Trends and new formats of mass sports development in the Russian Federation
Gureeva E.A.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Download PDF | Downloads: 53
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 5 (May 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=67918283
Abstract:
The steady growth dynamics of the number of people engaged in physical activity and sports in Russia makes mass sports an object of research not only from the point of view of physiological aspects but also from the socio-economic characteristics. Active leisure is a promising and developing area of business activity today. At the same time, there are practically no comprehensive studies devoted to mass sports management. At the same time, it is becoming obvious that traditional tools for involving the population in physical activity are decreasing their effectiveness. The article reveals new formats for organizing mass sports and active leisure. The author of the article highlights a combination of sports, tourism and sightseeing programs as the most promising format, which not only arouses special interest among participants but also contributes to the preservation of the cultural heritage of the territories. At the same time, several audiences are involved, thereby forming a long-term legacy and synergistic effect on the borders of various industries. The article will be of interest to specialists in the field of management of sports organizations.
Keywords: mass sports, active leisure, entrepreneurship, management, territorial development
Введение. Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития России является массовый спорт как специфический объект управленческого воздействия на федеральном, региональном и местном уровне. Массовый спорт, в отличие от спорта высших достижений и профессионального спорта, направлен на оздоровление нации, самореализацию и самовыражение каждого индивида, развитие человеческого капитала. Одним из популярных форматов развития массового спорта является активный досуг, нередко проявляющийся в форме спортивного туризма.
Сегодня пользуется спросом и набирает популярность все, что связано с активным образом жизни и развлечениями, таким образом, массовый спорт – это развивающееся и перспективное направление.
Современная Россия характеризуется большой неоднородностью в проявлении, как социально-экономических трендов, так и большим этническим и культурным разнообразием, которое, несомненно, оказывает значительное влияние на показатели стиля жизни, выражающиеся в осознании ценностей, к которым собственно и должно быть отнесено стремление поддерживать здоровье и активность [15]. В данной связи, учет потребностей населения по указанным критериям позволит получить научно обоснованные подходы к пониманию способов их привлечения к занятиям массовым спортом.
Внимание становлению и развитию предпринимательской деятельности в сфере массового спорта в последние годы уделяли внимание российские и зарубежные ученые и практики [16, 20], в то же время отсутствуют исследования, классифицирующие различные направления предпринимательской деятельности в сфере массового спорта.
Сегодня многие российские авторы уделяют внимание системе критериев и показателей развития массового спорта [2–4, 6, 8–11, 18, 19], зарубежные авторы больше рассматривают инструменты развития массового спорта [1, 14, 15, 17, 21].
Общемировая тенденция, заключающаяся в переходе от экономики услуг к экономике впечатлений, дошла и до России. Если экономика услуг предлагает индивидуальные услуги клиентам, то экономика впечатлений предлагает индивидуальные впечатления гостям и клиентам. Таким образом, сегодня успех товара или услуги зависит от тех впечатлений, которые вызовет у клиента.
Рассмотрение вопросов влияния занятий спортом и физической активностью на уровень счастья и удовлетворенность жизнью, представлен в работах Гончаровой Н.Ю., Гуреевой Е.А. [5], Скрыль Т.В [12].
Вопросы развития этноспорта и традиционных игр, как части массового спорта, рассмотрены в работах Кыласова А.В. [7].
Большинство современных исследований, объектом исследования которых является массовый спорт, посвящены анализу динамики его развития, тренировочному процессу и наличию спортивной инфраструктуры в регионах. При этом практически отсутствуют исследования, посвященные проблемам управления массовым спортом.
Согласно исследованию, проведенному Центром социального проектирования «Платформа», «спорт для россиян – это прежде всего, позитивные социальные эффекты, а не победы. Так 70% респондентов отметили, что спорт для них – это здоровье, красота, хорошее настроение; 62% – движение, удовольствие, энергия, образ жизни; 52% – достижение цели и преодоление себя» [13].
Таким образом, необходимо использование новых инструментов развития массового спорта и поиск новых форматов вовлечения населения.
Целью исследования является выявление основных тенденций и новых форматов развития массового спорта.
Научная новизна исследования состоит в том, что автором разработаны рекомендации по формированию инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности спортивных организаций.
