 38.03.01 «Экономика» и 38.03.02 «Менеджмент» позволил выделить следующие укрупненные направления развития карьеры специалистов экономического профиля: «Продажи», «Логистика», «Маркетинг», «Управление персоналом», «Бухгалтерский учет», «Финансы». Поиск информации осуществлялся в базах вакансий, размещенных в сети Интернет крупнейшими агрегаторами. Из поиска исключались вакансии, имеющие непосредственное отношение к сфере информационных технологий и требующие получения соответствующего образования.

2) Определение и систематизация значимой лексики. На основе контент-анализа 5123 вакансий, соответствующих обозначенным условиям поиска, выявлены критерии для обозначения сформированности цифровых компетенций соискателей. Систематизация полученных данных на основе совпадения трудовых функций, позволила разработать конструктор цифровых компетенций, отвечающих требованиям рынка труда.

3) Сбор и анализ данных. На этом этапе на основе сравнительного анализа данных о запросах работодателей в отношении сформированности цифровых компетенций специалистов экономического профиля, содержащихся в 39530 отобранных вакансиях, определены требования рынка труда к обозначенным категориям работников.

Информационной базой исследования послужили вакансии, размещенные в открытом доступе и предлагаемые крупнейшими сервисами онлайн-рекрутмента (hh.ru, rabota.ru, superjob.ru, зарплата.ру). Сбор информации осуществлялся в период с 1.07.2023 по 1.07.2024.

С целью определения перечня востребованных цифровых компетенций и цифровых навыков специалистов экономического профиля авторами проведен контент-анализ вакансий, соответствующих заявленным в исследовании требованиям в отношении уровня образования и направления развития карьеры соискателей. Установлено, что запрос работодателя на сформированность цифровых компетенций зависит от двух факторов:

1) уровня квалификации работника согласно профессиональным стандартам;

2) направления развития карьеры.

Предлагаемая авторами модель цифровых компетенций и цифровых навыков в зависимости от области профессиональной деятельности представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Модель цифровых компетенций и цифровых навыков специалистов экономического профиля

Источник: составлено авторами

Для направлений подготовки 38.03.01 «Экономика» [11] и 38.03.02 «Менеджмент» [12] ФГОС ВО рекомендует рассматривать 53 профессиональных стандарта следующих групп: 01. «Образование», 08. «Экономика и финансы», 40. «Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности», что позволяет нам определить основные направления развития карьеры специалистов экономического профиля. Диапазон изменений требований работодателя в зависимости от уровня квалификации представлен тремя укрупненными группами: «уровень квалификации – 5», «уровень квалификации – 6 и 7», «уровень квалификации – 8».

Требования работодателей в отношении сформированности цифровых навыков специалистов экономического профиля приведены в таблице 1. Следует отметить, что контент-анализ вакансий показал неравномерность распределения запросов работодателей в отношении цифровых навыков соискателей, претендующих на должности по разным направлениям развития карьеры.

Таблица 1.

Требования работодателей в отношении цифровых навыков специалистов экономического профиля в соответствии с уровнем квалификации

Цифровые навыки
Уровень
квалификации – 5
Уровень
квалификации – 6,7
Уровень
квалификации – 8
Коммуникационная цифровая компетенция
1.1. Навыки внутренней коллаборации
Участие
Контроль
Управление и анализ данных
1.2. Навыки внешней коммуникации
Обеспечение взаимодействия
Контроль и постановка задач
Управление и анализ данных
2. Созидательная цифровая компетенция
2.1. Навыки работы с информацией
Поиск, отбор и верификация вторичной информации
Сбор и верификация первичной информации
Анализ данных
2.2. Навыки создания цифрового контента
Создание контента
Разработка технического задания, взаимодействие с исполнителями
Управление коллаборацией по созданию цифрового продукта
3. Презентационная цифровая компетенция
3.1. Навыки представления результатов работы
Подготовка демонстрационного материала
Визуализация и представление результатов работы
Анализ и представление результатов работы
4. Профессиональная цифровая компетенция
4.1. Навыки решения профессиональных задач
Знание принципов работы программного обеспечения для решения профессиональных задач
Опыт уверенного использования программного обеспечения при решении профессиональных задач
Контроль и постановка профессиональных задач, которые могут быть решены с помощью используемого программного обеспечения
4.2. Навыки обучения и саморазвития
Обучающийся
Координатор
Обучающий
Источник: составлено авторами

