The main vectors and research results of international organizations and foreign scientists in the field of platform employment

Zabelina O.V.1, Anfalova A.V.1
1 «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 11, Number 6 (June 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=67898518

Abstract:
In the article, the authors present the results of a scientific review of current foreign research in the field of platform employment for 2023-2024. The review includes studies conducted under the auspices of international organizations such as the International Labour Organization, the International Social Security Association, the Organization for Economic Cooperation and Development, and the European Education Foundation. The relevance of considering the main conclusions and proposals of foreign experts on the prospects for the development of state regulation and social partnership in the field of labor in the platform economy is caused by the need to take into account international experience when finalizing the development and discussion of the draft law on platform employment in Russia. The article touches upon the experts' points of view on the implementation of decent work in the platform economy, the regulation of the legal status and working conditions of platform employees, the extension of social protection to them, and the creation of institutions for collective representation of the interests of platform employees. The experience of the European Union in preparing the Platform Work Directive and the problems associated with its adoption are considered. The results of the study can be used in the preparation of proposals for amendments and additions to the draft law on platform employment.

Keywords: labor market, platform employment, regulation, platform employee status, social protection

JEL-classification: J21, J23, J24



ВВЕДЕНИЕ

Рынок труда и сфера социально-трудовых отношений претерпевают в настоящее время радикальные изменения под давлением современных вызовов. Переход к цифровой экономике пришёлся на время пандемии и сложной геополитической ситуации, обостряющей конкуренцию за инновации и человеческие ресурсы.

Под влиянием цифровизации во многих странах мира возникают и получают все большее распространение новые формы занятости населения, в т.ч. платформенная занятость. С ростом разнообразных цифровых платформ растет численность занятых на них работников, трансформируются формы организации труда, профессионально-квалификационная структура занятых. Все эти процессы формируются под воздействием определенных факторов и складываются в устойчивые тенденции, выявление которых является важным для эффективного регулирования развития нового сегмента рынка труда.

Следует отметить, что во всех государствах введение феномена платформенной занятости в правовое поле проходит стартовый период, в то же время уже реализовались некоторые подходы и практические решения, которые могут быть адаптированы к российским условиям. Актуальность рассмотрения основных выводов и предложений зарубежных экспертов о перспективах развития государственного регулирования и социального партнерства в сфере платформенного труда вызвана необходимостью учета международного опыта при завершении разработки и обсуждения в России проекта закона о платформенной занятости.

Международная организация труда (далее - МОТ) отмечает, что наиболее сильно влияние цифровой экономики на занятость ощущается в области онлайн-платформ. По данным экспертов МОТ, цифровые платформы открывают новые перспективы трудоустройства, в том числе женщинам, людям с ограниченными возможностями, молодежи и тем, кто на традиционных рынках труда находится в ущемлённом положении [1]. Эти выводы о социальной значимости платформенной занятости совпадают с выводами российских экспертов. Так, по результатам исследования Института социальной политики НИУ ВШЭ «Платформенная занятость: динамика развития и социально-экономические эффекты», максимальную готовность включаться в платформенную занятость показывают «женщины в отпуске по беременности и родам или уходу за ребенком (53,1%), за ними следуют безработные (50,6%), болеющие или нетрудоспособные длительное время или постоянно (41,7%), а также учащиеся и не работающие (39,6%)». [2] Председатель наблюдательного совета Ассоциации цифровых платформ Андрей Шаронов поясняет популярность новой формы занятости на платформах ее доступностью для большинства категорий населения, в том числе уязвимых групп (пенсионеры, матери с детьми, молодежь). [3]

Несмотря на гибкость платформенной занятости и другие возможные преимущества, она сопряжена для работников с проблемами, связанными с нерегулярностью работы, низкими доходами, неблагоприятными условиями труда, суженной социальной защитой и сложностями с отстаиванием своих интересов посредством общественных объединений. Большинство платформенных работников не имеют доступа к социальной защите, что может не только усугублять дефицит достойного труда и неравенство, но и угрожать их здоровью.