В процессе проведения исследования был использован метод критического анализа литературных и информационных источников.
Современные особенности массового спорта
Традиционно массовый спорт изучается на основе учета численности населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом. Начиная с 2010 года данный показатель возрос практически в 3 раза с 18,5 до 53% на начало 2023 года. Отдельно стоит проблема непосредственного учета занимающихся (рисунок 1). В число официальной статистики попадают только те граждане, которые занимаются физической культурой и спортом в официальных секциях и клубах.
Рисунок 1 - Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения (процентов).
Источник: составлено автором на основе официальных данный, указанных на сайте Министерства спорта Российской Федерации.
В данной статье массовый спорт будет рассмотрен в широком смысле. Под массовым спортом мы подразумеваем виды спортивной деятельности и физической активности, доступные широким слоям населения. Так к активному досугу будем относить и смежные сферы такие как, например, туризм с использованием активных форматов путешествия — пешком, на лыжах, на велосипеде, на лошадях и т.п.
С учетом уникальных природных ландшафтов, Российская Федерация обладает большим потенциалом развития активного туризма на всей ее территории.
Спортивные идеи и проекты часто пересекаются с неспортивными сферами экономической деятельности. Основная причина этого смешения состоит в том, что нам важно получить положительные эмоции, а вслед за ними заряд энергии. Массовый спорт в сочетании с креативными составляющими и нетрадиционными форматами реализации спортивных проектов, все больше и больше набирает популярность среди населения.
Совокупность массового спорта и активного досуга можно отнести к диссипативным системам. Диссипативные системы рассматриваются в управлении как совокупности объектов, поддерживающих функционирование и развитие за счет обмена ресурсами с окружающей средой. Они представляют собой динамические, открытые системы, способные адаптироваться к изменениям внешней среды и поддерживать свою стабильность и развитие за счет внутренних процессов самоорганизации.
Развитие массового спорта невозможно представить без активного взаимодействия с окружающей средой. В систему массового спорта вовлечены физкультурно-спортивные организации, представители бизнес-сообщества, социальные институты и экосистемы. Происходит обмен различными видами ресурсов материальных, финансовых, человеческих, информационных, включая энергетический обмен под влиянием экономики впечатлений.
Управление диссипативными системами предполагает переосмысление традиционных подходов к планированию, контролю и организации, акцентируя внимание на гибкости, способности к адаптации и инновациям, а также на умении видеть и использовать возможности, возникающие в результате сложных взаимодействий внутри системы и между системой и ее окружением.
Рассмотрим применимость признаков диссипативной системы на примере массового спорта. Если рассматривать массовый спорт как диссипативную систему, это подразумевает признание его способности к самоорганизации, адаптации и развитию через активный обмен ресурсами и информацией с внешней средой. В таком контексте массовый спорт не только реагирует на внешние вызовы и изменения в социально-экономическом ландшафте, но и активно формирует новые формы организационных структур, практик и культурных значений, способствуя развитию общества. Рассмотрим ключевые аспекты массового спорта как диссипативной системы (рисунок 2.).
Рисунок 2. Свойства диссипативных систем
Источник: составлено автором.
Массовый спорт не просто активно взаимодействует с внешней средой, он сам является частью внешней среды возникая из нее и в нее возвращаясь. Из внешней среды массовый спорт получает ресурсы, в том числе финансирование, участников и внимание общественности, и трансформирует их в здоровье, социальную активность и культурное разнообразие. Эффективность этого обмена влияет на устойчивость и развитие массового спорта как системы.
Многообразие форматов массового спорта и активного досуга
Массовый спорт демонстрирует высокую степень адаптивности, адаптируясь к глобальным трендам здорового образа жизни, изменениям в предпочтениях населения и технологическим инновациям. Система способна самостоятельно генерировать и развивать новые формы занятий спортом. Постоянно возникают новые организационные модели проведения массовых спортивных мероприятий, новые форматы занятий и методы вовлечения в массовый спорт различных социальных групп.
Также появляются новые виды активного отдых такие как бэкпэкинг, легкоходство, трекинг, рогейн, спортивные и этноспортивные фестивали и праздники, индустриальный туризм и другие.
