Детерминанты, влияющие на удаленную занятость

Кипервар Е.А.1, Побиянская А.В.1, Стукен Т.Ю.2
1 Омский государственный технический университет
2 Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 2 (Февраль 2024)

Цитировать:
Кипервар Е.А., Побиянская А.В., Стукен Т.Ю. Детерминанты, влияющие на удаленную занятость // Экономика труда. – 2024. – Том 11. – № 2. – С. 155-170. – doi: 10.18334/et.11.2.120540.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=61180728

Аннотация:
Проблема применения удаленной занятости в последние годы приобрела широкую популярность, что обусловлено технологическими, экономическими, социальными изменениями в использовании труда работников. В статье исследуются детерминанты использования удаленной занятости на предприятиях России, путем выявления значимости влияния определенных факторов, как со стороны работника, так и рабочего места. В результате отобраны факторы, которые могут оказывать влияние на удаленную занятость, и определен характер данного влияния. Представлены детерминанты при использовании работником полного и частичного дистанта. Выявлено, что в зависимости от вида удаленной занятости (полная или частичная) изменяются детерминанты оказывающие высокое значение на переменную. Исследование позволило сделать основные выводы, что удаленная занятость характерна в большей степени для женщин; образование имеет высокую значимость не зависимо от вида удаленной занятости; возраст не всегда значим при выборе дистанта.

Ключевые слова: логистическая регрессия, удаленная занятость, дистант, рабочее время, детерминанты, занятые, образование

JEL-классификация: I21, I23, I25, I26, I28,



Введение

В современных условиях глобальное развитие цифровизации приводит к трансформации структуры рабочего времени, одним из таких процессов становится развитие удаленной занятости. Актуальность исследования удаленной занятости обусловлена ее влиянием на продолжительность рабочего времени, и в целом на результативность работы человека.

Сейчас нет единого подхода к анализу удаленной занятости, или продолжительности рабочего времени. Известно, что как фактор, влияющий на продолжительность рабочего времени выступает удаленная занятость, при этом на удаленную занятость в свою очередь влияет ряд других детерминантов.

В современных условиях, следует согласиться с рядом ученых Прохорова М.П., Лебедева Т.Е., Седых Д.В., Седых И.В. [1], Бовкунова А.В. [2], Федченко А.А. [3, с. 338], Брюхина Е.Р. [4, с. 82], что применение удаленной занятости (работа на дому) возрастает и связано это с ростом цифровизации. Также на желание работать удаленно влияет и само развитие человека, его желанием успеть и заработать больше. При этом, мы полагаем, что удаленную занятость следует рассматривать с позиции полного дистанта и частичного, и при выборе одинаковых детерминантов их влияние на удаленную занятость будет отличаться. Также полагаем, во-первых, что доля женщин отдающих предпочтение удаленной занятости (или дистанту) выше, чем мужчин, во-вторых, для лиц с высшим образованием в больше степени характерна удаленная занятость, в-третьих, население в возрасте 30-39 чаще выбирает удаленную занятость по сравнению с другими возрастными группами.

Целью данного исследования является выявление основных детерминантов, влияющих на применение удаленной занятости человеком, как при полном дистанте, так и при частичном. Научная новизна заключается в следующем: проведена оценка влияния различных детерминантов как со стороны работника, так и рабочего места на удаленную занятость. Установлено, что удаленную занятость можно исследовать с двух позиций: полного и частичного дистанта. Выявлены детерминанты, оказывающие высокое значение при выборе удаленной занятости.

Для проведения анализа была использована выборка обследования рабочей силы за 2022 год по данным Росстата. Данные включают в себя около 926 тыс. респондентов, из которых 499,3 тыс. человек занятое население (около 8 тыс. человек трудятся в собственном домашнем хозяйстве). В качестве модели была выбрана логистическая регрессия.

Для анализа удаленной занятости помимо известных баз данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ [15], существуют микроданные выборочных обследований рабочей силы проводимых Федеральной службой государственной статистики (Росстат) [8]. База Росстата является репрезентативной, единицами наблюдения выступают лица в возрасте от 15 лет и старше. «Обследование проводится во всех субъектах Российской Федерации на основе выборочного метода наблюдения с последующим распространением итогов на всю численность населения обследуемого возраста» [8].

