Банковские экосистемы: сущность, типология и современные подходы к регулированию в России
Тарханова Е.А.1, Борисов Д.С.1, Тарханова А.В.1, Фрицлер А.В.1
1 Тюменский государственный университет, Россия, Тюмень
Скачать PDF | Загрузок: 326 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 6 (Июнь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54059787
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Банковские экосистемы являются инновационной формой организации банковского бизнеса, обусловленной цифровизацией современного общества, мировой цифровой трансформацией ведения коммерческой, финансовой и кредитной деятельности, ростом популярности применения экосистемного подхода. Пандемия COVID-19 и массовый переход на удаленный формат работы выступили стимулом активной цифровой трансформации банковского бизнеса и, соответственно, экосистемности российских коммерческих банков. В настоящее время развитие банковских экосистем в России находится на этапе становления, что свидетельствует о необходимости концептуального подхода к их регулированию. Статья посвящена исследованию этих проблемных вопросов, касающихся изучения сущности, типологии и современных подходов к нормативно-правовому регулированию банковских экосистем. Мы обсуждаем последние тенденции развития цифровых банковских экосистем в России в условиях глобальных вызовов и геополитических рисков.
Ключевые слова: банковская экосистема; цифровое общество; цифровизация; нормативно-правовое регулирование; типология банковских экосистем
JEL-классификация: G21, G28, O31, O33
Введение
Сегодня современное общество сталкивается с новыми глубокими институциональными изменениями, вызванными цифровизацией и переходом от постиндустриальной экономики к экономике, усиленной IT-технологиями и искусственным интеллектом [13]. Основой цифрового общества является применение локальных и глобальных компьютерных сетей, которые собирают, обрабатывают, генерируют и распределяют информацию через системы глобальных телекоммуникационных сетей [5]. В цифровом обществе современной формой организации банковской деятельности является цифровая банковская экосистема [7]. В настоящее время отдельные коммерческие банки, попробовав ряд цифровых решений, определили работу с клиентами в форме экосистемы как одну из возможных моделей для построения долгосрочного доверия клиентов. Экосистемный подход банков позволяет умножить взаимодействие с клиентами и извлечь их этого процесса релевантный и персонализированный опыт.
В нашем исследовании мы стремимся выявить существующие подходы к пониманию банковских экосистем и определить приоритетные тенденции в механизмах нормативно-правового регулирования банковских экосистем в России.
Концептуальные подходы к сущности и регулированию банковских экосистем в России
Понятие экосистема впервые пришло в экономику из биологии. Этим словом британский ученый Артур Тенсли в 1930-х годах назвал локальные сообщества организмов, взаимодействующие как с внешней средой, так и между собой. Чтобы процветать, эти организмы конкурируют и сотрудничают, совместно эволюционируют и адаптируются к внешним потрясениям [7].
Позже, в 1993 году, бизнес-аналитик Джеймс Мур, изучив данный термин, предложил рассмотреть коммерческую организацию, осуществляющую предпринимательскую деятельность, не как отдельную часть рынка, а как представителя рыночной экосистемы, которая охватывает большое количество субъектов из совершенно различных отраслей [19]. Экосистема бизнеса, в т.ч. и банковского, как и её биологическая модель, находится в переходе от случайного перечня элементов к более сложному и структурированному механизму [1,6,17].
Экосистема является достаточно широким понятием. Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы, под экосистемой понимается партнерство организаций, обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, организаций и граждан. Подходы же к пониманию банковской экосистемы варьируются от включения в данное понятие инфраструктуры, совокупности объектов-участников, регуляторов до определенных правил использования цифровых технологий и продуктов (Таблица 1).
