Spirulina market analysis as functional food innovation
Kozlova O.A.1, Sukhostav E.V.1
1 Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина
Download PDF | Downloads: 20
Journal paper
Food Policy and Security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 11, Number 3 (July-september 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=71963607
Abstract:
The development and use of alternative sources of raw materials and food composition represent a pivotal strategy for fostering innovative approaches in the agri-food sector. This is evident in the framework of the Foodnet technology initiative, the strategy for enhancing the quality of food products in the Russian Federation until 2030, and other legal initiatives of the state.
The article considers the potential for utilising one of their novel products in the domain of functional nutrition: spirulina. Currently, research in the areas of production, processing and application of spirulina is open to integration with high-tech technologies.
The results of the analysis of supply and demand indicate that the promising market for spirulina products is poised for significant growth, both in Russia and abroad.
After considering consumer requests, assortment group representation in the market, and main sales channels, it was observed that there has been a positive qualitative perception of spirulina consumption.
However, there are also restrictions on the production of products in the country.
These characteristics demonstrate the initial formation of an innovative market, taking into account the industry's life cycle, and necessitate the implementation of preventive measures.
Keywords: food innovation, functional product, spirulina, alternative protein, market research
JEL-classification: Q13, Q17, Q18
Введение.
В последнее время продовольственный рынок претерпевает существенные изменения, которые связаны с рядом внешних факторов, среди которых наиболее значимыми являются информационно-технологические и социально-демографические. Инновации в области пищевых технологий способствуют разработке новых функциональных ингредиентов, что определяет вывод на рынок более эффективных и полезных для здоровья населения продуктов питания [16]. Рыночный спрос обеспечивают потребители, которые все чаще расставляют приоритеты в повышении качества жизни, упреждение заболеваний, и формируют потребности в профилактических и персонализированных решениях по питанию. Развитие электронной коммерции и специализированных маркетплейсов сделали функциональные продукты и добавки более доступными, расширяя рыночный охват и стимулируя продажи.
Прогнозируя мировой рост рынка функциональных продуктов, по данным Futute Data Stats, ожидается, что к 2030 году он будет оцениваться в 285,4 млрд. долларов с совокупным годовым темпом роста в 8,5% [20].
Потенциал для формирования инновационных рынков питания в будущем признан на государственном уровне и в России. В соответствии со Стратегией повышения качества пищевой продукции в РФ до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2019 № 1364-р [12], разработаны меры, позволяющие создать условия для производства пищевой продукции нового поколения с заданными характеристиками качества, в том числе специализированных, функциональных и обогащенных, органических пищевых продуктов.
Несмотря на новизну тематики, вопросы формирования и развития рынка функциональных продуктов питания в контексте общей характеристики международного и российского рынков рассматривались Молибогой Е.А. с соавторами [10]. Сегментация и структура российского рынка здорового питания в долях продукции, а также структура потребления функциональных пищевых продуктов отражена в исследованиях Асякиной Л.К., Степановой А.А., Тамарзиной Т.В. и др. [1]. Проблематику взаимодействия и единства цепочки между проведения научных инновационных исследований в области функиональных продуктов питания и выведением продукции на рынок выделили в своей публикации Борисова А.В., Шаярова М.В., Шишкина Н.Ю. [4].
Рынок функционального питания охватывает широкий спектр продуктов и важно выбрать наиболее эффективные инновации для выведения на рынок [13]. Несмотря на разнообразие исследований в области функционального питания, по ряду продукций эти данные достаточно ограничены. Представленный в статье анализ направлен на то, чтобы заполнить данный пробел по одному из таких продуктов как спирулина. Как отмечает исполнительный директор компании «Эфко» Иванов С. «…нужны прорывные технологии для создания продуктов из новых источников белков и жиров. Например, в некоторых водорослях, в частности в спирулине, содержится до 70% белков. Производство таких продуктов существенно дешевле и позволит обеспечить население важными для здоровья микроэлементами» [2].
