Organizational and managerial mechanism for the development of the regional labor market for specialists amidst digitalization

Khabarova O.V.1, Yakovleva E.V.1
1 Омский государственный технический университет

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 11, Number 11 (November 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=75182025

Abstract:
In the modern conditions of the digital economy, unfavorable trends in the regional labor markets of specialists are observed. This actualizes the issues of the necessity of scientific research to develop an effective organizational and managerial mechanism and search for effective tools to ensure the improvement of this labor market. The article reveals the specifics of the proposed organizational and managerial mechanism based on an institutional platform, the purpose of which is to ensure the development of the regional labor market for specialists. In the course of the study, an algorithm of multi-level institutional interaction was determined, which underlies the projected organizational and managerial mechanism for the development of the specialists' labor market in the context of digitalization. The algorithm has three levels based on the degree and type of influence. The proposed mechanism includes a set of key elements and links between them: subjects, management objects, labor market institutional basis, principles, methods, functions, expected economic results of implementation for the development of the region and ensuring its needs for highly qualified specialists, as well as overcoming negative trends and improving the situation on the regional labor market in the context of digitalization. The results of the study may be of interest to representatives of regional public authorities, as well as researchers in this field of knowledge.

Keywords: management, mechanism, tool, labor market, specialist, digitalization

JEL-classification: C45, C80, L86, L80, J21, J23, J24



Введение

Глобальный процесс цифровизации, наблюдаемый в результате внедрения цифровых технологий во все сферы деятельности непосредственным образом влияет и на рынок труда. Меняются подходы к подготовке цифровых кадров на перспективу, у специалистов появляется потребность в непрерывном постоянном образовании, зачастую и смене сферы деятельности, освоении инновационных технологий в целях сохранения конкурентоспособности на рынке труда [3].

Существующие тенденции в развитии отдельных регионов и наблюдаемые в этой связи трансформации на региональных рынках труда определяют необходимость научных исследований по формированию и совершенствованию организационно-управленческого механизма и инструментария, необходимого для его эффективного функционирования.

Различными аспектами проблематики совершенствования функционирования и развития организационно-управленческих и экономических механизмов отдельных сфер деятельности занимались ряд отечественных авторов. В частности, проблемам исследования механизмов развития инновационного потенциала и социально-экономическим развитием территорий уделяли внимание Е.Ф. Никитская, М.А. Валишвили, Л.Н. Иванова-Швец, М.С. Астапенко [10]. Результаты исследований относительно подхода по формированию организационно-управленческого механизма распределения бюджета получили отражение в работах автора Д.В. Калюга [5].

Вопросам разработки организационно-управленческого механизма применительно к конкретным областям экономики посвящено немало работ: аспектами снижения рисков инновационных программ с помощью организационно-управленческого занимались такие авторы как А.Ю. Ветрова, А.П. Гарнов А.П., С.Г. Фалько [2], а вопросы обеспечения финансовой устойчивости с помощью организационно-управленческого механизма рассматривала Л.В. Пригода [11]. В научных трудах Н.А. Бондаренко исследуется организационно-управленческий механизм обеспечения инвестиционной безопасности региона [1].

Целью авторского исследования является проектирование организационно-управленческого механизма развития регионального рынка труда специалистов на основе институционального подхода, включая обоснование структуры и инструментов, обеспечивающих его функционирование в целях улучшения ситуации на региональных рынках труда.

Актуальность выбранной темы связана с ростом проблематики региональных рынков труда в условиях цифровизации и повышению внимания к данному вопросу в целях снижения напряженности на рынках труда и необходимости эффективного организационно-управленческого механизма, способного обеспечить концептуальную основу для его развития.

Основная часть

Существующие проблемы на региональных рынках труда специалистов, наблюдаемые во многих регионах страны, такие как дефицит квалифицированных кадров, старение персонала, недостаток цифровых компетенций у специалистов, стремительная миграция молодых работников в другие страны, регионы и другие проблемы, диктуют объективную необходимость в осуществлении серьезных мероприятий по устранению данных трудностей на рынках труда регионов.

