Оптимизация таможенных процедур импорта инновационного оборудования
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 10 (94), Октябрь 2014
Цитировать:
Курников Е.В. Оптимизация таможенных процедур импорта инновационного оборудования // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 10. – С. 103-115.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=22505068
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Рассматриваются пути оптимизации таможенного законодательства России для обеспечения упрощенного ввоза инновационного оборудования, предлагаются возможные мероприятия в этой области.
Ключевые слова: инновации, налоговая политика, оптимизация, малый и средний бизнес, импорт, таможенные платежи, таможня, правовая база, оборудование, льготы
Важным звеном таможенно-тарифной политики во внешнеэкономической сфере национальной экономики является система ее таможенного администрирования, которая реализуется в том числе посредством таможенного налогообложения товаров, перемещаемых юридическими и физическими лицами через границу, в соответствии с избранной таможенной процедурой.
Кроме собственно вопросов взимания таможенных платежей, таможенное администрирование относится также и к механизмам таможенного оформления отдельных групп товаров. Особую значимость в этой связи приобретает влияние процедур таможенного оформления на объемы и скорость ввоза товаров различного назначения. Основная масса товаров ввозится юридическими лицами для целей, связанных с предпринимательской деятельностью – преимущественно торговлей. Использование ввезенных товаров для производственных или иных целей менее распространено. В большинстве случаев товары, ввозимые для вышеприведенных целей, могут быть оформлены в общем порядке без какого-либо ущерба для хозяйственной деятельности компании-импортера.
Путем оптимизации
Необходимо отметить, что существуют и иные, хотя и крайне редко встречающиеся способы использования импортных товаров. Важнейший из них – инновационная деятельность. Не секрет, что бόльшая часть инноваций разрабатывается и внедряется в рамках деятельности крупных производственных и научных структур, в первую очередь транснациональных. Тем не менее различные малые инновационные предприятия и индивидуальные исследователи прочно удерживают свою невеликую долю в общем объеме НИОКР. Учитывая большое количество стартапов, необходимое для появления инновационных технологий, и время от времени возникающую у них потребность в импортном оборудовании, представляется целесообразным как подробно рассмотреть существующие недочеты в области таможенного оформления товаров для этой категории юридических и физических лиц, так и сформировать ряд предложений по оптимизации соответствующих процедур.
В настоящее время импорт товаров физическими лицами регулируется в основном Таможенным кодексом Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, а также Соглашением от 18.06.2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» с изменениями, внесенными Протоколом от 19.10.2011 г. [1].
В соответствии с этими документами (в т.ч. ст. 3 Соглашения), отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из:
- заявления физического лица;
- характера и количества товаров;
- частоты перемещения физическим лицом товаров через таможенную границу.
При этом товары, указанные в приложении 1 Соглашения, не могут быть признаны товарами для личного пользования ни при каких обстоятельствах. Так, пункт 6 данного приложения определяет, что машины, механизмы и оборудование соответствующих товарных групп не могут быть признаны товарами для личного пользования. В соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) к таковым относятся, в том числе:
- станки для обработки любых материалов путем удаления материала с помощью лазерного или другого светового или фотонного луча (группа 8456);
- центры обрабатывающие, станки агрегатные однопозиционные и многопозиционные для обработки металла (группа 8457);
- станки токарные металлорежущие, включая многоцелевые токарные станки (группа 8458);
- оборудование для обработки резины или пластмасс или для производства продукции из этих материалов (группа 8477) [2].
В соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза пошлины с подобных товаров взимаются по специфическим ставкам в размере от 0 до 10 евро за единицу ввозимой продукции в зависимости от конкретной товарной группы. Оформление товаров, указанных в п. 6 приложения 1 к Соглашению, производится в общем порядке с соблюдением всех формальностей как физическими, так и юридическими лицами.