Доля цифровых навыков не претерпевает изменений в зависимости от уровня квалификации и находится в диапазоне от 42,60% (уровень 5) до 45,24% (уровень 8) от общего числа квалификационных требований, предъявляемых работодателями в запросах (рис. 2). В качестве подтверждения уровня образования достаточно часто работодатели рассматривают диплом об образовании.

Рисунок 2. Структура требований, предъявляемых работодателями к специалистам экономического профиля

Источник: составлено авторами

Неравномерность распределения спроса на цифровые навыки, относящиеся к цифровым компетенциям специалистов экономического профиля, можно отметить по данным, представленным в таблице 2.

Таблица 2.

Распределение цифровых навыков специалистов экономического профиля в зависимости от уровня квалификации

Цифровые навыки
Частота запроса навыка по уровням квалификации, %
Уровень квалификации - 5
Уровень
квалификации – 6 и 7
Уровень квалификации - 8
Виртуальное рабочее пространство
1,68
2,54
1,71
Взаимодействие с клиентами
2,12
3,11
3,74
Обслуживание каналов коммуникации
0,27
0,16
0,15
Работа с информацией
25,65
24,91
18,64
Создание цифрового контента
2,52
1,53
0,76
Представление результатов работы
8,10
8,41
6,18
Решение профессиональных задач
57,81
58,35
67,15
Обучение и саморазвитие
1,84
1,00
1,67
Источник: составлено авторами

Наиболее востребованными на рынке труда являются навыки в области решения профессиональных задач; навыки, относящиеся к работе с информацией и навыки представления результатов работы. В ходе исследования выявлена особенность рынка труда, касающаяся неравномерности распределения запросов работодателей в зависимости от уровня квалификации специалиста. Наименее востребованными цифровыми навыками выступают создание цифрового контента и обслуживание каналов коммуникации. Усиление значимости наличия навыков взаимодействия с клиентами в цифровой среде и решения профессиональных задач прослеживается в отношении работников с уровнем квалификации 6 и выше. В то время как спрос работодателей на наличие навыков работы с информацией снижается по мере роста уровня квалификации соискателя.

Следует отметить, что общее число запросов цифровых навыков соискателя находится в прямой зависимости от уровня квалификации (рис. 3).

Рисунок 3. Востребованность цифровых навыков соискателя в зависимости от уровня квалификации

Источник: составлено авторами

Умение работать с инструментами информационной среды для специалистов с уровнем квалификации 5 отражено в 61,49% запросов. В то время как для соискателей, претендующих на руководящие должности, данный показатель составляет 5,48%.

Аналогичную тенденцию демонстрируют запросы работодателей, касающиеся умения соискателей работать с конкретным программным обеспечением (ПО) или онлайн-сервисами. Чаще всего в описаниях вакансий требование владения ПО указывается по отношению к решению профессиональных задач (57,18%) и представлению результатов работы (34,71%). Следует отметить, что знание принципов работы конкретного ПО или онлайн-сервиса встречается в каждой вакансии в среднем более двух раз (92 531 запросов в отношении отдельных цифровых навыков в расчете на 39 530 рассмотренных вакансий).

Частота запроса умения работать с ПО и онлайн-сервисами в зависимости от уровня квалификации работника представлена в таблице 3.

Таблица 3.

Распределение цифровых навыков работы с указанным ПО и онлайн-сервисами по уровням квалификации

Цифровые навыки
Частота запроса умения работать с ПО и онлайн-сервисами по уровням квалификации, %
Уровень квалификации - 5
Уровень
квалификации - 6 и 7
Уровень квалификации - 8
Виртуальное рабочее пространство
44,08
49,07
6,85
Взаимодействие с клиентами
66,94
30,80
2,26
Обслуживание каналов коммуникации
71,73
25,90
2,37
Работа с информацией
50,72
42,39
6,89
Создание цифрового контента
70,62
26,75
2,63
Представление результатов работы
61,16
33,93
4,91
Решение профессиональных задач
58,73
35,29
5,99
Источник: составлено авторами

Цифровые навыки обучения на основе ИКТ работодатели не связывают с конкретным программным обеспечением, указывают формулировку «умение/готовность обучаться/обучать онлайн».