Вовлечение экскурсионного сектора позволяет совместить физическую активность с культурным развитием. Сегодня самым дорогим ресурсом является время, так почему бы не провести экскурсию на бегу или с использованием велосипеда или самоката.
В качестве объекта посещения может выступать не только классический объект культурного наследия, а любой объект, притягивающий внимание экскурсантов, в качестве которого может выступать даже просто красивый пейзаж.
При этом, организовать интересную экскурсию можно в любом, даже небольшом населенном пункте. Каждый уголок нашей страны по-своему интересен и прекрасен. В России много интересных мест с историей и необычными достопримечательностями. Подобные проекты не только привлекают и развивают территории, но и позволяют сохранить их культурно-историческое наследие.
Использование современных цифровых технологий также способствует появлению новых форматов активного досуга, делая их более интерактивными. Так, например, можно добавить элементы квеста или превратите путешествие в игру. В этом случае количество форматов ограничивается только фантазией организаторов и доступностью интернета.
Проведение пеших, водных, лыжных и иных форм спортивных походов давно и хорошо изучены, но и эти форматы можно разнообразить, дополнив соревнованиями по рыбной ловли, сбору грибов или ягод, а также фотографированию.
При этом современный городской житель на природе желает сохранить привычный уровень комфорта, характерный для жизни в городской среде. Ответом на эти запросы становится развитие на всей территории России сети глэмпингов.
Реализация спортивно-туристического проекта возможна при минимальных финансовых затратах, что делает этот бизнес более доступным для реализации.
Отдельно можно выделить экстремальные форматы, такие как марш-броски и курсы по выживанию. Подобные форматы, как правило, вообще не подразумевают обеспечение участников со стороны организаторов местами для питания и проживания.
Спортивные события как драйвер развития массового спорта
И наконец, одно из самых очевидных направлений реализации проектов в сфере массового спорта – проведение спортивных и этноспортивных событий и фестивалей.
К базовым составляющим, соединение которых привело к появлению спортивно-событийного туризма, относятся туризм, спорт и непосредственно само событие. Пересечение каждых из составляющих дает такие сферы, как спортивный и событийный туризм, также спортивное событие – цель туристов, осуществляющих деятельность в рамках спортивно-событийного туризма. Пересечение трех базовых составляющих приводит к симбиозу данных понятий – спортивно-событийному туризму.
Спортивные события оказывают мощное воздействие на людей за счет непосредственного вовлечения в них.
Этноспортивные соревнования способствуют возрождению и сохранению национальных традиций территорий. На сегодняшний день успешно реализуются и привлекают внимание множество подобных событий, например, Атмановские кулачки в Тамбовской области и Чужонбол в Удмуртии.
Сегодня Атмановские кулачки, возрожденные федерацией традиционных игр, внесены в реестр объектов нематериального культурного наследия народов России и включены в ТОП-200 лучших российских фестивалей и праздников [7]. Население региона, гордиться тем, что связано с этой территорией и, следовательно, является частью спортивного события.
Чужонбол – игра в мяч метлами которая стремительно набирает популярность не только в Удмуртии, но и во многих регионах России.
Эти и подобные события имеют потенциал, чтобы привлечь посетителей из соседних городов, а также туристов, которые интересуются традиционными народными праздниками. В тоже время они должны служить местным жителям, укреплению их чувства гордости за город и сохранению своих традиций и обычаев.
При этом следует помнить, что даже небольшое мероприятие невозможно сделать одновременно быстро и эффективно. Важно сделать мероприятие ежегодным или проводить его на регулярной основе.
Проведение спортивных событий позволяет привлечь средства в регион за счет проживания, питания, развлечения, проезда, а также продажи спортивных товаров и сувениров.
Особое внимание следует уделить корпоративному сектору. Проведение корпоративных соревнований и спортивных праздников является действенным инструментом по вовлечению в массовый спорт.
Совмещение спортивного туризма с бизнес-тренингами на природе, например, в горах, проводит параллели с развитием бизнеса. Сама природа в последнее время всё больше начинает рассматриваться как огромная площадка-зал для реализации спортивных проектов.
