Ensuring national security of foreign direct investment inflows and outflows
Kazantseva E.G.1
1 Кемеровский государственный университет
Download PDF | Downloads: 25
Journal paper
Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 7, Number 6 (June 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=68589333
Abstract:
Against the background of intensifying global competition and growing geopolitical tensions, the issue of international cooperation and adjustment of the rules of interaction between countries becomes the subject of special attention. As a result, the forms and methods of state regulation of foreign economic activity, including investment cooperation, are changing. The article gives an overview of the approaches of different states to solving problems related to the risks of weakening national security of foreign direct investment inflows and outflows.
The reasons and dynamics of FDI inflows and outflows in Russia, the USA, the EU, China and the world are analyzed. The importance of finding a balance between ensuring national security and free movement of FDI is substantiated.
Keywords: national security, foreign direct investment, foreign direct investment inflow and outflow, foreign direct investment regulation
JEL-classification: F52, H56, H12
Введение. В настоящее время мировая экономика сталкивается с угрозами, к числу которых относится усиление глобальной конкуренции, геополитическая нестабильность, изменения климата, пандемии. Наблюдается волатильность цен на продовольствие и энергоносители, разрыв цепочек поставок, усиление миграции, снижение темпов экономического роста [13]. Реагируя на угрозы, государства находятся в поиске адекватных форм и методов регулирования экономики. Значительным изменениям подвержены и инвестиционные политики стран.
Меры инвестиционной политики подразделяются на две группы: меры, специфичные для прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и меры, принимаемые для обеспечения национальной безопасности. Целью работы является исследование способов обеспечения национальной безопасности при ввозе и вывозе ПИИ. Информационной базой исследования являются доклады ЮНКТАД, статистические базы «Глобальные потоки прямых иностранных инвестиций за последние 30 лет» (ЮНКТАД), российские и зарубежные стратегии национальной безопасности, нормативно-правовые акты по регулированию ПИИ и др.
Вопросы деятельности органов власти по регулированию ПИИ нашли отражение в работах А.С. Булатова [3], Т.К. Ковалевой [12], Л.В. Царевой [14], В.Н. Зуева, Е.Я. Островской, Д.Р. Гильмановой [8], О.А. Клочко [11], А.Ш. Габараева [4] и других авторов. Сфера исследования охватывает анализ динамики объема и структуры ПИИ, влияние ПИИ на национальную безопасность стран-доноров и стран-реципиентов ПИИ, практики государственного регулирования ПИИ, оценку последствий регулирующего воздействия и др. Учитывая тенденцию к усилению фрагментации в мире, вопрос обеспечения национальной безопасности при осуществлении ПИИ приобретает особую значимость [6].
Работа нацелена на систематизацию и обобщение международного опыта обеспечения национальной безопасности при ввозе и вывозе ПИИ в условиях геополитической нестабильности. Задачи исследования заключаются в установлении особенностей трансформации подходов Российской Федерации, США, ЕС, Великобритании, Китая к содержанию понятия «национальная безопасность»; выявлении особенностей динамики ПИИ в указанных странах и в мире в 1990-2023 годах; обобщении зарубежного опыта нормативно-правового регулирования ПИИ; выделении основных направлений государственного регулирования ПИИ, исходя из приоритетов национальной безопасности.
Теоретико-методологической базой исследования являются положения теории мир-системного анализа и концепции доказательной государственной политики, методы сравнительного и статистического анализа. Исследование выполнено на базе статистических материалов ЮНКТАД, банка нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения национальной безопасности и регулирования ПИИ в Российской Федерации, США, ЕС Великобритании, Китая.
Практическая значимость исследования заключается в возможности учета органами власти обобщённой зарубежной практики нормативно-правового регулирования притока и оттока ПИИ при корректировке направлений регулирования инвестиционной политики в России.
Трансформация подходов к содержанию национальной безопасности и ПИИ. Создание условий для безбарьерного движения ПИИ длительное время рассматривалось как одно из направлений внешнеэкономической деятельности государств, соответствующее идеологии свободного рынка. Увеличение мирового объема ПИИ трактовалось как одно из свидетельств глобализации и стимулировалось на международном и национальном уровнях большинством стран.