Доклад МОТ 2022 г. «Перспективы занятости и социальной защиты в мире: тенденции-2022» [4] отражает обеспокоенность экспертов качеством новых рабочих мест – пандемия резко снизила ожидания потенциальных работников, поскольку работы очень мало, многие вынуждены соглашаться на полное отсутствие социальных гарантий ради заработка. Проблема роста социального неравенства акцентирована и в новом докладе МОТ «Перспективы занятости и социальной защиты в мире: тенденции-2024». [5] В исследованиях российских экспертов отмечается риск прекаризации рабочей силы в условиях распространения платформенной занятости [6], дефицит социальной защиты платформенных работников [7] и рост их спроса на социальную защиту со стороны государства. [8]

На наш взгляд, сложившийся вектор на изучение особенностей феномена платформенной занятости, ее роли на рынке труда и социально-экономических последствий для вовлеченных в нее работников в современных условиях недостаточен. Накопившиеся во многих странах проблемы, вызванные отсутствием или стартовым характером государственного регулирования труда платформенных занятых и работы платформ цифрового труда, требуют как критической оценки странового опыта, так и межстрановых обобщений практики и результатов исследований для выработки гибкой политики, согласующей интересы государства, бизнеса и работников.

Целью данной статьи является систематизация научно-экспертных подходов к решению проблем, связанных с расширением сферы платформенной занятости и развитием ее государственного регулирования в странах мира на основе обзора исследований, проведенных под эгидой авторитетных международных организаций - Международной организации труда, Международной ассоциации социального обеспечения, Организации экономического сотрудничества и развития, Европейского фонда

Новизна работы состоит в критической оценке и систематизации подходов экспертов международных организаций по актуальным для Российской Федерации проблемам реализации достойного труда в платформенной экономике, регулирования правового статуса и условий труда платформенных занятых, распространения на них социальной защиты, создания институтов коллективного представительства интересов платформенных работников.

Включенные в обзор публикации удовлетворяют следующим критериям: предмет исследования – платформенная занятость (ключевые слова: рlatform work; рlatform workers; рlatform employment); опубликованы в 2023-2024 гг.; язык публикации – английский; доступ к полному тексту публикации.

При подготовке статьи авторами были использованы методы контентного и критического анализа, сравнения и обобщения, систематизации.

Результаты исследования могут быть использованы при подготовке предложений о развитии механизмов регулирования платформенной занятости в Российской Федерации.

ПРОБЛЕМАТИКА ПЛАТФОРМЕННОЙ ЗАНЯТОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Основным актуальным исследованием на начало 2024 года является документ МОТ «Реализация достойного труда в платформенной экономике», выпущенный в январе текущего года [9]. В начале в нем рассматриваются бизнес-модели платформ, их преимущества и рыночная власть. Отмечается отсутствие согласованности в терминологии и определении «платформенной экономики» на международном уровне, что порождает, в том числе, проблемы с оценкой масштаба данного явления. С другой стороны, точный подсчет невозможен из-за сосредоточенности больших данных в руках крупных игроков бизнеса.

Со стороны характера труда в исследовании МОТ акцент делается на том, что такой вид занятости обладает некоторыми особенностями, как гибкость и низкие барьеры входа, преобладание в секторах доставки и пассажирских перевозок, возможность получения дополнительного дохода (по оценкам МОТ, только около 30% работников отмечают работу на платформе как основной доход), а также использование методов алгоритмического управления [9].

Результатом проведенного МОТ анализа является вывод о необходимости создания международного стандарта достойного труда в контексте платформенной занятости, так как межстрановое сравнение показало неоднородность развития этой сферы труда: в одних странах регулирование обрело законодательную базу, в других – только разрабатываются подходы [9]. Разработку международного документа МОТ предлагает начать с внутристрановых консультаций с опорой на подготовленные вопросы с основными стейкхолдерами – представительными организациями работодателей и работников. Следующим этапом работы будет их обсуждение на Международной Конференции Труда в 2025-2026 годах.

