Tourism and hospitality services: new opportunities in the context of digital transformation
Bitter N.V.1, Nyurenberger L.B., Petrenko N.E., Bykova V.A.1
1 Алтайский государственный университет
Download PDF | Downloads: 162
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 5 (May 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=67918285
Abstract:
In modern conditions of digital transformation of the economy, digitalization of tourism and hospitality services is one of the promising industries. Digital transformation has a direct impact on the changes taking place in the tourism and hospitality industry. The application of digitalization provides an innovative tool for competitiveness, the required level of which is achieved with the help of emerging advanced technology. This study identifies the advantages of applying digital transformations in increasing innovation activity and efficiency of the tourism and hospitality services sector. The directions of digitalization in the hospitality and tourism industry are analyzed. The main problems of digitalization in tourism services are highlighted. The authors note the high efficiency of digitalization in the tourism and hospitality industry, which makes these industries more comfortable and safe.
Keywords: tourism and hospitality services, digital transformation
JEL-classification: Z31, Z32, L83
Введение
Современные условия диктуют все новые требования к цифровизации различных сфер экономики, в том числе и туризма. связано это с тем, что цифровизация как процесс использования цифровых ресурсов в деятельности организации для улучшения работы предприятия, кардинально меняет подходы к ведению бизнес-процессов. Сегодня, в условиях активно развивающихся информационных и цифровых технологий, невозможно назвать какую-либо отрасль, которую бы не затронули данные изменения. Если говорить о туриндустрии – о туристских, гостиничных, ресторанных услугах, о деятельности турагентств и туроператоров, то смело можно утверждать, что данные направления уже давно шагнули навстречу цифровизации.
Индустрия гостеприимства и туризма в настоящее время включает в себя множество услуг, что в свою очередь требует применение цифровых технологий.
Данный факт обусловлен тем, что скорость передачи информации, ее своевременность поступления и актуальность влияет на экономический эффект деятельности предприятия. Современные цифровые технологии активно внедряются в сферу туриндустрии, и их применение становится неотъемлемым условием повышения конкурентоспособности любого туристического и гостиничного предприятия [9] (Nyurenberger, Petrenko, Zotova, 2022).
В настоящее время цифровые системы рассматриваются как стратегический ресурс развития предпринимательской деятельности. Особенно важно это в индустрии туризма и гостеприимства, где деятельность является наиболее информационно насыщенной. Цифровизация в туризме внедряет в бизнес современные цифровые технологий, совершенствуя существующие процессы.
Цель исследования заключается в определении новых возможностей развития сферы услуг туризма и гостеприимства в условиях цифровой трансформации, определение проблем и трендов цифровизации гостиничного и туристского бизнеса
Материалы и методы исследования.
Проведенный нами анализ научных публикаций по теме исследования позволяет нам отметить, что цифровая трансформация, происходящая в современном обществе отражается на сфере туризма и гостеприимства. Исследованию цифровых технологий и инновационных процессов в сфере гостеприимства и туризма посвящены работы российских и зарубежных ученых.
Данными вопросами занимались следующие ученые: Боголюбова В.С., Макриновой Е.И., Сотник А.П., Хайдарова И.С., Соболевской Т.Г., Хамирзова С.К., Кумпилова А.Р., Калашникова С.В., Хачемизова Э.А. и др. [1,5,16] (Bogolubov, Bogolubova, 2023; Makrinova, Sotnik, Khaidarov, 2020; Khamizova, Kumpilova, Kalashnikova, Khachemizova, 2023).
Несмотря на большое количества исследований по данной научной теме остается открытым вопрос использования цифровых коммуникаций в индустрии туризма и гостеприимства, и их влияния на экономический рост предприятий данной индустрии.
В ходе выполнения исследования использованы следующие методы: монографический, экономико-статистический, аналитический, сравнительный.
