A new concept of business ethics circles for those who manage the future

Drobot E.V.1,2, Petrenko E.S.3,4,5, Khayduk L.6, Benchich S.6
1 Центр дополнительного профессионального образования
2 Первое экономическое издательство
3 Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
4 Государственный университет управления
5 Евразийская Академия
6 Пан-Европейский университет

Journal paper

Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 11, Number 3 (July-september 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=73654397

Abstract:
The study of concepts related to business ethics is important for the development of modern business and society. The authors of the article identify the main terms and concepts related to business ethics. The article analyzes the level of interest in such topics as “corporate social responsibility”, “corporate culture”, “environmental, social and corporate governance”" and “business ethics” in the constituent entities of the Russian Federation. The authors’ model of "business ethics circles" is suggested. The study shows that business ethics is aimed at building relationships with stakeholders within the internal and external circles of business ethics. The authors demonstrate that business ethics should be considered as the ethics of business relationships with various stakeholders, including partners, competitors, and employees. This research contributes to the understanding of business ethics as a concept and to the further development of the theory of business ethics. The article will be of interest to specialists in management and corporate governance, as well as to anyone interested in corporate management in general and business ethics in particular.

Keywords: business ethics, code of ethics, corporate culture, corporate social responsibility, ESG

JEL-classification: M11, M14, M21



Введение

Бизнес-этика представляет собой область теории и практики менеджмента, которая актуальна и важна для любой современной организации. В условиях процессов глобализации и интеграции рынков многие компании сталкиваются с различными этическими дилеммами и проблемами, которые могут повлиять на их репутацию, прибыль и отношения с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) [6, C. 30–35; 12, С. 67–70; 16, С. 418–420; 27, C. 41–45; 28, С. 6235–6238; 31, C. 25–30; 40, С. 549–552; 45, С. 34–47; 47, С. 252–254; 49, С. 137–139].

Одной из основных проблем в области бизнес-этики является недостаточное понимание компаниями важности соблюдения этических норм и принципов при принятии решений. Нередко руководство компании сосредоточивается исключительно на финансовых показателях, игнорируя возможные негативные последствия бизнеса для окружающей среды, общества или сотрудников.

Кроме того, в современной экономической среде активно обсуждаются вопросы корпоративной социальной ответственности, прозрачности бизнес-процессов, борьбы с коррупцией и т.д. Без соблюдения определенных этических стандартов компании могут столкнуться с потерей доверия со стороны потребителей, инвесторов и общественности.

Бизнес-этика представляет собой форму профессиональной этики, которая включает этические принципы, а также затрагивает моральные или этические проблемы, возникающие в деловой среде [51, C. 2020–2029; 61, С. 111–126].

Бизнес-этика имеет важнейшее значение для развития бизнеса, поскольку она способна помогать предприятию: 1) привлекать клиентов и тем самым повышать продажи и прибыль; 2) мотивировать сотрудников, снижая текучесть кадров и, следовательно, повышая производительность; 3) привлекать наиболее квалифицированных специалистов; 4) привлекать инвесторов; 5) поддерживать высокую цену акций компании, тем самым защищая бизнес от слияний и поглощений [56].

Таким образом, исследование в области бизнес-этики имеет высокую актуальность и позволяет выявить слабые места в существующих практиках компаний, разработать рекомендации по улучшению их этического поведения, а также способствует формированию более этичного и устойчивого бизнес-сообщества.

Данная статья представляет собой русскоязычный вариант нашего исследования, впервые опубликованного в журнале «Journal of Infrastructure, Policy and Development» [1] и адаптированного для русскоязычного читателя. Данная адаптация, на наш взгляд, представляется необходимой, поскольку авторская концепция кругов бизнес-этики является новаторской и может быть использована в науке и практике менеджмента для управления предприятиями и организациями в контексте устойчивого развития.

Цель исследования – выделить основные термины и концепты, с которыми связана бизнес-этика и на их основе разработать авторскую модель бизнес-этики.

Научная новизна. Впервые предлагается новаторская концепция кругов бизнес-этики, в рамках которой постулируется положением о том, что каждая бизнес-единица выстраивает и поддерживает отношения со стейкхолдерами в рамках двух кругов бизнес-этики: внутреннего и внешнего.

Гипотеза: бизнес-этику следует рассматривать в контексте формирования отношений со всеми стейкхолдерами, т.е. речь идет об этике взаимоотношений бизнеса с партнерами и конкурентами во внешней среде, а также в рамках внутренней среды (прежде всего, с работниками).

Материалы и методы

Для определения основных концептов, с которыми связана бизнес-этика, использованы методы онтологического анализа, литературного обзора, анализа, синтеза, систематизации, группировки, графического анализа, моедлирования, а также математизации (расчет частот и частотности). В процессе исследования использованы данные научного портала ELIBRARY.ru, а также приложение Google Trends.

