Managing the efficiency of the project to create innovative industrial products

Badalova A.G.1, Vasileva E.Yu.1, Oleynik A.V.2
1 Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет
2 Институт конструкторско-технологической информатики Российской Академии Наук

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 6 (June 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=68015161

Abstract:
The article analyzes the development of approaches and methods for the evaluation and managements of the efficiency of projects on the innovation industrial products creation. The relevance of this perspective is caused by the need to increase the import independence of domestic industrial production, improve the quality and competitiveness of Russian industrial products in the domestic and foreign markets. Theoretical and methodical provisions on management of efficiency of projects on creation of innovative industrial products served as an object of this research. The authors of the article made a hypothesis about the possibility of application of the classical methods developed for the evaluation of investment projects (such as calculation of the net present value, internal rate of return, index of profitability, simple and discounted payback period of the project) for the evaluation and management of the efficiency of projects on the creation of innovative products. At the same time, the research revealed some peculiarities of industrial innovation projects, such as the prolonged realization period, high variability of possible results in the development of innovation products, and the increased level of risk. Accordingly, the assessment and management of the efficiency of projects on the creation of innovation industrial products requires the development of the existing technique. The authors of the article offered to use the complex of the evaluation methods for projects, formed depending on the degree of innovation of the developed products and novelty of the target market. The scheme of the complex efficiency evaluation of the innovation project, including not only economic, but also technical, ecological and social aspects, is offered. Taking into account the named scheme, the algorithm of the management of the innovation projects efficiency is developed. The methodical provisions, which are contained in article, can be applied to various industries.

Keywords: innovation, innovative project, innovative product development, innovative project effectiveness

JEL-classification: О31, О32, О33



Введение

В последнее время вопросы инновационного развития отраслей народного хозяйства приобрели в России особое значение. Им уделяется самое пристальное внимание при разработке направлений стратегического развития. Соответствующие документы [1-6] провозглашают ориентир на разработку и внедрение инновационных продуктов и технологий.

Очевидно, что повышение инновационной активности позволит сформировать в стране «высокотехнологичную конкурентоспособную промышленность инновационного типа» [7, 8]. В качестве индикаторов достижения этой цели достижения этой цели можно назвать: улучшение свойств материалов, а следовательно – качества производимой конечной продукции, рост технологичности изделий, снижение себестоимости производства, что в свою очередь обеспечит возможность сохранения в будущих периодах уровня цен, близких к текущему и сделает продукцию отечественных промышленных предприятий более доступной для потребителя и более конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке с учетом соотношения цена-качество. Таким образом, повышение инновационной активности способно стать мощным фактором развития отечественной промышленности и всей экономики.

Для активизации инновационной деятельности неизбежно потребуются значительные инвестиции. Но поскольку отечественной экономике свойственен ограниченный объем инвестиционных ресурсов, невозможно реализовать все разработанные проекты. Среди проектов создания инновационной продукции следует отбирать только наиболее привлекательные и эффективные со всех точек зрения проекты. Более того, проекты необходимо ранжировать с тем, чтобы в первую очередь были реализованы наиболее выгодные, а затем реинвестируя полученную от них прибыль в другие проекты, добиваться таким образом кумулятивного эффекта в инновационном развитии отрасли, смежных отраслей, промышленности в целом и всей экономики. Таким образом, существует потребность в методически грамотной оценке эффективности инвестиций в инновационные проекты, и обоснованному отбору проектов для реализации.

Для оценки эффективности инвестиционных проектов разработаны, освоены и хорошо зарекомендовали себя методика академика Хачатурова Т.С. 1964 г. [9] и методика оценки инвестиций Организации промышленного развития ООН (UNIDO) 1974 г. [10, 11]. По мнению авторов, данные методики могут быть взяты за основу для оценки и управлении эффективностью проектов создания инновационной продукции в различных отраслях промышленности, однако, они должны быть адаптированы и доработаны с учетом особенностей инновационных проектов, выявленных в ходе исследования.

Целью проведенного авторами исследования является развитие и совершенствования подходов и методов оценки и управления эффективностью проектов создания инновационной промышленной продукции. Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие основные задачи:

- систематизировать знания по теоретическим вопросам, касающимся сущности и особенностей инновационных проектов;

- выявить особенности инвестиций в проекты по созданию инновационной промышленной продукции;

- восполнить пробелы, обнаруженные в существующей методике оценки проектов, и разработать методические положения по оценке и управлению эффективностью проектов создания инновационных продуктов.