Пандемия COVID-19 и возросшая геополитическая напряженность подвергли испытанию сложившуюся модель центро-периферийных отношений и породили множество вопросов о преимуществах глобальной интеграции и обострении мир-системных противоречий между гегемоном, странами центра, полупериферии и периферии. Вопросы консервации неравномерности развития государств и регионов приобрели новую окраску. Активно обсуждается модель геоэкономической фрагментации, нацеленной на обеспечение безопасности групп стран за счет уменьшения зависимости от других стран или регионов [23]. Все большее число стран, относящихся к блокам полупериферии и периферии, заявляет о необходимости следования собственным национальным интересам и выстраивании более справедливого многополярного устройства.
Трактование содержание понятия «национальная безопасность» в стратегиях национальной безопасности расширяется за счет включения в его состав экономической, информационной, экологической, энергетической безопасности, безопасности цепочек поставок [9; 10]. В результате как направления обеспечения национальной безопасности, наряду с ростом обороноспособности, повышением благосостояния, сохранением демократических ценностей, формированием стратегических партнерств, стали рассматриваться:
– привлечение инвестиций в стратегические секторы для наращивания глобальных конкурентных преимуществ;
– усиление контроля над инвестициями в стратегические и инновационные секторы, слиянием и поглощением компаний в этих секторах;
– повышение роли государственных инвестиций:
– безопасность объектов критической инфраструктуры и развитие критических технологий;
– безопасность энергетических и продовольственных систем;
– технологический суверенитет;
– безопасность цепочек поставок;
– разработка в составе коалиций новых «правил дорожного движения» в области экологии, кибербезопасности и международной торговли;
– борьба с транснациональной экономической преступностью;
– контроль над доступом к информационно-коммуникационным технологиям, конфиденциальной личной информацией, информацией, способной формировать общественное мнение и пр. [2; 23-26; 29; 32].
Особое внимание в процессе обеспечения национальной безопасности органы власти стали уделять вопросам инвестирования в стратегические отрасли. При регулировании ПИИ существенную роль стало играть не только их экономическое, но и политическое значение. Инвестиционная политика стала важной составляющей стратегий национальной безопасности и программ социально-экономического развития государств и регионов.
Органами власти государств, с одной стороны, продолжается провозглашение открытой и прозрачной политики в отношении ПИИ, с другой – наблюдается растущая тенденция к реализации мер, которые нацелены на решение проблем национальной безопасности при ввозе и вывозе ПИИ. Двойственность в отношении регулирования ПИИ отражает попытку государств сбалансировать экономические выгоды глобализации с императивом защиты национальных интересов в быстро меняющемся мире [31].
Неравномерная динамика ПИИ. Для конца ХХ – начала XXI века характерны значительные колебания объемов ПИИ. Динамика притока мировых ПИИ с 1990 по 2022 годы представлена на рисунке 1. За 22 года максимального значения приток ПИИ в мире достиг в 2015 году – 2,056 трлн долл. В пандемийном 2020 году объем ПИИ составил всего 961,983 млрд долл., увеличившись на 53,6% до 1,478 млрд долл. в 2021 году. В 2022 году произошло сокращение мировых ПИИ на 12 % до 1,3 трлн долл. из-за снижения объемов финансовых потоков и операций в развитых странах, роста цен на продовольствие и энергоносители.
Рисунок 1. Динамика ПИИ в мире с 1990 по 2022 годы
Источник: составлено по данным [20].
В первой половине 2023 года потоки мировых ПИИ были на 30% ниже, чем в аналогичном периоде 2022 года [29]. Вторая половина года была более удачной. Ожидается, что по итогам 2023 года глобальные потоки ПИИ составят 1,37 трлн долл. (+3% по сравнению с 2022 годом). Однако без учета потока инвестиций в транзитные страны (в основном в Люксембург и Нидерланды) было бы снижение объема ПИИ в мире на 18%, а в развитых странах – на 28% [34]. В 2024 году прогнозируется незначительное увеличение потоков ПИИ при сохранении геополитических рисков и фрагментации мировой экономики.