Для анализа удаленной занятости была выбрана база Росстата, где содержатся вопросы посвященные дистанту. Для анализа был выбран 2022 год, выбор года исходил из того, что удаленная занятость стала наиболее популярна в России примерно с конца 2019 года, когда была отмечена вспышка коронавируса.

На работу в дистанте могут влиять различные факторы, с одной стороны это могут быть характеристики работника: пол, возраст, уровень образования; с другой стороны характеристики рабочего места, которые связаны с тем, в какой отрасли работает человек, какой профессии, в какой местности.

Дистант в базе представлен вопросом: «Удаленная работа», данную переменную мы перекодировали, убрали в миссинги индивидов, которые никогда не работали удаленно «Не приходилось», и проводили анализ с двух позиций 1. полный дистант «Все дни рабочей недели»; 2. частичный дистант «Несколько дней, но не все».

Далее посмотрим детерминанты, которые как мы полагаем, влияют на удаленную занятость. Данные переменные были использованы при построении логистической регрессии.

· пол: мужской – женский. Была использована переменная «Население по полу», за счет чего можно посмотреть, для кого характерна в большей степени удаленная занятость, для мужчин или женщин. Если отталкиваться от данных ОРС Росстата, представленным в исследовании [11], то удаленная занятость в большей степени характерна для женщин – 59,2%.

· возрастная группа: до 20 лет; от 20–29 лет; 30-39 лет; 40-49 лет; 50-59 лет; 60-69 лет; 70 и выше. Переменная «Количество полных лет» была перекодирована и разбита на представленные группы. Были отмечены отдельные материалы опроса ВЦИОМа [5; 6], в которых указывается, что молодое население в возрасте 18-24 лет, чаще предпочитает удаленную занятость, по сравнению с населением более старшего возраста (45-59 лет). При этом в исследовании возрастные группы от 25-34 лет и от 60 лет и выше уделяют примерно столько же времени дистанту, что и молодое население. В исследовании по данным Росстата «в возрастной структуре дистанционных работников наиболее многочисленны возрастные группы 30-39 лет - более 35% и 40-49 лет – более 26%» [11], поэтому в своем исследовании отталкивались от последнего, и в качестве референтной группы выступает возраст 30-39 лет.

· место жительства: город, село. За счет включения в анализ переменной «Вид поселения», можно посмотреть, где чаще при удаленной занятости предпочитает работать население. Отталкиваясь от опроса ВЦИОМа, проводимого в 2022 году, население в городе работает значительно чаще на удаленке, чем в селе [7].

· образование по уровню: высшее образование; среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена; среднее профессиональное образование - программы подготовки квалифицированных рабочих; среднее общее образование и ниже. Переменная «Уровень образования» была перекодирована, создали представленные четыре группы. В качестве референтной группы берем «высшее образование», так как во многих источниках [9; 10] утверждается, что именно работники с высшим образованием чаще используют дистант. Также можно выделить данные [11], где представлено процентное распределение работников удаленщиков в зависимости от образования. Так с высшим образованием на удаленке работает примерно 75% от всего числа удаленных работников, при этом среднее профессиональное имеют 20%, среднее или основное общее – примерно 5% [11].

· образование с позиции профессий или специальностей: Математика и естественные науки; Инженерные науки, техника, технологии; Здравоохранение; Сельское хозяйство; Науки об обществе; Образование, педагогика; Гуманитарные науки; Культура и искусство; Оборона и безопасность. В данном случае использовалась переменная «Укрупненные группировки по полученным профессиям или специальностям (с 2018 года)», в данном случае рассматривали образование индивидов, только более подробно. Использование в анализе представленных групп позволяет рассмотреть влияние образования на удаленную занятость с другой позиции.