Результаты и обсуждение

По поисковому запросу «бизнес этика» на портале ELIBRARY.ru на 25 января 2024 г. можно обнаружить 11531 публикацию из 50178421 (т.е. всего 0,023%), из них 2643 публикаций, или 22,92%, приходится на 2020–2024 гг., что свидетельствует о росте исследовательского интереса к этическим проблемам в бизнесе.

Первые 100 публикаций, посвященные бизнес-этики, приходятся на период с 1990 по 2001 год, т.е. данная проблематика рассматривается в этот период эпизодически, что вполне объяснимо тем фактом, что в рамках переходной экономики бизнес в России только начал свое становление. Только к концу 1990-х – началу 2000-х гг. появляются интересные исследования, посвященные этики в бизнесе [17, С. 165–168; 29; 37, С. 168–185]. Наибольшее число публикаций, в которых речь идет о бизнес-этике, приходится на 2015 г. (787 публикаций, или 8 %), а также на 2017 г. (781 публикация, или 8 %) (рис. 1, 2).

Рисунок 1. Анализ динамики частоты упоминания термина «бизнес этика» в публикациях, размещенных на портале ELIBRARY.ru, в 2000–2023 гг. (по данным на 26 января 2024 г.)

Источник: составлено автором по данным ELIBRARY.ru.

Примечание: 100% = 9889 публикаций.

Рисунок 2. Анализ частоты упоминания термина «бизнес этика» в публикациях, размещенных на портале ELIBRARY.ru, в процентном отношении общему числу публикаций, содержащих данный термин (по данным на 26 января 2024 г.)

Источник: составлено автором по данным ELIBRARY.ru.

Проанализируем, какая проблематика рассматривается учеными, изучающими этические проблемы в бизнесе (табл. 1).

Изучив подборку из 11531 публикации, в которых содержится упоминание бизнес-этики, мы выделили следующие 15, на наш взгляд, наиболее важных терминов (табл. 1, рис. 3, 4), и получили достаточно интересные результаты по частоте употребления этих терминов.

Таблица 1

Вклад авторов в исследование бизнес этики и частота употребления терминов в подборке по поисковому запросу «бизнес этика»

Понятия, связанные с термином «бизнес-этика»
Частота упоминания, шт.
Частота упоминания, %
Авторы
Корпоративная социальная ответственность
1073
9,30
Бодрова М.И. [5], Иванова Д. Н. [15], Малышев А. А. [23], Мамай С. С. [24], Салиенко Н. В., Соколов Г. А. [30], Симченко Н. А., Волошин А. И., Срибный В. И. [32], Чулапов А. А. [42]
Корпоративная культура
450
3,90
Гуськова Н.Д., Малясова М.М. [7], Зайнуллин С. Б., Зайнуллина О. А. [13],
Кодекс этики
251
2,18
Елисеева М. А. [11], Ларионов И. Ю. [20], Соловьева С. В., Соловова Н. В. [33], Филиппович А. А. [38]
Коррупция
177
1,53
Тлеубекова А. Д., Жанбозова А. Б. [35]
Деловые коммуникации
170
1,47
Яллай В. А. [48]
Доверие
152
1,32
Лыскова И. Е. [22], Мельников О.Н., Яремчук А.П. [25]
Лидерство
151
1,31
Зубарев Г. А. [14],
Устойчивое развитие
112
0,97
Банникова А. С. [2], Баранова Е. С. [3], Дробот Е.В. [8–10], Макаров И.Н. [8–10], Почепаев И.А. [8–10]
ESG
96
0,83
Салиенко Н. В., Соколов Г. А. [30], Ханько В. В. [39]
Мотивация
19
0,16
Леонова Д. С., Кореняк Н. Н. [21]
Экологизация
16
0,14
Овчинникова Н. В., Степчук Н. В. [26]
Управление талантами
9
0,08
Бодрова М.И. [5], Дробот Е.В., Макаров И.Н., Почепаев И.А. [10]
Ответственные инвестиции
7
0,06
Александров А. В. [1], Шаманина Э. А. [44]
Agile
4
0,03
Шайхулов Э. А. [43]
Гуманистический менеджмент
2
0,02
Шрадер Д. Е. [46]
Итого в подборке
11531
100

Источник: составлено автором по данным ELIBRARY.ru (дата обращения 25.01.2024).

Наиболее часто в выделенной подборке публикаций понятие бизнес-этики связано с такими терминами, как «корпоративная социальная ответственность» (1073 публикации, или 9,30%), «корпоративная культура» (450 публикаций, или 3,90%), «кодекс этики» (251 публикация, или 2,18%). Не оставлены без внимания и проблемы коррупции в бизнесе (177 публикаций, или 1,53%). Кроме того, проблемы деловых коммуникаций в бизнесе, доверия и лидерства также являются одними из наиважнейших направлений исследований, на наш взгляд, в настоящее время (170, 152 и 151 публикация соответственно). Выделяются также исследования, посвященные проблемам устойчивого развития (112), ESG (96), мотивации (19), экологизации (16), управления талантами (9), ответственных инвестиций (7), Agile (4) и гуманистического менеджмента (2). Представляется, что число исследований, посвященных устойчивому развитию бизнеса и ESG, будет только расти.