Целью данного исследования является оценка общего состояния развития рынка спирулины в мире и России, с анализом ключевых производителей, видов выпускаемой продукции и основными каналами сбыта.
Элементы научной новизны отражены в обобщении факторов, влияющих на формирование рынка спирулины как инновации функциональных продуктов питания.
Анализируя как существующие тренды, так и появляющиеся тенденции, исследование дает информацию, которая позволит формировать будущие рыночные стратегии всем группам стейкхолдеров при формировании рынка.
Материалы и методы. При изучении теоретических аспектов вопроса развития рынка спирулины использовался монографический метод. Основой исследования является сбор вторичной информации на основе открытых источников, системный анализ, с применением статистических методов обработки информации. Дополнительно использовался современные методы онлайн исследования – нетнографии, при анализе поведения потребителей в информационной среде Интернет; результаты запросов потребителей на Яндекс Вордстат.
В ходе написания данной статьи, информационная база исследований формировалась на основе данных официальных сайтов исследовательских агентств, нормативно-правовых документов, справочных материалов.
Результаты. Ретроспективный анализ исследований в области анализа возможностей использования спирулины как продукта с дополнительными полезными свойствами, помимо традиционной пищевой ценности, показал, что и ранее рассматривались возможности использования спирулины в разных продуктах. Так, в работе Корзун В.Н. (1998) определен потенциал использования спирулины в производстве сухих завтраков [7], Лямин М.Я. с соавторами (2008) рассматривал данную водоросль как перспективное направление кормопроизводства [9], Коновалов С.А., Коновалова О.А., Заболотных М.В. (2017) изучали вопрос использования биологически активных комплексов на основе микроводоросли спирулины в производстве продуктов питания специализированного назначения [6], Крылова Л.В. и Чубучная Г.Е. (2019) определили в целом полезные свойства спирулины, как источника функционального питания [8].
На сегодняшний день интерес к использованию данной водоросли при разработке инновационных пищевых продуктов только возрастает, о чем свидетельствует анализ мирового рынка.
По данным зарубежного консалтингового агентства, к 2030 году объем продаж достигнет около 1,2 млн. долларов, а среднегодовой темп роста составит 10,4 %, что определяет данный рынок как один из быстрорастущих. При этом самые быстрые темпы роста рынка спирулины будут наблюдаться в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Более того, растущее число веганов и возрастающие проблемы со здоровьем повышают спрос среди населения, а соответственно возрастает стоимость спирулины на мировом рынке [20].
Возрастающий спрос на пищевые добавки с натуральными ингредиентами и широкое применение спирулины в производстве продуктов питания и напитков, а также в биотехнологической промышленности являются основными факторами, стимулирующими рост мирового рынка спирулины. Кроме того, ожидается, что расширение научно-исследовательской деятельности крупных игроков в целях разработки продуктов и внедрения инновационных решений будет способствовать сегментированию по использованию и росту целевого рынка.
На данный момент можно представить следующую общую характеристику производства и применения спирулины по виду производства, типу применения и видам продукции, что и отражено в таблице 1.
Таблица 1 – Общая характеристика по производству и применению спирулины
Общая характеристика
|
По виду
производства
|
По применению
|
Виды продукции из спирулины
|
Спирулина — это
уникальная микроводоросль, богатая растительным белком, хлорофиллом,
витаминами группы B, C, D, A и Е, йодом, фосфором, калием и другими
минералами, а также мощным иммуностимулятором — фитоцианом. Спирулина на
68% состоит и из белка, причем по содержанию аминокислот она превосходит
другие белки растительного происхождения.
|
- промышленное
культивирование;
- сбор в природных водоемах |
-
продукты питания и напитки;
- пищевые добавки и фармацевтические препараты; - корма для животных; - косметика и средства личной гигиены. |
-
порошок;
- таблетки и капсулы; -гранулы и желирующие добавки; - в замороженном виде; - в сушеном виде. |
Широкий спектр применимости спирулины складывается из двух основных направлений: использование самой биомассы и использование биомассы спирулины как сырья для получения каких-либо ценных веществ.
