Attracting Chinese foreign direct investments to the Russian economy in the context of the One Belt and One Road Initiative
Bolaev A.V.1, Bondarenko V.A.2
1 Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова
2 Ростовский государственный экономический университет
Download PDF | Downloads: 48
Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 2 (April-June 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=67903424
Abstract:
The article examines the issue of attracting foreign direct investments from China to the Russian economy in the context of the One Belt and One Road strategic initiative in the time period of 2013-2021. For this purpose, the authors analyze the role of China in the world flows of outward FDI and in the world amounts of outgoing FDI stock, examine the dynamics of FDI inflows and FDI stock from China in the Russian economy, determine the role of Russia in China’s outward FDI and in outbound FDI stock, and estimate the role of China in FDI inflows to Russia. The article shows the high degree of interconnection between both countries in foreign trade and, taking into account the context of the One Belt and One Road strategic initiative, notes the significant potential for increasing the amount of FDI from China to Russia and the potential importance of the PRC as a source of investment and technology for the Russian economy.
Keywords: One Belt and One Road, Belt and Road, foreign direct investment, FDI, Russia, China
JEL-classification: F15, F21, F63
Введение
Как известно, Китайская Народная Республика является одним из мировых лидеров по таким показателям, как численность населения, объем ВВП, объем внешней торговли, объемы прямых иностранных инвестиций (ПИИ) входящих, а также в последние годы и исходящих, совокупные расходы на НИОКР, стоимость экспорта высокотехнологичной продукции, количество патентных заявок и полученных патентов. [1, с. 182]
Россия и Китай имеют общую границу протяженностью более 4 тыс. км, что само по себе позволяет предполагать активное экономическое сотрудничество двух стран. При этом известно, что с 2013 г. в качестве основной концепции развития внешнеэкономических связей Китая продвигается выдвинутая государственным председателем КНР Си Цзиньпином стратегическая инициатива «Один пояс и один путь», одной из важнейших целей которой является снижение барьеров для международной инвестиционной деятельности. [2] В этой связи вопросы реализации указанной инициативы «Пояса и пути» (это одно из общепринятых названий рассматриваемой стратегической инициативы) вызывают закономерный интерес большого количества ученых, среди которых можно указать таких авторов, как Абрамкина М.С. [3] (Abramkina, 2018), Ван Б. [4] (Wang Binyi, 2019), Ван Д. [5] (Wang Dehong, 2022), Гарлик Д. [6] ( Jeremy Garlick, 2020), Глянц М.Г. и Росс Р.Дж. [7] (Michael H. Glantz and Robert J.Ross.), Дакворт Э. [8] ( Elaine Duckworth, 2022), Ма Цз. [9] (Ma Jiantang, 2019), Мантаева Э.И. [10] (Mantaeva, Bolaev, 2024), Цзян Ч. [11] (Jiang Zhigang, 2014) и других. Практически всеми авторами признается крайне важное значение стратегической инициативы «Один пояс и один путь», объединившей в своих рамках экономического взаимодействия кроме Китая уже более 150 стан и территорий мира, для развития мировой экономики.
Поскольку целью этой статьи является изучение привлечения китайских ПИИ в экономику России в контексте реализации инициативы «Пояса и пути», нам необходимо отметить, что указанной теме также посвящено значительное количество исследований. В частности, изучением зарубежных инвестиций Китая в Россию занимались такие ученые, как Александрова М.В. [12] (Aleksandrova, 2017), Бао Х. [13] (Bao, 2019), Ван Ц. [14] (Wang Q., 2022), Залесская О.В. [15] (Zalesskaya, 2022), Ревенко Н.С. [16] (Revenko, 2023) , Ло И. [17] (Luo, 2019), Сизых Е.Ю. [18] (Sizykh,2019), Цзоу С. [10] (Zou, 2021) и другие. В целом указанными авторами отмечается, что российско-китайское инвестиционное сотрудничество обладает значительным потенциалом.
В рамках указанной выше цели этого исследования были поставлены следующие задачи: рассмотреть роль Китая в мировых потоках исходящих ПИИ и мировых объемах накопленных исходящих ПИИ, рассмотреть динамику притока ПИИ и накопления ПИИ из Китая в экономике России, определить роль России в китайских исходящих ПИИ и в накопленных ПИИ зарубежом и оценить роль Китая в притоке ПИИ в Россию во временном периоде 2013-2021 г. Указанный временной период был определен начиная с 2013 г. – года объявления о начале реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь», в свою очередь 2021 г. – последний год, за который авторам были доступны подробные статистические данные по прямым иностранным инвестициям как российских, так и китайских официальных источников.
В качестве научной новизны этого исследования можно отметить использование комплексного подхода при сравнении статистических данных по ПИИ, а также и внешней торговле России и Китая из российских, китайских и международных источников, значительном временном периоде (2013-2021 гг.), который попал в поле зрения авторов, использовании контекста фактора реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь».
