New challenges of the labor market: how technology and staff shortages are changing recruitment and retention

Kalabina E.G.1, Ananina N.A.1
1 Уральский государственный экономический университет

Journal paper

Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 11, Number 2 (April-June 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=67970579

Abstract:
The article examines the challenges that market participants have had to face in the context of rapid technological development and a shortage of human resources. The author analyzes the problems of staff recruiting and retaining, as well as their impact on companies and the regional economy. Particular attention is paid to the application of digital tools to solve these problems. The article presents the results of research on labor market trends conducted by various recruitment companies and experts and also discusses typical errors that hinder the closure of vacancies. The authors also discuss the role of artificial intelligence in staff recruitment and retention, as well as the problems associated with its use. Finally, the authors have formulated the top 5 typical mistakes of employers that complicate the closure of mass positions.

Keywords: challenge, labor market, technology, staff shortage, personnel

JEL-classification: J24, M51, M54, J21, J23, J24



Введение

В условиях современных технологических изменений и обостряющейся проблемы нехватки кадров, участники рынка труда сталкиваются с новыми вызовами. Недостаток кадров требует значительных усилий для привлечения и подбора персонала, а усиление конкуренции за кадры стимулирует поиск все более изощренных методов удержания. Несмотря на вовлеченность научного сообщества и представителей реального сектора экономики в решение проблемы кадрового дефицита, актуальность найма и удержания персонала остается высокой как для предприятий, использующих традиционные методы рекрутинга, так и для тех, кто активно применяет цифровые инструменты.

Целью нашего исследования является выявление причин и поиск решений для преодоления проблем кадрового дефицита в условиях нестабильности рынка труда. В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Идентификация тенденций рынка труда, влияющих на процессы подбора и удержания персонала.

2. Оценка последствий оттока кадров для предприятий и региональной экономики.

3. Обобщение типичных ошибок, затрудняющих закрытие вакансий, на примере организации массового подбора персонала на предприятиях с различным уровнем цифровизации.

Научной новизной исследования стало формулирование предложений по сокращению сроков закрытия вакансии и закрепления персонала, привлекаемого на массовые позиции в условиях турбулентности рынка труда.

В целях обобщения тенденций рынка труда авторы изучили исследования трендов рынка труда от рекрутинговых компаний «Get Experts» [1] [1] и «Antal Talent», [2] [2] и портала по поиску работы HH.ru [3] [3] и выводы научных экспертов о перспективах и рисках привлечения искусственного интеллекта в процессы найма. Авторы обратились к современным исследованиям влияния на закрытие вакансий турбулентности рынка труда. Вопросы повышения эффективности найма исследовали Тюрнина О.О. Оглезнева В.В [4], помощь интеллектуального рекрутинга в подборе подходящих кадров предлагает Фомин А.И., Шадрина Ю.И. [5], преимущества цифровых HR-платформ на примере hh.ru отмечает Динукова О.А. [6], внедрять в практику поддержание hr-процессов за счет искусственного интеллекта в предлагают Фатеева Н.Б., Петрякова С.В., Чупина И.П., Симачкова Н.Н., Алимарданова Н.А. [8], перспективы и риски использования чат-ботов в HR-секторе исследовали Малекова В.А., и Романова Е.В. [9], прогнозируют замену в ближайшем времени работу HR-специалистов искусственным интеллектом Мохов М. Ю. и Фомин А. А. [7].

Тренды рынка труда 2024

Еще в конце ХХ начале ХХI века подбор персонала на массовые позиции осуществлялся преимущественно пассивным методом [4], а основной задачей специалистов по управлению персоналом было проведение собеседований с наиболее подходящими соискателями, откликнувшимися на объявления и оформление кадровых документов.

Сегодня технология найма персонала – это многократно воспроизводимые и взаимосвязанные процедуры, направленные на привлечение наиболее подходящих кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения цели предприятия [7]

Современный рынок труда изменился, hr-специалисты все чаще прибегают к технологиям активного [5] поиска, а соискатели ожидают от работодателя все больше привилегий. Эта ситуация является следствием: роста дефицита кадров, вызванный демографическим кризисом; оттока части кадров в рамках мобилизации на специальную военную операцию; сокращения количества мигрантов, закрывавших отрасли с массовым набором, таких как строительство, логистика, ритейл и ряда других.