Рисунок 3. Частота употребления терминов в подборке по поисковому запросу «бизнес этика» (число публикаций)

Источник: eLIBRARY.RU (дата обращения 25.01.2024).

Рисунок 4. Частота употребления терминов в подборке по поисковому запросу «бизнес этика» (в % от общего числа публикаций в подборке)

Источник: eLIBRARY.RU (дата обращения 25.01.2024).

Использовав приложение Google Trends, которое показывает, как часто определенный термин ищут по отношению к общему объему поисковых запросов в различных регионах мира, мы попытались проанализировать, популярность тем «деловая этика», «корпоративная социальная ответственность», «корпоративная культура», «экологическое, социальное и корпоративное управление» (т.е. ESG) (рис. 5, 6) [2].

Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о том, что интерес к бизнес-этике и связанной с ней проблематике весьма неоднороден во времени и пространстве. Если в начале 2000-х гг. в большинстве запросов фигурировала тема «корпоративная культура», то постепенно (ориентировочно с августа 2010 г.) начинает появляться интерес и к таким концептам, как «корпоративная социальная ответственность», «корпоративная культура» и «экологическое, социальное и корпоративное управление». Причем с июля 2021 г. интерес к теме «экологическое, социальное и корпоративное управление» выходит на первый план.

Если проанализировать средние значения уровня интереса в России к темам «деловая этика», «корпоративная социальная ответственность», «корпоративная культура», «экологическое, социальное и корпоративное управление» за период 01.01.2004 г. по 02.10.2024 г. (рис. 6), то можно отметить, что за весь рассматриваемый период превалировал интерес к теме «корпоративная культура» (16), превышая интерес к теме «корпоративная социальная ответственность» более чем в два раза.

Примечание: 1. В систему сбора данных были внесены изменения 01.01.2011 г., 01.01.2016 г., 01.01.2017 г. и 01.01.2022 г.

2. Числа обозначают уровень интереса к теме по отношению к наиболее высокому показателю для определенного региона и периода времени. 100 баллов означают наивысший уровень популярности запроса, 50 – уровень популярности запроса, вдвое меньший по сравнению с первым случаем. 0 баллов означает местоположение, по которому недостаточно данных о рассматриваемом запросе. 01.01.2016 г. и 01.01.2022 г. в систему сбора данных были внесены изменения.

3. Запрос сформулирован на русском языке.

5. Регион – Россия.

5. Дата запроса – 2 октября 2024 г.

Рисунок 5. Динамика популярности тем «деловая этика», «корпоративная социальная ответственность», «корпоративная культура», «экологическое, социальное и корпоративное управление» с 01.01.2004 г. по 02.10.2024 г. в России

Источник: Google Trends.

Рисунок 6. Средние значения уровня интереса в России к темам «деловая этика», «корпоративная социальная ответственность», «корпоративная культура», «экологическое, социальное и корпоративное управление» за период с 01.01.2004 г. по 02.10.2024 г.

Источник: Google Trends.

Если проанализировать интерес к рассматриваемым темам по субрегионам России (рис. 7, 8, 9, 10, 11), то можно отметить, что по данным на 2 октября 2024 г. наибольший интерес вызывает тема «корпоративная культура»: Еврейская автономная область (100%), Орловская область (64%), Магаданская области (56%), Республика Бурятия (53%) и Томская область (52%). Далее, в ряде субъектов Российской Федерации наблюдается повышенный интерес к теме «корпоративная социальная ответственность»: Чукотский автономный округ (100%), Республика Алтай (100%), Карачаево-Черкесская Республика (71%), Республика Ингушетия (65%) и Республика Тува (56%). Значительно меньший интерес в субъектах Российской Федерации наблюдается к теме «экологическое, социальное и корпоративное управление»: Республика Ингушетия (35%), Брянская область (31%), Республика Марий Эл (28%), Липецкая область (28%) и Курганская область (28%). Что касается интереса к теме «деловая этика», то он носит эпизодический характер и максимальные значения наблюдаются в следующих субъектах: Республика Калмыкия (19%), Амурская область (10%), Хабаровский край (9%), Республика Бурятия (9%), Астраханская область (9%). Таким образом, в субъектах Российской Федерации интерес к деловой этики как таковой явно недостаточен. Однако постепенное увеличение интереса к тематике экологического, социального и корпоративного управления может свидетельствовать о наличии неких позитивных тенденций в сфере формирования отношений бизнеса со своими стейкхолдерами.

Примечание: Интенсивность цвета зависит от процентной доли запросов.

Рисунок 7. Сравнение уровня интереса к темам «деловая этика», «корпоративная социальная ответственность», «корпоративная культура», «экологическое, социальное и корпоративное управление» по субрегионам России по данным на 02.10.2024 г.