Производство водорослей спирулина, которые являются богатым источником белка, в последние годы увеличилось. Это совпало с увеличением спроса на альтернативный белок, что привело к развитию отрасли. Из-за этого пищевые компании начали продавать белки, полученные из различных источников, включая белки, полученные из животных, растений, одноклеточных организмов и спирулины. Макароны, суши и вяленое мясо – это лишь несколько примеров новых продуктов питания, которые были произведены для потребителей на основе спирулины [19].
Инновационным направлением на рынке спирулины является также выведение голубой спирулины, которая содержит концентрированное количество вещества – фикоцианина, и при этом имеет более мягкий или даже нейтральный вкус, что делает его оптимальным ингредиентом для дальнейшего использования [21].
Сегодня на российском рынке спирулина представлена как зарубежными, так и отечественными производителями. Среди иностранных брендов можно выделить следующие: «NOW», «Swanson health products», «Solgar», «Nutrex Hawaii», «Earthrise».
В России производство спирулины по своей сути ограничено тремя ведущими российскими производителями: «Биосоляр МГУ», «В-МИН» («Спирулина ВЭЛ»), «Агро-Виктория» («Спирулина-Сочи»). Положительной стороной производства является то, что для их выращивания требуется меньше площади. Например, 1 кг белка из водорослей может быть произведен на площади в 1,6 м2 (для сравнения: для производства такого же количество белка в свиноводстве потребовалось бы около 50 м2). Водоросли культивируют в открытых бассейнах, трубах или мешках, а также в закрытых емкостях [14]. Имеются также исследования о возможности использования спирулины из озер в Сибири [3].
Однако промышленные установки для выращивания и переработки водорослей в больших объемах еще не разработаны окончательно. И это остается еще одним открытым вопросом инновационных технологий для формирования рынка в будущем. Ведь при таких темпах роста мирового рынка, есть больший потенциал для развития данного агропродовольственного сектора.
Тем не менее, представленность разнообразной продукции из спирулины на рынке довольна разнообразна и дает потребителю весомый выбор.
Доминирующим каналом реализации спирулины являются маркетплейсы: Ozon, Wildberries, Яндекс Маркет. Авторы статьи отмечают, что на маркетплейсах представлено свыше 60 брендов спирулины, которые предлагают к покупке около 100 продавцов. Помимо маркетплейсов спирулина доступна в продаже в аптечных сетях, в частности таких как Еаптека, Аптека.ру, Здравсити, ГорЗдрав, Магнит Аптека, Аптека 36,6, Аптека Медси, Планета Здоровья, Неофарм, Апрель, Живика, Фармакопейка и др. А также потребители могут совершить покупку спирулины в интернет-магазинах здорового питания и пищевых добавок.
В качестве преобладающей формы выпуска выступают таблетки и капсулы 87%, далее следуют порошки 7% и сиропы 6% (рисунок 1).
Рисунок 1 – Формы выпуска спирулины.
Источник: составлено автором по данным [15, 17, 18].
В категории «таблетки и капсулы» большинство позиций представлено в форме таблеток. При этом свойственный спирулине запах, который потребители отмечают как неприятный, более явно, согласно отзывам покупателей, выражен в таблетках.
Также стоит отметить, что производители и продавцы предлагают к покупке смешанные составы, содержащие спирулину. В частности, выделим пищевую добавку, включающую сочетание «спирулина и хлорелла», преобладающую на рынке. Помимо вышеуказанного встречаются смеси спирулины с ламинарией, селеном, L-карнитином, хромом.
Как отмечают производители, самой редкой формой биологически активной спирулины, имеющийся на рынке, являются ее живые клетки. И, например, компания Инфинити получила эксклюзивное право на инновационное производство и реализацию запатентованной разработки ученых МГУ – живой спирулины в сиропе топинамбура [11].