Следует отметить, что таможенная стоимость ввозимых станков весьма рознится, но зачастую составляет более 1 тыс. евро, и это позволяет говорить о ставке пошлины порядка 1–5%, а учитывая необходимость уплаты НДС 18%, реальный размер таможенных платежей составляет не более 25% таможенной стоимости, а зачастую имеет значительно меньшую величину.
Основной сложностью в оформлении подобного рода товаров для физического лица является не уплата таможенной пошлины, а соблюдение всех необходимых бумажных формальностей. Безусловно, граждане имеют полное право воспользоваться услугами таможенных брокеров, но далеко не все из них готовы работать с физическим лицом, да и качество предоставляемых услуг время от времени вызывает нарекания.
Хотя нормативно-правовая база по этому вопросу и отличается вполне достаточной проработанностью, необходимо указать на ее значительный объем и сложность для неподготовленных граждан, что, в свою очередь, приводит к их многочисленным запросам в таможенные органы с целью получения разъяснений и уточнений. Кроме того, граждане, производящие оформление подобных товаров, далеко не всегда соблюдают сроки подачи документов и их полноту. Все это приводит к повышенной нагрузке на таможенные органы, в основном ориентированные на работу с корпоративными участниками ВЭД.
Значительная часть заказываемого физическими лицами за рубежом станочного оборудования относится к инновационным станкам и устройствам, зачастую подключаемым к компьютерной технике или иным электронным управляющим аппаратам. В последнее время в связи с повышением доступности и значительным снижением цен достаточно активно стали ввозить из-за рубежа подключаемое к компьютеру оборудование для лазерной резки (в основном малой и средней мощности, предназначенное для обработки пластмасс, дерева и алюминия), а также различные виды 3D-принтеров, работающих с пластмассами. Учитывая, что это оборудование активно используется в любительской робототехнике, объемном проектировании объектов и иных проектах IT-сферы, нужно отметить его важность как для развития российских информационно-коммуникационных технологий, так и для развития высоких технологий в целом. Тем не менее, несмотря на очевидную пользу, ввоз таких товаров затруднен.
Кроме того, уровень таможенного обложения данной категории товаров неэффективен, т.к. составляет максимум 25% таможенной стоимости, в то время как единая ставка таможенной пошлины по товарам, ввозимым для личного пользования физическими лицами, составляет 30% таможенной стоимости, но не менее 4 евро за килограмм.
Документы в порядке
Аналогичная ситуация сложилась и для различного рода малых инновационных предприятий. В отличие от физических лиц, их обязанности по таможенному оформлению ввозимых товаров не ограничиваются заполнением декларации и сопутствующих документов. В первую очередь инновационное предприятие должно зарегистрироваться как участник ВЭД в банке и открыть соответствующие валютные счета.
К тому же для целей таможенного оформления необходимо получить электронную цифровую подпись (ЭЦП), применяемую в электронном декларировании, которое является обязательным для юридических лиц, участвующих во ВЭД.
Существует два основных варианта получения ЭЦП – напрямую у Центрального информационно-технического таможенного управления (ЦИТТУ) ФТС РФ и у одного из многочисленных доверенных удостоверяющих центров, заключивших соответствующее соглашение с таможенными органами.
В ЦИТТУ направляется сопроводительное письмо, заявка, комплект уставных документов, а также сведения о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя. Кроме того, следует предоставить необходимое количество сертифицированных по требованиям безопасности носителей ключевой информации, зачастую вариации e-token от компании «SafeNet» или Рутокен от компании «Актив».
Заявка подается не позднее, чем за 30 дней до предполагаемого начала использования квалифицированного сертификата ключа электронной подписи.
Выдача удостоверяющим центром таможенных органов ключевых носителей, содержащих квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи и ключи электронной подписи, осуществляется на основании:
- документа юридического лица, подтверждающего правомочия обращаться за такой услугой;
- доверенности от руководителя организации;
- основного документа, удостоверяющего личность физического лица, представляющего интересы юридического лица.