Источник: Google Trends.

Рисунок 8. Топ-5 субъектов Российской Федерации, в которых наблюдается максимальный интерес к теме «корпоративная культура», %

Источник: составлено авторами по данным Google Trends на 02.10.2024 г.

Рисунок 9. Топ-5 субъектов Российской Федерации, в которых наблюдается максимальный интерес к теме «корпоративная социальная ответственность», %

Источник: составлено авторами по данным Google Trends на 02.10.2024 г.

Рисунок 10. Топ-5 субъектов Российской Федерации, в которых наблюдается максимальный интерес к теме «экологическое, социальное и корпоративное управление», %

Источник: составлено авторами по данным Google Trends на 02.10.2024 г.

Рисунок 11. Топ-5 субъектов Российской Федерации, в которых наблюдается максимальный интерес к теме «деловая этика», %

Источник: составлено авторами по данным Google Trends на 02.10.2024 г.

Итак, бизнес-этика представляет собой определенный кодекс ценностей, принципов и стандартов, определяющих, какую деятельность фирмы, поведение ее сотрудников, а также какие принимаемые решения можно считать этичными, а какие нет [41, С. 132–135]. Бизнес-этика также включает набор внутренних ценностей компании, которые являются частью ее корпоративной культуры и оказывают влияние на принятие решений [19, С. 368–378], касающихся социальной ответственности по отношению к внешней среде фирмы [50].

Прежде всего, наиболее тесно бизнес-этика (или деловая этика) связана с концептами «корпоративная социальная ответственность», «корпоративная культура» и «экологическое, социальное и корпоративное управление» (т.е. ESG). Термин «корпоративная социальная ответственность» вызывает наибольший исследовательский интерес во всем мире [52, C. 26–42; 53, C. 1–23; 54, C. 73–111; 55, C. 198–215; 58, C. 97–102; 59, C. 16–21; 60], но постепенно акцент смещается в сторону концепции ESG.

Отметим, что согласно нормативной концепции заинтересованных сторон в рамках теории корпоративной социальной ответственности, которая черпает свою философию из этики, бизнес-корпорации несут «моральную» ответственность за решение проблем более широкой группы стейкхолдеров, в которую могут входить и владельцы фирмы, и клиенты, и поставщики, и сотрудники и сообщество в целом, а не только владельцы бизнеса [51, С. 2020–2029]. Социально ответственная фирма стремится поддерживать устойчивые и этичные отношения со всеми своими стейкхолдерами [57, C. 49–59]. Она оценивает свою деятельность с точки зрения концепции тройного критерия (The Triple Bottom Line), т.е. принимая во внимание финансовые, экологические и социальные показатели [9, С. 643–658; 10, С. 85–108].

Вышесказанное подтверждается следующим утверждением: “Социально ответственная фирма придерживается целостного взгляда на себя по отношению к своим заинтересованным сторонам и оценивает свою деятельность с помощью трех показателей: экономического, финансового, экологического и социального. КСО ищет путь, который продвигает все три меры, ни одну из которых не за счет других” [17].

На наш взгляд, учитывая положения общей теории менеджмента, согласно которой каждое предприятие обладает определенным набором факторов внутренней и внешней среды, каждая бизнес-единица выстраивает и поддерживает отношения со стейкхолдерами в рамках «кругов бизнес-этики». Представляется, что можно выделить два круга: внутренний круг этики бизнеса и внешний круг этики бизнеса. Воспользуемся результатами проведенного выше анализа и все выявленные выше концепты, связанные с бизнес-этикой, распределим между двумя кругами этики бизнеса (рис. 8, 9).

Внутренний круг этики бизнеса включает такие элементы, как (рис. 9):

- корпоративная социальная ответственность;

- корпоративная культура;

- лидерство;

- мотивация;

- экологизация;

- управление талантами;

- agile (гибкое управление);

- гуманистический менеджмент.

Внешний круг этики бизнеса, в рамках которого строятся отношения со стейкхолдерами внешней среды, включает (рис. 8):

- ESG;

- деловые коммуникации;

- доверие;

- ответственные инвестиции;

- устойчивое развитие;

- кодекс этики;

- коррупция.

Рисунок 8. Концепция кругов этики бизнеса

Источник: составлено автором.

Рисунок 9. Внутренний круг этики бизнеса

Источник: составлено автором.

Таким образом, анализируя данные, представленные на рисунках 8 и 9, можно отметить, что бизнес-этику следует рассматривать в контексте формирования отношений фирмы со всеми стейкхолдерами, т.е. речь идет об этике взаимоотношений бизнеса с партнерами и конкурентами во внешней среде, а также в рамках внутренней среды (прежде всего, с работниками).

