Совершенствование механизмов государственной поддержки агропромышленного комплекса в современных условиях хозяйствования

Белокопытов А.В., Копейкин Д.А.

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)

Цитировать:
Белокопытов А.В., Копейкин Д.А. Совершенствование механизмов государственной поддержки агропромышленного комплекса в современных условиях хозяйствования // Продовольственная политика и безопасность. – 2024. – Том 11. – № 3. – doi: 10.18334/ppib.11.3.121071.



Введение.

В настоящее время возросла роль и значение АПК регионов, выполняющих важнейшую функцию – обеспечения потребностей государства в сельскохозяйственной продукции, для внутреннего потребления и для зарубежных поставок. Однако сегодня этот сектор национальной экономики претерпевает значительные трудности, связанные со снижением рентабельности сельскохозяйственных организаций, сокращением производства отдельных видов растениеводческой продукции и низкотехнологичным использованием земельных угодий. Имеющиеся проблемы могут быть в значительной степени решены путем совершенствования инструментов и методов регулирования на основе новых научных подходов в финансово-кредитном, информационно-консультационном и кадровом направлениях государственного регулирования агропромышленного комплекса, обеспечивающих преодоление негативных тенденций развития сельскохозяйственного производства и способствующих формированию устойчивого экономического роста в аграрном секторе экономики.

Наши ключевые задачи, как говорил В. Путин [8] - обеспечить устойчивое развитие сельских территорий, повысить качество жизни на селе, добиться существенного роста эффективности АПК и конкурентоспособности отечественной продукции, а это значит застраховать себя от резких колебаний конъюнктуры мировых рынков. Если в конце 1990-х годов более 90% сельскохозяйственных организаций в стране были убыточными, то сейчас этот показатель в разы меньше, но пока остается также высоким – 20-25%. Тенденции к позитивным сдвигам и росту эффективности аграрного сектора стало возможным благодаря ощутимой государственной поддержке сельскохозяйственного производства и совершенствованию его механизмов. С момента принятия и реализации национального проекта «Развитие АПК» и по настоящее время продолжаются дискуссии среди ученых относительно мер и инструментов наиболее эффективных для поддержания устойчивого развития отрасли и проблемы их совершенствования актуальны сегодня как никогда.

В своих трудах решение проблем развития государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства, совершенствования их форм и методов, освещали такие ученые, как И.Н. Буздалов, Э.Н. Крылатых, В.В. Кузнецов, В.З. Мазлоев, А.С. Миндрин, А.А. Никонов, И.Г. Ушачев и многие другие [5, 6, 11].

Научную основу для исследования проблем повышения эффективности государственного регулирования АПК заложили А.И. Алтухов, Н.А. Борхунов, В.А. Добрынин, А.П. Зинченко, А.В. Колесников, В.И. Нечаев, А.Ф. Серков. [4, 7, 12].

Изучение отечественной научной литературы по вопросам совершенствования государственного регулирования и государственной поддержки АПК, форм протекционистской политики государства показало, что динамично изменяющиеся условия хозяйствования требуют трансформации и усиления адаптивности механизмов и инструментов государственного регулирования и государственной поддержки агропромышленного комплекса в условиях экономического прессинга.

Целью исследования является оценка и анализ состояния государственной поддержки и аграрной политики в отношении сельскохозяйственных организаций в условиях Смоленской области, выявление инструментов совершенствования и факторов роста эффективности применяемой государственной поддержки АПК.

Научная новизна исследований состоит в разработке эконометрической модели устойчивости развития сельскохозяйственного производства с учетом доминирующих факторов государственной поддержки, выделении приоритетных направлений совершенствования уровня и структуры государственной поддержки АПК региона в условиях экономического прессинга и геополитических рисков.

Методологическая база исследования включала такие методы как монографический, балансовый, расчетно-конструктивной, экономико-математический, экономико-статистические и другие.

Информационной базой исследования выступают данные Федеральной службы государственной статистики РФ и ее территориальных органов, статистические материалы государственных органов Смоленской области, годовая отчетность сельскохозяйственных предприятий Смоленской области, нормативные и правовые документы, материалы научных конференций и периодических изданий, а также собственные исследования авторов.