Результаты исследования
В середине 90-х годов прошлого века впервые заговорили об IT-технологиях, цифре и цифровой экономике. Появились первые гаджеты – пейджеры, сотовые телефоны, которые были доступны лишь немногим из-за своей высокой стоимости, в офисы и домашнее пользование приобретались персональные компьютеры. На сегодняшний день, через 30 лет, никого и не удивляет интернет вещей – использование в быту умных устройств: Яндекс-станция Алиса, система «умный дом», робот-пылесос и другие совершенные цифровые продукты. Только за 2022 Яндекс вдвое нарастил продажи потребительской электроники и стал лидером в данном сегменте – 2,5 млн устройств продано было ими за прошлый год, что в денежном эквиваленте составляет 20,1 млрд рублей. Данный скачок и такие весомые показатели обеспечены, прежде всего, уходом зарубежных вендоров, но и тенденция цифровой трансформации общества тоже сыграла свою одну из главных ролей [4] (Kudryavtseva, Kozina, 2021).
Цифровизация в широком понимании выступает как концепцию экономической деятельности, основанной на цифровых технологиях, внедряемых в разные сферы жизни и производства.
Результаты за 2022 год от Всемирного банка «GovTech Maturity Index» показывают 198 стран, проанализированных в направлении цифровизации государственного управления, лидерами среди которых стали Южная Корея, Бразилия и Саудовская Аравия, но что характерно – Россия вошла в десятку данного рейтинга GTMI, обогнав Японию и США.
В рейтинге технологичности лидером за 2021-2022 по версии «Ростелеком» стал Китай, потенциал технологического сотрудничества которого оценен на самом высоком уровне в научной и изобретательской активности. Именно на долю данной страны приходятся практически все патенты и половина научных публикации, среди группы стран с высоким потенциалом. США сильно отстали по качественным показателям, но заняли лидерскую позицию по объему инвестиций в сферу цифровых технологий. Россия вошла в тройку лидеров за вклад в цифровизации топливно-энергетической области по научным публикациям [3].
В 2020 году цифровой трансформации пандемия Covid-19 придала серьезное ускорение. По аналитическим данным крупнейшего производителя вычислительной техники Dell, 85% компаний в России и 80% в мире ускорили внедрение программ цифровой трансформации.
Цифровые решения успешно внедряются в нашей стране последние годы, один из показателей успешной глобальной цифровизации в России – это доступная информация, которая изменила экономические, социальные и даже политические процессы, повысила качества жизни россиян.
Сегодня в мире выделяют 20 трендов цифровизации (рис. 1).
Искусственный интеллект – лидер этой двадцатки, который за последние пять лет несколько раз занимал первое место по итогам мониторинга трендов цифровизации «Ростелекома». Анализ ведется по интегральному показателю, где рассматривается количество патентов, научных статей и объем вложенных средств в цифровые решения.
В обыденную жизнь социума прочно вошли термины цифровизации – искусственный интеллект, информационная безопасность, нейросеть. Зачастую многие понятия трактуются неоднозначно и неверно. Имеет смысл остановиться на них подробнее.
Рисунок 1 – Топ-20 трендов цифровизации (Ростелеком, за 2022 г.) [1] (Bogolubov, Bogolubova, 2023)
Искусственный интеллект (ИИ) – экспертная система, умеющая «мыслить», действовать подобно человеку, она может обучаться, используя найденные данные. Простейшие системы ИИ: чат-боты, системы персонализированных рекомендаций на маркетплейсах и голосовые помощники типа Яндекс-Алисы. Сложные алгоритмы руководят серьёзными процессами производства, строительством и разрабатывают новые продукты. Чат-боты активно используются поставщиками туристских услуг, консультирование в колл-центрах авиакомпаний, онлайн помощник на сайтах отелей, турагентств, музеев. На сегодняшний день ИИ не достиг разума человека, по оценке экспертов Google это произойдет не ранее 2029 года.
Нейросеть (нейронная сеть) — это цифровая модель человеческого мозга, где нейроном выступает математическая функция, вписанная в программный код. Она включает нескольких слоёв нейронов, где каждый выполняет свою задачу. Туристические онлайн агентства уже внедряют данный ресурс для консультирования клиентов по турам у себя на сайтах. На данный момент нейросеть не может полноценно заменить специалиста по туризму, учитывая тонкости данной сферы и динамическое состояние рынка.
