Managing the competencies of new technological development units (on the example of professional technology brokers)

Moskvitina E.I.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 18, Number 7 (July 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=68533892

Abstract:
The article is a continuation of the author\\\'s dissertation research devoted to the creation of the model of regional innovation subsystem and is intended to deepen the obtained results in terms of proposals for the development of technological brokerage. On the basis of the analysis of modern domestic scientific works devoted to technological brokerage and thematic queries in the system Yandex Wordstat, it is established that there has been insufficient interest in the problem to date. At the same time, most of the scientific works focus on the role and tasks of technobrokers in the scientific and technological development of the Russian Federation. Based on the analysis of experience in the application of the competency-based approach in the transformation of economic relations, it was noted that the professional standard serves as one of the key tools for managing the development of business entities' competencies. Moreover, the initiative to develop the standard often comes from below in professional communities and organizations, and is then adopted at the top level of public administration. Based on the comparison of the groups of technobroker competencies described in scientific works with the competencies proposed by the Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation for the assessment of the technobroker qualification, it was found that in practice not enough attention is paid to the competencies in the field of project management. Recommendations on the development of project competencies have been developed.

Keywords: technological development, technology brokerage, technology broker, technobroker, technobrokerage, competency, qualification, professional standard

JEL-classification: O31 O32 O 33



Введение

Концепция технологического развития Российской Федерации до 2030 года определила роль профессиональных технологических посредников (брокеров) как новых субъектов технологического развития наряду с различными технологическими объединениями, научно-образовательными структурами и малыми технологическими компаниями [1].

Результаты анализа современных отечественных научных трудов свидетельствуют о том, что проблемы развития технологического брокерства недостаточно исследованы, на что указывает как небольшое количество научных публикаций, так и количество интернет-запросов по указанной тематике.

В имеющихся научных работах фокус внимания смещен преимущественно в сторону роли технологических брокеров в научно-технологическом развитии и соответствующих задач. Акимкина Д.А., Хрусталев Е.Ю. обосновывают роль технологических брокеров на основе выявленной проблемы отсутствия «диалога» между производителями оборонно-промышленного комплекса и гражданскими, что, например, не позволяет эффективно организовать производство военной технологии на гражданском предприятии, догрузив простаивающие мощности; к задачам технологических брокеров авторы относят налаживание взаимодействия между представителями ОПК и иных секторов промышленности, консультирование по вопросам доработки и адаптации технологии, обеспечение правовой защиты, проведение маркетинговых исследований и другие [3]. Булдаков Н.Р. и В.В. Власова рассматривают категорию «технологический брокеридж», признанный промышленно развитыми странами перспективным направлением для повышения эффективности коммерциализации технологических разработок; к задачам технологических брокеров авторы относят поиск идей, анализ коммерческого потенциала новых технологий, привлечение инвесторов, внедрение перспективных научных технологических разработок и монетизацию [5]. Каширин А.И., Баранов Е.А., Каширин П.А., Филимонов А.В. поднимают проблему низкого уровня запросов на внешние инновации на известных российских брокерских площадках, отмечая, что возможности (компетенции и ресурсы) организаций в разработке и внедрении новых технологических разработок ограничены; к задачам технологических брокеров авторы относят привлечение внешних исполнителей для решения научно-технических проблем и задач, в том числе в рамках развития практики работы краудсорсинговых и скаутинговых компаний [6]. Автором данной работы Москвитиной Е.И. ранее в исследованиях также были выявлены роль и задачи технологических брокеров в инновационном развитии государства, включая региональные инновационные и промышленные подсистемы [8-10]. Вопросы обучения технологических брокеров раскрываются в статье Пудковой В.В., которая отмечает проблему недостаточного уровня развития технологического брокерства как вида профессиональной деятельности и к задачам технологических брокеров относит проектное управление, проведение технологического аудита, анализ законодательства в сфере интеллектуальной собственности [11]; на практике вопросы обучения реализуются в рамках отдельных проектов, например, Школы ТехноБрокеров ИТМО и НИУ ВШЭ НН [23].

Резюмируя результаты анализа ключевых современных научных трудов отечественных авторов, наблюдается недостаточно высокий интерес к проблематике технологического посредничества, что обуславливает необходимость оценки «пользовательско-тематического» интереса и проведение анализа интернет-запросов по ключевым словам. Согласно данным сервиса Яндекс Вордстат по запросу «профессиональный технологический посредник» результаты отсутствуют. По запросам «технологический посредник», «технологический предприниматель», «технологический брокер», «технологическое предпринимательство», «технологическое посредничество», «технологическое брокерство», данные представлены на рисунке 1.

Источник: составлено автором на основе Яндекс Вордстат [24].

Рисунок 1 – Тематические интернет-запросы, шт.