Источниками статистических данных для этого исследования послужили прежде всего такие российские источники, как данные Центрального Банка России, статистический сборник «Торговля в России» (за различные годы), статистический сборник «Россия в цифрах» (2015 г.). Китайские источники были представлены статистическим сборником правительства Китая «Китайский статистический ежегодник» (за различные годы, на китайском языке). Также использовались данные ООН, а именно статистический сборник по инвестициям «Отчет по мировым инвестициям» Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
Результаты и обсуждение
На основании имеющейся у авторов вышеуказанных статистических материалов были составлены Таблица 1, Таблица 2 и Таблица 3.
Таблица 1. Роль Китая в мировом потоке исходящих ПИИ и в притоке ПИИ в Россию (2013-2021 гг.)
2013
г.
|
2014
г.
|
2015
г.
|
2016
г.
|
2017
г.
|
2018
г.
|
2019
г.
|
2020
г.
|
2021
г.
| |
Годовой объем ПИИ, исходящих из КНР, млрд долл. США (данные
правительства КНР)
|
107,844
|
123,120
|
145,667
|
196,149
|
158,288
|
143,037
|
136,908
|
153,710
|
178,819
|
Годовой объем ПИИ КНР в Россию, млрд долл. США (данные
правительства КНР)
|
1,022
|
0,634
|
2,961
|
1,293
|
1,548
|
0,725
|
-0,379
|
0,570
|
-1,072
|
Доля России в годовом объеме исходящих ПИИ КНР, % (данные
правительства КНР)
|
0,95
|
0,51
|
2,03
|
0,66
|
0,98
|
0,51
|
-0,28
|
0,37
|
-0,60
|
Годовой объем ПИИ в Россию, млрд долл. США (данные ЦБ РФ)
|
69,219
|
22,031
|
6,853
|
32,539
|
28,557
|
8,785
|
31,975
|
9,479
|
40,450
|
Доля ПИИ из КНР в годовом объеме ПИИ в РФ, % (данные
правительства КНР и ЦБ РФ)
|
1,48
|
2,88
|
43,21
|
3,97
|
5,42
|
8,25
|
-1,19
|
6,02
|
-2,65
|
Годовой объем ПИИ, из КНР в Россию, млрд долл. США (данные ЦБ
РФ)
|
0,597
|
1,271
|
0,645
|
0,345
|
0,140
|
-0,013
|
0,136
|
0,053
|
0,011
|
Доля ПИИ из КНР в годовом объеме ПИИ в РФ, %, (данные ЦБ РФ)
|
0,86
|
5,77
|
9,42
|
1,06
|
0,49
|
-0,15
|
0,42
|
0,56
|
0,03
|
Годовой объем ПИИ, исходящих из КНР, млрд долл. США (данные
ЮНКТАД)
|
107,844
|
123,120
|
127,560
|
183,100
|
158,288
|
143,037
|
136,908
|
153,710
|
178,819
|
Годовой объем ПИИ в Россию, млрд долл. США (данные ЮНКТАД)
|
53,397
|
29,152
|
11,858
|
37,668
|
25,954
|
13,228
|
32,076
|
10,410
|
38,639
|
Годовой мировой объем входящих ПИИ (данные ЮНКТАД)
|
1443,230
|
1323,863
|
1774,001
|
1746,423
|
1644,872
|
1375,437
|
1707,830
|
961,983
|
1478,137
|
Годовой мировой объем исходящих ПИИ (данные ЮНКТАД)
|
1399,483
|
1253,159
|
1594,317
|
1452,463
|
1593,102
|
1014,750
|
1400,770
|
731,854
|
1729,076
|
Доля КНР в мировом годовом объеме исходящих, % (данные ЮНКТАД)
|
7,71
|
9,82
|
8,00
|
12,61
|
9,94
|
14,10
|
9,77
|
21,00
|
10,34
|
Доля РФ в мировом годовом объем входящих ПИИ, % (данные ЮНКТАД)
|
3,70
|
2,20
|
0,67
|
2,16
|
1,58
|
0,96
|
1,88
|
1,08
|
2,61
|
Доля ПИИ из КНР в годовом объеме ПИИ в РФ, %, (данные Правительства
КНР и ЮНКТАД)
|
1,91
|
2,17
|
24,97
|
3,43
|
5,97
|
5,48
|
-1,18
|
5,48
|
-2,78
|
Анализ полученных данных в Таблице 1 показывает, что в рассматриваемый нами период времени (2013-2021 гг.) в целом отмечался общий тренд на рост стоимостных объемов китайских исходящих ПИИ, однако максимальные показатели (196,149 млрд или 183,1 млрд долл. США по статистике правительства КНР или по данным ЮНКТАД соответственно, при этом важно отметить, что данные этих источников, судя по имеющимся статистически материалам, совпадают начиная с 2017 г. включительно) были зафиксированы в 2016 г. Соответственно, в 2017-2019 гг. наблюдалось падение объемов китайских исходящих ПИИ. Основной причиной отмечавшейся ситуации является публикация в августе 2017 г. Госсоветом КНР (высшим государственным исполнительным органом Китая) «Руководства по направлению зарубежными инвестициями» [28] (принятому к уже действующему с начала 2000-х гг. «Каталогу отраслевых направлений для иностранных инвестиций по конкретным странам» Министерства коммерции КНР [29]), в котором среди прочего были ограничены китайские инвестиции зарубеж прежде всего в такие отрасли, как сфера недвижимости, гостиничный бизнес, сфера развлечений, а поощрялись прежде всего инвестиции в проекты, направленные на углубление сотрудничества со странами и территориями мира, участвующими в стратегической инициативе «Один пояс и один путь». Важно отметить, что доля российского направления в китайском прямом инвестировании зарубежом в целом в рассматриваемый период снижалась, с максимальным показателем около 2% в 2015 г. и не более 1% в другие годы, в том числе принимая отрицательные значения (соответствует в целом чистому оттоку ПИИ) в 2019 и 2021 гг. по китайским статистическим данным, что в том числе в рассматриваемый период (2013-2021 гг.) значительно (в разы) меньше и доли России в мировых объемах притока ПИИ, которые, к примеру, в 2013 г. составили 3,70%, и несмотря на то, что в целом снижались, все-таки значительно превышали показатели роли России в китайских исходящих ПИИ.