По исследованиям портала hh.ru [6] [3] более 70% работодателей отмечают рост сроков закрытия вакансий, а 37% обеспокоены текучестью кадров. Аналогичные данные показали исследования рекрутинговых компании «Get Experts» [1] и «Antal Talent» [2], в которых отражено, что на начало 2024 года эта проблема обострилась на более 50 % предприятиях, из принявших участие в их регулярных опросах. Дефицит кандидатов требуемых профессий вынуждает работодателей занижать требования к квалификации [7].

Для целей нашей работы остановимся на топ-5 причинах текучести персонала, выявленных по итогам исследования «Antal Talent» 2023 года» [2] (см. рис. 1): вознаграждение за работу, не соответствующее ожиданиям персонала (76%); организационные изменения (21%), отсутствие карьерного роста (20%), непривлекательный социальный пакет и гарантии (19%), эмоциональное выгорание (16%).

Рисунок 1. Топ-5 основных причин оттока персонала. Составлено авторами на основании исследования Antal Talent [2]

В ответ на ожидания соискателей для удержания персонала в 2023 году применяли: индивидуальные планы карьерного развития (24%); изменение функционала (36%); увеличение бонусной части (40%); повышение в должности (45%); рост уровня оклада 76%. Конкурируя за рабочие кадры в 2023 г компании все чаще пересматривали социальный пакет, включая в него ранее не рассматриваемые бонусы [1].

Рисунок 2. Топ-5 основных инструментов удержания персонала. Составлено авторами на основании исследования Antal Talent [2]

Так в 2023году для привлечения и удержания кадров более 70% работодателей, увеличили выплаты сотрудникам. Дополнительное финансовое стимулирование применяли и для привлечения уникальных специалистов и при закрытии массовых позиций. Однако зарплатные ожидания кандидатов за 2023 год выросли на 15–20%, чему смогли соответствовать лишь 30% предприятий, принявших участие в опросе. Как следствие, лишь около 20% компаний укомплектовали свои рабочие места на 90% и более, относительно установленного штатного расписания, а 28% смогли укомплектовать штат лишь на 80% и менее. [1]

Исследование разных рекрутинговых и консалтинговых групп сходятся во мнении, что работники указывают причинами своего перемещения недостаточное внимание работодателя к персональным особенностям и потребностям сотрудников. При этом эксперты «Get Experts» считают, что причина разрыва в представлениях о мотивации сотрудников и работодателей сформировался на фоне турбулентности рынка труда, которая наблюдается последние два года [1].

Последствия оттока кадров в компании и способы предупреждения.

Совокупность причин турбулентности, сформулированных выше и опросы работодателей, проведенные разными исследователями, показывают, что тренды на рынке труда 2023 года сохранятся и в 2024 году.

Декларируя адаптацию социального пакета пожеланиям работников и соискателей, порой в ущерб операционной прибыли, не все работодатели достигают снижения оттока кадров. Эксперты предупреждают, что не обеспеченное ростом производительности труда повышение зарплаты, может стать причиной новых инфляционных волн [7] Упуская важность не только привлечения, но закрепления нового сотрудника на рабочем месте, работодатели приводят к дополнительному разогреву рынка труда.

Являясь источником дополнительных затрат отток персонала опасен для устойчивости предприятия, стабильности качества выпускаемой продукции (оказываемых услуг), способен лишить предприятие прибыли и даже стать причиной банкротства, а значит, подбору, эффективному управлению персоналом, формированию его лояльного отношения к работодателю важно уделять более пристальное внимание.

Рассмотрим основные этапы формирования лояльности сотрудника.

Схематически траекторию взаимоотношений сотрудника и предприятия можно представить как последовательность этапов: (1) поиск вакансии и найм на предприятие, (2) профессиональная и психологическая адаптация, (3) закрепление на рабочем месте, (4) развитие (наращивание практических навыков и квалификации); (5) горизонтальный (профессиональный) или вертикальный (карьерный) рост внутри компании (см. рис.3). Ошибки во взаимодействии с сотрудником на любом из этих этапов, приводят к снижению его мотивации и поиску нового места самореализации за пределами предприятия.