Данные Яндекс Вордстат свидетельствуют о том, что наибольшее число тематических запросов наблюдается в категории «технологическое предпринимательство», однако, принимая во внимание, что технологическое предпринимательство может осуществляться без посредничества, на основе анализа тематических запросов, связанных с технологическим посредничеством, можно предположить, что меньшая часть в категории «технологическое предпринимательство» связана с поиском информации по технологическим брокерам, что еще раз подтверждает сформированное на основе анализа научной литературы положение о недостаточно высоком интересе к рассматриваемой проблематике. Вместе с тем, как было отмечено в начале статьи, на государственном уровне закреплены институционально-стратегические основы технологического посредничества, что во многом обуславливает актуальность исследования вопроса управления развитием компетенций «новых субъектов технологического развития» и определяет цель данного исследования.

Итак, цель данного исследования – выявить ключевые особенности управления развитием компетенций профессиональных технологических посредников как новых субъектов технологического развития. Научная новизна состоит в разработке рекомендаций по актуализации и развитию компетенций технологических посредников (брокеров). Авторская гипотеза заключается в предположении, что ввиду нераспространенности в России практики технологического посредничества модель компетенций технологического брокера на сегодняшний день характеризуется этапом формирования и требует актуализации и дополнения имеющегося перечня компетенций. Методологию исследования составили анализ современной научной литературы российских авторов, контент-анализ коммерческих предложений на сайтах технологических брокеров в лице соответствующих организаций и индивидуальных предпринимателей, анализ практики разработки оценочного инструментария для квалификации «технологический брокер», а также общенаучные методы.

Профессиональный стандарт как ключевой инструмент управления развитием компетенций технологических брокеров

Прежде чем рассматривать особенности управления развитием компетенций технологических брокеров, целесообразно рассмотреть имеющийся в Российской Федерации опыт применения «компетентностного» подхода в условиях трансформации экономических отношений. Ярким примером в этой связи может выступать разработанный и утвержденный в условиях цифровой трансформации профессиональный стандарт «Специалист цифровой трансформации документированных сфер деятельности организации». Механизм разработки и утверждения условно можно разделить на 6 ключевых этапов, как показано на рис. 1

Источник: составлено автором на основе [21].

Рисунок 2 – Этапы разработки и утверждения профессионального стандарта «Специалист цифровой трансформации документированных сфер деятельности организации»

Анализ механизма разработки и утверждения рассмотренного стандарта позволяет отметить важную особенность: процесс разработки стандарта был «запущен» в профессиональном и научно-образовательном сообществе и выведен на государственный уровень, где он получил нормативное правовое закрепление, что во многом свидетельствует об актуальности исследований проблем развития компетенций тех субъектов, практика деятельности которых не нашла должного институционально-правового обеспечения, что актуально и для технологических брокеров. Кроме того, имеющиеся стандарты и соответствующие квалификации также требуют систематического пересмотра и актуализации.

В результате анализа современных отечественных научных трудов выявлены группы задач технологических брокеров, определяющих соответствующие компетенции, как показано на рисунке 3.

Источник: составлено автором на основе [3;5;6;11;14].

Рисунок 3 - Группы задач технологических брокеров, определяющих соответствующие компетенции

Исследование практического опыта функционирования технологических брокеров в лице соответствующих организаций и предпринимателей (Агентство по технологическому развитию [15], Ассоциация брокеров инноваций и технологий [16], Национальная ассоциация трансфера технологий [20], ГК «Деловой Альянс» [17], Московский инновационный кластер [19], техноброкер Гусев Д.В. [22] и др.) позволило установить, что научно-теоретические задачи техноброкеров формализуются в группах компетенций: исследования и аналитика, экспертиза, консалтинг и сопровождение, коммуникации и продвижение. В результате анализа практики разработки модели компетенций для технологического брокера и закрепления ее в рамках профессионального стандарта, выявлено, что в рамках профессионального стандарта «Специалист по управлению интеллектуальной собственностью и трансферу технологий» Советом по профессиональным квалификациям торговой, внешнеторговой и по отдельным видам предпринимательской и экономической деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (далее – ТПП РФ) был разработан и утвержден пример оценочного средства для квалификации «Технологический брокер». Документ содержит перечень компетенций (рис. 4), которые выступают объектом оценки.

Источник: составлено автором на основе [2].

Рисунок 4 – Компетенции для оценки квалификации «Технологический брокер»

Сопоставляя группы компетенций техноброкеров, описанных в научных трудах, с компетенциями, предложенными ТПП РФ для оценки квалификация «Технологический брокер», необходимо отметить, что в научных разработках недостаточно внимания уделено вопросам экологичности технологий, включая наилучшие доступные технологии (но только в контексте технологического посредничества); в свою очередь на практике недостаточно внимания уделяется компетенциям в области проектного менеджмента, требования предполагают знание исключительно основ проектного управления. Вместе с тем, именно проектные навыки во многом лежат в основе успешной коммерциализации технологий, что легло в основу разработанных рекомендаций.