Данные из Таблицы 1 показывают, что динамика притока китайских ПИИ в российскую экономику в рассматриваемый период (2013-2021 гг.) крайне неравномерна, при этом довольно сильно отличаются показатели притока ПИИ из Китая в Россию в статистических данных правительства КНР и Центрального Банка РФ (что может быть связано с особенностями организации подобных международных сделок и вопросами определения прямого инвестирования для целей статистики). По российским статистическим данным в указанный период максимальный объем китайских ПИИ поступил в Россию в 2014 г. (1,271 млрд долл. США, что может быть связано с участием китайских инвесторов, прежде всего Китайской государственной нефтегазовой корпорации, в проекте по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ» [30]), после чего приток китайских ПИИ в Россию в целом постоянно снижался, в том числе до отрицательных значений в 2018 г. В свою очередь, статистика правительства Китая показывает значительно большие объемы притока ПИИ из КНР в Россию, с максимальными показателями в 2015 г. (2,961 млрд долл. США, скорее всего по временному диапазону это совпадает с закрытием вышеупомянутой сделки по приобретению пакетов акций проекта «Ямал СПГ» Китайской государственной нефтегазовой корпорацией (приобретено 20% акций проекта), а также меньшего пакета (9,9%) акций проекта китайским Фондом Шелкового пути [31] и приобретением Китайской нефтяной и химической корпорацией пакета в 10% акций крупнейшей российской нефтехимической компании «Сибур» [32]), а также относительно высокими показателями притока ПИИ из КНР в 2016 г. (приобретение китайским Фондом Шелкового пути пакета в 10% акций компании «Сибур» [33]) и 2017 гг. (приобретение пакета в 20% акций одного из важнейших проектов корпорации «Роснефть» - АО «ВЧНГ» («Верхнечонскнефтегаз») - Пекинской газовой группой компаний [34]). Можно отметить, что в 2019 и 2021 гг. китайская статистика показывала относительно значительный отток ПИИ КНР из России, российская статистика показывала в целом небольшой отток китайских ПИИ в 2018 г.
Интересно, что по статистическим данным ЦБ РФ в 2015 г. отмечалась максимальная доля китайских ПИИ в структуре притока ПИИ в российскую экономику (9,42%), на втором месте – результаты 2014 г. (5,77%, в эти годы ввиду начала принятия странами коллективного Запада односторонних антироссийских санкций отмечалось снижение притока ПИИ в Россию в целом), при этом можно отметить, что по данным ЮНКТАД Китай в рассматриваемый период времени (2013-2021 гг.) уже стал одним из мировых лидеров по объемам исходящих ПИИ. К примеру, в 2014 и 2015 гг. на Китай приходилось 9,82% и 8% от мирового объема исходящих ПИИ, а максимальный рассматриваемый показатель (21%) был зафиксирован в 2020 г., когда произошло падение объемов мировых потоков ПИИ вследствие влияния коронавирусной пандемии и борьбы с ней до минимального в последние годы показателя в 731,854 млрд долл. США.
Таблица 2. Роль Китая в накопленных в России входящих ПИИ (2005, 2008, 2012, 2013, 2019, 2021 гг.).
2005
г.
|
2008
г.
|
2012
г.
|
2013
г.
|
2019
г.
|
2021
г.