Основная часть.

В условиях экономических санкций и пандемии грамотная и скорректированная протекционистская политика является обязательным признаком эффективного и устойчивого развития аграрного сектора экономики [3, 9].

В целом по Российской Федерации за последние годы наблюдается рост уровня государственной поддержки с учетом появления новой федеральной программы ФНТП на 2017-2025 гг. Если в 2017-2019 гг. объём финансирования, выделенный на субсидирование отрасли и другие программные мероприятия, составил 794,3 млрд. руб., то за следующие три года 2020-2022 гг. это показатель достиг значения в 1021,9 млрд. руб., что в 1,3 раза выше (табл.1). В Смоленской области запланировано поддержка АПК на 2022 год в размере почти 1,1 миллиардов рублей, что является ниже максимального показателя за последние 5 лет на 23,5%.

Таблица 1 – Анализ динамики государственной поддержки сельского хозяйства Российской Федерации и Смоленской области

Годы
Российская Федерация, млрд. руб.
Смоленская область, млн. руб.
2008
238,3
887
2009
279,1
1010
2010
262,3
1816
2011
268,7
2075
2012
276,5
1765
2013
339,2
1710
2014
263,6
1104
2015
222,7
1330
2016
153,5
1410
2017
237,0
906
2018
254,2
1058
2019
303,1
939
2020
271,9
1400
2021
325,8
1343
2022
424,2
1071
Источник: рассчитаны авторами на основе данных [1], [10]

В Смоленской области в 2022 году велась активная работа по реализации и совершенствованию мер поддержки малого и среднего бизнеса в рамках региональной программы поддержки МСП, развитие экспортного потенциала АПК, создания эффективных условий функционирования сельского хозяйства и устойчивого развития сельских территорий. В 2023 году в рамках областной государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области» с целью создания системы поддержки фермеров и развития сельской кооперации, развития сельских территорий реализовывались мероприятия по предоставлению грантов «Агростартап», грантов на развитие семейных ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально-технической базы, грантов «Агротуризм» сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Эффективность реализации государственной поддержки в рамках региональной программы развития сельского хозяйства за 2022 год варьируется в разрезе подпрограмм от 0,69 до 1,08. Минимальные показатели эффективности использования бюджетных средств наблюдаются по разделам «Создание общих условий функционирования и развития сельского хозяйства Смоленской области» и «Повышение уровня функционирования агропромышленного комплекса».

Смоленской областью взят курс на развитие производственного и экспортного потенциала АПК, комплексное развитие сельских территорий как главное условие эффективного процесса воспроизводства в отрасли. В регионе реализуются такие программы как «Экспорт продукции агропромышленного комплекса», «Комплексное развитие сельских территорий Смоленской области», в рамках которых было выделено в 2022 году более 82 млн. рублей.

В расчете же на 1 рубль произведенной продукции сумма государственной поддержки (2022г.) в регионе составила 3 копейки, против 5 копеек в России, что конечно же недостаточно, как с позиции обеспечения условий расширенного воспроизводства, так и вклада аграрного сектора в общероссийское производство валовой продукции сельского хозяйства. В Европе, например, субсидии, которые получают производители продуктов, достигают 36% бюджетов производств, а по некоторым видам и 45%. Причем, в большинстве это касается мелких хозяйств и фермеров, а не крупных агрофирм и холдингов как у нас. Ведь именно небольшие сельхозорганизации и КФХ являются градообразующими элементами сельских территорий, несут важнейшую социальную функцию, определяя устойчивость развития и производственного потенциала агрогородков в целом.

Рисунок 1 - Динамика государственной поддержки сельского хозяйства Смоленской области, млрд. руб.