Рекомендации и выводы

Для технологического брокера представляется целесообразным разделить компетенции в сфере проектного управления на 4 ключевых блока: 1) основы проектного управления; 2) проектное управление: индивидуальный уровень; 3) проектное управление: организационный уровень; 4) взаимодействие с органами власти (GR) в рамках национальных, федеральных, ведомственных, региональных и муниципальных проектов, как показано на рисунке 5.

Источник: составлено автором на основе [4;7;12;13;18].

Рисунок 5 – Проектные компетенции для технологических брокеров

Резюмируя полученные результаты исследования:

¾ Выявленный невысокий научный и «пользовательско-тематический» интерес к проблематике технологического посредничества обуславливает актуальность исследования мало изученных вопросов, таких как управление развитием компетенций технологических брокеров;

¾ «Компетентностный» подход формализуется в проекте квалификации «технологический брокер» в рамках соответствующего профессионального стандарта; вместе с тем российская практика развития технологического посредничества ставит вопрос систематического пересмотра и актуализации технологических компетенций;

¾ В рамках доказательного подхода к управлению развитием компетенций технологических брокеров соотнесение научных разработок и практики разработки требований для оценки квалификации «Технологический брокер» обоснована необходимость разработки рекомендаций по развитию проектных компетенций профессиональных технологических посредников, которые позволят повысить эффективность коммерциализации технологий.


References:

Akimkina D.A., Khrustalev E.Yu. (2021). Tekhnologicheskiy broker kak instrument povysheniya naukoemkosti promyshlennosti [Technology broker as a tool for increasing the knowledge intensity of industry]. Controlling. (2(80)). 62-69. (in Russian).

Boychenko O.V., Remesnik E.S. (2022). Organizatsiya sistemy povysheniya kvalifikatsii munitsipalnyh sluzhashchikh v sfere proektnogo upravleniya tsifrovoy transformatsiey [Organization of a system for advanced training of municipal employees in the field of project management of digital transformation]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. (76-2). 29-33. (in Russian).

Buldakov N.R., Vlasova V.V. (2019). Tekhnologicheskiy brokeridzh kak vid predprinimatelskoy deyatelnosti [Technological brokerage as a business]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (5). 721-724. (in Russian).

Chulanova O.L., Kupriyanova E.V., Chulanova D.V., Khozryakova Yu.A. (2022). Proektnye kompetentsii personala v usloviyakh BANI-mira: operatsionalizatsiya, podkhody biznesa i obrazovatelnoy sredy k formirovaniyu i razvitiyu [Staff project competencies in the BANI world: operationalization, business and educational environment approaches to formation and development]. Vestnik evraziyskoy nauki. (4). 28. (in Russian).

Kashirin A.I., Baranov E.A., Kashirin P.A, Filimonov A.V. (2020). Tekhnologicheskiy brokeridzh - mekhanizm resheniya nauchno-tekhnicheskikh problem i zadach [Technology brokerage - a mechanism for solving scientific and technical problems (challenges)]. Innovations. (8(262)). 3-12. (in Russian).

Koptelov A.V., Mashukov A.V. (2023). Razvitie proektnoy kultury pedagogicheskikh i rukovodyashchikh rabotnikov - uchastnikov konkursov professionalnogo masterstva [Development of project culture of pedagogical and managerial employees - participants of professional mastery contests]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. (2(55)). 58-69. (in Russian).

Moskvitina E.I. (2022). Formirovanie modeli regionalnoy innovatsionnoy podsistemy [Model of a regional innovation subsystem] (in Russian).

Moskvitina E.I. (2023). Upravlenie razvitiem patentno-tekhnologicheskogo potentsiala dlya stimulirovaniya tsifrovoy transformatsii promyshlennosti na makroregionalnom urovne [Management of the development of patent and technological potential to stimulate the digital transformation of industry at the macro-regional level]. Kuznechno-shtampovochnoe proizvodstvo. Obrabotka materialov davleniem. (3). 90-95. (in Russian).

Moskvitina E.I., Shedko Yu.N. (2017). Kadrovoe obespechenie innovatsionnogo razvitiya rossiyskogo gosudarstva [Staffing of the innovative development of the Russian state] Fundamental and applied issues of effective entrepreneurship: new solutions, projects, hypotheses. 88-90. (in Russian).

Pudkova V.V. (2022). Obuchenie tekhnologicheskomu brokerstvu dlya ekosistemy natsionalnoy tekhnologicheskoy initsiativy [Technology brokerage training for the ecosystem of the National Technology Initiative] Modern education: integration of education, science, business and government: proceedings of the international scientific and methodological conference. In 2 parts. 71-75. (in Russian).

Shayuk E.I. (2023). Problemnye voprosy vnedreniya gibkogo proektnogo upravleniya v deyatelnost organov gosudarstvennoy vlasti [Problem issues of introducing agile project management in the activities of state authorities]. Vestnik Akademii znaniy. (3(56)). 474-477. (in Russian).

Страница обновлена: 02.02.2025 в 19:25:23