Объект исследования: инновационные проекты в промышленном производстве. Предмет исследования: теоретические и методические положения по управлению эффективностью проектов создания инновационной промышленной продукции.

Новизна исследования заключается в разработке методических положений по оценке и управлению эффективностью проектов создания инновационной промышленной продукции в условиях риска и неопределенности.

Методы исследования: в исследовании выполнено системного подхода; применены методы научного синтеза, статистического, сравнительного инвестиционного анализа, анализа чувствительности построения дерева решений, а также эконометрические методы.

Теоретическую базу исследования составили работы труды российских и иностранных ученых в области экономики инноваций, управления инвестиционными и инновационными проектами, управления рисками и методов оценки эффективности проектов.

Теорию инноваций, инновационной деятельности и инновационных проектов в своих работах развивали Й. Шумпетер [12], П. Друкер [13], Н. Мончев, И. Перлаки, В.Д. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, Э. Роджерс, и др. Вопросам управления инновационными проектами в современной экономики посвящены труды таких ученых, как Родионов Д.Г. [14, 15], Бабкин А.В. [16], Ильин И.В. [17, 18], Сулоева С.Б. [19], Кудрявцева Т.Ю. [15, 20], Калинина О.В. [21], Схведиани А.Е. [15], Волков А.Ю., Волков В.А., Грачева М.В., Джамай Е.В. [14, 22], Лихачев Е.М., Козловская Э.А., Малинина С.Е., Макарова О.А., Чванова А.Г. Риски инвестиционных и инновационных проектов изучены в работах таких авторов как Бирюков А.Н., Раянова Г.Н., Бурмистрова И.К., Глухова А.И., Масленникова Н.П., Горовой А.А.

Информационной базой исследования послужили публикации в периодической печати, аналитические отчеты в свободном доступе в сети Интернет, официальная статистика Росстат, данные промышленных предприятий, осуществляющих инновационную деятельность.

Практическая значимость результатов, полученных авторами данного исследования заключается в том, что они могут применяться предприятиями самых разных отраслей промышленности при принятии и обосновании решений о привлекательности и целесообразности реализации проектов создания инновационной продукции.

Основная часть

Термин «инновации» был введен в науку Йозефом Алоизом Шумпетером в 1930-е годы. В понимании Й. Шумпетера инновации представляют собой изменения, цель которых заключается во внедрении и использовании новых видов продукции, нового производственного оборудования либо транспорта, в освоении новых рынков, применении новых форм организации промышленного производства. При этом Й. Шумпетер выделял пять видов изменений (см. Рис. 1) [12].

Рисунок 1. Изменения, составляющие сущность инноваций по Й. Шумпетеру (рисунок авторов)

В наши дни инновационную продукцию принято определять как товар (или работу, услугу), являющиеся новыми либо обладающими существенно улучшенными свойствами либо пригодными к новому способу применения, что предполагает значимые улучшения технических спецификаций, материалов, компонентов или иных функциональных характеристик.

Создание инновационного продукта всегда предполагает соединение трех элементов:

- знаний фундаментальной науки;

- новых теоретических знаний;

- результатов экспериментов.

Эксперименты играют особенно важную роль в создании инновационных продуктов.

Говоря о проектировании инновационных продуктов, необходимо также упомянуть о следующей классификации. Создаваемый продукт может быть собранным (состоящим из твердотельных компонентов) и сформулированным (созданным по определенной рецептуре из нескольких веществ или материалов, с заданным составом и, зачастую, с заданной микроструктурой). Примеры собранных инновационных продуктов – это автомобили, техника и оборудование, мебель и т.д. Их новые или улучшенные характеристики – заслуга в основном инженеров. Сформулированные изделия могут состоять из одного вещества или (значительно чаще) представляют собой смесь нескольких веществ с заданным составом, рецептурой и, зачастую, с заданной микроструктурой и предполагают определенную технологию производства. Инновационные, улучшенные параметры сформулированных изделий созданы химиками, физиками, технологами. Создание нового сформулированного инновационного продукта происходит значительно дольше и сложнее, чем создание продукта собранного, оно может основываться на научной гипотезе, интуиции или просто выполняться методом проб и ошибок.