Наиболее востребованное ПО и онлайн-сервисы по уровням квалификации соискателей для всех анализируемых вакансий, соответствующих критериям отбора, представлены в таблице 4.

Таблица 4.

Востребованность навыков работы с ПО и онлайн-сервисами, указанных в вакансиях специалистов экономического профиля

Программное обеспечение и онлайн-сервисы
Частота запросов по уровням квалификации, %
Уровень квалификации - 5
Уровень квалификации - 6 и 7
Уровень квалификации - 8
Microsoft Excel
35,10
34,85
32,10
Microsoft Word
20,78
16,11
14,57
1С: Бухгалтерия
12,47
17,04
21,48
Microsoft Power Point
8,73
8,80
7,05
Битрикс24
4,04
2,57
1,77
1С: Зарплата и управление персоналом
3,56
4,78
5,38
СБИС
2,62
3,50
4,46
1С: Управление Торговлей
2,52
2,45
4,42
Диадок
1,67
2,26
2,65
Adobe Photoshop
1,48
0,90
0,51
1С: CRM
0,97
0,49
0,34
CorelDRAW
0,65
0,33
0,20
1С: Торговля и склад
0,58
0,32
0,34
Яндекс.Метрика
0,52
0,42
0,61
Jira
0,48
0,95
0,85
Microsoft Power BI
0,48
0,95
0,85
amoCRM
0,35
0,17
0,10
Прочие
2,99
3,09
2,31
Источник: составлено авторами

Наиболее востребованными без учета специфики профессиональной деятельности в рамках цифровых навыков специалистов экономического направления являются навыки работы в приложении Microsoft Excel (более 30% от общего числа запросов для всех уровней квалификации). Наименее востребованными - навыки работы с узкоспециализированными ПО, применяемыми для решения профессиональных задач в рамках одного направления развития карьеры, либо относящиеся к вакансиям, сочетающим характеристики смежных должностей (1С: Торговля и склад, amoCRM, CorelDRAW и т.д.).

Авторами выявлена тенденция к персонификации востребованности цифровых навыков по направлениям развития карьеры (табл. 5).

Таблица 5.

Паспорт направлений развития карьеры специалистов экономического профиля на основе востребованности цифровых навыков

Цифровые навыки
Частота запроса навыка в зависимости от направления развития карьеры, %
Продажи
Логистика
Маркетинг
Управление персоналом
Бухгалтерский учет
Финансы
Виртуальное рабочее пространство
3,04
19,57
2,28
2,50
0,35
0,34
Взаимодействие с клиентами
0,35
10,28
4,93
11,09
1,57
0,60
Обслуживание каналов коммуникации
0,34
0,79
0,74
0,56
0,03
0,21
Работа с информацией
34,23
33,20
21,41
56,67
22,53
10,22
Создание цифрового контента
2,77
0,20
12,32
2,87
0,05
0,41
Представление результатов работы
2,34
30,63
29,50
15,74
6,16
11,09
Решение профессиональных задач
53,63
1,98
26,28
8,36
68,73
76,96
Обучение и саморазвитие
3,30
3,36
2,55
2,21
0,58
0,18
Источник: составлено авторами

Навыки организации профессиональной деятельности в виртуальном пространстве востребованы в отношении специалистов в области логистики (19,57% запросов); навыки работы с большими объемами информации являются определяющими в сфере продаж (34,23%), логистики (33,20%) и управления персоналом (56,67%); навыков представления результатов работы для соискателей на должность маркетолога содержат 30% запросов, а навыки решения профессиональных задач в цифровой среде значимы для направлений, связанных с финансами (76,96%) и бухгалтерским учетом (68,73%).

На основе результатов проведенного исследования нам представляется возможным установить востребованность цифровых компетенций специалистов экономического профиля с учетом возможного направления развития карьеры (табл. 6).