По мнению авторов В.В. Леушкиной и О.В. Кондратьевой, важной проблемой рынка труда России является занятость трудоспособного населения в контексте регионов. Сегодня привлекательность регионов с точки зрения возможности приложения своей рабочей силы оценивается с учетом его уровня развития, на основе социально-экономических показателей [8].

В этой связи, организационно-управленческий механизм развития регионального рынка труда специалистов, основанный на институциональной платформе, в условиях цифровой экономики позволит осуществить ряд организационных и управленческих средств воздействия субъектов управления на объекты управления рынка труда региона с целью достижению совокупности результатов, способствующих улучшению ситуации на региональном рынке труда специалистов, а также обеспечить развитие региона в целом.

Организационно-управленческий механизм - форма организации взаимодействия всех сторон регионального рынка труда специалистов на основе использования организационных и управленческих механизмов и инструментов для обеспечения возможностей такого взаимодействия и достижения развития исследуемого рынка труда. Организационно-управленческий механизм опирается на институциональную основу и работает на системе норм, правил, законов, которые требуются для эффективного функционирования и развития в условиях цифровой трансформации регионального рынка труда специалистов [12, с. 128].

Институциональная платформа организационно-управленческого механизма включает три уровня, исходя из степени, характера и особенностей их влияния на региональный рынок труда специалистов: макроуровень, мезоуровень и микроуровень.

На макроуровне осуществляется разработка государственными органами управления нормативно-правовой базы относительно рынка труда в условиях цифровизации и развития цифровой экономики. Наиболее значимыми проектами и программами, реализуемыми в настоящее время в стране, можно считать: «Цифровая экономика РФ», «Стратегия развития информационного сообщества в РФ на 2017-2030 годы», «Кадры для цифровой экономики», «Готов к цифре», «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли», «Производительность труда», «Содействие занятости населения» [9].

Мезоуровень или уровень регионов включает разработку региональных программ, направленных на поддержку и защиту трудоспособного населения, закреплению специалистов на территории регионов. Относительно Омской области можно назвать ряд таких значимых проектов как: «Концепция управления трудовыми ресурсами Омской области», «Регулирование отношений в сфере труда и занятости населения Омской области», «Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2030 года», «Развитие цифровой экономики в Омской области» и другие.

Микроуровень или уровень отдельных участников регионального рынка труда специалистов может включать разработку таких программ как: мотивация молодых специалистов, работу с кадровым резервом предприятия с целью закрепления и удержания специалистов; программы сотрудничества между предприятиями региона и образовательными учреждениями для подготовки высококвалифицированных специалистов; реализация программ по совершенствованию профессиональных и цифровых компетенций специалистов и т.п.

Предлагаемый алгоритм многоуровневого институционального взаимодействия, лежащий в основе проектируемого организационно-управленческого механизма развития рынка труда специалистов в условиях цифровизации представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Алгоритм многоуровневого институционального

взаимодействия как основа организационно-управленческого механизма развития регионального рынка труда специалистов в условиях цифровизации экономики

Источник: разработано авторами

Цель проектируемого организационно-управленческого механизма –обеспечение развития регионального рынка труда специалистов на институциональной основе в условиях цифровизации экономики.

Задачами разработки организационно-управленческого механизма развития регионального рынка труда специалистов являются:

- обеспечение потребностей экономики региона высококвалифицированными специалистами, обладающими необходимыми компетенциями, которые востребованы в условиях цифровизации;

- совершенствование институциональной среды рынка труда на всех уровнях управления для улучшения ситуации на данном рынке;

- раскрытие потенциала молодых специалистов в соответствии с потребностями экономики и закрепление их на рынке труда региона;

- снижение напряженности на региональном рынке труда специалистов и преодоление сложившихся негативных тенденций;

- повышение мотивации специалистов, преимущественно материальной, снижение их миграции за пределы региона, а также создание комфортных условий труда для результативного процесса приложения их рабочей силы на предприятиях региона;

- обеспечение эффективного взаимодействия органов управления, работодателей, образовательных учреждений с целью подготовки специалистов высокого уровня квалификации, обладающих и цифровыми компетенциями, способных удовлетворять потребности работодателей региона в рабочей силе необходимого качественного и количественного состава и др.