Такие форматы способствуют командоорбразованию и достижению других социальных эффектов, но к повышению уровня здоровья они никак не приводят - для этого нужны регулярные занятия, чтобы спорт и физическая активность стали стилем жизни.
Безусловно регулярные занятия физической активностью приносят больше пользы и направлены на улучшение здоровья, в то время как спортивные праздники ориентированы на уже вовлеченных в занятия спортом сотрудников.
Инструменты поддержки и развития массового спорта
В целях развития массового спорт предлагается создание цифровой экосистемы, объединяющей физкультурно-спортивные организации, ивент-агентства, высшие учебные заведения, регионы Российской Федерации, представителей инфраструктуры для туризма и отдыха, транспорта, а также сопутствующей инфраструктуры (места размещения, предприятия общественного питания, производителей местных сувениров и т.п.).
В процессе реализации подобных мероприятий возникают вопросы о необходимости дополнительного финансирования. Причин может быть несколько. Одна из них – недостаточные или неправильно сформированные бюджеты. Компании, стремящиеся получить госзаказ на предоставление услуг по обслуживанию мероприятий или предоставление соответствующих товаров, нередко осознанно занижают бюджеты, чтобы оказаться в выигрышном положении перед конкурентами. В ходе реализации проекта выясняется, что бюджета недостаточно и необходимы дополнительные инвестиции. Отказаться от реализации начатого проекта ввиду ограниченности бюджета и фиксированных сроков проведения мероприятий на этом этапе уже невозможно.
Сегодня поддержка предпринимательской деятельности в сфере массового спорта осуществляется как со стороны государства, так и со стороны частного и общественного сектора экономки.
Государственный сектор инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности в спорте включает в себя:
- спортивные сооружения и площадки для занятия спортом;
- организации, осуществляющие научно-методическое, медико-биологическое и антидопинговое сопровождение деятельности спортивных организаций;
- образовательные организации, осуществляющие подготовку тренерских и методических кадров.
Эффективным представляется использование тренировочных и оздоровительных спортивных сооружений для развития предпринимательства в массовом и детском спорте.
Общественный сектор инфраструктуры поддержки формируется под руководством спортивных федерацией и включает в себя систему спортивных соревнований, учитывающих наличие частных спортивных школ, любительских соревнований и регулярных лиг, профессиональные турниры и чемпионаты.
Частный сектор инфраструктуры поддержки функционирует за счет средств инвесторов и оказания коммерческих услуг субъектам предпринимательства в спорте. Он включает в себя:
- специально созданные агентства и СМИ, осуществляющие информационное сопровождение и освещение деятельности предпринимателей в спорте;
- спортивные маркетинговые агентства, облегчающие предпринимательским структурам изучение своей целевой аудитории или возможных направлений бизнеса;
- частные образовательные организации, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров спортивных организаций с учетом предпринимательского характера их деятельности. Как один из возможных вариантов – реализация совместно со спортивной федерацией программ «Обучение предпринимателей в виде спорта».
При формировании инфраструктуры поддержки должны быть учтены следующие особенности. Основные факторы внешней среды, влияющие на предпринимательскую деятельность спортивных организаций:
- соотношение прямых и косвенных методов регулирования экономических отношений в индустрии спорта;
- поведение потребителя спортивно-оздоровительных, спортивно-массовых и спортивно-зрелищных услуг;
- вовлеченность представителей бизнеса и около спортивных предпринимательских структур;
- информационное обеспечение и интерес СМИ к деятельности спортивных организаций;
- кадровое обеспечение индустрии спорта и спортивной отрасли.
Необходимо вовлечение общественных организаций, предпринимательских структур), выделение основного звена в решении проблемы (развитие массового спорта в образовательных учреждениях, трудовых организациях, по месту жительства населения), приоритетность финансирования, наблюдение и поэтапный контроль.
Выводы.
Массовый спорт и спортивные события обладают огромным потенциалом для реализации нестандартных идей продвижения и вовлечения аудитории. В отличие от спортивных соревнований мирового уровня, локальные спортивные события проводятся в рамках существующей инфраструктуры, требуют меньших затрат на проведение, но они также требуют хорошо продуманного маркетингового планирования и продвижения, чтобы привлечь максимально широкую аудиторию.