| |
Объем накопленных ПИИ из Китая, млрд долл. США (данные правительства
КНР)
|
57,206
|
183,971
|
531,941
|
660,478
|
2198,881
|
2785,150
|
Объем накопленных ПИИ из Китая, млрд долл. США (данные ЮНКТАД)
|
46,311
|
147,949
|
509,001
|
613,585
|
2099,400
|
2581,800
|
Объем накопленных ПИИ в Россию, млрд долл. США (данные ЮНКТАД)
|
132,491
|
213,734
|
508,890
|
575,658
|
463,860
|
521,876
|
Объем накопленных ПИИ из Китая в Россию, млрд долл. США (данные
правительства КНР)
|
0,466
|
1,838
|
4,888
|
7,582
|
12,804
|
10,644
|
Объем мировых накопленных входящих ПИИ, млрд долл. США
|
10129,739
|
14909,289
|
22812,680
|
25464,173
|
36470,162
|
45448,812
|
Объем мировых накопленных исходящих ПИИ, млрд долл. США
|
10671,889
|
16205,663
|
23592,739
|
26312,635
|
34571,124
|
41798,485
|
Доля Китая в мировом объеме накопленных исходящих ПИИ, %
|
0,43
|
0,91
|
2,16
|
2,33
|
6,07
|
6,18
|
Доля России в мировом объеме накопленных входящих ПИИ, %
|
1,31
|
1,43
|
2,23
|
2,26
|
1,27
|
1,15
|
Доля Китая в объеме накопленных входящих ПИИ в России, %
|
0,81
|
1,00
|
0,92
|
1,15
|
0,58
|
0,38
|
Анализ данных из Таблицы 2 показывает, что Китай, несмотря на относительно недавнее становление одним из мировых лидеров по объемам исходящих ПИИ, уже является одной из ведущих стран по объемам накопленных исходящих ПИИ – на него в конце 2021 г. приходилось 2,785 трлн долл. США накопленных исходящих ПИИ, что соответствовало 6,18% мирового объема накопленных исходящих ПИИ. Среди этого объема около 10,644 млрд долл. США представляли накопленные в экономике России китайские ПИИ (по статистическим данным правительства КНР), что соответствовало около 0,38% от накопленных китайских исходящих ПИИ, при этом в целом в рассматриваемый период (2013-2021 гг.) доля России в накопленных исходящих ПИИ КНР снижалась (соответствующие показатели на конец 2013 г. 1,15% и на конец 2021 г. 0,38%), причинами чего можно назвать в целом снижение притока китайских ПИИ в Россию в 2018-2021 гг. (вплоть до чистого оттока ПИИ) и продолжающееся повышение объемов накопленных в других странах и территориях мира исходящих ПИИ КНР. Также можно отметить, что данные, представленные в Таблице 2, показывают снижение в рассматриваемый период доли России в мировых объемах накопленных входящих ПИИ (соответствующие показатели 2,26% на конец 2013 г. и 1,15% на конец 2021 г.).
Таблица 3 Степень взаимосвязи России и Китая как торговых партнеров (2013-2021 гг.)
|
2013 г.
|
2014 г.
|
2015 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
Объем
внешней торговли товарами Китая, млрд долл. США (данные
правительства КНР)
|
4158,993
|
4301,527
|
3953,033
|
3685,557
|
4107,164
|
4622,415
|
4577,891
|
4655,913
|
6050,166
|
Объем
товарного экспорта Китая, млрд долл. США (данные правительства КНР)
|
2209,004
|
2342,293
|
2273,468
|
2097,631
|
2263,371
|
2486,682
|
2499,482
|
2589,952
|
3363,023
|
Объем
товарного импорта Китая, млрд долл. США (данные правительства КНР)
|
1949,989
|
1959,235
|
1679,565
|
1587,926
|
1843,793
|
2135,734
|
2078,409
|
2065,962
|
2687,143
|
Объем
внешней торговли товарами России и Китая, млрд долл. США (данные
правительства КНР)
|
89,259
|
95,27
|
68,016
|
69,616
|
84,221
|
107,107
|
110,94
|
108,189
|
147,16
|
Объем
товарного экспорта Китая в Россию, млрд долл. США (данные
правительства КНР)
|
49,591
|
53,677
|
34,757
|
37,356
|
42,831
|
47,965
|
49,748
|
50,504
|
67,551
|
Объем
товарного импорта Китая из России, млрд долл. США (данные
правительства КНР)
|
39,668
|
41,594
|
33,259
|
32,26
|
41,39
|
59,142
|
61,192
|
57,685
|
79,609
|
Доля
России во внешней торговле товарами Китая (данные правительства КНР)
|
2,15
|
2,21
|
1,72
|
1,89
|
2,05
|
2,32
|
2,42
|
2,32
|
2,43
|
Доля
России в товарном экспорте Китая (данные правительства КНР)
|
2,24
|
2,29
|
1,53
|
1,78
|
1,89
|
1,93
|
1,99
|
1,95
|
2,01
|
Доля
России в товарном импорте Китая (данные правительства КНР)
|
2,03
|
2,12
|
1,98
|
2,03
|
2,24
|
2,77
|
2,94
|
2,79
|
2,96
|
Объем
внешней торговли товарами России, млрд долл. США (данные
правительства России)
|
729,724
|
687,314
|
460,113
|
410,345
|
511,967
|
606,701
|
587,272
|
495,693
|
686,659
|
Объем
товарного экспорта России, млрд долл. США (данные правительства
России)
|
453,344
|
433,366
|
298,42
|
247,687
|
309,09
|
394,675
|
370,24
|
288,605
|
427,587
|
Объем
товарного импорта России, млрд долл. США (данные правительства
России)
|
276,38
|
253,948
|
161,693
|
162,658
|
202,877
|
212,026
|
217,032
|
207,088
|
259,072
|
Объем
внешней торговли товарами России и Китая, млрд долл. США (данные
правительства России)
|
88,798
|
88,389
|
63,549
|
66,034
|
86,972
|
108,244
|
111,488
|
104,199
|
141,925
|
Объем
товарного экспорта России в Китай, млрд долл. США (данные
правительства России)
|
35,625
|
37,505
|
28,601
|
28,012
|
38,917
|
56,019
|
57,315
|
49,249
|
69,098
|
Объем
товарного импорта России из Китая, млрд долл. США (данные
правительства России)
|
53,173
|
50,884
|
34,948
|
38,022
|
48,055
|
