Распределение и эффективность хозяйственной деятельности бизнес-единиц

Михайлов А.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (50), Февраль 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Михайлов А.М. Распределение и эффективность хозяйственной деятельности бизнес-единиц // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 2. – С. 26-28.

Аннотация:
Прежде чем выбрать форму организации с независимыми хозяйственными бизнес-единицами, а также для того, чтобы не допустить различного рода дублирования при выполнении того или иного вида работ, следует четко определить сферу деятельности каждого подразделения. Любая бизнес-единица отвечает за конкретные продукты на определенных рынках. Проблема, связанная с разделением функций, относится как к стратегическому управлению, так и к управлению бизнес-единицами. Необходимо такое распределение деятельности, которое отвечало бы стратегическим интересам компании и способствовало совершенствованию ее структуры.

Ключевые слова: бизнес-единицы, бизнес-единица, структурные подразделения

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Прежде чем выбрать форму организации с независимыми хозяйственными бизнес-единицами, а также для того, чтобы не допустить различного рода дублирования при выполнении того или иного вида работ, следует четко определить сферу деятельности каждого подразделения. Любая бизнес-единица отвечает за конкретные продукты на определенных рынках. Проблема, связанная с разделением функций, относится как к стратегическому управлению, так и к управлению бизнес-единицами. Необходимо такое распределение деятельности, которое отвечало бы стратегическим интересам компании и способствовало совершенствованию ее структуры.

Способ сегментации бизнеса начинается с перечисления продуктов и рынков. Путем их сочетания получаем продуктово-рыночную матрицу, а точка их пересечения соответствует требуемой продуктово-рыночной комбинации. Если возникает слишком много комбинаций, их следует объединять.

Сегментация бизнеса проводится в следующем порядке:

1. Определяются рынки.

2. Выявляются товары и услуги.

3. Составляется продуктово-рыночная матрица.

4. Исключаются все невозможные продуктово-рыночные комбинации, а также те из них, которыми компания не собирается активно заниматься;

5. Объединяются оставшиеся продуктово-рыночные комбинации в бизнес-единицы.

Система управления бизнес-единицами нацелена на непосредственные отношения между покупателями и продавцами.

Выделяют три принципа деления компании на бизнес - единицы:

1 принцип. По видам продукции (могут потребоваться различные виды продуктовой классификации, учитывающие, например, дизайн продукта и т.п.).

2 принцип. По потребительским группам.

3 принцип. По регионам.

Данное деление отражает чистую форму управления бизнес-единицами, когда каждое подразделение имеет свой продукт и целевую группу.

Выбор новой системы связан с поиском организационного компромисса, поскольку в компании большую роль играют две противоположные силы, между которыми необходимо найти равновесие.

А. Высокая степень динамизма и дифференциации рынка и продукта.

Это потребует проведения интеграционной политики. При этом один или несколько менеджеров возглавляют продуктовую группу, в которую входят и разработки новой продукции, и производство и маркетинг. Все это благоприятствует развитию системы управления хозяйственными единицами, которая, в свою очередь, способствует определенной целевой ориентации.

Б. Высокая степень функционального динамизма и функциональной синергии.

Эти факторы требуют функционального порядка, в котором конкретно закрепленная сторона деятельности всех продуктовых групп согласована с функциональными отделами.

Эффективность управления бизнес-единицами заключается в следующем. Каждый продукт предназначен для особого клиента с учетом выверенного подхода, ориентированного на потребителя. Такие виды работ как разработка, производство, ориентация на качество, распределение и услуги должны быть тесно связаны со сбытом.

Выход на зарубежного потребителя – возможная и желаемая стратегическая политика. На мировом рынке компания имеет дело относительно с немногочисленными покупателями, что является исходной позицией для внедрения процессов управления бизнес-единицами.

Если маркетинг нуждается в сильной технической поддержке, то это свидетельствует о необходимости организации с подразделениями (бизнес-единицами). Тогда технические ноу-хау будут легко доступны отделу маркетинга и сбыта.

Усовершенствование продукции осуществляется быстрее, чем другие рыночные изменения благодаря системе управления бизнес-единицами. При необходимости достижения незначительных продуктовых усовершенствований в технологическом смысле, в том числе приобретения специфических ноу-хау на стороне, возникает продуктовая синергия, и разработку продукта лучше осуществлять в бизнес-единице. В этом случае большую роль играют исследования и разработки, и, когда необходим прорыв в этой области, целесообразнее разместить отделы исследований и разработок в бизнес-единицах.

Если под влиянием внешних факторов продукт необходимо значительно улучшить, то потребуется истинное предпринимательство. И управление бизнес-единицами может стать решением этой проблемы. Если уровень внешнего динамизма выше, чем динамизм синергии между функциональными отделами, то следует выбрать организационную форму на основе бизнес-единиц.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:16:23