Particularities of state support for the integration of immersive digital technology into a tourism product as a promising area of innovative transformation of international tourism in the context of the new world mode
Vasyuta E.A.1, Podolskaya T.V.2
, Ushakov D.S.1
, Bryukhanova N.V.1
1 Южно-Российский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
2 Южно-Российский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Ростов-на-Дону, Россия
Download PDF | Downloads: 38
Journal paper
Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 2 (April-June 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=67903442
Abstract:
The article considers the main directions of state support for the innovative transformation of tourism, taking place in the context of the integration of immersive technology into a tourism product developing under the influence of global economic sanctions. The main barriers affecting the process of industry digitalization of tourism in Russia, which is in conditions of global economic isolation, have been studied. The impact of global sanctions and corporate boycotts on the tourism industry, which are developing in the context of the new world order, is also analyzed. The possibilities of implementing global scenarios of digital transformation in the context of the integration of immersive digital technology into a tourism product carried out during state support are evaluated. Recommendations for further improvement of the tour market in terms of technological sovereignty are proposed.
Acknowledgments:
The article was prepared as part of the scientific research work of the RANEPA state assignment. Research topic 6.14-2024-1.
Keywords: tourism digital transformation, state support, immersivization, corporate boycott, sanctions risk
Funding:
Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС. Тема 6.14-2024-1
JEL-classification: F01, F62, F63, Z31, Z32, L83
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития туристические отрасли стран мира испытывают на себе колоссальное давление. Несмотря на диверсификацию туристических продуктов и услуг, а также улучшение их качества и безопасности наблюдается рост востребованности персонализированных услуг. Пандемия COVID-19, санкционное давление и геоэкономическая напряженность, приведшие к закрытию национальных границ и повышению стоимости соответствующих услуг, оказали катализирующее действие на трансформацию механизмов их предоставления, что привело к ускоренному внедрению цифровых решений.
Так называемые «иммерсивные» (от англ. «immersion» - погружение) цифровые технологии представляют собой инструменты расширенной реальности («extended reality», XR), виртуальной («virtual reality», VR), смешанной («mixed reality», MR) и дополненной («augmented reality», AR) реальности, аудиогиды, цифровые приложения и др. Данным технологиям присуще мультисенсорное воздействие, однако пока что широко применяются только аудиовизуальные и реже тактильные каналы воздействия на потребителя. Хотя уже были созданы и обонятельные дисплеи, монтируемые в VR-шлем, но они пока не получили широкого распространения [21, с. 135].
Однако на современном этапе развития государственная поддержка IT-отрасли является обязательным условиям качественной цифровой трансформации туризма, особое место в которой занимают иммерсивные цифровые технологии, что подтверждает актуальность выбранного исследования.
Так, коллектив авторов во главе с Жеруковой А.Б., подчеркивает, что «эффективное использование драйверов цифровой трансформации способствует развитию инновационного туристического пространства, формированию конкурентоспособного турпродукта, интеграции кросс-функциональных взаимодействий всех заинтересованных сторон» [10, с.182].
Ш. Гурбанныязов, анализируя проблемы цифровой трансформации туризма отмечает, что современная высокоскоростная инфраструктура, базисом которой является программное обеспечение и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), играют важную роль в развитии индустрии туризма и гостеприимства. Более того, именно ИКТ обеспечивает связь между клиентами, менеджерами и цепочками поставок в одном источнике [7, с.60].
Коллектив авторов во главе с Хамирзовой С.К., который также убежден, что инновационные экосистемы в туризме необходимы для более качественного удовлетворения потребностей туристов [26, с.2283].
Омурбекова Д.М. и Лукичев П.М. также акцентируют внимание на важности использования цифровых технологий для повышения конкурентоспособности предприятий туристического сектора и улучшения качества обслуживания клиентов [18, с.293]. А М.А. Морозов в свою очередь акцентирует внимание на том, что обострение геополитической обстановки определяет необходимость создания отечественной цифровой экосистемы внутреннего туризма [17, с.214].
Подобной позиции придерживает и А.М. Егиазарян, подчеркивая, что туристическая индустрия переживает этап инновационной трансформации и совершенствуется под воздействием новых технологий практически во всех аспектах своей деятельности [9, с.356].