· группа занятий: руководители; специалисты высшего уровня квалификации; специалисты среднего уровня квалификации; служащие, занятые подготовкой информации; работники, занятые обслуживанием и торговлей; квалифицированные рабочие сельского хозяйства; квалифицированные рабочие промышленности; операторы, машинисты, водители; неквалифицированные рабочие. Переменная «Укрупненные группы занятий для занятого населения на основной работе» была перекодирована только для регрессии. Референтной выступает группа «специалисты высшего уровня квалификации». Авторы Забелина О.В., Мирзабалаева Ф.И. [11] проводили анализ профессиональной структуры занятого населения по данным Росстата за 2022 год. В результате специалисты высшего уровня квалификации, работающие дистанционно составили 68,9%, в сравнении специалиста среднего уровня квалификации или руководители – 13,6% и 10,4% соответственно [11]. Поэтому группа «специалисты высшего уровня квалификации» была выбрана как референтная для построения логистической регрессии.

· отдельные группы занятий: специалисты: в области науки и технологий, в области образования, в области бизнес-администрирования, в области ИКТ, в области права, культуры; специалисты среднего уровня квалификации: в области науки и техники, в области экономической и административной деятельности, в области правовой, социальной работы, культуры, обучения, спорта и родственных занятий, в области ИКТ; служащие в сфере обработки информации; служащие другие. Переменная «Подгруппы занятий для занятого населения на основной работе» была перекодирована, были отобраны только те группы занятий, которые используют информационные технологии, и по нашему мнению больше подвержены дистанту, остальные группы убрали как системные миссинги. Референтной группой выступают специалисты в области ИКТ. Данные специалисты наиболее востребованы на современном рынке [12], при этом по данным исследования Высшей школы экономики [13, с.152] занятых в профессиях с использованием информационных технологий в 2020 году составляет 13,0%, из них наибольший процент занимают специалисты ИКТ- 2,5%.

· Вид экономической деятельности: 19 групп (таблица 1; 2). Переменная «Группировка видов экономической деятельности для занятого населения на основной работе (ОКВЭД2)» была перекодирована. В одну группу «Другое» объединили три переменные – «Предоставление прочих видов услуг», «Деятельность домашних хозяйств как работодателей, недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств», «Деятельность экстерриториальных органов и организаций». Данное объединение объясняется малым количеством респондентов в последних двух группах. Остальные группы оставили без изменений.

· Федеральные округа: Центральный, Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Переменная «Федеральные округа» использовалась с целью посмотреть, как в России в целом распределяется удаленная работа, наибольший интерес представляет Сибирский федеральный округ в сравнении с Центральным. По данным интернет-опроса «ВЦИОМ-онлайн», проводимого в 2022 году чаще всего удаленную занятость выбирают жители Москвы и Санкт-Петербурга – 38%, на втором месте Северо-Кавказский ФО – 27%, далее Уральский и Сибирский – 26%, Южный, Приволжский и Дальневосточный – 23%, Центральный – 19%, Северо-Западный – 18% [7]. Так как в нашем исследовании мы смотрим какие детерминанты и в какой степени влияют на дистанционную занятость, то, несмотря на выбранный Федеральный округ, будет видна взаимосвязь. В результате, референтным выступает Центральный ФО.

· Брак: состоит в зарегистрированном или незарегистрированном браке. Переменную «Семейное положение» перекодировали и создали две группы, первая включает лиц, состоящих в зарегистрированном или незарегистрированном браке, вторая – в разводе, совместно не проживают. Отдельные статьи на страницах Интернет говорят о желании людей, состоящих в браке работать в офисе компании примерно на 60% больше, по сравнению с лицами не проживающими вместе [14].

· Вид поселения: город, село.

Оценивание вероятности применения удаленной работы индивидов проводилось с помощью логистической регрессии. Данная регрессия дает ответ в виде возможной вероятности наступления события.

В начале анализа были отобраны наблюдения, которые удовлетворяют условиям: фактическая продолжительность рабочего времени на основной работе - больше нуля, структура населения по экономической активности – только занятые.

Далее были составлены 4 модели удаленной работы (в работу были вынесены 2 наиболее расширенные модели), с позиции когда работник применяет частичный дистант (Таблица 1), и когда полный (Таблица 2).

По результатам оценивания коэффициентов регрессий были выявлены закономерности, представленные в таблице 1 и 2. Однако некоторые параметры оказались незначимыми, так как уравнения оценивались по многим переменным, данные значения не вносили в представленные таблицы.