Таблица 1
Дефиниция понятия «банковская экосистема»
Автор
|
Определение
|
Быканова
Н.И., Соловей Ю.А., Гордя Д.В., Коньшина Л.А.
|
экосистема, клиентам которой
становятся доступными линейка различных продуктов и услуг в «едином цифровом
окне», предусматривается возможность гибкой интеграции с партнерами и
проявляется синергетический эффект при одновременном использовании нескольких
продуктов и услуг
|
Зокиров
М.А.
|
совокупность продуктов и услуг из
разных областей, объединенных вокруг одной организации
|
Кинсбурская
В. А.
|
следующий этап интеграции финансовых
услуг, когда вокруг банка как платежного центра объединяются различные
финансовые и нефинансовые компании |
Радковская
Н.П., Фомичева О.Е.
|
экосистема, которая способна на одной IT-платформе
объединять большое количество разного рода услуг и продуктов, используя при
этом в качестве провайдеров как структурные подразделения самого банка, так и
сторонние компании
|
Эскидаров
М.А.
|
построение сети организаций, созданных
вокруг единой технологической платформы и пользующихся её услугами для формирования
предложений клиентам и доступа к ним
|
Свиридов
О.Ю., Бадмаева Б.С.
|
горизонтально структурированная
банковская система, где набор банковских предложений формируется вокруг данных
о клиенте
|
Чистюхин
В. В.
|
субъекты финансового рынка, которые
осуществляют свою
деятельность в рамках инновационной бизнес-схемы, охватывая единым управлением оказание услуг в финансовой сфере, сфере электронной коммерции, информационных технологий, а также оказание целого ряда повседневных услуг для населения (доставка еды, услуги такси и т.д.) |
Источник: составлено авторами на основе [2,3,4,10,12,15,17].
В законодательстве стран мира понятие «банковской экосистемы» пока не сформулировано и является скорее неформальным. При этом Банк России, создавая регулятивные документы и формируя рекомендации банковским организациям вкладывает в понятие «экосистема» следующее: это построенная на основе клиентских данных совокупность сервисов, в том числе платформенных решений, которая позволяет покупателям в рамках единого и слаженного процесса получать широкий спектр товаров и услуг [11].
Регулирование функционирования банковских экосистем в России основывается на специальных нормативно-правовых актах (Таблица 2). Подходы к регулированию включают общее нормативное регулирование и специальное регулирование для экосистем. Особую роль играет и саморегулирование в части конкуренции, прав потребителей и персональных данных.
Таблица 2
Существующие подходы к регулированию банковских экосистем в России
Сфера регулирования
|
Действующие федеральные законы и
кодексы
|
Подходы к регулированию
|
Финансово- банковская
деятельность
|
ФЗ «О банках и банковской
деятельности», ФЗ «О национальной платежной системе», ФЗ «О цифровых
финансовых активах», ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием
инвестиционных платформ», ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием
финансовой платформы»
|
Общее нормативное регулирование
|
Конкуренция
|
Федеральный закон «О защите
конкуренции»
|
Саморегулирование
|
Права потребителей
|
Закон РФ «О защите прав
потребителей»
|
Саморегулирование, общее
нормативное регулирование
|
Информация
|
ФЗ «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации»
|
Специальное регулирование для
экосистем
|
Персональные данные
|
ФЗ «О персональных данных»
|
Саморегулирование, общее
нормативное регулирование
|
Реклама и спам
|
ФЗ «О рекламе»
|
Общее нормативное регулирование
|
Трудовое законодательство
|
Трудовой кодекс Российской
Федерации
|
Нет регулирования платформенной
занятости
|
Налоги
|
Налоговый кодекс Российской
Федерации, ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального
налогового режима «Налог на профессиональный доход»
|
Общее нормативное регулирование,
специальное регулирование для экосистем
|
Источник: составлено авторами на основе [14].
В целом, в российской практике, как и в международной, отсутствует универсальный подход к регулированию банковских экосистем. Основная часть регулирования основывается на переносе имеющихся нормативно-правовых норм на деятельность банковских экосистем и на саморегулировании.
Банковские экосистемы имеют свои оригинальные и часто эксклюзивные финансовые технологии [20]. Эти технологии позволяют работать с финансовыми потоками образующих экосистему сервисов, которые комбинируются с ноу-хау решениями, что наращивает экономический потенциал развития экосистем, образованных банками. Когда банк играет роль «оркестратора», уделяется пристальное внимание инновационному и технологическому потенциалу экосистемных бизнес-моделей, которые, как и другие технологии, входят в число тех, которыми владеют или пользуются участники экосистемы, и тем самым, создают условия для развития банковской экосистемы, косвенно стимулируя рост экономики, в которой она работает [20].