Д.Д. Конинина и А.В.Ломовцева убеждены, что «туристический бизнес сегодня становится всё более технологичным. Более того, в рамках проводимого исследования авторы подтверждают необходимость внедрения и модернизации инструментов цифровой трансформации в туристическую сферу для развития внутреннего и въездного туризма [14, с.503].
Беломестнова М.Е. и Шариков В.И. считают вполне очевидным, что цифровая трансформация туристической отрасли может более эффективно объединить всех субъектов соответствующего рынка [2, с.6]. А Арланова А.А. отмечает, что в условиях цифровой экономики формируются новые принципы информационного обеспечения и управления туризмом, раскрываются перспективы развития международного туризма [1, с.8].
Колобова А.Е. делает акцент на использовании «умных» туристических систем, отдавая предпочтение использованию метода синхронизации для их управления [13, с. 17].
Проведенный выше анализ, позволяет сделать вывод, что интеграция иммерсивных технологий в туристический продукт, к сожалению, не воспринимается современным обществом как один из ключевых этапов, влияющим на цифровую трансформацию мирового рынка туризма.
Цель исследования: на основе анализа передовых мирохозяйственных трендов и ключевых направлений государственной поддержки цифровой трансформации российского туризма, осуществляемой в контексте интеграции иммерсивных цифровых технологий в туристический продукт и направленной на снижение глобальных санкционных рисков, выделить основные проблемы, препятствующие развитию данного направления, а также предложить комплекс рекомендаций для его дальнейшего совершенствования в условиях международной геоэкономической нестабильности.
Научная новизна данного исследования заключается в анализе перспективных направлений государственной поддержки интеграции иммерсивных цифровых технологий в туристический продукт посредством оценки возможности реализации глобальных сценариев цифровой трансформации туризма, которые в свою очередь будут зависеть от текущего состояния мировой экономики и последствий санкционного давления.
В ходе исследования выдвинута следующая научная гипотеза: государственная поддержка интеграции иммерсивных цифровых технологий в структуру туристических продуктов и услуг является весомой детерминантой повышения его конкурентоспособности на мировом рынке в условиях геоэкономической нестабильности.
Методология представленного исследования: на основе результатов реализации глобальных сценариев цифровой трансформации туризма предложить комплекс рекомендаций, способных усовершенствовать меры государственной поддержки интеграции иммерсивных цифровых технологий в структуру туристических продуктов и услуг,
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
На современном этапе развития индустрия гостеприимства решает важнейшие социальные, экономические, а теперь и геополитические задачи. Именно поэтому высокая социально-экономическая значимость развития сферы туризма и гостеприимства обуславливает необходимость реализации ее комплексной отраслевой поддержки со стороны государственных структур.
Так развитие иммерсивных цифровых технологий является одним из ключевых направлений, способных обеспечить технологическое лидерство российского туризма, цифровая трансформация которого осуществляется в рамках соответствующей отраслевой поддержки со стороны государства.
Однако в условиях беспрецедентного санкционного давления реализуемые меры господдержки интеграции иммерсивных цифровых технологий в современный турпродукт нельзя считать полностью совершенными вследствие наличия барьеров, влияющих на процесс отраслевой цифровизации. Согласно исследованиям, проводимым компанией CNews Analytics в 2024, к основным барьерам, влияющим на процесс отраслевой цифровизации в России, можно отнести следующее [27]:
1. дефицит специалистов в области IT-технологий. Несмотря на то, что на начало 2023 года на российском рынке труда насчитывалось почти 60 тысяч открытых вакансий, дефицит кадров в IT-отрасли к концу года оценивался в 500-700 тысяч человек [4]. Причем нехватка кадров отмечалась и в области производства иммерсивных технологий [25].
2. настороженность в области инвестирования в IT-продукты. Так в 2023 году объем инвестиций в IT-стартапы сократился на 83% [11]. Учитывая, что иммерсивные технологии являются достаточно «молодым IT-сегментом», стоит предположить, что в условиях неопределенности и рисков российские инвесторы будут придерживаться сдержанного подхода к инвестированию данного вида IT-технологий.