52,225
|
54,173
|
54,95
|
72,827
|
Доля
Китая во внешней торговле товарами России, % (данные
правительства России)
|
12,17
|
12,86
|
13,81
|
16,09
|
16,99
|
17,84
|
18,98
|
21,02
|
20,67
|
Доля
Китая в товарном экспорте России, % (данные правительства
России)
|
7,86
|
8,65
|
9,58
|
11,31
|
12,59
|
14,19
|
15,48
|
17,06
|
16,16
|
Доля
Китая в товарном импорте России, % (данные правительства
России)
|
19,24
|
20,04
|
21,61
|
23,38
|
23,69
|
24,63
|
24,96
|
26,53
|
28,11
|
Доля
Китая в товарном экспорте России, указанная в официальной статистике, % (для
сравнения, данные правительства России)
|
Н/Д
|
7,5
|
8,3
|
9,8
|
10,9
|
12,5
|
13,5
|
14,6
|
14
|
Доля
Китая в товарном импорте России, указанная в официальной статистике, % (для
сравнения, данные правительства России)
|
Н/Д
|
17,7
|
19,1
|
20,9
|
21,1
|
21,9
|
22,1
|
23,7
|
25,1
|
Данные, представленные в Таблице 3, позволяют нам лучше понимать степень взаимосвязи России и Китая во внешней торговле товрами обеих стран в указанный период. Как видно, в соответствии с китайскими статистическими данными в 2021 г. объем внешней торговли товарами КНР превысил 6 трлн долл. США, из них 2,43% составляла внешняя торговля товарами с Россией, при этом в китайском товарном экспорте в указанном году Россия занимала 2,01%, в товарном импорте – 2,96% (в последние годы на фоне односторонних антироссийских санкций коллективного Запада указанные показатели стали еще выше). Для России в указанный период времени роль Китая как торгового партнера была значительно выше. По данным из Таблицы 3, рассчитанных на основании российских статистических источников, доля Китая в российском товарном экспорте в 2013-2021 г. составляла 7,86-17,06% в различные годы, в товарном импорте – 19,24-28,11% в различные годы, во внешней торговле товарами в целом – 12,17-21,02% в различные годы (с общей тенденцией роста от 2013 г. к 2021 г.).
В целом указанная степень взаимосвязи обеих стран во внешней торговле показывает, что роль Китая в притоке ПИИ в Россию не соответствует степени взаимной важности обоих государств друг для друга во внешней торговле. Конечно, можно отметить, что в общем случае с точки зрения занятости населения и сбора налогов правительству Китая выгоднее, к примеру, производство товаров на территории КНР и дальнейший экспорт в Россию готовой продукции, нежели перенос всей либо части производственной цепочки из Китая в Россию, однако при некоторых условиях организация производства китайских компаний на российской территории вполне может быть более выгодным решением и для правительства КНР. В частности, при госзакупках может быть востребована только продукция, произведенная на территории России (или в странах Евразийского экономического союза), что вполне может способствовать организации в России производств (и не только сборочных) китайских компаний, либо использование российской составляющей в продукции позволит значительно увеличить прибыли китайских производителей (что, однако, скорее всего зависит от конкурентной ситуации на самом российском рынке и конкурентоспособности китайской продукции в целом и продукции отдельных китайских компаний). Как известно, одним из путей привлечения ПИИ в экономику страны является предоставление налоговых льгот и иных преференций (вплоть до различных форм фактической и официальной господдержки), а также, что очень важно, действенных гарантий правовой среды (или «правил игры») и безопасности инвестиций.
В контексте реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» важно отметить, что правительство Китая официально выражает готовность поддерживать проекты китайских инвесторов, осуществляемые в рамках реализации инициативы «Пояса и пути», при этом страны и территории – участницы глобальной инициативы, как правило, являются дружественными по отношению к китайскому правительству государствами и, как правило, официально не присоединяются к односторонним антироссийским санкциям стран коллективного Запада. Можно отметить, что в 2021 г. на страны и территории – участницы стратегической инициативы (список участников на конец 2023 г.) приходилось около 36,55% от мирового объема исходящих ПИИ, что делает международный инвестиционный потенциал участников глобальной инициативы достаточно значительным, особенно в текущих российских условиях. [51, с. 1639] В этой связи, конечно, можно отметить, что при привлечении ПИИ важно учитывать и технологическую составляющую инвестиционных проектов, в этой связи привлечение ПИИ из стран, обладающих современными технологиями видится более желательным [52], что вновь показывает потенциальную важность Китая как значимого источника ПИИ для России – известно, что КНР является одним из мировых лидеров по объему расходов на НИОКР, мировым лидером по экспорту высокотехнологичной продукции и патентной активности [1, с. 182], производя как востребованную на мировом рынке бытовую технику, так и эксплуатируя собственную космическую многомодульную орбитальную станцию.
