Motivation for medical school choice: marketing research on students' preferences
Vyatkina N.Yu.1,2, Prisyazhnaya N.V.1,2
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
Download PDF | Downloads: 13
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 18, Number 9 (September 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=71960661
Abstract:
Education serves not only as a training system for the branches of the national economy, but also as a crucial means of social mobility, ensuring the students' continuous professional development and their integration into professional social support networks. In the contemporary era, educational institutions are not only expected to provide students with educational services but also to cultivate a distinctive educational and developmental environment that fosters a positive image and reputation for all stakeholders in the educational process, including those in public discourse, the media sphere, and the industrial labor market.
The article presents the findings of a marketing quantitative study (questionnaire survey of medical university students, n=2062) designed to examine the motivations of choosing a medical university by its primary consumers, namely students from a range of academic disciplines.
The study primarily enabled the identification of the criteria and factors influencing the choice of a medical university by applicants and the analysis of the level of student satisfaction with pursuing their studies at a medical university.
In groups 1-6 of the course, there is a notable shift in the motivational factors underlying the decision to pursue a medical profession. Initially, altruistic ideals, which are typical for the first years of study, tend to drive this decision. However, as students progress through their training, they begin to prioritize the prestige associated with their chosen specialty and the potential future benefits of their chosen place of work. This transition largely explains the tendency for students to prioritize the hierarchy of expectations they have of the education system and the quality of the educational services they receive.
The article may be useful for specialists of the management level of educational institutions in strengthening the image characteristics and brand of the university, managing the students' educational trajectories taking into account the dynamic changes in the requirements of the labor market, as well as planning targeted targeted advertising and marketing strategies of the enrollment campaign.
Keywords: medical education, choice motivation, choice factor, consumers of educational services, student
JEL-classification: I21, I23, I25, I26, I28
Введение.
Актуальность:
Сегодня система медицинского образования в России, основой которой являются, с одной стороны, фундаментальные традиции научных школ, вековая история развития медицинской науки как таковой, меняется, становится более комплексной, наукоемкой, цифровой [1]. Не вызывает сомнения тот факт, что базовые мотивационные установки на реализацию своего трудового потенциала в профессии формируются еще на этапе школьного обучения, когда школьники, выбравшие в качестве будущей профессии медицинскую специальность, концентрируют внимание на подготовке к поступлению в профильный вуз. Внутренняя мотивация профессионального выбора становится ключевым элементом и фундаментом роста и становления молодежи в профессии [2-4].
Медицинское образование является одним из самых трудоемких и длительных, при этом, несмотря на рост коммерциализации медицины и ее переход на цифровые «рельсы», ключевыми мотивационными факторами выбора профессии молодых людей, поступающих на обучение в вуз, являются альтруистические мотивы и стремление к самореализации в сфере медицины, что также определяет в дальнейшем и показатели учебной успеваемости студентов-медиков [5-8]. Безусловно, цифровые контуры развития здравоохранения, определяют рост требований к будущим врачам, задавая более высокую «планку» знаний, умений и навыков – как по профильным дисциплинам, так и по смежным областям знаний в контексте «soft skills» - что, в свою очередь, определяет необходимость выполнения дополнительных образовательных задач студентами на этапе обучения в вузе [7, 8].
Тем не менее, понимание специфики выбранной профессии и осознание ответственности врача за жизнь и здоровье пациента, обусловливает стремление будущих врачей к получению знаний, умений и навыков наилучшего качества – что на этапе выбора вуза во многом определяет ожидания и критерии «отбора» вуза. При этом, будущие студенты, как потребители образовательных услуг, оценивают не только спектр преподаваемых программ и качество образовательных услуг вуза, но и историю университета, репутационные характеристики, престиж выбранной специальности, стоимость обучения и другие аспекты [9-11].
Цель исследования: изучение особенностей мотивации выбора вуза студентами-медиками как потребителями образовательных услуг.