В результате участник ВЭД получает возможность с использованием соответствующего программного обеспечения отправлять электронную декларацию на ввозимые товары в таможенный орган. В случае же обращения в один из доверенных удостоверяющих центров участник ВЭД получает ЭЦП от него и таможенные декларации также передает через программное обеспечение такого удостоверяющего центра. Хотя эти процедуры и не ведут к значительным расходам, тем не менее такие суммы излишне увеличивают те обязательные платежи, которые придется произвести при собственно таможенном оформлении.
Кроме этого на юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отличие от обычных граждан, лежит обязанность по предоставлению тех или иных сертификатов на ввозимый товар. Так как на большую часть сложной технической продукции требуется как минимум декларация о соответствии или сертификат соответствия, то это усложняет и без того непростую процедуру таможенного оформления. К тому же в случае использования различных транспортно-экспедиторских компаний может возникнуть необходимость в предоставлении обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и сборов, что в соответствии с законодательством Таможенного союза может составлять значительные суммы, которые хотя бы и временно, но выводятся из оборота компании-импортера.
Некоторые послабления способен предоставить статус уполномоченного экономического оператора (УЭО), но его получение сопряжено с рядом значительных трудностей. Так, ключевыми условиями, необходимыми для такого статуса, являются:
- предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей в сумме, эквивалентной одному миллиону евро, а в случае вывоза товаров за рубеж – ста пятидесяти тысячам евро;
- осуществление внешнеэкономической деятельности не менее одного года до момента обращения в таможенный орган;
- отсутствие на день обращения в таможенный орган какой-либо задолженности по уплате таможенных платежей;
- отсутствие на день обращения в уполномоченный таможенный орган неисполненной обязанности по уплате налогов и сборов;
- отсутствие фактов привлечения в течение одного года к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела;
- наличие системы учета товаров, позволяющей сравнивать сведения, предоставленные таможенным органам при совершении тех или иных таможенных операций, со сведениями о финансово-хозяйственной деятельности компании.
При этом для российских уполномоченных экономических операторов дополнительными условиями являются:
- отказ от применения упрощенной системы налогообложения;
- отсутствие судимости за преступления в сфере экономики у руководителя юридического лица или его сотрудников, совершающих таможенные операции;
- нахождение в собственности, аренде или иной форме владения помещений, открытых площадок или других территорий, предназначенных для временного хранения УЭО иностранных товаров – в случае применения им таможенной операции временного хранения;
- юридическое лицо не должно являться казенным или государственным унитарным предприятием, в особенности из структур, связанных с ФТС РФ.
Уполномоченному экономическому оператору могут быть предоставлены некоторые преференции в таможенном оформлении:
- временное хранение товаров в помещениях и на территориях уполномоченного экономического оператора;
- выпуск товаров до предоставления таможенной декларации;
- осуществление таможенных операций, связанных с выпуском товаров, на территории, принадлежащей уполномоченному экономическому оператору.
Соответствующий таможенный орган рассматривает заявление о включении в реестр УЭО и принимает по нему решение в срок, не превышающий 100 календарных дней со дня его принятия к рассмотрению. [3]
Таким образом, приходится признать полное несоответствие статуса УЭО потребностям малых инновационных предприятий. Размер обеспечения уплаты таможенных платежей для малых предприятий просто нереален, а необходимость соответствия остальным критериям только ухудшает ситуацию. Кроме того, по своей сути малая инновационная компания, особенно на начальном этапе своего развития, не может похвастаться как объемами внешнеторговых операций, так и историей их проведения. Те немногие послабления, которые предоставляет статус УЭО, также не особо полезны инновационному предприятию, т.к. они начинают давать эффект лишь при больших объемах регулярного импорта, что недостижимо для малой компании.
