Управление эффективностью проекта создания инновационной промышленной продукции

Бадалова А.Г.1, Васильева Е.Ю.1, Олейник А.В.2
1 Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет
2 Институт конструкторско-технологической информатики Российской Академии Наук

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 6 (Июнь 2024)

Цитировать:
Бадалова А.Г., Васильева Е.Ю., Олейник А.В. Управление эффективностью проекта создания инновационной промышленной продукции // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 6. – С. 2785-2802. – doi: 10.18334/epp.14.6.121195.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68015161

Аннотация:
Статья посвящена проблеме развития подходов и методов оценки и управления эффективностью проектов по создания инновационной промышленной продукции. Актуальность данной проблематики обусловлена необходимостью повышения импортонезависимости отечественных промышленных производств, повышение качества и конкурентоспособности продукции российских промышленных предприятий на внутреннем и внешнем рынке. Предметом исследования послужили теоретические и методические положения по управлению эффективностью проектов создания инновационной промышленной продукции. Авторами статьи была выдвинута гипотеза о возможности применения для оценки и управления эффективностью проектов создания инновационной продукции классических методов, разработанных для оценки инвестиционных проектов, таких как расчет чистой приведенной стоимости, внутренней нормы доходности, индекса доходности, простого и дисконтированного срока окупаемости проекта. В то же время были выявлены определенные особенности инновационных проектов в промышленности, такие как увеличенный срок реализации, высокая вариативность возможных результатов при разработке инновационной продукции и повышенный уровень риска. Соответственно, для оценки и управления эффективностью проектов по созданию инновационной продукции в промышленности требуется развитие существующей методики. Авторами статьи предложено использовать целый комплекс методов оценки проектов, формируемый в зависимости от степени инновационности разрабатываемой продукции и новизны целевого рынка. Предложена схема комплексной оценки эффективности инновационного проекта, охватывающая не только экономический, но технических, экологический и социальный аспекты, с учетом которой разработан алгоритм управления. Методические положения, содержащиеся в статье, могут быть применены к различным отраслям промышленности.

Ключевые слова: инновации, инновационные проекты, разработка инновационных продуктов, эффективность инновационных проектов

JEL-классификация: О31, О32, О33



Введение

В последнее время вопросы инновационного развития отраслей народного хозяйства приобрели в России особое значение. Им уделяется самое пристальное внимание при разработке направлений стратегического развития. Соответствующие документы [1-6] провозглашают ориентир на разработку и внедрение инновационных продуктов и технологий.

Очевидно, что повышение инновационной активности позволит сформировать в стране «высокотехнологичную конкурентоспособную промышленность инновационного типа» [7, 8]. В качестве индикаторов достижения этой цели достижения этой цели можно назвать: улучшение свойств материалов, а следовательно – качества производимой конечной продукции, рост технологичности изделий, снижение себестоимости производства, что в свою очередь обеспечит возможность сохранения в будущих периодах уровня цен, близких к текущему и сделает продукцию отечественных промышленных предприятий более доступной для потребителя и более конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке с учетом соотношения цена-качество. Таким образом, повышение инновационной активности способно стать мощным фактором развития отечественной промышленности и всей экономики.

Для активизации инновационной деятельности неизбежно потребуются значительные инвестиции. Но поскольку отечественной экономике свойственен ограниченный объем инвестиционных ресурсов, невозможно реализовать все разработанные проекты. Среди проектов создания инновационной продукции следует отбирать только наиболее привлекательные и эффективные со всех точек зрения проекты. Более того, проекты необходимо ранжировать с тем, чтобы в первую очередь были реализованы наиболее выгодные, а затем реинвестируя полученную от них прибыль в другие проекты, добиваться таким образом кумулятивного эффекта в инновационном развитии отрасли, смежных отраслей, промышленности в целом и всей экономики. Таким образом, существует потребность в методически грамотной оценке эффективности инвестиций в инновационные проекты, и обоснованному отбору проектов для реализации.

Для оценки эффективности инвестиционных проектов разработаны, освоены и хорошо зарекомендовали себя методика академика Хачатурова Т.С. 1964 г. [9] и методика оценки инвестиций Организации промышленного развития ООН (UNIDO) 1974 г. [10, 11]. По мнению авторов, данные методики могут быть взяты за основу для оценки и управлении эффективностью проектов создания инновационной продукции в различных отраслях промышленности, однако, они должны быть адаптированы и доработаны с учетом особенностей инновационных проектов, выявленных в ходе исследования.