Таблица 6.

Востребованные цифровые компетенции специалистов экономического профиля (по направлениям развития карьеры)

Цифровые компетенции
Частота запроса навыка в зависимости от направления развития карьеры, %
Продажи
Логистика
Маркетинг
Управление персоналом
Бухгалтерский учет
Финансы
Коммуникационная
3,73
30,64
7,95
36,66
1,95
1,15
Созидательная
37,00
33,40
33,73
59,54
22,58
10,63
Презентационная
2,34
30,63
29,50
15,74
6,16
11,09
Профессиональная
56,93
5,34
28,83
10,57
69,31
77,14
Источник: составлено авторами

Полученные результаты позволили сделать выводы, что спрос на цифровые компетенции со стороны работодателей неравномерен и зависит от направления развития карьеры соискателя. Коммуникативная компетенция наиболее востребована в отношении специалиста в области управления персоналом (36,66% запросов) и логистики (30,64%); созидательная компетенция – в области управления персоналом (59,54%) и продаж (37,00%), презентационная компетенция важна для логистов (30,63%) и маркетологов (29,50%); профессиональная компетенция – для работников в области финансов (77,14%) и бухгалтерского учета (69,31%).

Заключение

Вопросы цифровой грамотности и развития цифровых компетенций представляет собой важное направление стратегического развития России. Цифровые навыки, как усвоенная модель взаимодействия работников с ИКТ, востребованы руководителями и составляют более 40% требований, содержащихся в размещенных вакансиях.

Спрос на рынке труда в отношении наличия у специалистов экономического профиля цифровых компетенций и цифровых навыков находится в прямой зависимости от уровня квалификации специалиста и выбранного направления развития карьеры.

Общей тенденцией для рынка труда является снижение количества запросов того или иного цифрового навыка в зависимости от роста квалификации работника, что может быть объяснено изменением перечня трудовых функций работника по соответствующей должности. В то время как каждый последующий уровень квалификации предполагает наличие у специалиста профессиональных компетенций предыдущего уровня. Так, работа с информацией и представление результатов в цифровой среде являются важными навыками специалиста по рассмотренным нами направлениям развития карьеры. Решение профессиональных задач с использованием определенного ПО и онлайн-сервисов выступает приоритетным по направлениям: «Финансы» и «Бухгалтерский учет». Остальные цифровые навыки играют второстепенное значение, либо работодателями не рассматриваются.

Принимая во внимание требования работодателей в отношении наличия цифровых навыков соискателей, авторами выдвигаются следующие предложения:

1. При построении индивидуальной образовательной траектории будущим специалистам необходимо учитывать, что востребованность цифровых компетенций специалистов экономического профиля неравномерна и зависит от направления и этапа развития карьеры. А значит, для повышения своей конкурентоспособности в современных условиях ключевым навыком соискателя становится обучаемость, который заключается в умении получать новые цифровые знания в процессе профессиональной подготовки, переподготовки, самообучения или осваивать новые должностные обязанности.

2. В целях повышения качества образования и подготовки востребованных специалистов на рынке труда в условиях цифровой экономики образовательным организациям следует также учитывать распределение цифровых компетенций по направлениям развития карьеры при составлении учебных планов. Это позволит исключить несоответствие между формальной и номинальной квалификаций работника.

Наряду с этим, при разработке основной профессиональной образовательной программы необходимо учитывать взаимодополняющий характер профессиональных и цифровых компетенций будущего специалиста экономического профиля. В этой связи рекомендуется включать в учебную дисциплину цифровой модуль, направленный на ознакомление обучающихся с ИКТ, необходимыми для выполнения будущих трудовых функций.

Только совместными усилиями разработчиков профессиональных стандартов, образовательных организаций, соискателей, замотивированных на обучение в течение всего периода построения карьеры, можно добиться желаемого результата – подготовки работников, отвечающих не только специфике профессиональной деятельности, но и запросу рынка труда в условиях цифровизации.