Структурную основу проектируемого механизма составляет совокупность элементов, которые его формируют и организационно-управленческие связи между ними. К элементам структуры относятся объекты, субъекты управления, институциональная составляющая, принципы, методы, функции, инструменты и ожидаемые результаты его реализации (рисунок 2).

Рисунок 2 – Организационно-управленческий механизм развития регионального рынка труда специалистов в условиях цифровой экономики

Источник: разработано авторами

Предлагаемый механизм позволит создать необходимые экономические и социальные условия для эффективного взаимодействия всех участников регионального рынка труда, такие как: разработка эффективных методик по обеспечению потребностей в специалистах экономики региона; использование современных технологий работы с молодыми специалистами и закрепление их в регионе; определение перспективной потребности в специалистах с учетом тенденций развития региона. В целом, организационно-управленческий механизм как основанный на использовании современных инструментов на всех уровнях иерархии, позволит достигать целевых результатов взаимодействия стейкхолдеров исследуемого рынка труда, улучшить социально-трудовые отношения и отслеживать положительные результаты на региональном рынке труда специалистов.

Организационно-управленческий механизм базируется на институциональной платформе и подразумевает совершенствование норм, правил, рычагов и функций, регламентирующих региональный рынок труда специалистов и цифровую составляющую. Реализация данного механизма применима к трем уровням иерархии: федеральному, региональному и уровню отдельных представителей-сторон регионального рынка труда специалистов.

В результате реализации предложенного организационно-управленческого механизма планируется достижение таких результатов как:

- улучшение социально-трудовых отношений на региональном рынке труда специалистов;

- снижение степени проблематики и неблагоприятных тенденций на исследуемом рынке труда;

- установление соответствия между имеющимися потребностями экономики региона в специалистах и динамикой их подготовки системой образования;

- улучшение нормативно-правового регулирования в области цифровизации регионального рынка труда специалистов и др.

В частности, в Омском регионе планируется достижение цели Концепции управления трудовыми ресурсами Омской области – обеспечение экономики региона трудовыми ресурсами на основе формирования, сохранения и развития кадрового потенциала [6].

Однако, применение организационно-управленческого механизма в практике развития регионального рынка труда специалистов должно осуществляться с учетом ряда факторов, влияющих на состояние регионального рынка труда специалистов: уровень развития цифровизации в регионе, спрос и предложение на рынке труда, специфика региона в отношении потребности в рабочей силе, состояние институциональной основы рынка труда, наличие кадрового потенциала в регионе, государственная политика по отношению к молодым специалистам, перспективы развития региона и другие факторы.

Заключение

В связи с существующими проблемами на рынках труда многих регионов, такими как дефицит высококвалифицированных специалистов, стремительное старение персонала, миграция молодых специалистов в другие страны и регионы, отсутствие кадров, обладающих необходимым уровнем квалификации и способных удовлетворять потребности экономики регионов в условиях цифровизации и многие другие неблагоприятные тенденции, наблюдаемые в регионах, возникает необходимость в разработке организационно-управленческого механизма по развитию регионального рынка труда специалистов для решения перечисленных проблем и улучшения функционирования данных рынков труда.

Цифровая трансформация всех сфер экономики неизбежно оказывает влияние и на региональный рынок труда специалистов, предъявляя новые требования не только к работодателям и специалистам, но и диктует необходимость формирования эффективных организационно-управленческих отношений между уровнями управления, определяя новые формы взаимодействия. Организационно-управленческий механизм, основанный на использовании современных методик и инструментов, ориентированный на институциональную составляющую необходим для обеспечения возможности нового концептуального развития современного рынка труда специалистов в условиях цифровизации, где ключевым моментом становится институциональная платформа для трансформации регионального рынка труда специалистов.

Данный механизм, ориентированный на использование современных организационных и управленческих инструментов, призван обеспечить совершенствование и развитие регионального рынка труда специалистов, что позволит снизить диспропорции в профессионально-квалификационном уровне специалистов, удовлетворить потребности экономики региона в специалистах, обладающих цифровыми компетенциями, а также создать условия для развития цифровых технологий на предприятиях.