.

Рисунок 3. Траектория карьеры сотрудника Составлено авторами

Современный hr-отдел предприятия решает следующие типичные задачи: поиск и оценка кандидатов; адаптация новых сотрудников; мотивация и выстраивание системы оплаты труда, предотвращение выгорания и увольнения кадров; комплексная оценка коллектива, в т.ч. формальных и неформальных связей; оценка интеллекта и развитие персонала; выстраивание индивидуальных траекторий развития (см. рис 4).

Ранее мы уже обращали внимание, что, являясь владельцем основных процессов создания потребительской ценности, руководитель службы управления персоналом выступает основным поставщиком человеческих ресурсов и управляет их встраиванием в бизнес-процессы предприятия [10]

Рисунок 4. Типичные задачи отдела по управлению персоналом предприятия (составлено авторами), где: * ИТР - индивидуальная траектория развития

** в т.ч. формальных и неформальных связей

В условиях, когда на рынке труда дефицит предложений, а нагрузка на руководителей HR-служб возрастает, немногие из них способны эффективно управлять всеми процессами, что приводит к перегрузке и выгоранию HR-специалистов, ответственных за формирование коллектива и соблюдение трудового законодательства.

Однако, все больше работодателей осознает, что экономически выгоднее помочь сотруднику адаптироваться к бизнес-процессам компании и коллективу, чем искать замену сотрудникам на рынке труда. Для этого на предприятиях создаются учебные центры и службы психологической адаптации, которые помогают кандидатам не только интегрироваться в структуру организации, но и привнести свои уникальные знания, способствующие повышению конкурентоспособности бизнеса.

В этой ситуации компании, которые смогут привлечь, удержать и эффективно использовать потенциал персонала и созданных им инновационных решений, добьются роста рентабельности и расширения бизнеса.

Для достижения целей в области управления персоналом предлагается использовать цифровых помощников, которые, по утверждению разработчиков, способны взять на себя большую часть рутинной работы.

HR-боты и их роль в управлении персоналом

Уже сегодня искусственный интеллект (ИИ) готов взять на себя такие HR-функции как [3]: поиск и оценка кандидатов; адаптация новых сотрудников; подбор системы мотивации сотрудников и выстраивание системы оплаты труда; комплексная оценка коллектива; оценка интеллекта сотрудников и выстраивание индивидуальных траекторий развития; предотвращение выгорания и увольнения сотрудников.

Использование HR-ботов может освободить сотрудников служб персонала от рутинной работы и помочь им сосредоточиться на более важных задачах. Однако, при использовании искусственного интеллекта существуют риски, которые необходимо учитывать. Для успешного делегирования задач цифровому помощнику постановщик задач должен обладать глубокими профессиональными знаниями и уметь точно формулировать задачу цифровому ассистенту.

Для проверки данной гипотезы, был проведен анализ системы найма и адаптации персонала на массовые позиции в трех федеральных компаниях, две из которых организовали найм и адаптацию персонала на массовые позиции с привлечением цифровых помощников, а третья использовала годами отработанные технологии с минимальной цифровизацией работы (см. табл).

Таблица. Организация найма и адаптации персонала на массовые позиции.