Блокчейн - это децентрализованная база данных, цифровой реестр, который поддерживается множеством ПК по всему миру. Данные блокчейна хранятся в ячейках в хронологическом порядке, защищены криптографией. Данная цифровая технология применяется в сфере туристских услуг авиакомпаниями при регистрации пассажиров их багажа. В дальнейшем инструменты блокчейна планируется использовать для умного туризма со следующими целями: прозрачность сделки – повышение доверия между контрагентами; прозрачность бизнеса – рост налогооблагаемой базы; сокращение расстояния между туроператором и туристом; снижения цены турпродукта за счет исключения посредников (комиссий турагентов); использование криптовалюты за туруслуги.
Глоссарий Gartner по информационным технологиям выделяет три взаимосвязанных понятия цифровизации (рис.2) [10] (Nyurenberger, Novgorodov, Malygin, Petrenko, 2022).
Рисунок 2 – Определения термина «цифровизация» [10] (Nyurenberger, Novgorodov, Malygin, Petrenko, 2022).
Мэри Энн М. Гоббл выделяет отличие между определениями digitization и digitalization. Понятие digitization означает оцифровка, процесс перевода информации из аналогового формата в цифровой (двоичную систему счисления). Компьютер получает информацию, хранит, обрабатывает и по назначению передает [17] (Aghimien, 2020).
Профессоры Университета Северной Каролины обозначают: «Digitization и digitalization – термины часто взаимозаменяемые в публикациях» [17] (Aghimien, 2020).
Консалтинговая компания Gartner дает определение digitalization со стороны изменения бизнес-моделей, цифровые технологии трансформируют их, при этом растут экономические показатели компании и ключевые показателей ее эффективности [10] (Nyurenberger, Novgorodov, Malygin, Petrenko, 2022).
Как показывают результаты анализа, все эти подходы достаточно тесно связаны между собой, они предполагают использование цифровых технологий для устойчивости экономических показателей компании и совершенствования ее процессов, роста финансовых результатов.
Для цифровизации процессов в деятельности компании применяют различные цифровые технологии, которые относятся к передовым производственным технологиям (рис.3).
Представленные цифровые технологии на рисунке 3, оказывают существенное влияние на период разработки, внедрения и выполнения заказов, цены, затраты, экономические показатели и т.п.
Рисунок 3 – Передовые цифровые производственные технологии [3].
Цифровизация – это составная часть цифровой трансформации компании, которая инициирована открывшимися возможностями и тенденциями рынка, с помощью существующих цифровых технологий. Единичный проект по цифровизации процессов не является цифровой трансформацией. Это должен быть комплекс проектов, который позволит провести полноценную долгосрочную стратегическую трансформацию компании [8] (Nyurenderger, Petrenko, Manevich, 2023).
Рассмотрим термины цифровая трансформация и инновации, отмечая их различия. Цифровая трансформация – это обширный процесс изменений, в итоге которых достигается поставленные цели компании [6] (Manevich, 2023). Цифровизация способствует созданию новых инновационных цифровых решений, инструментов, продуктов: виртуальные Фабрики Будущего [6] (Manevich, 2023).
Данные технологии активно проектируют применять и в туризме, как например, продвигая детский научно-популярный туризм. Цифровая экосистема в виде виртуального научного сообщества для школьников, наставников, представителей туристской инфраструктуры, в которой будут проводиться креативные научные экскурсии, экспедиции для детей, которые будут совершать путешествие в науку и вселенную креативного туризма.
Рассмотрим влияние данных цифровых трансформаций на сферу услуг: туризм и гостеприимство. Жерукова А.Б., Теммоева З. И., Кулюшина Н. Е., Бекалдиева З.С. отмечают, что уже на сегодняшний день турбизнес находится в тесной взаимосвязи с цифровизацией, которая накладывает прямое влияние на турпоток [2] (Zerukova, Temmoeva, Kulyushina, Bekaldieva, 2023).
Так по данным некоторых экспертов около 80 % туристов в процессе подготовке к поездке используют цифровые сервисы: бронирование отелей, билетов и т.д. [20].
Отметим, что использование цифровых каналов в сфере туризма и гостеприимства способствует формированию и развитию туристской индустрии, формированию нового турпродукта, оказанию услуг в сфере гостеприимства [15] (Tumenova, Pshigosheva, 2019).