Значительная вариативность полученных результатов (варианты рецептур) и высокая вероятность неуспешных экспериментов, не дающих полезного результата, порождают такую особенность инновационных проектов по созданию сформулированных изделий, как увеличенные затраты на стадии НИОКР и повышенные риски. Причем в отличие от традиционных инвестиционных проектов, в которых риски снижаются по мере реализации, риски инновационных проектов присутствуют всегда и не снижаются со временем.

Риск неудачи экспериментальной работы сменяется риском неосуществления производства нового продукта на практике, для готового продукта и налаженного производства остается риск непризнания новинки на рынке и т.д.

Инновационный проект не заканчивается созданием нового продукта и/или новой технологии. Новшество только тогда становится инновацией, когда проходит этап коммерциализации. Коммерциализация инновационного продукта представляет собой его превращение в рыночный товар, приносящий выгоду – прибыль. Одновременно из расчета на участие в будущей прибыли к финансированию деятельности по реализации инновационного продукта подключаются инвесторы. Однако на этом этапе возможны проблемы, и некоторые новшества не находят своего места на рынке, не пользуются популярностью у покупателей, не приносят прибыль, а следовательно – не привлекательны для инвесторов и не могут получить финансирования для их дальнейшего производства и продвижения [20, 23].

Таким образом, управление эффективностью инновационных проектов по созданию новых продуктов должно учитывать одновременно следующие особенности:

- необходимость крупных вложений;

- долгосрочный характер;

- высокую вариативность результатов;

- повышенный риск.

Поскольку создание нового продукта предполагает затраты на его разработку, сопровождается изменением применяемой технологии производства либо ее существенным обновлением, что в свою очередь предполагает затраты на разработку технологии или на ее приобретение на стороне, необходимы детальные расчеты, позволяющие дать реальную оценку инвестиций в рассматриваемый инновационный проект и обосновать целесообразность его реализации. Соответственно встает вопрос об обоснованном выборе методов оценки инновационного проекта.

По мнению авторов, выбор комплекса методов должен осуществлять в зависимости от двух факторов: степени инновационности продукта и новизны рынка, на который он будет внедряться (рис. 2).

Рис. 2. Формирование комплекса методов оценки эффективности проекта в зависимости от инновационности продукции и новизны рынка (составлено по [7, 24, 25])

Стрелкой на рисунке 2 показано направление возрастания сложности проекта и увеличение риска, связанного с его реализаций.

Простейшим случаем является проект, предполагающий производство традиционной продукции и реализацию ее на старом, хорошо освоенным предприятием рынке. В этом случае для оценки эффективности проекта достаточно традиционных методов, применяемых для оценки инвестиционных проектов: чистой приведенной стоимости (NPV), внутренней нормы доходности (IRR), индекса доходности (PI) и дисконтированного срока окупаемости проекта (DPP).

Если предприятие нацелено на освоение смежных рынков, ему следует дополнить анализ проекта оценкой рисков с помощью таких методов, как корректировка NPV на уровень риска (ставка дисконтирования при расчете показателя увеличивается на уровень предполагаемого риска), а также анализа чувствительности, построения «дерева решений», а также экспертных оценок ситуации на смежном рынке и желания потребителей, действующих на нем, приобретать продукцию предприятия.

Если предприятие нацелено на эволюционное развитие, имеет место наиболее сложная ситуация. В этом случае оценка эффективности инвестиций в инновационный проект обычно начинается с оценки масштаба предполагаемых рынков сбыта, оценки времени, затрачиваемого на разработку новой продукции, определения общих затрат по проекту и оценку рисков. Поскольку для новых рынков исходных данных для анализа рисков статистическими методами обычно недостаточно, а имеющиеся данные не дают репрезентативную статистическую выборку, на основании которой можно было бы делать суждения о генеральной совокупности случаев на рынке, перспективными, на наш взгляд, являются методы генерации повторной выборки (ресемплинга), такие как перестановочный тест (permutation), бутстреп (bootstrap), метод «складного ножа» (jackknife) и кросс-проверки (cross-validation). Подобные методы позволяют проверять и уточнять гипотезы о том или ином развитии ситуации на новом рынке [26].