Кроме того, на таких маркетплейсах как Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет представлены готовые продукты, в основе состава которых присутствует спирулина: зубная паста, косметические средства, корма для животных.
Объем упаковки при реализации спирулины доступен к покупке в следующих вариациях: в форме порошка наибольшая представленность 100 гр, а также 180 гр, 300 гр; в форме сиропа - 250 мл, а также 150 мл, 380 мл, 500 мл; в форме таблеток и капсул от 60 до 1600 таблеток в упаковке.
На исследуемом рынке спирулины важно уделить внимание и упаковке товара, так как она играет также важную роль в обеспечении продуктовых инноваций при формировании рынков, и позволяет не только расширять ассортимент продукции, но и улучшать условиях хранения и транспортировки [5]. Внедрение новых технологий упаковки, предоставляет возможность компаниям адаптироваться к изменяющимся потребительским предпочтениям и соответственно повышать свои конкурентные преимущества.
Упаковка спирулины представляет собой преимущественно пластиковую банку, дой-пак или зип-лок пакеты, реже картонную упаковку или какую-либо другую тару. В данном контексте необходимо добавить, что производители используют в том числе прозрачную тару, что имеет место и для пластиковых банок, и для различного вида пакетов. Это позволяет потребителю изначально видеть качество товара. Тем не менее, исследования, направленные на то, что замороженная спирулина сохраняет больше полезных веществ, привели к необходимости использования нового типа упаковки, условий хранения и соответственно транспортировки и продажи.
В целом маркетинговые функции упаковки направлены на подчеркивание
натуральности продукта конкретного производителя с помощью использования слов «organic», «bio», «натуральный», «премиум» или содержит краткие данные, фразы о пользе спирулины такие как: «укрепление иммунитета», «детокс организма», «улучшение пищеварения», «энергия», «коррекция веса», «улучшает обмен веществ», «выводит токсины», «повышает выносливость», «поддерживает иммунитет» и прочее [15, 17, 18].
На основе проведенного исследования современным методом нетнографии, в основу которого были заложены 10 000 отзывы потребителей о продукте на крупных маркетплейсах, таких как Wildberries, Ozon за 2023-2024 гг., можно отметить, что 97% отзывов в целом о продукте положительные и потребители признают важность его использования в питании. Останавливая внимание на пользе спирулины, потребители в отзывах отмечают, что приобретают спирулину с целью контроля аппетита, снижения веса, улучшения состояния кожи, поднятия показателя железа в организме, поддержания иммунитета.
Возрастающая популярность спирулины подтверждается и увеличением количества различных поисковых запросов. Так, согласно сервису Яндекс Вордстат, потенциальные потребители интересуются преимущественно пользой от приема спирулины, инструкцией по применению, отзывами других пользователей.
Ценовые предложения спирулины варьируются в среднем от 200 руб. до 3 000 руб. Значительная градация цены связана с различием форм выпуска, объема упаковки, составом (наличием дополнительных веществ в составе помимо спирулины), популярностью бренда на рынке здорового питания и пищевых добавок.
Для проведения более углубленного сравнительного анализа рассмотрим несколько конкретных брендов спирулины более детально в рамках отдельных критериев. Для проведения анализа выбраны популярные зарубежные и российские производители спирулины (таблица 2).
Таблица 2 – Сравнительный анализ брендов спирулины
Бренд
|
NOW
|
Swanson
|
Биосоляр
МГУ
|
Спирулина
ВЭЛ
|
Производитель
|
NOW
Foods
|
Swanson
Health Products
|
Биосоляр
МГУ
|
В-МИН
|
Страна
|
США
|
США
|
Россия
|
Россия
|
Преимущественная
форма выпуска
|
таблетки
|
таблетки
|
сироп
|
таблетки
|
Преимущественный
вид упаковки
|
пластиковая
банка
|
пластиковая
банка
|
пластиковая
банка
|
картонная
упаковка
|
Объем
упаковки
|
100
таблеток
по 500 мг, 200 таблеток по 500 мг, 120 таблеток по 1000 мг |
180
таблеток
по 500 мг |
250
мл,
380 мл, 500 мл |
60
таблеток
по 500 мг, 120 таблеток по 500 мг |
Цена
|
от 700 руб.