Целью проведенного авторами исследования является развитие и совершенствования подходов и методов оценки и управления эффективностью проектов создания инновационной промышленной продукции. Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие основные задачи:

- систематизировать знания по теоретическим вопросам, касающимся сущности и особенностей инновационных проектов;

- выявить особенности инвестиций в проекты по созданию инновационной промышленной продукции;

- восполнить пробелы, обнаруженные в существующей методике оценки проектов, и разработать методические положения по оценке и управлению эффективностью проектов создания инновационных продуктов.

Объект исследования: инновационные проекты в промышленном производстве. Предмет исследования: теоретические и методические положения по управлению эффективностью проектов создания инновационной промышленной продукции.

Новизна исследования заключается в разработке методических положений по оценке и управлению эффективностью проектов создания инновационной промышленной продукции в условиях риска и неопределенности.

Методы исследования: в исследовании выполнено системного подхода; применены методы научного синтеза, статистического, сравнительного инвестиционного анализа, анализа чувствительности построения дерева решений, а также эконометрические методы.

Теоретическую базу исследования составили работы труды российских и иностранных ученых в области экономики инноваций, управления инвестиционными и инновационными проектами, управления рисками и методов оценки эффективности проектов.

Теорию инноваций, инновационной деятельности и инновационных проектов в своих работах развивали Й. Шумпетер [12], П. Друкер [13], Н. Мончев, И. Перлаки, В.Д. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, Э. Роджерс, и др. Вопросам управления инновационными проектами в современной экономики посвящены труды таких ученых, как Родионов Д.Г. [14, 15], Бабкин А.В. [16], Ильин И.В. [17, 18], Сулоева С.Б. [19], Кудрявцева Т.Ю. [15, 20], Калинина О.В. [21], Схведиани А.Е. [15], Волков А.Ю., Волков В.А., Грачева М.В., Джамай Е.В. [14, 22], Лихачев Е.М., Козловская Э.А., Малинина С.Е., Макарова О.А., Чванова А.Г. Риски инвестиционных и инновационных проектов изучены в работах таких авторов как Бирюков А.Н., Раянова Г.Н., Бурмистрова И.К., Глухова А.И., Масленникова Н.П., Горовой А.А.

Информационной базой исследования послужили публикации в периодической печати, аналитические отчеты в свободном доступе в сети Интернет, официальная статистика Росстат, данные промышленных предприятий, осуществляющих инновационную деятельность.

Практическая значимость результатов, полученных авторами данного исследования заключается в том, что они могут применяться предприятиями самых разных отраслей промышленности при принятии и обосновании решений о привлекательности и целесообразности реализации проектов создания инновационной продукции.

Основная часть

Термин «инновации» был введен в науку Йозефом Алоизом Шумпетером в 1930-е годы. В понимании Й. Шумпетера инновации представляют собой изменения, цель которых заключается во внедрении и использовании новых видов продукции, нового производственного оборудования либо транспорта, в освоении новых рынков, применении новых форм организации промышленного производства. При этом Й. Шумпетер выделял пять видов изменений (см. Рис. 1) [12].

Рисунок 1. Изменения, составляющие сущность инноваций по Й. Шумпетеру (рисунок авторов)

В наши дни инновационную продукцию принято определять как товар (или работу, услугу), являющиеся новыми либо обладающими существенно улучшенными свойствами либо пригодными к новому способу применения, что предполагает значимые улучшения технических спецификаций, материалов, компонентов или иных функциональных характеристик.

Создание инновационного продукта всегда предполагает соединение трех элементов:

- знаний фундаментальной науки;

- новых теоретических знаний;

- результатов экспериментов.

Эксперименты играют особенно важную роль в создании инновационных продуктов.