Частичная удаленная работа, когда индивид работал не в офисе часть дней или всю неделю (в таблицу вынесены только модель 3 и 4) (Таблица 1).

Таблица 1 - Дистант все дни или часть дней последней недели


Модель 3
Модель 4
Константа
-0,580***
-4,885***
Пол (референтная – женский)
-0,014
-0,101***
Возраст (референтная30-39 лет)


50-59 лет
-0,081***
-0,093***
Образование (референтнаявысшее)


Среднее профессиональное – программы подготовки специалистов среднего звена
-0,316***
-0,327***
Среднее профессиональное – программы подготовки квалифицированных специалистов
-0,509***
-0,681***
Среднее общее образование и ниже
-0,366***
-0,544***
Федеральные округа (референтная – ЦФО)


Северо-Западный ФО
-0,153***
-0,154***
Южный ФО
-0,437***
-0,433***
Северо-Кавказский ФО
0,224***
-0,034
Приволжский ФО
-0,426***
-0,434***
Сибирский ФО
-0,052
-0,062*
Образование (референтная – Математика и естественные науки)


Инженерные науки, техника и технологии
-0,154**
-0,158***
Здравоохранение
-1,377***
-1,391***
Сельское хозяйство
-0,503***
-0,490***
Образование, педагогика
-0,119*
-0,113*
Гуманитарные науки
0,095
0,172**
Оборона и безопасность
-1,023***
-0,965***
Укрупненные группы занятий (референтная – Специалисты высшего уровня квалификации)


Руководители
-1,033***
3,047***
Специалисты высшего уровня квалификации
-
4,026***
Специалисты среднего уровня квалификации
-2,490***
1,542***
Служащие, занятые подготовкой информации
-1,076***

Работники, занятые обслуживанием и торговлей
-3,808***

Подгруппы занятий (референтная - Специалисты по ИКТ)


специалисты в области науки и технологий
-1,073***
-0,999***
специалисты в области образования
-0,682***
-0,728***
специалисты в области бизнес-администрирования
-0,583***
-0,644***
специалисты в области права, культуры
-0,627***
-0,684***
специалисты среднего уровня квалификации в области науки и техники
-2,032***
-1,882***
специалисты среднего уровня квалификации в области экономики и администрирования
1,780***
1,738***
специалисты среднего уровня квалификации в области соцработ, права, культуры
0,891***
0,905***
специалисты среднего уровня квалификации в области ИКТ
1,710***
1,716***
служащие в сфере обработки информации
-0,104
2,919***
служащие другие
-0,201*
2,784***
ОКВЭД (референтная – сельское хозяйство)


Добывающее производство
0,246**
0,410***
Обрабатывающее производство
0,182**
0,346***
Строительство
0,555***
0,660***
Торговля
0,402***
0,685***
Транспортировка и хранение
0,282***
0,458***
Гостиницы и рестораны
-0,089
0,209*
Информация и связь
1,257***
1,570***
Финансы и страхование
0,448***
0,809***
Деятельность, профессиональная, научная, техническая
0,965***
1,227***
Операции с недвижимостью
1,051***
1,291***
Административная деятельность
0,752***
1,117***
Госуправление, оборона
-0,487***
-0,206**
Образование
0,149*
0,413***
Здравоохранение
-0,269***
-0,015
Другое
0,226**
0,545***
Состоит в зарегистрированном или незарегистрированном браке (референтная – в разводе, совместно не проживают)
-0,274***
-0,269***
Работает на предприятии – юр.лицо (референтная - самозанятые)
-0,608***
-0,565***
Договор на неопределенный срок (референтная – срочный договор)
-0,746***
-0,725***
Значимость коэффициента: *** p<0,01; ** p< 0,05; * p< 0,1

* Составлена авторами

Анализируя данные таблицы 1 видим, что ряд переменных имеет высокую значимость.

Женщины чаще подвержены частичному дистанту, по сравнению с мужчинами. Данное можно объяснить тем, что женщины занимаются воспитанием и уходом за ребенком. В настоящее время многие компании одобряют женщинам с детьми дистант, как частичный, так и полный. Также часть женщин по собственному желанию предпочитают хотя бы пару дней в неделю работать из дома, что обеспечивает баланс между работой и личной жизнью.