В литературе большое число исследований относительно платформенной занятости приходится на европейский рынок труда, отличающийся высокой степенью регулирования. Большая историческая переговорная сила работников, используемая для обеспечения более надежной защиты труда и комплексных социальных пособий, нежели у самозанятых, обуславливает тенденции в сфере регулирования труда работников платформ [10]. В контексте дефицита их социальной защиты наиболее популярным способом в Европе на сегодняшний день является попытка реклассификации их в качестве существующей категории наемных работников, покрытой социальным обеспечением [10].

Исходя из быстрого распространения цифровых платформ и последующего роста работников на них, Европейский союз (далее – ЕС) в течение длительного времени (с конца 2021 года) готовит Директиву о работе на платформах (Platform Work Directive) (далее – Директива), направленную на уточнение правил их работы и улучшение условий труда их работников. Первоочередная цель документа – обеспечение правильного определения статуса платформенных занятых. В этой связи ключевые положения Директивы касаются юридической «презумпции занятости» (presumption of employment), закрепляющей статус наемного работника для платформенного занятого при наличии фактов, указывающих на контроль и руководство [11]. Бремя доказывания отсутствия трудовых отношений ложится на плечи платформ. Основным предметом споров среди европейских стран стали критерии обеспечения этого юридического и процедурного инструмента. По оценкам Европейского парламента, Директива, устанавливающая такую ​​юридическую презумпцию, приведет к реклассификации 5,5 миллионов человек, занятых в платформенной работе и ошибочно отнесённых к самозанятым [12].

Против соглашения о Директиве в декабре 2023 года выступило 12 государств-членов, первой из которых была Франция [13]. Даже внутри Европейского Совета существует раскол между более предписывающим и защищающим трудящихся подходом Испании и Бельгии и более гибким подходом Франции и стран Северной Европы, ориентированным на коллективные соглашения [14]. В результате переговоров на момент весны 2024 года принято решение об отмене общих для всех стран критериев, а вместо этого был выбран упрощенный подход, основанный на национальных определениях «работников» и «фактах, указывающих на контроль и руководство» [15]. Однако важно отметить, что «презумпция занятости» также не является панацеей, легко разрешающей сложные противоречия относительно классификации работников. Она представляет из себя лишь процессуальный механизм, который облегчает доступ к охране труда. Реальный объем прав работника в сфере определяют национальные концепции и определения занятости в законодательстве, которые могут быть ограниченными и чрезмерно точными, зачастую с трудом охватывая даже «всех, кто работает», не говоря уже о платформенных занятых [16].

Другим важным нововведением в Директиве стали правила алгоритмического управления, которое представляет из себя абсолютно новое явление в сфере регулирования трудовых отношений. Как отмечается в статье, подготовленной МОТ совместно с Европейской Комиссией в 2022 году, несмотря на цифровую эволюцию алгоритмического управления, оно является разрушительным из-за того, что значительно повышает организационные способности управления сложными экономическими и рабочими процессами, поскольку использует огромные возможности цифровых технологий по сбору, хранению и обработке информации. В алгоритмическом управлении эти технологические достижения объединяются и используются для реорганизации контроля и изменения баланса сил на рабочем месте [17]. Директива ЕС, в свою очередь, закрепляет невозможность увольнения напрямую или на основании решения, принятого алгоритмом или автоматизированной системой принятия решений, что выдвигает необходимость человеческого контроля при работе на цифровой платформе [11].

В исследовании МОТ относительно введения и содержания Директивы отмечается, что, с одной стороны, предлагаемый (на момент написания материала) документ может ввести ряд новых защитных устройств, которые, если их правильно реализовать, обеспечат ощутимые улучшения для работников платформ, несмотря на тот факт, что в некоторых отношениях этот инструмент мог бы пойти дальше и предоставить план прав и средств защиты всем работникам, а не только тем, кто работает через платформы. С другой стороны, этот документ рискует не решить постоянно возникающие проблемы, созданные алгоритмическим управлением и работой на платформе, из-за отсутствия адаптации уже существующих инструментов и неиспользования потенциала Директивы как помощника в координации и согласовании разрозненных источников [18].