3. недостаточный уровень зрелости сервисных служб российских IT-разработчиков и сложности адаптации к новым условиям. Данный тезис подтверждает и то, что почти 60% российских компаний не удовлетворены качеством обеспечивающей IT-инфраструктуры, что предполагает наличие перебоев в ее работе [22]. В контексте иммерсивных цифровых технологий подобные проблемы зачастую связаны со сменой поставщиков и дистрибьютеров соответствующих услуг, а также поставок оборудования в силу ухода иностранных продавцов с российского рынка [19].
Проанализировав барьеры, стоящие перед отечественной IT-отраслью и влияющие на инновационную трансформацию туризма в контексте интеграции в структуру туристического иммерсивных цифровых технологий, можно сделать вывод, что в рамках существующих на территории России законотворческих инициатив иммерсивным цифровым технологиям уделяется недостаточное внимание.
Так, например, в Дорожной карте, конкретизирующей направления развития виртуальной и дополненной реальности, проведен недостаточно полный анализ того, насколько каждый тип иммерсивных цифровых технологий готов к отраслевой интеграции.
Более того, в рамках данного документа отсутствуют и численные индикаторы, позволяющие оценить степень достижения обозначенных целевых показателей [8], что в свою очередь затрудняет оценку результативности данных цифровых технологий в туризме.
Еще одним фактором, безусловно, сдерживающим процесс государственной поддержки интеграции иммерсивных цифровых технологий в структуру туристического продукта, является отсутствие последних в перечне критических технологий [20]. На наш взгляд, это также является препятствием, не дающим отечественным компаниям-разработчикам занять достойное место в освободившихся цифровых нишах на рынке туристических услуг.
«Отсутствие различий» в сущности и особенностях иммерсивных цифровых субтехнологий также затрудняет понимание того, какому из направлений необходимо оказывать более ощутимую финансовую (например, грантовую) поддержку со стороны государства.
Еще одной тенденцией, дестабилизирующей механизм государственной поддержки цифровой трансформации, является сокращение объемов денежных средств, выделяемых на субсидирование льготных кредитов для системообразующих аккредитованных IT-компаний и пополнение оборотных средств. Причем изначально сокращение объема снизилось сначала в 6, а затем и в 17 раз. В конечном итоге сумма капитала резервного фонда сжалась с 3 миллиардов рублей до 30 миллионов. Также более чем в 2 раза (с 54,5 до 20 млрд рублей) сократились объем сумм, выдаваемых непосредственно на кредиты IT-компаний [12].
Нельзя оставить без внимания тот факт, что в ноябре 2023 года по итогам аудита, проведенного Минцифрой, было принято решение о приостановке выдачи грантов на новые разработки в сфере ИT-технологий [16], которые уже тогда являлись своеобразным триггером создания новых рабочих мест в отрасли. Однако позже было объявлено, что в 2024 году российские компании вновь смогут получать гранты на разработку и внедрение отечественных IT-решений. Но несмотря на это, грантовую помощь смогут получить только отобранные индустриальными центрами компетенций ИТ-проекты [6].
Стоит обратить внимание и на тот факт, что по поручению Минцифры из реестра были исключено 400 организаций, для которых деятельность в IT-сфере является основной [15]. Стоит предложить, что подобные действия стали своеобразным антистимулом для новых небольших компаний-разработчиков иммерсивных цифровых технологий, которые планировали подать заявки для включения в реестр.
Еще одним ключевым, но скорректированным направлением государственной поддержки IT-отрасли стала льготная ипотека для IT-специалистов. Так Правительством страны было принято решение о сокращении ассигнования на субсидирование льготной ипотеки для IT-сотрудников в 3 раза - с 1,5 млрд рублей до 500 млн рублей [23]. Кроме того, было принято решение и о двукратном сокращении числа сотрудников, имеющих право на получение льготной ипотеки (до 5 тысяч человек) [3].
Считаем, что подобная тенденция привела к необоснованному выезду из страны высококвалифицированных специалистов. Так только в 2022 году в результате трудовой миграции Россию покинули почти 100 тысяч IT-специалистов. И несмотря на то, что почти больше половины из них продолжают работать на благо российских компаний, находясь на территории дружественных стран, Россия все же потеряла почти 10% высококвалифицированных кадров [5], которые, на наш взгляд, могли бы быть задействованы в популяризации иммерсивных цифровых технологий в туризме.