Так, внешняя среда фирмы – это такие ее стейкхолдеры, как правительственные организации, потребители, поставщики, конкуренты, биржи труда, финансовые организации, учреждения науки и образования, учреждения культуры и т.п. Бизнес-этика конкретной фирмы со стейкхолдерами в рамках внешнего круга этики бизнеса формируется на основе следующих компонентов (рис. 8):

1) доверие – формирование отношения доверия с поставщиками, финансовыми организациями;

2) ответственные инвестиции и ESG – отношения с финансовыми организациями, правительственными организациями. Здесь предполагается такой тип вложения денежных средств, при котором инвестор принимает во внимание не только финансовые показатели эмитента ценных бумаг, но и нефинансовые, такие как влияние фирмы на окружающую среду, уровень корпоративной социальной ответственности (что отражается в так называемом ESG-рейтинге компании);

3) устойчивое развитие бизнеса – это соблюдение баланса между интересами фирмы и всех ее стейкхолдеров (общества, окружающей среды), т.е. это совокупность действий компании, направленных на решение экологических, социальных и общенациональных проблем;

4) деловые коммуникации – стабильные и устойчивые отношения со всеми стейкхолдерами внешней среды;

5) кодекс этики – это основные этические принципы, корпоративные ценности, разрабатываемые с целью укрепления деловой репутации фирмы [34, С. 53–59]. Кодекс этики, в первую очередь, направлен на максимальный учет интересов клиентов бизнеса, а также он необходим для борьбы с коррупцией;

6) коррупция – явление, противоречащее основным принципам деловой этики. Коррупция подрывает устойчивость и бизнеса, и экономики в целом. Важным инструментом противодействия коррупции служат этические нормы и принципы, поскольку способствуют формированию культуры честности, прозрачности и социальной ответственности в деловой среде [18, С. 241–252; 36, С. 478–483], т.е. мы еще раз отмечаем важность формирования кодекса этики бизнеса.

Если говорить об этики бизнеса в рамках отношений фирмы со стейклолдерами, формирующих ее внутреннюю среды (а это, прежде всего, сотрудники), то здесь, во внутреннем круге этики бизнеса (рис. 9), мы выделяем элементы, оказывающее фундаментальное влияние на развитие и управление человеческими ресурсами (это корпоративная культура, лидерство, мотивация, управление талантами и гуманистический менеджмент), а также элементы, связанные с производственными технологическими процессами (это корпоративная социальная ответственность, экологизация и гибкое управление (Agile)).

Заключение

В заключение необходимо отметить, что бизнес-этика играет важную роль в современном бизнесе, определяя нормы и стандарты поведения как внутри компании, так и в ее отношениях с компонентами внешней среды.

В процессе своей деятельности компании сталкиваются с рядом проблем, связанных с бизнес-этикой, например, таких как корпоративное мошенничество, нарушение конфиденциальности и несоблюдение социальной ответственности.

Для решения данных проблем необходимо внедрять эффективные механизмы контроля и мониторинга, а также создавать этические кодексы поведения для сотрудников. Кроме того, компании должны активно привлекать стейкхолдеров к обсуждению и разработке этических норм и стандартов, чтобы обеспечить соответствие своих действий общественным ожиданиям.

Однако следует также отметить, что бизнес-этика не является статическим понятием. Она постоянно развивается в соответствии с изменениями социально-экономической среды. Поэтому компаниям необходимо постоянно анализировать свою деятельность и принимать меры для адаптации бизнеса к новым этическим вызовам и требованиям времени для того, чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость и успешное функционирование компании на рынке.

Представляется, что направления дальнейших исследований могут быть связаны с анализом этических проблем в бизнесе (например, разных европейских и азиатских стран).

[1] Drobot E, Petrenko Y, Hajduk L, Bencic S. (2024). The concept of business ethics circles in the context of sustainable development. Journal of Infrastructure, Policy and Development. 8(7): 5162. https://doi.org/10.24294/jipd.v8i7.5162.

[2] Поисковой запрос был сформулирован на английском языке. Данные представлены на 26 января 2024 г.


References:

Upravlenie loyalnostyu sotrudnikov organizatsii [Managing employee loyalty in an organization]. (2017). Vestnik Irkutskogo universiteta. (20). 182-184. (in Russian).

Ahmadian A., Khosrowpour S. (2017). Corporate Social Responsibility: Past, Present, and Success Strategy for the Future Journal of Service Science. (10(2)). doi: 10.19030/iss.v10i1.10063.

Aleksandrov A. V. (2020). Otvetstvennye investitsii (ESG) kak biznes-standart XXI veka [Responsible investments (ESG) as a business standard of the 21st century]. Banking (bankovskoye delo). (8). 13-17. (in Russian).

Bannikova A. S. (2022). Etika biznesa kak faktor ustoychivogo razvitiya [Business ethics as a factor of sustainable development]. Studencheskiy vestnik. (32-3(224)). 7-9. (in Russian).

Baranova E.S. (2018). Etika biznesa kak institutsionalnyy faktor ustoychivogo razvitiya [Business ethics as an institutional factor of sustainable development]. Shadow Economy. 2 (1). 29-34. (in Russian). doi: 10.18334/tek.2.1.40566.