Характеристика внешнего окружения
Массовая вакансия, требования к соискателю(база) и обязанности (квалификация)
Ресурсы для работы с персоналом и оплата труда
Компания 1. Сеть дистрибуции товаров предварительного выбора на этапе активной региональной экспансии, с участием иностранного капитала.
Конкуренты- сильные федеральные сети и малые предприятия, предоставляющие аналогичные товары по близким ценам
Менеджер по продажам
База: навыки переговоров и презентации; амбиции и желание зарабатывать; готовность к 12-часовой смене
Обязанности: убедительная аргументация, опора на экспертное знание товара (до 10000 позиций около 100 товарных групп); точное соблюдение регламентов и скриптов.
Дирекция по персоналу, работа организована на цифровых ресурсах: служба рекрутинга (привлечение персонала); корпоративный учебный центр (цифровая система обучения и оценки); кадровая служба (документооборот); видео-мониторинг за рабочим процессом
Наставничество – обязанность руководителей точек, их KPI, наряду с обеспечением всех требований к организации торговли.
Окладно-бонусная оплата труда: высокий оклад, бонусы до 100% к окладу; штрафы за нарушение регламентов
Компания 2. Федеральная сеть по оказанию услуг индивидуального домостроения (полный цикл от выбора проекта до отделки под ключ, в т.ч. помощь в получении банковской поддержки на льготных условиях)
Конкуренты- сильные федеральные застройщики и малые предприятия, предоставляющие аналогичные товары по близким ценам
Менеджер по сопровождению:
База: навыки переговоров, и презентации, понимание полного цикла оказания строительных услуг
Обязанности: убедительная аргументация, знание банковских кредитных продуктов, выбор лучших условий; сопровождение клиентов от первого обращения до сдачи объекта, оформление прав на строение.
Работа дирекции по персоналу построена с максимальным использованием цифровых помощников: служба рекрутинга (привлечение персонала); корпоративный учебный центр (цифровая система обучения и оценки); кадровая служба (документооборот); видео-мониторинг за рабочим процессом; роботы-контролеры учета рабочего времени
Окладно-бонусная оплата труда: высокий оклад, бонусы до 100% к окладу; штрафы за нарушение скриптов
Компания 3. Федеральный машиностроительный холдинг давно и стабильно работает.
Уникальная продукция, поставляется на предприятия РФ и за рубеж, государственные контракты и международные.
Рост объемов заказов потребовал привлечения нового персонала.
Станочники на ЧПУ полуавтоматы.
База минимальный опыт /практика работы на металлообрабатывающих станках, понимание чертежей.
Обязанности: изготовление деталей и заготовок на станках
Классическая дирекция по персоналу, система введения в должность и наставничества сложилась давно.
Приглашение на стажировку с последующим трудоустройством на условиях прелиминаринга [8];
Оклад + сдельная оплата труда, доплата сверхурочной работы.

Следует отметить, что на рассматриваемые вакансии принимали сотрудников с минимальным опытом (База), закладывая профессиональное обучение и аттестацию задачи на период адаптации (обязанности).

Уже на начальном этапе взаимодействия с исследуемыми организациями, процесс привлечения и адаптации кадров на первых двух предприятиях был полностью автоматизирован благодаря использованию технологий искусственного интеллекта. Роботы участвовали на всех стадиях этого процесса, начиная от составления объявления о вакансии и заканчивая организацией обучающих мероприятий и контролем за соблюдением трудовой дисциплины. В то же время на третьем предприятии большая часть задач по подбору и интеграции новых сотрудников выполнялась без участия искусственного интеллекта, а обучение происходило методом наблюдения («делай как я»). Несмотря на это персонал уходил, зачастую не вырабатывая даже период испытательного срока.

Инвестиции в обучение технологии и продукту силами корпоративного университета, оплата труда методистов и преподавателей, создание видео-уроков и автоматизированная система тестирования позволяли быстро обучить начинающих специалистов на первых двух предприятиях, а материальная заинтересованность в выводе своего наставляемого на самостоятельную работу - на третьем не помогали удерживать новичков. Испытательный срок не выдерживал сам работодатель.

В ходе анализа действующей системы и опроса адаптации уволившихся сотрудников авторы выявили проблемы, на основании которых авторы сформулировали ТОП-5 типичных ошибок работодателей при закрытии массовых позиций:

1. Несоответствие описания вакансии реальным условиям труда;

2. Несогласованность показателей оценки эффективности в период испытательного срока со стратегическими целями бизнеса;

3. Переоценка интенсификации профессионального обучения в ущерб эмоциональной адаптации;

4. Использование системы штрафов вместо поощрения за первые успехи;

5. Формальное наставничество, не обеспечивающее профессиональное и социально-психологическое сопровождение адаптации и профилактики выгорания.

Обобщив результаты, можно констатировать, что система онбординга, построенная по принципу «гонки за результатами наставников и наставляемых», слабо учитывала психологическую готовность новичков к самостоятельной интенсивной работе, а интенсификация профессионального обучения и система штрафов за ошибки, используемая на первых двух предприятиях, ограничивала проявление инициативы, так необходимой для адаптации на рабочем месте. Большая часть выявленных проблем явилась причиной формализованного и формального подхода к новым сотрудникам, который слабо адаптирован к реалиям современного рынка труда и социально-психологическому портрету соискателя.