Заключение
Проведенное исследование вопросов привлечения ПИИ из Китая в экономику России в контексте реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» позволило авторам прийти к следующим выводам:
- в рассматриваемый период времени (2013-2021 гг.) в целом отмечался общий тренд на повышение стоимостных объемов китайских исходящих ПИИ;
- доля российского направления в китайском прямом инвестировании зарубежом в целом в рассматриваемый период снижалась, с максимальным показателем около 2% в 2015 г. и не более 1% в другие годы, в том числе принимая отрицательные значения (наблюдался чистый отток китайских ПИИ из России);
- динамика притока китайских ПИИ в российскую экономику в рассматриваемый период (2013-2021 гг.) крайне неравномерна;
- по российским статистическим данным в указанный период максимальный объем китайских ПИИ поступил в Россию в 2014 г. (1,271 млрд долл. США), после чего приток китайских ПИИ в Россию в целом постоянно снижался, в том числе до отрицательных значений в 2018 г.;
- статистика правительства Китая показывает значительно большие объемы (по сравнению с российской статистикой) притока ПИИ из КНР в Россию, с максимальными показателями в 2015 г. (2,961 млрд долл. США) и относительно высокими показателями притока ПИИ из КНР в 2016 и 2017 гг., при этом в 2019 и 2021 гг. китайская статистика показывала относительно значительный чистый отток ПИИ КНР из России;
- по статистическим данным ЦБ РФ в 2015 г. отмечалась максимальная доля китайских ПИИ в структуре притока ПИИ в российскую экономику (9,42%), на втором месте – результаты 2014 г. (5,77%);
- по данным ЮНКТАД Китай в рассматриваемый период времени (2013-2021 гг.) стал одним из мировых лидеров по объемам исходящих ПИИ, к примеру, в 2014 и 2015 гг. на Китай приходилось 9,82% и 8% от мирового объема исходящих ПИИ, а максимальный рассматриваемый показатель (21%) был зафиксирован в 2020 г.;
- Китай, несмотря на относительно недавнее становление в качестве одного из мировых лидеров по объемам исходящих ПИИ, уже является одной из ведущих стран по объемам накопленных исходящих ПИИ (6,18% мирового объема накопленных исходящих ПИИ на конец 2021 г.);
- около 10,644 млрд долл. США представляли накопленные в России китайские ПИИ (по статистическим данным правительства КНР на конец 2021 г.), что соответствовало около 0,38% от накопленных китайских исходящих ПИИ, при этом в целом в рассматриваемый период (2013-2021 гг.) доля России в накопленных исходящих ПИИ КНР снижалась (соответствующие показатели на конец 2013 г. 1,15% и на конец 2021 г. 0,38%);
- в рассматриваемый период времени (2013-2021 гг.) отмечалось снижение доли России в мировых объемах накопленных входящих ПИИ (соответствующие показатели 2,26% на конец 2013 г. и 1,15% на конец 2021 г.);
- в соответствии с китайскими статистическими данными в 2021 г. внешняя торговля товарами Китая с Россией составляла 2,43% от китайской внешней торговли товарами, при этом в китайском товарном экспорте в указанном году Россия занимала 2,01%, в товарном импорте – 2,96%;
- доля Китая в российском товарном экспорте в 2013-2021 г. составляла 7,86-17,06% в различные годы, в товарном импорте – 19,24-28,11% в различные годы, во внешней торговле товарами в целом – 12,17-21,02% в различные годы (с общей тенденцией роста от 2013 г. к 2021 г.);
- в целом указанная степень взаимосвязи обеих стран во внешней торговле показывает, что роль Китая в притоке ПИИ в Россию не соответствует степени взаимной важности обоих государств друг для друга во внешней торговле;
- в контексте реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» важно отметить, что правительство Китая официально выражает готовность поддерживать проекты китайских инвесторов, осуществляемые в рамках реализации инициативы «Пояса и пути»;
- страны и территории – участницы стратегической инициативы «Один пояс и один путь», как правило, являются дружественными по отношению к китайскому правительству государствами и, как правило, официально не присоединяются к односторонним антироссийским санкциям стран коллективного Запада;
- в 2021 г. на страны и территории – участницы стратегической инициативы «Один пояс и один путь» (список участников на конец 2023 г.) приходилось около 36,55% от мирового объема исходящих ПИИ, что делает международный инвестиционный потенциал участников глобальной инициативы достаточно значительным;
- при привлечении ПИИ важно учитывать и технологическую составляющую инвестиционных проектов, в этой связи привлечение ПИИ из стран, обладающих современными технологиями видится более желательным, что вновь показывает потенциальную важность Китая как значимого источника ПИИ для России – известно, что КНР является одним из мировых лидеров по объему расходов на НИОКР, мировым лидером по экспорту высокотехнологичной продукции и патентной активности.
Среди проблемных вопросов, которые попали в поле зрения авторов при проведении этого исследования, можно отметить такой вопрос, как сложность оценки объемов инвестиций компаний из КНР в российскую экономику, осуществляемых через третьи страны. Изучение этой проблемы, несомненно, нуждается в дальнейшем отдельном исследовании.
References:
UNCTAD World Investment Report 2006. FDI from Developing and Transition Economies: Implications for Development (2006). Geneva : UN.
UNCTAD World Investment Report 2009: Transnational Corporations, Agricultural Production and Development (2009). Geneva : UN.
UNCTAD World Investment Report 2013: Global Value Chains: Investment and Trade for Development (2013). Geneva : UN.