до 2500 руб. |
от 1300 руб.
до 1700 руб. |
от
700 руб.
до 1900 руб. |
от
200 руб.
до 600 руб. |
Каналы
реализации
|
Ozon,
Wildberries, Яндекс Маркет, интернет-магазины, аптечные сети |
Ozon,
Wildberries, Яндекс Маркет, интернет-магазины, cайт Swanson (swanson.su) |
Ozon,
Wildberries, Яндекс Маркет, сайт ООО «БИОСОЛЯР МГУ» (spirulina-mgu.ru) |
Ozon,
Wildberries, Яндекс Маркет, аптечные сети |
Другие
продукты производителя
|
большое
количество различных пищевых добавок
|
большое
количество различных пищевых добавок
|
отсутствуют
|
спирулина
с селеном, гепавит, чистовит |
На основании сравнительного анализа брендов спирулины отметим, что ведущие производители спирулины выпускают пищевую добавку преимущественно в форме таблеток, используя в качестве упаковки пластиковые банки. Стоимость спирулины в среднем варьируется от 200 до 2500 руб. в зависимости от объема упаковки. Ведущими каналами реализации являются маркетплейсы, позволяющие охватить широкую аудитории потребителей. Помимо этого, большинство представленных в таблице производителей реализуют спирулину посредством аптечных сетей. Зарубежные представители пользуются возможностью продажи спирулины через различные интернет-магазины пищевых добавок и здорового питания. Также целесообразно обратить внимание на другие продукты, выпускаемые рассматриваемыми производителями спирулины. Для зарубежных представителей в этом контексте характерен широкий ряд позиций различных пищевых добавок, спортивного питания и косметических средств. Российские производители спирулины имеют более узкий профиль, что выражается либо в небольшом количестве прочих позиций, либо в полном их отсутствии.
Выводы.
Как отмечают специалисты, к 2050 году человечеству потребуется дополнительно 265 млн тонн белка ежегодно. Чтобы сегодня обеспечить растущее мировое население полноценным белком, нужны инновационные подходы [14]. Одним из таких альтернативных вариантов является спирулина, которая также содержит в себе большое количестве микроэлементов и витаминов. В целом, спирулина демонстрирует большие перспективы как функциональный продукт питания, предлагая богатый источник питательных веществ и потенциальную пользу для здоровья. При дальнейших исследованиях и инновациях это может сыграть важную роль в содействии здоровым привычкам питания и улучшению общего благополучия населения страны.
Как показывает общий анализ формирования рынка в России и за рубежом, спрос только возрастает со стороны потребителей и ожидаемый высокий темп роста делает производство спирулины одним из перспективных бизнесов при производстве разных ассортиментных групп.
Однако в настоящее время требуется стимулирование процессов научных исследований в области производства и переработки данного типа микроводорослей, а также консолидаций усилий с бизнесом по внедрению инноваций в производство и выведения на рынок. В будущем это позволит занять рыночную нишу на быстрорастущем рынке и стать конкурентоспособными на рынке альтернативных продуктов питания.
References:
Acumen: Spirulina market size – global industry, share, analysis, trends and forecast 2022-2030. Retrieved May 25, 2024, from https://www.acumenresearchandconsulting.com/spirulina-market
AlFadhly N.K.Z., Alhelfi N., Altemimi A.B., Verma D.K., Cacciola F., Narayanankutty A. (2022). Trends and technological advancements in the possible food applications of spirulina and their health benefits: a review Molecules. (27). 5584. doi: 10.3390/molecules271755.