Считаем, что столь избирательная помощь, осуществляемая в рамках данного направления государственной поддержки, безусловно, существенно затрудняет раскрытие инновационного потенциала иммерсивных цифровых технологий в структуре туристического продукта. Однако процесс формирования соответствующей научной, кадровой и технологической базы, реализуемый в рамках господдержки интеграции иммерсивных технологий в туристический продукт в большой степени замедлен в результате санкционного давления и корпоративного бойкота. В данном случае под корпоративным бойкотом понимается деятельность компаний, решение принимаемые которыми контролируется организациями, ограничивающими работу последних на территории России и (или) с лицами, находящимися под ее юрисдикцией [24].
Именно поэтому государственная поддержка интеграции иммерсивных цифровых технологий в туристический продукт в новых реалиях должна происходить с учетом сценариев развития цифровой трансформации (рисунок 1), реализация которых будет зависеть от влияния двух базовых факторов:
1. от текущего состояния мировой экономики (МЭ) и международных экономических отношений (МЭО) - (преодоление рецессии, устойчивый рост, спад, кризис и т.д.).
2. от последствий санкционного давления (СД) - (ослабление корпоративного бойкота, ведущего к восстановлению деловых контактов или усиление изоляции России на рынке туристических услуг в результате расширения санкционного пакета), влияющего на взаимоотношения со странами, являющимися деловыми партнерами России на рынке туристических услуг.
Рисунок 1. Оценка возможности реализации глобальных сценариев цифровой трансформации в контексте интеграции иммерсивных цифровых технологий в турпродукт в условиях господдержки
Figure 1. Assessing the possibility of implementing global digital transformation scenarios in the context of integrating immersive digital technologies into tourism products under conditions of state support
Источник: составлено авторами
Анализ возможных сценариев цифровой трансформации туристической отрасли позволяет сделать вывод, что утверждать о том, какой из вышеописанных сценариев будет в дальнейшем реализован фактически невозможно. Вполне вероятно, что в скором времени начнется стабилизация международных экономических отношений, что приведет к реинтеграции России в структуру мирового туристического рынка. Однако с учетом интеграции иммерсивных технологий в туристические продукты можно предположить, что российский турбизнес сохранит значительную степень автономности, фокусируясь на внутреннем спросе и развитии собственных иммерсивных цифровых технологий.
Именно поэтому реализация данных сквозных технологий в туризме должна происходить в условиях заинтересованности государства не только в цифровизации, но автономизации отрасли, которая теперь вынуждена развиваться не только в особых условиях, а именно, повышении качества турпродуктов и сервисов, но и производительности труда, которые в совокупности могут стать весомыми факторами, влияющими на повышение конкурентоспособности отрасли.
Также при осуществлении выбора траектории государственной поддержки цифровой трансформации отрасли (вне зависимости от реализации любого из четырех представленных выше сценариев) отрасли крайне важно, чтобы импорт зарубежных сквозных технологий, осуществляемый в случае стабилизации международных экономических отношений и производстве собственных иммерсивных цифровых продуктов реализовывалось комплементарно, а не взаимозаменяемо.
Причина подобной экономической либерализации в будущем связана с тем, что производство иммерсивных цифровых технологий для туризма несмотря на беспрецедентное санкционное давление все равно остается достаточно трудоемким, а потому нуждается хотя бы в промежуточном инвестиционном импорте высокотехнологичных комплектующих и оборудования.
Именно поэтому крайне важно учитывать и возможные санкционные риски, влияющие на трансформацию отрасли в контексте интеграции иммерсивных технологий в туристические продукты (таблица 1).