Задачи исследования:
1. Выявить влияние имиджевых характеристик вуза на мотивацию выбора вуза студентами-медиками как потребителями образовательных услуг;
2. Выявить критерии и факторы, влияющие на выбор медицинского вуза абитуриентами;
3. Изучить уровень удовлетворенности студентов обучением в медицинском вузе.
Методология:
В октябре-ноябре 2022 года авторами был реализован анкетный опрос студентов Сеченовского Университета, направленный на изучение особенностей мотивации выбора вуза студентами-медиками как потребителями образовательных услуг. Исследование было реализовано на репрезентативной выборке (с квотными параметрами курса и профильного института) методом анонимного анкетного опроса. Участниками исследования стали студенты Сеченовского Университета (n=2062), обучающиеся по программам специалитета. Из общего числа участников исследования 70,1% составили женщины, что соответствовало структуре генеральной совокупности обучающихся вуза.
Возраст участников исследования включал диапазон от 17 до 34 лет, средний возраст составил 19,6 лет, медианный интервал 18-21 год (69,4±1,1% респондентов находятся в этой возрастной группе).
Четверть опрошенных (26,2±1,0%) являлись первокурсниками, 17,9±0,8% респондентов обучались на втором курсе, а 16,9±0,8% - на третьем курсе. По 13,5±0,8% проходили обучение на четвертом и пятом курсе, а каждый десятый (11,9±0,7%) – на шестом году обучения.
Получали образование за счет государственного бюджетного финансирования 67,6±1,0% обучающихся, а 32,4±1,0% респондентов указали, что получают образование на условиях оплаты. Такое распределение соответствовало структуре генеральной совокупности и позволило реализовать сравнительные замеры показателей групп различных направлений подготовки.
Основная часть.
Для выпускников школ выбор образовательной организации для получения профессии сложен и неоднозначен. Рынок образовательных услуг представлен широким спектром вузов, предлагающих обучение различным специальностям и на различных условиях (платно-бесплатно, очно-заочно). Абитуриенты, как правило, проводят сравнительную оценку рабочих программ и профилей подготовки, выявляют важные для них имиджевые и репутационные вузов, определяют для себя возможности дальнейшего профессионального становления после получения диплома, финансовую выгоду от приобретения профессии. Немаловажным на данном этапе становится помощь в поиске и одобрение сделанного выбора членами семьи и близкими людьми, авторитетное мнение которых порой является определяющим.
По данным проведенного исследования, 72,0±1,0% студентов самостоятельно приняли решение о выборе Сеченовского Университета в качестве места обучения. Наряду с этим, каждый седьмой респондент (13,7±0,8%) признался, что определиться с высшим учебным заведением им помогли родители, друзья, знакомые. Еще 7,5±0,6% студентов поступили в вуз в связи с получением квоты целевого приема, а для 5,5±0,5% выбор места обучения был случайным. В свободных полях студенты (1,3%) отмечали такие факторы, как «вынуждена была перейти», «моя мечта с детства», «потому что он круче других медов» и «больше с моими баллами нигде в Москве на бюджет не берут по моей специальности». В разрезе курса обучения, наибольшее число тех, кто определил место обучения в соответствии с личными предпочтениями обучаются на 1-3 курсах (75,0%, 76,8% и 72,8%, соответственно). При этом представители выпускного курса чаще высказывают мнение об отсутствии личной мотивации (самостоятельного решения) при выборе вуза, а поступили в Сеченовский Университет под влиянием внешних факторов или случайным образом (рисунок 1).
Рисунок 1 – Мотивации выбора студентами Сеченовского Университета в качестве места обучения в зависимости от курса обучения (%)
Для уточнения параметров, обуславливающих выбор Первого МГМУ им И.М. Сеченова в качестве места учебы, были выделены основные мотивы этого выбора. Так, известно, что успешность обучения в вузе зависит от множества факторов и во многом определяется качеством образовательных услуг вуза, репутационными и имиджевыми характеристиками, условиями учебы, традициями и преемственностью, наличием связей и знакомств, которые могут помочь будущему специалисту освоить необходимы знания и умения, а также погрузиться в специализированную профессиональную среду. Несовпадение ожиданий студентов в отношении важных для них аспектов образовательной деятельности может привести к решению об отказе от обучения в вузе или пересмотре направления подготовки.