References:

Achkasova O.G., Panasyuk V.P., Shirokolobova A.G., Larionova Yu.S. (2022). Model formirovaniya skvoznyh tsifrovyh kompetentsiy u studentov vysshego obrazovaniya neprofilnyh IT-napravleniy v protsesse DPO [A model for developing cross-curricular digital competences of higher education students in non-core areas areas IT in the process of additional education]. Vestnik of Minin University. (2(39)). (in Russian).

Babynina L.S., Kalabina E.G., Akue Messomo D.R. (2024). Tsifrovye navyki predprinimatelya i sposoby ikh izmereniya: teoreticheskiy obzor [Entrepreneur’s digital skills and its measurement: a theoretical review]. Tsifrovye modeli i resheniya. (1). 49–64. (in Russian). doi: 10.29141/2949-477X-2024-3-1-5.

Dmitriev Ya.V., Alyabin I.A., Brovko E.I., Dvinina S.Yu., Demyanova O.V. (2021). Razvitie tsifrovyh navykov u studentov vuzov: de-yure vs de-fakto [Fostering university students’ digital skills: de jure vs de facto]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. (25(2)). 59-79. (in Russian).

Grigoreva A.I., Vaschenko E.V., Glushkov V.V. (2024). Tsifrovye navyki obuchayushchikhsya spetsialnosti «Tamozhennoe delo» [Digital skills of students of the specialty "Customs"] Innovative technologies of higher education in the context of digitalization and reform of higher education. 107-110. (in Russian).

Lischuk E. N., Kapelyuk S. D. (2023). Problemy razvitiya tsifrovyh navykov naseleniya v rossiyskikh regionakh [Problems of development of digital skills of the population in Russian regions] The development of the socio-economic, scientific and technological potential of the regions as a factor in strengthening Russia's position in the modern world. 121-125. (in Russian).

Lubskiy A.A. (2021). Obzor tsifrovyh kompetentsiy budushchikh spetsialistov, vostrebovannyh v sovremennom sotsiume [A review of graduate student digital competencies in demand in modern society]. Innovative projects and programs in education. (1(73)). 10-15. (in Russian).

Minakov A. I. (2024). Proektnaya deyatelnost pedagoga kak instrument formirovaniya IKT-kompetentnosti [Teacher\'s project activity as a tool for forming ICT-competence]. Sovremennyy uchenyy. (1). 154-163. (in Russian).

New skills for the digital economy: measuring the demand and supply of ICT skills at workOecd. 2016. Retrieved October 05, 2024, from https://one.oecd.org/document/dsti/iccp/iis(2015)4/rev2/en/pdf

Panasyuk V.P., Monakhova L.Yu., Sherayzina R.M. (2023). Tsifrovaya zrelost individa kak otsenkaego tsifrovoy kompetentnosti: vidy i urovni [Digital maturity of an individual as an assessmentof his digital competence: types and levels]. Man and Education. (3(76)). 110-118. (in Russian).

Prutskaya Yu.A. (2022). Professionalnye tsifrovye kompetentsii kadrov dlya integratsii v tsifrovoe sovremennoe prostranstvo [Professional digital competencies of personnel for integration into the digital modern space] Human resources for the digital economy: new vectors of adult education. 55-59. (in Russian).

Simarova I.S., Alekseevicheva Yu.V., Zhigin D.V. (2022). Tsifrovye kompetentsii: ponyatie, vidy, otsenka i razvitie [Digital competencies: concept, types, assessment and development]. Russian Journal of Innovation Economics. (2). 935–948. (in Russian).

Sorokina G.P., Pershina T.A., Dolgikh E.A. (2022). Vnedrenie tsifrovyh kompetentsiy v obrazovatelnye programmy vysshego obrazovaniya v Rossii [Implementation of digital competencies in higher education educational programs in Russia]. Vestnik Universiteta. (5). 61–70. (in Russian).

Yumagulova N.I., Belchusov A. A. (2024). Pedagogicheskaya klassifikatsiya tsifrovyh kompetentsiy [Pedagogical classification of digital competencies]. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva. (1(122)). 139-148. (in Russian). doi: 10.37972/chgpu.2024.122.1.017.

Страница обновлена: 16.04.2025 в 07:31:57