К сожалению, иных реальных способов упрощения таможенных процедур для инновационных фирм законодательством не предусмотрено. Существует Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», но предоставляемых им механизмов явно недостаточно [4]. Так, статья 24 предусматривает только декларативные меры и ничего, связанного с таможенными органами:
- сотрудничество с международными структурами и иностранными государствами в целях развития малого и среднего предпринимательства;
- содействие в продвижении российских товаров и результатов интеллектуальной деятельности на зарубежные рынки, а также создание благоприятных условий для российских участников ВЭД;
- создание организаций, образующих национальную инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса, осуществляющего внешнеэкономическую деятельность.
Следует отметить, что есть Постановление Правительства РФ «О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий», которое позволяет инновационным компаниям получить льготы, в основном налоговые [5]. Так, например, существует возможность значительного снижения страховых взносов в соответствии со статьей 58 Закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» [6], которая на настоящий момент позволяет их уплачивать по совокупной ставке 20%, в отличие от стандартных 34%. Но государственную аккредитацию вправе получить организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, только при условии, что она осуществляет разработку и реализацию программ и баз данных. При этом ничего не сказано об аккредитации для многочисленных компаний инженерной направленности, ведущих разработку не только программ, но и материальных объектов, а также промышленного дизайна.
Очевидно, напрашивается вывод об отсутствии значимых льгот для инновационных компаний и индивидуальных предпринимателей и необходимости их предоставления. В этой связи приходится учитывать весьма нерадостную ситуацию в экономике и определенные проблемы в бюджетной сфере, которые делают предоставление льгот весьма рискованным мероприятием.
Так, в планах Правительства РФ повышение НДС и НДФЛ в 2018 г., оба налога могут быть повышены на 2% – до 15 и 20% соответственно. В условиях снижения доходов (с 19,6% ВВП в 2015 г. до 18,1% в 2017 г. согласно бюджетным проектировкам) и ограничений на рынках займов повышение налогов – единственный, по мнению Министерства финансов, способ сбалансировать бюджет. Уже заявлено возможное предоставление регионам права вводить налог с продаж с 2015 г. (пока в размере 3%, но обсуждается и 5%), повышение налога на дивиденды для физических лиц с 9 до 13% и акциза на дорогие сигареты, а также введение акциза на газ, поставляемый по «Голубому потоку» в Турцию. Кроме того, рассматривается возможность унификации ставок НДС по многим товарным группам и введение прогрессивной ставки НДФЛ [7].
Внедрение сегодня – эффект завтра
Учитывая воздействие иностранных экономических санкций, можно с уверенностью говорить как о замедлении темпов роста экономики, в особенности создания новых предприятий, так и об исчерпании резерва поступлений по имеющимся налогам и сборам. Так, Внешэкономбанк заявил о грядущем сокращении кредитования как крупных, так и более мелких, в том числе региональных, банков, что в перспективе может привести к уменьшению количества кредитов, выдаваемых представителям малого и среднего бизнеса [8]. Все это свидетельствует о значительных экономических сложностях России и явной неготовности органов государственной власти в сложившихся условиях к расходованию средств на те или иные льготы.
Тем не менее предоставление таможенных льгот физическим лицам, а также малым инновационным предприятиям и предпринимателям все-таки имеет смысл. В первую очередь, это связано с тем, что любые повышения существующих и введение новых налогов, по сути, является тактической мерой, которая не способна принести положительный эффект в долгосрочной перспективе. Повышение ставок налогов всегда менее эффективно, чем создание новых налогоплательщиков, особенно в том случае, если они производят товары или оказывают услуги с высокой добавочной стоимостью. Безусловно, инновационные производства и сервисы создают именно такие товары, что делает развитые инновационные бизнесы привлекательным объектом налогообложения.
Во-вторых, необходимо учитывать долгосрочный экономический эффект от внедрения инноваций. Не секрет, что на современном этапе развития мировой экономики глобальные рынки достаточно четко поделены между ведущими транснациональными корпорациями и любая попытка отобрать у них долю рынка, скорее всего, обречена на неудачу. В этой связи попытки развивать производство традиционных товаров будут малоуспешны, в то время как новый товар или услуга, построенные не на маркетинговых технологиях, а на реальных инновациях, способны вызвать как создание новых глобальных рынков, так и перераспределение долей на существующих.