Спорт привлекает больше людей, чем любое другое событие: у него эмоциональная власть над всеми зрителями и болельщикам. Одновременно вовлекаются несколько аудиторий, тем самым формируя долгосрочное наследие.
Инфраструктурой поддержки предпринимательской деятельности спортивных организаций можно назвать систему коммерческих и некоммерческих организаций спортивного и околоспортивного характера, функционирующих в качестве системы поддержки предпринимательских структур в отдельных областях спорта на более выгодных для спорта условиях за счет различных форм поддержки со стороны государства, долгосрочных партнерских отношений и снижения издержек в связи с использованием общей материально-технической базы.
На основании социальной значимости предпринимательства в сфере спорта и особенности формирования доходности российских субъектов предпринимательства в спорте рекомендуется сформировать инфраструктуру поддержки предпринимательской деятельности спортивных организаций, которая должна включать в себя:
- спортивную инфраструктуру, доступную субъектам предпринимательства, с учетом их потребностей и видов оказываемых услуг;
- спортивно-оздоровительные, спортивно-зрелищные услуги и услуги спортивной подготовки;
- систему подготовки кадров, включающую в себя системы среднего профессионального образования, высшего профессионального образования и систему повышения квалификации. Особое внимание при этом отводится структурам, осуществляющим подготовку предпринимателей в спорте вне зависимости от полученного ими ранее образования.
- организации, осуществляющие информационную поддержку субъектам предпринимательства, в том числе в качестве средств массовой информации (СМИ), агрегаторов новостей в сети Интернет и компаний, предлагающих услуги по информационному, дизайнерскому и консультационному сопровождению субъектов предпринимательства в спорте.
- систему соревнований, ориентированную на вовлечение новых участников из числа физических (спортсмены, дети, любители видов спорта) и юридических (школы, клубы) лиц. В данном вопросе решающую роль играют спортивные федерации, формирующие календарный план спортивных соревнований, ориентированный на привлечение внимания к виду спорта и, как следствие, повышение доходности от взаимодействия с партнерами, спонсорами и заинтересованными бизнес-структурами.
Формирование условий развития предпринимательской деятельности спортивных организаций требует значительных и постоянных финансовых, организационных и иных ресурсных (прежде всего кадровых) затрат. Эффект от предпринимательской деятельности в спорте носит долгосрочный характер, следовательно, необходимые условия нужно создавать с привлечением заинтересованных сторон, готовых на долгосрочные вложения: городская администрация и общественные организации, прежде всего спортивные федерации.
References:
Abramov E.G., Abuzyarova M.I., Budzinskaya O.V. i dr. (2023). Teoriya i metodologiya menedzhmenta biznes-modeley na osnove ekosistemnogo podkhoda [Theory and methodology of business model management based on an ecosystem approach] Moscow. (in Russian).
Ascheulov A.V., Tyutyunnikov A.S., Chikanova E.S. (2019). Obespechenie ekonomicheskoy bezopasnosti pri upravlenii personalom v sfere fizicheskoy kultury i sporta [Ensure economic security in the personnel management in physical training and sports]. Leadership and Management. 6 (4). 487-494. (in Russian). doi: 10.18334/lim.6.4.41305.
Belikova E.V., Chernyavskaya E.Yu. (2023). Sotsialnye i ekonomicheskie aspekty funktsionirovaniya organizatsiy v sfere fizicheskoy kultury i sporta [Social and economic aspects of how physical training and sports organisations operate]. Creative Economy. 17 (2). 643-660. (in Russian). doi: 10.18334/ce.17.2.117341.
Bogomolov G.V., Orlov K.A., Prokopenkova Yu.M. (2024). Analiz finansovogo obespecheniya sfery fizicheskoy kultury i sporta na osnove dannyh federalnogo statisticheskogo nablyudeniya [Analysis of financial support for physical education and sports based on federal statistical monitoring]. Economics and management in sports. 4 (1). 11-26. (in Russian). doi: 10.18334/sport.4.1.120487.
De Bock T, Scheerder J, Theeboom M, Constandt B, Marlier M, De Clerck T, Willem A. (2022). Stuck between medals and participation: an institutional theory perspective on why sport federations struggle to reach Sport-for-All goals BMC Public Health. 22 (1). 1-13. doi: 10.1186/s12889-022-14230-5 .