Динамика притока ПИИ в США была неравномерной. Объем притока ПИИ в США имел максимальное значение в 2015 году и составил 467625 млн долл. (рис. 2). В 2020 году ПИИ в страну составили 95882 млн долл., в 2021 году – выросли на в 4 раза до 387780 млн долл. в 2022 году – снизились на 26,5% до 285057 млн долл.
Отток ПИИ из США составил в 2020 году 204462 млн долл., в 2021 году отток ПИИ увеличился на 71,2 % до 349958 млн долл., в 2022 году – на 6,6 % до 372996 млн долл. Причины оттока ПИИ связаны с ростом процентных ставок и замедлением темпов роста экономики.
По оценкам ЮНКТАД, приток ПИИ в США в 2023 году сократится на 3% [5]. Почти 75% всех прямых иностранных инвестиций в США ожидаются от союзников США (Япония, Великобритания, Канада, Нидерланды, Германия и др.).
Рисунок 2. Динамика ПИИ США с 1990 по 2022 годы
Источник: составлено по данным [19].
Приток ПИИ в ЕС имел пиковое значение в 2007 году – 668322 млн долл. В 2020 году их объем составил 115629 млн долл., в 2021 году – возрос на 31,8% до 152381 млн долл. В 2022 году сократился до (-124948 млн долл.). Максимальный отток ПИИ зафиксирован в 2007 году и составил 905185,6 млн долл. (рис. 3). Сокращение объема ПИИ в 2022 году обусловлено замедлением темпов экономического роста, резким ростом цен на энергоносители. Отток ПИИ из ЕС был крайне неравномерным в последние 3 года и составил в 2020 году – 63582 млн долл., в 2021 году увеличился в 7,49 раза – до 476548 млн долл., в 2022 году – сократился на 79,8% до 96167 млн долл.
В 2023 году ПИИ в ЕС увеличились с отрицательного значения в 150 млрд долл. в 2022 году до положительного в 141 млрд долл. благодаря значительному приросту в Люксембурге и Нидерландах. Без учета этих двух стран приток ПИИ в ЕС сократился бы на 23% [22].
Рисунок 3. Динамика ПИИ в ЕС с 1990 по 2022 годы
Источник: составлено по данным [17].
Приток ПИИ в Китае в основном имел тенденцию к росту, за исключением незначительного падения в 1999, 2000 и 2009 годах (рис. 4). В последние 3 года наблюдался приток ПИИ в Китай, включая и пандемийный 2020 год, когда их объем составил 149342,3 млн долл. В 2021 году объем ПИИ увеличился на 21,6% до 180957,2 млн долл., в 2022 – на 5,8% до 189132,4 млн долл. (максимальное значение за весь период). Отток ПИИ составил: в 2020 году – 153710,3 млрд долл., в 2021 году – 178819,3 (+ 16,6%) млрд долл., в 2022 году – 146503,0 (-18,1%) млрд долл. Максимальный отток ПИИ зафиксирован в 2016 году – 196149,43 млн долл.
В 2023 году ожидается снижение притока ПИИ на 6% [5], что связывается с кризисом на рынке недвижимости, ослаблением спроса со стороны США на китайские товары. Для привлечения ПИИ Китай сократил перечень отраслей, недоступных для иностранного капитала, расширил отмену ограничений на доступ ПИИ в производственный сектор; ослабил условия доступа ПИИ на рынки телекоммуникационных, медицинских и других услуг; переходит к политике равного подхода к китайским и зарубежным предприятиям при проведении государственных закупок и другие меры [7].
Рисунок 4. Динамика притока и оттока ПИИ из Китая с 1990 по 2022 годы
Источник: составлено по данным [16].