Основным выводом исследования Антонио Алоизи и коллег является заключение о том, что недавние изменения в сфере регулирования платформенной занятости отражают устойчивую приверженность дихотомической модели подчинения и автономии [18]. В целом институциональная структура международного, европейского и национального права не предназначена для современных бизнес-моделей, при которых работники географически рассредоточены, рабочие места раздроблены, экономические процессы проводятся через цифровую инфраструктуру, и работа состоит из ряда непрерывных, но непостоянных задач.

Исследования европейских ученых касаются также стран вне ЕС. Например, в 2024 году свою работу по странам Южного и Восточного Средиземноморья представил Европейский фонд образования [19]. В ней отмечается, что в регионе нет достоверной статистики платформенной занятости, однако распространение и популярность платформ свидетельствует об ее росте. Одним из факторов привлекательности работы как на онлайн, так и на локальных платформах для местных жителей является отсутствие возможностей трудоустройства на местах. Кроме того, в данном исследовании среди проблем развития платформенной занятости отмечаются не только стандартные отсутствие гарантий занятости, социальной защиты, карьерного роста и развития, невозможность объединения в профсоюз и представительства своих интересов, но и характерные для данного региона проблемы с международными платежными системами, плохое интернет-соединение, а также выполнение большого количества неоплачиваемой работы для создания репутации, трата времени на подачу заявок и общение с потенциальными клиентами. Несмотря на высокую (относительно местной почасовой зарплаты) запрашиваемую ставку, реально начисленная в итоге значительно меньше. Работникам платформ на местах не гарантируется минимальная заработная плата, а их доход зависит от продолжительности рабочего дня. Кроме того, поскольку они сами несут расходы на работу, такие как топливо и обслуживание автомобиля, заработок за вычетом их становится еще ниже.

Согласно исследованию МОТ о платформенной занятости в развивающихся странах, влияние цифровых платформ на рынок труда здесь отличается от ситуации в развитых странах. В контексте отсутствия адекватной защиты труда государство должно не только осуществлять инвестиции для привлечения и развития цифрового капитала, но и выступать в роли поставщика социальных услуг последней инстанции, предоставляя минимальную социальную помощь уязвимым группам населения, в том числе и тем, кто занят на цифровых рабочих местах [20]. Сара Кук и Ума Рани также отмечают, что в условиях высокого уровня неформальной занятости платформы могут стать источником как достойной работы, так и доходов государства и финансирования социальной защиты. То есть государственное регулирование должно отталкиваться от возможности привлечения цифрового бизнеса к ответственности и созданию требуемых условий, которые в скором времени могут быть закреплены на международном уровне.

Создание где бы то ни было системы социального обеспечения для платформенных занятых – лишь часть проблемы, требующей решения со стороны государственных органов. Обеспечение эффективности работы нововведений сопряжено с подключением работников платформ к этой системе. В организованном под эгидой Международной ассоциации социального обеспечения (далее - МАСО) исследовании, ориентированном на изучение различных страновых практик разрешения вопроса социальной защиты гиг-работников, отмечается, что необходимо внедрение доступной процедуры регистрации и внесения взносов, а также предоставления самих пособий [21]. Например, автоматическое внесение взносов платформами от лица своих работников (Франция, Эстония, Индонезия) [22-24] или электронная система выставления счетов напрямую самозанятым работникам для упрощения процесса (Аргентина, Мексика, Бразилия) [25]. Второй характеристикой системы выступает включение самих платформ в обмен данными и создание взаимосвязи между ними и национальными агентствами [21].

В другом исследовании, проведенном экспертами МАСО, авторы приходят к выводу, что в любой стране так или иначе существует сложность адаптации существующих моделей к более широкой и в то же время гибкой структуре, реагирующей на быстроменяющийся мир труда, в том числе за счет комбинации со стороны работников различных источников дохода [10; 26].