Критерии и факторы, повлиявшие на выбор медицинского вуза абитуриентами
Основными критериями выбора медицинского вуза обучающимися Сеченовского Университета стали хорошая репутация и престиж образовательной организации (93,4±0,3%), качество образовательных услуг (80,4%) и комфортные условия учебы (73,9±1,0%). Вместе с тем, более половины опрошенных «делали ставки» на сильную рабочую программу по выбранной специальности (67,4±1,0%), ориентированность вуза на развитие в соответствии с мировыми трендами (65,6±1,0%) и наличие инновационных технологий (биологических, клинических, фармацевтических и пр.) с возможностью обучения работы с ними (65,5±1,0%). Однако, более чем для трети студентов (37,8±1,1%) традиции и преемственность, реализуемые в образовательной организации, являются важными при приобретении медицинской специальности. Отметим, что менее пятой части обучающихся основного высшего образования (19,0±0,9%) ориентировались при выборе вуза на наличие связей и знакомств, а еще 14,1±0,8% определили выбор исходя из удобного территориального расположения. Для респондентов, получающих образовательные услуги в Первом МГМУ имени И.М. Сеченова, мотивация выбора учебного заведения базируется, не только на внешних признаках репутации и статуса вуза, но и на непосредственном наполнении деятельности организации.
Примечательно, что среди студентов, сделавших выбор вуза в соответствии со своими личными предпочтениями, больше всего количество тех, кто ориентировался на хорошую репутацию и престиж образовательной организации (95,3%), качество образовательных программ, (85,2%) рабочую программу по выбранной специальности (71,7%), наличие инновационных технологий с возможностью обучения работы с ними (70,5%), а также традициями и преемственностью реализуемыми вузом (40,1%). Похожее распределение можно наблюдать и у тех студентов, чей выбор вуза был связан с получением квоты целевого приема. Наряду с этим, для трети (28,4% обучающихся, поступивших в Сеченовский Университет под воздействием внешних факторов (посоветовали родственники, друзья, знакомые) превалирует количество тех, кто ориентировался на наличие в образовательной организации связей и знакомств (28,4%, рисунок 2).
Рисунок 2 – Мотивации выбора студентами Сеченовского Университета в качестве места обучения в зависимости от мотивации выбора вуза (%)
Влияние имиджевых характеристик вуза на мотивацию выбора студентов места обучения
Интересно, что для абсолютного большинства студентов Сеченовский Университет – это медицинский вуз, известный своими традициями и историей (80,8±0,9%) и выдающийся клинический центр, оказывающий высококвалифицированную медицинскую помощь (75,6±0,6%). Еще около 2/3 обучающихся уверены, что Первый медицинский университет им. И.М. Сеченова – это современная образовательная организация наук о жизни (71,1±1,0%), которая по совместительству является ведущим научно-исследовательским центром (70,7±1,0%). Немного меньше респондентов выделяют в медицинском вузе современные цифровые технологии (69,3±1,0%) и передовые технологии преподавания (64,9±1,1%).
Важно отметить, что абитуриенты чаще самостоятельно принимают решение о месте получения высшего образования по выбранному профилю подготовки, ориентируясь на личные предпочтения и внутренние побудительные мотивы. Образовательная организация, имеющая длительный исторический путь, удовлетворяющая требованиям современности, выступает для них гарантом успешности построения профессиональной карьеры и интериоризации системы социальных норм и ролей.