Современные нейро-помощники способны воспринимать окружающую действительность, интерпретировать ее и действовать в соответствии с ситуацией.

Искусственный интеллект, как и интеллект человеческий станет отличным помощником только в случае, если сам постановщик задач понимает, что ожидает в результате помощи и способен сформулировать свою задачу на языке, понятном для нейро-помощника.

Если работа без искусственного интеллекта не была эффективна, то цифровизация процессов лишь закрепит ошибки и предвзятость к перспективным сотрудникам. Поэтому «настройки» искусственного интеллекта должны быть максимально прозрачны, чтобы отслеживать «правильные» действия и ошибки в алгоритме. Важно осознавать, что на сегодняшний день любая программа искусственного интеллекта это инструмент для работы, а не самостоятельная система принятия решений.

В нашем случае, проблемы предприятия оказывались за пределами понимания искусственного интеллекта, что требовало квалифицированного наставничества со стороны менеджера по персоналу.

Привычка доверять совету цифровых помощников в быту, слепо перенесенная на решение бизнес-задач создала предприятиям дополнительные проблемы.

Исследование показало, что дефицит кадров на рынке труда создает проблемы для предприятий при подборе и удержании персонала. Дополнительно осложняют ситуацию высокой конкуренции за кадры рост требований соискателей к работодателям. Для решения этих проблем предприятия используют как классические методы рекрутинга, так и цифровые инструменты. Однако, использование искусственного интеллекта в HR-процессах требует внимательного подхода и понимания задач позволяющих предупредить неэффективность и ошибки в работе.

Выводы

В современных условиях развития технологий и обострения проблемы дефицита кадров, участники рынка труда сталкиваются с новыми вызовами в области подбора и удержания персонала. Быстрый темп технологического прогресса и нехватка квалифицированных кадров вынуждают организации активно использовать различные методы рекрутинга и удержания персонала. В то же время, рост конкуренции за кадры стимулирует поиск инновационных способов удержания сотрудников.

Исследование, проведенное авторами, было направлено на выявление причин и поиск решений проблем закрытия кадрового дефицита в условиях турбулентности рынка труда. В рамках исследования были изучены тенденции рынка труда, выявлены последствия оттока кадров для предприятий и экономики региона, а также проанализированы типичные ошибки, затрудняющие закрытие вакансий.

Анализ проводился на основе исследований трендов рынка труда от рекрутинговых компаний "Get Experts" и "Antal Talent", а также портала по поиску работы HH.ru. В ходе исследования были выявлены следующие тенденции: рост дефицита кадров, вызванный демографическим кризисом, отток кадров в рамках мобилизации на специальную военную операцию, сокращение количества мигрантов, закрывавших отрасли с массовым набором.

В результате исследования были выявлены ТОП-5 причин текучести персонала, среди которых: вознаграждение за работу, не соответствующее ожиданиям персонала; организационные изменения; отсутствие карьерного роста; непривлекательный социальный пакет и гарантии; эмоциональное выгорание.

Для удержания персонала в 2023 году применялись следующие инструменты: индивидуальные планы карьерного развития; изменение функционала; увеличение бонусной части; повышение в должности; рост уровня дохода.

Несмотря на применение различных методов удержания, проблема оттока кадров остается актуальной. Это связано с тем, что не все работодатели способны соответствовать растущим зарплатным ожиданиям кандидатов. Кроме того, мигрирующие работники указывают на сложности социальной и профессиональной адаптации в период испытательного срока, препятствующие закреплению на рабочем месте.

В заключение, авторы подчеркивают важность эффективного управления персоналом и формирования его лояльности к работодателю. Они также указывают на потенциальные риски использования искусственного интеллекта в HR-процессах и необходимость квалифицированного подхода к постановке задач для нейро-помощников, формулируют типичные ошибки работодателей, при найме персонала на массовые позиции.