В процессе функционирования экосистемы увеличивается ее технологический потенциал за счет регулярно осуществляемого технологического обмена между участниками экосистемы. Этот процесс предопределен природой экосистем и может быть описан следующим образом: рост технологий позволяет увеличить продуктивность экосистемы, ее собственные масштабы и масштабы исполняемых задач, которые она решает и, зачастую, возглавляет.
Экосистемы являются бизнес-моделями, поскольку они могут быть реализованы как самостоятельные виды деятельности отдельных компаний, которые могут функционировать параллельно, в сочетании или обособленно. Экосистема как бизнес-модель характеризуется уникальными подходами к координации деятельности и развитию партнерских отношений на основе формирования уникального совокупного предложения на рынке [9,20].
Однако банковская экосистема, представляющая собой систему с открытым-закрытым доступом для участников, может страдать от такого процесса, как энтропия – возникновение «необратимой диссипации энергии». То есть, экосистемный характер бизнеса, может привести к нежелательному распространению эксклюзивных организационных, технических и маркетинговых технологий [8,20]. В связи с этим необходимо отметить дисциплинированность внутри экосистем банков.
Уникальность экосистем как бизнес-моделей и специфика их технологий создают уникальные условия, когда в процессе движения товаров и услуг, финансовых и логистических потоков происходит трансформация, оптимизация и совершенствование технологий, которые были у отдельных компаний до присоединения к экосистеме, что не исключает и даже способствует формированию новых инноваций [20]. Эта возможность появляется благодаря реализации различных форм коммуникации между участниками экосистемы. Они обогащают свои технологические знания и невольно генерируют инновационные технологии, которые делают экономическую среду уникальной.
Банковские экосистемы имеют свою типологию. В частности, выделяют следующие типы банковских экосистем [18]:
1. Экосистема-навигатор маркетплейса (Market Place Orchestrator) –на основе естественных жизненных потребностей клиентов, банки могут развиваться в качестве законодателей рынка с помощью «белого лейбла» или совместного брендинга, продавая нефинансовые продукты (такие как бытовая техника, путешествия или мобильные телефоны) своим клиентам, тем самым занимаясь электронной коммерцией.
2. Банк-экосистема с «внешним» участием (Third-party Ecosystem Participant) – банки могут присоединяться к сторонним экосистемам, чтобы предлагать свои банковские продукты их клиентским базам. В данном случае экосистема может быть небанковской, поскольку банк здесь выступает в роли партнера и не является головной компанией.
3. Открытая банковская платформа (Open Banking Platform) – западные банки практикуют опыт включения продуктов и предложений партнеров в свои пакеты услуг и наоборот – предложение услуг банка в добавок к своим товарам и услугам. Это осуществляется, прежде всего, благодаря использованию открытых интерфейсов прикладного программирования (API).
4. Экосистема-сопроводитель жизненных ситуаций (Life Moments Orchestrator) – банки формируют свою собственную экосистему, построенную вокруг важных жизненных моментов своих клиентов (например, покупка дома или автомобиля, в некоторых случаях даже ведение беременности), предлагая партнерам доступ к данным из собственной клиентской базы в обмен на комиссию с продаж.
5. Реферальная платформа (Refferal Platform) – в этой модели банк не работает со сторонними компаниями, а направляет неподходящих ему клиентов к другим поставщикам, так, например, крупный банк отправляет малый и микробизнес на специальные платформы для предоставления кредитных продуктов в режиме онлайн.
6. Платформенная экосистема – более сложная бизнес-модель, чем семейство продуктов или многосторонний рынок, в силу того, что она включает в себя сразу обе концепции – семейства продуктов и многосторонних рыночных потоков. Эти концепции выражаются в таких принципах как модульность и упрощение рынка и предлагают экосистеме действовать как центр обмена ценностями.