Значимость в группе «возраст» меняется в зависимости от добавления переменных в модели. В простых моделях, когда не учитываем «образование с позиции профессий или специальностей» люди в возрасте от 40 до 69 лет, реже прибегают к частичной удаленной работе, по сравнению с работниками возраста 30-39 лет. При добавлении данного показателя изменяется приоритеты удаленной работы. Так, значимым остается возраст от 50 до 69 лет, и данная группа населения предпочитает работать на удаленке меньше, по сравнению с работниками в возрасте 30-39 лет. Для остальных работников возраст не влияет на частичный дистант.

Образование (по уровню) является значимым во всех четырех моделях, при этом работники с высшим образование чаще работают не в офисе. Как правило, высшее образование характерно людям умственного, интеллектуального труда. Также для людей с высшим образованием свойственна более высокая заработная плата, в результате работник готов на небольшое снижение заработной платы, с целью работы удаленно хоть пару дней в неделю.

Также смотрели Федеральные округа – где отмечается, что именно в Центральном Федеральном округе чаще работают хотя бы пару дней в неделю на удаленке, исключение составляет Северо-Кавказский ФО, где высокая значимость показателя и в первых трех моделях в данном округе частичная удаленка встречается чаще, чем в Центральном ФО. Также высокая значимость в четырех моделях отмечена в Северо-Западном, Южном и Приволжском Федеральных округах, при этом дистант в данных округах встречается реже, чем в Центральном ФО.

Анализируя переменную «Образование» (с позиции профессий или специальностей) отмечаем, что такие группы как: инженерные науки, техника и технологии; здравоохранение; сельское хозяйство; оборона – имеют высокую значимость (p<0,01) в последних трех моделях. Работники, имеющие данные специальности реже работают на дистанте, чем люди имеющие образование математика и естественные науки, что логично. Небольшая значимость (p< 0,1) в группе «образование и педагогика», где также работники к удаленке прибегают реже, чем в референтной группе (данная динамика отмечена в трех построенных моделях). В модели 4 высокую значимость (p< 0,5) приобретает переменная «гуманитарные науки», что связано с изменением переменных в модели, а именно изменили набор переменных в «укрупненные группы занятий», в результате люди с профилем образования «гуманитарные науки» на частичном дистанте работают чаще, чем работники с образованием «математика и естественные науки».

Анализируя по четырем моделям ОКВЭД, где референтной группой выступает сельское хозяйство, мы видим, что значимыми являются многие виды экономической деятельности. При этом особенно можно выделить такие виды экономической деятельности как: информация и связь; административная деятельность; операции с недвижимостью; деятельность профессиональная, научная, техническая; финансы и страхование; строительство; торговля; транспортировка и хранение; другое. В данных отраслях индивиды значительно чаще могут позволить себе удаленную работу, чем в сельском хозяйстве. При этом есть отрасли (Госуправление, оборона; здравоохранение), в которых частичный дистант встречается реже, чем в сельском хозяйстве. Переменная «Здравоохранение» в зависимости от модели принимает то высокую значимость (модель 1 и 3), то не имеет значимости для модели (модель 2 и 4). Конечно, мы сравниваем частичный дистант по референтной группе «сельское хозяйство», и в современных условиях в данной отрасли на удаленке работают менеджеры по продажам, агроном-консультант, экономист, бухгалтер и тд., но основные специалисты не могут перейти на дистант, так как работа осуществляется при непосредственном контакте.

Если рассматривать укрупненные группы занятий, то первые три модели в уравнение мы включали все переменные, в модели 4 затронули только руководителей и специалистов высшего и среднего уровней квалификации. В первых трех моделях высокая значимость у руководителей; специалистов среднего уровня квалификации; служащих, занятых подготовкой информации; работников, занятых обслуживанием и торговлей – и можно отметить, что у всех групп вероятность дистанта ниже, чем у специалистов с высшим образованием. При том, у работников, занятых торговлей и обслуживанием вероятность частичной удаленной работы на 3,238 часа ниже, чем у специалистов с высшим образованием. В модели 4 рассматривали только руководителей, специалистов высшего и среднего уровней квалификации, и сравнивали со всеми остальными переменными. В результате получили данные, которые логичны, представленные три переменные работают значительно чаще на частичном дистанте, чем остальные группы.