В Российской Федерации величина притока ПИИ до 2005 года была незначительной (рис. 5). Пик объема ввозимых ПИИ приходился на 2008 год – 75,856 млн долл. С 2009 года динамика притока ПИИ характеризовалась нестабильностью: в 2020 году – 10409,9 млн долл., в 2021 году – 38638,9 млн долл. (+ 3,52 раза). Изъятие ПИИ из-за рубежа в 2022 году составило 18,681 млн долл. Отток ПИИ из Российской Федерации составил в 2020 году – 6778,1 млн долл., в 2021 году – 64071,6 млн долл. (+9,45 раза), в 2022 году –10440,5 млн долл. (-83,7%). Направления притока и оттока ПИИ из России существенно изменились в связи с обострением геополитической ситуации, введением санкционных и контрсанкционных режимов, пересмотром внешнеэкономической политики в части долгосрочных перспектив сотрудничества.
Рисунок 5. Динамика ПИИ в РФ с 1992 по 2022 годы
Источник: составлено по данным [18].
Оценивая процессы оттока и притока ПИИ в мире и отдельных странах, можно сделать вывод о неравномерности их динамики. На инвестиционную активность государств и крупнейших ТНК повлияли пандемия COVID-19, обострение геополитической нестабильности, замедление темпов экономического роста, изменение подходов к государственному регулированию ПИИ. В перспективе значимым фактором изменения инвестиционных потоков будет выступать изменение расстановки сил в системе центро-периферийных отношений.
Нормативно-правовая база регулирования ПИИ, исходя из приоритетов национальной безопасности. С 2014 года, когда началось нарастание числа вооруженных конфликтов в мире [3], органы государственной власти все чаще исходят из того, что свобода перемещения капитала не всегда позволяет реализовать цели по достижению национальной безопасности. Декларируя необходимость обеспечения безопасности в разных ее проявлениях (общественной, военной, экономической, энергетической, продовольственной, информационной, экологической и др.), правительства принимают меры, направленные на ужесточение контроля над притоком и оттоком ПИИ.
Изменения в нормативно-правовой базе в сторону ужесточения регулирования ПИИ в целях обеспечения национальной безопасности касаются следующих основных параметров. Во-первых, расширяется количество секторов, на которые распространяется регулирование. Во-вторых, снижаются пороговые значения стоимости сделок и долей участия иностранного капитала, при которых проводится регулирование ПИИ. В-третьих, расширено количество критериев для проведения скрининга ПИИ. В-четвертых, увеличиваются сроки проверки потенциальных ПИИ. В-пятых, удлиняются сроки для «восстановления нарушенного права», т.е. период времени, когда органы власти могут блокировать ПИИ и вводить санкции и штрафы за несоблюдение требований инвестиционного законодательства. В-пятых, усиливается внимание к субъектам инвестирования.
Примеры нормативно-правовых актов по регулированию ПИИ в интересах обеспечения национальной безопасности, принятые в РФ, ЕС, США, Великобритании, Китае, представлены на рисунке 6. Нормативно-правовые акты по регулированию инвестиций принимаются и на международном уровне. Так, ОЭСР в 2009 году разработаны Руководящие принципы для стран-получателей инвестиций по вопросам, связанным с национальной безопасностью [28], чтобы помочь странам разработать и внедрить инвестиционную политику для достижения целей в области национальной безопасности с минимальным возможным воздействием на инвестиционные потоки.
Рисунок 6. Примеры нормативно-правовых актов по регулированию ПИИ в целях обеспечения национальной безопасности
Источник: составлено автором.
Руководство нацеливает на то, чтобы ограничения на инвестиции или условия сделок не были больше, чем это необходимо для защиты национальной безопасности, и их следует избегать, когда другие меры являются адекватными и уместными для решения проблем национальной безопасности. ОЭСР признает, что каждая страна имеет право определять, что необходимо для защиты ее национальной безопасности с использованием точных методов оценки рисков, которые отражают условия, институты, ресурсы страны. Ограничения инвестиций рекомендуется применять в качестве крайней меры, когда другие меры (например, отраслевое лицензирование, политика в области конкуренции, регулирование финансового рынка) не могут быть использованы для устранения проблем, связанных с безопасностью [28]. Отметим, что ОЭСР и ЮНКТАД высказывают озабоченность, что под прикрытием политики, направленной на обеспечение национальной и общественной безопасности, может скрываться «замаскированный» протекционизм.