Таблица 1
Предложения по минимизации некоторых глобальных санкционных рисков в условиях технологического суверенитета туризма
Table 1
Proposals for minimizing some global sanctions risks in the context of technological sovereignty of tourism
Общеотраслевые риски
| |
Примеры рисков
|
Предложения по совершенствованию мер
господдержки, способных снизить последствия санкционных рисков
|
Дефицит специалистов, занимающихся
вопросами цифровой трансформации туризма
|
·
легализация
института «цифровые кочевники»;
· корректировка трудового законодательства, с целью уточнения порядка заключения трудовых договоров с IT-специалистами, проживающими на территории дружественных стран; · Внесение изменений в налоговое законодательство |
Корпоративно-правовые риски
| |
Примеры рисков
|
Предложения по совершенствованию мер
господдержки, способных снизить последствия санкционных рисков
|
Принудительное лицензирование ПО, необходимого
для цифровой трансформации турпродуктов
|
Либерализация процесса, связанного с
лицензирование ПО с целью стимулирования иностранных правообладателей к
возобновлению деловых отношений с российскими контрагентами в области интеграции
иммерсивных технологий в турпродукты
|
Локальные отраслевые риски
| |
Примеры рисков
|
Предложения по совершенствованию мер
господдержки, способных снизить последствия санкционных рисков
|
Отсрочка от службы в армии
для IT-специалистов
(несовершеннолетние)
|
·
учет
отсутствия высшего образования у большинства IT-специалистов;
· упрощение межведомственного взаимодействия и верификации сведений с целью конкретизации вида деятельности (в данном случае подтверждение возраста и IT-специализации у выпускников). |
Проведенный анализ мер, направленных на снижения последствий санкционных рисков в контексте интеграции иммерсивных цифровых технологий в туризм, дает основание сделать вывод, что реализация описанных выше направлений господдержки не всегда способна учесть все реалии санкционного давления.
Так оценив некоторые меры отраслевой поддержки цифровой трансформации в условиях интеграции в нее иммерсивных технологий, осуществляемых в свете санкционных рисков и корпоративного бойкота, необходимо отметить, что для того, чтобы стабилизация российской туристического бизнеса происходила планомерно нельзя сконцентрировать все усилия не только на внешних угрозах, необходимо обратить более пристальное внимание на внутренние барьеры, не только стоящие перед отечественной IT-отраслью, но и замедляющие инновационную трансформацию туризма в условиях интеграции в него иммерсивных технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог всему вышесказанному можно сделать вывод, что к перспективным мерам государственного регулирования и поддержки интеграции иммерсивных цифровых технологий в туризме можно отнести:
- совершенствование льготной ипотечной программы для специалистов работающих в сфере информационных технологий путем предоставления дополнительных преференций для специалистов, задействованных в разработке иммерсивных технологий для туризма;
- повышение квалификации сотрудников туриндустрии в сфере применения иммерсивных цифровых технологий с целью дальнейшей диверсификации туристических продуктов;
- создание новых и/или усовершенствование существующих кредитных программ, позволяющих получить финансовую поддержку высокотехнологичным туристическим стартапам, работающих совместно с отечественными разработчиками иммерсивных цифровых технологий;
- расширение системы венчурных фондов и акселераторов с государственным участием, и как следствие создание дополнительных стимулов для венчурного инвестирования с целью преодоления последствий санкционного давления и корпоративного бойкота в туризме;
- упрощение системы сертификации отечественного IT-оборудования, необходимого для разработки и продвижения иммерсивных туристических продуктов и услуг по принципу «одного окна»;
- разработка льготного механизма аренды и/или лизинга оборудования для VR-/AR-/MR-/XR- индустрии с целью проведения масштабных событийных мероприятий (например, спортивные соревнования/ культурные мероприятия);
- создание гибкой системы государственной поддержки, учитывающей стадию жизненного цикла иммерсивной технологии – от начала НИОКР до поддержки конечного внедрения;
- пересмотр существующих и создание новых регламентов и требований к кибербезопасности в области интеграции иммерсивных цифровых технологий в туристические продукты;
- проведение региональных конкурсов, цель которых заключается в анализе и дальнейшем поощрении внедрения иммерсивных цифровых технологий в структуру региональных туристических продуктов в рамках грантового финансирования несколько наиболее перспективных проектов;
- поддержка создания национальной системы сертификации и качества отечественных иммерсивных туристических продуктов с целью повышения узнаваемости российских туристических услуг, что позволит последним осуществлять продвижение на рынке дружественных стран (по аналогии с брендом «Сделано в России»);
- повышение осведомленности потребителей об иммерсивных технологиях в структуре туристического продукта посредством популяризации мер поддержки и программ цифровой трансформации туризма;
- конкретизация роли иммерсивных цифровых технологий в Стратегии развития туризма в Российской Федерации;
- обнуление ввозных таможенных пошлин на IT-оборудование и комплектующие, необходимые для внедрения иммерсивных цифровых технологий в туристический продукт;
- покрытие части расходов на транспортировку высокотехнологичной продукции, в дальнейшем применяемой в структуре цифровых турпродуктов;
- легализация и поддержка развития параллельного импорта с целью импортозамещения недостающих комплектующих.