Подгруппы занятий мы рассматривали только в модели 3 и 4. Почти все переменные имеют высокую значимость (модель 3 исключение составляют служащие в сфере обработки информации, и служащие другие - p<0,1). При этом специалисты в области науки и технологий; специалисты среднего уровня квалификации в области науки и техники более чем на час работают реже на частичном дистанте, чем специалисты по ИКТ. Чаще предпочитают частичный дистант - специалисты среднего уровня квалификации в области экономики и администрирования; специалисты среднего уровня квалификации в области ИКТ (в модели 4 добавляются – служащие в сфере обработки информации и служащие другие).

По семейному положению отмечается, что люди, состоящие в браке или вместе проживающие, реже предпочитают дистант.

Также в меньшей степени подвержены дистанту работники предприятий, и заключающие договор на неопределенный срок.

При этом стоит отметить, что в модели при исследовании частичной занятости «вид поселения» не имеет значения.

Далее в таблице 2 представлены модели полной удаленной занятости, когда работник все дни последней недели работал не в офисе (в таблицу вынесены только модель 3 и 4).

Таблица 2 – Дистант все дни последней недели


Модель 3
Модель 4
Константа
-1,331***
-5,455***
Пол (референтная – женский)
0,014
-0,97***
Образование (референтнаявысшее)


Среднее профессиональное – программы подготовки специалистов среднего звена
-0,143***
-0,151***
Среднее профессиональное – программы подготовки квалифицированных специалистов
-0,167**
-0,325***
Среднее общее образование и ниже
-0,164*
-0,328***
Федеральные округа (референтная – ЦФО)


Северо-Западный ФО
-0,272***
-0,272***
Южный ФО
-0,453***
-0,446***
Северо-Кавказский ФО
0,280***
0,281***
Приволжский ФО
-0,554***
-0,562***
Уральский ФО
0,180***
0,179***
Образование (референтная – Математика и естественные науки)


Инженерные науки, техника и технологии
-0,216***
-0,222***
Здравоохранение
-1,034***
-1,058***
Сельское хозяйство
-0,380***
-0,358***
Науки об обществе
-0,202**
-0,144*
Оборона и безопасность
-1,102***
-1,028***
Укрупненные группы занятий (референтная – Специалисты высшего уровня квалификации)


Руководители
-1,104***
2,723***
Специалисты высшего уровня квалификации
-
3,768***
Специалисты среднего уровня квалификации
-2,357***
1,405***
Служащие, занятые подготовкой информации
-0,907***

Работники, занятые обслуживанием и торговлей
-3,333***

Подгруппы занятий (референтная - Специалисты по ИКТ)


специалисты в области науки и технологий
-0,829***
-0,730***
специалисты в области образования
-0,603***
-0,662***
специалисты в области бизнес-администрирования
-0,591***
-0,669***
специалисты в области права, культуры
-0,584***
-0,651***
специалисты среднего уровня квалификации в области науки и техники
-1,523***
-1,333***
специалисты среднего уровня квалификации в области экономики и администрирования
1,506***
1,459***
специалисты среднего уровня квалификации в области соцработ, права, культуры
0,755***
0,773***
специалисты среднего уровня квалификации в области ИКТ
1,800***
1,818***
служащие в сфере обработки информации
-0,014
2,928***
служащие другие
-0,059
2,845***
ОКВЭД (референтная – сельское хозяйство)


Добывающее производство
0,243
0,452***
Строительство
0,200
0,343***
Торговля
0,169
0,565***
Транспортировка и хранение
0,172
0,403***
Гостиницы и рестораны
-0,411**
0,009
Информация и связь
1,108***
1,510***
Финансы и страхование
0,296**
0,757***
Деятельность, профессиональная, научная, техническая
0,697***
1,038***
Операции с недвижимостью
0,389***
1,701***
Административная деятельность
0,231*
0,700***
Госуправление, оборона
-0,387***
-0,015
Образование
0,060
0,410***
Культура и искусство
-0,035
0,318**
Другое
-0,087
0,366**
Состоит в зарегистрированном или незарегистрированном браке (референтная – в разводе, совместно не проживают)
-0,319***
-0,314***
Работает на предприятии – юр.лицо (референтная - самозанятый)
-0,530***
-0,487***
Договор на неопределенный срок (референтная – срочный договор)
-0,649***
-0,621***
Вид поселения (референтная – село)
-0,133***
-0,121***
Значимость коэффициента: *** p<0,01; ** p< 0,05; * p< 0,1