В последние годы наблюдается тенденция к усилению проверки ПИИ. Большинство мер по проверкам ПИИ по соображениям национальной безопасности было введено США, Австралией, Австрией, Канадой, Францией, Германией, Японией, Российской Федерацией, Великобританией и др. В 2022 году на страны с режимами проверки ПИИ пришлось 68 % общего объема ПИИ [21]. При совершенствовании режимов контроля ПИИ наблюдается переход к проверке ПИИ, способных усилить не только реальные, но и потенциальные угрозы национальной безопасности.
Регулирование ПИИ, исходя из приоритетов национальной безопасности. При рассмотрении вопросов государственного регулирования ввоза и вывоза ПИИ уполномоченным органам власти необходимо определиться с ответом на ряд вопросов, связанных с их притоком и оттоком (рис. 7). Перед уполномоченными органами власти стоит задача по повышению способности стран противостоять угрозам национальной безопасности, исходящим от иностранных инвестиций в стратегические отрасли, не ослабляя при этом приток прямых иностранных инвестиций в интересах устойчивого развития страны.
Рисунок 7. Вопросы, требующие решения со стороны органов власти при регулировании ПИИ, исходя из приоритетов национальной безопасности
Источник: составлено автором.
Определяя приоритетные направления и сферы для стимулирования притока инвестиций, государства часто используют формулировки, соответствующие принципу «разрешено все, что не запрещено». Например, США поддерживают трансграничные инвестиции там, где это не противоречит защите интересов национальной безопасности [23]. В Китае декларируется запрет на дискриминацию предприятий с иностранными инвестициями, их продуктов и услуг, иностранных брендов, если иное четко не предусмотрено законами и постановлениями или не связано с национальной безопасностью [35].
Однако число сфер, приток ПИИ, в которые регулируется, исходя из необходимости обеспечения национальной безопасности, возрастает. К числу сфер, ПИИ в которые попадают под особый контроль и требуют согласования со стороны уполномоченных органов власти, в разных странах относятся:
– финансовый сектор;
– доступ к конфиденциальной информации, персональным данным, информации, способной изменить баланс ценностей, представляющих общественный интерес (свобода СМИ, формирование общественного мнения);
– искусственный интеллект, робототехника, полупроводники, телекоммуникации, облачные технологии, квантовые технологии, кибербезопасность и т.п.;
– объекты критической инфраструктуры, включая энергетику, добычу, хранение, распределение и транспортировку газа и нефти, транспорт, водоснабжение и здравоохранение, государственное управление;
– химическая и фармацевтическая промышленность;
– оборонная промышленность и производство продукции двойного назначения;
– машиностроение;
– исследования в области атомной энергии и освоения космоса и др.
В разных странах перечень сфер секторального контроля различается. Так, в России в 2024 году выделяется 50 видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства [1].
Критерии отнесения хозяйствующих субъектов в группы особого контроля при осуществлении ввоза ПИИ отличаются в разных странах. Под ограничения по признаку предполагаемого контроля могут попасть: иностранные инвесторы, которые приобретают 10% или более акционерного капитала предприятий контролируемых сфер; контролируемые зарубежными государствами инвесторы; иностранные инвесторы, попадающие под подозрение как участники легализации доходов от преступной деятельности и т.п.
По признаку страны происхождения выделяются: инвесторы из недружественных (санкционных) стран; инвесторы, связанные с подсанкционными юридическими и физическими лицами или инвесторы, не принадлежащие к определенному экономическому союзу. Например, отсутствие членства в ЕС используется в качестве дискриминационного фактора, по крайней мере, в 4 странах [32].
Имеются различия и органах контроля над движением ПИИ. В первом варианте выделяют специализированные органы контроля. Например, в США функционирует Комитет по иностранным инвестициям США, в России – Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. Во втором варианте контроль над ПИИ осуществляют государственные учреждения наряду с другими функциональными обязанностями.