Dionigi R.A., Gard M. (2018). Sport and Physical Activity across the Lifespan: Critical Perspectives
Gipson C., Bennett H., Malcom N., Trahan A. (2021). Social Innovation and Fitness Sports: A Case of the CrossFit Movement in North America
Goncharova N.Yu., Gureeva E.A. (2021). Vliyanie sfery fizicheskoy kultury i sporta na udovletvorennost zhiznyu [The influence of the sphere of physical culture and sports on life satisfaction]. Business Guide. 14 (4). 157-162. (in Russian). doi: 10.24182/2073-9885-2021-14-4-157-162.
Hammerschmidt, J.; Durst, S.; Kraus, S.; Puumalainen, K. (2021). Professional football clubs and empirical evidence from the COVID-19 crisis: Time for sport entrepreneurship? Technol. Forecast. Soc. Chang. (165). 120572.
Kokhno P.A., Kokhno V.O. (2023). Matematicheskaya model otsenki vzaimosvyazi pokazateley podgotovki sportsmenov [Mathematical model for assessing the relationship between the indicators of athletes\' training]. Economics and management in sports. 3 (4). 303-312. (in Russian). doi: 10.18334/sport.3.4.120173.
Kylasov A.V. (2022). Sportivnoe nasledie [Sports legacy] In: Encyclopedia of the intangible cultural heritage of Russia. It is dedicated to the Year of Cultural Heritage of the Peoples of Russia. D.S. Likhachev Russian Scientific Research Institute of Cultural and Natural Heritage. 512-528. (in Russian).
Levshina O.N. (2023). Sotsialnye seti: transformatsiya ot sredstva obshcheniya k instrumentu prodazh sportivnyh uslug [Social networks: transformation from a means of communication to a sales tool for sports services]. Economics and management in sports. 3 (4). 259-282. (in Russian). doi: 10.18334/sport.3.4.120017.
Matolić, T., Jurakić, D., Podnar, H., Radman I., Pedišić Ž. (2023). Pomotion of health-enhancing physical activity in the sport sector: a study among representatives of 536 sports organisations from 36 European countries BMC Public Health. (23). doi: 10.1186/s12889-023-15589-9.
Miftakhov M.R., Mingulov A.M. (2023). Programmno-tselevoy podkhod - nadezhnyy mekhanizm podderzhki otechestvennogo sporta [The program-oriented and goal-oriented approach as a reliable mechanism for supporting domestic sports]. Economics and management in sports. 3 (4). 245-258. (in Russian). doi: 10.18334/sport.3.4.120014.
Milkevich O.V., Sokolskaya L.V., Butyakin I.A., Reznikov A.A. (2022). System of criteria and indicators for the development of mass sports Theory and Practice of Physical Culture. (8). 108-111.
Parushev A.V. (2023). Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak effektivnyy sposob razvitiya fizicheskoy kultury i sporta v Rossii [Public-private partnership as an effective way to develop physical education and sports in Russia]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (11). 4719-4730. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.11.119499.
Prokofiev V.N., Akimova K.V., Myachin A.L. (2021). Research of indicators of the strategy of sports development in the regions of the Russian Federation Managemen. (3). 50-57.
Radaelli, G.; Dell’Era, C.; Frattini, F.; Petruzzelli, A.M. (2018). Entrepreneurship and Human Capital in Professional Sport: A Longitudinal Analysis of the Italian Soccer League Entrep. Theory Pr. (42). 70-93.
Romashova K.A. (2023). Ispolzovanie instrumentov korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti v mezhdunarodnom sporte [Corporate social responsibility tools in international sports]. Social Entrepreneurship and Corporate Social Responsibility. 4 (4). 213-226. (in Russian). doi: 10.18334/social.4.4.120882.
Skryl T.V. (2018). Razvitie i nakoplenie chelovecheskogo kapitala kak prioritetnye faktory innovatsionnogo razvitiya [The development and accumulation of human capital as the main factors of innovative development]. Tsitise. (1). 4. (in Russian).
Страница обновлена: 03.04.2025 в 11:49:56