* Составлена авторами

В первых трех моделях пол является не значимым, и мужчины по сравнению с женщинами одинаково работают на дистанте. Однако в четвертой модели, когда добавили переменные «образование с позиции профессий и специальностей», «подгруппы занятий», а также группу «укрупненные группы занятий», где ввели только три переменные «руководители; специалисты высшего и среднего уровней квалификации», а остальные группы оставили референтными, мы получила значения, где пол обладает высокой значимостью (p<0,01) – и получили, что женщины на полном дистанте работают чаще мужчин.

Возраст является незначимыми во всех четырех моделях. На полном дистанте примерно одинаковое количество времени работает население, в сравнении с возрастом 30-39 лет.

Образование является значимым, и работники с высшим образованием, чаще работают не в офисе более недели.

Анализируя Федеральные округа видим, что только Сибирский и Дальневосточный ФО являются незначимыми в модели, у остальных показателей значимость высокая. При этом в Северо-Кавказском ФО и Уральском ФО вероятность работы на полном дистанте немного выше, чем в Центральном ФО.

Укрупненные группы занятий в первых трех моделях показывают, что специалисты с высшим образованием чаще всего работают на удаленке более одной недели. При этом высокая значимость в данной модели у руководителей; специалистов среднего уровня квалификации; служащих, занятых подготовкой информации; работников, занятых обслуживанием и торговлей. В модели 4 включали только переменные – руководители, специалисты высшего и среднего уровней. В результате получили, что работники данных групп занятий работают на полном дистанте чаще, чем референтные группы.

Также на полный дистант оказывает влияние вид экономической деятельности, при этом значимость переменных во всех четырех моделях разная. Влияние оказывали группы переменных, которые вводились в каждую модель. Общим для четырех моделей, с высокой значимостью выступают переменные: информация и связь; финансы и страхование; деятельность профессиональная, научная и техническая; операции с недвижимостью; административная деятельность (в модели 3 значимость небольшая) - работают удаленно чаще, чем в сельском хозяйстве. Далее можно выделить «Госуправление, оборона» - в первых трех моделях значимость показателя высокая, и в данной сфере работники удаленке подвержены в меньшей степени, по сравнению с референтной группой (в модели 4 значимость данного показателя отсутствует). Две сферы экономической деятельности – торговля; транспортировка и хранения – значимы для моделей 1,2,4, и опять работники данных сфер на полном дистанте работают чаще, чем в сельском хозяйстве.

В модели на постоянную удаленную работу с высокой значимостью влияет семейное положение, где лица, проживающие вместе или состоящие в браке работают на дистанте реже, чем пары в разводе или не проживающие вместе. Работники предприятий реже прибегают к дистанту, так же как и лица заключающие трудовой договор на неопределенный срок. Получается, что руководители предприятий пока не совсем готовы отпускать работника на удаленку.

Важно отметить, что в данной модели, когда смотрим полный дистант переменная «вид поселения» имеет высокую значимость. Население проживающее в городе реже прибегает к удаленной работе, чем городское. Данное можно объяснить тем, что в селе, районах могут проживать респонденты, которые осуществляют работу в городе на удаленке, поэтому у данной переменной значимость высокая только при полном дистанте.

Выводы

В результате всего исследования был выявлен ряд детерминантов, влияющих на удаленную занятость.

Для частичного дистанта «вид поселения» не имеет значимости, то при полном дистанте сельское население чаще прибегает к удаленке, чем городское население.

При полном дистанте возраст работающего не имеет значимости, при этом при частичной занятости мы видим, что население в возрасте от 50-59 реже работает пару дней в неделю не в офисе, по сравнению с возрастом 30-39 лет.