Различается и объем требуемой документации: от авторизации и представления общего обзора инвестиционного проекта до направления развернутого бизнес-плана с указанием подробных сведений о бенефициарных владельцах и выгодоприобретателях. Контролирующие органы наделяются правом запрашивать дополнительные материалы по планируемым ПИИ, проводить проверку благонадежности потенциального инвестора и блокировать сделки в случае необходимости. В ходе реализации инвестиционных проектов осуществляется их скрининг.
Государства не ограничиваются регулированием притока ПИИ. Объектом регулирования выступает и их отток. Исторически ограничения на вывоз ПИИ были характерны для развивающихся стран и были связаны с рисками нарушения платежного баланса. В последнее десятилетие наблюдается рост ограничений на вывоз ПИИ в странах центра и полупериферии. Меры по ограничению вывоза ПИИ принимаются, исходя необходимости обеспечения национальной безопасности и достижения стратегических целей развития, соблюдения стандартов борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, противодействия финансированию терроризма, из экологических, социальных и управленческих (ESG) мотивов. Среди 94 стран, применяющих ограничения на вывоз ПИИ, примерно две трети из них приняли процедуру утверждения вывоза ПИИ [27].
Наиболее распространенной формой ограничения вывоза ПИИ является система предварительного согласия на их осуществление. Уполномоченные органы устанавливают набор критериев и требований для оценки и регулирования вывоза ПИИ, ориентируясь на пороговые значения стоимости, доли в капитале, секторальные и географические факторы, требования к репатриации средств, период инвестирования и пр. [27].
Секторальные ограничения на вывоз ПИИ часто относятся к финансовой сфере, критическим технологиям, геологоразведке, НИОКР, оборонно-промышленному комплексу, производству продукции двойного назначения в странах, не являющихся союзниками. Географические ограничения могут также применяться к вывозу ПИИ, направленным в страны, не соответствующие рекомендациям ФАТФ или недружественные страны. Приведем примеры последних принятых документов по регулированию вывоза ПИИ. В 2023 году в США был принят Указ о решении проблем инвестиций США в определенные технологии и продукты национальной безопасности в странах, вызывающих обеспокоенность [15]. В нем говорится о необходимости разработки системы регулирования, которая запретит американским компаниям инвестиции за рубежом в передовые технологии и сферы, которые могут представлять потенциальную угрозу национальной безопасности США и отрасли, которые могут повысить разведывательный, кибер- или военный потенциал соперников США [15].
В 2024 году Европейская комиссия выпустила Белую книгу по исходящим инвестициям [30]. Цель – взять под контроль вывоз инвестиций, которые могут быть использованы для повышения разведывательного потенциала и укрепления военной безопасности субъектов, которые могут представлять угрозу для стран, которые осуществляют такие инвестиции. Предполагается осуществлять контроль над вывозом ПИИ в производство передовых полупроводников, искусственный интеллект, квантовые технологии и биотехнологии и т.п. Работа по внедрению и развитию контроля над вывозом ПИИ ведется и в других странах.
Таким образом, на инвестиционную политику все большее влияние оказывает стремление обеспечить национальную безопасность при обострении геополитической напряженности. Потребность в нейтрализации угроз национальной безопасности обусловливает расширение использования механизмов регулирования вывоза ПИИ, связанных с чувствительными секторами национальной безопасности.
Заключение
В современных условиях усиление контроля над ПИИ характерно для большинства стран центра и полупериферии. Активно разрабатываются механизмы государственного и межгосударственного регулирования ввоза и вывоза ПИИ, исходя из соображений национальной безопасности.
Разнообразие и усложнение правил контроля, высокая вариативность при принятии уполномоченными органами решений о возможности осуществлении ПИИ могут стать сдерживающим фактором для углубления международной экономической интеграции, увеличивать административное бремя для органов власти и инвесторов и стать инструментом политического давления стран центра (как основных владельцев инноваций и критических технологий и пр.) на страны полупериферии и периферии. Тенденция по усилению контроля органами власти ПИИ может негативно повлиять на структуру и динамику их объема. В то же время, ограничения ввоза и вывоза ПИИ могут стать стимулом для развития национальных инновационных систем.