Bekmurzaev I.D., Nasonov S.V. (2020). Etika vedeniya biznesa: teoreticheskie osnovy [Ethics of doing bussines: theoretical bases]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (6). 719-721. (in Russian). doi: 10.34925/EIP.2020.119.6.149.

Bodrova M.I. (2019). Chelovecheskiy kapital i sotsialnaya otvetstvennost – istochniki dlya formirovaniya vysokoeffektivnoy organizatsionnoy kultury [Human capital and social responsibility are the sources for the formation of a highly effective organizational culture for the development of enterprises in the Russian Federation]. Creative Economy. 13 (9). 1635-1650. (in Russian). doi: 10.18334/ce.13.9.41012.

Chernysheva A. S. (2020). Eticheskie dilemmy dobra i zla v menedzhmente i sposoby ikh resheniya [Ethical dilemmas of good and evil in management and ways to solve them] New information technologies as the basis for effective innovative development. 132-135. (in Russian).

Chulapov A. A. (2013). Etika biznesa, korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost i preodolenie tipichnyh krizisov razvitiya po Greyneru: metodologicheskiy aspekt [Business ethics, corporate social responsibility and overcoming typical development crises according to Greiner: a methodological aspect] Moscow: Finansovyy universitet pri Pravitelstve Rossiyskoy Federatsii. (in Russian).

Drobot E, Petrenko Y, Hajduk L, Bencic S. (2024). The concept of business ethics circles in the context of sustainable development Journal of Infrastructure, Policy and Development. (8(7)). 5162. doi: 10.24294/jipd.v8i7.5162.

Drobot E.V. (2021). Analiz kriteriev ustoychivosti, ispolzuemyh v sovremennyh indeksakh korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti [Analysis of sustainability criteria in modern corporate social responsibility indices]. Social Entrepreneurship and Corporate Social Responsibility. 2 (3). 221-232. (in Russian). doi: 10.18334/social.2.3.112090.

Drobot E.V., Makarov I.N., Pochepaev I.A. (2020). Kontseptualnye osnovy ustoychivogo razvitiya v XXI veke: printsip triedinstva i podkhody k otsenke vozdeystviya biznesa [Conceptual foundations of sustainable development in the 21st century: the Triple Bottom Line concept and approaches to business impact assessment]. Leadership and Management. 7 (4). 643-658. (in Russian). doi: 10.18334/lim.7.4.110931.

Drobot E.V., Makarov I.N., Pochepaev I.A. (2021). Kak kompanii mogut ispolzovat chelovecheskie resursy dlya dostizheniya tseley ustoychivogo razvitiya [How companies can use human resources to achieve sustainable development goals]. Leadership and Management. 8 (1). 85-108. (in Russian). doi: 10.18334/lim.8.1.110932.

Eliseeva, M. A. (2009). Korporativnyy eticheskiy kodeks kak sotsialnyy instrument upravleniya kommercheskoy organizatsiey [The corporate code of ethics as a social tool for managing a commercial organization] Moskva. (in Russian).

Filippovich A. A. (2019). Kodeks delovoy etiki kak element antikorruptsionnoy programmy [The code of business conduct as an element of the corruption countering program]. Konkurentnoe pravo. (1). 29-31. (in Russian).

Gheraia Z., Saadaoui S., Abdelli H.A. (2019). Business Ethics and Corporate Social Responsibility: Bridging the Concepts Open Journal of Business and Management. (7). 2020-2029. doi: 10.4236/ojbm.2019.74139.

Godfrey A., Azigwe J.B., Awuni A.R. (2016). Business Ethics and Corporate Social Responsibility for Business Success and Growth European Journal of Business and Innovation Research. (4). 26-42.

Guskova N.D., Malyasova M.M. (2014). Sistema formirovaniya organizatsionnoy kultury promyshlennogo predpriyatiya na osnove etiki upravleniya [The system of formation of the organizational culture of an industrial enterprise based on management ethics]. Leadership and management. 1 (1). 27-36. (in Russian). doi: 10.18334/lim.1.1.16.

Hejase H., Farha C., Haddad Z., Hamdar B. (2012). Exploring the Multiple Benefits of CSR on Organizational Performance: Case of Lebanon Journal of Social Sciences. (1). 1-23.

Hejase H.J., Hamdar B, Raslan M. (2013). Business Ethics and Religion in the Financial Business Sector: Case of Syria Journal of Business & Management. (1). 73-111.

Ivanova D. N. (2018). Sovremennaya etika biznesa i praktika korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti v Rossii i Kitae [Modern Business Ethics and Corporate Social Responsibility Practices in Russia and China] Saint Petersburg: Asterion. (in Russian).

Kalimullina E. M. (2016). Znachenie upravlencheskoy etiki v biznese [The importance of management ethics in business]. Economy and society (Ekonomika i socium). (2). 418-420. (in Russian).