Цифровые решения выводят туристский и гостиничный бизнес на новый веток развития, предоставляя инновационный инструмент конкурентоспособности, требуемый уровень которой достигается с помощью появляющихся передовых технологий [10] (Nyurenberger, Novgorodov, Malygin, Petrenko, 2022).
Цифровая трансформация позволила гостиницам внедрить базы данных, которые ведут учет всех происходящих процессов, накапливая информацию о клиентах. Появление агрегаторов, сервисов, позволяющих забронировать проживание в любом отеле мира, кардинально упростило процесс резервации номеров в гостинице. Сегодня появилась возможность на одной цифровой платформе рассмотреть предложения от разных туроператоров, авиакомпаний и других поставщиков туристских услуг. В нашем современном мире технологии играют важную ключевую роль в совершенствовании и продвижении туристского и гостиничного продукта.
Цифровизация затронула все области индустрии туризма и гостеприимства: цифровые системы автоматизируют здания; мобильные приложения, социальные сети и сайты продвигают туристские и гостиничные услуги; мессенджеры ускорят общение сотрудников с клиентами; чат-боты исключают человеческий труд и т.д.
В настоящее время развитие цифровых технологий в туризме определяется следующими направлениями (рис. 5).
Рисунок 5 – Направления развития цифровых технологий в туризме [Составлено автором]
Рассмотрим тренды цифровизации гостиничного и туристского бизнеса.
1. Интернет вещей (Internet of Things - IoT);
Автоматизированные технологии, объединившие объекты помещения под единое, моментальное управление (система умного дома). Например, в гостинице Ruby Hotel в Вене используют «умный» гаджет – планшет, в который загружены свежие выпуски газет, специальные акции компании и т.д., что дает возможность оптимизировать поступление информации и сэкономить время.
Еще пример: IoT «Умное зеркало» узнает постоянных постояльцев, напоминает сотрудникам отеля об их предпочтениях. Оно встроено в телевизор, который поприветствует клиента при входе в номер, выведет на экран любимые сериалы. При автоматизации зеркала с системой «умный дом» - кондиционер настроит комфортную температуру, а в номере будет ощущаться аромат похожий на парфюм клиента. Использование умных устройств поможет отелю улучшить впечатления своих гостей.
2. Автоматизация открывания двери;
Использование вместо ключей карты, дающие возможности не только воспользоваться номером, но и допуск к другим услугам средств размещения. Впереди на внедрение уже разработанная инновация использования биометрических данных гостей для распознавания постояльца и предоставления ему доступа в нужные помещения отеля. Данные цифровые решения являются отличным инструментом конкурентоспособности компании на рынке.
3. Роботизация бизнес-процессов;
Сегодня в сфере туристских услуг роботы с искусственным интеллектом, являются цифровым трендом, которому спешат соответствовать компании совершенствуя процессы своей детальности. Отели, аэропорты, предприятия общепита приобретают машины, которые способны выполнять комплекс сложных, «интеллектуальных» задач [6] (Manevich, 2023).
Роботы на предприятиях туриндустрии используют для привлечения гостей, заявляя о своем внимании к передовым технологиям. На сегодня роботы не являются полностью самостоятельными, их работу контролируют сотрудники компании. В американском отеле Aloft Cupertino работают роботы-доставщики. Гость оформляет заказ в рум-сервисе, а доставку здесь поручают роботу. Сотрудники загружают заказ в контейнер робота, вводят номер комнаты, отправляя его к клиенту. Данная услуга очень популярна в этом отеле, гости стараются сделать селфи с роботом и похвастаться снимком в социальной сети, принося отелю известность.
В крымском отеле Mriya Resort & SPA удивляют гостей коллаборативным роботом- сомелье Doosan Robotics, который встречает гостей, подбирает им вино и разливает по бокалам. Привлекательность инновационных технологий на предприятиях сферы услуг неоспоримо повышает имидж компании, выделяя ее среди конкурентов.
4. Биометрия;
Передовой цифровой тренд, используемый в туриндустрии - технология распознавания людей по одной или более физическим, характерным и поведенческим чертам.
5. Виртуальная реальность (VR);
Виртуальное путешествие создает уникальный уровень чувственного взаимодействия между туристом и средой музея, что позволяет создать максимально близкое ознакомление с достопримечательностями культурного учреждения. Эта технология является ярким преимуществом в конкурентной борьбе на рынке, создавая дополнительную привлекательность гостинице, туристскому объекту.