Исходя из этого, как на государственном, так и межгосударственном уровнях актуализируется вопрос поиска баланса между обеспечением национальной безопасности и свободным движением ПИИ. В этих условиях для России возрастает значимость обеспечения технологического суверенитета и выстраивания альянсов с дружественными странами для обеспечения национальной безопасности при осуществлении ввоза и вывоза ПИИ.
References:
Aiyar S., Chen J., Ebeke C. Geoeconomic Fragmentation and the Future of MultilateralismNternational monetary fund, 2023. Retrieved March 31, 2024, from https://www.imf.org/-/media/Files/Publications/SDN/2023/English/SDNEA2023001.ashx
Bulatov A.S. (2023). Novye trendy v dvizhenii kapitala v mire i Rossii [New trends in capital flows in the world and Russia]. Voprosy Ekonomiki. (9). 65-83. (in Russian). doi: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2023-9-65-83.
Executive Order on Addressing United States Investments in Certain National Security Technologies and Products in Countries of ConcernThe white house, 2023. Retrieved April 10, 2024, from https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-actions/2023/08/09/executive-order-on-addressing-united
Foreign direct investment. ChinaUnctad. Retrieved March 30, 2024, from https://unctad.org/publication/world-investment-report-2023
Foreign direct investment. Russian FederationUnctad. Retrieved March 30, 2024, from https://unctad.org/publication/world-investment-report-2023
Foreign direct investment. USAUnctad. Retrieved March 30, 2024, from https://unctad.org/publication/world-investment-report-2023
Gabarev A.Sh. (2022). Osobennosti normativno-pravovogo regulirovaniya investitsionnoy deyatelnosti v Yaponii [Features of regulatory and legal regulation of investment activity in japan]. Ekonomika. Pravo. Obschestvo. (1 (29)). 62-70. (in Russian). doi: http://dx.doi.org/10.21686/2411-118X-2022-1-62-70.
Global FDI in 2023 was weak, with lower flows to developing countriesGlobal Investment Trends Monitor. – 2024. – №. 46. Retrieved March 30, 2024, from https://unctad.org/system/files/official-document/diaeiainf2024d1_en.pdf
Global foreign direct investmentUnctad. Retrieved March 30, 2024, from https://unctad.org/publication/world-investment-report-2023
Gorodetskiy A. E., Karavaeva I. V. (2023). Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii: teoreticheskoe obosnovanie i metody regulirovaniya [Economic security of Russia: theoretical justification and methods of regulation] (in Russian).
Integrated Review Refresh 2023. Responding to a more contested and volatile worldPresented to Parliament by the Prime Minister by Command of His Majesty. March 2023. UK. Retrieved March 26, 2024, from https://assets.publishing.service.gov.uk/media/641d72f45155a2000c6ad5d5/11857435
Joint Communication to the European Parliament, the European Council and the Council on «European Economic Security Strategy»JOIN/2023/20 final. Brussels. 2023. Retrieved March 30, 2024, from https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?
Karavaeva I.V., Lev M.Yu. (2023). Ekonomicheskaya bezopasnost: tekhnologicheskiy suverenitet v sisteme ekonomicheskoy bezopasnosti v sovremennoy Rossii [Economic security: technological sovereignty in the economic security system in modern Russia]. Economic security. 6 (3). 905-924. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.6.3.118475.
Kazantseva E.G. (2023). Vliyanie masshtabnyh geopoliticheskikh izmeneniy na investitsionnuyu aktivnost TNK [Influence of large-scale geopolitical of large-scale geopolitical changes on investment activity of tnk]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. (8-1). 48-53. (in Russian).
Klochko O.A. (2023). Novye podkhody k regulirovaniyu pryamyh inostrannyh investitsiy: initsiativy krupneyshikh stran mira i uroki dlya Rossii [New approaches to the regulation of foreign direct investment: initiatives of the world's largest countries and lessons for Russia]. Sovremennaya mirovaya ekonomika. (3 (3)). (in Russian).