В-третьих, в ситуации политической и экономической нестабильности, вызванной в том числе и украинскими событиями, особое значение имеет обеспечение независимости российской экономики и ее способности функционировать в условиях возможных полномасштабных санкций, что выводит на повестку дня вопрос импортозамещения, в особенности в области высоких технологий. При этом необходимо учитывать, что в условиях постоянного научно-технического прогресса простое импортозамещение означает всего лишь копирование уже устаревших технологий, в то время как за рубежом будут внедряться новые. Реальный эффект способны принести только разработка и внедрение инновационных технологий со скоростью не меньшей, а, возможно, и большей, чем за рубежом. Для этого необходимы не только специалисты в соответствующих областях, но и оборудование, которое может быть ввезено без чрезмерных таможенных формальностей.
В-четвертых, задачи, стоящие перед правительством России по созданию инновационных рабочих мест, не потеряли актуальности. Различного рода мероприятия, направленные на решение этих задач, в основном рассчитаны на крупные и средние предприятия и практически не затрагивают малый бизнес. Малые инновационные фирмы развиваются во многом самостоятельно без значимой поддержки со стороны государства, что не позволяет им в достаточной мере раскрывать свой потенциал по обеспечению занятости и созданию инновационных рабочих мест. Поддержка ввоза необходимого оборудования может дать толчок к ускорению их развития.
В этой связи представляется целесообразным рассмотреть возможные механизмы упрощения таможенных процедур и предоставления льготного режима таможенного оформления ввозимых станков и иного инновационного оборудования для физических лиц и малых инновационных предприятий.
В отношении обычных граждан наиболее разумно, на наш взгляд, предпринять следующие действия:
- во-первых, внести исключение из п. 6 приложения 1 к Соглашению «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» в части ввоза физическими лицами единичных экземпляров станков или иного высокотехнологичного оборудования, в особенности управляемого через компьютер или иные вычислительные устройства;
- во-вторых, разрешить таможенное оформление таких товаров в упрощенном порядке, принятом для всех иных товаров личного пользования;
- в-третьих, установить единую ставку таможенной пошлины на эти товары, аналогичную единой ставке для физических лиц;
- в-четвертых, ввести лимит на ввоз одним физическим лицом станков и оборудования в размере не более одной единицы за 6 месяцев.
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по нашему мнению, необходимы несколько иные мероприятия:
- во-первых, упрощенный порядок ввоза инновационного оборудования в части сокращенного перечня документов, необходимых для импорта (особенно по сертификатам);
- во-вторых, ввести лимит на упрощенный ввоз одним юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем не более пяти единиц за 6 месяцев;
- в-третьих, внутренним документом ФТС РФ указать на недопустимость излишних корректировок таможенной стоимости по ввозимым единичным экземплярам оборудования в целях исключения случаев чрезмерного взимания таможенных платежей;
- в-четвертых, рассмотреть возможность введения упрощенного порядка бумажного декларирования такого оборудования наравне с электронным.
Выводы
Таким образом, необходимость введения специальных упрощений таможенных процедур при ввозе инновационного оборудования физическими лицами и малыми инновационными предприятиями достаточно очевидна. В случае принятия соответствующих мер, это позволит не только упростить импорт, но и улучшить перспективы инновационного развития России.
Источники:
2. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза» // СПС КонсультантПлюс.
3. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
4. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
5. Постановление Правительства РФ от 06.11.2007 № 758 «О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий» // СПС КонсультантПлюс.
6. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» // СПС КонсультантПлюс.
7. В правительстве обсуждается идея повысить НДФЛ и НДС после 2018 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/finance/print/2014/07/07/28625681.
8. Глава ВЭБ: государство сыграет ключевую роль в поддержке банков, попавших под санкции США [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://itar-tass.com/ekonomika/1324872.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 07:57:18