Говоря о проектировании инновационных продуктов, необходимо также упомянуть о следующей классификации. Создаваемый продукт может быть собранным (состоящим из твердотельных компонентов) и сформулированным (созданным по определенной рецептуре из нескольких веществ или материалов, с заданным составом и, зачастую, с заданной микроструктурой). Примеры собранных инновационных продуктов – это автомобили, техника и оборудование, мебель и т.д. Их новые или улучшенные характеристики – заслуга в основном инженеров. Сформулированные изделия могут состоять из одного вещества или (значительно чаще) представляют собой смесь нескольких веществ с заданным составом, рецептурой и, зачастую, с заданной микроструктурой и предполагают определенную технологию производства. Инновационные, улучшенные параметры сформулированных изделий созданы химиками, физиками, технологами. Создание нового сформулированного инновационного продукта происходит значительно дольше и сложнее, чем создание продукта собранного, оно может основываться на научной гипотезе, интуиции или просто выполняться методом проб и ошибок.

Значительная вариативность полученных результатов (варианты рецептур) и высокая вероятность неуспешных экспериментов, не дающих полезного результата, порождают такую особенность инновационных проектов по созданию сформулированных изделий, как увеличенные затраты на стадии НИОКР и повышенные риски. Причем в отличие от традиционных инвестиционных проектов, в которых риски снижаются по мере реализации, риски инновационных проектов присутствуют всегда и не снижаются со временем.

Риск неудачи экспериментальной работы сменяется риском неосуществления производства нового продукта на практике, для готового продукта и налаженного производства остается риск непризнания новинки на рынке и т.д.

Инновационный проект не заканчивается созданием нового продукта и/или новой технологии. Новшество только тогда становится инновацией, когда проходит этап коммерциализации. Коммерциализация инновационного продукта представляет собой его превращение в рыночный товар, приносящий выгоду – прибыль. Одновременно из расчета на участие в будущей прибыли к финансированию деятельности по реализации инновационного продукта подключаются инвесторы. Однако на этом этапе возможны проблемы, и некоторые новшества не находят своего места на рынке, не пользуются популярностью у покупателей, не приносят прибыль, а следовательно – не привлекательны для инвесторов и не могут получить финансирования для их дальнейшего производства и продвижения [20, 23].

Таким образом, управление эффективностью инновационных проектов по созданию новых продуктов должно учитывать одновременно следующие особенности:

- необходимость крупных вложений;

- долгосрочный характер;

- высокую вариативность результатов;

- повышенный риск.

Поскольку создание нового продукта предполагает затраты на его разработку, сопровождается изменением применяемой технологии производства либо ее существенным обновлением, что в свою очередь предполагает затраты на разработку технологии или на ее приобретение на стороне, необходимы детальные расчеты, позволяющие дать реальную оценку инвестиций в рассматриваемый инновационный проект и обосновать целесообразность его реализации. Соответственно встает вопрос об обоснованном выборе методов оценки инновационного проекта.

По мнению авторов, выбор комплекса методов должен осуществлять в зависимости от двух факторов: степени инновационности продукта и новизны рынка, на который он будет внедряться (рис. 2).

Рис. 2. Формирование комплекса методов оценки эффективности проекта в зависимости от инновационности продукции и новизны рынка (составлено по [7, 24, 25])

Стрелкой на рисунке 2 показано направление возрастания сложности проекта и увеличение риска, связанного с его реализаций.

Простейшим случаем является проект, предполагающий производство традиционной продукции и реализацию ее на старом, хорошо освоенным предприятием рынке. В этом случае для оценки эффективности проекта достаточно традиционных методов, применяемых для оценки инвестиционных проектов: чистой приведенной стоимости (NPV), внутренней нормы доходности (IRR), индекса доходности (PI) и дисконтированного срока окупаемости проекта (DPP).

Если предприятие нацелено на освоение смежных рынков, ему следует дополнить анализ проекта оценкой рисков с помощью таких методов, как корректировка NPV на уровень риска (ставка дисконтирования при расчете показателя увеличивается на уровень предполагаемого риска), а также анализа чувствительности, построения «дерева решений», а также экспертных оценок ситуации на смежном рынке и желания потребителей, действующих на нем, приобретать продукцию предприятия.