Источник: рассчитаны авторами на основе данных [10]

В последние годы сократилось выделение средств на научные исследования, которые определяют инновационное развитие отрасли. По сравнению с 1990 годом сокращение в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий произошло более чем в 2 раза. В 2022 г. на развитие сельского хозяйства Смоленской области был направлен 1,1 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета – 529 млн. рублей, из областного бюджета – 542 млн. рублей. (рис.1). Однако это составляет всего 51% от уровня 2011 года, что говорит о недостаточности уровня поддержки в целях улучшения воспроизводственных процессов и повышения эффективности сельскохозяйственного производства.

Анализ показывает, что уровень государственной поддержки и механизмы государственного регулирования оказывают непосредственное влияние на развитие агропромышленного комплекса региона (табл.2).

Таблица 2 – Влияние государственной поддержки на эффективность и устойчивость деятельности организаций в сельском хозяйстве Смоленской области


2010
2015
2018
2019
2020
2021
2022
Размер государственной поддержки на развитие сельского хозяйства, млрд. руб.
0,97
1,33
1,06
0,94
1,4
1,34
1,07
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), % к предыдущему году
92,3
96,6
100,7
104,9
96,4
89,7
109,8
Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), % к предыдущему году
91,6
105,5
107
115,4
96
94,3
115,3
Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), % к предыдущему году
92,7
90,3
98,4
99,1
96,3
86,3
104,6
Прибыль (убыток) от продаж в сельскохозяйственных организациях, млн. руб.
-276
858
16,3
155,2
782,7
291,4
1041,6
Индекс физического объема основных фондов к предыдущему году, %
97,4
96,7
89,8
98,8
112,7
95,6
103,2
Степень износа основных фондов, %
50,8
45,7
46,2
46
45,4
49,8
49,5
Источник: рассчитано авторами по данным статистической отчетности Смоленской области и годовой отчетности сельскохозяйственных предприятий региона

Так, за 2010-2015 гг. наблюдался рост размера выделяемых средств на поддержку отрасли – в среднем за год 1,5 млрд. руб. Это позволило нарастить индексы производства продукции в целом более 100%, а по растениеводству до 104,6%, при этом степень износа основных фондов сократилась до 45,7%. Можно выделить и негативный тренд за период с 2020-2022 гг., где уровень бюджетной поддержки в среднем за год составил 1,27 млрд. руб., что привело к падению индекса общего производства сельскохозяйственной продукции до 98,6%, а по животноводству до 95,7%. При этом затормозилось обновление материально-технической базы, что привело к росту степени износа основных фондов в сельском хозяйстве с 45,4 до 49,5%.

Заключение.

Таким образом, государственная поддержка АПК дает возможность модернизировать производство, сокращать удельные затраты и наращивать объемы производства. Все это позволяет сельхозтоваропроизводителям повышать эффективность производства и устойчиво развиваться.

Проведенные исследования показывают, что в устойчивом развитии отрасли и росте эффективности производства важное место занимает уровень технической оснащенности товаропроизводителей, а также адекватные меры государственной поддержки в регионе.

Методы корреляционно-регрессионное моделирование количественно позволили оценить влияние факторов государственной поддержки и инвестиционной активности на эффективное и устойчивое развитие сельского хозяйства в регионе. По данным сельскохозяйственным организациям Смоленской области нами рассчитаны параметры многофакторной корреляционно-регрессионной модели. В результате обработки исходной информации было построена многофакторная эконометрическая модель устойчивого развития сельского хозяйства региона:

Y = 97,1+0,03x1 + 0,16x2 R2=0,89,

где Х1 – уровень государственной поддержки в расчете на 100 га посевной площади, тыс. руб.;

Х2 инвестиции в основной капитал отрасли в процентах к предыдущему году, %;

У - индекс производства продукции сельского хозяйства, % к предыдущему году.

Параметры множественной регрессии уравнения позволяют коли­чественно измерить влияние на уровень устойчивого развития отрасли в регионе каждого из приведенных факторов. Например, коэффициент регрессии при х1 (b1= 0,03 показывает, что с увеличением размера государственной поддержки сельскохозяйственного производства в расчете на 100 га посевной площади на 1 тыс. руб. приводит к росту индекса физического объема производства продукции в среднем на 0,03%. Коэффициент регрессии при X2 (b2 = 0,16) показывает, что каждые дополнительные 10% роста инвестиций в основной капитал отрасли, дает прирост объемов производства сельскохозяйственной продукции в среднем почти на 2%.