В работах, посвященных развитию сферы платформенного труда, также существует отдельная дискуссия о коллективном представительстве интересов платформенных занятых, и их объединении для защиты собственных прав на постоянной основе, а не по факту их несоблюдения. В конце 2023 года экспертами Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) был выпущен доклад на тему платформенных кооперативов – организаций, которыми непосредственно владеют и демократически управляют работники, использующие веб-сайты и мобильные приложения для продажи товаров и/или услуг [27] Их возникновение авторы исследования связывают с необходимостью создания альтернативы традиционным платформам для решения проблем, связанных со статусом занятости, качеством рабочих мест и асимметрией переговорных сил [27]. В соответствии с оценками проекта «Internet of Ownership», в мире существует более 500 кооперативов-платформ, которые действуют в различных секторах, начиная от культуры и общественного питания, и заканчивая транспортом и туризмом [27].

В зависимости от деятельности, членства и целей их можно разделить на четыре типа: «потребитель/пользователь» (consumer/user), «производитель» (producer), «работник» (worker) и «многосторонний» (multi-stakeholder). Вне зависимости от типа, все кооперативы ставят в приоритет потребности своих членов, используют демократическое управление (один человек – один голос) для ведения своей деятельности и сохраняют контроль над развивающимися технологиями. Первый тип (worker platform cooperative) фокусируется на обеспечении занятости своих членов-работников, второй (producer platform cooperative) – на переговорах по улучшению условий для членов-поставщиков, третий (consumer/user platform cooperative) – на соотношении цены и качества для клиентов-членов, а четвертый (multi-stakeholder platform cooperative) – на объединении различных сторон и минимизацию транзакционных издержек для всех [27].

Результаты исследования гласят о необходимости облегчения и улучшения доступа к финансированию для платформенных кооперативов, разработки и адаптации законодательства с учетом реалий, измененных под воздействием цифровых технологий, предоставления услуг по наращиванию потенциала и поддержки бизнеса для платформенных кооперативов [27].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из результатов исследований международных организаций, можно сделать вывод о завершении в целом как в отдельных странах, так и на межстрановом уровне, этапа определения и формулирования проблем платформенной занятости (в частности, касающихся неопределенности правового статуса работников платформ, дефицита их социальной защиты, регулирования платформенного бизнеса и его воздействия на рынок труда). На данный момент наблюдается переход к разработке конкретных документов, закрепляющих принятые решения. Среди имеющих наибольший потенциал воздействия, наряду с Директивой о работе на платформах Европейского Союза, всеми исследователями отмечается инициированный МОТ международный нормативно-правовой акт, регулирующий платформенную занятость, старт разработке которого дан в 2024 году.


References:

Aloisi A., Rainone S., Countouris N. An unfinished task? Matching the Platform Work Directive with the EU and international "social acquis"Ilo. – 2023. Retrieved February 27, 2024, from https://www.ilo.org/global/publications/working-papers/WCMS_907189/lang--en/index.htm

Aloisi A., Rainone S., Countouris N. Platform-work directive: the clock is tickingSocial Europe. - 2024. Retrieved March 11, 2024, from https://www.socialeurope.eu/platform-work-directive-the-clock-is-ticking

Auto-entrepreneur: an ultra-streamlined, 100 per cent digital system for registering, managing and declaring one’s activities in a few clicks. A practice of URSSAFInternational Social Security Association. – 2022. Retrieved February 27, 2024, from https://www.issa.int/gp/217405

Baiocco S., Fernández-Macías E., Rani U., Pesole A. (2022). The Algorithmic Management of work and its implications in different contexts Background Paper Series of the Joint EU-ILO Project «Building Partnerships on the Future of Work». (9).