При выборе предпочтительной формы экосистемы, у банков есть широкий спектр вариантов, когда речь заходит о том, на каких областях следует сосредоточиться. Как правило, банки стараются сосредоточиться на нескольких различных областях. В основном, это те, которые близки к ключевым источникам банковских доходов, а именно бизнес-услуги, ипотечный и риэлторский бизнес, управление капиталом. Данная тенденция формирования банковских экосистем характерна для России.
Российский рынок цифровых экосистем представлен как банковскими, так и небанковскими цифровыми экосистемами: Сбер, Яндекс, Тинькофф, Озон, ВТБ, МТС, Мегафон, Авито и др. Сегодня в России функционируют более 10 цифровых экосистем, включая шесть банковских экосистем: Сбер, ВТБ, Тинькофф, Газпромбанк, Альфа-банк, Россельхозбанк. При этом только три являются флагманами развития экосистем в России (Рис.1).
Рис.1. Ключевые банковские экосистемы, функционирующие в России
Источник: составлено авторами.
За последние три года цифровые банковские экосистемы в России сделали шаг вперед. Основным показателем, характеризующим развитие и масштаб деятельности банковских экосистем в России, является количество пользователей банковских экосистем (Рис.2).
Рис.2. Количество пользователей ключевых банковских экосистем в России в 2021 году, млн. человек.
Источник: составлено авторами на основе [14].
Лидером среди банковских экосистем по числу пользователей является экосистема «Сбер» (103 млн. человек), которая в настоящее время находится на стадии формирования. Цифровые экосистемы ВТБ и Тинькофф с точки зрения эволюционного развития лишь зарождаются и на сегодняшний день не реализовали в полной мере весь свой потенциал развития.
В основном банковские экосистемы развиваются по горизонтальному сценарию или выбирают комплексную стратегию развития. В основе горизонтального развития лежит развитие банковской экосистемой дополнительных услуг. Комплексная стратегия развития банковских экосистем подразумевает развитие за счет своих основных классических банковских продуктов и услуг и дополнительных (комплементарных) продуктов и услуг.
Банковские экосистемы в России чаще всего выбирают либо комплексную стратегию развития (Тинькофф, Сбер, ВТБ), либо горизонтальное развитие (Газпромбанк) (Рис.3).
Рис.3. Стратегии развития ключевых банковских экосистем в России
Источник: составлено авторами на основе [14].
В целом, в настоящее время российские банковские экосистемы чаще всего функционируют, используя убыточные сервисы, развитие которых финансируют за счет доходов от основных видов деятельности. Кроме того, в начале 2022 г. существенно изменилась стоимость банковских экосистем в связи с реализовавшимися геополитическими рисками [14].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в современных условиях понятие «банковская экосистема» для России является достаточно формальным. В основе его дефиниции лежит необходимость регулирования процесса ее функционирования со стороны Банка России. В условиях глобализации и активной цифровизации современного общества, нарастающий тренд на создание экосистем банками на территории РФ несет в себе как положительные, так и отрицательные тенденции. Очевидным направлением дальнейшего развития банковских экосистем становится формирование устойчивого механизма их нормативно-правового регулирования и установление баланса между менеджментом экосистем, конечными потребителями, поставщиками и, непосредственно, государством.
Результаты исследования позволили нам сделать вывод о нереализованном в полной мере потенциале развития российских банковских экосистем, сегодня они в основном находятся на стадии зарождения и формирования. Цифровая трансформация банковского сектора дает возможность утверждать, что за банковскими экосистемами будущее и в ближайшие годы возможно появление новых банковских экосистем. В целом, перспективы и резервы роста банковских экосистем в России имеют значительный потенциал и являются предметом для дальнейшего изучения.
Источники:
2. Быканова Н.И., Соловей Ю.А., Гордя Д.В., Коньшина Л.А. Формирование экосистем банков в условиях цифровизации банковского пространства // Экономика. Информатика. – 2020. – № 1. – c. 91-100. – doi: 10.18413/2687-0932-2020-47-1-91-100.