6. Онлайн интернет платформы;
Социальные сети, при грамотном их использовании, дают весомое увеличение узнаваемости бизнеса. Они являются отличным инструментом интернет маркетинга. Можно активно использовать данные платформы для продвижения компании в сети Интернет/
7. Цифровые киоски;
Гостиницы, аэропорты устанавливают цифровые киоски или терминалы, чтобы клиенты смогли беспрепятственно и быстро получить нужную информацию об услугах.
Итак, применение данных цифровых технологий и сервисов способствует инновационному развитию индустрии гостеприимства и туризма, а также формированию цифровых экосистем, направленных на создание единого информационного пространства, объединяющего всех участников отрасли [7] (Morozov, Morozova, 2023).
Самым продвинутым шагом при цифровизации индустрии гостеприимства и туризма является использование инновационных бизнес-моделей, приводящих к созданию экосистем, основанных на расширении партнёрских связей стейкхолдеров за счет формирования на основе цифровых технологий, в том числе блокчейна, принципиально новых подходов к обслуживанию туристов [11,12] (Serdukova, Serdukov, 2023; Serdukova, Serdukov, 2022).
Заключение
Из выше сказанного можно отметить, что цифровизация процессов в туризме и гостеприимстве дает возможно создавать новые тренды, автоматизироваться многие услуги, облегчить коммуникации, но вместе с тем существует и ряд проблем использования данных технологий.
Выделим основные проблемы цифровизации в сфере туристских услуг:
1. Недостаток финансовых возможностей.
Данный фактор остро проявляется в небольших городах нашей страны, в регионах, где у небольших гостиничных и туристских компаний нет таких возможностей финансирования новейших цифровых технологий, как у предприятий в крупных городах.
2. Сложности сопровождения цифровых технологий на требуемом уровне.
Существует так называемый «кадровый голод» в специалистах владеющих компетенциями применения цифровых технологий в индустрии туризма и гостеприимства особенно в регионах.
Необходимо менять взгляды и рассматривать, что любая проблема может быть новой возможностью для компании. Проблема может ускорить урегулирование определенных обстоятельств, без нее возможно компания бы никогда не предприняла определенных действий, а тем самым не получила дополнительное преимущество на рынке.
В цифровой трансформации важно понимать суть и технологии цифровизации, четко ставить цели, смотреть в масштабах всего бизнеса: использовать аналитику, устанавливать показатели эффективности, устранять потери в бизнес-процессах и снимать ограничения системы. Это важные условия успешного внедрения цифры и проведения трансформации бизнеса.
Роль цифровой трансформации туриндустрии очевидна. Благодаря цифровизации сферы туристских услуг отдых в отелях становится более комфортным, безопасным, качественным; приобретение туров быстрым, удовлетворяющим потребности клиента; посещение туристских объектов информационно насыщенным. Цифровая трансформация выводит отрасль на совершенно иной виток развития и важно не останавливаться в данном процессе.
References:
Aghimien D. et al. (2020). Digitalization of construction organisations–a case for digital partnering International Journal of Construction Management. 1-10.
Bogolyubov V.S., Bogolyubova S.A. (2023). Potentsial ispolzovaniya tsifrovyh platform v turizme [The potential of using digital platforms in tourism]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. (4-2). 156-162. (in Russian). doi: 10.17513/vaael.2778.
Gobble M. A. M. (2018). Digital strategy and digital transformation Research-Technology Management. 61 (61(5)). 66-71.
Irniger A. (2017). Difference between Digitization, Digitalization and Digital Transformation Core systems. 29.
Khamirzova S.K., Kumpilova A.R., Kalashnikova S.V., Khachemizova E.A. (2023). Napravleniya tsifrovoy transformatsii industrii gostepriimstva i turizma v sovremennyh usloviyakh [Hospitality and tourism digital transformation trends in modern conditions]. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (4). 2283-2296. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.13.4.119939.
Kudryavtseva T.Yu., Kozhina K.S. (2021). Osnovnye ponyatiya tsifrovizatsii [Basic concepts of digitalization]. Vestnik Akademii znaniy. (44(3)). 149-151. (in Russian). doi: 10.24412/2304-6139-2021-11228.