Kalintseva M.E., Rybalkina L.G. (1999). O probleme etiki v biznese [About the problem of ethics in business] Organizational and economic problems of increasing the efficiency of metallurgical production. 165-168. (in Russian).

Kaunov E.N., Mironova A.P. (2021). Formirovanie etiki gosudarstvennyh sluzhashchikh: traditsionnye i sovremennye podkhody [Civil servants’ ethics: traditional and modern approaches]. Leadership and Management. 8 (2). 241-252. (in Russian). doi: 10.18334/lim.8.2.112194.

Khanko V. V. (2023). Liderstvo i tekhnologicheskoe predprinimatelstvo v sisteme ESG-faktorov rosta [Leadership and technological entrepreneurship in the system esg growth factors] ESG factors and growth technologies. 130-132. (in Russian).

Khismatullina D. I. (2016). Znachenie upravlencheskoy etiki v biznese [The importance of management ethics in business]. Teoriya i praktika sovremennoy nauki. (3). 549-552. (in Russian).

Larionov I. Yu. (2019). Filosofskaya etika v korporativnom eticheskom kodekse [Philosophical ethics in the corporate ethics code] The pragmatics of a philosophical text. 189-190. (in Russian).

Larionov I.Yu., Matveeva L.M. (2016). Konflikt tsennostey i prinyatie resheniy v etike biznesa [Conflict of values and decision-making in business ethics]. Menedzhment segodnya. (6). 368-378. (in Russian).

Lorinczy M., Sroka W. (2017). Theoretical Assumptions of the Ethical Business Model Cambridge: Cambridge Scholars International Publishing.

Lyskova I. E. (2021). Kultura doveriya kak osnova etiki biznesa [A culture of trust as the basis of business ethics] Political, economic and socio-cultural aspects of regional governance in the European North. 308-312. (in Russian).

Malyshev, A. A. (2023). Etika v biznese i printsip otvetstvennosti v Rossii i v mire [Ethics in business and the principle of responsibility in Russia and in the world]. Financial business. (7). 115-119. (in Russian).

Mamay S. S. (2018). K voprosu o sotsialnoy otvetstvennosti sovremennogo predprinimatelstva [On the issue of social responsibility of modern entrepreneurship] Current trends in science, technology, and education. 188-190. (in Russian).

Melnikov O.N., Yaremchuk A.P. (2017). Doveritelnye i eticheskie otnosheniya kak sotsialno-«tsementiruyushchiy» faktor ekonomicheskikh dostizheniy v innovatsionnom predprinimatelstve [Trust and ethical relationships as a social and “cementing” factor of economic achievements in the innovative entrepreneurship]. Creative Economy. 11 (1). 29-44. (in Russian). doi: 10.18334/ce.11.1.37531.

Merchant P. (2013) A Definition for Business Ethics. Retrieved September 01, 2024, from http://business.lovetoknow.com/wiki/A_Definition_for_Business_Ethics

Mridula G., Preeti E.R. (2014). Business Ethics and Corporate Social Responsibility—Is There a Dividing Line? Procedia Economics and Finance. (11). 49-59. doi: 10.1016/S2212-5671(14)00175-0.

Nilanjana K. (2013). Business Ethics and Corporate Social Responsibility: A Holistic Approach, VSRD International Journal of Business and Management Research. (3). 97-102.

Orlyanskiy E.A. (2010). Eticheskie osnovy predprinimatelskoy deyatelnosti v traditsionnoy rynochnoy ekonomike [Ethical foundations of entrepreneurship in the traditional market economy]. Russian Journal of Entrepreneurship. (6-2). 41-45. (in Russian).

Ovchinnikova N.V., Stepchuk N.V. (2011). Ekologizatsiya proizvodstva i novaya etika biznesa [Greening of production and new business ethics] Current problems of economic development. 273-277. (in Russian).

Pavlyukova E. S. (2017). Rossiyskaya etika biznesa v kontekste natsionalnyh osobennostey zarubezhnyh stran [Russian business ethics in the context of national peculiarities of foreign countries] International Scientific and Technical Conference of Young Scientists of V.G. Shukhov BSTU, Belgorod, 01 May 20, 2017. 6235-6238. (in Russian).

Petrunin Yu.Yu., Borisov V.K. (2000). Etika biznesa [Business Ethics] Moskva: Izdatelstvo Delo. (in Russian).

Salienko N.V., Sokolov G.A. (2023). Transformatsiya kontseptsii korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti (ot KCO k ESG) [Transformation of the concept of corporate social responsibility (from CSR to ESG)]. Nauchnyy aspekt. 4 (6). 393-401. (in Russian).

Samedova E.R. (2010). Eticheskie normy kak faktory snizheniya riska v biznese [Ethic code as a factor in reducing business risk]. Russian Journal of Entrepreneurship. 11 (12-2). 25-30. (in Russian).