Таким образом, государственная поддержка как цифровой трансформации туризма, так и интеграции в структуру его продуктов иммерсивных цифровых технологий является ключевой детерминантой динамики отраслевого восстановления.
Однако в условиях санкционного давления и геоэкономической фрагментации крайне важно продолжать совершенствовать систему мер отраслевой поддержки, ориентируюсь на развитие иммерсивных цифровых технологий как перспективное направление цифровой трансформации туризма.
References:
Arlanova A.A. (2023). Mirovoy opyt tsifrvoy transformatsii v industrii turizma i gostinichnogo bizesa [Global experience of digital transformation in the tourism and hotel business industry] (in Russian).
Belomestnova M.E., Sharikov V.I. (2023). Transformatsiya turizma v tsifrovuyu epokhu [The transformation of tourism in the digital age]. Vestnik RMAT. (1). 6-13. (in Russian).
Egiazaryan A.M. (2023). Tsifrovaya transformatsiya v sfere turizma i gostepriimstva [Digital transformation in the field of tourism and hospitality] (in Russian).
Gurbannyyazov Sh. (2023). Tsifrovye transformatsii v turizme [Digital transformations in tourism]. Simvol nauki: mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal. (3-1). 60-62. (in Russian).
Khamirzova S.K., Kumpilova A.R., Kalashnikova S.V., Khachemizova E.A. (2023). Napravleniya tsifrovoy transformatsii industrii gostepriimstva i turizma v sovremennyh usloviyakh [Directions of digital transformation of the hospitality and tourism industry in modern conditions]. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (4). 2283-2296. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.13.4.119939.
Kolobova A.E. (2023). Tsifrovaya transformatsiya sotsialno-ekonomicheskoy sistemy turizma na osnove metodologii sinkhronizatsii [Digital transformation of the socio-economic system of tourism based on the synchronization methodology]. Innovation activity. (3). 17-24. (in Russian).
Konina D.D., Lomovtseva A.V. (2023). Tsifrovaya transformatsiya regionalnogo turizma [Digital transformation of regional tourism]. E-Scio. (3(78)). 503-509. (in Russian).
Morozov M.A. (2023). Tsifrovaya transformatsiya industrii turizma i gostepriimstva [Digital transformation of the tourism and hospitality industry] (in Russian).
Omurbekova D.M., Lukichev P.M. (2023). Tsifrovaya transformatsiya turizma v Rossii: perspektivy i vyzovy [Digital transformation of tourism in Russia: prospects and challenges] Sankt-Peterburg- Vitebsk- Astana-Donetsk. (in Russian).
Podolskaya T. V., Ushakov D. S., Volodina A. D. (2024). Immersivnye tekhnologii v turizme: potentsial i perspektivy razvitiya otraslevoy ekonomiki vpechatleniy [Immersive technologies in tourism: the potential and prospects for the development of the industry economy of impressions]. Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie. Uchenye zapiski. (1). 134-142. (in Russian). doi: 10.22394/2079-1690-2024-1-1-134-142.
Zherukova A.B., Temmoeva Z.I., Kulyushina N.E., Bekaldieva Z.S. (2023). Drayvery tsifrovoy transformatsii industrii turizma i gostepriimstva [Drivers of the digital transformation of the tourism and hospitality industry]. Innovatsionnaya ekonomika: informatsiya, analitika, prognozy. (1). 182-189. (in Russian).
Страница обновлена: 08.04.2025 в 19:09:59