Удовлетворенность студентов обучением в медицинском вузе
Современные образовательные услуги вуза помимо прямой передачи знаний и навыков подразумевают сопровождающие факторы: знакомство с актуальными инновационными технологиями, наличие необходимых помещений и оборудования для обучения и отработки практических навыков, а также возможности внеучебной деятельности, позволяющие развивать коммуникативные навыки. При обучении студенты проходят этап профессиональной социализации, эффективность которой зависит от сохранения мотивационных настроек, подкрепляемых удовлетворенностью как самим процессом обучения, так и факторами, определяющими образовательный процесс. При наличии уверенности у студентов того, что получаемое образование отвечает требованиям современности и соответствует их ожиданиям, они стремятся больше взаимодействовать со специалистами профессионального сообщества и видят для себя перспективы дальнейшего развития в выбранной сфере деятельности.
Так, проведенное исследование показало, большинство опрошенных студентов удовлетворены качеством образовательных услуг, предоставляемых в Первом МГМУ имени И.М. Сеченова (27,2±1,0% полностью и 50,5±1,1% скорее удовлетворены). Вместе с тем, каждый шестой респондент испытывает неудовлетворенность качеством обучения, при этом процент категорично неудовлетворенных обучающихся составил 5,2±0,5%, а еще 4,6±0,5% - затруднились с ответом.
Примечательно, что с ростом курса обучения зафиксировано снижение удовлетворенности качеством образовательных услуг: на первом курсе число скорее и полностью довольных процессом обучения 87,8% опускается к шестому курсу до 64,2% при повышении количества недовольных с 7,4% на первом курсе до 31,3% - на шестом (рисунок 3).
Рисунок 3 – Удовлетворенность студентов качеством образовательных услуг Сеченовского Университета в зависимости от курса обучения (%)
Это может быть связано с тем, что в начале обучения студенты активнее вовлекаются, погружаются в учебный процесс, отдают себя ему полностью. Тогда как с повышением образовательного уровня, они пробуют себя в трудовой деятельности, имеют меньше времени на учебу (отвлекаются), сравнивают «эталонные» модели, представленные в образовательном процессе с реальными жизненными ситуациями. Наряду с этим, переход с этапа получения общего среднего образования к высшему характеризуется наличием более высоких мотивационных установок за счет сопричастности с когортой специалистов высокого уровня и «примеривания» на себя статусно-ролевых позиций врача (эйфория после поступления) [12, 13].
Отметим, что для сохранения мотивационных составляющих важно, чтобы во время обучения и получения базовых знаний по специальности студенты понимали, что получаемые навыки пригодятся им в будущей профессиональной деятельности и будут соответствовать требованиям современного рынка труда [14].
По данным опроса, более половины респондентов полагают, что качество образования, предоставляемого Первым МГМУ имени И.М. Сеченова, соответствует требованиям современного рынка труда (63,1±1,1%). При этом, повышение критичности в отношении соответствия содержания образовательных программ чаще фиксируется у студентов выпускных курсов.
Это может быть связано с сомнениями в сделанном выборе специальности и вуза, отсутствием запаса времени на дополнительное освоение практических навыков перед началом самостоятельной трудовой деятельности. Все это обуславливает необходимость поддержания мотивационной составляющей у студентов старших курсов через тесное вовлечение в непосредственную практическую деятельность медицинского сообщества и информирование будущих выпускников возможностях профессиональной самореализации в системе практического здравоохранения [15].
Выводы:
1. Ключевыми критериями выбора места обучения для абитуриентов медицинского вуза в настоящее время является: репутация и престиж образовательной организации, качество образовательных услуг и комфортные условия учебы.
2. Ведущим каналом информации о качестве образовательных услуг, предоставляемых вузом выступает медийное пространство (интернет), имеющиеся традиции и история вуза, направления деятельности вуза и престиж специальностей подготовки.
3. Удовлетворенность студентов выбором вуза и качеством образовательных услуг напрямую определяется объемом, усвояемых знаний, умений и навыков, их соответствием требованиям современного рынка труда, конкурентоспособности диплома вуза.
References:
Deutsch T., Lippmann S., Heitzer M., Frese T., Sandholzer H. (2016). Choosing to become a general practitioner - What attracts and what deters? An analysis of German medical graduates' motives Journal of family medicine and primary care. (5(1)). 34–41.