UNCTAD World Investment Report 2014: Investing in the SDGs: An Action Plan (2014). Geneva : UN.
UNCTAD World Investment Report 2016. Investor Nationality: Policy Challenges (2016). Geneva: UN.
UNCTAD World Investment Report 2020: International Production Beyond the Pandemic (2020). Geneva : UN.
UNCTAD World Investment Report 2022 International tax reforms and sustainable investment (2022). Geneva: UN.
Chzhungo Tuntszi Nyantszyan 2006 [Kitayskiy statisticheskiy ezhegodnik 2006] [Chinese Statistical Yearbook 2006] (2006). Pekin. (in Russian).
Chzhungo Tuntszi Nyantszyan 2009 [Kitayskiy statisticheskiy ezhegodnik 2009] [Chinese Statistical Yearbook 2009] (2009). Pekin. (in Russian).
Chzhungo Tuntszi Nyantszyan 2013 [Kitayskiy statisticheskiy ezhegodnik 2013] [Chinese Statistical Yearbook 2013] (2013). Pekin. (in Russian).
Chzhungo Tuntszi Nyantszyan 2014 [Kitayskiy statisticheskiy ezhegodnik 2014] [Chinese Statistical Yearbook 2014] (2014). Pekin. (in Russian).
Chzhungo Tuntszi Nyantszyan 2016 [Kitayskiy statisticheskiy ezhegodnik 2016] [Chinese Statistical Yearbook 2016] (2016). Pekin. (in Russian).
Chzhungo Tuntszi Nyantszyan 2017 [Kitayskiy statisticheskiy ezhegodnik 2017] [Chinese Statistical Yearbook 2017] (2017). Pekin. (in Russian).
Chzhungo Tuntszi Nyantszyan 2018 [Kitayskiy statisticheskiy ezhegodnik 2018] [Chinese Statistical Yearbook 2018] (2018). Pekin. (in Russian).
Chzhungo Tuntszi Nyantszyan 2019 [Kitayskiy statisticheskiy ezhegodnik 2019] [Chinese Statistical Yearbook 2019] (2019). Pekin. (in Russian).
Chzhungo Tuntszi Nyantszyan 2020 [Kitayskiy statisticheskiy ezhegodnik 2020] [Chinese Statistical Yearbook 2020] (2020). Pekin. (in Russian).
Chzhungo Tuntszi Nyantszyan 2021 [Kitayskiy statisticheskiy ezhegodnik 2021] [Chinese Statistical Yearbook 2021] (2021). Pekin. (in Russian).
Chzhungo Tuntszi Nyantszyan 2022 [Kitayskiy statisticheskiy ezhegodnik 2022] [Chinese Statistical Yearbook 2022] (2022). Pekin. (in Russian).
Chzhungo Tuntszi Nyantszyan 2023 [Kitayskiy statisticheskiy ezhegodnik 2023] [Chinese Statistical Yearbook 2023] (0). Pekin. (in Russian).
Ma Tszyantan «I Day I Lu» Gotszi Khetszo Tszichzhi Yantszyu [Issledovanie mekhanizma mezhdunarodnogo sotrudnichestva initsiativy «Odin poyas i odin put»] [Study of the mechanism of international cooperation of the One Belt and One Road initiative] (2019). (in Russian).
Rossiya v tsifrakh. 2015 [Russia in Figures 2015] (2015). M.: Rosstat. (in Russian).
Torgovlya v Rossii. 2017 [Russian Trade 2017] (2017). M.: Rosstat. (in Russian).
Torgovlya v Rossii. 2019 [Russian Trade 2019] (2019). M.: Rosstat. (in Russian).
Torgovlya v Rossii. 2023 [Russian Trade 2023] (2023). M.: Rosstat. (in Russian).
Van Bini Myansyan «I Day I Lu» de Chzhungo Gankou Chzhuansin Shentszi Yantszyu [Izuchenie transformatsii i modernizatsii kitayskikh portov, zadeystvovannyh v realizatsii initsiativy «Odin poyas i odin put»] [Studying the transformation and modernization of Chinese ports involved in the implementation of the One Belt and One Road initiative] (2019). (in Russian).
Abramkina M.S. (2018). Politicheskie riski kitayskogo proekta «Odin poyas, odin put» [The political risks of the chinese project one belt, one way]. Journal of International Economic Affairs. 8 (3). 437–444. (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.3.39280.
Aleksandrova M.V. (2017). Kitayskie investitsii v Rossii: otraslevoy srez [Chinese investments in Russia: sectoral dimension]. China in World and Regional Politics (History and Modernity). 22 (22). 219–242. (in Russian). doi: 10.24411/9785–0324–2017–00015.
Bao Kh. (2019). Sovremennoe sostoyanie i perspektivy privlecheniya pryamyh inostrannyh investitsii iz Kitaya v Rossiyu [The current state and prospects of attracting foreign direct investment from China to Russia]. Innovation and Investment. (3). 12–15. (in Russian).