На рисунке 3 показано, как применение одного метода многократной генерации псевдовыборки по методу Монте-Карло – Bootstrap [27, 28], позволяет решить проблему недостаточности информации о прогнозных объемах продаж инновационной продукции на новых рынках. В приведенном примере доступная статистическая выборка содержала данные только по продажам продукции предприятия в 7 регионах на протяжении 11 лет. По методу Boorstrap было осуществлено проведено 1000 симуляций, в каждой из которых тысячу раз случайным образом из исходных данных взяты 11 значений прироста объема продаж. Далее были определены средние значения прироста для каждого случая из тысячи. Таким образом, было получено вероятностное распределение средних значений изменения объёмов продаж для 1000 ситуаций на рынке [29].

Это в свою очередь сделало возможным получить более близкое к нормальному распределение средних значений изменения объёмов продаж разрабатываемой в рамках инновационного проекта продукции (см. Рис. 3).


(а)

(б)
Рис. 3. Примеры распределения изменения предполагаемых объемов разрабатываемой инновационной продукции на новом рынке: (а) исходного, полученное в условиях недостаточности данных; (б) полученного в результате повторной генерации псевдовыборки методом Bootstrap [29]

В результате инвестор может оценивать проектные риски более корректно и объективно за счет того, что изменились интервалы и доли распределения средних величин.

Случайный характер псевдовыборки полученной путем повторной генерации, учитывает как возможность возникновения благоприятных событий, позитивно влияющих на объем продаж инновационной продукции, так и вероятность негативных событий, влияющих на динамику объема продаж отрицательно. В результате имеет место учет всех экзогенных шоков, возможных в рамках проекта, и при оценке его эффективности снижается опасность того, что риск будет недооценен или. напротив, переоценен по причине недостаточности предполагаемого рынка реализации будущей продукции и небольшого объема статистической выборки.

С учетом рекомендаций по формированию комплекса методов оценки авторы предлагают в качестве широкого взгляда на оценку эффективности инновационного проекта следующую схему, охватывающую разнообразные аспекты привлекательности и эффективности инновационного проекта (рис. 4) [25, 30, 31].

Рис. 4. Элементы комплексной оценки эффективности проекта по созданию инновационной промышленной продукции (рисунок авторов)

Далее комплексная оценка эффективности инновационного проекта – становится частью разработанного автором алгоритма управления проектом создания инновационного продукта (рис. 5).

Подпись: Доработка проекта Подпись: Доработка проекта и/или управление рисками

нет
да
нет
да
Продукт инновационный?

Рис. 4. Рекомендуемый алгоритм управления эффективностью проекта по созданию инновационной промышленной продукции

составлено авторами

При построении алгоритма учитывались следующие положения:

1) цели устойчивого развития, ЦУР (прежде всего ЦУР 9 Индустриализация, инновации и инфраструктура, а также: ЦУР 3 Хорошее здоровье и благополучие, ЦУР 7 Недорогостоящая и чистая энергия, ЦУР 12 Ответственное потребление и производство) [32];

2) ESG-принципы в развитии промышленных предприятий (тенденция, когда учаcтники проекта стремятся не только к экономической эффективности, но и демонстрируют ответственное отношение к экологической обстановке, общественному благу и развитию уровня корпоративного управления: (Environment-Social-Governance) [33];

3) необходимость одномоментно обеспечивать всю триаду эффективностей: экономической, экологической и социальной.

По мнению авторов, управление эффективностью проекта по созданию инновационной продукцией является более широкой областью по сравнению с оценкой эффективности инновационного проекта. Управление инновационным проектом традиционно включается в себя такие элементы, как инициирование, планирование, производство продукции (т.е. выполнение плана), мониторинг и контроль (на протяжении всей стадии планирования и стадии выполнения), а также завершение проекта. Как видно из алгоритма, представленного на рисунке 5, принятие управленческого решения не сводится только лишь к тому, чтобы реализовать привлекательный проект или отвергнуть убыточный. Управление предполагает контроль соответствия достигнутого результата поставленным целям и интересам участников проекта, а также корректирующие действия, способные довести полученные при расчетах параметры проекта до того состояния, когда он может быть признан эффективным. Последнее особенно важно в современных условиях, когда всеми стратегиями развития отраслей ставится задача увеличения инновационной активности предприятий и увеличения числа реализуемых инновационных проектов.