Практическая значимость представленного исследования заключается в разработке организационно-управленческого механизма, который является результатом авторской концептуальной основы развития регионального рынка труда специалистов в условиях цифровой экономики и необходим для ее успешной реализации.


References:

Bondarenko N.A. (2019). Organizatsionno-upravlencheskie mekhanizmy obespecheniya investitsionnoy bezopasnosti regiona [Organizational and economic mechanisms of ensuring investment security region]. Toga Scientists notes. 10 (3). 90-98. (in Russian).

Ignatev A.G., Kurbatova T.A., Kuleshov A.A., Lindre Yu.A., Shamraev R.A., Alieva M.A. (2024). Kadry dlya tsifrovoy ekonomiki: sovremennyy rynok truda i aktualnye obrazovatelnye marshruty [Human resources for the digital economy: the modern labor market and current educational routes] Moscow: ANO «Tsentr globalnoy IT-kooperatsii»,. (in Russian).

Kalyuga D.V. (2022). Podkhod k formirovaniyu organizatsionno-upravlencheskogo mekhanizma raspredeleniya byudzheta mezhdunarodnoy organizatsii po standartizatsii i razvitiyu telekommunikatsiy [An approach to the formation of an organizational and managerial mechanism for the allocation of the budget of the international organization for standardization and development of telecommunications]. Controlling. (4(86)). 68-79. (in Russian).

Leontev E.D., Kryzhanovskaya O.A., Larina O.G. (2020). Sotsialno-ekonomicheskie riski tsifrovoy transformatsii sfery truda [The socio-economic risks of digital transformation of the labour industry]. Proceedings of the South-Western State University. Series: Economy. Sociology. Management. 10 (6). 140-151. (in Russian).

Leushkina V.V., Kondrateva O.V. (2022). Trudovye resursy Omskoy oblasti: tendentsii i perspektivy [Omsk region workforce: trends and prospects]. Russian Journal of Labor Economics. 9 (12). 2065-2076. (in Russian). doi: 10.18334/et.9.12.116904.

Nikitskaya E.F., Valishvili M.A., Ivanova-Shvets L.N., Astapenko M.S. (2019). Institutsionalnye usloviya i organizatsionno-ekonomicheskie mekhanizmy razvitiya innovatsionnoy deyatelnosti v Rossii [Institutional conditions and organizational and economic mechanisms of innovation development in Russia] M.: OOO Izd-vo «Kreativnaya ekonomika». (in Russian).

Nikitskaya E.F., Valishvili M.A., Ivanova-Shvets L.N., Astapenko M.S. (2019). Institutsionalnye usloviya i organizatsionno-ekonomicheskie mekhanizmy razvitiya innovatsionnoy deyatelnosti v Rossii [Institutional conditions and organizational and economic mechanisms of innovation development in Russia] M.: OOO Izd-vo «Kreativnaya ekonomika». (in Russian).

Prigoda L.V. (2008). Organizatsionno-upravlencheskiy mekhanizm obespecheniya finansovoy ustoychivosti munitsipalnyh obrazovaniy [Organizational and managerial mechanism for ensuring the financial stability of municipalities]. Terra Economicus. 6 (3-2). 325-328. (in Russian).

Vetrova A.Yu., Garnov A.P., Falko S.G. (2021). Razrabotka organizatsionno-upravlencheskogo mekhanizma snizheniya riskov innovatsionnyh programm [Development of an organizational and managerial mechanism for reducing the risks of innovative programs]. Innovatsii v menedzhmente. (4(30)). 2-9. (in Russian).

Yakovleva E.V., Propp O.V. (2023). Organizatsionno-upravlencheskoe sovershenstvovanie regionalnogo rynka truda spetsialistov na osnove elementov institutsionalnogo podkhoda [Organizational and managerial improvement of the regional labor market of specialists based on elements of an institutional approach]. Omskiy nauchnyy vestnik. Seriya Obschestvo. Istoriya. Sovremennost. 8 (4). 126-132. (in Russian). doi: 10.25206/2542-0488-2023-8-4-126-132.

Страница обновлена: 16.04.2025 в 07:31:51