Если предприятие нацелено на эволюционное развитие, имеет место наиболее сложная ситуация. В этом случае оценка эффективности инвестиций в инновационный проект обычно начинается с оценки масштаба предполагаемых рынков сбыта, оценки времени, затрачиваемого на разработку новой продукции, определения общих затрат по проекту и оценку рисков. Поскольку для новых рынков исходных данных для анализа рисков статистическими методами обычно недостаточно, а имеющиеся данные не дают репрезентативную статистическую выборку, на основании которой можно было бы делать суждения о генеральной совокупности случаев на рынке, перспективными, на наш взгляд, являются методы генерации повторной выборки (ресемплинга), такие как перестановочный тест (permutation), бутстреп (bootstrap), метод «складного ножа» (jackknife) и кросс-проверки (cross-validation). Подобные методы позволяют проверять и уточнять гипотезы о том или ином развитии ситуации на новом рынке [26].

На рисунке 3 показано, как применение одного метода многократной генерации псевдовыборки по методу Монте-Карло – Bootstrap [27, 28], позволяет решить проблему недостаточности информации о прогнозных объемах продаж инновационной продукции на новых рынках. В приведенном примере доступная статистическая выборка содержала данные только по продажам продукции предприятия в 7 регионах на протяжении 11 лет. По методу Boorstrap было осуществлено проведено 1000 симуляций, в каждой из которых тысячу раз случайным образом из исходных данных взяты 11 значений прироста объема продаж. Далее были определены средние значения прироста для каждого случая из тысячи. Таким образом, было получено вероятностное распределение средних значений изменения объёмов продаж для 1000 ситуаций на рынке [29].

Это в свою очередь сделало возможным получить более близкое к нормальному распределение средних значений изменения объёмов продаж разрабатываемой в рамках инновационного проекта продукции (см. Рис. 3).


(а)

(б)
Рис. 3. Примеры распределения изменения предполагаемых объемов разрабатываемой инновационной продукции на новом рынке: (а) исходного, полученное в условиях недостаточности данных; (б) полученного в результате повторной генерации псевдовыборки методом Bootstrap [29]

В результате инвестор может оценивать проектные риски более корректно и объективно за счет того, что изменились интервалы и доли распределения средних величин.

Случайный характер псевдовыборки полученной путем повторной генерации, учитывает как возможность возникновения благоприятных событий, позитивно влияющих на объем продаж инновационной продукции, так и вероятность негативных событий, влияющих на динамику объема продаж отрицательно. В результате имеет место учет всех экзогенных шоков, возможных в рамках проекта, и при оценке его эффективности снижается опасность того, что риск будет недооценен или. напротив, переоценен по причине недостаточности предполагаемого рынка реализации будущей продукции и небольшого объема статистической выборки.

С учетом рекомендаций по формированию комплекса методов оценки авторы предлагают в качестве широкого взгляда на оценку эффективности инновационного проекта следующую схему, охватывающую разнообразные аспекты привлекательности и эффективности инновационного проекта (рис. 4) [25, 30, 31].

Рис. 4. Элементы комплексной оценки эффективности проекта по созданию инновационной промышленной продукции (рисунок авторов)

Далее комплексная оценка эффективности инновационного проекта – становится частью разработанного автором алгоритма управления проектом создания инновационного продукта (рис. 5).

Подпись: Доработка проекта Подпись: Доработка проекта и/или управление рисками

нет
да
нет
да
Продукт инновационный?

Рис. 4. Рекомендуемый алгоритм управления эффективностью проекта по созданию инновационной промышленной продукции

составлено авторами

При построении алгоритма учитывались следующие положения:

1) цели устойчивого развития, ЦУР (прежде всего ЦУР 9 Индустриализация, инновации и инфраструктура, а также: ЦУР 3 Хорошее здоровье и благополучие, ЦУР 7 Недорогостоящая и чистая энергия, ЦУР 12 Ответственное потребление и производство) [32];

2) ESG-принципы в развитии промышленных предприятий (тенденция, когда учаcтники проекта стремятся не только к экономической эффективности, но и демонстрируют ответственное отношение к экологической обстановке, общественному благу и развитию уровня корпоративного управления: (Environment-Social-Governance) [33];

3) необходимость одномоментно обеспечивать всю триаду эффективностей: экономической, экологической и социальной.