3. Зокиров М.А. Банковская экосистема: необходимость построения в условиях усиления конкуренции в розничном бизнесе // Инновации и инвестиции. – 2019. – № 9. – c. 194-197.
4. Кинсбурская В.А. Блокчейн как технологическая основа развития банковских экосистем // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2022. – № 3(246). – c. 44-55. – doi: 10.24412/2072-4098-2022-3246-44-55.
5. Костина А.В. Цифровое общество: новые возможности — новые угрозы // Знание. Понимание. Умение. – 2019. – № 3. – c. 172-183. – doi: 10.17805/zpu.2019.3.15.
6. Куликова О.М., Суворова С.Д. Экосистема: новый формат современного бизнеса // Вестник Академии знаний. – 2021. – № 42(1). – c. 200-205. – doi: 10.24412/2304-6139-2021-10909.
7. Лезина Т.А., Иванова В.В., Стоянова О.В. Влияние цифровой трансформации на российский бизнес: систематизация взглядов и опыта // Информационное общество. – 2022. – № 2. – c. 13-20. – doi: 10.52605/16059921_2022_02_10.
8. Нурмухаметов Р.К., Воскресенская Л.Н., Мясникова Е.Б. Банковские экосистемы в России: сущность, виды, регулирование // Финансовые рынки и банки. – 2019. – № 9. – c. 33-38.
9. Особенности российских экосистем. Ict.moscow. [Электронный ресурс]. URL: https://ict.moscow/news/russian-ecosystems/ (дата обращения: 08.04.2023).
10. Радковская Н.П., Фомичева О.Е. Финансовая экосистема - основной тренд цифровой трансформации модели банковского бизнеса // Журнал правовых и экономических исследований. – 2018. – № 4. – c. 186-189.
11. Регулирование рисков участия банков в экосистемах и вложений в иммобилизованные активы. Банк России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/131002/report_24112021.pdf (дата обращения: 05.04.2023).
12. Свиридов О.Ю., Бадмаева Б.С. Развитие банковских экосистем на основе современных цифровых технологий // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2019. – № 3. – c. 176-181. – doi: 10.22394/2079-1690-2019-1-3-176-181.
13. Тарханова Е., Чижевская Е., Бабурина Н. Институциональные изменения и цифровизация бизнес операций в финансовых учреждениях // Журнал институциональных исследований. – 2018. – № 4. – c. 145-155. – doi: 10.17835/2076-6297.2018.10.4.145-155.
14. Цифровые экосистемы в России: эволюция, типология, подходы к регулированию. Iep.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iep.ru/files/news/Issledovanie_jekosistem_Otchet.pdf (дата обращения: 03.04.2023).
15. Чистюхин В.В. Правовое регулирование финансового контроля за деятельностью некредитных финансовых организаций в Российской Федерации. / Автореф. дис.,.. канд. юрид. наук. - М., 2022. – 32 c.
16. Что такое бизнес-экосистемы и зачем они нужны. Trends.rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/6087e5899a7947ed35fdbbf3 (дата обращения: 08.04.2023).
17. Эскиндаров М.А. Модернизация банковского сектора и рынка ценных бумаг в интересах национальной экономики. / В сборнике: Модернизация банковского сектора и рынка ценных бумаг в интересах повышения эффективности национальной экономики. - М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 59-74 c.
18. Competing with banking ecosystems. Accenture.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.accenture.com/_acnmedia/pdf-102/accenture-banking-ecosystem.pdf (дата обращения: 08.04.2023).
19. James F. Moore Predators and Prey: A New Ecology of Competition. Hbr.org. [Электронный ресурс]. URL: https://hbr.org/1993/05/predators-and-prey-a-new-ecology-of-competition (дата обращения: 08.04.2023).
20. Matkovskaya Y.S., Vechkinzova E., Biryukov V. Banking Ecosystems: Identification Latent Innovation Opportunities Increasing Their Long-Term Competitiveness Based on a Model the Technological Increment // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. – 2022. – № 3. – p. 143. – doi: 10.3390/joitmc8030143.
Страница обновлена: 04.12.2024 в 11:40:02