Наши расчеты показывают, что изменение структуры и содержательной части государственной поддержки сельскохозяйственных организаций России оказывает выраженное, заметное влияние на результирующие показатели аграрного сектора экономики и устойчивость развития АПК в ближайшей перспективе.

При этом эффективность государственной поддержки сельскохозяйственных организаций может значительно вырасти. Организации стремятся скорректировать структуру своего выпуска в пользу более рентабельных видов продукции (товаров, работ, услуг). Равно и государство в условиях ограниченности бюджетных средств должно анализировать и изменять объёмы финансирования тех или иных программ в пользу более эффективных. Коммерческие организации в результате данного анализа получают дополнительную выручку, а значит, и прибыль, наращивают показатели рентабельности, государство же может рассчитывать на более высокую отдачу с каждого рубля бюджетных средств.

Полученное в результате расчетов оптимальное решение по совершенствованию структуры финансирования государственной поддержки показывает, что оптимальная структура эффективной государственной поддержки отличается от фактически действующей. Большую часть (96,9%) государственных средств поддержки сельского хозяйства требуется направить на реализацию мероприятий Ведомственного проекта «Создание общих условий функционирования и развития сельского хозяйства», затем 1,2% средств государственной поддержки предполагается израсходовать по подпрограмме «Повышение уровня функционирования агропромышленного комплекса» и третьей по значимости является региональный проект «Акселерация субъектов МСП» (табл.3).

Таблица 3 – Оптимизация средств государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей Смоленской области в соответствии с оптимальной структурой

Подпрограмма (проект)
2021
2022
2023
Региональный проект «Акселерация субъектов МСП», млн. руб.
11,6
11,6
11,6
Ведомственный проект «Создание общих условий функционирования и развития сельского хозяйства», млн. руб.
865,9
976,1
1106,8
Региональный проект «Экспорт продукции АПК», млн. руб.
161,6
8,9
8,9
Повышение уровня функционирования агропромышленного комплекса, млн. руб.
13,7
13,7
13,7
Всего, млн. руб.
1052,8
1010,3
1141,0
Продукция сельского хозяйства в соответствии с оптимальной структурой государственной поддержки, млрд. руб.
33,1
34,9
41,2
Источник: рассчитано авторами по данным официального сайта Министерства сельского хозяйства и продовольствия Смоленской области

Анализ оптимального решения показывает, что перераспределение финансовой поддержки в условиях региона позволяет повысить эффективной государственного регулирования развития отрасли. Оценка существующих мероприятий говорить о снижении эффективности отдельных подпрограмм и росте значимости и стимулирующего эффекта других. Так, в Смоленской области в 2023 году с учетом рационального финансирования и использования всех бюджетных средств объем сельскохозяйственной продукции мог бы быть достигнут уровня в 41,2 млрд. руб. против 36,1 млрд. руб. фактического значения. Максимальный разрыв потенциального и фактического уровня выручки сельхозтоваропроизводителей зафиксирован по итогам 2021 года – 33,1 млрд руб. против 28,2 млрд руб. Таким образом, рациональное перераспределение средств государственной поддержки является эффективным инструментом наращивания объемов сельскохозяйственного производства и способствует устойчивому развитию отрасли в перспективе.

Таким образом, применение оптимальной структуры государственной поддержки является возможным не только в ретроспективном, но и перспективном (прогнозном) анализе, прогнозировании эффективности государственной поддержки на кратко- и среднесрочную перспективу (с ежегодными корректировками).

Для стабилизации положения дел в аграрной отрасли и её дальнейшего развития необходимы усиление регулирующей функции государства и существенная бюджетная поддержка сельскохозяйственного производства, использование всего имеющегося положительного мирового опыта, в том числе усиление инвестиционной составляющей развития отрасли и оптимизации структуры и уровня государственной поддержки АПК с учетом специфики и условий функционирования отдельных регионов России.


Страница обновлена: 08.05.2024 в 18:28:37