По мнению авторов, управление эффективностью проекта по созданию инновационной продукцией является более широкой областью по сравнению с оценкой эффективности инновационного проекта. Управление инновационным проектом традиционно включается в себя такие элементы, как инициирование, планирование, производство продукции (т.е. выполнение плана), мониторинг и контроль (на протяжении всей стадии планирования и стадии выполнения), а также завершение проекта. Как видно из алгоритма, представленного на рисунке 5, принятие управленческого решения не сводится только лишь к тому, чтобы реализовать привлекательный проект или отвергнуть убыточный. Управление предполагает контроль соответствия достигнутого результата поставленным целям и интересам участников проекта, а также корректирующие действия, способные довести полученные при расчетах параметры проекта до того состояния, когда он может быть признан эффективным. Последнее особенно важно в современных условиях, когда всеми стратегиями развития отраслей ставится задача увеличения инновационной активности предприятий и увеличения числа реализуемых инновационных проектов.

Выводы

Инновационная деятельность промышленных предприятий является важным фактором экономического роста и обеспечения конкурентоспособности как отдельного предприятия, так и всей отрасли, группы смежных отраслей, а далее - всей экономики страны. При этом инновационные проекты по разработке и внедрению новых продуктов являются дорогостоящими, долгосрочными и подверженными повышенному риску, поэтому важно адекватно оценивать их эффективность, что позволит предприятию принять более обоснованное решение и сосредоточить свои усилия на наиболее привлекательных и перспективных проектах.

Сложность разработки новых продуктов детерминирована теми свойствами, которые хотел бы вложить в них разработчик и производитель. Состав, форма и физические свойства продуктов уже диктуют те операции, которые необходимы для его производства. Создание инновационных продуктов (и особенно тех из них, которые относятся к группе сформулированных изделий) требует долгих и дорогостоящих экспериментов, приводящих к множеству сценариев и не всегда завершающихся успешно, а также требует применения новых или измененных технологий. Это создает повышенные требования к оценке и управлению эффективности инновационных проектов, инициируемых промышленными производителями.

Соответственно авторами было предложено:

- формировать комплекс методов оценки привлекательности проекта создания инновационного продукта исходя из двух параметров: инновационности продукта и степени новизны рынка;

- проводить комплексную оценку привлекательности проекта, включающую оценку как самого предприятия в варианте «без проекта», так и различных аспектов эффективности самого проекта: технической, макроэкономической, бюджетной, финансовой, социальной, экологической, а также оценку влияния проекта на финансовое состояние предприятия;

- проводить управление эффективностью проекта согласно разработанному алгоритму, учитывающему оценку различных аспектов проекта и возможности корректировки его параметров.


Источники:

1. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
2. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642
3. Концепция технологического развития на период до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 20 мая 2023 г. № 1315-р
4. Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2022 г. № 3268-р
5. Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года, утв. Приказом Министерства промышленности и торговли РФ, Министерство энергетики РФ от 8 апреля 2014 года № 651/172
6. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р
7. Бакрунов Ю.О., Васильева Е.Ю., Верстина Н.Г., Глазкова В.В., Каракозова И.В., Кулаков К.Ю., Цуверкалова О.Ф. Инновации в современных условиях: теоретические вопросы и практика реализации. / Монография. - Москва: Государственный университет управления, 2022. – 142 c.
8. Cooper R.G. Product leadership: creating and launching superior new products. - Cambridge, MA: Perseus Books, 1999.
9. Хачатуров Т.С. Экономическая эффективность капитальных вложений. - М.: Экономика, 1964. – 279 c.
10. Investment project preparation and appraisal. United Nations Industrial Development Organization. [Электронный ресурс]. URL: https://hub.unido.org/sites/default/files/publications/Flyer_Investment%20Project%20Preparation%20and%20Appraisal_2021.pdf (дата обращения: 03.04.2024).
11. Беренс В., Хавранек П. Руководство по оценке эффективности инвестиций. / Пер. с англ. - М.: Интерэксперт: Инфра-М, 1995. – 527 c.
12. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). - Москва: Прогресс, 1982.
13. Друкер П.Ф. Бизнес и инновации. - Москва: Издательство Вильямс, 2009. – 432 c.
14. Джамай Е.В., Родионов Д.Г. Особенности формирования экономической модели предприятия в условиях реализации концепции импортозамещения // Kant. – 2018. – № 4(29). – c. 263-267.
15. Родионов Д.Г., Кудрявцева Т.Ю., Схведиани А.Е. Политех-инвест. / Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2021614355., 2021.
16. Бабкин А.В., Ташенова Л.В. Системообразующий инновационно-активный промышленный кластер: генезис развития // Цифровая трансформация экономики и промышленности: Сборник трудов научно-практической конференции с зарубежным участием. Санкт-Петербург, 2019. – c. 180-191.– doi: 10.18720/IEP/2019.3/20.
17. Ильин И.В., Ростова О.В. Методы управления инвестициями. - Санкт-Петербург: Политех-Пресс, 2022. – 244 c.
18. Ильин И.В., Широкова С.В. Борреманс А.Д., Калязина С.Е. Методологии проектного управления. - Санкт-Петербург: Политех-Пресс, 2021. – 122 c.
19. Сулоева С.Б., Абушова Е.Е., Бурова Е.В. Анализ проблем и тенденций инновационного развития промышленного сектора экономики РФ // Организатор производства. – 2020. – № 2. – c. 18-30. – doi: 10.25987/VSTU.2020.71.35.002.
20. Кудрявцева Т.Ю., Коваленко Я.В. Проблемы процесса коммерциализации инноваций в России // Финансовые решения xxi века: теория и практика: Cборник научных трудов 17-й международной научно-практической конференции. 2016. – c. 223-232.
21. Олейник Д.А., Калинина О.В., Вилькен В.В., Зотова Е.А., Шабан А.П., Скрябина С.М., Макаренко Е.А. Современный этап развития подходов к управлению инновационной деятельностью организаций // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – № 8(139). – c. 175-182. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2023.08.02.019.
22. Джамай Е.В., Анисимов Ю.П., Повеквечных С.А. Исследование проблем оценки экономической эффективности в инновационные проекты на предприятиях наукоемких отраслей промышленности России // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. – 2014. – № 5. – c. 25-31.
23. Коммерциализация инноваций. Официальный сайт консалтинговой компании Future Access. [Электронный ресурс]. URL: http://futureaccess.ru/Medaicenter/biznes-stati/cominnovation/ (дата обращения: 28.05.2024).
24. Бакрунов Ю.О., Васильева Е.Ю. Оценка риска инновационных проектов с применением метода дерева решений // Московский экономический журнал. – 2022. – № 5. – doi: 10.55186/2413046X_2022_7_5_272.
25. Васильева Е.Ю. Комплексный подход к оценке привлекательности инновационного проекта // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 11(112). – c. 698-703.
26. Ресемплинг данных и ансамбли моделей. Habr.com. [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/companies/otus/articles/698590/ (дата обращения: 30.05.2024).
27. Фрисман Е.Я., Шлюфман К.В. Бутстреп нам строить и жить помогает // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2015. – № 4. – c. 290-293.
28. Дэвидсон Р. Эконометрический ликбез: бутстрап. Бутстрапирование эконометрических моделей // Квантиль. – 2007. – № 3. – c. 13-36.
29. Васильева Е.Ю. Совершенствование методики оценки эффективности инвестиций в инновации в химической промышленности путем учета вероятности рисков проекта // Бизнес. Образование. Право. – 2020. – № 2(51). – c. 214-220. – doi: 10.25683/VOLBI.2020.51.255.
30. Gutierrez E. et al. Innovation and decision making: understanding selection and prioritization of development project // Management of Innovation and Technology, 2008. ICMIT 2008. 4th IEEE International Conference on. Bangkok, Thailand, 2008. – p. 333-338.– doi: 10.1109/ICMIT.2008.4654386.
31. Vasilyeva E., Krupnov Y. Development of the methodological approach to the comprehensive assessment of the innovative project effectiveness // Topical Problems of Green Architecture, Civil and Environmental Engineering, TPACEE 2019: E3S Web of Conferences. Том 164. Moscow, 2020. – p. 10037.– doi: 10.1051/e3sconf/202016410037.
32. Цели в области устойчивого развития. Оон. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (дата обращения: 25.05.2024).
33. Что такое ESG – инвестиции. Environmental, Social, Governance. Rshb-am.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rshb-am.ru/esg/ (дата обращения: 25.05.2024).

Страница обновлена: 18.07.2024 в 10:53:48