[1] «Get experts» ранее часть британской рекрутинговой компании, с 2022 вышли из международной сети и развиваются самостоятельно. охватывает экспертизой 14 индустрий и 9 функциональных направлений. Ежегодно проводит оценку рынка труда. URL https://Get experts.ru (дата обращения 20.02.2024)

[2] «Antal Talent»-ведущая рекрутинговая компания России и СНГ. Специализируется на подборе персонала среднего и высшего управленческих звеньев. Ежегодно проводит оценку рынка труда, в т.ч. показатели текучести персонала. URL https://antaltalent.ru/ (дата обращения 20.02.2024)

[3] hh.ru - oдин из самых крупных сайтов по поиску работы и сотрудников в мире (по данным рейтинга Similarweb), проводит еженедельные опросы и готовит ежемесячные обзоры рынка труда URL https://ekaterinburg.hh.ru/ (дата обращения 20.02.2024)

[4] Пассиктивный подбор - метод подбора предполагает публикацию объявлений о вакансии в СМИ, на специальных сайтах и т.д. [7]

[5] Активный подбор (прямой поиск) - метод для поиска претендентов на руководящую должность, высококвалифицированных узких специалистов, или когда пассивный подбор не дает результатов. [7]

[6] 3. Рынок труда в СМИ: дайджест января 2024. Портал Хендхантер. Статьи. URL: https://ekaterinburg.hh.ru/article/32367, (дата обращения 20.02.2024)

[7] Волкова E. Что ждет рынок труда в 2024 году: конкуренция за кадры и изменение спроса Сетевое издание Ведомости URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2024/01/09/1014191-konkurentsiya-za-kadri-i-strukturnoe-izmenenie-sprosa?_x_tr_sl=ru&_x_tr_tl=fa&_x_tr_hl=fa&_x_tr_pto=sc , (дата обращения 20.02.2024)

[8] Прелиминаринг – сотрудничество с ВУЗами, центрами профессиональной подготовки и переподготовки


References:

Dinukova O.A. (2023). Metody podbora personala. Rossiyskaya nauka: aktualnye issledovaniya i razrabotki [Recruitment methods. Russian science: current research and development] Samara: Samarskiy gosudarstvennyy ekonomicheskiy universitet. (in Russian).

Fateeva N.B., Petryakova S.V., Chupina I.P., Simachkova N.N., Alimardanova N.A. (2022). Iskusstvennyy intellekt v hr-protsessakh [Artificial intelligence in hr processes]. Pravo i upravlenie. (10). 31-35. (in Russian). doi: 10.24412/2224-9125-2022-10-31-35.

Fomin A.I., Shadrina Yu.I. (2022). Intellektualnyy rekruting kak instrument povysheniya bezopasnosti truda na ugledobyvayushchikh predpriyatiyakh [Intellectual recruitment as a tool to improve labor safety at coal mining enterprises]. Vestnik Nauchnogo tsentra po bezopasnosti rabot v ugolnoy promyshlennosti. (2). 34-40. (in Russian).

Kalabina E. G., Ananina N. A. (2023). Evolyutsiya vliyaniya intellektualnogo kapitala na formirovanie potrebitelskoy tsennosti v usloviyakh tsifrovizatsii [The influence of intellectual capital on the formation of consumer value in the digital economy]. Vestnik evraziyskoy nauki. 15 (4). 9. (in Russian).

Malekova V.A., Romanova E.V. (2023). Perspektivy ispolzovaniya chat-botov v HR-sektore [Prospects for the use of chatbots in the hr sector]. Service in Russia and abroad. 17 (1). 180–191. (in Russian). doi: 10.5281/zenodo.7810955 .

Mokhov M. Yu., Fomin A. A. (2020). Prognoz na budushchee: sposoben li iskusstvennyy intellekt zamenit hr-menedzhera [Forecast for the future: is an artificial intelligence able to replace hr-manager]. Stolypinskiy vestnik. 2 (1). 22. (in Russian).

Tyurnina O.O., Oglezneva V.V. (2021). Sistema nayma personala na predpriyatii: teoriya i praktika [The company's personnel recruitment system: theory and practice]. Bulletin of Udmurt University. 31 (6). 1017-1023. (in Russian). doi: 10.35634/2412-9593-2021-31-6-1017-1023.

Страница обновлена: 06.05.2025 в 09:16:49