Kovaleva T.K. (2019). Inostrannye investitsii i natsionalnaya bezopasnost: Zakon o modernizatsii analiza riska, svyazannogo s inostrannym investirovaniem, ot 13 avgusta 2018 g. kak novyy etap evolyutsii paradigmy obespecheniya natsionalnoy bezopasnosti SShA [Foreign investment and national security: foreign investment risk review modernization act of august 13, 2018 as a new phase of the us national security paradigm evolution]. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. (1-1). 173-188. (in Russian). doi: 10.25799/AR.2019.80.1.018.
Lev M. Yu., Kazantsev S. V. (2024). Tseny, inflyatsiya i bezopasnost obshchestva [Prices, inflation and public safety] (in Russian).
National Defense StrategyDecember 16, 2022. Japan. Retrieved March 26, 2024, from https://www.mod.go.jp/j/approach/agenda/guideline/strategy/pdf/strategy_en.pdf
National Security Strategy. October 2022The White House. Washington. Retrieved March 26, 2024, from https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/11/8-November
Outward FDI policies: promotion and facilitation - regulation and screeningInvestment Policy Monitor. FEBRUARY. – 2024. – № 27. Retrieved March 30, 2024, from https://unctad.org/system/files/official
Recommendation of the Council on Guidelines for Recipient Country Investment Policies relating to National Security, OECD/LEGAL/0372Paris: OECD. 2009. Retrieved April 08, 2024, from https://www.oecd.org/daf/inv/investment-policy/43384486.pdf
Revuenationalestratégique. 2022France. Retrieved March 26, 2024, from chrome-extension://oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/https://www.sgdsn.gouv.fr/files/files/Revue%
The evolution of FDI screening mechanisms: Key trends and featuresInvestment Policy Monitor. 2023. № 25. Retrieved March 31, 2024, from chrome-extension://oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/https://unctad.org/system/files/official
Thirtieth Report on G20 Investment Measures. OECD. United NationsUnctad, 2023. Retrieved March 28, 2024, from https://unctad.org/system/files/official-document/unctad_oecd2023d30_en.pdf
Tsareva L.V. (2021). Kontrol pryamyh inostrannyh investitsiy kak sovremennaya tendentsiya investitsionnogo zakonodatelstva [Control of foreign direct investment as a modern trend of investment legislation]. Zhurnal zarubezhnogo zakonodatelstva i sravnitelnogo pravovedeniya. (5). 94 – 103. (in Russian). doi: 10.12737/jflcl.2021.056.
Wehrhaft. Resilient. NachhaltigIntegrierteSicherheitfür Deutschland- NationaleSicherheitsstrategie. Juni 2023. Retrieved March 26, 2024, from https://www.bmvg.de/resource/blob/5636374/38287252c5442b786ac5d0036ebb237b
White Paper on Outbound Investments. European CommissionBrussels, 2024. Retrieved April 10, 2024, from https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX
World Investment Report Investing in sustainable energy for allUNCTAD. – WIR. – 2023. – 05 Jul. Retrieved March 31, 2024, from https://unctad.org/system/files/official-document/wir2023_en.pdf
Zuev V.N., Ostrovskaya E.Ya., Gilmanova D.R. (2022). Dilemma dopuska pryamyh inostrannyh investitsiy v politike ES i SShA: obespechenie pritoka kapitala i/ili usilenie kontrolya strategicheskikh aktivov? [The dilemma of inward fdi in the eu and u.s. investment policy: ensuring capital inflows and/or strengthening control of strategic assets?]. Kontury globalnyh transformatsiy: politika, ekonomika, pravo. (15(6)). 88-109. (in Russian). doi: https://doi.org/10.31249/kgt/2022.06.05.
国务院关于进一步优化外商投资环境. 加大吸引外商投资力度的意见. 国发〔2023〕11号. (in Russian). Retrieved April 10, 2024, from https://www.gov.cn/zhengce/content/202308/content_6898048.htm
Страница обновлена: 27.04.2025 в 20:59:24