Получили данные, где в модели 4 укрупненные группы занятий (руководители, специалисты высшего и среднего уровней квалификации) работают на дистанте чаще, чем другие переменные в данной группе. При этом на полном дистанте данные работники работают реже, чем на частичном дистанте, получается можно судить, что выделенные три группы предпочитают частичный дистант по сравнению с полным.

На вид экономической деятельности как на частичном, так и на полном дистанте влияет ряд показателей – укрупненные группы, образование по профилю, подгруппы занятий. В зависимости от добавления данных переменных в модели, меняется значимость переменных в данной группе.

В частности, по результатам проведенного анализа, можно выделить как для одного, так и для другого вида удаленной занятости характерно: 1. Семейные пары работают на дистанте реже, чем люди, кто не проживает вместе; 2. Работники, заключающие договор на неопределенный срок, также подвержены дистанту реже, чем граждане со срочным договором; 3. Реже работают на удаленке работники, работающие на предприятии, по сравнению с самозанятыми; 4. Образование имеет высокую значимость в обоих моделях, при этом работники с высшим образованием чаще могут позволить себе работу удаленно.


Источники:

1. Прохорова, М.П., Лебедева Т.Е., Седых Д.В., Седых И.В. Удаленная занятость в России: состояние и перспективы // Московский экономический журнал. – 2020. – № 4. – c. 50. – doi: 10.24411/2413-046X-2020-10216.
2. Бовкунова А.В. Тенденция перехода на удаленную работу и рынок труда в условиях цифровизации // Власть. – 2023. – № 2. – c. 30-36. – doi: 10.31171/vlast.v31i2.9519.
3. Федченко А.А. Удаленная работа в условиях использования цифровых технологий: перспективы трансформации // Экономика труда. – 2021. – № 4. – c. 377-390. – doi: 10.18334/et.8.4.111930.
4. Брюхина Е.Р. Дистанционная (удаленная) работа как цифровой сегмент рынка труда: проблемы и перспективы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. – 2021. – № 1(44). – c. 80-90. – doi: 10.17308/vsu.proc.law.2021.1/3281.
5. ВЦИОМ выяснил процент россиян на удаленной работе. News.rambler.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://news.rambler.ru/sociology/46812513-vtsiom-vyyasnil-protsent-rossiyan-na-udalennoy-rabote/ (дата обращения: 14.12.2023).
6. Дистанционная десятина. Коммерсантъ. Рынок труда в России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5482429?ysclid=ls2vh5k05e500415160 (дата обращения: 14.12.2023).
7. Исследование ВЦИОМ: кому на удаленке жить хорошо. Tass.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/15119847?ysclid=lq2jax4w1f606142692 (дата обращения: 13.12.2023).
8. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/labour_force (дата обращения: 13.12.2023).
9. Симонова А.А., Пить В.В. Удаленная работа в современных реалиях Российского рынка труда: анализ мнений молодых высококвалифицированных специалистов // Мир экономики и управления. – 2022. – № 2. – c. 142-151. – doi: 10.25205/2542-0429-2022-22-2-142-151.
10. Смирнова Е.А. Удаленная занятость: анализ вакансий и резюме // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 1. – c. 161-172. – doi: 10.18334/lim.9.1.114298.
11. Забелина О.В., Мирзабалаева Ф.И. Институт дистанционной занятости: особенности и характеристики развития в российской экономике // Экономика труда. – 2023. – № 10. – c. 1553-1568. – doi: 10.18334/et.10.10.119263.
12. Топ-50 востребованных профессий дистанционной работы в ИТ. Economy.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/1ce526aba122b265b9347a7cf95388bd/top_50.pdf?ysclid=lq65fsk97p784873873 (дата обращения: 20.12.2023).
13. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. Индикаторы цифровой экономики: 2021. / Статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 380 c.
14. Почти 70% состоящих в браке россиян хотят вернуться на работу в офисы. Incrussia.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://incrussia.ru/news/rossiyane-office (дата обращения: 20.12.2023).
15. Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ. Hse.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/rlms/?ysclid=lsaikhwal0561957587 (дата обращения: 10.12.2023).

Страница обновлена: 02.03.2024 в 15:08:22