Makrinova E.I., Sotnik A.P., Khaydarov I.S. (2020). Modeli i tekhnologii razvitiya turizma v meynstrime tsifrovoy ekonomiki [Models and technologies of tourism development in the mainstream of digital economy]. Fundamental research. (3). 72-77. (in Russian). doi: 10.17513/fr.42702.
Manevich Ya.V. (2023). Innovatsionnye resheniya kak sredstvo razvitiya gostinichnogo biznesa v epokhu tsifrovizatsii [Innovative solutions as a means of hotel business development in the era of digitalization] Nsk: SGUPS. (in Russian).
Morozov M.A., Morozova N.S. (2020). Kontseptsiya tsifrovoy ekosistemy industrii turizma i gostepriimstva [The concept of the digital ecosystem of the tourism and hospitality industry]. Service and Tourism: Current Challenges. (4). 27-36. (in Russian). doi: 10.24411/1995-0411- 2020-10402.
Nyurenberger L.B., Novgorodov P.A., Malgin A.V., Petrenko N.E. (2022). Rossiyskiy rynok turistskikh uslug: sovremennoe sostoyanie, problemy, regionalnaya spetsifika [The Russian market of tourist services: state-of-the-art, problems and regional specifics]. Creative economy. 16 (12). 5079-5100. (in Russian). doi: 10.18334/ce.16.12.116658.
Nyurenberger L.B., Petrenko N.E., Manevich Ya.V. (2023). Osobennosti realizatsii tekhnologiy i instrumentov tsifrovyh kommunikatsiy v sovremennoy sfere uslug turizma i gostepriimstva [Features of the implementation of digital communications technologies and tools in the modern sphere of tourism and hospitality services]. Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. (4). 31-38. (in Russian). doi: 10.21295/2223-5639-2023-4-31-38.
Nyurenberger L.B., Petrenko N.E., Zotova E.G. (2022). Formy i metody stimulirovaniya prodazh v industrii gostepriimstva [Forms and methods of sales promotion in the hospitality industry] Moscow: Rusayns. (in Russian).
Serdyukova N.K., Serdyukov S.D. (2022). Teoreticheskie i prikladnye aspekty ekosistemnogo podkhoda k razvitiyu turizma i gostepriimstva [Theoretical and applicable aspects of an ecosystem approach to a development of tourism and hospitality]. Natural-humanitarian research. (44). 272-277. (in Russian).
Serdyukova N.K., Serdyukov S.D. (2023). Issledovanie faktorov i protsessa formirovaniya ekosistemy turizma territorii [A research of factors and the process of a territory's tourism ecosystem formation]. Vestnik evraziyskoy nauki. 15 (4). 1-21. (in Russian). doi: 10.15862/24ECVN423.
Sobolevskaya T.G. (2021). Tsifrovizatsiya – dvigatel transformatsii industrii turizma v epokhu tsifrovyh tekhnologiy [Digitalization - the engine of transformation of the tourism industry in the digital age]. Marketing i logistika. (3(35)). 59-67. (in Russian).
Tumenova S. A., Pshigosheva A. Yu. (2019). Tsifrovizatsiya turisticheskogo prostranstva kak novaya forma kommunikativnogo vzaimodeystviya [Digitalization of the tourist space as a new form of communicative interaction] Nalchik : Kabardino-Balkarskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet imeni V. M. Kokova. (in Russian).
World Transformed: Megatrends and Their Implications for Travel & TourismWorld Travel & Tourism Council. Retrieved April 21, 2024, from World Transformed-Megatrends and their Implications for Travel and Tourism-Jan 2019.pdf
Zherukova A.B., Temmoeva Z. I., Kulyushina N..E, Bekaldieva Z. S. (2023). Drayvery tsifrovoy transformatsii industrii turizma i gostepriimstva [Drivers of digital transformation of the tourism and hospitality industry]. Innovatsionnaya ekonomika: informatsiya, analitika, prognozy. (1). (in Russian). doi: 10.47576/2949-1894_2023_1_182.
Страница обновлена: 12.05.2025 в 16:51:42