Asyakina L.K., Stepanova A.A., Tamarzina T.V., Loseva A.I., Velichkovich N.S. (2022). Rossiyskiy rynok funktsionalnogo pitaniya dlya zdorovogo obraza zhizni cheloveka [Functional food russian market for a healthy lifestyle]. Sotsialno-ekonomicheskiy i gumanitarnyy zhurnal. (3). 29-41. (in Russian). doi: 10.36718/2500-1825-2022-3-29-41.
Bazhenova O.P., Konovalova O.A., Mikhaylov V.V., Boyko T.V. (2023). Ekologicheskoe sostoyanie i bioresursy ozera Solyonogo (g. Omsk) [Ecological status and bioresources of Salt Lake (Omsk)] (in Russian).
Borisova A.V., Shayarova M.V., Shishkina N.Yu. (2021). Funktsionalnye produkty pitaniya: svyaz mezhdu teoriey, proizvodstvom i potrebitelem [Functional food products: the relationship between the theory, the production and a consumer]. Novye tekhnologii. (1). 21-32. (in Russian). doi: 10.47370/2072-0920-2021-17-1-21-32.
Functional food market size, share, trends. Retrieved June 20, 2024, from https://www.futuredatastats.com/functional-food-market
Konovalov S.A., Konovalova O.A., Zabolotnyh M.V. (2017). K voprosu o ispolzovanii biologicheski aktivnyh kompleksov na osnove mikrovodorosli spiruliny (artrospiry) v proizvodstve produktov pitaniya spetsializirovannogo naznacheniya [Biologically active complexes based on spirulina microalgae (arthrospores) in the production of specialized food products] Prospects for the production of new generation food products. 568. (in Russian).
Korzun V.N., Kovbasa V.N., Mironova N.G. (1998). Ispolzovanie spiruliny v proizvodstve sukhikh zavtrakov [The use of spirulina in the production of breakfast cereals]. Khranenie i pererabotka selkhozsyrya. (7). 43-45. (in Russian).
Kozlova O.A., Nechaeva E.V. (2011). Innovatsii v sisteme marketingovogo upravleniya tovarnym assortimentom predpriyatiya [Innovations in the marketing management system of the company's product range]. Marketing and marketing research. (4). 310-318. (in Russian).
Krylova L.V., Chubuchnaya G.E. (2019). Spirulina kak istochnik funktsionalnogo pitaniya [Spirulina as a source of functional nutrition] Consumer market: quality and safety of goods and services. 76-85. (in Russian).
Lyamin M.Ya., Chernova N.I., Zaytsev S.I. (2008). Promyshlennoe proizvodstvo spiruliny kak perspektivnoe napravlenie kormoproizvodstva i povyshenie kachestva pitaniya cheloveka [Industrial production of spirulina as a promising area of feed production and improving the quality of human nutrition]. Agrobiznes-Rossiya. (5). 60-62. (in Russian).
Moliboga E.A., Sukhostav E.V., Kozlova O.A., Zinich A.V. (2022). Analiz rynka funktsionalnogo pitaniya: rossiyskiy i mezhdunarodnyy aspekt [Functional food market analysis: russian and international aspects]. Food Processing: Techniques and Technology. (4). 775-786. (in Russian). doi: 10.21603/2074-9414-2022-4-2405.
Razali N. Rhythm in blue: Blue spirulina firm to enter South East Asia, introduce new blends. Retrieved June 14, 2024, from https://www.nutraingredients-asia.com/Article/2022/08/23/blue-spirulina
Steshits O. (2023). Analiz tendentsiy mirovogo rynka prodovolstviya i ego novyh razvivayushchikhsya segmentov [Analysis of trends in the global food market and its new emerging segments]. Agrarnaya ekonomika. (5 (336)). 81–93. (in Russian). doi: 10.29235/1818-9806-2023-5-81-93.
Страница обновлена: 30.04.2025 в 19:00:50