Shamanina E. A. (2018). Sotsialnye investitsii i sotsialno otvetstvennoe investirovanie kak formy sotrudnichestva gosudarstva i biznesa v reshenii sotsialnyh problem [Social investment and socially responsible investing as forms of state and business social problem-solving cooperation]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 3 (12). 180-185. (in Russian).

Shaykhulov, E. A. (2022). Sposoby i pravila postroeniya kommunikatsii v IT kompaniyakh [Methods and rules for building communication in it companies]. Agentstvo Sliyaniya i Pogloscheniya. (10(15)). 21-23. (in Russian).

Shikhirev P. N. (2006). Vozmozhna li etika biznesa? [Is business ethics possible?] Business education: quality and competence. 34-47. (in Russian).

Shrader D. E. (2004). Khorosho dlya biznesa, khorosho dlya obshchestva, ili etika biznesa [Good for business, good for society, or ethics of business]. The Bulletin of the Financial Academy. (4(32)). 28-40. (in Russian).

Shushpannikov V.E., Sidorina T.V. (2020). Znachenie biznes-etiki na proizvodstve [The importance of business ethics in production] Psychological and pedagogical aspects of improving the training of university students. 252-254. (in Russian).

Simchenko N.A., Voloshin A.I., Sribnyy V.I. (2019). Korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost [Corporate social responsibility] Simferopol: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennostyu «Izdatelstvo Tipografiya «Arial». (in Russian).

Soloveva S.V., Solovova N.V. (2022). Eticheskie kodeksy professii HR-menedzhera [Codes of ethics for the profession of the hr manager]. Vestnik Samarskogo universiteta. Ekonomika i upravlenie. 13 (1). 88-94. (in Russian). doi: 10.18287/2542-0461-2022-13-1-88-94.

Stazaeva I. V. (2021). Upravlenie reputatsiey korporatsii s uchetom biznes etiki [Corporate reputation management based on business ethics]. Gumanitarnyy nauchnyy zhurnal. (3). 53-59. (in Russian).

Tleubekova A.D., Zhanbozova A.B. (2015). Formirovanie i razvitie korporativnoy etiki kak sredstvo borby s korruptsiey [Formation and development of corporate ethics as a means of combating corruption]. Statistika, uchet i audit. (4). 89-97. (in Russian).

Toguzaeva E. N. (1994). Propaganda biznes-etiki v Rossii: pravovye osnovy [Promoting business ethics in Russia: legal framework]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Ekonomika. Upravlenie. Pravo. 23 (4). 478-483. (in Russian). doi: 10.18500/1994-2540-2023-23-4-478-483.

Tomba S., Sanjoy KH.M. (2013). Ethics in Corporate Social Responsibility IOSR Journal of Business and Management. (9). 16-21. doi: 10.9790/487X-0921621.

Tulchinskiy G. L. (1999). Etika biznesa v sovremennoy Rossii [Business Ethics in Modern Russia]. Mysl: Zhurnal Peterburgskogo filosofskogo obschestva. 3 (1). 168-185. (in Russian).

Vyatkin A.D., Smirnyh S.N. (2020). Etika biznesa i etika otnosheniya k biznesu v usloviyakh krizisa [Business ethics and ethics of attitude to business in a crisis] Science and innovation: modern concepts. 30-35. (in Russian).

Weller A.E. (2016). Practices at the Boundaries of Business Ethics & Corporate Social Responsibility Frederiksberg: Copenhagen Business School (CBS).

Wlodzimierz S., Szanto R. (2018). Corporate Social Responsibility and Business Ethics in Controversial Sectors: Analysis of Research Results Journal of Entrepreneurship, Management and Innovation. (14). 111-126. doi: 10.7341/20181435.

Yallay V. A. (2016). Biznes - etika i ee znachenie v mezhdunarodnom biznese [Business ethics and its importance in international business]. New Science: Problems and Prospects. (2-2(61)). 126-128. (in Russian).

Yatsenko O. Yu. (2014). Etika biznesa kak vyzov XXI veka [Business ethics as a challenge of the 21st century] World science and modern society: current issues of economics, sociology and law. 137-139. (in Russian).

Zabiranaya S. A. (2019). Korporativnaya etika i korporativnaya otchetnost kak instrument sozdaniya delovoy reputatsii i biznes-modeli kompanii [Corporate ethics and corporate reporting - as a tool for creating business reputation and business model of a company]. Nauchnyy almanakh assotsiatsii France-Kazakhstan. (2). 67-70. (in Russian).

Zaynullin S.B., Zaynullina O.A. (2023). Korporativnaya kultura i korporativnyy PR [Corporate culture and corporate PR] Moscow: OOO «Direkt-Media». (in Russian).

Zubarev G. A. (2016). Problemy liderstva i etiki v biznese [Problems of leadership and ethics in business] Chernozem Region Personnel Forum. 36-37. (in Russian).

Страница обновлена: 27.04.2025 в 16:54:44