Bolaev A.V. (2014). Privlechenie pryamyh inostrannyh investitsiy kak faktor vnedreniya zarubezhnyh tekhnologiy v strane-retsipiente v usloviyakh ekonomicheskoy globalizatsii [Attracting foreign direct investment as a factor in the introduction of foreign technologies in the recipient country in the context of economic globalization]. Management of economic systems: scientific electronic journal. (4(64)). 18. (in Russian).
Bolaev A.V. (2016). Kitayskaya kontseptsiya «Odin poyas i odin put»: vozmozhnosti i perspektivy privlecheniya pryamyh inostrannyh investitsiy dlya Rossii [The china\'\'s concept of the belt and road initiative: opportunities and prospects for attracting of foreign direct investment for Russia]. Vestnik RAEN. (5). 81–86. (in Russian).
Bolaev A.V., Bondarenko V.A. (2024). Voprosy povysheniya roli Kitaya v mirovoy ekonomike v kontekste realizatsii strategicheskoy initsiativy «Odin poyas i odin put» [China's growing role in the global economy in the context of the Belt and Road Initiative]. Journal of international economic affairs. 14 (1). 177-194. (in Russian). doi: 10.18334/eo.14.1.120643.
Bolaev A.V., Bondarenko V.A. (2024). Voprosy povysheniya roli stran i territoriy – uchastnits strategicheskoy initsiativy «Odin poyas i odin put» v globalnyh potokakh iskhodyashchikh pryamyh inostrannyh investitsiy [Enhancing the role of countries and territories participating in the One Belt and One Road Initiative in global outgoing FDI]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (4). 1631-1652. (in Russian). doi: 10.18334/epp.14.4.120829.
Elaine Duckworth (2022). Latin American and Caribbean Participation in China’s Belt and Road Initiative Cornell International Affairs Review. (16 (1)). 115–161.
Garlick J. (2020). The Regional Impacts of China’s Belt and Road Initiative Journal of Current Chinese Affairs. (49(2)). doi: 10.1177/1868102620968848.
Glyants Maykl G., Ross Robert Dzh. (2021). Odin poyas i odin put. Dolgiy marsh Kitaya v 2049 god [One Belt and One Road. China's Long March to 2049] Moscow: Izdatelstvo «Mezhdunarodnye otnosheniya». (in Russian).
Lo I. (2019). Investitsii kitayskikh kompaniy v rossiyskuyu arkticheskuyu zonu: vozmozhnosti i problemy [Investments of Chinese companies in the Russian Arctic zone: opportunities and challenges]. Moscow Economic Journal. (3). 16. (in Russian). doi: 10.24411/2413–046X-2019–13016.
Mantaeva E.I., Bolaev A.V. (2024). Rost znachimosti Kitaya kak importera tovarov iz stran i territoriy – uchastnits strategicheskoy initsiativy «Odin poyas i odin put» [The growing importance of China as a merchandise importer from countries and territories participating in the Belt and Road strategic initiative]. Journal of international economic affairs. 14 (1). 195-216. (in Russian). doi: 10.18334/eo.14.1.120776.
Revenko N.S. (2023). Rossiysko-kitayskoe investitsionnoe sotrudnichestvo: sostoyanie i perspektivy [Russia-China investment cooperation: current state and prospects]. Russian Foreign Economic Bulletin. (6). 30–43. (in Russian). doi: 10.24412/2072–8042–2023–6-30–43.
Sizyh E.Yu. (2019). Pryamye investitsii Kitaya v ekonomike Rossii: dinamika, struktura, faktory vliyaniya [Chinese direct investment in Russia: dynamics, structure, influence factors]. Vestnik Evraziyskoy nauki. 11 (2). 45. (in Russian).
Tszou S. (2021). Kitayskie investitsii v Rossiyu: sostoyanie del i perspektivy [Chinese investments in Russia: status and prospects]. Modern scientific thought. (5). 199–205. (in Russian). doi: 10.24412/2308–264X 2021–5-199–205.
Tszyan Chzhigan (2014). «I Day I Lu» Tszyanshe Chzhun de Tszinzhun Chzhichshi Chzhudao Tszoyun [Vedushchaya rol finansovoy podderzhki v stroitelstve «Poyasa i puti»] [The leading role of financial support in the construction of the Belt and Road]. Gotszi Tszintszi Khetszo [Mezhdunarodnoe ekonomicheskoe sotrudnichestvo]. (9). 59–63. (in Russian).
Van Dekhun (2022). «I Day I Lu» Shane Moshiyuy Fensyan Guanli [«Odin poyas i odin put»: Biznes-model i upravlenie riskami] [One Belt and One Road: Business Model and Risk Management] Pekin. (in Russian).
Van Ts. (2022). Izmenenie napravleniy inostrannyh investitsiy v Rossiyu s 2010 g [Changes in the direction of foreign investment in Russia since 2010]. Innovation and Investment. (3). 8–10. (in Russian).
Zalesskaya O.V. (2022). Kitayskie investitsii v Rossiyu kak faktor transgranichnogo rossiysko-kitayskogo sotrudnichestva [Chinese investments in Russia as a factor of cross-border Russian-Chinese cooperation]. Elektronnyy nauchno-obrazovatelnyy zhurnal «Istoriya». 13 (2 (112)). 23. (in Russian). doi: 10.18254/S207987840019946-9.
Страница обновлена: 08.05.2025 в 01:48:07