Barreix A. D. (2018). Electronic Invoicing in Latin America: English Summary of the Spanish Document Inter-American Development Bank. 595

Bourgery-Gonse T. Is the platform work directive dead?Euractiv. – 2024. Retrieved March 11, 2024, from https://www.euractiv.com/section/gig-economy/news/is-the-platform-work-directive-dead/

Bérastégui P. Provisional deal reached on the Platform Work DirectiveEtui. – 2024. Retrieved March 11, 2024, from https://www.etui.org/news/provisional-deal-reached-platform-work-directive

Cook S., Rani U. Platform work in developing economies: Can digitilisation drive structural transformation?Ilo. - 2023. Retrieved March 06, 2024, from https://www.ilo.org/global/research/publications/working-papers/WCMS_909792/lang--en/index.htm

Entrepreneur accountEstonian Tax and Customs Board. – 2024. Retrieved February 27, 2024, from https://www.emta.ee/en/private-client/taxes-and-payment/taxable-income/entrepreneur-account

New forms of work and platform work in the Southern and Eastern MediterraneanEuropean Training Foundation. Retrieved April 26, 2024, from https://www.etf.europa.eu/en/publications-and-resources/publications/new-forms-work

Ogembo D., Lehdonvirta V. (2020). Taxing earnings from the platform economy: an EU digital single window for income data? British Tax Review.

Platform Work: first green light to new EU rules on employment statusEuropean Parliament. – 2024. Retrieved March 29, 2024, from https://www.europarl.europa.eu/news/en/press-room/20240318IPR19420/platform-work-first-green-light-to-new-eu-rules-on-employment-status

Platform cooperatives and employment: An alternative for platform workOECD Local Economic and Employment Development (LEED) Papers. – 2023. – №. 16. Retrieved June 05, 2024, from https://www.oecd-ilibrary.org/industry-and-services/platform-cooperatives-and-employment_3eab339f-e

Platform work directive: press conference on Wednesday at 11.00European Parliament. – 2023. Retrieved March 29, 2024, from https://www.europarl.europa.eu/news/en/press-room/20231212IPR15855/platform-workers-directive-press-conference-on-wednesday-at-11-00

Platform workers and social protection: International developmentsInternational Social Security Association. – 2023. Retrieved February 27, 2024, from https://www.issa.int/analysis/platform-workers-and-social-protection-international

Platform workers and social security: Recent developments in EuropeInternational Social Security Association. – 2023. Retrieved February 27, 2024, from https://www.issa.int/analysis/platform-workers-and-social-security-recent-developments-europe

Platform workers: Council confirms agreement on new rules to improve their working conditionsCouncil of the European Union. – 2024. Retrieved March 29, 2024, from https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2024/03/11/platform

Realizing decent work in the platform economyIlo. – 2024. Retrieved February 27, 2024, from https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---relconf/documents/meetingdocument/wcms_909906.pdf

Schoukens P., Weber E. (2020). Unemployment insurance for the self-employed: a way forward post-corona IAB-Discussion paper. (32).

Shevchuk A. V. (2022). Trud i vlast v rossiyskoy modeli platformennogo kapitalizma [Labor and power in the Russian model of platform capitalism]. Sotsiologiya vlasti. (3-4). 128-155. (in Russian).

World Employment and Social Outlook 2021: The role of digital labour platforms in transforming the world of workIlo. – 2021. Retrieved June 14, 2024, from https://www.ilo.org/publications/flagship-reports/role-digital-labour-platforms-transforming-world-work

World Employment and Social Outlook: Trends 2022Ilo. – 2022. Retrieved February 27, 2024, from https://www.ilo.org/publications/world-employment-and-social-outlook-trends-2022

World Employment and Social Outlook: Trends 2024Ilo/- 2024/. Retrieved February 27, 2024, from https://www.ilo.org/publications/flagship-reports/world-employment-and-social-outlook-trends-2024

Zabelina O.V., Sergeeva M.V. (2024). Social Security Deficit in New Forms of Employment in Russian Economy Sotsialno-trudovye issledovaniya. (2(55)). 100-111.

Страница обновлена: 16.04.2025 в 07:29:01