Выводы

Инновационная деятельность промышленных предприятий является важным фактором экономического роста и обеспечения конкурентоспособности как отдельного предприятия, так и всей отрасли, группы смежных отраслей, а далее - всей экономики страны. При этом инновационные проекты по разработке и внедрению новых продуктов являются дорогостоящими, долгосрочными и подверженными повышенному риску, поэтому важно адекватно оценивать их эффективность, что позволит предприятию принять более обоснованное решение и сосредоточить свои усилия на наиболее привлекательных и перспективных проектах.

Сложность разработки новых продуктов детерминирована теми свойствами, которые хотел бы вложить в них разработчик и производитель. Состав, форма и физические свойства продуктов уже диктуют те операции, которые необходимы для его производства. Создание инновационных продуктов (и особенно тех из них, которые относятся к группе сформулированных изделий) требует долгих и дорогостоящих экспериментов, приводящих к множеству сценариев и не всегда завершающихся успешно, а также требует применения новых или измененных технологий. Это создает повышенные требования к оценке и управлению эффективности инновационных проектов, инициируемых промышленными производителями.

Соответственно авторами было предложено:

- формировать комплекс методов оценки привлекательности проекта создания инновационного продукта исходя из двух параметров: инновационности продукта и степени новизны рынка;

- проводить комплексную оценку привлекательности проекта, включающую оценку как самого предприятия в варианте «без проекта», так и различных аспектов эффективности самого проекта: технической, макроэкономической, бюджетной, финансовой, социальной, экологической, а также оценку влияния проекта на финансовое состояние предприятия;

- проводить управление эффективностью проекта согласно разработанному алгоритму, учитывающему оценку различных аспектов проекта и возможности корректировки его параметров.


References:

Babkin A.V., Tashenova L.V. (2019). Sistemoobrazuyushchiy innovatsionno-aktivnyy promyshlennyy klaster: genezis razvitiya [Backbone innovative-active industrial cluster: genesis development] Digital transformation of the economy and industry. 180-191. (in Russian). doi: 10.18720/IEP/2019.3/20.

Bakrunov Yu.O., Vasileva E.Yu. (2022). Otsenka riska innovatsionnyh proektov s primeneniem metoda dereva resheniy [Assessment of innovative projects risk with the application of the decisions tree method]. Moscow Economic Journal. 7 (5). (in Russian). doi: 10.55186/2413046X_2022_7_5_272.

Bakrunov Yu.O., Vasileva E.Yu., Verstina N.G., Glazkova V.V., Karakozova I.V., Kulakov K.Yu., Tsuverkalova O.F. (2022). Innovatsii v sovremennyh usloviyakh: teoreticheskie voprosy i praktika realizatsii [Innovation in modern conditions: theoretical issues and implementation practice] Moscow: Gosudarstvennyy universitet upravleniya. (in Russian).

Berens V., Khavranek P. (1995). Rukovodstvo po otsenke effektivnosti investitsiy [Investment Performance Assessment Guide] M.: Interekspert: Infra-M. (in Russian).

Cooper R.G. (1999). Product leadership: creating and launching superior new products Cambridge, MA: Perseus Books.

Devidson R. (2007). Ekonometricheskiy likbez: butstrap. Butstrapirovanie ekonometricheskikh modeley [Econometric educational program: bootstrap. Bootstrapping econometric models]. Kvantil. (3). 13-36. (in Russian).

Druker P.F. (2009). Biznes i innovatsii [Business and innovation] Moscow: Izdatelstvo Vilyams. (in Russian).

Dzhamay E.V., Anisimov Yu.P., Povekvechnyh S.A. (2014). Issledovanie problem otsenki ekonomicheskoy effektivnosti v innovatsionnye proekty na predpriyatiyakh naukoemkikh otrasley promyshlennosti Rossii [Research on the problems of assessing economic efficiency in innovative projects at enterprises of high-tech industries in Russia]. «FES: Finance. Economy. Strategy ». (5). 25-31. (in Russian).