Fadeeva E.V., Volnukhina E.M., Goloschapova M.A., Malina Yu.A. (2015). Marketingovoe issledovanie vybora VUZa i napravleniya obucheniya [Marketing research student selection and direction of training]. Novyy universitet. Seriya «Ekonomika i pravo». (7 (53)). 59-63. (in Russian).
Huang R., Zhou Z., Liu Y., Lin M., Gong M., Xian S., Yin H. (2024). Empathy in undergraduate medical students: a multi-center cross-sectional study in China BMC psychiatry. (24(1)). 414.
Litvinova T.M., Galuzina I.I., Zasova L.B., Prisyazhnaya N.V. (2021). Meditsinskoe obrazovanie v Rossii: vektory perezagruzki v usloviyakh pandemii [Medical education in Russia: vectors of reboot in pandemic conditions]. Natsionalnoe zdravookhranenie. (2(1)). 12-20. (in Russian).
Makar S.V., Yarasheva A.V. (2022). Potrebitelskoe povedenie rossiyan: vozmozhnosti i prioritety [Consumer behavior of Russians: opportunities and priorities]. Population. (4). 68-78. (in Russian).
Popova L. A., Fadeeva I. M., Yurlova E. M. (2017). Professionalnye i sotsialnye faktory, opredelivshie vybor vuza pervokursnikami [Professional and social factors that determined the choice of a university by first-year students]. Ogaryov-Online. (5 (94)). 10. (in Russian).
Prisyazhnaya N.V., Vyatkina N.Yu. (2023). Traektorii professionalnoy sotsializatsii vracha: narrativnoe intervyu. Chast 1 [Trajectories of a doctor's professional development: a narrative interview. part 1]. Sotsiologiya meditsiny. (2). 183–201. (in Russian). doi: https://doi.org/10.17816/socm632475.
Prisyazhnaya N.V., Vyatkina N.Yu. (2024). Traektorii professionalnoy sotsializatsii vracha: narrativnoe intervyu. Chast 2 [Trajectories of professional socialization of a doctor: a narrative interview. Part 2]. Sotsiologiya meditsiny. (1). 183–201. (in Russian). doi: https://doi.org/.
Roos M., Watson J., Wensing M., Peters-Klimm F. (2014). Motivation for career choice and job satisfaction of GP trainees and newly qualified GPs across Europe: A seven countries cross-sectional survey Educ Prim Care. (25). 202–10.
Rother J. F., Seer M., Stegt S., Raupach T. (2024). Explicit motives and personality characteristics in first year medical students: a multicentre quantitative study using McClellands motive disposition theory BMC medical education. (24(1)). 755.
Sa B., Ojeh N., Majumder MAA. (2019). Vzaimosvyaz mezhdu samootsenkoy, emotsionalnym intellektom i empatiey sredi studentov shesti programm po professionalnoy podgotovke v oblasti zdravookhraneniya [The relationship between self-esteem, emotional intelligence, and empathy among students in six health professional training programs]. Teach Learn Med. (31(5)). 536–43. (in Russian). doi: 10.1080/10401334.2019.1607741.
Shaposhnikov V. A., Loginova S. A., Lomovtseva N. V. (2020). Issledovanie kriteriev vybora vuza [Research of university choosing criteria]. Practical Marketing. (8 (282)). 35-40. (in Russian). doi: 10.24411/2071-3762-2020-10040.
Torres-Roman J. S., Cruz-Avila Y., Suarez-Osorio K., Arce-Huamaní M. Á., Menez-Sanchez A. (2018). Motivation towards medical career choice and academic performance in Latin American medical students: A cross-sectional study PloS one. (13(10)). e0205674.
Wu H., Li S., Zheng J., Guo J. (2020). Medical students' motivation and academic performance: the mediating roles of self-efficacy and learning engagement Medical education online. (25(1)). 1742964.
Страница обновлена: 09.04.2025 в 05:19:16