Dzhamay E.V., Rodionov D.G. (2018). Osobennosti formirovaniya ekonomicheskoy modeli predpriyatiya v usloviyakh realizatsii kontseptsii importozameshcheniya [Features of the formation of the economic model of the enterprise in terms of implementation of the concept of import substitution]. Kant. (4(29)). 263-267. (in Russian).

Frisman E.Ya., Shlyufman K.V. (2015). Butstrep nam stroit i zhit pomogaet [Bootstrap helps us to build and live]. Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 17 (4). 290-293. (in Russian).

Gutierrez E. et al. (2008). Innovation and decision making: understanding selection and prioritization of development project Management of Innovation and Technology, 2008. ICMIT 2008. 4th IEEE International Conference on. 333-338. doi: 10.1109/ICMIT.2008.4654386.

Ilyin I.V., Rostova O.V. (2022). Metody upravleniya investitsiyami [Investment management methods] Saint Petersburg: Politekh-Press. (in Russian).

Ilyin I.V., Shirokova S.V. Borremans A.D., Kalyazina S.E. (2021). Metodologii proektnogo upravleniya [Project management methodologies] Saint Petersburg: Politekh-Press. (in Russian).

Investment project preparation and appraisalUnited Nations Industrial Development Organization. Retrieved April 03, 2024, from https://hub.unido.org/sites/default/files/publications/Flyer_Investment%20Project%20Preparation%20and%20Appraisal_2021.pdf

Khachaturov T.S. (1964). Ekonomicheskaya effektivnost kapitalnyh vlozheniy [Economic efficiency of capital investments] M.: Ekonomika. (in Russian).

Kudryavtseva T.Yu., Kovalenko Ya.V. (2016). Problemy protsessa kommertsializatsii innovatsiy v Rossii [Problems of the process of commercialization of innovations in Russia] Financial solutions of the 21st century: theory and practice. 223-232. (in Russian).

Oleynik D.A., Kalinina O.V., Vilken V.V., Zotova E.A., Shaban A.P., Skryabina S.M., Makarenko E.A. (2023). Sovremennyy etap razvitiya podkhodov k upravleniyu innovatsionnoy deyatelnostyu organizatsiy [The present stage of approaches development management of innovative activities in organizations]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 2 (8(139)). 175-182. (in Russian). doi: 10.36871/ek.up.p.r.2023.08.02.019.

Rodionov D.G., Kudryavtseva T.Yu., Skhvediani A.E. (2021). Politekh-invest [Polytech-invest] (in Russian).

Shumpeter Y.A. (1982). Teoriya ekonomicheskogo razvitiya (Issledovanie predprinimatelskoy pribyli, kapitala, kredita, protsenta i tsikla konyunktury) [Theory of economic development (Research of entrepreneurial profit, capital, credit, interest and the business cycle)] Moscow: Progress. (in Russian).

Suloeva S.B., Abushova E.E., Burova E.V. (2020). Analiz problem i tendentsiy innovatsionnogo razvitiya promyshlennogo sektora ekonomiki RF [Analysis of problems and trends of the industrial sector innovative development of the Russian economy]. Organizer of Production. 28 (2). 18-30. (in Russian). doi: 10.25987/VSTU.2020.71.35.002.

Vasileva E.Yu. (2019). Kompleksnyy podkhod k otsenke privlekatelnosti innovatsionnogo proekta [Comprehensive approach to the assessment of the innovative project attractiveness]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (11(112)). 698-703. (in Russian).

Vasileva E.Yu. (2020). Sovershenstvovanie metodiki otsenki effektivnosti investitsiy v innovatsii v khimicheskoy promyshlennosti putem ucheta veroyatnosti riskov proekta [Improvement of the methodology of investments effectiveness evaluation into innovations in the chemical industry by taking into account the probability of project risks]. Business. Education. Law. (2(51)). 214-220. (in Russian). doi: 10.25683/VOLBI.2020.51.255.

Vasilyeva E., Krupnov Y. (2020). Development of the methodological approach to the comprehensive assessment of the innovative project effectiveness Topical Problems of Green Architecture, Civil and Environmental Engineering, TPACEE 2019. 10037. doi: 10.1051/e3sconf/202016410037.

Страница обновлена: 18.05.2025 в 00:21:33